Через год Покровская церковь была освящена. Устройство в трапезной церкви придела св. пророка Илии относится к 1806 г. Означенный придел, как видно из указа Консистории от 29 сентября 1806 г. за 3142, освящен был кафедрального собора иереем Иоанном Иоанновым 1 октября 1806 г. Придел во имя преп. Давида Селунского устроен был по плану, одобренному 14 ноября 1849 г. купцом Давидом Ивановичем Широковым. Колокольня, построенная в 1816 г., была в 1860 г. перестроена заново. К числу зданий, принадлежащих к церкви, принадлежит также дом, в котором помещается приходская школа, состоящая в заведывании земства. В состав прихода, кроме села, входят деревни: Леонова, Полбина, Дмитревка, Харланова и Никитенка, в коих числится муж. пола 1465 душ, жен. пола 1587 душ. В причте состоят: священник, диакон и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Буквально с первых дней советской власти началось активное закрытие монастырей и приходских храмов. Многочисленные протесты настоятелей храмов и прихожан не принимались в расчёт. Не смотря на гонения власти РПЦ не остались в стороне от народного бедствия - бушевавшего в стране голода. 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всём мире к помощи голодающим. Не остался в стороне и Покровский храм села Княжево, из которого были изъяты церковные ценности под предлогом " В помощь голодающим Поволжья " . Это были серебряные ризы с икон, лампадки, кадила и прочая, имеющая хоть какую нибудь ценность, богослужебная утварь. Спустя некоторое время, с колокольни сняты были колокола и увезены на переплавку для нужд индустриализации. Попытки закрыть Покровский храм предпринимались с 1936 года, но окончательно церковь в Княжево была закрыта в самом начале 1941 года и отдана во владение колхоза. В послевоенные годы в церкви размещался крахмало-паточный завод. В северной стене сделали проём и поставили большие ворота, чтобы внутри могли въезжать грузовики. Эти машины в некоторых местах обрушили пол, под которым находилась храмовая котельная. Внутри под оборудованием заводчане установили бетонные основания, разрушив старинную плитку. К стенам навезли грунт, слой метра в полтора, чтобы автотранспорту было удобнее въезжать внутрь. Кирпич, со временем, стал впитывать влагу, мокнуть и разрушаться. Пострадал от этого и белокаменный цоколь.

http://sobory.ru/article/?object=13424

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава седьмая (1806–1809) I В 1806 году мы провели все лето в Горках; в тамбовскую деревню не ездили, а только во время Успенского поста были на богомолье у Троицы. Отправились мы 4 августа в большой линейке: Дмитрий Александрович и я, взяли с собой старшую девочку — Грушу (ей было уже 12 лет) и приехали обедать к Анне Васильевне Титовой в Сокольники. С нами сговаривались ехать и ее дочери к Троице, и, отобедав у Титовой, мы все уселись в нашу линейку и поехали. Ночевали в Дмитрове на квартире у одного купца, напротив моста. Наутро мы выехали из Дмитрова в седьмом часу и к девяти приехали в село Озерецкое; обедали, выждали, чтобы свалил жар, и отправились в Хотьков монастырь. Там, как водится, отслужили панихиду по родителям преподобного Сергия и тотчас же поехали к Троице и остановились в гостинице. В то время там пребывал преосвященный митрополит Платон. Узнав, что он назавтра, в Преображенье, будет служить у праздника в Вифании, мы положили туда ехать к обедне. Вифания начала свое существование только при митрополите Платоне и устраивалась на моей памяти. При его предместнике, преосвященном Самуиле, который, как мне сказывали, временно управлял Московскою митрополией (после убиения во время чумы преосвященного Амвросия), архиерейский загородный дом был несколько левее Вифании; там были прекрасные обширные пруды, саженые рощи, которые я застала, и много кедровых деревьев. Это место не полюбилось преосвященному Платону; он выбрал место поправее, построил там для себя дом с церковью и назвал ее Вифания. Когда после коронования император Павел со всем семейством ездил на богомолье в Лавру, то посетил бывшего своего законоучителя, митрополита Платона, в Вифании и там у него кушал. Много рассказывали о новой Вифанской церкви, устроенной внутри наподобие горы Фавор: кто хвалил, а кому и не нравилась, и вот наконец довелось мне и самой ее видеть. Нам сказали, что обедня начнется в восемь часов, и мы встали пораньше, так что в семь часов были уже готовы ехать; проехали эти три версты от Троицы до Вифании и туда поспели еще до благовеста. В этот день я видела архиерейское служение все вполне, от начала до конца.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Основу надвратной колокольни составляет тридольный объем Николаевской церкви 1774 г.: центральная участок в плане - квадрат со срезанными углами; западная и восточная участка - прямоугольники с закругленными внешними углами. В течение 1800-1806 г.г. второй ярус церкви был перестроен и превращен в колокольню. Боковые участки были ниже среднего, имели покатые крыши. Центральный участок венчала сферическая декоративная баня с фонариком. В середине XX в. средний пролет второго яруса был перестроен: арку колокола и баню уничтожели, устроены прямоугольные окна и все здание подведено под единый карниз. Архитектурные формы этого памятника демонстрируют переход от барокко к классицизму: пластика стены - типично барочная, с чередованием плоских и округлых участков, с выразительным розрипуванием(?) многообломных карнизов. Время лишило сооружение декора: доминируют гладкие плоскости стен, прорезанные по первому ярусу арочными нишами. Здание имеет плоские перекрытия по деревянным балкам и вальмовую крышу. Трапезная церковь Св. Параскевы Пятницы, построенная в 1806 г., является одноэтажным зальным зданием с цилиндрической апсидой и четверкой с банистым сферическим покрытием (четверик не сохранился). В течение 1832-1837 г.г. в трапезную с севера пристроен хозяйственный корпус. Настоятельский корпус построен в 1806 г., перестроен в 1832-1837 г.г. Это прямоугольный в плане одноэтажный дом, с плоскими перекрытиями и вальмовой крышей, без фасадного декора. Братский корпус одноэтажный, удлиненный, с плоскими перекрытиями и высокой четырехскатной крышей. Северное крыло имеет коридорно-двусторонний план, южное - секционный, состоя из двух секций: в каждой из них - сени со сквозным проходом с парадного двора на хозяйственный, по бокам - по четыре комнаты с каждой стороны. Окна прямоугольные, удлиненных пропорций. Декора на фасадах нет. Ансамбль Домницкого монастыря является редкой памятником градостроительства и архитектуры эпохи расцвета русского классицизма в Украине, имеющий высокую научную и художественную ценность.

http://sobory.ru/article/?object=26599

Мефодий писал: «живущих без указу велеть по порядку просить о принятии их в монастырь, живущих же в монастыре без всякого на то дозволения ныне же выслать. И то сожалительно, что вышло такое своевольство. Выслать также и прочих, к монастырю не принадлежащих, по моим на приложенной ведомости отметкам. А и за оставленными для нужной, в случае болезни, услуги, смотреть игуменье все прилежно, чтоб они жили чинно и состояли у ней, игуменьи, в послушании; ибо в монастыре одна начальница, а противное тому не может быть терпимо». Но это предписание не образумило Бехтеевой, и потому 17 мая 1806 года Св. Синод предписал выслать ее, как нетерпимую в монастыре, для жительства к родственникам 583 . Такая же история повторилась в 1806 году с купчихой Елизаветой Придорогиной 584 . В виду таких беспорядков, Преосвящ. Арсений II неохотно допускал в монастырь знатных послушниц, что и выразил по поводу просьбы о принятии в монастырь дочери секунд-майора Говардовской 585 . Вторая отрицательная черта в строе монастырей – отсутствие той разумной хозяйственности и тех ремесел, которые так настойчиво рекомендовал монахам Духовный Регламент. По-прежнему монастыри не могли справиться со своими естественными богатствами, а или отдавали их в аренду, или обрабатывали самым первобытным образом. Так, в Толшевском лесу одного валежнику в 1806 г. можно было продать более чем на 4000 р. При хорошем хозяйстве постоялый двор мог бы давать по 2000 р. доходу ежегодно и мельница более 1000 р.; от скотоводства можно было бы получать до 6000 р. в год. Здесь же можно было бы устроить кирпичный завод и огородничество давало бы более 1000 р. доходу. Но все эти предположения, высказанные благочинным монастырей, архим. Иустином, не встретили поддержки ни со стороны братии монастыря, ни со стороны преосвящ. Арсения II «хотя совет кажется и благ, писал он: но можно ли на практику теоретические мысли поставить, о том консистория представит нам» 586 . Тоже отсутствие хозяйственной предприимчивости отмечено в Коротоякском монастыре: «выгод и хозяйства от имеющегося при оном монастыре никаких не заведено, кроме как только скашивают с лугов траву для скота 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Липецк. Часовня Петра и Павла (старая). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Петра и Павла Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не позже 1885. Год утраты:1931 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Липецкая область, г. Липецк, пл. Революции Координаты: 52.604818, 39.597185 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Часовня св. Петра и Павла на пл. Революции (ранее Старобазарная пл.). Построена в 1872 г. в память 200-летия со дня рождения Императора Петра I на месте первой городской церкви Рождества Христова, сгоревшей 11 сентября 1806 г. Строительство связано не только с юбилеем государя и его особым почитанием в Липецке, но и с местным преданием, согласно которому Петр Великий бывал в стоявшей на этом месте Христорождественской церкви и даже принимал участие в её закладке. В 1922 году из часовни была изъята единственная икона в серебряной позолоченной ризе - образ Спасителя. В 1931 г. по решению горсовета часовню разобрали, а кирпич использовали на строительстве электростанции. В 1996 году по инициативе члена Липецкого областного краеведческого общества и главного редактора газеты " Русь Святая " И.Т. Сорокина в Липецке был создан Фонд возрождения часовни свв. Петра и Павла. И в 2001 году часовня восстановлена недалеко от того места, на котором располагалась ранее, по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия на средства областных властей. Торжественное освящение архитектурной жемчужины Липецка совершил Преосвященный Мефодий в присутствии главы администрации Липецкой области О.П. Королева 21 декабря 2002 года. Часовня святых Петра и Павла на Старобазарной площади Липецка (ныне пл. Революции) была заложена в 1872 оду на месте первой городской церкви во имя Рождества Христова. Деревянный храм погиб в огне большого пожара 11 сентября 1806 года, и впервые мысль о строительстве часовни на месте его престола была высказана в 1814 году. Тогда липецкий ме­щанин Андрей Ослин просил разрешение «на месте, где была деревянного здания Рожде­ственская церковь, сгоревшая в 1806 году, и где положены умершие предки его, соорудить по роду часовни памятник для внушения благоговения народу, попирающему сии места». Прео­священный Иона, епископ Тамбовский и Шацкий, 21 февраля 1814 года разрешил просителю «на месте, где был престол, поставить крест, который будет знаком благоговения», о чем со­общил в Липецкое духовное правление.

http://sobory.ru/article/?object=50325

Своею постоянною исправностью в исполнении обязанностей, своими талантами и особенно честным поведением Василий Михайлович Дроздов, и прежде пользовавшийся расположением ректора Евграфа, еще более заслужил его внимание и любовь. Чтобы яснее и нагляднее выразить свои чувства к достойному сыну достойного отца, ректор пожелал вступить в переписку с родителем Василия Михайловича. В ней он уверяет последнего, что „в редких достоинствах сына он подлинно имеет драгоценный залог и свидетельство Божия к нему благоволения» и выражает желание „да возрастит и усугубит Промысл сие на нем благословение». 108 Еще находясь в должности учителя греческого и еврейского языков В. М. Дроздов в 1806 году приобрел себе известность способного проповедника двумя своими проповедями, ив коих одна была написана на день торжества освобождения обители преподобного Сергия от осады поляками в 1610 году, произнесена 12 Января и по приказанию митрополита Платона напечатана, – а другая на Великий Пяток, которая также вскоре после произнесения была напечатана. По поводу первой проповеди митрополит Платон писал (от 4 марта 1806 года) к своему викарию Августину: „А у меня проявился отличнейший проповедник учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь , – и удивитесь». 109 На рукописи второй проповеди митрополитом Платоном было написано: „Ргох, linguae hebraicae et graecae prae. ceptor! Prox! Memento: Prox, cum norimus te, esse in Laurensi Seminario principem praeconum!». 110 В августе 1806 года В. М. Дроздов резолюциею митрополита Платона, последовавшею на представление семинарского правления, которое усматривало в Дроздове „отличную к поэзии и реторике склонность», с должности учителя греческого и еврейского языков перемещен был на должность учителя поэзии вместо учителя Руднева. Эта новая деятельность родителю В. М-ча, вероятно, судившему о ней по названию предмета преподавания (поэзии), казалась веселою. Но не так смотрел на нее сам новый учитель поэзии, для которого она представляла далеко не одно только веселое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С 1806 по 1839 год во все время настоятельства Игумена Нифонта его попечением и щедротами разных благотворителей в Саровской обители устроены следующие здания: В 1806 году к теплой церкви Живоносного Источника пристроена каменная паперть с колоннами и фронтоном, и внутри сей церкви устроен вновь иконостас: 1806 года декабря 5 дня сия церковь вновь освящена. В память освящения отправляется сего числа каждогодно всенощное бдение. В 1809 году, щедротами благотворительных лиц, устроена серебряная, позлащенная риза на храмовый образ Божией Матери Живоносного Ее Источника; изображение Богоматери, вышито жемчугом. В 1821 году разобрана ветхая церковь Св. Иоанна Крестителя, подле монастыря на роднике, и вновь заложена каменная трехпрестольная. В ней средний престол во имя Иоанна Крестителя, второй во имя Св. Апостола Иакова Алфеева, третий – во имя Св. Кирилла Иерусалимского . Эта церковь создана по усердию к славе Божией и в вечное о себе поминовение Астраханским дворянином Кириллом Феодоровичем Г. Федоровым. В продолжении 1822, 1823 и 1824 годов строилась сия церковь; она о пяти главах, в длину па 10 сажен, а в ширину на 7. Иконостас ее великолепен, украшен искусною резьбою с колоннами отличнейшей архитектуры, и ярко вызолочен весь снизу и до верха по полименту червонным золотом; святые иконы в иконостасе живописные и отличаются изяществом отделки. Многих удивляет то, что церковь сия стоит на роднике, что под нею устроен колодезь, к которому под арками сделан сквозной вход: сюда в установленные дни для освящения воды бывает из монастыря крестное хождение. В колодезе вода чистая, приятная, быстротекущая в изобилии. Вода из сего колодезя поднимается вверх на несколько сажен машиною, и подземными трубами идет на потребу всего монастыря, как то: в пекарню, квасоварню и другие заведения. Сход к этой церкви сделан из тесаного белого камня. В 1824 году за монастырем выстроен огромный монастырский конный двор, обнесенный двухэтажным зданием каменным квадратно на все четыре стороны, каждая на 40 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После многих отказов и возобновлявшихся опять представлений в 1811 году особым представительством и покровом Божией Матери, как признает сие сам благочестивый настоятель в одном из писем по этому делу, удалось ему исхлопотать в пользу монастыря 126 десятин с саженями земли, которые в следствие состоявшегося о сем мнения Государственного Совета, Высочайше утверждённого в 30 день июня 1811 года, и предписано Лесным Департаментом Курскому Обер-Форштмейстеру Ратцеву, исключить из Казённого ведомства, но как в казённых землях, прилегающих к Коренной пустыне, лесу и на острову реки Тускори, по измерении оказалось всего лишь 98 десятин 48 сажень, то это количество и отведено монастырю, а 28 десятин 1744 сажень и до ныне еще остаются неотведенными. Хлопоты no этому делу и вообще необходимость оградить обитель от разных местных обид и притеснений (обнаружившихся в 1802 году) и вынудили о. Макария в первой половине его настоятельства (1802–1808) отлучиться в Петербург и проживать там подолгу. Следствием личных его там ходатайств в пользу вверенной ему обители было: 1) По Высочайше конфирмованному в 9 день февраля 1804 года докладу от Святейшего Правительствующего Синода поднесенному, прибавлен в Коренной пустыне штат в сравнении с первоклассным монастырём до 30 человек монашествующих и 10 человек больничных.2) Указом Святейшего Синода от 15 января 1806 года дозволено Чудотворную икону Божией Матери по перенесения ея из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь в 9-ю по Пасхе пятницу, оставлять в сей последней обители до 12 сентября, с тем, чтобы все церковные сборы, в течении этого времени бывающие, поступали в пользу сей пустыни. 3) По ходатайству тогдашнего Обер-Прокурора Святейшего Синода, статс-секретаря князя A. Н. Голицына, который лично знал и уважал о. Макария, была прислана в 1809 году (?) в Коренную пустынь из кабинета Его Величества хорошая ризница, которая получена в обитель 12 июня того же года, при чем отправлено Соборное молебствие о здравии Их Величеств, а в следующий Воскресный день, совершено торжественное освящение сей ризницы, в нижней церкви Живоносного источника, (смотри в описании ризницы). Еще в бытность свою в Петербурге в 1806 году, сам о. Макарий, согласно представлению обер-прокурора Святейшего Синода князя A. Н. Голицына, по Высочайшему соизволению, 25 февраля 1806 года, посвящен Митрополитом Амвросием в сан игумена в туже пустынь «в уважение, как сказано в указе, усердия и беспорочной его службы».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Григорий Бродович, рукоположенный епископом Волынским Даниилом, служил в 1805–1806 гг., составил опись церковного имущества в 1806 году; 14) свящ. Иаков Хижевский, уроженец села Молодавы, был наблюдающим в 1806 году; 15) свящ. Павел Явчинский, обучался риторике в Берестечском польском училище, рукоположен в 1825 году епископом Волынским Стефаном, устроил при церкви хуторный сад с пасекою и получил в дар от князя Любомирского «за приятельское его обращение в межу хуторного сада землю для осёдлости своей семьи», но эта земля, как не закреплённая письменным документом за семейством Явчинского, вошла в собственность церковную при позднейших межеваниях; 16) свящ. с. Марогощи Игнатий Храневич, служил наблюдающим в 1831–1833 гг.; 17) свящ. с. Кораблищ Назарий Левецкий, служил наблюдающим в 1832–1834 гг. попеременно с свящ. Игнатием Храневичем; 18) свящ. Леонтий Подлявский, был женат на Домникии, дочери свящ. Павла Явчинского, рукоположен Волынским епископом Иннокентием, был первым священником при этой церкви из окончивших полный курс православной семинарии, – от него остались поучения, говорённые Погорелецким прихожанам; 19) свящ. с. Мирогощи Андрей Янчевецкий, был наблюдающим в 1860–1862 гг. и 20) священник Иоанн Харламп. Бычковский, окончил в 1859 году полный курс Волын. дух. Семинарии, с 1862 г. ныне служит. Псаломщик Леонтий Ник. Струменский (с 1885 г., а на службе с 1862 г.) ныне служит. Дворов – 149, прихожан – 1,237 д. об. п. 695 . с. Ратчин 350 волости Дубенской, от Житомира 196 вер., от Дубно, ближ. ж.-дор. и почт. ст. 4 вер., от ближ. приход. с. Погорелец 3 вер. и с. Мирогощ – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Построена в 1858 году на средства помещицы, княгини Ядвиги Любомирской. Деревянная, крестообразна, крыта железом, на каменном фундаменте, с колокольнею, помещённою в западном её куполе. В ней имеется придел во имя свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь достаточна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010