А.В. Репников Скачать epub pdf Имя Сергея Петровича Мельгунова было до недавнего времени мало известным в современной России. Только после начала активного переиздания его работ в последние годы о нем вновь заговорили не только историки-профессионалы. Между тем, в начале ХХ века Мельгунов был известным автором исторических трудов по истории церкви, масонства, революционного движения в России. Впоследствии его работы вызывали полемику в русском зарубежье, в то время как в Советской России его имя было предано забвению. Сергей Петрович Мельгунов родился 25 декабря 1879 г. в городе Москве. Он происходил из старинного дворянского рода. В числе его предков были просветитель и масон А.П. Мельгунов (1722–1788) и один из видных общественных деятелей середины XIX в. Н.А. Мельгунов (1804–1867). Отцом С.П. Мельгунова был П.П. Мельгунов (1847–1893), который закончил историко-филологический факультет Московского университета и дружил с В.О. Ключевским . В 1885 году семья распалась и Сергей остался с матерью. Отец, любивший поиграть в карты и выпить, умер, оставив в наследство только свою библиотеку. Денег на жизнь катастрофически не хватало. После поступления в гимназию Сергей, начиная с 5 класса, стал зарабатывать на жизнь репетиторством. В гимназии Мельгунов заинтересовался темой раскола в Русской православной церкви и под влиянием «Очерков по истории русской культуры» П.Н. Милюкова написал сочинение «Был ли раскол движением прогрессивным или регрессивным?». Впоследствии эта тема станет предметом его научных исследований. В 1899 г. Мельгунов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, активно участвовал в деятельности студенческих научных обществ. С 1900 года он становится сотрудником либеральной газеты «Русские ведомости», издававшейся в Москве. Начавшееся с публикации небольших заметок, на злободневные темы сотрудничество продолжалось вплоть до 1916 года, когда на страницах газеты стали появляться написанные им солидные исторические исследования. В 1904 г. Мельгунов закончил Московский университет, после чего некоторое время работал преподавателем истории в московских частных гимназиях. В 1905–1906 гг. он отбывал воинскую повинность в 3-й гренадерской бригаде, расквартированной в Ростове Ярославском, но офицерская карьера его не прельстила. К тому же полученная им удовлетворительная отметка по строевой лишала возможности производства в офицеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Ирина Языкова Скачать epub pdf Для чего я странствую так долго? Для того чтобы подобно пчеле принести прекрасный мёд в родной улей: я пчела Божия, а Россия – мой улей. Епископ Порфирий (Успенский) Имя Порфирия (Успенского) , епископа Чигиринского (1804–1885), сегодня известно в основном специалистам по раннехристианской истории и библеистике. Между тем это был выдающийся, энциклопедически образованный человек, крупный учёный, бесстрашный путешественник, знаток христианских древностей, палеограф, археолог и археограф, коллекционер и богослов. Его вклад в науку невозможно переоценить, его исследования позволили пересмотреть многие представления об истории Церкви и культуре раннего христианства. Память об этом незаурядном человеке не должна исчезнуть. О. Порфирий (Успенский) жил в том веке, когда в моду входили атеистические убеждения и позитивистская философия, когда образованные люди относились к Церкви с презрением. Духовенство называли отсталым малограмотным сословием, склонным к пьянству, мздоимству и прочим порокам, а веру считали оплотом мракобесия и невежества, антиподом науки и здравого смысла. Достаточно вспомнить картины русских передвижников, чтобы понять, какой образ священнослужителя являлся воображению «прогрессивно» настроенной интеллигенции. Епископ Порфирий опровергал это расхожее мнение: священнослужитель и учёный, он сочетал в себе глубокую веру и обширные знания, острый ум и непритворное благочестие, научную интуицию и умение удивляться и восхищаться миром, созданным Богом. Преосвященный Порфирий, в миру Константин Александрович Успенский, родился в Костроме в семье псаломщика, окончил в родном городе семинарию. Учителя отмечали в нём незаурядные способности и неуёмную жажду знаний. Один из семинарских наставников, Фёдор Павлович Москвин, впоследствии митрополит Киевский Арсений, привил своему ученику любовь к греческому языку, Священному Писанию и древней христианской истории. В 1825-м Константин Успенский поступает в Санкт-петербургскую духовную академию. В тот год декабристы вышли на Сенатскую площадь, бросив вызов царю. Царь устраивает показательную казнь пятерых мятежников. Россия бурлит, симпатии молодёжи на стороне декабристов, даже Пушкин говорит Николаю: «И я был бы на Сенатской площади»… Студенческая и академическая среда – рассадник вольнодумства – увлечена революционной романтикой, в моду входит образ студента-бунтаря, отрёкшегося от веры в пользу прогресса, науки, в частности философии. Константин же из опыта того времени выносит иное. «Некогда и я любил философию, но покинул её, потому что она бестолкова, мятежна и вредна, – напишет он позже. – Теперь я люблю веру. Эта красная девица весьма степенна, строга, целомудренна и возвышенна. Житьё с нею спокойно, приятно и полезно».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» Сборник иером. Арсения (Троепольского; 26.02.1804 - 7.07.1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой , а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время странствий по российским просторам. «О. р. с.» представляют собой систематическое руководство в прохождении молитвы, изложенное от лица странника крестьянского происхождения. Они занимают одно из центральных мест среди аскетических текстов XIX-XX вв., посвященных Иисусовой молитве, и отражают мистический опыт подвижников, молитвенное делание к-рых состояло в призывании имени Иисуса Христа . Текст 4 рассказов впервые опубликован в 1881 г. в Казани, в 1883 г. там же появилось 2-е издание, в 1884 г.- 3-е; в 1930 и 1933 гг. эти рассказы были изданы в Париже. Кроме того, в 1882 г. опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция 4 рассказов, впосл. многократно переизданная (1883-1885, 1889, 1891, 1894, 1896, 1898, 1900, 1911, 1913). В 1911 г. в ж. «Троицкое слово» и отдельным изданием были напечатаны 3 дополнительных рассказа (переизд. в 1933 в Словакии). В 1948 г. в Париже опубликовано сводное издание всех 7 рассказов, в основу к-рого положены тексты 2-го парижского и словацкого изданий. В 1973 г. в Париже было напечатано 4-е издание, фототипически воспроизводившее предшествующее издание, а в 1989 г.- 5-е, к к-рому было добавлено краткое послесловие историко-текстологического содержания. В последующие годы парижские издания неоднократно перепечатывались в России. «О. р. с.» неоднократно переводили на иностранные языки. Первый перевод текста на нем. язык, изданного в Казани в 1884 г., был опубликован в Берлине в 1925 г. В 1930 г. в Лондоне напечатан 1-й англ. перевод, в основу к-рого также было положено казанское издание. Первый франц. перевод, выполненный на основе текста парижского издания, опубликован в 1943 г. Многократно переизданные на рус. языке и в различных переводах, «О. р. с.» являются самым известным произведением рус. духовной лит-ры и одним из основных источников для изучения духовной традиции рус. Православия, однако интерпретация этого текста существенно осложнялась из-за отсутствия научного издания текста, сведений о его истории и взаимоотношении различных редакций.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

[Рец. на:] Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки Источник Часть I: С 3 мая 1841 по 1 мая 1844 г Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. ( Сир. 34, 10, 11 ) Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце… ( Еккл. 7, 11 ) Все эти изречения Св. Писания как нельзя более применимы к почившему 19 апреля 1885 года преосвященному епископу Порфирию (Успенскому) , заглавие новой книги которого мы только что выписали и который, почти целую четверть века самых лучших дней жизни своей проведя в странствиях по разным землям запада и особенно востока и, следовательно, имев много разнообразных опытов, весьма умножил свое знание ( Сир. 34, 10 ) и мог смело сказать о себе: «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» (ст. 11). Родившись в 1804 году в Костромской губернии и по окончании низшего и среднего образования в местных духовно-учебных заведениях докончив его в С.-Петербургской духовной академии, преосв. Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) при самом же окончании курса академического, именно 15 сентября 1829 года принял монашество и тем самым покорил свою волю в послушание воле Божьей и воле начальства. 9 ноября того же года, уже будучи в сане иеромонаха, он назначен был на должность законоучителя в С.-Петербургский 2-й кадетский корпус и на этой должности чрез год был утвержден в степени магистра богословия. Но при талантливости и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он, естественно, не мог долго оставаться при одной законо-учительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе, где он с должностью законоучителя (а с 1838 г. Профессора богословия) в Ришельевском лицее соединяет разнообразные другие должности (члена цензурного комитета, директора попечительного о тюрьмах комитета и т.д.), причем в 1834 году возводится в сан архимандрита и уже в то время совершает более или менее продолжительное путешествие в Крым и Бессарабию (в 1833 и 1836 годах); а в 1840 году мы видим его назначенным в настоятели церкви при Императорской Российской миссии в Вене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скачать epub pdf Глава 7. Приготовление к Священству Во все времена христианской истории в центре внимания богословов и учителей-аскетов стоял вопрос о приготовлении будущего пастыря к его деятельности. Вопрос этот в курсе Пастырской науки для большей ясности обычно разделяется на несколько более частных проблем, а именно: 1) нужна ли вообще какая-либо подготовка к высокому священническому служению, или все дело должно быть возложено на благодать Божию, которая все восполняет и врачует; 2) если подобная подготовка необходима, то в чем она должна состоять. В последнем случае поднимается ряд особых тем: подготовка духовная, интеллектуальная, моральная, внешняя и пр. При взгляде на решение первого вопроса обнаруживаются два противоположных мнения. Согласно одному, никакой разум человеческий, никакая наука или искусство не в состоянии ничего прибавить там, где призывается благодать Святого Духа, всесильная и самодостаточная. Согласно другому мнению, напротив, необходима самая тщательная, обширная и глубокая подготовка. Если, по первому взгляду, священник должен удовлетворять только необходимым минимальным требованиям литургического обихода и упрощенно понятого бытового благочестия, которое, по слову одного мудрого и широкообразованного иерарха нашей Церкви епископа Порфирия (Успенского ; 1804–1885), ограничивалось бы только «кадилом и кропилом», а большего, «смирения» ради, от пастыря требовать и ожидать не следует, то, согласно противоположному мнению, подготовка кандидата в священники понимается настолько широко, что включает в себя требование изучить ряд светских дисциплин как теоретических, так и практических для того, чтобы в любой житейской ситуации иметь возможность без промедления дать нужный совет или помочь разобраться в сложной проблеме. По-видимому, Пасторологии надлежит найти известное равновесие и обрести тот средний путь, идя по которому священник не уклонялся бы в примитивизм и обскурантизм, но и не увлекался бы чрезмерно обмирщающими и совершенно пастырю не свойственными интересами и заботами. Необходимость подготовки к Священству

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Палевицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1804. Год утраты:1939 Адрес: Республика Коми,Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Сидорова, 28 Координаты: 61.993563, 50.368315 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1804 г. Каменная. Престолы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца; во имя вмч. Георгия Победоносца. Троицкая церковь, в деревянном исполнении кладбищенская, построена в 1885 году. Обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной церкви находится памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской Троицкой церкви - захоронения почившего местного населения. Хоть первый храм был построен в 1804 г., имеются сведения из архива общества потомков репрессированных священнослужителей Республики Коми о священнослужителях, начиная с 1797 г. Вероятно, первые богослужения совершались в часовнях, о датах постройки которых сведения не доступны. Часовни в деревнях: Даньдор, в честь Кирика и Улиты, разрушена до основания. В честь каких святых были построены часовни в деревнях Гавриловка, Ивановка, (Ервасьдор) ныне Тупицыно, Сотчем, Ысьник, не известно. Из данных деревень остались руины от часовни в д. Тупицыно, земельный участок и часовня находится на балансе государства, в остальных деревнях часовни разрушены до основания. Священники: 1797 (1807) - Тарабукин Исаакий Григорьевич, 1810 (1816) Чупров Иоанн Димитриевич, 1823 (1827) Шумков Петр Феодорович, 1835 (1845) Попов Иаков Георгиевич, 1846 (1869) Распутин Симеон Васильевич, 1867 (1902) Тюрнин Илия Георгиевич, 1912 (1917) Тюрнин Михаил Ильич. В приложении к мартирологу «Покаяние», выпуск 4 «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми Края» «Сыктывкар, 2005» М.Б. Рогачева, упоминается еще один священник – Тюрнин Александр Ильич, иерей, уроженец с. Палевицы. «Родился 07.05.1875 г. в с. Палевицы Яренского у. Вологодской губ.

http://sobory.ru/article/?object=23035

Ж.Л. Левшина Епископ Порфирий (Успенский) и его коллекция Скачать epub pdf «Никто не скажет обо мне: он праздно прошел по земле». «Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей,– я пчела Божия, а Россия – мой улей». еп. Порфирий (Успенский) Порфирий (Успенский) (8 сентября 1804 – 19 апреля 1885) – епископ Чигиринский, викарий Киевский, инициатор и организатор первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, выдающийся русский востоковед, византинист, славист, археолог, этнограф, археограф, текстолог, палеограф, историк, искусствовед, доктор эллинской словесности и богослов, автор множества научных трудов. Отношение к этому удивительному человеку и исследователю, ценителю древностей и бессребреннику, всецело преданному истине, было неоднозначным и среди его современников, и у последующих поколений российских и зарубежных ученых. Его жизненный путь был долгим и тернистым, но одновременно это был счастливый и плодотворный путь духовного и научного подвижничества. Константин Александрович Успенский родился 8 сентября 1804 г. в «смиренной» Костроме, в семье скромного псаломщика Александра Матвеевича и его жены Дарьи Степановны. Впоследствии еп. Порфирий с неизменной сыновней любовью и благодарностью вспоминал родительский дом и «светелку», а прежде всего – свою мать, которая сумела привить юному Константину «страх Божий, целомудрие, незлобие и терпение». В 1818 г. он окончил Костромское Духовное училище, а в 1824 г. – Костромскую Духовную семинарию. В 1825 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую закончил в 1829 г. со степенью кандидата богословия. 15 сентября того же года он был пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, а 25 сентября – во иеромонаха. 1 июля 1831 г. получил степень магистра и 2 июля был назначен законоучителем Ришельевского лицея в г. Одессе. 1 мая 1834 г. стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе, а 20 мая был возведен в сан архимандрита. Служба в Одессе сыграла важную роль в судьбе Порфирия Успенского . Именно здесь пробудился его интерес к христианскому Востоку и здесь же он изучил новогреческий и итальянский языки, которые в будущем принесли ему огромную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в аспекте культуры) Императорская публичная библиотека. С.-Петербург Дар Потомкам (К истории сохранения рукописной коллекции епископа Порфирия (Успенского)) Е.Е. Герцман (По материалам сайта Санкт-Петербургского Государственного университета ) Посвятив жизнь исследованию истории христианства, по большей части восточного, Епископ Порфирий Успенский (1804-1885) везде, где ему удалось побывать, стремился отыскивать частицы этой истории: иконы, книги и манускрипты. Он тщательно и кропотливо собирал по крупицам бесценнейшую информацию и, почти готовой, преподнес ее исследователям многих поколений. Но чем глубже погружался ученый в омут знаний, подаренных его собранием, тем яснее он понимал: обработать и изучить с должной подробностью каждый имеющийся у него исторический документ он не в состоянии. Во-первых, такая работа - поле деятельности для множества людей самых разнообразных специальностей. А во-вторых, Успенский всегда помнил, что человек смертен, и конец жизни может настичь его в любой момент. Но разве для того он рисковал своим нравственным спокойствием и именем, всеми правдами и неправдами добывая рукописи, что бы после собственной кончины оставить их в другой " клетке " - подвале Новоспасского монастыря, где он настоятельствовал последние годы жизни? Как станет ясно в дальнейшем, порфирьевские рукописи почти всегда были достаточно доступны для широкого круга специалистов. Но что станет с ними после смерти ученого? Кто окажется хозяином коллекции? И сможет ли он верно распорядиться имеющимися научными сокровищами? Все эти вопросы не давали покоя Успенскому . Кроме того, как и любой ученый, Порфирий мечтал опубликовать свои научные труды. Но, и сегодня, и полтора века назад на публикацию требовались деньги, а их у очень небогатого служителя церкви не было.

http://sedmitza.ru/text/400437.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) (комментарий в свете веры) Епископ Порфирий (Успенский) 21 сентября (8 сентября ст.ст.) исполняется 200 лет со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) – выдающегося русского иерарха, отдавшего свои знания и силы изучению православного Востока. Знаменитый византолог и востоковед, один из инициаторов и организаторов первой русской духовной миссии в Иерусалиме, первооткрыватель знаменитого рукописного Синайского кодекса, он в своих воззрениях во многом опережал свой век. Епископ Порфирий был горячим патриотом и свои научные труды совершал во имя и на благо России. 22 сентября 2004 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Москве состоится международная церковно-научная конференция " Вместивший в сердце Восток " , посвященная юбилею епископа Порфирия (Успенского). Епископ Порфирий Успенский (08.09.1804-19.04.1885) Архимандрит Агафангел, ректор Одесской духовной семинарии (Публикуется по: «Журнал Московской Патриархии». с.76-79; с.68-72. 1975 г.) Родиной Преосвященного Порфирия была, по его выражению, «смиренная» Кострома т. V, с. 362]. Его отец — Александр Матвеевич Успенский — занимал скромное положение псаломщика в Успенской церкви. Сам Преосвященный в своих обширных автобиографических воспоминаниях сообщает о своем родителе весьма немногие биографические сведения. Невысокое положение Александра Матвеевича в церковном клире позволяет предполагать, что он не мог быть состоятельным человеком. По словам епископа Порфирия, его отец лишь «никогда не был нищим» т. III, с. 56], имея собственный домик с садом и кусок хлеба насущного от прихода. «Я провел золотые годы юношества, — пишет об отчем крове Преосвященный, — в светёлке родительского дома, украшенной изображениями судьбы милоликого Иосифа Благообразного, сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина и святых мест Иерусалима, и там заучивал уроки человеческого любомудрия и Откровенного богословия и сочинял рассуждения и первые проповеди. Незабвенная светёлка, в которой никто другой не бывал, кроме Бога и двух сестер моих> т. IV, с. 189—190].

http://sedmitza.ru/text/400431.html

А.А. Половцов Гнусин, раскольник Гнусин , один из виднейших представителей федосеевщины, по преимуществу московской, истекшего столетия, здешнего Преображенского кладбища «знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель» (Литогр. федос. устав). Впрочем, значению Г. обратно пропорциональна сумма сведений о нем. Последнее находит свое объяснение в обстоятельствах жизни Г. и его доктрине в связи с тогдашним отношением правительства к расколу. В результате, нельзя быть совершенно уверенным в подлинности самой фамилии «Гнусин». С таковой он значится «по мещанству». К этому же сословию Г. приписался, да и то лишь в 1813 г., хотя, будто бы, под своим настоящим именем. Если так обстоит дело с фамилией, то еще более справедливо выражение Любопытного (см. его «Исторический словарь и Каталог или Библиотека староверческой церкви» по изд.: – в «Библ. Зап.», 1861, и оттиске из них, М. 1861; – «Чт. в Общ. Ист. и Древн. Росс.», 1863, кн. I, Мат. отеч., по изд. О. Бодянского; – Прилож. ко 2-му тому «Сборн. для ист. старообр.», изд. Н. Попова , М. 1866; – у Ф. В. Ливанова, Раскольн. и Острожн., т. IV, СПб., 1873), что Г. «семиименная особа». Он – «по цеху, Петр Никифоров, – по мещанству, Сергей Семенов, – по письмам его, Михайло Васильев, – в Пандекте, по вере, Иоанн» (Ркп. Хл. Библ., по Оп. Поп., M. 1872, 346, л. 118 об.). В соответствии с данным именем, между прочим, «писанные им книги и тетради... он... подписывал ру: непоч: Ioah:» (Дневн. доз. зап. о моск. раск., сообщ. А. А. Титовым , стр. 11 – Чт. в О. И. и Др. Рос., 1885, кн. 2). В Делах Моск. Секр. Сов. Ком. о раск. (1844 г.) встречается, кроме только что приведенной и полных, и подпись литерами: «М. В.». Любопытный называет Г. «Михаил Иванов», с каковым именем сохранилось (в ркп. Влад. Дух. Сем. 75) послание «правоверующим християном села Некуза, и с прочими деревенскими обыватели» (Нач.: В бытность мою у вас...) «жившего у Луки Терентьича» (наставника Преображенского Кладбища) «лета 7311 (1803), в феврале месяце», и каковым именем (ibid.) Лука Терентьев «подписал» послание «петербургским отцем: лета, 7312 (1804).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010