По преданию, здесь преподобного Павла и нашел «отец монашествующих» преподобный Антоний Великий, получивший от него наставление. Сам преподобный Антоний (ок. 251 — ок. 356) также некоторое время подвизался в пещере, располагавшейся на горной вершине. Вот как ярко описывает свой непростой путь к этой пещере знаменитый путешественник по святым местам, историк, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский; 1804-1885): «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало взлезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. Жажда измучила меня. Чем более пью воду из кожаного меха, тем более сгораю и томлюсь от горечи во рту. Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия… [Пещера] имеет вид лжицы с узкой рукоятью, темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление диавола святому Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкой желтизной, то я думаю, что древние египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков мрамора для убранства палат или капищ фараоновых, и оттого осталась тут пещера с искусственным междустением. Она впоследствии послужила колыбелью монашества» 2 . Христиане испытывали особое благоговение перед пещерническим подвигом отшельников, прославляя их за полную и жертвенную самоотдачу Христу, за совершенное отречение от мира, за переносимые в подземных жилищах тяжелые испытания, а также за ту предельную меру святости и глубочайшего духовного опыта, которых они сподобились в пещерном жительстве.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804– 1885), был инициатором создания и руководителем Первой РДМ в Иерусалиме (1847–1855). К 1847 г., когда миссия была сформирована, Порфирий состоял в сане архимандрита. К тому времени за его плечами были научные исследования и экспедиции в Далмацию, Сирию, Палестину, Афон и Египет. После шестилетнего пребывания в Иерусалиме Порфирий сосредоточился на научной деятельности по изучению собранной им коллекции рукописей, исследованию христианских сочинений и их переводам на русский язык. Значимое место в творческом наследии епископа Порфирия занимает его автобиографическое произведение «Книга бытия моего» [Порфирий]. При подготовке миссии архимандритом Порфирием в её состав был включен иеромонах Феофан (Говоров, 1815–1894). Ко времени отъезда в Иерусалим Феофан служил помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В Иерусалиме он исследовал и переводил памятники ранней христианской литературы, что предопределило его дальнейший духовный путь. По возвращении из Палестины Феофан стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлял Тамбовскую и Владимирскую епархии, однако он все более тяготел к уединенной монашеской жизни. В дальнейшем, двадцать два года Феофан провел в затворе в Вышенской пустыни, где продолжил литературную и переводческую деятельность. В 1988 г. Феофан Затворник был прославлен Русской православной церковью в лике святителя. В последние десятилетия его жизнь и творчество стали предметом изучения церковных и светских ученых. С конца 2000-х гг. в Свято-Успенском Вышенском монастыре проводятся ежегодные «Феофановские чтения». В настоящее время исследовательский коллектив под председательством Климента (Капалина), митрополита Калужского и Боровского, осуществляет подготовку трудов святителя, а также «Летописи» его жизни [Летопись]. В данной статье внимание авторов уделено небольшому эпизоду совместной работы Порфирия (Успенского) и Феофана (Говорова) над переводом французского сочинения Ж.-И. Мишона, предпринятом в разгар Крымской войны и напрямую связанном с деятельностью РДМ в Иерусалиме и проблеме установления русского присутствия на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приходского попечительства, богадельни и больницы при церкви не было. Церковно-приходская школа существовала при церкви с 3 марта 1884 года в специально построенном для нее здании. Деревянный сруб был пожертвован в 1895 году купцом Василием Ф. Боговским, содержалась школа на средства Синода. В 1910 году в ней обучались 45 учеников. Земские школы находились в деревнях Посад, Скрыпово, Малое Заборье. В деревне Шанево земская школа открыта в 1900 году, в 1908 году открыта земская школа в деревне Кириллово. В 1905 году учреждено Славковское двухклассное училище Министерства народного просвещения. В 1804 году при церкви было 5453 прихожанина, в 1900 году - 9558. В 1917 году служили протоиерей Григорий Платонович Печанский, священники Дмитрий Орлов и Иоанн Васильевич Лебедев. Священник Димитрий (Дмитрий) Григорьевич Орлов родился в 1882 году в деревне Тишково Торопецкого уезда. Учился в Торопецком духовном училище. За успехи в учебе и «отлично-хорошее» поведение освобождался от платы за учебу. Затем закончил Псковскую духовную семинарию. Служил в приходах города Торопца, Торопецкого уезда, награжден набедренником. В 1910 году на собрании Псковского церковного историко-археологического комитета избран членом-сотрудником. В 1916 году перемещен священником в погост Славковичи. Первый раз арестован 2 ноября 1930 года в Пскове. Постановлением Псковского оперативного сектора ОГПУ дело прекращено. Повторно арестован 21 декабря 1937 года, «тройкой» УНКВД Ленинградской области 30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 году. Дьяконом в 1917 году служил Модест Васильевич Кляровский, псаломщиками - Алексей Ильинский и Евфимий (Ефим) Елеазаров. Позднее дьяконом Успенской церкви служил Емельян Михайлович Васильев, 1885 года рождения, уроженец деревни Станки Островского района. Он арестован 5 мая 1935 года и вместе с семьей сослан в поселок Чермоз Пермской области. В 1936 году трагически погиб в ссылке. Его жена, Евдокия Максимовна Васильева, 1889 года рождения, до ареста была певчей в церкви. Она отбывала ссылку в поселке Чермоз вместе с мужем. В 1937 году была вновь арестована, 29 сентября 1937 года приговорена к 2 годам лишения свободы, находилась в тюрьме «Кресты». Дальнейшая судьба неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=14714

Так, известно, что преподобный Павел Фивейский, древнейший египетский анахорет 1 , иногда именуемый «монахом до монахов», проживший более ста лет и почивший в 40-е годы IV столетия, в течение многих десятилетий совершал свой духовный подвиг как раз в пещере. По преданию, здесь преподобного Павла и нашел «отец монашествующих» преподобный Антоний Великий, получивший от него наставление. Сам преподобный Антоний (ок. 251 – ок. 356) также некоторое время подвизался в пещере, располагавшейся на горной вершине. Вот как ярко описывает свой непростой путь к этой пещере знаменитый путешественник по святым местам, историк, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский; 1804–1885): «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало взлезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. Жажда измучила меня. Чем более пью воду из кожаного меха, тем более сгораю и томлюсь от горечи во рту. Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия… [Пещера] имеет вид лжицы с узкой рукоятью, темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление диавола святому Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкой желтизной, то я думаю, что древние египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков мрамора для убранства палат или капищ фараоновых, и оттого осталась тут пещера с искусственным междустением. Она впоследствии послужила колыбелью монашества» 2 . Христиане испытывали особое благоговение перед пещерническим подвигом отшельников, прославляя их за полную и жертвенную самоотдачу Христу, за совершенное отречение от мира, за переносимые в подземных жилищах тяжелые испытания, а также за ту предельную меру святости и глубочайшего духовного опыта, которых они сподобились в пещерном жительстве.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Угодичский каменный 5-главый, с отдельно стоящею колокольнею, храм во имя св. Николая. Согласно преданию, она будто бы построена на месте бывшей деревянной, во имя св. муч. Кирика и Иулитты; а из сохранившихся актов с. Угодич и из описи Николаевской церкви видно, что первоначально тут была построена, при царе Михаиле Федоровиче, боярином Томилою Луговским и освящена Ростовским владыкою Варлаамом деревянная церковь. А в 1707 г. И. М. Мусиной-Пушкиной сооружена каменная, которая и была освящена св. Димитрием. Кроме главного престола в ней находятся следующие: прор. Илии, Архистратига Михаила, препод. Александра Свирского и Смоленской Богородицы. Из икон, в ней находящихся, можно указать на образ св. Николая, образ Св. Троицы, приложенный князем Василием Константиновичем вторым и образ св. Николая с чудесами - вклад вел. князя Ивана Васильевича Грозного. Иконы эти украшены серебряными чеканными ризами, в приделе архистратига Михаила находится икона его имени, дар вел. князя Михаила Юрьевича. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. О колокольне Никольской церкви известно не так много. Она сохранилась лишь на старой фотографии. Никаких обмеров до сих пор обнаружить не удалось. Мы знаем лишь, что находилась она в необычном месте - к юго-востоку от алтаря. Но кто и когда её возвёл, остаётся тайной. Правда, можно предположить, что в 1799 году колокольня уже существовала, причём достаточно давно. Это следует из церковно-приходной книги: " Променян старой разшибленой колокол, который был весом 123 пуда и 7 фун., на место его вылит новый весом 256 пуд. 29 фунтов мастером костромским Алексеем Григорьевым Синцовым " . А двумя годами позже некий мастер из Угодич Иван Содомов получил плату за " колокольную отделку " - видимо, за какие-то ремонтные работы. Однако в 1804 году в сараях, которые находились рядом с Никольским храмом, случился пожар. Огонь повредил и звонницу - " плотникам за работу загоревших в пожаре на колокольне полов и лестниц плачено денег - 17 рублей " .

http://sobory.ru/article/?object=06585

Особое внимание Н. уделял общественно-политическим связям серб. средневек. державы и сербско-турецким отношениям. Ок. 1885 г. он начал работу над проектом «Земля и народ в древнем сербском государстве» и народ у cmapoj cpnckoj држави), в рамках к-рого планировал осветить ряд вопросов общественной, политической и культурной истории средневек. Сербии и издал исследования «Прониарии и баштинцы (спахии и читлук сахибии): Заметки по истории недвижимого имущества в Сербии c XIII до XIX вв.» (Npohujapu и баштиници (cnaxuje и читлук caxuбuje): Прилог к ucmopuju непокретне имовине у Cpбuju XIII до XIX в.//ГСКА. 1887. 1. С. 1-103), «Деревня» (Село//Там же. 1891. 24. С. 1-261) и «Древняя сербская армия» (Стара српска bojcka. Београд, 1893). Первое из упомянутых исследований он зачитал при вступлении в члены Сербской королевской академии (20 сент. 1887). В истории отношений сербов и турок более всего его интересовали 2 периода - падение Сербского гос-ва во 2-й пол. XIV - нач. XV в. и начало освобождения сербов от османского ига в XIX в. С первым периодом связаны значимые исследования Н. «Битва на Марице 25-26 сент. 1371 г.» (Бoj на Марици 25-26. септ. 1371. г. Београд, 1893) и «Сербы и турки в XIV и XV вв.: Исторические студии о начале борьбы с нападениями турок до и после Косовской битвы» (Срби и Турци XIV и XV в. Ucmopujcke cmyдuje о првим борбама с hajeздoм турском пре и после бoja на Косову. Београд, 1893). Столетию 1-го серб. восстания он посвятил исследования «Восстания дахиев 1804 г.» (Устанак на дaxuje 1804. Београд, 1904), «Воскресенье Сербского государства» (Васкрс Државе Српске. Београд, 1904) и «Турецкая империя накануне Сербского восстания 1780-1804 гг.» (Турско царство пред Српски устанак 1780-1804. Београд, 1906). Затрагивая сербско-тур. отношения, Н. старался быть максимально объективным, хотя не смог полностью освободиться от характерных для его времени взглядов на отношения между этими гос-вами. В целом сербско-тур. вопрос он расценивал как «сербско-турецкий поединок за царство».

http://pravenc.ru/text/2577747.html

Владельцы усадьбы были гостеприимными хозяевами. У них бывали: Анненкова, Веневитинова, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищева, Харасковы. Многолетняя дружба связывала с известным баснописцем И.А. Крыловым, который жил в Виноградово в 1793 г. и 1803–1804 гг. Во время войны 1812 г. Когда враг подходил к Москве, владелица Е.И. Бенкендорф уехала, опечатав свои дома. Все, что осталось в Виноградово и окрестных деревнях, было разграблено французами. К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал. Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе... В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения. Новый хозяин настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды. В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе, владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В. Герман.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Владимирс...

Все это, быть может, и очень тепло; но тепло как пар, не замкнутый в какую-либо форму. Тепло, даже горячо, порывисто, но рассеялось скоро и не осталось ничего. Все надежды, все мечты, и мечты вовсе не картинные! Правду сказали в «Вестнике Европы» (я где-то это прочел), что и в том «смирении», которое хотят признать уже довольно давно отличительным признаком славизма, есть много своего рода самохвальства и гордости , ничем еще не оправданных... 2 Довольно об этом. Больше всего сказанного и продекламированного на празднике меня заставила задуматься речь Ф. М. Достоевского. Положим, и в этой речи значительная часть мыслей не особенно нова и не принадлежит исключительно г. Достоевскому. О русском «смирении, терпении , любви» говорили многие, Тютчев пел об этих добродетелях наших в изящных стихах 3 . Славянофилы прозой излагали то же самое. О «всеобщем мире» и «гармонии» (опять-таки в смысле благоденствия, а не в смысле поэтической борьбы заботились и заботятся, к несчастию, многие и у нас, и на Западе: Виктор Гюго, воспевающий междоусобия и цареубийства; Гарибальди, составивший себе славу военными подвигами; социалисты, квакеры; по-своему – Прудон, по-своему – Кабе, по-своему – Фурье и Ж. Занд 4 Виктор Мари (1802 – 1885) – французский писатель, автор романтических драм «Кромвель» (1827), «Эрнани» (1830) и др.; 5 Джузеппе (1807 – 1882) – национальный герой Италии; 6 Пьер Жозеф (1806 – 1865) – французский социалист-утопист, один из основоположников анархизма; 7 Этьен (1788 – 1856) – французский писатель, идеолог утопического «мирного коммунизма»; 8 Франсуа Мари Шарль (1772 – 1837) – крупнейший идеолог французского утопического социализма; 9 (Занд) Жорж (наст. имя Аврора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1804 – 1876) – французская писательница, в своем творчестве выступала страстной защитницей свободы личности, женской эмансипации. Ш. Фурье, В. Гюго, Ж. Санд оказали большое влияние на молодого Достоевского.. В программе издания «Русской мысли» 10 тоже обещают царство добра и правды на земле, будто бы обещанное самим Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

12. Церковной суммы в 1886 году налицо (7000 зачеркнуто) 821 р. 76 к. и в билетах Государственного банка 7000 руб. 13. Зданий, принадлежащих сему собору суть: - сторожка о трех комнатах с надлежащими к ним службами, построена в 1885 году на церковные средства с разрешения Кавказской Консистории. - первый дом деревянный о пяти комнатах, с сенями, кладовой и коридором, покрыт железом, и с надворными службами, кухней, сараем, прочие деревянныя покрыты камышом, куплен в 1859 году на кошельковую сумму. В доме помещается Протоиерей. - второй дом (неразборчиво, м. б. саманный) о четырех комнатах, сенями, коридором и кладовой, покрыт железом. Подарен мещанином Василием Ивановичем (возможно) Васиковым, служб при нем не имеется. В нем помещается Диакон Димитрий Браников . 14. Расстоянием сия церковь от канцелярии Его Преосвященства г. Владикавказа в 200 верстах. Благочинным состоит при сем соборе местный Протоиерей Петр Кичев . 15. Близлежащия к сей соборной церкви суть станица Подгорная в 6 верстах, одноштатная, во имя Казанской Божией Матери, и Новогеоргиевская, тоже одноштатная, во имя Св. Троицы, в 4 верстах. 16. Приписаны к сему собору церкви Николаевская и Покровская кладбищенская, которыя описаны ниже сего. 17. Домовой церкви в сем приходе не имеется. 18. Опись церковному имуществу еще не составлена вполне, потому сия соборная церковь пользуется ризницею из приписной Николаевской церкви. 19. Приход-расходныя книги о суммах свечной и кошельковой, выданныя из Кавказской Духовной Консистории 1883 года зашнуром и печатью оной, ведутся исправно и хранятся в целости. 20. Копии с метрических книг с 1804 года по настоящий год хранятся в целости и переплетены в томах. 21. Исповедные росписи с 1817 года по настоящий год хранятся в целости, а 1804 года затеряны во время пожаров состоящии переплетены в томах. 22. В об(неразборчиво) книге, выданной Кавказской Духовной Консистории 1883 года писанных листов 52 – а неписанных 182 листов. Клировые ведомости о Вознесенском соборе в г.Георгиевске Терской области Кавказской Епархии за 1885 г. http://времяверить.рф/forums/index.php?/topic/145

http://sobory.ru/article/?object=35080

Жертвователи: в 1845 г. был приобретен 4-й колокол в 36 пудов на средства унтер-офицера Андрея Лукианова, пожертвовавшего 1000 руб. ассигн., и служивших на заводах людей, приносивших серебряные вещи и осколки, благодаря чему колокол оказался очень благозвучным. В 1862 г. на средства церковного старосты Алексея Корельского деревянные кресты были обложены белым английским железом и выкрашены кроком. В 1887 г. приходской крестьянин Николай Петрович Корельский пожертвовал на ремонт церкви 120 руб. Прихожан к 1 января 1894 г. было: 354 мужского пола и 385 - женского. Жили они очень бедно ввиду сильно распространенного пьянства, хотя зарабатывали достаточно денег на лесопильном заводе (сгорел 14 мая 1894 г.) и в Архангельске. Церковь посещали мало, хотя жили не далее, чем в двух верстах от нее. В 1885 г. приход был включен в состав Уемско-Лисестровского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Со времени образования прихода по штату в нем состоял один священник, а обязанности причетника исполняли военнослужащие и ученики заводского училища, из которых был образован прекрасный хор, особенно при священнике Евлампии Сампосонове - любителе и знактоке церковного пения, бывшем регенте архиерейского хора, и начальнике заводов Н. А. Корсакове, который был усердным прихожанином церкви и сам любил петь и читать в ней. Впоследствии была введена должность псаломщика. В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства, по прошению причта, церковь по бедности была освобождена от обложения процентными сборами на 3 года. Священники: Иоанн Жаравов (жил в Ширше еще до образования самостоятельного прихода на правах входящего из какого-либо сседнего прихода или Саломбальского собора); Афанасий Ивановский 1787-1804 г.г.; Антоний Варзугин 1804-1812 г.г.; Андрей Митрофанов 1813-1815 г.г.; Филипп Костылев 1823-1828 г.г.; Василий Иванович Нахоров 19.4.1829-20.9.1839; Василий Михайлович Ключарев 8.11.1839-июнь 1851 г. (очень много потрудился для благосустройства приходского храма); Евлампий Я. Сампсонов июнь 1851-1858 гг.; Михаил Петрович Овчинников 13.8.1858-28.6.1873 (приведший в порядок церковный архив); Димитрий Васильевич Перовский 1873-18.8.1875; Петр Иванович Зуев 19.8.1875-9.12.1876; Стефан Михайлович Афанасьев 1877-1882 г.г.; Александр Ручьев с 29.5.1894. Церковный староста: Николай Корельский 1884-1890? г.г.

http://sobory.ru/article/?object=51072

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010