Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] († 3.06. 1821), сщмч. (пам. греч. 3 июня), митр. Фессалоникийский. Происходил из Димицаны из влиятельной семьи Даливирисов-Антонопулосов. Он был земляком и сверстником сщмч. Григория V , патриарха К-польского. И. получил хорошее светское и духовное образование. Был рукоположен во диакона и совершал служение при Эфесском митрополите. В 1787 г. был избран митрополитом Драмским. Заботясь о народном просвещении, он пожертвовал димицанской школе 2 тыс. гроссов. На средства И. был издан ряд книг, в т. ч. «Краткая хронология всеобщей истории» (пер. с франц. яз. с коммент. Л. Антониадиса) и «География» Дионисия Пирра Фессалийца. И. также просил прп. Никодима Святогорца подготовить издание «Синаксариста» (сборника житий святых) на новогреч. языке, а после его смерти заботился о публикации этого труда, к-рый был издан в 1819 г. В качестве митрополита Драмского, а с 1810 (или с 1811) г. Фессалоникийского И. являлся членом патриаршего Синода и участвовал в управлении К-польской Церковью. В. Михопулос не исключает, что И. мог быть членом «Дружеского общества», учитывая видную роль его брата в национально-освободительной борьбе и общий характер деятельности митрополита (Χριστιανικ Μακεδονα. 2002. Σ. 70-71). После начала антитур. восстания в Дунайских княжествах и на Пелопоннесе в марте 1821 г. султан отдал распоряжение арестовать архиереев: Дионисия Эфесского, Афанасия Никомидийского, Евгения Анхиальского и Григория Деркского, подозреваемых в сочувствии повстанцам. После казни патриарха Григория V И. вместе с митрополитами Иоанникием Тырновским и Дорофеем Адрианопольским заключили в тюрьму и содержали в жестоких условиях. После того как 27 мая 1821 г. у Лесбоса Д. Папаниколисом был взорван тур. военный корабль, султан приказал повесить всех узников. 3 июня 1821 г. митрополиты были казнены на европ. берегу Босфора: Иоанникий Тырновский и Дорофей Адрианопольский были повешены в Мега-Ревме (Арнавуткёе, ныне в черте Стамбула), И.- в Неохорионе (Еникёе, ныне в черте Стамбула), Григорий Деркский - в Терапье (Тарабье, ныне в черте Стамбула). По пути на казнь архиереи утешали друг друга и пели последование на исход души. И. почитался греками как «этномартир» (дословно - «мученик за нацию»), в наст. время причислен к лику святых. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Ο θνομρτυς μητροπολτης Θεσσαλονκης Ιωσφ Δαλιβρης π Δρμας//Μακεδονικ. 1960. Τ. 4: 1955-1960. Σ. 470-494; idem. Ιωσφ, Μητροπολτης Θεσσαλονκης//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 128-130; Χριστιανικ Μακεδονα: Ο θνομρτυς μητροπολτης Θεσσαλονκης Ιωσφ († 1821, Κωνσταντινοπολις). Θεσσαλονκη, 2002; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 10: Ιονιος. Σ. 45. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781, г. Коломна Московской губ.- 15.01.1842, Москва), еп. Архангельский и Холмогорский. Род. в семье священника. Окончил Коломенское ДУ и московскую Славяно-греко-латинскую академию (1807). С 1809 г. преподавал в той же академии катехизис и нем. язык. В 1810 г. принял монашество. С 9 окт. 1810 г. ректор Пензенской ДС. С 1812 г. архимандрит, настоятель пензенского Спасского мон-ря, с 1815 г. настоятель нижнеломовского Казанского мон-ря, с 10 сент. 1821 г. ректор Ярославской ДС и настоятель ярославского Толгского мон-ря . Хиротонисан 14 февр. 1826 г. во епископа Архангельского и Холмогорского. Заботами А. выстроено неск. каменных зданий архангельского архиерейского дома («двора»). В 1828 г. А. получил от Святейшего Синода выговор за данное им благословение на закладку англикан. церкви в Архангельске (11 июня 1828) и совершение молебна при ее основании. Святейший Синод «нашел поступок» А. «весьма необдуманным, хотя произошедшим, вероятно, от доброго намерения». С 14 сент. 1830 г. на покое в московском Донском мон-ре , затем в Новоспасском , где и скончался, погребен в монастырской Знаменской ц. А. известен проповедями и переводами нравоучительной лит-ры с нем. и англ. языков, получившими одобрение Московских митрополитов Платона (Левшина) и свт. Филарета (Дроздова) . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 108. 343, 875, 876, 879, 977, 978; Оп. 109. 1039; Оп. 110. 532; Оп. 111. 561; Здравомыслов. Л. 73. Соч.: Слово в неделю Православия. СПб., 1821; Слово в день рождения Е. И. В. Имп. Александра Павловича. СПб., 1822. Пер.: Тиц И. Зрелище Креста Христова: Пер. с нем. СПб., 1810; Джонес Т. Еммануил: Пер. с англ. М., 1828; Бакстер Р. Пища ежедневная для христиан: Пер. с англ. М., 1831; он же. Воззвание к новообращенным: Пер. с англ. М.,1835; он же. О вечном покое святых: Пер. с англ. М., 1841; Иерузалем И.-Ф. Руководство к познанию Спасителя мира: Пер. с нем. М., 1845. Лит.: Некролог//Москвитянин. 1842. Т. 3. С. 278-279; [Морошкин М. Я.] Заложение английской церкви в Архангельске в 1828 г.//ДНР. 1876. Т. 1. С. 392-395; Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 2. С. 457-458; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 1. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/62378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР АРЗАМАССКИЙ (Подгорченков Адриан Иванович; 1758, Украина - 29.04.1845, Арзамас), архим. Род. в семье правосл. польск. шляхтича, рано осиротел. Окончил КДА. В 1779-1787 гг. служил в московском департаменте Камер-коллегии, откуда уволился по состоянию здоровья. В 1790 г. поступил в московский Новоспасский мон-рь , нес послушание соборного пономаря. В 1793 г. вместе с архим. Новоспасским Павлом (Пономаревым) приехал в С.-Петербург, где 12 марта был пострижен в монашество с именем А. митр. Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) , 1 мая того же года рукоположен во диакона, а 5 мая - во иеромонаха. Ведя строгую иноческую жизнь, А. А. в 1797 г. отказался от приглашения митр. Гавриила переехать в Новгородскую епархию и быть возведенным в сан архимандрита. В том же году А. А. был назначен казначеем Новоспасского мон-ря, а в 1798 г.- наместником. В 1799 г., стремясь к уединению, испросил увольнение от должности наместника и поступил в число больничных иеромонахов. В 1810 г. А. А. был назначен архимандритом арзамасского Спасского мон-ря, к-рый перестроил на пожертвования, а в 1812 г.- первоприсутствующим в духовном правлении. В 1813 г. за усердную службу награжден зелеными бархатными скрижалями . В 1820 г. открыл Арзамасское библейское сотоварищество. С 1820 г. благочинный 5 мон-рей, с 1821 г. смотритель народных уч-щ, с 1822 г. смотритель открытого им в Спасском мон-ре арзамасского приходского уч-ща, с 1837 г. заведовал арзамасским уездным ДУ. В 1842 г. по состоянию здоровья ушел за штат. В 1843 г. награжден золотым наперсным крестом. Нес подвиг старчества, вел обширную духовную переписку. Находился в общении с афонскими и молдав. старцами, в т. ч. с прп. Паисием (Величковским) . Наставлял юного Тимофея Путилова (буд. оптинский старец Моисей ), по совету А. А. поступившего в Саровскую пуст. Был кроток и снисходителен с подчиненными, очень скромен в быту, раздавал все свое жалованье братии, монастырским служителям и бедным ученикам. Несмотря на слабое здоровье, был строгим постником, усердным молитвенником, носил вериги. Перед кончиной в течение 18 дней не принимал пищи, ежедневно причащаясь. Погребен в Преображенском соборе Спасского мон-ря. Лит.: Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. XI-XII. Прил.: 13 писем; Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря. М., 1867; ЖПодв. Апрель. С. 299-309. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/64326.html

Павел, архиепископ Тобольский и Сибирский (Морев-Павлов Петр Алексеевич) Родился в 1779 году в Пинежском уезде Архангельской губернии в семье священника. В 1806 году по окончании местной духовной семинарии назначен учителем в ней. В 1807 году пострижен в монашество. С марта 1807 года – игумен Корельской Николаевской обители Архангельской епархии. С 1809 года – префект духовных училищ. С 5 июня 1810 года – архимандрит Архангельского, в честь Архангела Михаила, монастыря. 14 октября 1817 года назначен архимандритом Сийского Антониева монастыря. С 1818 года – ректор духовной семинарии. 5 апреля 1820 года назначен архимандритом Крестного на острове Кие монастыря. С мая 1821 года – архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря. 27 мая 1823 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Вятского и Слободского. 19 марта 1827 года переведен епископом Могилевским и Витебским. 7 августа 1831 года возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. Скончался 18 декабря 1831 года. Труды: Речь, говоренная Его Императорскому Величеству Александру Павловичу в Вятке 8 октября 1824 года//Вестник Европы. – СПб., 1824. – Ч. 138, 21. – С. 63. Литература: Никитников Г. А. Иерархия Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 86. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 319, 343, 495, 801, 819, 824, 826. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 244. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 244. Архангельские губернские ведомости. – 1850, 40. Могилёвские губернские ведомости. – 1846, 50. Странник. – 1869. – Кн. 7. – С. 5–9. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54, 55, 56. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 1182. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 593; т. 2. – С. 1582, 2168. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 70. Софронов В. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Речки. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1873. Год утраты:1986 (разобрана) Адрес: Украина, Сумская обл., Сумской район, с. Речки Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Речки или в Речки, выходить на остановке " Речки " Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Речки получило своё название от трёх речек (Крыги, Мороча и Безъимянной), протекающих посредине него. В отписке князя Ромодановского можно видеть, что в 1663 г. в Речках уже существовал храм, так как сей Белгородский воевода называет Речки селом. Поелику (поскольку) же Речки были тогда разграблены Татарами: то едва ли уцелел тогда и храм их... В 1761 году Речанский храм сгорел со всем имуществом – от молнии. Ныне существующий каменный храм основан в 1821 г. и освящён в 1832 г. Строителем сего храма был протоиерей Пётр Назарьев, поступивший на место отца своего в 1806 г. и ныне ещё служащий храму. Получив доверенность от общества как на ходатайство и построение храма, так и на заготовление материалов и заключение контрактов с мастеровыми, он совершил постройку его с совестью чистою, достойною служителя храма Божьего. Книги храма: евангелие Московской печати 1685 года, другое Московской печати 1697 года, шестоднев Московской печати 1678 года, цветная триодь Московской печати 1702 года. Метрики и исповедные росписи начинаются с 1751 г. Приход 2 класса. По переписи 1732 г. в Речках старшин и казаков - 158, подпомощников - 708 душ мужских, школа и сотник Афанасий Иванов Высоцкий. Затем было: в 1750 г. 1070 муж.д., 1025 жен.д.; в 1770 г.: 1461 муж.д., 1447 жен.д.; в 1790 г.: 1645 муж.д., 1672 жен.д.; в 1810 г.: 2475 муж.д., 2563 жен.д.; в 1830 г.: 2220 муж.д., 2303 жен.д.; в 1850 г.: 2422 муж.д., 2589 жен.д. Филарет (Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54232

Скачать epub pdf 11. Александр I Павлович, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 г; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии – часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.; открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.). Вел войны с Наполеоном – в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией – в 1804–1813 гг. (Ленкорань); с Турцией – в 1806–1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией – в 1808–1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне (см. 90). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Феофилакт, епископ Тамбовский и Шацкий (Ширяев Федор Иванович) Родился 8 сентября 1777 года в селе Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной семинарии. Преподавал в семинарии риторику, философию, богословие, латинский, греческий и французский языки. В 1808 году вызван в Санкт-Петербург и 22 мая пострижен в монашество в Александро-Невской лавре. 6 августа 1809 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря, а также префектом и учителем Вологодской духовной семинарии. В 1810 году определён ректором Вологодской духовной семинарии. В 1811 году переведён в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии ему было поручено преподавать словесные науки. За успехи в преподавательской службе награждён наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом и орденом святой Анны II степени. В 1814 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря. 23 июля 1821 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофилакт часто посещал Саровскую пустынь и многократно беседовал с преподобным Серафимом Саровским († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). 20 мая 1824 года скоропостижно скончался, не достигнув 47 лет, от чахотки. Погребён в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе у южной стены. По словам Московского митрополита Филарета, «...епископ Феофилакт служил, обедал, почивал, проснулся, исповедался, скончался». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 237. Хитров Г., священник. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1851. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 237. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 62. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, 1, стр. 48 и прим. 1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 2145. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913. Т. 25, стр. 470. Тамбовские епархиальные ведомости, 1879., 20, стр. 643. Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 18. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Апраксин Степан Федорович (1702–1758), военачальник, ген.-фельдмаршал (1756), вице-президент Военной коллегии, с 1756 главнокомандующий русской армией в Семилетней войне; Апфельбаум (Зиновьев Григорий Евсеевич, настоящие фамилия и имя Радомысльский Евсей-Гершен Аронович) (1883–1936), советский государственный и политический деятель, публицист. Член РСДРП (с 1901), член ЦК в 1912–1927 (кандидат с 1907, в ноябре 1917 выходил из состава ЦК), член Политбюро ЦК в октябре 1917 и в 1921–1926, председатель Петроградского (Ленинградского) совета рабочих и солдатских депутатов (1917–1926), председатель Исполкома Коминтерна (1919–1926). С 1928 ректор Казанского ун-та. С 1931 член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932–1933 в ссылке в Кустанае, затем член правления Центросоюза и редколлегии журнала «Большевик». Член ВЦИК и ЦИК СССР. Как оппозиционер, трижды (1927, 1932, 1934) исключался из партии. В декабре 1934 арестован, приговорен к 10 годам тюремного заключения, 24.08.1936 приговорен к расстрелу, 25.08.1936 расстрелян. Реабилитирован в 1988; Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834), граф (1799), ген. от артиллерии (1807), государственный деятель, ближайший советник императора Александра I. Инспектор гатчинской артиллерии (1794), гатчинский губернатор (1796), инспектор всей артиллерии (1799, с 1803). В 1799–1803 в отставке. Министр военно-сухопутных сил (1808–1810), ген.-инспектор всей пехоты и артиллерии (1808–1819), председатель военного департамента Государственного совета (1810–1812, 1816–1826), член К-та министров и сенатор (с 1810), главный начальник военных поселений (с 1819), главный начальник Отдельного корпуса военных поселений (1821–1826); Аралов Григорий Григорьевич, владелец магазина писчебумажных товаров в Москве на углу Тверской ул. и Леонтьевского пер.; Ардашев Николай Николаевич (1862–1923), историк. Сотрудник МАМЮ (с 1887), секретарь Тургайского статистического к-та и советник Оренбургского губернского правления, с 1902 вернулся в МАМЮ, архивариус, затем начальник отделения, профессор, член Совета Московского археологического ин-та (с 1907), редактор издания «Акты Московского государства»;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

1759-1766); Дионисий в 4-й раз (после 1767-1774); Никифор из Смирны (ок. 1778-1790); Анфим (ок. 1779); Каллиник (до 1780-1792); Гавриил (1792-1810); Даниил (1810-1811); Кирилл (1811-1813); Дорофей Проинос (1813-1821); нмч. Никифор Пилусиот (1821-1824); Герасим (1824-1829); Григорий (1830-1840); Герасим (1840-1853); Кирилл (1853-1873); Дионисий Харитонидис (1873-1880); Неофит Папаконстантину (1880-1886); Дионисий Харитонидис вторично (1886-1887, затем К-польский Патриарх); Матфей (1890); Кирилл Димитриадис (1890-1908); Каллиник (1908-1910); Поликарп (1910-1922). После 1922 г. епархия была упразднена. Архитектура Рим. город находился в юго-зап. части совр. Эдирне (стены укреплений еще сохранялись в XIX в.). Собор Св. Софии не сохранился, но известен по фотографиям XIX в. Построенный в V-VI вв., представлял собой купольный тетраконх с амбулаториями и галереей. После завоевания А. (1361) Мурад I превратил Св. Софию в мечеть Халабие. Баязид I Йылдырым построил на месте раннехрист. базилики мечеть (кон. XIV в.). Ядро совр. города возникло в 10-е гг. XV в. к северу и северо-востоку от цитадели. К тому времени относятся Старая мечеть (Эски-джами; 1403-1413, девятикупольная с арочным портиком вдоль фасада), бедестен (1418, перекрыт 14 куполами), перестройка визант. моста (1420, совр. мост Газимихаль). Церкви Христа, Одигитрии и св. Стефана сгорели в 1526 г. Последняя была восстановлена и стала подворьем Афонской Великой лавры . Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 1172-80; Choisy A. L " art de bâtir chez les Byzantins. P., 1883. P. 131 sq.; Pauly, Wissowa. T. 7. Col. 2174-2175; Αξιτης Π. Η Αδριανοπολις π τν ρχαιοττων χρνων μχρι το 9. Θεσσαλονκη, 1922; Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de la métropole d " Adrianople//EO. 1939. Vol. 38. P. 1-34; Aslanapa O. Edirnede osmanl devri abideleri. Istanbul, 1949; Mavrodinov N.//Actes de VIe Congrès international des Études Byzantines. [P., 1951]. Vol. 2. P. 286-290; Ö zde G. Edirne Imar planina hazrlk etüdü. Istanbul, 1951; Velkov V. Die thrakische und dakische Stadt in der Spätantike. Sofia, 1959. S. 96; Edirne: Edirne " nin 600. fetih yildönümü armaan kitabi. Ankara, 1965; Γριτσπουλος Τ. Α. Αδριανοπολις//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 453-460; Zachariadou E. A. The Conquest of Adrianople by the Turks//StVen. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Kreiser K. Edirne. Edirne, 1975; Venedikov I. Thracian art treasures. Sofia, 1975; Asdracha C. La région des Rodopes aux XIIe et XIVe s.: Étude de géographie historique. Athènes, 1976; Искусство стран и народов мира. М., 1978. Т. 4. С. 455; La Thrace orientale et la Mer Noire: Géographie ecclésiastique et prosopographie. P., 1987; Soustal P. Thracien//TIB. W., 1991. Bd. 6. S. 161-167.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Тем не менее архиепископы Кипра твердо стояли на позициях верности Православию. Клирики отказывались подчиняться латинским властям и папе. В частности, в 1231 г. тринадцать монахов Кантарского монастыря смело осудили латинские нововведения, вследствие чего латинские власти заключили их в тюрьму на 3 года, а потом сожгли на костре. В 1489 г. Кипр перешел во владение Венеции на положении колонии. 11.3. Кипрская Церковь в условиях турецкого господства (1571 – 1878) В 1571 г. Кипр был завоеван новыми хозяевами – турками-османами. Начался трехвековой период турецкого господства. Ослабленная притеснениями со стороны католиков, Кипрская Церковь попала под исламский гнет. В эту эпоху множество клириков и православной паствы было убито или увезено в плен. Православные храмы превращались в мечети, а имущество храмов и монастырей было расхищено турками. Вместе с тем Кипрские предстоятели смогли добиться от турок ряда привилегий. Самая главная из них состояла в том, что со второй половины XVII в. Кипрский Архиепископ стал не только главой Церкви, но и политическим руководителем кипрского народа – вождем-этнархом («милет-баши»). Заметим, что данная привилегия была характерна для всех православных иерархов в Османской империи. В османский период окончательно сформировалось устройство Кипрской Православной Церкви, сохранявшееся до XX в. Во главе Церкви стоял Архиепископ, которому подчинялись епископы Пафский, Киттийский и Киренийский, получившие в начале XVII в. титул митрополитов. Эти архиереи вместе с архимандритами кипрских монастырей образовывали Синод при Архиепископе. На протяжении всего периода турецкого господства на Кипре, безусловно, зреют национально-освободительные идеи. Стремление греков-киприотов к национальной независимости особенно сильно проявило себя в начале XIX в. в период Морейского восстания (1821). Киприоты безоговорочно поддержали свой народ в борьбе против османского гнета. В ответ на это турецкий наместник Кипра Мехмед Кучу с согласия султана обрушил на православных киприотов жесточайшие гонения: все три митрополита были казнены, Архиепископ Кипрский Киприан (18101821) был повешен на центральной площади Никосии, были также повешены игумены монастырей, священники, народные старейшины. Всего в 1821 г. было казнено 486 священников. Почти все православные монастыри и храмы были превращены в мечети либо в подсобные помещения, стойла для животных. Христиане приходилось бежать в горы. Гонения турецких властей затронули даже Афон, где турки позволяли нечеловеческие расправы над монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010