Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» Сборник иером. Арсения (Троепольского; 26.02.1804 - 7.07.1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой , а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время странствий по российским просторам. «О. р. с.» представляют собой систематическое руководство в прохождении молитвы, изложенное от лица странника крестьянского происхождения. Они занимают одно из центральных мест среди аскетических текстов XIX-XX вв., посвященных Иисусовой молитве, и отражают мистический опыт подвижников, молитвенное делание к-рых состояло в призывании имени Иисуса Христа . Текст 4 рассказов впервые опубликован в 1881 г. в Казани, в 1883 г. там же появилось 2-е издание, в 1884 г.- 3-е; в 1930 и 1933 гг. эти рассказы были изданы в Париже. Кроме того, в 1882 г. опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция 4 рассказов, впосл. многократно переизданная (1883-1885, 1889, 1891, 1894, 1896, 1898, 1900, 1911, 1913). В 1911 г. в ж. «Троицкое слово» и отдельным изданием были напечатаны 3 дополнительных рассказа (переизд. в 1933 в Словакии). В 1948 г. в Париже опубликовано сводное издание всех 7 рассказов, в основу к-рого положены тексты 2-го парижского и словацкого изданий. В 1973 г. в Париже было напечатано 4-е издание, фототипически воспроизводившее предшествующее издание, а в 1989 г.- 5-е, к к-рому было добавлено краткое послесловие историко-текстологического содержания. В последующие годы парижские издания неоднократно перепечатывались в России. «О. р. с.» неоднократно переводили на иностранные языки. Первый перевод текста на нем. язык, изданного в Казани в 1884 г., был опубликован в Берлине в 1925 г. В 1930 г. в Лондоне напечатан 1-й англ. перевод, в основу к-рого также было положено казанское издание. Первый франц. перевод, выполненный на основе текста парижского издания, опубликован в 1943 г. Многократно переизданные на рус. языке и в различных переводах, «О. р. с.» являются самым известным произведением рус. духовной лит-ры и одним из основных источников для изучения духовной традиции рус. Православия, однако интерпретация этого текста существенно осложнялась из-за отсутствия научного издания текста, сведений о его истории и взаимоотношении различных редакций.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

[Рец. на:] Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки Источник Часть I: С 3 мая 1841 по 1 мая 1844 г Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. ( Сир. 34, 10, 11 ) Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце… ( Еккл. 7, 11 ) Все эти изречения Св. Писания как нельзя более применимы к почившему 19 апреля 1885 года преосвященному епископу Порфирию (Успенскому) , заглавие новой книги которого мы только что выписали и который, почти целую четверть века самых лучших дней жизни своей проведя в странствиях по разным землям запада и особенно востока и, следовательно, имев много разнообразных опытов, весьма умножил свое знание ( Сир. 34, 10 ) и мог смело сказать о себе: «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» (ст. 11). Родившись в 1804 году в Костромской губернии и по окончании низшего и среднего образования в местных духовно-учебных заведениях докончив его в С.-Петербургской духовной академии, преосв. Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) при самом же окончании курса академического, именно 15 сентября 1829 года принял монашество и тем самым покорил свою волю в послушание воле Божьей и воле начальства. 9 ноября того же года, уже будучи в сане иеромонаха, он назначен был на должность законоучителя в С.-Петербургский 2-й кадетский корпус и на этой должности чрез год был утвержден в степени магистра богословия. Но при талантливости и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он, естественно, не мог долго оставаться при одной законо-учительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе, где он с должностью законоучителя (а с 1838 г. Профессора богословия) в Ришельевском лицее соединяет разнообразные другие должности (члена цензурного комитета, директора попечительного о тюрьмах комитета и т.д.), причем в 1834 году возводится в сан архимандрита и уже в то время совершает более или менее продолжительное путешествие в Крым и Бессарабию (в 1833 и 1836 годах); а в 1840 году мы видим его назначенным в настоятели церкви при Императорской Российской миссии в Вене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скачать epub pdf Глава 7. Приготовление к Священству Во все времена христианской истории в центре внимания богословов и учителей-аскетов стоял вопрос о приготовлении будущего пастыря к его деятельности. Вопрос этот в курсе Пастырской науки для большей ясности обычно разделяется на несколько более частных проблем, а именно: 1) нужна ли вообще какая-либо подготовка к высокому священническому служению, или все дело должно быть возложено на благодать Божию, которая все восполняет и врачует; 2) если подобная подготовка необходима, то в чем она должна состоять. В последнем случае поднимается ряд особых тем: подготовка духовная, интеллектуальная, моральная, внешняя и пр. При взгляде на решение первого вопроса обнаруживаются два противоположных мнения. Согласно одному, никакой разум человеческий, никакая наука или искусство не в состоянии ничего прибавить там, где призывается благодать Святого Духа, всесильная и самодостаточная. Согласно другому мнению, напротив, необходима самая тщательная, обширная и глубокая подготовка. Если, по первому взгляду, священник должен удовлетворять только необходимым минимальным требованиям литургического обихода и упрощенно понятого бытового благочестия, которое, по слову одного мудрого и широкообразованного иерарха нашей Церкви епископа Порфирия (Успенского ; 1804–1885), ограничивалось бы только «кадилом и кропилом», а большего, «смирения» ради, от пастыря требовать и ожидать не следует, то, согласно противоположному мнению, подготовка кандидата в священники понимается настолько широко, что включает в себя требование изучить ряд светских дисциплин как теоретических, так и практических для того, чтобы в любой житейской ситуации иметь возможность без промедления дать нужный совет или помочь разобраться в сложной проблеме. По-видимому, Пасторологии надлежит найти известное равновесие и обрести тот средний путь, идя по которому священник не уклонялся бы в примитивизм и обскурантизм, но и не увлекался бы чрезмерно обмирщающими и совершенно пастырю не свойственными интересами и заботами. Необходимость подготовки к Священству

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (16.01.1804, с. Сугут-Торбиково Ядринского у. Казанской губ. (ныне Вурнарский р-н Чувашии) - 30.12.1885, Казань), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог. Сын священника, двоюродный дед хирурга акад. А. В. Вишневского. Учился в Казанской ДС. В 1822 г. из класса философии как лучший ученик отправлен в МДА, к-рую окончил со званием магистра (1826). С 1826 г. профессор философии в Казанской ДС, с 20 авг. 1836 г. инспектор семинарии. 22 окт. 1828 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору Казани, 21 июня 1831 г. возведен в сан протоиерея. В 1842 г. уволен из ДС в епархиальную службу, с 10 июня 1843 г. являлся членом Казанской духовной консистории. С 1854 г. состоял в клире кафедрального Благовещенского собора, одновременно был епархиальным миссионером. В 1854-1856 гг. руководил чувашско-черемисским миссионерским отд-нием КазДА, на занятиях со студентами переводил на чуваш. язык Евангелие от Матфея, на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю. Пожертвовал большое количество книг в академическую б-ку. Участвовал в ревизии семинарий: Симбирской (1865), Самарской (1865), Пермской (1866), Тобольской (1866). По отзыву П. В. Знаменского , В. был «самым видным епархиальным деятелем» своего времени. В. похоронен под алтарем Благовещенского собора - на месте погребения Казанских архиереев, могила не сохранилась. В. владел чуваш. и марийским языками, составил первый учебник чуваш. языка, по к-рому учил студентов, был автором работ о религ. верованиях чувашей и марийцев. Был известен в Казани как проповедник. В.- автор большого количества статей по расколу и миссионерству. Соч.: Рассуждения о действительной нужде и важности звания и избрания пастырей по известному чину и порядку: Магист. дис.//Сб. рассуждений и поучительных слов, соч. студентами МДА 5-го курса. М., 1828. Ч. 1; О чувашском яз.//Заволжский муравей. Каз., 1832. 20. С.

http://pravenc.ru/text/158920.html

Палевицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В январе 1997-го в селе Палевицы была вновь создана православная община. Новообразованному приходу в 1999 году передали ветхое здание амбулатории. В 2011 году на земельном участке, граничащем с территорией разрушенного храма, заложен фундамент под строительство нового деревянного храма и освящен архиереем. В 2012 году возведен кирпичный цоколь над фундаментом, в 2013 году производились заготовки бруса. http://rusbereza.ru/pomoch/hramu/153 Строительство нового храма в селе было начато в 2011 году. В начале прошлого века в Палевицах действовали каменная Покровская церковь 1804 года постройки и деревянная Троицкая кладбищенская церковь, построенная в 1885 году. В годы Советской власти обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной сейчас находится памятник погибшим во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской Троицкой церкви - сельское кладбище. В январе 1997-го в селе Палевицы была вновь создана православная община. Новообразованному приходу в 1999 году передали ветхое здание амбулатории. В марте 2006-го Епископ Питирим назначил председателем общины иерея Георгия Федорив. На общем собрании прихожане вынесли решение о сборе средств на строительство нового храма. В 2011 году верующие заложили фундамент под строительство нового деревянного храма. В 2012-ом - возвели кирпичный цоколь над фундаментом, в 2013-ом производились заготовки бруса. Из-за нехватки средств строительство продвигается очень медленно. В 2014-ом воздвигли стены и перекрыли крышу. В 2015-ом заготовили брус для колокольни и сооружения четверика и восьмерика под купол, на остальное не хватило денег. В минувшем 2016 году провели гидроизоляцию и теплоизоляцию фундамента и цоколя, отсыпали фундамент песком. Цокольную часть облицевали декоративной плиткой, соорудили короба под окна и двери. Покровская церковь в с. Палевицы была построена в 1804 году каменная. Приделы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, во имя вмч. Георгия Победоносца. А также деревянная Троицкая кладбищенская церковь, построенная в 1885 году. Обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной церкви в данный момент находится памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской церкви находятся захоронения почившего местного населения. Хоть первый храм был построен в 1804 г. имеются сведения из архива общества потомков репресированных священнослужителей Республики Коми о священнослужителях окормлявших местное население, начиная с 1797 г. Вероятно, первые богослужения совершались в часовнях, о датах постройки которых сведения не доступны.

http://sobory.ru/article/?object=35769

Бутрё. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Первая каменная церковь с престолами во имя Преображения Господня и Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1804 году вместо сгоревшей деревянной. В 1869 году был устроен левый придел во имя Сретения Господня. В 1885 году храм был серьезно поврежден пожаром, а в 1894 году, в связи с обнаружением трещин в стенах, разобран до основания. Строительство последнего здания шло с 1896 по 1902 год. В 1920-х гг. церковь разорена и закрыта, с 1930 по 1986 гг. здание использовалась в качестве зерносклада и овощехранилища, в начале 2000-х гг. – как магазин. В 2013 г. восстановлен придел в честь Преображения Господня и в нем возобновлено богослужение. Село Бутрь, Бутрё тож, находится в 110 верстах от г. Орла и в 30 верстах от г. Карачева. От чего село Бутрь получило свое название – достоверно неизвестно; есть, впрочем, устное предание, что это древнейшее название «Бутыры» сохранилось еще со времен населения местности татарами. Приход в селе Бутре образовался, судя на основании надписи 1702 г., сделанной в церковных книгах, не позднее конца XVII ст. или начала XVIII ст. В настоящее время приход состоит из села Бутря и двух деревень: Моисеевки и Прилеп. Прихожан в 1902 г. числилось 3242 души обоего пола; все они крестьяне-землепашцы. Храм приходский – каменный, во имя Преображения Господня. Построение этого храма имеет свою историю. В селе Бутре когда-то была деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, но в 1803 г. церковь сгорела. На месте ее в 1804 г. была построена прихожанами каменная церковь с престолами в честь тех же праздников, а в 1869 г. был устроен еще и левый придел во имя Сретения Господня. Но и эта церковь была опустошена пожаром внутри и снаружи в 1885 г. В том же году трапезная часть храма и колокольня были возобновлены и в правой стороне храма освящен престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1890 г. в левой – во имя Сретения Господня. Настоящая же церковь, главный храм, стояла в запустении с пожара 1885 г. до 1894 г. В 1894 г. вся церковь, в которой были обнаружены трещины, с разрешения и благословения преосвящ. Мисаила, была разобрана до основания, а в 1896 г. начата по новому плану нынешняя каменная трехпрестольная церковь, оконченная вчерне в 1902 г.

http://sobory.ru/article/?object=27132

Ровеньки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 году, тщанием жены генерала-майора Екатерины Дмитриевны Орловой, каменная. Престолов в ней два: главный – во имя Святителя Николая, а с северной стороны – во имя Рождества Богородицы». «Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства» 1829 г. «Церковь в слободе Ровенецкой каменная, однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, заложена 23 мая 1798 года, а освящена 21 августа 1804 года, устроена на средства войскового Атамана Василия Петровича Орлова». « Сборник областного Войска Донского» 1907 г. Выписка из Клировых ведомостей за 1902 год: «… церковь построена по усердию и на средства жены генерал-майора Екатерины Дмитриевны Орловой. Она каменная, с таковою же колокольней, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан поместительна, ограда вокруг ея каменная. В 1900 году расширена приделами, северным и южным, на девять аршин каждый. Престолов в ней два, второй (северный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно. Притча при ней, по штату, утвержденному в 1869 году, положено: два священника, один диакон и два псаломщика». Первая церковь в Ровеньках — Никольская, деревянная, была построена в конце XVII века. «Воронежские епархиальные ведомости» за 1885 год свидетельствуют о том, что в сентябре 1732 года священник Ровенской слободы Григорий Семенов, а также слободские приходские люди сотник Фома Евстафьев (Астафьев), атаман Титовщенко, титар Наум Вакулов, хорунжий Герасим и другие доносили Преосвященному Иоакиму о своем намерении строить новую церковь во имя Николая Чудотворца: «Такая церковь уже и обложена и на иному месте от полой воды повреждена не будет», — говорилось в донесении. В октябре 1733 года новая церковь была освящена. В 1782 году церковь вновь была перестроена и стала значительно большего размера. Несмотря на то, что церковь несколько раз перестраивалась, название свое в честь Святого Николая Чудотворца она не меняла. Известно, что в 1799 году при Никольской церкви был священник (благочинный) Иван Греков. Позже в его штате были два служителя.

http://sobory.ru/article/?object=43169

Большемогильное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Больше-Могильное основано в 1804 году. Первоначально оно называлось Крюково. В списке населенных мест Тобольской губернии о нем сказано, что расположено оно при озере Крюковском. Первопоселенцами села были крестьяне из Красного Яра и Чернолуцкой слободы Тихон Серебренников с сыновьями Иваном, Михаилом и Алексеем. В 1811 году в деревне было десять семей, 51 мужская душа. При переписи 1811 года было сказано, что деревня заселена «съехавшимися крестьянами из разных мест по достаточному к хлебопашеству земель с сенокосными угодьями». На окраине села среди большой базарной площади на средства прихожан была построена однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в 1885 году. Церковь была деревянная с таковою же колокольней на каменной фундаменте. Почти рядом с церковью были два дома священника, магазин кирпичный и далее торговые ряды. Капиталов в церкви в 1910 году имелось 1074 рубля. Угодий, приносящих доход церкви, не было. Население прихода 927 душ мужского пола, 559 душ женского пола. В селе Больше-Могильное 643 души общего пола. За год в церкви проходило 171 крещение, браков- 27, погребений - 118. Настоятелем церкви был отец Герасим, а церковным старос той грамотный крестьянин Ищенко Иван Васильевич. 31 октября 1937 года расстрелян за контрреволюционную агитацию без ссылки на закон. Реабилитирован в 1989 году. Жалованья от казны было положено священнику 300 рублей. В селе 1895 году было открыто сельское училище, где преподавался Закон Божий. В газете «Степной край» за 1895 год сообщалось: «Учительница деревни Крюково Елизавета Федоровна Нестерова устроила в училище на свои средства класс рукоделия, безвозмездно приняла на себя труд раздавать народу для чтения книги, полученные из волостной библиотеки и сама читает всем желающим». На Христовые праздники проходили крестные ходы: на Вознесение Господне, Духов день, Рождество Христово. По воспоминаниям старожилов, это были самые радостные дни. В каждом доме готовились праздничные угощения, пели молитвы, поздравляли с праздником, а над селом плыл колокольный звон. Особенно торжественно отмечали первопрестольный праздник в селе Больше-Могильное - день Покрова Пресвятыя Богородицы. С раннего утра звучал колокол, созывая прихожан, а они шли, ехали в храм со всей округи. Отслужив заутреню, прихожане шли на ярмарку. Это было яркое зрелище, радость от праздника оставалась с людьми на целый день.

http://sobory.ru/article/?object=56246

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД Обиходный звукоряд, термин древнерусской муз. теории, обозначающий последовательность 12 ступеней, которые объединены в 4 соединенных тетрахорда идентичной интервальной структуры ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы ОДЗУН церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в. «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) ОЗОЛИН Николай (род. 26.05.1942), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец ОКЛАД декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота , серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари ОКУНЕВ Николай Львович (1885 - 1949), историк искусства, исследователь монументального искусства и архитектуры Византии, Др. Руси и Балкан XI-XV вв. ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_52.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010