При определении на вакантные места после умерших или уволенных в заштат духовных лиц имели преимущественное значение те кандидаты, которые давали обязательства, касательно выдачи своим предместникам или их семействам части доходов или пособия в содержании, и которые соглашались поступить со взятием. 2) Поступление в училищную службу Лучшие из студентов, по окончании курса, оставляемы были при академии учителями низших классов. Начальство академии всегда имело в виду заблаговременно приготовить учителей для своей академии, и с этою целью внимательно следило за успехами лучших учеников, за неимением или отсутствием учителей, поручало им до окончания курса учительские должности, и по своему усмотрению награждало их жалованьем. Так в продолжении курса богословского были учителями в низших классах студенты: Петр Талиев (1800–1802), Андрей Яцевич (1807–1808), Петр Черников (1811–1812), Николай Милонов (1811–1818), Алексей Боголюбов (1813–1814). Матфей Ясницкий и Андрей Терновский (1816). В 1818 году студенту богословии Полянцеву поручен был даже класс поэзии. Из списка учителей можно видеть, что в здешней академии учители были большею частию из своих воспитанников, хотя случалось, что лучших иноепаршеских воспитанников оставляли при академии. Так академия оставила у себя студента Петра Пластова, воспитанника нижегородской семинарии, окончившего академический курс в 1803 году. Присланные для высшего образования из иногородных семинарий почти всегда возвращаемы были к учительским должностям в местные семинарии. Некоторые из них, по желанию местных начальств, к учительским должностям вызываемы были из академии до окончания курса. Некоторые из воспитанников поступали в учители народных школ, в русские, приходские и уездные духовные училища. Студенты, окончившие курс, неохотно поступали в учители русских и уездных училищ, где учителям положены были малые оклады от 50 до 60 руб. в год. Были случаи недобровольного назначения студентов на эти должности. Студент Василий Арнольдов в 1818 году предназначен был к учительской в имеющихся открыться уездных училищах должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий Конст. Смирнов. С 1844 года бакалавр русской гражданской истории, которую преподавал до 1870 года. Профессоры и бакалавры словесности а) общей Михаил Федор. Божанов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии старший кандидат первого курса петербургской Академии, получивший степень магистра через год службы. Бакалавр с 1814 года. В 1818 году поступил на должность священника при церкви Богоявления, в Елохове. Скончался в 1822 году. Платон Иван. Доброхотов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии, магистр первого курса московской духовной Академии. С 1818 года бакалавр, с 1826 года экстраординарный профессор словесности. Скончался в 1832 году в чине надворного советника. Александр Евфим. Нечаев. Из бакалавров греческого языка, бакалавр словесности в 1832 году. Выбыл в 1834 году. Скончался в сане протоиерея Софийской церкви на берегу Москвы реки в 1871 году. Андрей Иван. Смеловский. Из бакалавров церковной, бакалавр общей словесности в 1834 году. В 1838 г. возведен в звание экстраординарного профессора. Выбыл в 1839 году на светскую службу. Скончался в 1860 году в чине статского советника и на должности ревизора новгородской казенной палаты. Егор Васил. Амфитеатров. Магистр петербургской Академии. С 1839 года бакалавр, с 1844 г. экстраординарный, с 1848 г. ординарный профессор словесности. б) церковной Петр Иван. Розанов, магистр петербургской Академии первого курса. бакалавр с 1814 года. В сентябре 1818 года по прошению уволен. Скончался в 1858 году в чине статского советника и на должности начальника отделения духовно-учебного управления при св. Синоде. Никифор Иван. Потапов, магистр первого курса московской Академии, бакалавр с 1818 года. В 1823 г. поступил во священника к церкви св.Евпла, на Мясницкой. Скончался в сане протоиерея церкви Введения, в Семеновском, в 1865 году. Михаил Максим. Стеженский, магистр петербургской Академии, бакалавр с 1823 года. Скончался в 1827 году. Андрей Лебедев. Бакалавр с 1827 года. В 1832 г. пострижен в монашество (Феогност) и перемещен на богословский класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Н. преподавал церковную историю 1-му курсу на высшем отд-нии в 1816-1818 гг. В июне 1818 г. ректор СПбДА еп. св. Филарет (Дроздов) , присутствовавший на выпускных испытаниях студентов 1-го курса МДА, так оценил труд Н. в отчете: «...учащий слишком буквально держался учебной книги и представлял, так сказать, историка исторических уроков, а не исследователя и наставника», а «вопросы испытующих обращены были менее на повествовательную часть истории, а более на исследовательную и на дух происшествий» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 404, 405). В целом характеризуя наставников МДА, ревизор писал о Н.: «Способен к наукам, благочинен в поведении, по летам может приобретать дальнейшее образование своих способностей; но доселе успехам его в академической должности препятствовала должность лаврского наместника... Желательно, чтобы он поставлен был в обстоятельства, более благоприятствующие раскрытию его способностей по службе училищной» (Там же. С. 444). На основании этого отзыва и постановления комиссии ДУ указом Синода от 18 авг. 1818 г. Н. назначен ректором и профессором богословских наук в Вифанскую ДС, оставаясь при этом действительным членом и конференции, и внешнего правления МДА, и цензурного комитета. 19 авг. переведен настоятелем коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря , 1 сент. 1818 г. определен членом Московской духовной консистории. 17 апр. 1819 г. назначен настоятелем ставропигиального Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря с оставлением при всех занимаемых должностях. Среди бумаг Н. сохранились автографы 2 конспектов преподаваемых им предметов (конспект церковной истории и конспект «Расположение преподавания богословских наук в духовных семинариях») и 2 сочинений, относящиеся ко времени духовно-училищной службы в МДА и Вифанской ДС («Учение о Таинствах» и «Изъяснение текста в семи главах послания Апостола Павла к Римлянам» (1821-1825)). В период служения в МДА и Вифанской ДС Н. исполнял поручения комиссии ДУ по обозрению семинарий: 12-14 июля 1816 г. ревизовал Московскую ДС, летом 1820 г.- Рязанскую ДС и училища при ней (Рязанское, Зарайское и Коломенское), Тульскую ДС и училища при ней (отчеты Н.: РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 17-18 об., 33-34 об., 35-38 об.).

http://pravenc.ru/text/2565314.html

В 1807 г. отчисления из гос. казны на семинарию выросли с 4 до 8 тыс. р. Еп. Моисей (Близнецов-Платонов) выявил недостатки в обучении семинаристов и разработал для Нижегородской ДС программу, обучение по к-рой осуществлялось до преобразования семинарии в 1818 г. в соответствии с уставом духовных школ 1814 г. В ходе реформирования Нижегородская ДС была включена в состав Московского учебного окр. и подчинена Московской духовной академии (МДА). Ректором Нижегородской ДС в сане архимандрита в 1818-1828 гг. состоял свт. Гавриил Городков ; впосл. архиепископ). В 1818 г. в учебный курс были введены естественные науки, при семинарии открылись физический, минералогический и нумизматический кабинеты. В 1818 и 1823 гг. здание семинарии горело; к 1828 г. был возведен новый главный корпус. 2-я пол. 30-х - сер. 40-х гг. XIX в.- время кризиса Нижегородской ДС. Проведенные в ней в 1838, 1840 и 1842 гг. ревизии выявили недостатки и нарушения в экономической сфере и в учебно-воспитательном процессе. В 1842 г. семинария была выведена из подчинения МДА и подчинена возобновленной в том же году КазДА. Окончательно преодолеть кризис удалось в 1846 г. По итогам вступительных экзаменов в КазДА в 1858 г. Нижегородская ДС была признана лучшей в Казанском учебном окр. В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. помимо действовавшей в семинарии с XVIII в. фундаментальной б-ки начала функционировать б-ка ученическая. Она поддерживалась на средства учеников, выделявших для этой цели ежегодно небольшие суммы (напр., во 2-й пол. 80-х гг. XX в.- по 20 к.). В 1864-1871 и в 1885-1905 гг. при семинарии издавались «Нижегородские епархиальные ведомости»; с 1906 г. журнал именовался «Нижегородский церковно-общественный вестник», издавался до 1918 г. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Устав духовных школ 1867 г. был введен в Нижегородской ДС уже с 1867/68 уч. г. Материальное положение семинарии значительно улучшилось. Существовавшие прежде 2-годичные отделения семинарии (словесное, философское и богословское) были разделены на 6 одногодичных классов, из к-рых с 1-го по 4-й были общеобразовательными, а 2 последних имели богословское направление.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

58 . Уточнить дату встречи преподобного Зосимы с его первой ученицей Анисьей Конюховой 59 помогает письмо епископа Михаила от 23 октября 1818 г. В нем Владыка упоминает два письма старца, в которых тот рассказывал архипастырю о “предавшихся и предающихся” его “духовно-братственному водительству”. Первое из этих писем было написано 27 июля, а второе — 17 октября. Таким образом, в июне — июле и в сентябре — октябре 1818 г. духовная семья преподобного Зосимы пополнилась двумя новыми членами. В начале следующего 1819 г., как это следует из первого “заветного” письма, она состояла из трех человек: Анисьи Конюховой, Натальи Васильевой и Евдокии Романовой. О ком же из них писал преподобный Зосима епископу Михаилу? Множественное число в высказывании епископа Михаила наводит на мысль, что в июле у старца была уже не одна ученица 60 , следовательно, в письме Преподобного от 27 июля речь шла о второй его ученице, Наталье Васильевой. Думается, мы не ошибемся, если датируем встречу Анисьи Конюховой с преподобным Зосимой и, следовательно, начало его старчества первой половиной 1818 г. Вероятно, что в июле — октябре 1818 г. преподобный Зосима задумал “Поучение о послушании” и начал работать над ним 61 . Богато события ìè было и начало 1820 г., когда, согласно жизнеописанию, в Сидоровке был построен келейный корпус 62 . Дело в том, что имя советницы Васильевой отсутствует среди подписавших “заветное” письмо, но появляется под “завеща ­ нием об имуществе” и под общим письмом епископу Михаилу, датированным старцем 1 марта 1820 г. Следовательно, смерть советника должна была наступить раньше этой даты, но в том же году, так как строительство келейного корпуса, которое он финансировал, приурочено жизнеописанием к 1820 г. Остальные события легко датируются через сопоставление различных источников. Не вполне ясна лишь продолжительность пребывания старца в Тобольске после смерти архиепископа Амвросия, поскольку нам не удалось установить точную дату приезда на место службы губернатора Д. Н. Бантыш-Ка­менского 63 .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

В апреле 1818 г. иерей Александр Арефенский был переведен, вероятно, в виде повышения в соседний Лекшмозерский приход, где 16 сентября того же 1818 г. и умер. С его переходом все постройки и починки прекратились в Наглимозерской пустыни. Иоанн Вас. Арефенский, вторично, 1818 – 1821 гг. 589 На место иерея Александра в том же 1818 г. вторично переведен, через целые двадцать с лишним лет, отец его родной Лекшмозерского же прихода пресвитер Иоанн Арефенский. Сей, по всей вероятности, уже глубоюй старец на этот раз не долго жил в Наглимозерской пустыни. В 1821 г. поступив в Ошевенский монастырь, принял монашество, причем наречен был Иоасафом. С 1821 до 1826 г., т. е. в течение пяти лет иереев на Наглимозере не упоминается; вероятно в это время заведывал пустынью пресвитер Лекшмозерского прихода. Но вот еще, еще печальная страница из истории несчастной Наглимозерской пустыни и увы – еще не последняя!.. Стефан Евдокимов вторично, 1826 – 1829 гг. 590 Через целые 19 лет за какие-то дела вторично удален он (в 1826 г.) в Наглимозерскую пустынь – место, повидимому, «неблазненное», но за что именно – нам не известно. Знаем, впрочем, что он и в первые годы служения своего в Троицком приходе уже начал проявлять свои «художества»: уже в 1808 г. притеснял вдову-попадью Агафью Афанасьеву; однако в чем состояли эти притеснения – не знаем; знаем, что в 1809 г. задержал у крестьянина Никиты Дмитриева лошадь 591 ; ведаем, что, наконец, в феврале 1823 г., по указу новгородской консистории, был послан в Каргопольский Спасский монастырь «на четыре месяца в клиросные труды» 592 , но опять-таки за что – не знаем. Печальную память оставил о себе у окрестных жителей на сей раз этот иерей. Лекшмозеры так передавали нам о нем: «поп Степан хоть родных брата с сестрой за деньги повенчает»... – Но этого мало: разбойники свили себе гнездо у Стефана Евдокимова и выходили отсюда на разбой. Первоначально поселилось у Евдокимова два разбойника: один урожденец дер. Салмозера (Пудож. у., верстах в 20 от Наглимозера): другой или местной же, или, быть может, сам Одоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Ив. Сабуров. Бакалавр в высшем отделении в 1858–1862 г. Александр Федор. Лавров-Платонов. Бакалавр в высшем отделении с ноября 1862 до 1870 года, с которого преподавал одно каноническое право. в) Французского Феоктист Орловский, иеромонах. Из учителей славяно-греко-латинской Академии, бакалавр в 1814 году. В сентябре 1815 г. переведен на немецкий класс. В октябре 1817 г. определен инспектором московской Семинарии, в которой был потом ректором. Скончался в 1829 г. в сане архимандрита Владимирского Боголюбова монастыря. Петр Ив. Розанов. Преподавал французский язык с сентября 1815 до сентября 1818 г. Сергий Извеков, иеромонах. Бакалавр с сентября 1818 до сентября 1820 года. Петр Спирид. Делицын. Преподавал французский язык с 1820 до 1822 г. Потом с 1833 до 1860 г. Иван Иван. Петров. бакалавр с 1822 до 1827 г. А в сем году выбыл в Москву во священника. Скончался в сем сапе при церкви Никиты мученика, в Татарской, в 1838 г. Михаил Егор. Архидиаконский. Бакалавр с 1827 г. В сентябре 1828 г. перемещен на философский класс. Павел Петр. Птицын. Бакалавр с 1828 года. В 1833 г. выбыл в Москву во священника. Скончался в сем сане при церкви Екатерины мученицы, на Ордынке, в 1836 году. Виктор Дмитр. Кудрявцев-Платонов преподавал французский язык с 1860 до 1870 года. г) Немецкого Владимир Сорокин, иеромонах. Из учителей лаврской Семинарии бакалавр с 1814 года. В марте 1815 г. определен инспектором тверской Семинарии. Скончался в 1822 году в должности ректора орловской Семинарии. Василий Иоаннович Кутневич. Преподавал немецкий язык с апреля до сентября 1815 г., потом с октября 1817 г. до сентября 1818 года. Феоктист Орловский, иеромонах. С сентября 1815 до октября 1817 года. Петр Спирид. Делицын. Преподавал с сентября 1818 до сентября 1820 г., потом перемещен на французский язык. Феодор Александр. Голубинский. Преподавал с 1820 до 1854 года. Дмитрий Григор. Левицкий. С 1854 до 1856 года. Виктор Дмитр. Кудрявцев-Платонов. Преподавал с 1856 до 1858 года. Николай Кирилл Соколов. С 1858 до 1860 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1818 г. помощник семинарского архитектора Яков Ант-ч Данкевич для пользы учащихся пожертвовал в библиотеку рисунки, планы и фасады всех числом 20, Стоит упомянуть еще о других жертвователях, именно об одном из питомцев троицкой семинарии архимандрите свияжского монастыря Назарие Романовском (1804 г.) и протоиерее Иоанне Бедринском (1816 г.) 2.Не мало книг приобретено для библиотеки и от покупки на библиотечную сумму. Из штатной десятитысячной суммы, отпускаемой с 1798 г. на содержание академии, по 300 руб. ежегодно отчислялось на улучшение библиотеки и покупку учебных книг. С 1807 г., когда сумма на содержание академии увеличена была вдвое, на библиотеку положено было 600 руб. Такая сумма выдавалась до преобразования академии в семинарию в 1818 году. Преосвящ. Амвросий Подобедов , Павел Зернов и Амвросий Протасов, для увеличения библиотеки, сверх штатной суммы, отделяли значительное количество из неокладной. С 1805 г. академия покупкою приобрела 15 книг у казанского вице-губернатора И. Ив. Ивановского; в 1814-м году до 80 книг у пр. Антония епископа воронежского, бывшего ректора академии. С требованием книг академическое правление обращалось в г. Москву к Н. Б. Бантыш-Каменскому, в комиссию дух. училищ, в книжный магазин главного правления училищ, московское или петербургское библейское общество. Академия ежегодно выписывала чрез казанскую газетную экспедицию периодические издания на сумму от 60 до 175 р. Б 1803 г. были выписаны: Вестник Европы, Патриот или журнал воспитания, Политический журнал, Друг просвещения, Северный вестник; в 1808 г. французская газета Северная пчела, московские и русские ведомости, Вестник Европы, Русский вестник. В 1818 году с легкою почтою были получаемы: 1) Московские ведомости за 28 руб., 2) Вестник Европы за 18 руб., 3) исторический журнал за 12 руб. 4) Сын отечества за 40 руб. и 5) Русский Инвалид за 45 руб. Библиотечные деньги расходуемы были также на переплет книг, иногда выдавались и воспитанникам на покупку книг. Так в 1808 г., по словесному распоряжению пр. Павла, 50 руб. послано в Петербург, отправленному из казанской академии, медико-хирургической академии студенту Д. Талиеву на покупку нужных для него книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно ведомости Снетогорского архиерейского дома за 1818 г. в этом доме была соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Иоанна Предтечи. Церковь была каменная, твердая, кроме кровли, которая на 1818 г. была ветхой. Вторая каменная церковь во имя Рождества Христова была освещена 8 декабря 1814 г. и покрыта, как и сам дом, в 1818 г. железом. На основании документов Псковского архиерейского дома за 1818 г. можно проследить, что для исправления худого поведения, самовольных отлучек из монастырей, пьянства духовных лиц духовная консистория выносила приказы о ссылке их к эконому архиерейского дома для исправления поведения. 4 июня 1824 г. Александр I утвердил мнение Государственного Совета о наделении монастырей и архиерейских домов землями. По материалам: Обитель возникла на крутом берегу реки Великой, на водном пути к Псковским озерам, в XIII в., и стала крайним поселением, форпостом г. Пскова с северо-запада. Название монастыря " Снетогорский " связано с рыбкой снеток: гора, на которой он стоит, названа Снетной (Снятной) благодаря изобилию этой рыбки в заводи у ее подножия, в реке Великой, особенно во время весеннего нереста. Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь находился в 5 верстах от г. Пскова, на берегу реки Великой. Основан не ранее 1265 г. преподобным Иоасафом. Монастырь упоминается в летописи под 1299 г., когда рыцари-меченосцы неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь, сожгли его. В огне подожженной деревянной церкви Рождества Богородицы и погибли игумен Иоасаф с 17 монахами. При игумене Иове, на средства личных сбережений, завещанных князем Довмонтом-Тимофеем, был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожженного деревянного, в котором погибли преподобномученик Иоасаф и его сострадальцы. По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII в. К 1313 г. храм был расписан настенными изображениями - фресками редкой красоты и выразительности.

http://sobory.ru/article/?object=01933

Тому обстоятельству, что святитель и княгиня Софья Сергеевна не могли видеться так часто, как хотелось бы, мы и обязаны появлением этого прекрасного эпистолярного цикла. Основная часть писем святителя к Мещерской за 1817–1818 гг. – это духовные советы (по преимуществу, как можно понять, ответы на вопросы княгини); бытовых моментов очень мало, да и те зачастую касаются высоких материй, к примеру, святитель пересылает Мещерской книги от митрополита Амвросия (по его поручению) или собственные проповеди. Иннокентий регулярно благодарит корреспондентку за подарки («княжеские» и «дорогие», по его определению), со временем и сам начинает интересоваться внутренней жизнью Софьи Сергеевны («Мне хотелось знать состояние ваше после причащения Святых Святейшего Тела и Бесценной Крови», 5 декабря 1817 г.), очевидно, чувствуя уже некоторую ответственность за ее душу; поминает ее в своих молитвах (22 сентября 1818 г.). Святитель Иннокентий предостерегает адресата как от бытовых суеверий 67 , так и от сомнений в догматах Православной Церкви. Из писем Иннокентия можно понять, что княгиня временами сомневалась, к примеру, в целесообразности молитв святым 68 . Однако свою каноническую позицию Иннокентий выражает максимально корректно и деликатно, не допуская мысли обидеть заблуждающуюся княгиню: Для догматов Церкви теперь не смею ничего сказать, кроме того, что умоляю вас, княгиня, именем Господа Иисуса Христа, хотя недостоин так часто произносить Его, умоляю вас бросить свои мысли, хотя потому, что оне ваши, что оне питают самолюбие. Церковь так верила, согласитесь и вы – что вы не лучше целой Церкви, и молодое преобразование не превосходнее постоянной единообразной и священной древности. Словом, не доказываю, ибо не время, но прошу и умоляю вас: отложите ваши мысли» (30 ноября 1817 г.) 69 ; «На Царство Иисуса Христа, на Его Церковь , хотя бы что ни сделалось, не надобно выражать неудовольствия или наипаче принимать неудовольственные мысли, и их в себе иметь (19 декабря 1818 г.) 70 . 31 октября 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010