Водоватово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1900. Адрес: Нижегородская область, Арзамасский район, село Водоватово Координаты: 55.4038, 43.568076 Проезд:Арзамас - Выездное - Красное - Водоватово Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая небольшая деревянная церковь была построена в Водоватове в 1652 году. В 1742 году водоватовцы купили в городе Арзамасе старинный дубовый Воскресенский собор 1652 года постройки, вместо которого там решили возвести каменный. Эта церковь простояла в Водоватове до 1800 года, а затем была продана в село Костылиху, где находится и по сей день. Зимняя теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в Водоватове в 1861 году. Церковь имела колокольню 1772 года постройки. Это была самая высокая колокольня во всей округе. В 1900 году она была перестроена. Летняя церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была заложена в селе на месте старой деревянной 30 мая 1904 года и воздвигнута в 1916 году. В 1936-1939 годах оба храма были закрыты. В зданиях церквей располагались колхозный склад, магазин. В 1976 году в Воскресенском храме решили открыть завод, для чего разрушили купола и положили перекрытия. Но идею в жизнь так и не воплотили. С 1989 году начался сбор пожертвований на восстановление храма. В 1991 году Воскресенский храм был возвращен Нижегородской епархии и началось его возрождение. В 1995 году в храме возобновились богослужения. В 1997 году главный придел храма освящен архиерейским чином митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым). 21 августа 2017 года митрополит Нижегородский и Арзамассский Георгий совершил в Водоватове чин закладки Покровского храма. Водоватово – село в Арзамасском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Покровская церковь (1900 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. http://www.gttp.ru/map_NN/arzamas_obl.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14885

Яркую страницу в биографию храма вписал священник Михаил Дроздов, в 1783-1800 гг. бывший настоятелем церкви. Недалеко от храма находился одноэтажный деревянный дом на каменном цоколе, куда в 1783 г. переехал Михаил Фёдорович вместе с женой Евдокией Никитичной и семимесячным сыном Василием, будущим святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В этом доме прошло всё детство и отрочество будущего владыки, вплоть до поступления в марте 1800 г. в семинарию Троице-Сергиевой Лавры. Храм Троицы-на-Репне был для Васи Дроздова таким же родным, как и храм Богоявления-в-Гончарах, где служил его дед, Никита Афанасьевич. Сейчас на месте дома Дроздовых стоит другой деревянный дом, но, как предполагают историки, остатки старого дома должны сохраниться внутри более поздней постройки. Трудами священника Михаила Дроздова Троицкая церковь была обновлена. 30 июля 1823 г. началось строительство трехъярусной каменной колокольни. В 1851 году заново перестроили южный придел в честь Рождества Богородицы. К Троицкому приходу была приписана стоявшая неподалеку часовня, посвящённая Страстям Господним. Выстроенная в характерном для середины XIX в. «русско-византийском» стиле, она сочетала в себе признаки классицизма с элементами русской архитектуры XVI - XVII веков. В ней находился особо почитаемый коломенцами резной деревянный образ Божией Матери, именуемый по названию часовни - «Страстная». После закрытия часовни икону перенесли в Троицкий храм, а когда и его закрыли, последний настоятель, священник Иоанн Розанов, перенёс её в Богоявленскую церковь в Гончарах. Здесь чтимый образ сохранился до наших дней. В бывшей часовне располагался Дом культуры глухих, а в середине 70-х годов её снесли. В 1900 г. священником А. Орловым при храме была учреждена женская церковно-приходская школа, имелась библиотека для воскресных школ города. Церковь обеспечивала не только катехизацию и нравственное воспитание подрастающего поколения, но и давала основы светских наук. Последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения в годы гонений был вдовый священник Иоанн Розанов, живший с пятью дочерьми в доме святителя Филарета. Он преподавал в церковной школе, подросшие дочери помогали ему. После закрытия Троицкого храма о. Иоанна перевели настоятелем в Богоявленскую церковь. Он уберёг последний действующий храм города от поругания: когда церковь хотели закрыть за долги (нечем было уплатить налог), батюшка продал свой дом у Троицкой церкви. Митрофорный протоиерей Иоанн Розанов скончался в глубокой старости, в декабре 1951 г. и был похоронен на Протопоповском кладбище. Его гроб из Богоявленской церкви на кладбище коломенцы несли на руках.

http://sobory.ru/article/?object=09688

По инициативе святителя др. епархиальные мон-ри обязались предоставлять средства на содержание школы в И. м.: напр., селенгинский во имя Св. Троицы мон-рь содержал 10 учеников, Киренская обитель - 8, а Посольская Преображенская обитель - 7 учеников (ОДДС. Т. 4. С. 432). К 1730 г. на монг. отд-нии школы обучалось 25 чел., на русском - 10 чел. (в программу входили рус., церковнослав., лат. языки, богословие, арифметика, риторика и др. науки). При еп. Иннокентии (Неруновиче) Славяно-русско-монг. школа была преобразована в Славяно-русско-лат. школу (с 1741 в деловой переписке именовалась «семинарией»), обучалось в ней 60 чел. Ок. года в школе преподавал лат. язык и риторику буд. архиеп. Московский Платон (Малиновский) . В 1760 г. школа была переведена в архиерейский дом в Иркутске. Указом Синода от 27 июля 1793 г. при игум. Гаврииле (Копырине) в И. м. была открыта больница, а в 1839 г.- училище для обучения грамоте крестьянских детей. В 1897-1898 гг. близ монастырской ограды было построено 2-этажное здание для 2-классного миссионерского училища с полным содержанием на 40-50 учеников из «бурятских детей». 14 сент. 1899 г. здание училища сгорело. В 1898 г. в И. м. была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1900 г. в И. м. открылась начальная школа грамоты, в которую принимались дети-сироты с хорошим голосом и слухом (в 1909 - 23 ученика, в 1913 - 40). Ученики проживали в мон-ре под присмотром надзирателя. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. В И. м. не было постоянно действующей иконописной мастерской, и для художественных работ в обитель приглашались мастера из Иркутска и др. городов. В 1745-1747 гг. диак. иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов написал иконы для иконостаса монастырской Успенской ц. В 1787-1788 и 1798-1800 гг. И. м. возглавлял архим. Вонифатий (Березин; † 4 янв. 1800), талантливый иконописец, происходивший из знаменитой семьи устюжских художников (Иркутская летопись.

http://pravenc.ru/text/674061.html

Имя еще одного муромского иконописца 2-й пол. XVIII в. известно благодаря надписи на иконе «Успение Пресв. Богородицы» из Успенской ц. города (МИХМ. Инв. М-6703): «Писал сей образ 1770 году месяца ноября 10 дня Степан Малоросиянин». На др. произведении этого иконописца, выявленном И. Л. Бусевой-Давыдовой,- иконе «Благовещение» (1800, частное собрание), благодаря сохранившейся надписи удалось уточнить, что он называл себя муромцем: «1800. го майя 10 д. п.[исал] муромецъ Степан Малоросиянинъ». По мнению Бусевой-Давыдовой, живописная манера художника не имеет ничего общего с украинской (малороссийской) иконописью XVIII в., а восходит к искусству мастеров Оружейной палаты и стилистически принадлежит к иконописи XVIII в. Очевидно, к нач. XIX в. Степан Малоросиянин был уже немолод, т. е. сформировался как иконописец в более ранний период. Иконы этого мастера представляют собой запоздалое повторение приемов, характерных для изографов Оружейной палаты (Иконы из частных собраний. 2004. Кат. 93. С. 225. Ил. на с. 134; Сухова. 2004. С. 41). Нек-рые сведения о муромских храмах, об иконах и иконописцах XIX в. известны благодаря статистическому обозрению местного хроникера А. А. Титова (1840): «...все церкви каменные, крытые железом, в них: икон местных 362, книг 1180, престолов 56, сосудов серебряных 60, колоколов 117, весом в 5000 пуд. Во всех почти церквах встречаются серебряные кадила, во многих церквах богатые евангелия, ризницы в некоторых отличные, древние; письмо икон и их украшения уважаются любителями старины и благолепия» ( Титов. 1900. С. 35). Автор отмечает, что в храме Рождества Христова «все иконы, как древние, так и новые, писаны превосходно. Многие писаны бывшим подмастерьем Путилова (иконописец села Холуй.- Авт.) - Иваном М. Морозовым, ныне художником Академии» (Там же. С. 32). Этот живописец упомянут и как автор 2 икон в храме Сошествия Св. Духа на апостолов, расположенном на Пятницком кладбище (Там же. С. 33). Иконы Морозова в наст. время не выявлены, но сохранился портрет купца Ф. В. Суздальцева (1835, МИХМ), к-рый Морозов написал «с натуры» в С.-Петербурге и за который получил серебряную медаль ( Сухова. 2004. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В 1676 году здесь нашел последнее упокоение благотворитель монастыря бывший енисейский воевода Никифор Логинович Веревкин, купивший для обители деревни Трехденево и Богданово, принявший в ней монашество, а перед смертью — схиму с именем Нифонт. Именно стараниями его потомка, местного помещика генерал-майора Михаила Ивановича Веревкина, монастырь был восстановлен в 1766 году, через год и три месяца после закрытия. На надгробии могилы Никифора Логиновича его потомок Михаил Иванович сделал следующую надпись: «Здесь почивают кости Никифора Логиновича Веревкина, во схимонасех Нифонта, в 14 день по преставлении блаженной памяти Его Пресветлого Величества Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, коего при дворе служил он степенным ключником, скончавшегося в лето от создания мира 7184, от воплощения же Христова 1676, генваря 10 числа, постриженного и посхимленного, умершего же и погребенного в святой обители сей того же года марта в 12 день». Так бывшее изначально монашеским некрополем кладбище у соборного храма свт. Николая Чудотворца превратилось в мирское, после чего насельников обители стали хоронить за Сергиевским храмом. Туда же перенесли прежние захоронения монахов. В XVIII—XIX столетиях некрополь на Пешноше расширил свой «географический» статус, перестав быть исключительно «Дмитровским». В Николо-Пешношской обители были похоронены такие известные деятели, как генерал-адъютант князь Алексей Иванович Шаховской, герой Кавказской войны (в 1900 г.), генерал князь Михаил Петрович Волконский (1755—1805), подполковник князь Иван Петрович Оболенский (в 1800 г.), На кладбище Пешношского монастыря покоился прах князя Ивана Андреевича Вяземского (1722—1798), деда известного поэта, мемуариста Петра Андреевича Вяземского.  Многих дворян, закончивших земной путь в Москве и других городах, хоронили в Пешношской обители. Так, например, произошло со скончавшимся в 1800 году надворным советником бароном Сергеем Семеновичем Тухачевским и с умершими в 1804 году дмитровскими помещиками — надворным советником Афанасием Павловичем Юшковым, городничим Иваном Макаровичем Квашниным, подпоручиком Николаем Михайловичем Бугайским.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Старая Порубежка. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела , Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1779 и 1790. В 1847 перестроена и расширена приделами, в 1900 реконструирована. Год утраты:Не установлен. Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1900) Адрес: Россия, Саратовская область, Пугачёвский район, с. Старая Порубёжка Координаты: 52.064026, 49.165996 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1790 году, усердием прихожан, по причине ветхости перестроена в 1847 году. Здание деревянное, холодное, с такой же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей – во имя Архистратига Михаила и прочих бесплатных сил; в пределах: по правую сторону – во имя Покрова Божией Матери, а по левую – во имя Св. Чудотворца Николая Мирликийского. Причта при церкви, по указу Св. Синода от 30 апреля 1896 года, за 2219, положено быть: священнику, диакону и псаломщику. Дома церковные, исключая дома для 2-го псаломщика, живущего на общественной квартире. Земли при церкви усадебной, в разных местах, у причта 1 десят. 38 саж., а пахотной и сенокосной – 146 десятин в совместном пользовании с причтом Казанской церкви того же села. На содержание причта от казны положено жалование, а именно: священнику 144 руб. в год, — дьякону не положено, и псаломщику 26 р. 46 к., а всего 170 руб. 46 коп. Расстоянием церковь: от Духовной Консистории в 145 верст., от местного благочинного и уездного города в 25 верстах. Ближайшие церкви: Димитриевская в с. Гусихе, в 10верст., — Архангельская в с. Таволожка, в 8 верст., и Николаевская в с. Камелике, в 16 верстах. Церковная библиотека имеется и состоит из 132 названий и 240 томов. Опись церковного имущества составлена в 1857 году. Копии метрических книг с 1800 года, кроме 1847, 1848, 1849 и 1860 г.г., кои уничтожены пожаром в 1866 году. Копии с духовных росписей имеются с 1828 года, кроме 1847, 1848, 1849 и 1850 г.г., также уничтоженных пожаром. В семь приходе имеется земская школа – мужская, открытая в 1842 году, и одна школа грамоты, открытая в 1891 году, — квартира под нее снята обществом. Приложения к самарским епархиальным ведомостям за 1899 г. Издательство Самара. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52762

«Ревнуя, пишет далее биограф Евгения протоиерей Иоанн Благовещенский, об обращении в христианство многочисленных инородцев-магометан и язычников, обитающих в Тобольской и Томской губерниях, преосвященный хотел лет на шесть оставить кафедру, поселиться между полудикими племенами, изучить их язык, заняться переводом для них священного писания и богослужебных книг и из их-же соплеменников воспитать им священнослужителей и учителей. Ему самому не суждено было исполнить это желание, но вот исполнителем его святых намерений является к нему, проникнутый духом апостольской ревности о обращении неверных ко Христу, архимандрит Макарий, находит в нем готового покровителя и помощника, и, открыв миссионерскую деятельность на Алтае, становится учредителем первой миссии в нашем отечестве. Не для этой-ли цели Господь-сердцеведец свел на далеком востоке людей единомысленных, чтобы один из них с помощью другого положил начало устроению миссии в замен одиночных и разрозненных трудов немногих избранников на поприще евангельской проповеди». 2029 Об этом говорится в обстоятельной и подробной биографии архиепископа Евгения, составленной вышеупомянутым (в примеч. 1 на пред. стр.) протоиереем Иоанном Благовещенским, печатавшейся в 1872, 1873, 1874 г. в .Моск. еп. вед. Ср. например, 1874 г. 34, стр. 364–365. 2031 Считаем нелишним отметить хотя в примечании, что уединенная Вифания давала сродства к обучению многим иностранцам, для которых уединение по выражению обер-прокурора Св. Синода графа Толстого, «представляет более всего благоприятных способов к духовно-нравственному образованию». См. брош. «Из истории старой духовной жизни». А. А. Беляева , стр. 6. 2032 В молитве, вознесенной Богу митрополитом Платоном в 1800 г. 6 августа, при открытии Вифанской семинарии, растроганный святитель, между прочим, взывал: «преклонив колена сердца и души, приношу благодарственную жертву Всевышнему Промыслу, и молю, да низпослет Свое всесильное благословение на место сие. Монарху-же благочестивейшему да дарует благополучие и долголетнее царствование, Его-же благость и славу вкупе с Августейшею фамилиею, да сподобится со всею Россиею благодарственно воспевать обитель и училище в роды родов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга историка Михаила Петровича Погодина (1800–1875) " Простая речь о мудреных вещах " . — М., 1873 — Сост. 37 Книга протоиерея, магистра богословия Григория Михайловича Дьяченко " Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой как богоподобной духовной сущности. С приложением рассказов и размышлений, приводящих к признанию духовного мира вообще " . В 3 ч. М., 1900. И добавление к книге — " Из области таинственного. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира " (М., 1900) — Сост. 38 День преподобного Алипия Столпника († 640) отмечается по новому стилю 9 декабря — Сост. 39 Добротолюбие представляет собой сборник творений святых отцов, преимущественно аскетического содержания: св. Иоанна Лествичника, преп. Нила Синайского, преп. Аввы Дорофея, свв. Варсонуфия и Иоанна, преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, св. Иоанна Кассиана и других подвижников — Сост. 40 Ирмос (связка) — песнопение, входящее в состав канона — произведения, исполняемого на утрене и во время некоторых других богослужений. Канон состоит из девяти частей — песен. Ирмос же " связывает " песни между собой — Сост. 41 Даты праздников указаны по старому стилю — Сост. 42 В книге " Божьи люди " (глава " Оптина " ) митрополит Вениамин поместил рассказ одного из насельников Оптиной Пустыни (о. Иоиля, бывшего свидетелем посещения Л. Н. Толстым преп. Амвросия Оптинского († 1892): " Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: " Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня! "  — Сост. 43 Перепись населения проводилась в конце 1936 — начале 1937 года. Опрашиваемые должны были отвечать, среди прочих предложенных им вопросов, и на вопрос о принадлежности к вероисповеданию. Перепись была объявлена " вредительской " , результаты ее не были опубликованы. О ней упоминает в своей книге " Верую… " писатель Л. Пантелеев (Пантелеев Л. Верую…: Последние повести. Л., 1991. С. 63–65). — Сост. 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Фомина-Негачевка. Церковь Богоявления Господня (?). Церковь. Не действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1801. Адрес: Россия, Липецкая область, Хлевенский район, с. Фомина-Негачевка Координаты: 52.041189, 39.057463 Вопрос модератора :уточнить посвящение. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная Богоявленская церковь в селе Фомина-Негачевка была построена в 1801 году. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник Иоанн Иванович Тростянский и псаломщик Василий Тимофеевич Авсенев. Церкви принадлежало 33 десятины пахотных земель. Приход насчитывал 346 дворов, где проживало более 2600 человек. Источник:  javascript:nicTemp Церковь Богоявления Господня — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Фомина-Негачевка Хлевенского района Липецкой области. Богоявление Господне В Дозорной книге 1615 года отмечается, что служилый человек из села Сенного (ныне в Рамонском районе Воронежской обл.) Фома Семенович Фролов имел землю и сенокосы на Дону, где вскоре и поселился. В документах 1629 года уже отмечается Фомин починок. К середине XVII века селение выросло и стало называться Фоминой Негачевкой — по первопоселенцу Фоме Фролову и по р. Неге — притоку Дона, на которой находится. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Фоминой Негочевке, Землянского уезда, каменная, с колокольнею, построена в 1801 году и распространена в 1866 году. Из прежде бывших священников был отец Нестор …пенский - благочинный с 1800 г. (ему тогда было только 25 лет). Земли пахатной 26 десятин, под лесом 7 десятин. Прихожан 1300 душ. Два штата». В это же время упоминается придел во имя св. славных первоверховных апостолов Петра и Павла. По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Иоанн Иванович Тростянский) и псаломщик (Василий Тимофеевич Авсенев). Церквной земли 33 десятины. Приход насчитывал 346 дворов, где проживало 2653 человека.

http://sobory.ru/article/?object=19532

В связи со столетием со дня смерти генералиссимуса А. В. Суворова к зданию академии решено было перенести из села Кончанского (бывшего имения Суворова в Боровицком уезде Новгородской губернии), деревянную одноглавую церковь, построенную по указаниям полководца и освященную 13 марта 1779. В этой церкви Суворов молился, пел и читал на клиросе, созывал на службу колокольным звоном крестьян. Из нее после молебна он отправился в свой последний итальянский поход. Благочестивый и богомольный Суворов любил повторять солдатам: „Ты, русский, знаешь трех сестер: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и победа, с ними Бог“. За дело горячо взялся генерал-лейтенант Н. Н. Сухотин, начальник академии и почитатель полководца. Деревянная церковь была быстро разобрана (вместо нее в селе построили такую же каменную), и 23 марта 1900 в Петербурге, после коленопреклоненного молебна в присутствии потомков Суворова, началась руководимая А. И. фон Гогеном сборка храма, правда, без колокольни и притвора. Одновременно П. П. Кох занялся реставрацией старых храмовых образов. 3 мая протопресвитер А. А. Желобовский вместе с о. Иоанном Кронштадтским, который подарил серебряные сосуды, торжественно освятил церковь в присутствии генералитета, представителей гарнизона и крестьян из Кончанского. Два дня спустя, в два часа пополудни, в годовщину смерти Суворова, в храме была отслужена панихида. Общая стоимость произведенных работ составила 30 тыс. руб. Для сохранности церковь была в 1901 окружена каменной галереей, где разместили подаренные образа, в том числе Черниговскую Божию Матерь конца XVII века, принадлежавшую графу М. А. Милорадовичу, сподвижнику полководца, и икону свв. Адриана и Натальи в золотом окладе, которой Екатерина II благословила дочь Суворова на брак. В самой церкви тоже хранились суворовские вещи: крест, Евангелие, походный складень, ордена и серебряный образок „Архангел Михаил, свв. Александр Невский и Николай“, поднесенный полководцу в 1800 якутом Е. Петровым. В ограде храма в 1900 были установлены трофейная французская пушка и бюст Суворова, сделанный купцом Н. И. Рукавишниковым, скульптором-самоучкой.

http://sobory.ru/article/?object=34533

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010