Семлёво, село. Церковь Сошествия Святого Духа. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Покрова Пресвятой Богородицы , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1795 и 1797. Год утраты:1943 Адрес: Россия, Смоленская область, Вяземский район, п.Семлёво Координаты: 55.049, 33.9684 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменная церковь в честь Сошествия Святаго Духа с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Успения Божией Матери была построена в 1795 году на средства поручицы Н.П. Бирюковой. В 1804 году в селе был деревянный господский дом Бирюковых и две церкви: каменная Духовская и деревянная Покровская. Находится в Семлевском с/о Вяземского района, принадлежало Семлевской волости Вяземского уезда. Священник в 1862 году в селе был Георгий Георгиевич Срединский. Священник Дмитрий Георгиевич Срединский, 1846 года рождения, окончил духовную семинарию в 1867 году, священник с 1869 года, награжден скуфьею в 1891 году, жалованье получал 108 руб. Псаломщик Николай Капитонович Смирнов, 1866 года рождения, окончил начальную школу, в должности с 1885 года, жалованье получал 44 руб. (СЕВ. за 1898 г. 2. с. 180.). В селе " французы с Наполеоном ночевали в Свято-Духовской церкви. Сам Наполеон спал на престоле в алтаре храма. На иконе Божией Матери говядину рубили и лошади стояли в церкви. Из Семлевского храма Наполеон с войском пошел на Вязьму " . Сохранилось предание о " Наполеоновской стоянке " и при отступлении французской армии от Москвы. Остановившись в Семлеве, Наполеон выбрал для ночевки каменную церковь, как самое безопасное место. " Внизу в храме были поставлены лошади императора, в алтаре помещался его штаб, а в верхнем приделе, устроенном из хор, обрамляющих церковные стены в виде неширокой галереи, с свободным прозором посреди, устроился сам Наполеон. Колокольня служила обсервационным постом. В тот самый момент, когда пришла первая весть о возгоревшемся Вяземском бое, в Семлевскую колокольню ударило русское ядро, неведомо кем пущенное с севера, со стороны Саввиной горы. Ядро не повредило храма, но все колокола внезапно гулко загудели. Тогда Наполеон с необычайной поспешностью покинул Семлево и двинулся к Славкому " .

http://sobory.ru/article/?object=38224

Tweet Нравится Very rare manuscripts from Mt. Athos presented at exhibition in St. Petersburg St. Petersburg, October 12, 2016      An exhibition of very rare tenth-eighteenth century notated manuscripts from Holy Mount Athos opened on October 11 at the National Library of Russia in St. Petersburg, reports the Afonit.info website. The exhibition is called “The Monuments of Vocal Music on Mt. Athos and Services to Athonite Saints in Handwritten Collections of the National Library of Russia.” It is being held as part of the “Brazhnikov Readings 2016” international research and creative works symposium which this year is dedicated to the 1000th anniversary of the Russian monastic presence on Mount Athos. Ancient manuscripts which were brought from Athonite monasteries by Russian Byzantine scholars and given to the Imperial Public Library by Athonite monks are presented at the exhibition.      Among other things, visitors will be able to see ancient Byzantine manuscripts from the collection of Bishop Porphyrius (Uspensky, 1804-1885) who made expeditions to Mt. Athos and the Middle East in search of ancient manuscripts. Among them are full codices as well as separate leaves that the bishop found in the libraries of Simonopetra, Vatopedi, Koutloumousiou and other monasteries of Mt. Athos.      Several more notated Byzantine manuscripts were received in 1860 by the Imperial Public Library from Prince Mikhail Dmitrievich Volkonsky who was interested in old traditions of Church singing. According to the exhibition’s organizers, “these manuscripts were obviously chosen with the help of Monk Azariah from the Russian St. Panteleimon’s Monastery on Mt. Athos, a fine expert on manuscripts of vocal music, copies of which he made at the request of scholars at monastery libraries of Mt. Athos.” In two manuscripts there are surviving records indicating that they were presented by monks of Zografou Monastery, namely Archimandrite Anthimus, the abbot, together with the brethren.      According to the organizers, these codices are unique sources for research of Byzantine notation which give us an idea of how the work of compiling and regulating books of Church singing was carried out. Among those who did this work was the famous musician and theorist Ioannis Kukuzelis.

http://pravoslavie.ru/97824.html

В Киеве открылась экспозиция уникальных древних икон Киев , 8 февраля 2005 г . Как сообщает сервер " Православие в Украине " , в Национальном музее Западноевропейского искусства имени Богдана и Варвары Ханек открылся новый зал экспозиций, посвященный четырем иконам доиконоборческого периода (VI-VII вв.). Начало исследованию этих уникальных ценностей положил выдающийся историк, архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885 гг.). Именно он нашел в старинной башне монастыря во имя святой Екатерины уникальные образы, первым осознал их научную ценность и привез в Киев. Как говорят специалисты сегодня, более десяти лет старинные иконы находились в запасниках музея. Их исследовали, реставрировали и готовили к экспозиции. Для уникальных памятников духовности и культуры были оборудованы специальные помещения, которые помогали поддерживать внутри необходимую температуру и влажность. За это время иконы неоднократно участвовали в грандиозных выставках по всему миру: на Крите, в Афинах, в Салониках, Риме и Москве. К сожалению, эта бесценная коллекция более известна за пределами Украины, потому что в годы атеистического произвола памятники сакрального искусства подвергались тотальному уничтожению. «Музейные дизайнеры долго работали над оформлением этого зала, - говорит заведующая отделом европейского искусства Национального художественного музея имени Богдана и Варвары Ханек Елена Живкова. – Синий цвет стен этого зала был выбран не случайно. В Византийской традиции он символизирует цвет вечности и вечной Божественной Истины. Сегодня киевляне и гости города имеют возможность увидеть уникальные старинные иконы, каких в мире осталось всего двенадцать. Они есть в Ватиканском музее Рима и Синайском монастыре во имя святой Екатерины. Эти образы написаны старинным методом – энкаустической живописью, когда краски смешиваются не с маслом, а с воском, который консервировал краску на века». Появление иконы «Божия Матерь с младенцем Христом» большинство ученых датирует первой половиной VI века. Относительно художественного центра, в котором был написан образ, мнения ученых разделяются между Александрией и Константинополем.

http://pravoslavie.ru/12594.html

епископ Порфирий (Успенский) ( 20.09.1804–1.05.1885) Дневники История Поместных Церквей Нравственно-аскетические труды Патрология Письма Священное Писание Ветхого Завета Церковная археология Церковное искусство епископ Порфирий (Успенский) Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Востоковед, византолог, археолог и палеограф. Инициатор, организатор и первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Почётный член ИППО. Биография В миру - Константин Александрович Успенский, был сыном соборного псаломщика г. Костромы. Первоначальное образование получил в Костромском Духовном Училище и Костромской Семинарии, высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии (1829 г.). перед окончанием курса был пострижен в монашество; 18-го сентября получил степень кандидата, 20-го был рукоположен в сан иеродиакона и 25-го сентября — иеромонаха. Прослужил около 10 лет в разных учебных заведениях России (законоучителем во 2-м Кадетском корпусе, профессором богословских наук в Одесском Ришельевском Лицее, ректором Одесской Духовной Семинарии). С 20-го мая 1833 года - архимандрит. 1-го мая 1834 был назначен настоятелем Одесского Успенского монастыря, с 15-го ноября 1840 г. - настоятелем церкви при Императорской российской миссии в Вене. В конце 1842 г. командирован на Восток для ознакомления с нуждами православия в Палестине и Сирии. Назначение это, а затем последующая командировка на Восток в звании начальника первой русской духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.) и, в связи с этим, неоднократные путешествия его по разным восточным монастырям и местностям, изобилующим памятниками старины, определили характер научной деятельности ο. Порфирия. Деятельность эта была весьма разностороння и плодотворна: при жизни преосвященного Порфирия издано свыше 70-ти ученых трудов (исследований и материалов). Будучи человеком широко образованным, хорошо знавшим классические и новые языки, обладая пытливым умом и неутомимой энергией, ο. Порфирий совмещал в себе много данных для успешного изучения прошлого и современного состояния Востока. Этим объясняется как обилие собранного им материала, так и вдумчивая обработка его, выразившаяся в целом ряде ценных, иногда даже капитальных произведений. Этим объясняется и поражающая знакомых с печатными и рукописными трудами преосвященного Порфирия многосторонность охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическое обилие делаемых им сообщений и изысканий по поводу означенных предметов. Богословие, философия, история, юриспруденция, архитектура, ваяние, живопись, даже медицина, — ничто не ускользало от пытливого ученого, погруженного в архивную пыль. Вдумчивый и тонкий ценитель виден в нашем ученом и при его рассуждениях о современном ему положении православия на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Новокайдская (Самарская) " Описания иконы Икона Новокайдская (Самарская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона эта является изводом АХТЫРСКОЙ иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой Новокайдакской иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871 – 1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, 18-20. (Екатеринослав ­–­­ дореволюционное наименование города Днепропетровска). Вопрос о происхождении иконы и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки. Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но ке[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Новокайдская (Самарская) Чудотворная икона Божией Матери Самарская Главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря города Новомосковска, а также всей днепропетровщины - икона Божией Матери Самарская. В 1736 году запорожские казаки привезли с Востока икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Как великое сокровище хранилась она в Сечевой церкви, а около 1770 года была перенесена в местечко Новые Кайдаки вблизи Екатеринослава и стала именоваться Новокайдакской. После строительства храма на реке Самара икона получила название Самарской. Летом 1804 года святыню перенесли в Екатеринослав, а в 1807 году по благословению архиепископа Платона - в Самарский монастырь, основанный в 1672 году. Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены древнего сугубо монашеского храма, куда доступа мирянам не было, были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре[...]

http://pravicon.com/icon-214

Разделы портала «Азбука веры» 19 Июл 2023 Фото: pravlife.org Реликвии являются частью коллекции музея Ханенко в Киеве. Более десятка византийских икон Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко доставили из Киева специальным военным конвоем через Польшу и Германию во всемирно известный Лувр в Париже. На новой выставке  «Происхождение священного образа» , которая открылась 14 июня и продлится до 6 ноября 2023 года, представлены пять из шестнадцати вывезенных икон, сообщает  orthochristian.com . Среди них: четыре иконы VI и VII веков из монастыря святой Екатерины на горе Синай − Богородица и Младенец Христос, святые Сергий и Вакх, святой Иоанн Креститель, святые Платон и Гликерия, а также одна микромозаичная икона святителя Николая конца XIII или начала XIV века из Константинополя. Остальные одиннадцать содержатся в запасниках Лувра. «Мы были обеспокоены сохранностью украинских коллекций. Когда осенью конфликт на Украине усилился, мы организовали их спасение», − пояснила агентству AFP директор Лувра Лоранс де Кар. По ее словам, если бы иконы остались в Киеве, то подверглись бы риску. Как отмечается, планы вывоза собрания византийских икон стали разрабатывать после того, как в октябре 2022 года историческое здание музея Ханенко было повреждено ракетным ударом. В настоящее время оно пустует. Вскоре после открытия выставки в Париже, в СМИ распространилась новость о том, что правительство Украины сотрудничает с ЮНЕСКО в деле вывоза реликвий и других святынь из Киево-Печерской Лавры для отправки в музеи различных западных стран. Со своей стороны, министр культуры Александр Ткаченко и представители ЮНЕСКО опровергли наличие подобных планов. История появления синайских икон в Украине восходит к середине XIX века, когда, совершая паломничество на гору Синай, их обнаружил епископ Чигиринский, викарий Киевский, Порфирий (Успенский) (1804–1885) − знаменитый ученый востоковед, автор множества научных трудов, инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/news/vremenno-vyvezenny...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: 1360 г. Описание: История Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю. На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден. В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков). С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа. В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов. В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

http://patriarchia.ru/db/text/261902.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЫКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Козельской и Людиновской епархии Калужской митрополии), находится в с. Клыкове Козельского р-на Калужской обл., на берегу р. Серёны. Основан 11 янв. 1993 г. как архиерейское подворье при храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (1829), с 17 июля 2001 г.- мон-рь. До 1829 г. в с. Клыкове существовала деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1804-1823 гг. в ней служил свящ. Иоанн Лихачёв, рукоположенный архиеп. Калужским и Боровским Феофилактом (Русановым) (ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 19. Д. 1322). В 20-х гг. XIX в., когда в Козельском у. свирепствовала холера, в с. Клыково из соседнего с. Курыничи принесли местночтимую старинную икону Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, когда святыню крестным ходом обнесли вокруг села, эпидемия холеры стала ослабевать. Владелец с. Клыкова гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий (двоюродный брат А. П. Керн, знакомой А. С. Пушкина) на месте ветхой Никольской ц. построил однокупольный каменный храм, к-рый в 1829 г. по желанию Полторацкого был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя. В церкви имелись также приделы в честь Покрова Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери (в трапезной). После 1879 г. к западу от центрального входа была возведена колокольня. Храм в честь Нерукотворного образа Спасителя в Клыковском мон-ре. 1829 г. Фотография. 2014 г. Храм в честь Нерукотворного образа Спасителя в Клыковском мон-ре. 1829 г. Фотография. 2014 г. Согласно «Ведомости о церкви Спасской состоящей Козельского у. Калужской епархии в селе Клыкове» за 1915 г., в храме служили свящ. Феодор Алексеевич Глаголевский и псаломщик Иларион Григорьевич Маринов, старостой являлся И. И. Сафонов. Приход состоял из жителей с. Клыкова (54 двора) и деревень Богдановка (40 дворов), Городец (28 дворов) и Хотенка (34 двора). Всего в приходе было 156 дворов, проживали 500 мужчин и 592 женщины. В 1885 г. при храме была открыта церковноприходская школа, 22 янв. 1895 г. учреждено церковно-приходское попечительство. В 1915 г. в школе учились 27 мальчиков и 5 девочек. К нач. XX в. с. Клыково славилось садами и плодовым питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника с. Бурнашёва Козельского у. Окончив Калужскую ДС, Златоустовский женился на помещице, владевшей с. Клыковом, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 дес. старого сада и 20 дес. пашни. Восстановив сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1,5 тыс. сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, где ежегодно выращивал до 40 тыс. саженцев яблони и др. плодовых культур. Фрукты из сада Златоустовского на губернских, российских и международных выставках были отмечены многими, в т. ч. и золотыми, медалями.

http://pravenc.ru/text/1841522.html

Рыбинский район (Ярославская область) Материал из Азбука паломники Спасо-Преображенский собор (Рыбинск) [ править править код ] Существует мнение, что архитектор Мельников использовал в Рыбинске свой неосуществлённый проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Раньше на этом месте стояла деревянная церковь в честь апостола Петра – покровителя рыбаков. В XVII веке вместо нее построили каменный храм во имя Преображения Господня. В 1804 году рядом возвели новую каменную почти стометровую колокольню. В 1838 году старый храм разбирают и по проекту группы петербургских архитекторов во главе с А. И. Мельниковым возводят будущую гордость Поволжья – Спасо-Преображенский собор. Построен в 1838-1851 годы; авторы: А. И. Мельников, И. и Л. Шарлемани, П. И. Висконти. Адрес: Адрес: 152901, Крестовая ул., д. 23 Подробнее... Казанский храм (Рыбинск) [ править править код ] Казанский храм построен в 1697 году на месте упразднённого в конце XVII века Мужского Казанского монастыря. Четырехъярусная колокольня возведена в 1813-1822 годах бригадой церковных строителей во главе с В.С. Карповым. Расписан в 1767-1768 годах артелью ярославских мастеров во главе с Ф. Потатуевым. В 1932-1933 годы разобрана колокольня. Закрыт в 1934 году. в 1940-1980-е годы в храме находился архив. В 1986-1991 годах частично отреставрирован по проекту Н.Н. Гончаровой. Адрес: 152901, Ярославская область, Рыбинский р-н, г. Рыбинск , ул. Урицкого, 1 Подробнее... Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы (Рыбинск) [ править править код ] Храм построен на средства купца Сергея Никифоровича Емельянова в 1885-1890 годы в селе Александровском. Проект храма составил архитектор Я.В. Змиев, утвердил губернский архитектор А.М. Достоевский. Архиепископ Ярославский и ростовский Ионафан освятил храм 13 октября 1890 года. Закрыт в 1941 году, в советский период в храме находился склад. С 1981 года – реставрационная мастерская. Храм передан верующим в 1992 году. Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинск, район Заволжье-1, Александровская улица, 12

http://azbyka.ru/palomnik/Рыбинский_райо...

Филимоново (Поречская с/а). Церковь Димитрия Солунского. Входит в Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и Димитрия Солунского Карта и ближайшие объекты Одноглавая церковь Дмитрия Солунского построена в 1804 году на средства помещика соседней деревни Инеры Леонтьева. В интерьере храма, утратившем декоративное убранство, сохранились мраморные, в виде усечённых колонн, надгродия первой половины 19 века помещиков соседней деревни Липовки - Липовских. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Филимоново, село, принадлежащее казенным крестьянам, при речке Крапивнице и колодцах, в 14 верстах от Ростова, 30 дворов, 102 ревизских души, 101 надел. Жители занимаются разведением цикория и зеленого горошка и приготовлением картофельной муки. До 1764 г. Филимоново принадлежало Ростовскому архиерейскому дому. В с. Филимонове находятся две одноглавые каменные церкви. Первая построена в 1793 г. с престолом св. Николая на средства прихожан, а вторая в 1804 г. с престолом св. вмч. Димитрия Солунского построена помещиком дер. Инеры. Колокольня построена вместе с первой церковью. Прежде, почти на том же самом месте, была деревянная церковь, что доказывает каменный памятничек, поставленный на месте престола. Чудотворных и особенно местночтимых икон нет. Рукописей и документов, относящихся до построения Филимоновских церквей особого внимания заслуживающих нет: все документы пересмотрены и оказались не древнее 1790 г. Церковной земли 36 десятин, приход состоит из трех селений: Филимонова, Липовки и Инер. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Небольшая кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная как зимний храм прихода в 1803-1804 г.г. на средства Ф. И. Леонтьева. Четверик с апсидальными выступами алтаря и притвора, перекрытый невысоким купольным сводом с главкой. Закрыта в 1930-х г.г., служила клубом, сейчас заброшена. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09986

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010