Щуровцах Кременец. повета, Марка Захаревича Берестянича, бывшего пред тем при церкви с. Теслугова, на мещан Щуровицких о том, что они, вопреки уговору с ним при вступлении его на приход с Теслуговского прихода, тайно пригласили к своей церкви другого священника (из Рыннова) и тем ввели его в большие убытки (Архив, ч. 1 т. 6, стр. 121). 476 Село Корытно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Федора и Василия Корытенских з Корытна» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78). При церкви села Корытна священнослужителями состояли: 1) «парох Корытенский» Алексий Гловачевский, служил, вероятно, до конца 18 века; в Теслуговских метрич. книгах есть единственный его акт – от 13 февраля 1746 г., где он именуется «парохом Корытенским»; 2) свящ. Дамиан Григориевич Амброзиевич (с 1801 по 1805 г.) и 3) зять Д. Амброзиевича – Иоанн Феодорович Суходольский, род. около 1783 г., священствовал в Корытне с 1806 г. по 9 апреля 1840 г., в каковой день он умер на 57 г. жизни и погребён на приход. кладбище благочинным – Фаддеем Жуковецким. После смерти его церковь эта была приписана к Теслуговскому приходу. Псаломщиками при Корытенской церкви были: 1) Пётр Демчинский (до 1805 г.); 3) Павел Демчинский (1806 г. – 1807 г.); 3) Иван Козицкий (в 1808 г.); 4) Павел Флорианский (1800 г. – 1811 г.); 5) Василий Палевич (1812 г. – 1819 г.); 6) Пётр Алексеевич Гловачевский (1820 г. – 1831 г.) и 7) Пётр Дамианович Демчинский (1835–1839 г.). При Корытенской церкви хранятся след. старопечатные книги: 1) Ευαγγλιον, или Благовестие, издано во Львове при Афанасии Желиборском 30 марта 1665 г., приобретено для Корытен. церкви за 30 польских злотых неизвестным благотворителем; 2) Октоих, изд. Братства во Львове 1739 г.; 3) Псалтирь, приобретённая для Корытен. церкви Василием Соколовским из Радзивилова в 1748 г.; 4) Апостол, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1783 г.; 5) Триодь цветная, изд. при еп. Киприане Стецком в Почаеве в 1786 г. и 6) Требник, изд. в Москве в 1795 г. 477 При церкви, села Хотина священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Флорианский (1797–1818 гг.); 2) протоиерей Василий Моссаковский (1818–1847 гг.); 3) свящ. Антоний Моссаковский (1847–1856 гг.); 4) свящ. Карп Струсь (1806 г. – 26 сентября 1857 г.) и 5) свящ. Пётр Васильев. Моссаковский – с 26 сентября 1857 г. ныне служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Архимандриты 13) Палладий Белевцев с 1815 по 1818 год. Избран по кончине о. Макария из казначеев той же обители, братией и при том, как сказано в Консисторском указе, «единогласно». О. Палладий родом из дворян Курской же губернии по фамилии Белевцев, получил воспитание в инженерном корпусе, из коего, по окончании курса наук, поступил на службу в артиллерию. Чувствуя влечение к иноческой жизни, он скоро оставил военную службу и поступил на испытание себя в Коренную Пустынь, где и пострижен в монашество 15 апреля 1806 года игуменом Макарием, в том же году произведен во иеродиакона и иеромонаха и проходил в сем монастыре должность казначея и поверенного по значительным делам вне обители. По кончине о. Макария, по избранию братии сделан из казначеев настоятелем обители с возведением в сан Игумена, а в 1816 году посвящен в Архимандрита с оставлением в той же обители, по случаю учреждения в ней в этом году Архимандритского настоятельства. В 1818 году переведён настоятелем же в Курский Знаменский монастырь, а в 1829 взят наместником в С.Петербургскую Александроневскую Лавру, где и скончался. 14) Макарий II (1818 – 1821) Архимандрит и кавалер Ордена Св. Анны 2 степени. Назначен в Коренную Пустынь из настоятелей заштатного Полоцкого монастыря (Могилевской губернии). Отец Макарий, по ведомостям значится из купеческого звания, Смоленской губернии, города Гжатска; пострижен в монашество в 1806, в Старообрядческом Покровском монастыре, Черниговской губернии иеромонахом Филаретом, а в 1815 году, Преосвященным Михаилом Епископом Черниговским, посвящен 15 апрель во иеродиакона, а 17 во иеромонахи в Петербурге на Ярославском подворье в домовой церкви и проходил экономскую должность; в 1816 году произведен в Архимандриты Могилевской епархии в полоцком Богоявленском монастыре, который восстановлен им, после французского разорения, на сумму отпущенную из комиссии училищ и был награждён за то орденом Св. Анны 2-й степени; и отсюда по известной Святейшему Синоду способности его к управлению монастырским общежительством и содержанию оного в назидательном устройстве, назначен настоятелем сей Пустыни. В мае месяце 1820 года, перемещен настоятелем же в Александросвирский монастырь, Олонецкой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ректор семинарии, Верхотурского монастыря настоятель архимандрит Афанасий – великороссиянин, священнический сын, обучался в Тобольской и Оренбургской семинарии; в 1807 г. определен в Оренбургскую семинарию учителем сначала греческого языка, потом синтаксимы, потом в 1808 г. поэзии; в 1809 г. назначен толкователем воскресных евангелий и катехизиса, инспектором семинарии и учителем красноречия; в 1811 г. определен учителем риторики и потом философии; в 1812 г. назначен префектом семинарии; в том же году пострижен в монашество, посвящен во иеромонаха и определен членом Оренбургской духовной консистории и толкователем св. писания; в 1813 г. произведен в архимандрита в Уфимский Успенский третье-классный монастырь и определен учителем богословия; в 1815 поручено ему исправление ректорской должности в Уфимской семинарии; в 1818 г. определен ректором Пермской семинарии и настоятелем Верхотурского монастыря. Профессор магистр Андрей Семеныч Остроумов Вологодской епархии города Вологды Михайло-Архангельской церкви священника Симеона Гаврилова сын, обучался в Вологодской семинарии, затем в Московской духовной академии. В 1818 г. комиссией духовных училищ определен профессором философии в Пермскую семинарию. Профессор словесности кафедрального собора священник Иоанн Матвеев, Пермской епархии и уезда, Рождественского села Христорождественской церкви священника Николая сын обучался в пермской семинарии. В 1809 г. определен священником в Юговский завод к Христорождественскому собору; здесь при горном училище был учителем грамматики, потом риторики и священной и всеобщей гражданской истории; в 1815 г. переведен к Пермскому Петропавловскому собору, в том же году определен законоучителем при гимназии; в 1818 г. переведен к кафедральному собору и в том же году комиссией духовных училищ определен профессором словесности в Пермской семинарии. Учитель Михаил Афанасьевич Бенедиктов, Костромской губернии, села Левашева, Воскресенской церкви священника Афанасия сын, обучался в Костромской семинарии, потом в Московской духовной академии. В 1818 г. комиссией духовных училищ определен учителем еврейского и греческого языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 4.12.1803 по 26.03.1818 митр. Новгородский и Олонецкий Михаил (Десницкий) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Михаил (Десницкий) митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 † 24.03.1821 Дамаскин (Россов) епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1821 временно управлял с 6.11.1821 еп. Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 19.06.1821 †17.01.1843 Антоний (Рафальский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 на покое; † 16.11.1848 Никанор (Клементьевский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский, с 20.11.1848 117.09.1856 Григорий (Постников) митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 1.10.1856 † 17.06.1860 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Киевский и Галицкий с 1.07.1860 по 21.06.1865 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Исидор (Никольский митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 †7.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Палладий (Раев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892 †05.12.1998 Викарии Санкт-Петербургской епархии Ревельские епископы С 5 августа 1817 года Филарет (Дроздов) епископ, свт., рукоположен с 5.08.1817 по 15.03.1819 архиеп. Тверской и Кашинский Владимир (Ужинский) епископ, рукоположен с 11.05.1819 по 12.04.1822 еп. Курский и Белгородский Григорий (Постников) епископ, рукоположен с 7.05.1822 по 4.01.1825 (1826) еп. Калужский и Боровский Никанор (Клементьевский) епископ, рукоположен с 28.03.1826 по 26.08.1831 еп. Калужский и Боровский Смарагд (Крыжановский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В своей автобиографии Фотий лишь вскользь упоминает о действиях Иннокентия в 1818 году. Он пишет, что Иннокентий был призван свыше учить и начать творить, «когда земная тьма охуждала очи телесные многих архиереев» 18 ; он также считал, что перевод Священного Писания на русский язык может принести больше вреда, чем пользы. 19 В «Сказании» Фотий был более категоричен в оценке действий Иннокентия. Фотий писал, что его учитель не принимал духовно-религиозной политики правительства 20 . О том, что в душе Иннокентия в 1818 году царили сомнения, свидетельствует его письмо С.С.Мещёрской, написанное в начале 1818 года: «Бедная душа моя, ослепляемая сомнениями, не знает себя и своей слепоты, однако мечтает, что она не слепа, что она во свете, что она чиста! Это ли не гордость, это ли не ослепление, когда лгу сам себе и не хочу отступать ото лжи; лгу другим и не сознаюсь во лжи – ещё ужаснее – лгу целому собранию верных, лгу целой Церкви – лгу пастырям её и, однако, не хочу расставаться с ложью. Как же идти в ту Церковь , в которой нет согласия, как принять духовника той Церкви, которой лгу и не верую, однако лжи своей не почитаю ложью» 21 . Несмотря на свои сомнения, архимандрит Иннокентий принял активное участие в выступлении православной оппозиции конца 1818начала 1819 года. В должность законоучителя кадетского корпуса Фотий вступил серьезно подготовленным. У него имелся собственный курс богословия для преподавания кадетам. Учебник «Огласительное богословие веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» помечен в рукописной редакции 23 сентября 1820 года, но уже с 1817 года он существовал в виде учебного курса. Методика Фотия была опробована на экзаменах 6 сентября 1817 г., 17 сентября 1818 г., в 1819 и 1820 годах. Сам учебник перед практическим применением трижды просматривался митрополитом Михаилом. Даже беглое изучение этой редкой книги дает ясное представление о том, чем именно Фотий привлек к себе своих учителей Иннокентия и Филарета. Текст учебника содержит 90 вопросов и ответов, разъясняющих смысл учения Православной Церкви. Причем, основной акцент делается на исключительности православия, «сохранившего свое учение в неприкосновенности со времен апостольских». Такие взгляды молодого учителя должны были вызвать одобрение литераторов – «архаистов» и вождей православной оппозиции – митрополита Михаила и архимандрита Иннокентия. Внимание Филарета Фотий привлек своей проповедью Священного Писания , разбору которого он посвятил одну из частей своего учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

– Замечательно, как много находилось тогда в Крестовоздвиженской церкви разных корон и привесок на иконах и других украшений. Одних серебрянных корон, по описи 1806 года, значится более 15-ти, перчаток на руках около 10-ти; а на одной иконе Богоматери находилось «шнуров коралей 30, ценою в 300 злотых». Кораллы эти, как видно из примечания на той же описи, «проданы в 1810 году и за оные взято двадцать пять рублей серебром», – цена по тогдашнему курсу очень почтенная. – «Паникадило (было) желтой меди о 12-ти свечах, весу 24 фунта, ценою 72 злота; лампад разных 6, подсвечников пар 5, мирницы ценовые (оловяные), кадило желтой меди, весу 1 ф. 16 лот. ценою 10 злотых, крест на престоле ценовый весу 2 ф. 6 лот. ценою 7 злот. и т. п. Не менее также богата была Крестовоздвиженская церковь в 1806 году и «ризницею». – Здесь мы видим, правда, только 4 ризы или фелони, но ризы все самого лучшего достоинства: 1) «Ризы парчи серебрянной по белому полю с оплечием парчи золотой, на подобном поле разноцветной, подложены голубою крашаниною, ценою в 566 злот.» «Епитрахиль к ним подобен совсем, ценою в 72 злота»; 890 2) «Ризы парчи золотой на зеленом поле, подложены голубою крашаниною, ценою в 464 злот.»; 3) «Ризы атласу красного; оплечье обложено золотым газом с подольным золотым узким газом с высечкою, подложены рудою крашаниною, ценою в 372 злотых; 891 4) Ризы бархату черного подложены голубою крашаниною, ценою 133 злот. 10 денежек». – Интересно, что в числе риз Крестовоздвиженской церкви в 1806 году найден был также и «стихарь диаконский адамашку жолтаго с оплечьем штофу краснаго, обложенный золотым узким газом», с таким же орарем. – Существование подобного рода стихарей в униатских церквах при безусловном отсутствии диаконов во времена унии, особенно на сельских приходах, можно объяснить только обычаем, перенятым униатами от латинян, в силу которого, за отсутствием диаконов, в случае надобности, исполняли диаконскую должность, в диаконском же облачении, сами священники. – «Подризников» в Крестовоздвиженской церкви в 1806 году состояло 4, хоругвей 4, «плащаница на белом холсте, пожертвованная Никифором Дроботынским», – «крест большой проводный один», крест деревяный резанный маленький один, «сукно для покрытия мертвых тел одно синее, на нем крест вышитый с голубой крашенины с усурбасом» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После воцарения в 1801 году Император Александр Павлович первоначально довольно широко смотрел на религиозные вопросы. Но, ведя упорную борьбу с Наполеоном и его революционной армией, он все более и более проникался духом Православия и решительно отходил от мистических увлечений юности. Биографы Государя этот перелом относят к 1806 году. Знаменательно то, что именно в 1806 году Император Александр I Павлович основал при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей близлежащих деревень Императорский батальон милиции. Батальонным праздником Высочайше был назначен день Святителя Спиридона, а вскоре батальон был причислен к корпусу войск Гвардии и переформирован в Лейб-гвардии Финляндский полк. Приняв под Фридландом в 1807 году свое боевое крещение, Финляндский полк всегда грудью стоял за великое Отечество и множил его славу. Знамена доблестного полка победно развевались на полях Бородина, Мало-Ярославца, Лейпцига, в Париже. В 1813 году после окончания войны Финляндский полк был расквартирован на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании при лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя Святителя Спиридона Тримифунтского. Еще раньше, в марте 1808 года, была устроена церковь во имя Святителя Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении Императорских уделов. Первоначально Управление уделов находилось на Миллионной улице, в 1857 году оно переехало на Литейный проспект, куда перевели и домовую церковь Святителя Спиридона. Примерно к тому же времени относится и создание церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве. На Пречистенке в 1799 году начала строиться церковь по проекту архитектора Леграна. Строительство завершилось в 1806 году, и один из пределов храма был посвящен Святому Спиридону Тримифунтскому. Прямых свидетельств о том, что этот придел как-то связан с Императором Александром Павловичем, нет. Но все же год освобождения Керкиры от революционных французов, 1799-й – год начала строительства храма и год религиозного поворота во взглядах Императора, 1806-й – год завершения строительства храма заставляют задуматься о том, что какая-то мистическая связь между этим приделом Святителя Спиридона Тримифунтского и Царским Родом существует.

http://pravmir.ru/svyatitel-spiridon-tri...

В углу погоста (стояла) школа из дерева липового». Других визит Крестовоздвиженской церкви с 1771 по 1806-й год в архиве оной не сохранилось, равно как не сохранилось и других документов, из которых бы мы могли узнать что либо о внутреннем состоянии и принадлежностях ее до поступления ее в православное ведомство. За то имеется у нас под руками подробнейшая опись этой церкви, составленная, как и известная нам опись Георгиевской церкви, по распоряжению русского Правительства, в 1806 году, вскоре по присоединении Крестовоздвиженской церкви к православию. 888 Из этой описи мы узнаем, что в 1806 г. церковь эта была та же, что и в 1771 году; но здесь подробнее показываются ее размеры: «высота аршин 10, длина аршин 17 с половиною, ширина аршин 8 и три четверти». Далее «внутреннее украшение церкви», в силу описи 1806 года, составляли: «во первых пол сосновый на подвалах дубовых; престол и жертвенник старой меры, не в указную; на горнем седалище изображение – икона Спасителя с двумя ангелами; вверху Св. Троица на доске, размалеванными красками и золотом украшена. – Над престолом в горе (в качестве сени) висела икона Богоотца на холсте. – На жертвеннике (было) две иконы на досках, одна Источник, а другая Богоматери; там же по правой (стороне), одна Распятие, другая Фомино неверие, и по левой икона Богоматери на доске. – Над вратами (Царскими) икона Сострадания Богородицы на холсте». «Иконостас (был) о трех вратах, средних больших, северных и южных на завесах железных; на средних вратах иконы: Пресвятыя Богородицы Благовещение и четыре Евангелиста; в горе над вратами икона Нерукотворенного Образа. На северных вратах икона Архистратига Михаила, на южных – икона Архангела Гавриила. В первом ряду наместные иконы: по правой стороне врат икона Спасителя, а на подножии под ним – икона Самаряныни; по левой стороне – икона Богоматери с Младенцем, на подножии – Целование Мариино (с Елисаветою). 889 Далее по правой стороне икона храмовая Воздвижение Честнаго Креста, на подножии – Страсть Христова; по левой стороне икона Святая Троицы, на подножии – Трех Святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– 16 ноябр. 1805.: «Хлебникову библиотеку в Москве я знаю. Она славна была некогда при покойном отце нынешнего Хлебникова. А сын пустился во французовщину. Николай Ник. Бантыш много мне без того помогает в Словаре моем... Гамалеина Опыта мне не надо, а нужно было только справиться о годе для Словаря моего». – 10 дек. 1805: «Яков Андр. Голенковский опоздал присылкою дополнений к статье своей. Она уже напечатана в ноябре, и напечатан он Голенковским, а не Голинковским. Я не знаю, почему он думал, что будет назван Голинковским. А Варлаам, его предок, точно Голенковским сам подписался под предисловием книги Разговора Духовного». – (Дело идет, как и в письмах от 11 и 25 мая о книге иером. Варлаама Голенковского: Диалогизм духовный, си есть двоесловие, в нем же беседует любитель с любовию о иереях добрых и злых и пр. В пользу духовным и мирским, в Киевопечерской Чудотворной лавре, между архимандриею (за благословением освященного собора), Варлаамом Голенковским, тоеяжде святыя лавры наместником, трудолюбно издадеся: року от P. X. 1714.) «Книга у меня есть, и потому я прав. Скажите ему об этом. Если Бог даст вторично издавать мне свой словарь, то я помещу в статье о Якове Андреевиче присланные теперь дополнения его. К сожалению моему нерадивая корректура крайне обезображивает мой словарь ошибками, пропусками и переворотами даже смысла во многих местах». – 1 февр. 1806 г.: «Спроси и уведомь меня, любезный друг, сколько томов сочинений издано Ивана Иван. Дмитриева и в котором году каждый том печатан». – 8 июня 1806 г.: «По силе дружбы вот вам покорнейшая просьба. Пожалуйста не откажите мне купить: 1) Stritteri memoriae populorum,... 2) I. Backmeister Beiträge..., 3) Eloge de Mr. Euler par Mr. Fuss... Последние две пришлите поскорее по почте...» – Очевидно, они нужны были для Словаря. – 8 июля 1806: «Спросите в Академии наук, или хотя у Озерецковского, как звали по отечеству покойного Академика Зуева.» – 26 июля 1806: «Разведайте, пожалуйста, в книжных лавках: 1) Кто такой сын Ершов, издавший в С. Петербурге книгу Мысли о происхождении и образовании миров, 2) Кто таков Жданов Прохор, издавший Английскую грамматику в 1801 г. и Английский Лексикон в 1804 г.? Какой его чин? Он кажется был в Морском короусе, а ныне где?»

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

«Ревизские сказки 6 ревизии Священноцерковнослужителей г. Покрова Владимирской губернии 1811г». С. Воспушка. 1. Диакон Иван Егоров в 1797 г. за старостию от должности уволен и находится заштатным. 46/62 г. 2. Священник Василий Петров 48/в 1806 г. ум. 3. Дьячок Григорий Иванов 18/34. 4. У него сын Иван 5. Панамарь Николай Иванов 32/48. 6. У него: 6/с 1806 г. отослан в военную службу. 7. Василий. 5/с 1806 г. отослан в военную службу. После 5 ревизии на убылые места поступили: 8. Священник Пётр Ефимов в (неразб.) г. произведён Суздальской семинарии из студентов философии в оное село во диакона, а в 1806 г. во оное село во священника, по 5 ревизии писан Покровской округи с. Никольского 35 л. 9. У него сын Иван 3 г. 10. Диакон Василий Васильев, в оное звание в 1807 г. произведён Владимирской семинарии из учеников Риторики, по 5 ревизии писан Покровской округи в с. Дубках при отце священнике Василье Маркове. 25 л.». Женщин в ревизии нет... В «Ведомости о церкви Иерусалимской Божией Матери, что Покровского уезда в селе Воспушке, за 1853 г.» содержатся ценные сведения о храме. «1. Построена в 1772 г. тщанием помещика лейб-гвардии Андрея Дмитриевича Сабурова. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Иерусалимской Богородицы; в приделе тёплом во имя Иоанна Многострадального; над трапезою тёплою во втором ярусе во имя Святителя и Чудотворца Николая. 4. Утварию достаточна. 5. Причта положено по штату: священник, диакон и дьячок. 6. Земли при сей церкви усадебной сколько десятин не известно; пашенной и сенокосной 33 десятины, плана и книги на оную землю не имеется; оною землёю сами священноцерковнослужители не владеют; а получают за оною от помещика генерал-адьютанта Сергея Павловича Шипова в год сто рублей серебром. 7. Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. 8. Постоянного оклада не получается и имеют священноцерковнослужители собственные деревянные на церковной земле. 9. Зданий, принадлежащих к оной церкви, не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=04412

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010