In 2004 the Professor of Chuvash philology, V.G.Rodionov, published an anthology of texts written by or about Fr Viktor Vishnevskii under the title, ‘Viktor Vishnevskii Pis’mennya Kul’tura rannego prosvetitel’stva’ (Viktor Vishnevskii The Written Culture of early missionary work) in which he acknowledges Vishnevskii’s role in the development of the written Chuvash language at a stage earlier than the work of Ivan Yakovlevich Yakovlev, who has been known as the ‘Enlightener of the Chuvash’ and previously attributed with the creation of the Chuvash written language.  The following article was largely inspired by Professor Rodionov’s book.  Whilst seeking to consult and add to from original sources, I have translated many of Vishnevskii’s writings quoted in this article from the texts as given in Rodionov’s book. Fr Viktor Vishnevskii’s childhood and early career Fr Viktor’s illustrious career began from very humble origins.  Viktor Petrovich Vishnevskii was born on 24th November 1804 in the Chuvash village of Sugut-Torbikovo which at that time was in the Yadrinsk district of the Kazan province. His grandfather, Stefan Lavrentiev, was of Chuvash peasant origins, attended the School for the Newly Baptized in Kazan, then the Kazan Seminary, and later served as priest in Khochashevo, Yadrin district.  He had two sons, Pyotr and Vasilii who also studied at the Kazan Seminary and became priests in Yadrin district. Pyotr was born in 1778, attended seminary in Kazan, then served as priest in Sugut-Torbikovo where his son Viktor was born. Whether it was because Pyotr had been to a certain extent russified by his Kazan education or had married a Russian wife, the writer of Viktor’s obituary implies that Viktor was Russian but grew up bilingual in an entirely Chuvash village. ‘As the parish of Sugut-Torbikovo is entirely populated by Chuvash, the priest’s young son, being from his earliest childhood surrounded by the said natives, effortlessly learnt to speak Chuvash, and when he went to Seminary for his education, had an excellent knowledge of that language which he spoke as though it was his mother tongue.’

http://bogoslov.ru/article/2264367

Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г. «Выхлопотал разрешение» на устройство 2-этажного каменного архиерейского дома в Пскове (с 1804 Псковские владыки проживали в пригородном псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре ). Проект здания, составленный с.-петербургским инженером-архит. А. Ю. Новицким, был утвержден в янв. 1876 г. Получив указ Синода от 29 сент. 1878 г. о Высочайшем разрешении израсходовать 66 тыс. р. на эту постройку, приступил к организации работ. Новый архиерейский дом возвели на псковском подворье Псково-Печерского мон-ря, близ семинарии. В 1881 г. он был вчерне готов. С 23 янв. 1882 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский и (до 6 июня 1890) настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря . При отъезде из Пскова оставил тиражи 8 своих сочинений по местной истории в Псково-Печерском мон-ре «для продажи желающим покупателям - с обращением вырученных денег в пользу обители». Прибыл в Петрозаводск 10 марта 1882 г.; по пути заехал и около недели провел в Свирском мон-ре. Управлял Олонецкой епархией в период контрреформ имп. Александра III Александровича , по случаю коронации к-рого 16 мая 1883 г. возглавил в Петрозаводске церковно-патриотический крестный ход. В нем участвовали начальник губернии с властями и чинами всех ведомств, учащиеся местных учебных заведений, войска и команда Александровского завода по цехам. Во время остановки у памятника имп. Петру I было возглашено царское многолетие и исполнен гимн. На молебствии 6 мая 1884 г., в день совершеннолетия цесаревича Николая Александровича (будущего имп. св. Николая II Александровича ), прочитал молитву собственного сочинения с коленопреклонением (Молебствие//Олонецкие ГВ. 1884. 33. С. 326) и через обер-прокурора Синода направил ему телеграмму с выражением «догробной преданности» от всего духовного ведомства (Там же. 36. С. 353). Трижды приветствовал в Петрозаводске вел. кн. Владимира Александровича (брата имп. Александра III) - при его посещениях губернии в 1884, 1885 и 1892 гг. С молитвенным участием епископа 15 июля 1884 г. осуществлена закладка и 30 авг. 1885 г. состоялось открытие памятника имп. Александру II Николаевичу в Петрозаводске (скульптор И. Н. Шредер; не сохр.). Памятник был освящен после архиерейской литургии в Александро-Невской ц. (ныне кафедральный собор Петрозаводской епархии) и крестного хода из нее на Соборную пл. (ныне пл. Кирова), совершенного по специально разработанному церемониалу. 21 окт. 1884 г. освятил обновленный Воскресенский (старый) кафедральный собор: в ходе ремонта в храме позолотили все 3 иконостаса.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

7) Село Кавендра. Храм Рождества Христова, деревянный, построен неизвестно когда, расстоянием от г. Пензы 125 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д. Жалованья 168 р. В пользу причта вклад 100 р. Прихожан м. п. 1256, ж. п. 1302. Приход состоит из села, дер. Малой Кавендры (в 1 в. за р. Мокшей). Училище земское. 8) Село Казенно-Майданские Выселки. Храм во имя св. архангела Михаила, деревянный, построен в 1885 г., расстоянием от г. Пензы 100 в. Причта положено: священник и псаломщик. Руга – 120 р. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Дома общественные. Прихожан м. п. 425, ж. п. 413. Приход состоит из села, д. Мадаевских Выселков (1 в.), д. Широкой (4 в.). В селе школа грамоты. 9) Село Мелюковка. Храм Покрова Божией Матери, деревянный, холодный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 130 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Дом для священника общественный. Жалованья 126 р. В пользу причта доход с 100-рублевого 4% билета. Прихожан м. п. 666, ж. п. 694. Приход состоит из одного села. С 1894 г. церковно-прих. попечительство. Училище земское. 10) Село Паньжа. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с приделом в память Покрова Пресвятой Богородицы, холодный, каменный, построен в 1804 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 40 саж., пахотной 33 дес. Жалованья 168 р. Прихожан м. п. 1127, ж. п. 1180. Приход состоит из села и д. Васильевки (4 в. за р. Мокшей), Новых Дубровок (3 в.), Старых Дубровок (2 в.), Барабановки (3 в.). В селе училище земское. 11) Село Перевесье. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1840 г., расстоянием от г. Пензы 140 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 40 саж., пахотной 33 д. Дом для священника общественный. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Прихожан м. п. 290, ж. п. 299. Приход состоит из одного села. Церковно-прих. школа. 12) Село Потодеево. Храм во имя св. архангела Михаила, деревянный, построен в 1784 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 дес. Дом для священника общественный. Жалованья 126 р. Прихожан м. п. 653, ж. п. 663. Приход состоит из одного села. Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

I would like in this article to add another name to the above list. Although not a bishop, Fr Viktor Vishnevskii was a highly significant figure in the history of Russian Orthodox mission in the Volga region from the 1830s -1870s, with his missionary career beginning before the time of N.I. Ilminsky, and in many ways preparing the way for his work.  He is significant for his contribution to the development of the Chuvash alphabet and written language through his translations into Chuvash of religious texts, a Chuvash Grammar and Dictionary he compiled, and the ethnographic material he collected as preparation for this. Secondly, his translation work and his own teachings and sermons were written in the context of an active missionary ministry among the Chuvash and other native peoples of the Kazan Diocese in which he was an official missionary from 1843 to 1859.  Fr Viktor was encouraged in this missionary ministry by the two most famous missionary archbishops of the Kazan diocese in the first half of the 19 th century, Archbishop Philaret Amphiteatrov who ordained him as a priest, and Archbishop Grigorii Postnikov who appointed him to serve in the Cathedral in Kazan.  His missionary zeal led to him becoming in 1867 one of the founding members of the Kazan Brotherhood of St Gurii which was responsible for setting up Orthodox schools among the native peoples, and supervising translations of Holy Scripture and other religious literature into the native languages of the Volga region and beyond.  Finally, he was a renowned preacher at the Cathedral of the Annunciation in Kazan, and particularly inspired by Metropolitan Philaret of Moscow who had oversight of the Moscow Academy at the time Vishnevskii studied there. Fr Viktor was not the only significant member of the Vishnevskii family.  His brother Fr Matfei Petrovich was Dean of the Orthodox parishes in the Yadrinsk district of the Kazan Province in the 1860s and also active in the translation and editing of translations into Chuvash. Fr Viktor’s cousin, Ivan Vasilievich, was a highly influential teacher who became Director of the Simbirsk Gymnasium.

http://bogoslov.ru/article/2264367

В высшей степени гуманный, проникнутый христианскими идеалами, епископ Амвросий отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов. Амвросий преследовал взяточничество, которое процветало в консистории. Он боролся с безграмотностью священнослужителей, всех отправлял учиться в школу при академии. Труды: Слово на случай присяги судей в Тульской губернии. – М., 1815. Речь при наречении во епископа. – СПб., 1804. Слово в день Рождества Христова//Душеполезное чтение. – 1866, 12. Слово на вступление последнего тульского полка ополченцев в Тулу. – М., 1814. Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского. – СПб.. 1856. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 130. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 169–172. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 436–438. Чистович И. А. Александро-Невская лавра. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 8. – С. 497. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой. Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим. В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия. В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

http://sobory.ru/article/?object=02174

В соборе служили священники Михаил Малахов (с 1769), Иосиф Павлушков (в 1774), Никифор Кондратьев (с 1775), Иоаким Попов (с 1784), Лаврентий Новосёлов (с 1790), Илия Левитский (с 1796), Иаков Капустин (в 1800), Давид Родюков (с 1801), Григорий Лукин (с 1804), Алексий Самойлов (с 1810), Иаков Флоровский (с 1815), Василий Лукин (с 1833), Василий Евтифеев (в 1838), прот. Василий Касьянов (с 1839), свящ. Стефан Протопопов (с 1841), свящ. Иоанн Хнюнин (с 1853), прот. Павел Любомудров (с 1857), прот. Евфимий Григорьев (1919-1923). В 1829 г. на полученное от имп. Николая I пособие в Е. м. была возведена каменная ограда с неск. башнями. Во время городского пожара 1869 г. погибли 6 монахинь, постройки Е. м. сильно пострадали. Насельницы, лишенные всего имущества, разместились в сторожке при Верхнеподгорненской ц. близ г. Енисейска, затем в с. Казачинском (ок. 150 км от Енисейска), впоследствии переехали в Красноярск. В 1870 г. Енисейский и Красноярский еп. Павел (Попов) выступил с инициативой упразднения обители, но в том же году указом обер-прокурора Синода Е. м. был возобновлен. На средства членов Енисейского епархиального попечительства купцов И. И. Стахеева, И. Г. Пискунова, Т. И. Щёголевой, др. благотворителей, а также трудами игум. Афанасии (Потёмкиевой) мон-рь был отстроен, в 1871 г. заложили небольшой каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 14 окт. 1872 г. С тех пор мон-рь стал именоваться Иверским (прежний монастырский храм Рождества Христова стал приходским; в 1916 в нем служили священник и псаломщик, приход насчитывал 262 мужчины и 294 женщины). В Иверской ц. служили священники Иоанн Пальмин (в 1872), Иоанн Троицкий (с 1873), Евгений Репьёв (с 1875), Илия Тыжнов (с 1880), Иоанн Вазингер (с 1919). В 1885 г. в Е. м. проживали 45 сестер (10 мантийных монахинь, 6 рясофорных и 4 указные послушницы, 25 насельниц «без определения»), а также епитимийца и 2 работника, в 1907 г.- ок. 55 сестер. В нач. XX в. мон-рь владел 518 дес. земли. При Е. м. существовала богадельня, с сер. XIX в.- школа для девочек, в 1865 г. открылось 3-классное уч-ще для девиц духовного звания, преобразованное в 1888 г. в церковноприходскую школу. Последним законоучителем школы был расстрелянный в 1937 г. духовник обители свящ. И. Вазингер.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Гейдельберга передал папе Григорию XV военный трофей - Палатинскую б-ку, собранную курфюрстами Пфальца. Она вошла в В. б. отдельным фондом (Fondo Palatino - более 3500 рукописей, в т. ч. 1956 лат. и 432 греч.), как и все последующие крупные приобретения. В 1657 г. папа Александр VII выкупил у наследников богатейшее книжное собрание урбинского герц. Федериго да Монтефельтро (Fondo Urbinate - 1767 лат. и итал., 165 греч. и 128 вост. рукописей). В 1689 г. папа Александр VIII выкупил коллекцию швед. кор. Кристины, собранную ею большей частью в годы жизни во Франции (Fondo Reginense - 2120 лат. и 190 греч. кодексов). В 1746 г. в В. б. по завещанию перешла коллекция рим. библиофила и археолога маркиза Алессандро Каппони (Fondo Capponiano, 288 кодексов). В 1748 г. фонды б-ки пополнились собранием Оттобони, в основе к-рой была коллекция папы Александра VIII (Fondo Ottoboniano - 3394 лат. и 473 греч. рукописи; нек-рые греч. кодексы этого собрания происходили из мон-рей Афона). В 1804 г. в состав В. б. было включено собрание кард. Стефано Борджа. В период руководства католич. Конгрегацией по распространению веры он собрал уникальную коллекцию рукописей (в Fondo Borgiano помимо 768 лат. входят 276 араб., 178 сир., 136 копт., 88 арм. рукописей, а также кодексы на др. редких языках, в т. ч. один манускрипт XVI в. из доколумбовой Мексики). Во время оккупации Рима войсками Наполеона часть В. б., согласно Толентинскому договору (1797), была вывезена во Францию и возвращена в Рим только после 1815 г. Вслед. этого перемещения нек-рые коллекции были утеряны. Кард. Анджело Маи, префект В. б. с 1819 г., более 40 лет посвятил выявлению древних палимпсестов в ее рукописных фондах. Результаты его открытий публиковались 4 многотомными сериями в 20-40-х гг. XIX в. В 1885 г. его личное собрание рукописей вошло в состав В. б. Сирийское Евангелие. 1220 г. (Vat. syr. 559. Fol. 181v) Сирийское Евангелие. 1220 г. (Vat. syr. 559. Fol. 181v) В кон. XIX в. наблюдался нек-рый упадок деятельности б-ки, отчасти из-за политических потрясений эпохи, отчасти из-за того, что отсутствие полноценного справочного аппарата составляло серьезное препятствие в научных исследованиях.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Жизненный путь С.П.Мельгунова Семья и ранние годы Сергей Петрович Мельгунов родился 25 декабря 1879 года (7 января 1880 года) в Москве. Он происходил из старинного дворянского, но изрядно обедневшего рода. Отец – Пётр Павлович Мельгунов (1847–1894) – известный ботаник и историк, педагог. Окончил курс в Московском университете, дружил с В.О.Ключевским , преподавал историю в Московском Николаевском институте и гимназии Ф.И. Креймана. Стал знаменит, благодаря своему учебнику «Первые уроки истории», неоднократно переиздававшемуся и вызывавшему восхищение лучших умов России. Родственниками Сергею Мельгунову по отцу приходились просветитель и масон А.П. Мельгунов (1722–1788), известный общественный деятель XIX века Николай Александрович Мельгунов (1804–1867), который сотрудничал с Герценым, а также Юлий Николаевич Мельгунов, известный дирижёр и композитор. Мать С.П. Мельгунова , Надежда Фёдоровна (17.08.1853 – ?) происходила из дворянского рода Грушецких. Дедом Сергея по матери был двоюродный брат декабристов Матвея и Сергея Муравьевых-Апостолов Фёдор Александрович Грушецкий, который также был привлечён к дознанию по делу декабристов. В 1885 году семья распалась, и Сергей остался с матерью. Отец, любивший поиграть в карты и выпить, вскоре умер, оставив в наследство единственному сыну только свою библиотеку. Денег на жизнь катастрофически не хватало. Кроме Сергея, в семье было ещё три сестры – Мария, Екатерина и Ольга. Все они впоследствии стали актрисами, а Ольга Петровна Мельгунова выступала как певица Московской Частной Камерной Оперы. Один сезон она пела в парижской «Гранд-Опера», была очень хороша собой и блистала в партии Кармен. После поступления в гимназию Сергей, начиная с 5 класса, стал зарабатывать репетиторством. В гимназии Мельгунов заинтересовался темой раскола Русской православной церкви и под влиянием «Очерков по истории русской культуры» П.Н. Милюкова написал сочинение «Был ли раскол движением прогрессивным или регрессивным?». Впоследствии эта тема станет предметом его научных исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Источник http://drevo-info.ru/ Покровско-Коломенская церковь каменная заложена 25 июня 1798 г., строение производилось на пожертвования прихожан и совершенно окончено в 1812 г. В 1849 г. сделаны по бокам пристройки. Престолов в ней три. Причта состояло издавна: священник, дьячок и пономарь; 10 декабря 1804 г. определен диакон, в 1808 г. определен другой священник и дьячок, в 1831 г. определен третий священник, в 1844 г. определен четвертый причетник; в 1871 г. вакансия четвертого причетника оставлена без замещения впредь до усмотрения. Домов церковных три: два каменных трехэтажных и один одноэтажный деревянный, который отдается в наем. Жалования священно-церковно-служители не получают, а пользуются лишь доходами, получаемыми от исправления церковных треб и процентами с капитала церкви, пожертвованного разными лицами разновременно на нужды причта. При сей церкви существует с 17 мая 1871 г. Благотворительное Общество для вспоможения приходским бедным. Настоятель, протоиерей Петр Алексеевич Соловьев по окончании курса С. Петербургской духовной семинарии определен в духовную миссию в Иерусалим; в 1855 г. определен к Мало-Охтенской церкви священником, в 1881 г. возведен в сан протоиерея, в 1885 г. назначен настоятелем Покровской церкви… Священник Василий Александрович Акимов… в 1888 г. рукоположен во священника к церкви собора Пресвятой Богородицы, что при приюте принцессы Ольденбургской в С.-Петербурге; в 1891 г. переведен к сей церкви. Священник Алексей Иосифович Положинцев… в 1890 г. рукоположен во священника к Покровско-Коломенской церкви… Церковный староста личный почетный гражданин Андрей Кузьмич Седов, состоит в должности с 22 июня 1890 г. Сиротствующих семейств 7. «Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга» - СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35617

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010