Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из них более известны петербургский протоиерей Григорий Мансветов , напечатавший Краткие поучения для воинов (Спб. 1821), Обязанности домашнего общества (1823), Краткое изъяснение на литургию (1822. 1825), Поучение, как стоять в церкви (1824), и весьма известное в свое время сочинение в 6 частях Училище благочестия (1824–1826), и московские протоиереи Иоанн Кандорский, написавший несколько сочинений против вольнодумства, и Николай Другов, издавший Изъяснение евангельских блаженств (М. 1818), Верный путь ко спасению в 3 частях (1816 и 1822), Дух утешитель на каждый день (1820) и др. Важное значение имели сочинения и переводы, направленные против вольнодумства, каковы переводы: Феофилакта Русанова о достоверности Евангелия Бозобра (1803), О превосходстве религии Люзерна (1804) и Против безверия (1806), Смирнова Иудейские письма к Вольтеру (М. 1808 и 1818 г.), Т. Крылова Размышления о важнейших истинах религии Иерузалема (М. 1816 и 1817–1819) и мн. др. Но замечательно, что, кроме указанных выше немногих сочинений, не являлось на свет ни одного труда, который бы касался религиозных ошибок и крайностей наиболее выдававшегося современного настроения общества, – мистического. Еще менее занимал духовную литературу вопрос о расколе и народных сектах; кроме упомянутого сочинения Евгения Болховитинова о духоборцах, притом же в свое время остававшегося под спудом, можно указать разве еще на очень слабое Наставление правильно состязаться с раскольниками ректора рязанской семинарии Иеронима, выдержавшее 3 издания (М. 1807, 1815 и 1825 г.), и не изданные, даже, кажется, совсем затерянные цензурой, обширные тетради против раскольников, особенно Федосеевцев, лучшего в то время знатока раскола, московского единоверческого протоиерея И. Полубенского. На поприще истолкования св. Писания из нижних экзегетов продолжали подвизаться Ириней (Клементьевский) псковский, издавший при Александре свои толкования на пророков (Спб. 1804, 1809, 1816) и на псалмы (М. 1805 второе изд., 1807, 1814), и другой Ириней (Фальковский) Чигиринский, издавший толкования на послания к римлянам (Киев 1806) и к галатам (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

17 июня 1803 г. он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, при следующем Высочайшем рескрипте: «Известное Мне отличное прохождение служения Вашего и вновь подъемлемые труды, в преподавании пастырскаго народу учения, словом и примером жития, в неослабном назидании духовных правлений и церковнослужителей и в неопустительном исполнении всех сопряженных с званием Вашим должностей, требуют справедливаго воздаяния и Моей признательности, во изъявление чего… и т. д.». И действительно, деятельность его в Новгороде вполне заслуживала награды: в короткое время он успел обозреть большую часть епархии, неопустительно священнодействовал и постоянно говорил проповеди . 18-го декабря 1803 г. преосвященный Михаил был назначен епископом Черниговским и Нежинским. Первое обозрение епархии он производил в 1805 г. с 24 января по 11 марта, в 1806 г. посетил города Остру и Козелец и, с Высочайшего соизволения, заехал в Киев на поклонение св. угодникам. 18 ноября 1806 г. возведен в сан архиепископа. Неустройства Черниговской епархии требовали больших трудов от вновь назначенного архиепископа. Преосвященный Михаил энергично взялся за дело: он завел строгие экзамены ставленникам; выстроил 2-этажный каменный корпус в семинарии, позаботился о лучшей постановке учебного дела; увещевал духовенство воздерживаться от ссор и жить в мире; многие из раскольников под влиянием его увещаний примирились с церковию, и вообще все в Черниговской епархии приняло иной вид. 4 декабря 1813 г. архиепископ Михаил был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде, и 22 января 1814 г. велено было производить ему «членское» жалованье по 1795 р. 55 коп. в год. В том же 1814 г. он сначала был временно приглашен в комиссию духовных училищ, а 30-го августа назначен постоянным ее членом и членом Св. Синода; в то же время получил звание члена Российской академии и человеколюбивого Общества и вице-президента Библейского Общества. 20 ноября 1816 г. преосвященный Михаил был уволен на 4 месяца для обозрения своей епархии. Это было последнее посещение им Черниговской епархии. 26 марта 1818 г. он был назначен митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским и Святотроицкой Александро-Невской лавры архимандритом. 25 июня 1818 г. ему велено быть «купно и митрополитом Новгородским», и 26 июня назначено ему жалованье, как первенствующему члену Св. Синода. Высочайший рескрипт при назначении преосвященного Михаила митрополитом гласил следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Соллогуб Мария Федоровна (1821–1888) – сестра Ю.Ф. Самарина. Черкасский Владимир Александрович (1824–1878) – князь, славянофил, видный государственный и общественный деятель, один из главных участников подготовки крестьянской реформы 1861 г. в России и в 1864 г. в Польше. Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – историк, прозаик, драматург, публицист, издатель. Академик Императорской Академии наук по отделению русского языка, автор известных «Исторических афоризмов» (М., 1836). Веневитинов – видимо, Алексей Владимирович (1806–1872) – брат поэта Дмитрия Веневитинова. Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – публицист, общественный деятель, славянофил, видный деятель по крестьянскому вопросу, мемуарист, был женат на Ольге Федоровне, рожденной Петрово-Соловово. Васильчиков Петр Алексеевич (1829–1899) – чиновник Петербургского губернского правления, камергер. Васильчиков Александр Илларионович (1818–1881) – князь, сын генерал-адъютанта, председателя Государственного совета и Комитета министров князя Иллариона Васильевича Васильчикова (1776–1847) от второго брака с Т.В. Пашковой. Видный земский деятель. Автор ряда публицистических работ, посвященных крестьянскому вопросу. Орлов Алексей Федорович (1786–1861) – граф (1825), князь (1856), командующий Императорской главной квартирой, председатель Государственного совета и Комитетов министров, Сибирского и Кавказского, председатель Негласного и Главного комитетов по крестьянскому делу, шеф жандармов и главный начальник III Отделения собственной е.и.в. канцелярии. Милютин Николай Алексеевич (1818–1872) – сенатор, видный государственный деятель, товарищ министра внутренних дел, один из главных деятелей крестьянской реформы в России и в Польше, «честный кузнец-гражданин», как писал о нем Некрасов. Аксакова Анна Федоровна (1829–1889) – дочь Ф.И. Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, жена И.С. Аксакова (1823–1886), известного публициста-славянофила, издателя ряда газет. Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – археограф, библиограф, историк, публикатор и автор ряда важнейших исторических трудов, актуальных по сегодняшний день. Являлся издателем и составителем (1863–1912) первого российского исторического журнала «Русский архив».

http://pravoslavie.ru/5711.html

Рязанской губ. Здесь располагались усадьбы, принадлежавшие представителям родов старой аристократии - князьям Барятинским, Голицыным, Гагариным, а также графам Остерманам, дворянам Еропкиным и Муромцевым, что предопределило их тесную связь с московским зодчеством. В течение 2 посл. десятилетий XVIII в. и нач. XIX в. были возведены Казанская ц. в с. Еропкине (1772-1779), Преображенская ц. в с. Хитрове (1787), Знаменская ц. в с. Спешневе-Ивановском (1791-1796), Казанская ц. в с. Стрешневе (1791-1795), Вознесенская ц. в с. Скородном (1802). Редким образцом не подвергшегося перестройке кладбищенского храма екатерининской эпохи является Казанская ц. в Ельце (1781). Примером раннего классицизма, уже свободного от реминисценций позднего барокко, является Успенский собор в г. Задонске (1798-1809). Исключительными художественными достоинствами обладают 2 храмовые постройки кон. XVIII в., традиционно связываемые с именем русского зодчего В. И. Баженова : Знаменская ц. в с. Вешаловке Липецкого р-на (1784-1794) - прекрасный образец «русской готики», и Владимирская ц. в с. Баловнёве Данковского р-на (1789-1797) - единственный на территории края 2-колоколенный храм, в архитектуре которого сочетаются классицизм баженовской школы и ранние мотивы архитектурного преромантизма. В этот период в Липецке был возведен Христорождественский собор (1791-1803), в основу к-рого положен проект Н. А. Львова , разработанный для храма в усадьбе П. Л. Вельяминова (трапезная и колокольня были построены в 1-й пол. XIX в.). Возможно, Львову принадлежит авторство проекта колокольни в виде маяка Иоанно-Предтеченской ц. в с. Ивановка Добринского р-на, уникальной по архитектурной композиции не только для региона, но и для России. Черты высокого классицизма присущи Троицкому собору в Чаплыгине (1806-1818, архит. И. Г. Сулакадзев) и Архангельской ц. в с. Скорнякове Задонского р-на (1799-1812). Троицкий собор в г. Чаплыгине. 1806–1818 гг. Архит. И. Г. Сулакадзев. Фотография. 2014 г. Троицкий собор в г. Чаплыгине.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Сколько юношей, в продолжении восьмидесяти семи лет выучилось Географии по этому залуженному глобусу! Список библиотекарей . 1) Учитель Богословия Георгий Агриколянский, определен 22-го августа 1775 года. 2) Учитель Греческого языка и Информатории Иродион Флеров упоминается библиотекарем в 1780 и 81 годах. 3) Учитель Грамматики Даниил Левитский, принимавший книги после префекта семинарии, игумена Иосифа, был библиотекарем до 27 сентября 1794 года. 4) Учитель низшего класса Грамматики Иван Иванович Красовский, с 27 сент. 1794 по 28 июля 1798 г. 5) Учитель поэзии Григорий Лаговский с 28 июля 1798 г. по 16 марта 1799 г., когда он скончался. 6) Учитель Синтаксимы Иван Горицкий с 16 марта 1799 г. по 3 июля 1802 года. 7) Михайло Иванович Воинов, учитель Синтаксиса, с 3 июля 1802 г. до 11-го апр. 1806 г., когда произведен в соборного протоиерея города Чухломы. 8) Алексей Николаевич Клиентов был учителем с грамматики постепенно во всех классах, кроме Богословского, а библиотекарем с 11 апр. 1806 г. до самого преобразования семинарии в 1814 году. 9) Ивам Иванович Талызин, кандидат, учитель математики и Греческого языка, был библиотекарем между 1814 и 1818 годами. 10) Андрей Андреевич Горский, учитель еврейского и немецкого языков, с 18-го сент. 1818 г. по 1820-й год В последствии времени был первым инспектором Костромской гимназии. 11) Илиодор Чистяков , магистр и профессор церковной истории и Греческого языка, служил при Костромской семинарии с 1820 но 1822-й год, в последствии Архиепископ Курский. 12) Иеромонах, а потом Архимандрит Амфилофий Тумский служил при семинарии с 1822-го по 1827-й год. 13) Парфений Ананьевич Муравьев, магистр, профессор словесности, в должность библиотекаря определен 5-го октября 1825 года. 14) Иеромонах Матфей, кандидат, учитель гражданской истории и немецкого языка. 15) Василий Григорьевич Зарин, кандидат и учитель словесности был после ключарем Костромского, Успенского Кафедрального Собора. 16) Павел Михайлович Розов, кандидат, учитель словесности с февраля 1841-го по сентябрь 1842 г. За выслугою лет, свыше 25-ти, по прошению уволен и получал пенсию, скончался в исходе 1873 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граф Головкин почти три месяца ожидал в Кяхте разрешения китайцев ехать в Пекин. При Головкине находилась значительная свита состоявшая, кроме членов посольства (в числе которых находились князья Голицын и Васильчиков, графы Ламберт, Бенкендорф и др.), из учёной экспедиции под руководством графа Потоцкого. В числе учёных были: астроном Шуберт, зоолог Адамс, ботаник Редовский, минералог Панснер, медик Реман, доктор хирург Гари, аптекарь Гельм, и известный ориенталист Клапрот. Но почти все эти учёные, и между ними Клапрот, были оставлены Головкиным в Кяхте. Посольство со значительно уменьшенною свитою 20-го декабря 1805 г. могло наконец выступить в Ургу. Прибыв сюда 3 января 1806 г., оно оставалось здесь около месяца в ожидании разрешения китайского правительства продолжать путь, но не получив его, должно было вернуться обратно в Россию. Путешествие посольства из Кяхты в Ургу описано анонимным автором на немецком языке в: Bertuch, Allgem. Geogr. Ephemeriden, XX, XXI, 1806. Authentische Nachrichten von der Russischen Gesandtschaft nach China, 1805–1806. По словам Клапрота (Timkovsky, Voyage etc. I, p. 19) автор этого путевого журнала, который не имеет серьёзного значения, был некто Струве. Сведения о посольстве Головкина на русском языке, почерпнутые из архивов Восточной Сибири, были напечатаны в 1872 г. в Известиях Сибирского Отдела Геогр. Общ. 3 и 4. Миссия архимандрита Иакинфа выступила из Иркутска только в 1807 году, а в сентябре того же года выехала из Кяхты. На пути (по Дарханской и Аргалинской дорогам) ей пришлось немало пострадать от непогоды и гибели караванного скота. 10-го января 1808 г. миссия достигла Пекина, где оставалась более тринадцати лет. (См. труд иеромонаха (ныне преосвященного) Николая Адоратского): Отец Иакинф Бичурин. В Православном Собеседнике за 1886 г.). В 1819 г., на смену девятой духовной миссии, была отправлена в Пекин десятая, с архимандритом Петром Каменским во главе. Приставом при ней был назначен Е. Ф. Тимковский († 1875), человек образованный и хорошо подготовленный для такого путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

19 Мужчина, желающий поступить в монашество, должен иметь не менее 30, а женщина – не менее 40 лет. Свод. Закон. Т. IX Зак. со ст. 240. Но окончившим курсы богословия и вдовым священнослужителям дозволено принимать пострижение и в 25 лет. Указ 1832 г. мая 29. 20 «Сионский Вестник» начал выходить с января 1806 года, но сентябрем того же года издание окончилось. Возобновилось оно в 1817 году с апреля и окончилось июнем 1818 г. См. «Русский Архив» год IV, стр. 832–834. 21 Архим. Фотий в своей автобиографии пишет: «г-жа Татаринова (Екатерина Филипповна) жила в Михайловском дворце. Князь А.Н. Голицын был во всем ей споспешник. К ней собирались и духовные, и мирские. В жилище ее, вблизи дворцовой церкви, был Святой Дух у нее написан. По ночам собирались у нее и днем девицы и прочие, и действовал, как некое священное действо свое, обычай кружения делать, вертелись, падали потом на землю от безумия; демон же входил в них, производил предсказания, и потому называлась секта сия пророков и пророчиц. Петы были разные песни и стихи, без толку сочиненные, где духовное с плотским было смешано, и более имело плотское, любодейное, нежели иное, понятие. Оная женка была зловерия лжехристианского, раскола лютеранского; священник же ее помазал миром против всех запрещений митрополита Михаила и присоединил к церкви православной, дабы удобнее в сети свои ловить православных». 22 Книга Евстафия Станевича имеет полное заглавие: Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда токмо утешительном, когда истина онаго утверждается на точном учении веры и церкви. Спб. 1818 г. Иннокентий, бывший тогда ректором петербургской семинарии, одобрил ее 3-го сентября 1818 года. Книга написана против лжемистиков. Голицын представил ее с замечаниями Императору Александру, и 6 января 1819 года книга была запрещена (см. приложения Но указом Императора 17 ноября 1824 г. была вновь разрешена к напечатанью, и второе издание ее вышло в 1825 году с означением на заглавном листе: «Второе издание. По высочайшему повелению». (Указ см. в приложении

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Синода при Екатерине II в 1768–1774 гг. 58 Гавриил (Шапошников–Петров Петр Петрович; 1703–1801), митрополит, духовный писатель. В 1763 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. С 1770 г. архиепископ Санкт–Петербургский и Ревельский; с 1775 г. именовался «Санкт–Петербургский и Новгородский». С 1783 г. митрополит. С 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий. В 1800 г. за отказ от принятия католического мальтийского креста уволен на покой. 61 Хованский Василий Алексеевич (1755–1830), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1797–1799 гг. 62 Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737–1812), митрополит. В 1770 г. хиротонисан в архиепископа Тверского и Кашинского. С 1775 г. архиепископ Московский и Калужский. С 1787 г. митрополит Московский. С 1811 г. на покое. 64 Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич; 1651–1709), святитель, известный церковный деятель, писатель, оратор. Митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г. Автор и составитель сборников житий святых (наиболее известный в четырех книгах – Четьих- Миней), проповедей, драм, стихов. 65 Тихон, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич; 1724–1783), святитель, епископ Воронежский в 1763–1767 гг. 68 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1824 гг. 70 Иннокентий (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1874–1819). В сентябре 1813 г. архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В марте 1819 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 71 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал с мистическим направлением, издавался А.Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Санкт–Петербурге. 73 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), с 19 июня 1821 г. митрополит Новгородский, Санкт–Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. 76 Мещерский Петр Сергеевич (1778–1857), князь, российский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1833 гг. 77 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860), историк, археолог, обер-прокурор Св. Синода в 1833–1836 гг. 83 Николай II Александрович (1868–17.07.1918); святой страстотерпец, император российский в 1894–1917 гг. 84 Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; наст. фамилия Конобеевский; 1805–1866), архиепископ, богослов, патролог, историк и библеист. В 1935–1841 гг. ректор Московской духовной академии. С 1841 г. занимал Рижскую, с 1848 г. Харьковскую, с 1859 г. Черниговскую кафедры. Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент//Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II(34). С. 93-121. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В следующие годы находился он комиссионером: 1) при наружном возобновлении Покровского Василия Блаженного собора (1817); 2) при золочении главы на Ивановской колокольне и переливке Большого Успенского колокола (1817–1818); 3) при постройке домов в бывшем Крестовоздвиженском монастыре для соборян Успенского собора (с 17 августа 1816 года); 4) при постройке домов в бывшем Георгиевском монастыре для соборян Благовещенского и Архангельского соборов (1818–1820); 5) при бывшем Ивановском монастыре для помещения служителей духовной типографии (1817). Под его же наблюдением производились постройки в Ново-Иерусалимском монастыре (1819–1820) и в духовной консистории (1821). По случаю крещения в Чудовом монастыре великого князя Александра Николаевича, впоследствии государя императора, 5 мая 1818 года, в тот же день высочайше пожалован, как наместник Чудова монастыря, наперсным бриллиантовым крестом, украшенным аметистами. В июне 1819 года произведен в архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. 24 февраля 1822 года перемещен в Златоустов монастырь. 13 сентября – в Данилов. И в том же году избран директором Московского Библейского общества (с 1819 года он был казначеем Библейского общества, и эта должность оставлена за ним при избрании директором). 29 апреля 1831 года по его прошению он уволен от управления монастырем на 61-м году от рождения и послан в жительство в Пешношский монастырь, где он давал монашеские обеты. Скончался архимандрит Феофилакт в 1842 году . Иеромонах Иоанн (Лудищев) 21 мая 2010 г. Рейтинг: 4.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарии Вероника 23 февраля 2012, 18:00 Статья потрясающая. Огромное спасибо за предоставленную статью. Было очень приятно прочесть, и узнать,а возможно и вспомнить, что нашу Россию-матушку окружает такая теплая история наших с вами дедов, прадедов, которые не щадя себя защищали свою и нашу РОДИНУ. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ, ВСЕМ ТЕМ КТО НЕ СКУПИЛСЯ,И СОВЕРШИМ ТАКОЙ ПОДВИГ ДЛЯ РОДИНЫ.... Александра 20 декабря 2011, 20:00 Александра: Благодаю за полезную информацию для подготовки к Кирилло-Мефодиевским чтениям

http://pravoslavie.ru/35313.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010