От учителя проповедников переходим к ученику его, свонм проповедническим талантом скоро превзошедшему своего учителя. Мы говорим о современнике Евграфа, учителе троицкой семинарии, Василие Михайловиче Дроздове. Начало известности его, как замечательного проповедника, относится к 1806 году. Первую (известную в печати) проповедь произнес он в Троицком соборе лавры 12 генваря сего года, в день торжества освобождения обители преп. Сергия от нашествия врогов; по приказанию и с одобрения Платона проповедь была напечатана в том же 1806 году. По поводу этой проповеди Платон писал (от 4 марта 1806 года) к своему викарию Августину: «а у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь, – и удивитесь». Другая проповедь его, также напечатанная в 1806 году, произнесена Дроздовым в великий пяток того года. Мы имеем еще одну проповедь Дроздова, относящуюся ко времени его учительства и остающуюся в рукописи: она произнесена им 23 августа 1808 года на освящение храма св. Троицы в Махрищском монастыре 279 . Уже начало первой проповеди показываете великого проповедника. Вот оно: «Было время – простите мне, что я от светлого торжества облеченной славою России бросаю взоре на мрачные виды России страждущей: тень возвышает красоту света – было несчастное время, когда отечество наше, терзаемое иноплеменными, преданное недостойными сынами, готовилось испустить последнее дыхание. Часть верных ему и Богу, бежавших от опустошенных градов и сел, сокрывалась тогда в сей ограде, и враги, которые, казалось, клялись не щадить ничего священного, истощили против нее все усилия злобы своей». «Ужасное состояние! Два ненасытимые чудовища, война и мор, споря о добыче, соглашаются в лютости, с которою хотят поглотить сию обитель. Смерть за стенами, смерть в стенах; смерть носится в воздухе, смерть крадется подземными стезями. Убийственные орудия достигают самого сего святилища, и святые Божьи приемлют раны в своих изображениях. Мышцы способны обращать мечь, оскудевают, едва остается несколько слабых рук для воздаяния ко гневным небесам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

– 19 авг. 1806 г.: «Еще в прогулках прошу справиться в книжных лавках: Кто такой сочинитель Ефимьев, сочинивший комедию Преступник от игры, и когда комедия сия напечатана. Еще кто такой Иванчиков A..., сочинитель поэмы 4 времени года, и когда она напечатана? Кто такой Ильин и как его имя? Кто сочинил драмы Лиза, Великодушие и проч.» – 26 авг. 1806: «Но вот еще нужнейшая комиссия, которую прошу в следующей же почте исполнить. Просил я Петра Ив. Глазунова прислать мне драму Начальное правление Олега с примечаниями Болтина и с немецким переводом Фелькнера. А он мне прислал на одном русском и без примечаний Болтина. Сделай милость, зайди к нему в лавку и спроси его. Или не ошибся ли я. Полно Болтин делал примечания не на другую ли драму Екатеринину – Историческое представление из жизни Рюрика? И не эта ли то драма переведена Фелькнером? Если это моя ошибка, то пришли, пожалуйста, эту драму с немецким или попроси самого Глазунова поскорее ко мне прислать. Крайне нужна мне к биографии Екатерины II. Если же действительно Начальное правление Олега с примечаниями Болтина, то ее пришлите, и я присланный без примечаний экземпляр Глазунову тогда возвращу. – Еще, пожалуйста, сыщи, купи и пришли мне Рычкова Опыт Казанской истории».– Уже в письме от 26 сент. 1805 г. было об этом: « Нельзя ли Рычкова хоть в лавках поискать». – 6 сент. 1806: «Сердечное спасибо любезному другу Гр. Ни–чу за присылку драмы из жизни Рюрика. Это развязало сомнение и вывело меня из ошибки в биографии Екатерины II. Буду ждать на будущей почте Рычкова, ибо и он нужен к решению моего сомнения.» – 18 окт. 1806: « Сердечно благодарю... за уведомление о... Николаевиче Иванчикове, а об имени забыли вы спросить. Прошу дополнить.» – 10 февр. 1807 г.: «Полный словарь писателей, как увидите, с нынешним годом издается. Наскучила уже эта работа. Надобно отдохнуть. Не отыщите ли в Казани послужного списка покойного Михаила Иван. Веревкина? Он был там директором гимназии. Если сыщете, то пришлите ко мне. Вы обещаете сведать и о ваших профессорах» (Казанского университета, где в это время Городчанинов был адъюнктом).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

С приходом к власти Александра I (годы правления с 1801-1825 гг.) положение Екатеринослава снова стремительно изменилось. 8 октября 1802 г. городу возвращено прежнее имя - Екатеринослав. В 1804 году в город переезжает епархиальный архиерей, и он становится настоящим административным центром огромной епархии, занимавшей пространство всей теперешней Южной Украины. Архиепископ Афанасий (Иванов) по синодальному утверждению получил титул «Екатеринославский, Херсонский и Таврический». Опять начинается работа над составлением генерального плана города. И здесь первое место занимает собор. Однако новым разработчикам структуры города теперь приходится иметь дело с уже существующим городом, реальность жизни которого сильно отличалась от задуманной. Основной массив городской застройки начал сосредоточиваться в низинной приднепровской части. К началу XIX века эти тенденции сделались очевидными, что вызвало необходимость внести коррективы в генеральный план. В начале XIX века появляются два новых генеральных плана Екатеринослава, 1806 и 1817 гг. План Вильяма Гесте 1817 года более известен и довольно подробно проанализирован в работах историков архитектуры. Обстоятельства появления плана 1806 г. и его значение, напротив, изучены недостаточно… … В документе под названием «Экспедиция о плане соборной церкви в Екатеринославе» впервые фигурируют данные о проектировании нового собора. Александр одобрив доклад министра Кочубея, повелел, чтобы представленные губернатором фон Бергом «план и фасад… были исправлены или переделаны здесь (в Петербурге), и чтобы построение здания сего произведено было в несколько лет». Здесь же указывается, что представленный план был отклонен, а к проектированию Екатеринославского собора привлечен известный русский архитектор и зодчий Андриан Дмитриевич Захаров (1761-1811). 29 марта 1806 года Александр приказал план «препроводить» к Дюку Ришелье для составления сметы с последующей доставкой ее в Петербург для назначения нужной суммы для строительства. Министр Кочубей сообщал Ришелье, что «император высочайше повелеть изволил план для сего здания составить здесь в Академии Художеств и, вследствие того, сделанные академиком Захаровым план, фасад и профиль были представлены мною Его Величеству, и удостоены высочайшего одобрения». Новый план Екатеринослава с учетом высказанных замечаний был подготовлен к началу 1806 года. Проект признал нужным «назначить Главную Площадь в Большом Пространстве противу прежняго и строение на ней соборной церкви, присудственных мест и Гостинаго Двора в другом виде…». План был высочайше утвержден в том же году. Интересно, что согласно этого плана, центральная «Главная площадь» с «Соборной церковью» должны были расположиться точно там, где сейчас находятся здания областной государственной администрации и облсовета в начале проспекта Кирова с окружающим их парком.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. В 1791 г. К. получил заказ на постройку ц. св. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе в Москве (ныне ул. А. Солженицына), ставшую самой известной его работой. Вкладчиком храма был живший по соседству купец и впосл. городской голова В. Я. Жигарев. Храм строился до 1806 г., и многие детали убранства остались незавершенными из-за смерти К. По преданию, образцом для постройки был собор св. Павла в Лондоне (1675-1708, архит. К. Рен). Сходство с прототипом касается в основном венчающей части: храм св. Мартина Исповедника стал первым в Москве, увенчанным большим куполом на высоком световом барабане по типу собора св. Петра в Риме (1506-1626), в подражание к-рому и был в свою очередь выстроен собор в Лондоне. Крупная 4-столпная 5-главая церковь в основе имеет двухосно-симметричный план. Прямоугольный, слегка вытянутый с востока на запад объем дополнен полукруглыми выступами на востоке и западе и прямоугольными лоджиями на севере и юге. Первоначально предполагалось сделать план квадратным, но по требованию духовенства проект был изменен, и алтарь сделали «круглообразным». Для симметрии на западе появился полукруглый притвор, соединенный узким переходом с 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем и являющейся высотной доминантой композиции. Нижний ярус колокольни крестообразный, 2 верхних - цилиндрические, перекликаются с мощным центральным барабаном, увенчанным высоким куполом с люкарнами и главкой-фонариком. По углам барабан уравновешен 4 малыми купольными главами на цилиндрических тамбурах. Трапезная отсутствует; эта деталь, как и размер храма, его 4-столпная структура, весь облик - довольно необычны для приходских церквей и более характерны для крупных соборов. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2010 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Сергия Преподобного, что в Рогожской. Построена в 1796–1800–1818 годах на средства с. с. Г. П. Смольянского. Колокольня 1864 года. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Николая Чудотворца. Бориса и Глеба, что на Поварской. Построена генералом Жеребцовым в 1801 году. Главный престол Спаса Нерукотворенного Образа. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Иоанна Предтечи, что в Казенной. Земляной Вал, угол Покровки. Построена в 1801 году архитектором М. Ф. Казаковым. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Димитрия Ростовского . Воздвижения Креста Господня, в Никольском единоверческом монастыре над воротами. Построена в 1801 году, освящена 19 декабря 1854 года. Димитрия Царевича, в Голицынской больнице, на Калужской. Здание построено в 1796–1802 годах по проекту М. Ф. Казакова. Иверской Божией Матери, что на Ордынке. По приделу, называется также «Георгия Великомученика, что на Всполье». Построена в 1789–1802 годах на средства капитана И. И. Савина. Другой придел Иоанна Воина. 306. Симеона, Сродника Господня, в колокольне Андроньева монастыря, построенной в 1765–1799 годах архитектором Р. Казаковым. Церковь освящена 25 октября 1803 года. Ржевской Божией Матери, что на Поварской. Построена в 1653 году, перестроена в 1804 году; внутри можно различить остатки стен древней церкви. Колокольня XVIII века. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Космы и Дамиана. Марии Магдалины, во Вдовьем Доме, на Кудринскойплощади. Устроена в 1805 году. Николая Чудотворца, Кузнецкая улица, Лужннковский переулок. Главная церковь построена в 1805 году, трапезная и верхний ярус колокольни – в 1847 году. Приделы: 1) Введения во храм, 2) Преподобного Сергия. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Новой Божедомке. Построена в 1805–1806 годах. Успения Пресвятой Богородицы, что на Могильцах. Пречистенка, Мертвый переулок. Построена архитектором Леграном в 1799–1806 годах на средства с. с. В.И. Тутолмина. Приделы: 1) Спиридона Тримифунтского, 2) Николая Чудотворца. Феодора Стратилата. Чистые Пруды, Архан-гельский переулок. Построена в 1806 году почт-директором Ключаревым. Придел «Нечаянной Радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

апр. 4). Симоновской обители и обращения оной в прежнее положение. В том же 1788 г. мая 6-го Богоявленский монастырь назначен местопребыванием викария Московской епархии, преосвящен. Серапиона, епископа дмитровского. Казначеем дома его преосвященства, а потом вскоре и наместником Богоявленского монастыря 100 был иеромонах Аполлинарий; должности наместническую и казначейскую он исправлял по ноябрь месяц 1794 г. 5-го числа сего месяца, его преосвященством произведен в игумена дмитровского Борисоглебского монастыря и с того времени присутствовал в дмитровском духовном правлении. В ноябре 1798 г. назначен присутствующим членом в новоучрежденную в Богоявленском монастыре Дмитровскую преосвящен. викария московского консисторию; эту должность проходил по 1-е число января 1800 г. По переименовании консистории в Калужскую, июня 20-го 1801 г., снова присутствовал в дмитровском духовном правлении и был благочинным четырех монастырей: Дмитровского Борисоглебского, Можайского, Лужецкого, Волоколамского, Иосифова и заштатного Николаевского Пешношского. 1803 г., января 6 дня, произведен митрополитом Платоном в архимандрита Златоустова монастыря. В 1806 г., апреля 9-го, перемещен в ростовский Яковлевский монастырь, где и скончался 1818 г. 28 апреля. 15 . Гедеон (1806–1808), в мире Григорий Фомин, был диаконом московского Новодевичьего монастыря. В сентябре 1799 г., по случаю вдовства, поступил в Троицкую семинарию на должность учителя низшего греческого класса. Пострижен 7-го марта 1800 г. и в сем году 5-го июня произведен в иеромонаха и префекта новооткрытой Вифанской семинарии. И здесь он был учителем греческого языка, а в 1802 г., с открытием философского класса, начал преподавать философию. В 1804 г. апреля 17-го, посвящен в архимандрита дмитровского Борисоглебского монастыря; в сентябре сделан ректором Вифанской семинарии и учителем богословия. В мае 1806 г. переименован настоятелем Златоустова монастыря, в октябре 1808 – Лужецкого; в 1811 г. получил в управление Богоявленский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Гавриила замечательной книги Добротолюбие (1793), составленной из сочинений разных отцов и иноков греческой церкви созерцательного направления и представляющей собой прекрасный обращик чистой, православно-церковной мистики. Но для развития своих мистических понятий наши мистики не удовольствовались этой книгой, не удовольствовались и другими, давно уже известными в русской письменности переводами св. отцов того же направления, – Макария египетского , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , Максима исповедника , Григория Синаита , Симеона нового богослова , и давно тоже известной книгой своего русского подвижника – созерцателя, Нила Сорского , а по общей привычке всех наших преобразователей и передовых людей обратились за христианской мистикой на сторону, за границу, откуда явилось к нам и самое вольнодумство, где мистика эта казалась им более высокой пробы, и впали в учения странные и чуждые православию. Отрицательная сторона мистической проповеди, представлявшая яркие картины современного вольнодумства и сильные обличения против лжеименного разума, могла справедливо нравиться духовенству и всем благочестивым людям, за исключением из нее разве некоторых крайних мнений, наприм. о близкой кончине мира, время которой, согласно исчислениям Бенгеля и Ю. Штиллига, Сионский Вестник полагал между 1806 и 1836 гг. Отрицание участия разума в деле веры было настоящим исходным пунктом мистицизма и проводилось в С. Вестнике с первой же его книжки 1806 г. (в статье о религии). Негодность разума в этом деле, по словам Вестника, сознавали мудрые во все времена истории, сознавали Сократ, Платон, Кант и сам Бэйль, свидетельствовавший, что разум есть Начало разрушающее, а не созидающее, способен рождать только сомнения и показывать только нужду в ином открытии (т. е. откровении). Необходимость откровения указывается затем в сознании всех народов, выражавшемся в разных мифах о богах, сходивших на землю и учивших людей. В нескольких статьях, особенно в статьях о религии, о философии (1806) и Дух и истина (1818), развивается мысль, что откровение, единственный источник религии, дается не разуму естественному, который обращен всецело к миру физическому и не может разуметь, яже суть Духа Божия, а разуму духовному, который непосредственно обращен к миру духовному, непосредственно созерцает незаходимый свет и прямо от него получает свои озарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Обрамления окон характерны для стиля барокко. Церковь Успения Божией Матери на Ильинской горе в Нижнем Новгороде. 1672 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь Успения Божией Матери на Ильинской горе в Нижнем Новгороде. 1672 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Одним из центральных сооружений Нижегородской ярмарки, построенной в 1817-1822 гг. под рук. инженера А. Бетанкура, стал Спасский Староярмарочный собор, возведенный в стиле классицизм (1818-1822, архит. О. Монферран) и замкнувший главную ось ярмарки. Здание собора центрическое, с двумя 4-колонными портиками дорического ордера. Композиция основана на квадратном плане с 3 притворами и алтарем. В 5-купольном завершении центральная глава доминирует над боковыми. Четкий план, выразительный силуэт и правильно найденные пропорции общих масс и декоративных деталей придают собору монументальность и величие ( Шумилкин С. М. 2014. С. 75). Церковь в честь Собора Пресв. Богородицы («Строгановская»). 1702 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Собора Пресв. Богородицы («Строгановская»). 1702 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Неск. выдающихся по архитектуре церковных зданий было возведено в Н. Новгороде в период эклектики. Собор во имя блгв. кн. Александра Невского и в память посещения ярмарки имп. Александром II (1867-1881, проект губ. архит. Р. Я. Килевейна; Там же. С. 112-114) стал вторым на территории Нижегородской ярмарки. По проекту храм представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью 8-гранными шатрами. Однако из-за недостатка средств было решено уменьшить размеры собора, не нарушая общих пропорций. Новый проект был разработан акад. Л. В. Далем, под рук. к-рого в 1867 г. началось возведение храма. Главный фасад акцентирован высоким крыльцом с большим арочным проемом. К центральному кубическому объему собора (37×37 м) с сев. и юж. фасадов примыкают 2 притвора. Мощный крестообразный объем завершен высоким шатром (80 м), который до сих пор является градостроительной доминантой территории стрелки на слиянии рек Оки и Волги.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

(Впрочем, во втором издании «Исторического каталога» Маты (1884) ошибка эта исправлена, но исправление заключается лишь в том, что рассказ о событии выпущен при описании правления Каллиника.) 502 Μελετου. Т. III. Σ. 430; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 634 (рус. пер. не точен; см. греч. подлинник – Σ. 295). 503 Γεδεν. Σ. 32–34. Ср.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. С. 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII в. См.: Μακραοζ. (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 309. 504 Μελετου. Τ. III. Σ. 429–430; Мата («Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 633) почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 510 Δοσιθου. Σ. 1170; Μελετου. Τ. III. Σ. 448; Мата " Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 640–641 (греч. подлинник – Σ. 126–127). 519 По другому известию ( Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485–486; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник – Σ. 140–141). 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774–1780); Гавриил IV (1780–1785); Прокопий (1785–1789); Неофит VII (1789–1794); Герасим III (1794–1797); Григорий V (1797–1798); Неофит VII, вторично (1798–1801); Каллиник V (1801–1806); Григорий V, вторично (1806–1808); Каллиник V, вторично (1808–1809); Иеремия IV (1809–1813); Кирилл VI (1813–1818); Григорий V, в третий раз (1818–1821); Евгений II (1821–1822); Анфим III (1822–1824); Хрисанф (1824–1826); Агафангел (1826–1830); Константий I (1830–1834); Константин II (1834–1835); Григорий VI (1834–1840); Анфим IV (1840–1841); Анфим V (1841–1842); Герман IV (1842–1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845–1848); Анфим V, вторично (1848–1852); Герман IV, вторично (1852–1853); Анфим VI, вторично (1853–1855); Кирилл VII (1855–1860); Иоаким II (1860–1863); Софроний III (1863–1866); Григорий VI, вторично (1867–1871); Анфим VI, в третий раз (1871–1873); Иоаким II, вторично (1873–1878); Иоаким III (1878–1884); Иоаким IV (1884–1886); Дионисий V (1887–1891); Неофит VIII (1891–1894); Анфим VII (1895–1897); Константин V (1897–1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ганнибал Исаак Абрамович (1743–1806) — четвертый сын «арапа Петра Великого», дяди А. С. Пушкина. Ганнибал Исаак Абрамович (1743–1806) — четвертый сын «арапа Петра Великого», дяди А. С. Пушкина. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. София — уездный город в 22 верстах от Петербурга, заложенный в (ныне — часть г. Пушкина). София — уездный город в 22 верстах от Петербурга, заложенный в (ныне — часть г. Пушкина). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Бороздин М. С. (1740–1796) — генерал-поручик, впоследствии сенатор. Бороздин М. С. (1740–1796) — генерал-поручик, впоследствии сенатор. Ириней (в мире Климентьевский, 1751–1818) — духовный писатель и проповедник; с 1792 г. — епископ Тверской; с 1796 г. — архиепископ Псковский. Ириней (в мире Климентьевский, 1751–1818) — духовный писатель и проповедник; с 1792 г. — епископ Тверской; с 1796 г. — архиепископ Псковский. Глазов П. М. (ок. 1747–1814) — в 1790–1793 гг. — московский обер-полицмейстер; с 1793 г. — петербургский обер-полицмейстер. Глазов П. М. (ок. 1747–1814) — в 1790–1793 гг. — московский обер-полицмейстер; с 1793 г. — петербургский обер-полицмейстер. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010