Армия спасения (Ejército de Salvación), действующая в П. с 1910 г., насчитывает до 100 чел. приверженцев (в 70-х гг. XX в. их было ок. 1 тыс. чел.). П. входит в Вост. территорию Юж. Америки. Плимутские братья (Iglesia de los Hermanos Libres), прибывшие в П. в 1919 г., в нач. XXI в. насчитывали ок. 5 тыс. чел. Ученики Христа (Discípulos de Cristo) приехали в П. в 1886 г. из США; в 2000 г. насчитывали ок. 1 тыс. последователей в 9 общинах (2000). Пятидесятники двух и трех духовных кризисов представлены: Ассамблеями Бога (Asambleas de Dios; ок. 50 тыс. чел. в нач. XXI в.; в П. с 1945), Евангелической церковью «Благодать и Слава» (Iglesia Evangélica Gracia y Gloria; в нач. XXI в. до 10 тыс. чел.; в П. с 50-х гг. XX в. из США и Великобритании), Церковью «Филадельфия» в Асунсьоне (Iglesia Filadelfia Asunción; в нач. XXI в. ок. 2,5 тыс. чел.; основана в 1939 миссионерами из Норвегии и Швеции; одна из первых пятидесятнических церквей П.), Церковью Бога в Парагвае (Iglesia de Dios en el Paraguay; основана Церковью Бога (Кливленд) в 1954, офиц. регистрация - в 1957; в нач. XXI в. ок. 7 тыс. чел.), Церковью Бога пророчеств (Iglesia de Dios de la Profecía; 24 общины, 811 чел. (2019); в П. с 1977), Церковью четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; в нач. XXI в. 300 чел.; в П. c 1986). Прочие пятидесятнические орг-ции: Пятидесятническая церковь Чили (Iglesia Pentecostal de Chile; 15 тыс. чел.), Церковь евангелических миссионерских ассамблей Бога (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios Misionera; в нач. XXI в. 11 тыс. чел.; в П. с 70-х гг. XX в.), Церковь евангелических ассамблей Бога в Парагвае (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios en el Paraguay; в нач. XXI в. 3 тыс. чел.; основана в 1970), Евангелическая церковь воплощения «Филадельфия» (Iglesia Evangélica Filadelfia de la Encarnación; 3 тыс. чел.; с 1965), Парагвайская миссионерская церковь (Iglesia Paraguaya Misionera; ок. 5 тыс. чел.; основана в 1935), корейские пятидесятнические церкви (ок. 5 тыс. чел.; в П. с 60-х гг. XX в.) и др. В 2002 г. пятидесятники составляли ок. 3% населения П.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Грамматический класс. В этом классе проходили латинскую этимологию и отчасти синтаксис, первую часть из славянской грамматики, катихизиса и арифметики по руководству Меморского, краткую священную историю и пение. Сверх того, ученики были занимаемы переводами с русского на латинский и на оборот с латинского на русский, заучиваньем на память разговоров на латинском языке, приложенных к грамматике Каменского, воскресных евангелий. Учителями грамматики были: Ласточкин (1802–1803), Талиев (1803), Пластов (1804), Сагацкий (1805), Полиновский (1806–1809), Раев (1809–1812), иеромонах Анастасий (1813·–1815), Николай Милонов (1816), иеромонах Самуил (1817), иеромонах Аполлоний (1818). Ииформатория высшая. В этом классе учили русскую для народных училищ изданную грамматику, сокращенный катихизис, краткую к вопросах и ответах изложенную священную историю, начальные четыре правила арифметики и латинскую этимологию. Сверх сего ученики занимаемы были латинским сочинением задач на обоих языках. Ииформатория низшая (отделение). В ней учили начаткам латинского и русского языков и арифметики, сокращенному катихизису, священной истории ветхого завета и пению. Ученики грамматики и обеих информаторий, по желанию, могли посещать язычные классы: греческий, французский, немецкий и татарский, рисование и пение. Учителями информатории были: Талиев (1802), Сагацкий (1803), А. Протопопов (1804), Полиновский (1805), Матфей Огнев (1806–1807), Филипп Раев (1807–1809), иеромонах Анастасий (1809–1813), Николай Черников (1813–1814), Николай Милонов (1814–1816), Василий Иванов (1816), Аполлоний иеромонах (1817), Иван Топорнин (1818). Отделения или нижней информатории: Алексей Бальбульциновский (1807), Иван Пляцидовский (1807–1813), Софроний Беляев (1813–1814), Василий Иванов (1814–1815) Прокопий Брусьянов (1816), Михаил Самуилов (1817– 1818). Русская школа в казанской академии открыта в 1803 году по указу Св. Синода и назначена была для учеников непонятливых к учению и безнадежных к продолжению высших наук и латинского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1811 по 1813 год философского класса не было. С 1813 по 1818 год до самого преобразования семинарии учителем философии был префект игумен Иероним. Обо всех этих лицах было говорено выше. Учителями риторического класса были: первый – Василий Квашнин до 1804 года; с 1804 по 1805 год протоиерей Василий Дьяконов; в 1805 г. ректор архимандрит Парфений; с 1805 по 1806 год священник Дмитрий Квашнин; – в 1806-м году священник Квашнин был уволен от учительской должности по невозможности совместить приходские обязанности с семинарской службой; после он был кафедральным протоиереем и библиотекарем семинарии, а со времени преобразования семинарии ректором Пермского училища. На место Квашнина поступил игумен Гавриил и был учителем риторики до 1811 года. По удалении от должности игумена Гавриила с 1811 года по 1812 учителем риторики был протоиерей Никифор Пономарев, с 1812 по 1813 протоиерей Василий Дьяконов, с 1813 по 1818 иеромонах, потом игумен, Иннокентий 37 . Учители пиитического класса: Пиитика сделалась особенным классом с 1805 года. Первым ее учителем с 1805 по 1807 год был игумен Гавриил; с 1807 по 1810 год Яков Коровин, впоследствии иеродиакон, и потом иеромонах Иннокентий: с 1810 по 1811 год протоиерей Никифор Пономарев; с 1811 по 1813 опять иеромонах Иннокентий; с 1813 по 1815 Василий Прибылев – осинского уезда Оначевского села священнический сын, обучающийся и окончивший курс в Пермской семинарии. В 1815 году Прибылев помер. С 1815 по 1818 год учителем пиитики был Ипполит Капустин – шадринского уезда Батуринского села священнический сын, обучавшийся и окончивший курс в Пермской семинарии 38 . Учители высшего грамматического, иначе синтаксического класса: Первый учитель этого класса иерей Иоанн Попов уволен с учительской должности в 1803 году; в том же году был переведен на священническое место в г. Екатеринбург, где был в горной школе риторики и благонравия учителем; в 1814 году произведен в протоиерея к шадринскому Преображенскому собору и определен членом шадринского духовного правления: с 1816 по 1818 год был инспектором Далматовского духовного училища; с 1824 года благочинным и цензором проповедей, с 1830 года миссионером по уездам шадринскому и камышловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком Сороке Москвы. Нынешний каменный храм построен вчерне к 1811 г. и вначале был освящен престол святителя Николая. Престол святой Троицы освящен 22 сентября 1818 г. Сохранилось прошение 1607 от 9 сентября 1818 года священника отца Петра Матвеева (Диаконова - ред.) и старосты воробьевского крестьянина Григория Иванова архиепископу Московскому и Коломенскому Августину. В прошении говорится: «По благословению Вашего Высокопреосвященства вместо деревянной построена на Воробьевых горах каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и с приделом Николая Чудотворца, каковой придел уже и освящен. Но настоящая Троицкая доселе токмо исправляема и приуготовляема к тому была. Ныне она исправлена, и к освящению готова. Того ради Ваше Высокопреосвященство! Всепокорнейше просим повелеть оную Троицкую церковь милостивейше своей архипастырской резолюцией снабдить святым антиминсом, и по ведомству его Благочинному Казанскому что у Калужских ворот протоиерею Иоанну Григорьеву освятить сентября 9-го дня 1818 года к сему прошению Троицкой что на Воробьевых горах Священник Петр Матвеев руку приложил. К сему прошению церковный староста крестьянин Григорий Иванов руку приложил». Резолюция архиепископа гласит «дозволить освятить храм чередному и святой антиминс выдать». 23 сентября 1818 года благочинный Николохлыновский протоиерей Иоанн Иоаннов посылает рапорт «во исполнение Его Императорского Величества указа из оной консистории от 16 сенября под 4932, Замоскворецкого сорока храм Живоначальныя Троицы, что на Воробьевых горах, того же сентября 22 числа на новоосвященном антиминсе мною освящен…». Хотелось бы также привести сведения о приделе преп. Сергия. Сохранилось прошение 752 от 7 мая 1820 г., как и предыдущее прошение священника отца Петра Матвеева, но уже митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму. Там говорится: «В упомянутой Троицкой церкви при сооружении ея назначено в трапезе по сторонам быть двум пределам, из коих на правой один во имя святит. Николая уже освящен и существует, а на левой кроме одного пустаго места ничего еще нет; то ныне из усердия своего Московский купец Сергей Ильин сын Азбукин и вознамерился на левой против Николаевскаго сделать иконостас для предела угодника Божия Сергия, каковому иконостасу и план мне сообщил, и просим дозволения приступить к делу; но я на таковой его усердный его Азбукина подвиг без благословения Вашего Высокопреосвященства решиться не смею». В резолюции митрополита сказано «… есть ли сумнения не окажется: то по приложенному плану и фасаду строить иконостас Бог благословит».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Иустин Вишневский – иеромонах, в 1799 г. – полгода. Василий Иванов, пресвитер благовещ. собора, 1799–1815 Виктор Прокопович-Антонский, 1800–1809 (с 1801 г. председательствующим) Иннокентий–синодальн. ризничий – 1801–1804 Василий Прокофьев, прот. церкви у красных ворот. Назначен был синодом, по рекомендации Платона, «к заступлению в цензуре место присутствующего», но, спустя два месяца, скончался (4 июня 1805 г., А. С. С 1799, 52 л. 277) Геннадий Шумов – пропов. академии – 1805–1808 Палладий (Аничков) тоже, – 1805–1809 Амвросий Виноградский – арх. Данилова монастыря, – 1809–1810 Владимир Третьяков – арх., председ. 1810–1812 Иаков Дмитриев (Никольский), 1810–1828 Амвросий Орнатский , председ., арх. Новоспасского монастыря, 1812–1817 Лаврентий Бакшевский, арх. Высокопетровского монастыря, 1815–1817 Амвросий, арх. Донского монастыря, 18161817 (назначен епископом вятским). Герасим Попов – прот. Архангельского собора, 1816–1818. Евгений Казанцев, председат., 1817–1818. Феофан, арх. – председ. 1818. Иоанн Иоаннов, 1818. Феофил, донской арх. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. И. Русинов, прот. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. 118 Александр Святославский, состоявший в течение 35 лет личным секретарем м.м. Филарета, был ранее письмоводителем цензуры 1815, 15; 1821,16. 128 М. Д. Ц. К. 1828, 20. Неудивительно, поэтому, если внесенный в 1811 году на обсуждение комиссии духовных училищ, проект (архиеп. Феофилакта) учреждения при московской синодальной типографии «особого отделения» для печатания полезных для церкви книг, «со способными людьми», даже не вспоминает о «существенной обязанности» московской цензуры. (Ком. дух. уч., 1809, 53, л. 184–187). 137 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древностей Росс. при моск. университете 1870, Генв. – март, кн. I, стр. 35; ср. стр. I предисловия. 138 Конечно, здесь идет речь о взглядах руководящих кругов. Относительно масс справедливо замечание Н. И. Пирогова: «Слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе святыми; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже Никоновского старообрядчества, было господствующим». ( Наши мистики-сектанты, Н. Дубровина Р. Ст., 1895, IX, 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

„Само собою разумеется – присовокуплял князь Голицын – что о. Феофилу нельзя будет жить в монастыре, ибо, по уставу ришельевского лицея, ему поставлено обязанностью жить в оном“. (7 янв. 1818 г.). М. Гавриил отвечал: „Спешу донести вам, м. г. и благодетель, что я, будучи предварительно извещен указом Св. Пр. Синода о назначении о. архимандрита Феофила в ришельевский лицей законоучителем, с поступлением в ведомство кишиневской епархии, удержал открывшуюся перед сим вакансию настоятеля в одном из здешних монастырей, именуемом крестовоздвиженский жабский, единственно для него архимандрита Феофила. Монастырь сей почитается в числе лучших здешних монастырей, хотя все здешние монастыри не столько в год имеют, сколько российские классные монастыри, имеющие штатных людей и жалованье, также и не так как молдавские и валахские монастыри, имеющие вотчины. Поскольку все большие монастыри состоят за Прутом, а здесь только один из таковых остался, именуемый киприянский, который составляет фундуш кишиневской митрополии, а прочие здешние монастыри очень посредственны. Иные имеют небольшие вотчины, иные же вовсе не имеют, и монашествующие питаются делом рук своих и едят хлеб в поте лица своего. Однако жабский монастырь имеет вотчину и в числе прочих лучший, как я уже сказал. Впрочем я за удовольствие себе почту оказывать о. архимандриту Феофилу все знаки моего усердия и любви и тем доказать, что определение Св. Синода и рекомендация вашего сиятельства для меня священна. 30 янв. 1818 г. (Дела канцелярии обер-прокурора Св. Синода 1 отд. Департ. дух. дел, 22 разр. 1818 г. 4). В 1817 г. Феофил учредил в Одессе, из воспитанников тамошнего лицея „Детское библейское сотоварищество“, открытие которого 18 декабря 1818 г. описано в отчете комитета Р. Б. О. за 1818 г. приб. XXII. За учреждение этого „детского сотоварищества“ объявлена была архимандриту Феофилу признательность от президента Р. Б. О. В 1818 г. Феофил сделан членом правления лицея по учебно-нравственной и экономической частям; а в 1820 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

(Толкование на стих 22) III. Третье путешествие ап. Павла (54–58 гг.). Основание главной в Малой Азии христианской Церкви в Ефесе (XVIII, 23 – XXI, 16) Библиографический указатель к XVIII гл. Глава XIX Пребывание св. Ап. Павла в Ефесе (XIX, 1–40) О том же Послания ап. Павла к Галатам и 1-е к Коринфянам На сказанное: кто не весть, яко Ефесский град служитель есть великия Артемиды (Деян. 19, 35) Библиографический указатель к XIX гл. Глава XX Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Милита (XX, 1–16) Празднование воскресного дня в Троаде, воскрешение Евтиха и путешествие до Милита (Толкование к ст. 7–16) Семь дней в Троаде и воскрешение Евтиха Происхождение христианского празднования воскресного дня (XX, 7–11) Значение употребления светильников при Богослужении (ст. 8) Прощание апостола Павла с Ефесскими пресвитерами в Милите (XX, 16–38) О речи Св. Апостола Павла пастырям Ефесским в Милите (XX, 18–35) О том же Что значит: связан Духом (XX, 22–24) Толкование на ст. 28 (XX гл.) Благотворные последствия и высокое значение христианской благотворительности (XX, 35) О том же Библиографический указатель к XX гл. Глава XXI Путешествие от Милита до Иерусалима (XXI, I –16) IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Глава XXII Речь ап. Павла к народу (XXII, 3–23) Распоряжение о бичевании Павла и отмена его (XXII, 24–30). Распоряжение о бичевании Павла и отмена его (XXII, 24–30) Глава XXIII Апостол Павел на суде пред первосвященником и Синедрионом (XXIII, 1–5) О том же О том же О том же Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к Прокуратору Феликсу (XXIII, 23–35) Глава XXIV Апостол Павел в Кесарии – перед судом прокуратора Феликса (XXIV гл.) Беседы Павла с Феликсом и Друзиллою Св. Павел и Феликс О сем аз подвизаюся непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человеки (Деян. 24, 16) Библиографический указатель к XXI-XXIV гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

– К числу ризничных предметов отнесены по описи 1806 года также так называемые «занавески», т. е. платки, привешиваемые к иконам по усердию желающих, каковых занавесок в 1806 году на разных иконах состояло по две, по три и более, а всего по описи около 15-ти штук. Как на характерную черту, отличающую Крестовоздвиженскую церковь в начале нынешнего века, надобно указать на то, что по описи 1806 года все почти богослужебные книги в оной тогда были православные. Таковы «Евангелие одно печати Киевской в лист 1773 года, оправленное в доски бархатом малиновым» с серебрянными позолоченными украшениями; «Евангелие другое Московской печати в лист 1722 года, оправленное в доски бархатом гранатовым» с серебрянными украшениями! Тридь постная в лист печати Киевской 1727 года; Триодь цветная в лист печати Черниговской 1585 года; Трифолой в лист печати Киевской 1734 года; при нем Минея месячная в лист той же печати; Часослов в лист печати Киевской 1729 года, и др. Нет сомнения, что все эти книги наследованы были от униатов, чему доказательством главным образом служит то, что других соответствующих книг униатского издания в Крестовоздвиженской церкви, как явствует из описи 1806 года, не было. – Обстоятельство это в свою очередь представляет нам лучшее доказательство той мысли, которую высказали мы выше, в истории церкви Геориевской, что прихожане Полонских церквей, и не прихожане только, но и самые настоятели их, не полагали особенного различия между унией и православием, считая себя искони православными; в противном случае, если кто, то настоятели Крестовоздвиженской церкви, основанной и освященной во времена унии, с разрешения и благословения униатской же Епархиальной власти, ни под каким условием не допустили бы у себя православных богослужебных книг, и при том в таком количестве, когда так легко было приобретать книги униатского издания в Почаеве и других местах. Колокольня при Крестовоздвиженской церкви в 1806 году была новая, «поставлена между оградою погоста, над трактом, с дерева дубового тесанного, на подвалах дубовых, побита сверху гостами дубовыми. Высота ее была аршин 13, длина аршин 5 и ширина аршин 4. «Дом церковнический, именуемый братерским, также между оградою поставлен над трактом с двумя избами, побитый гостами дубовыми, для дьячка и пономаря». 892

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

25) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла. 26) Атласный белый – во храм Преображения Господня. На обороте написано: «1833 г. января 16-го. Из мызы Стрельной». 27) Атласный голубой – во храм Воскресения Христова. На обороте написано: «1833 г. сентября 19-го. Из церкви л.-гв. Уланского полка». Подпись на всех антиминсах под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 28) Атласный белый – во храм Спаса Нерукотворенного образа. Священнодействован преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. 1806 года генваря 23-го дня. Священнодействованные тем же Преосвященным. 1806 года января 23-го дня – 29) Атласный голубой – во храм Богоявления Господня. 30) Атласный белый – во храм Архистратига Михаила. 31) Атласный голубой – во храм Рождества Христова. 32) Атласный белый; храм не означен. 1806 года июля 15-го дня. На обороте написано: «1838 года сентября 23-го. Представлен при репорте Петропавловского 0. протоиерея Кочетова, найденный во Введенской церкви». 33) Атласный белый – во храм Святителя Николая чудотворца. 1806 года октября 25-го дня. 34) Атласвый голубой; храм не означен. 1806 г. октября 25-го. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же. Пять антиминсов, освященных тем же преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским 1807 года октября 25-го дня – 35) Атласный белый – во храм Рождества Божия Матери. 36) Атласный голубой – во храм первоверховных Апостол Петра и Павла. 37) Атласный белый – во храм святого Николая Чудотворца. 38) Атласный белый; храм не означен. 39) Атласный белый; храм не означен. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же. 11-ть антиминсов, освященных тем же Преосвященным, 1808 года декабря 17-го дня – 40) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла, что в городе Фридрихсгаме. 41) Атласный розовый; храм не означен. 42) Атласный белый; храм не означен. 43) Атласный розовый – во храм Захария и праведныя Елизаветы, что в городе Нейшлоте. 44) Атласный желтый; храм не означен.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010