В с. Ключищах мужская (с 1839 г.) и женская (с 1867 г.) школы. При церкви противораскольническая библютека 5-го благоч. округа. Ближайшие села: Грязнуха в 7 вер., Ивановка в 10 в. и Елшанка в 12 в. Расстояние от Симбирска 22 в. 1. Почтов. адрес – с. Ключищи. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903 simbir-archeo.narod.ru Село Ключищи – самое большое село в Симбирском уезде как по числу жителей, так и по количеству принадлежащей к нему земли. Село Ключищи получило название от многочисленных ключей, протекающих в этой местности и очень обильных водою. В некоторых родниках, недалеко от села, водились прежде форели, но в последнее время, благодаря хищническому способу ловли ее местными жителями, эта рыба истреблена здесь окончательно. В настоящее время здесь 763 двора и 5509 человек жителей (2525 муж. и 2584 жен.) и крестьянское общество получило в надел 9432 дес. 2045 саж. (160 дес. усадебной земли, 7648 дес. 45 саж. пашни, 112 дес. 600 саж. выгону, 1008 дес. 500 саж. лугов, так называемые Полубенские луга по реке Свияге, и 504 дес. 900 саж. неудобной); но это количество земли далеко не достаточно, так что общество снимает у удела в аренду еще 1800 дес., да отдельные домохозяева арендуют у удела же до 600 дес. Главное занятое местного населения - хлебопашество, но кроме того здесь в значительной степени развито картофельное производство: огромные поля засеваются картофелем, которого, при хорошем урожае, собирают до полумиллиона пудов. В самом селе и в окрестностях его 22 терочных заведения и 4 паточных завода. Из промышленных заведений здесь 4 водяных мукомольных мельницы, из коих две на Поповом Ключе и на Ключе Среднинском построены еще в XVIII ст.; была еще паровая мельница на два постова, но в 1893 г. она сгорела; пять овчинных заводов занимаются выделкою овчин и тулупов в большом количестве. Кроме того, местные крестьяне охотно занимаются пчеловодством; у некоторых хозяев на пчельнике более ста пеньков.

http://sobory.ru/article/?object=23291

Наиболее выразительны слои Г. от эпохи среднего бронзового до раннего железного века, а также позднего эллинизма. В эпоху халколита (слой XXVI, ок. 3400-3300 гг. до Р. Х.) отмечено только периодическое посещение местности. Начало раннебронзового века не содержит следов постоянного поселения. Большинство материалов этого времени Макалистер получил в пещерах, в позднее время использовавшихся для погребений; впосл. была открыта еще одна пещера, в ней найдены керамические сосуды для хранения продуктов, каменные сосуды и зернотерки. Этот слой (XXV) соответствует фазе IA раннебронзового века (ок. 3300-3100 гг. до Р. Х.). В фазе II ранней бронзы (ок. 3100-2650 гг. до Р. Х.) обнаружены следы жилых построек по всему холму. В отличие от больших памятников этого времени Г. остается неукрепленным. С конца фазы IIIA ранней бронзы и до фазы IV включительно (ок. 2400-2000 гг. до Р. Х.) в обживании территории наступает перерыв. Средний бронзовый век - эпоха процветания Г. Главные изменения обнаруживаются с конца фазы I (слой XXI, ок. 1900 г. до Р. Х.). Появляются сложные жилые здания с внутренними дворами, хорошо спланированные и построенные, с аккуратно обмазанными полами. Вырубленные в скале емкости заполняла дождевая вода, к-рую специально собирали и отводили по облицованным камнем каналам. Зернохранилища стояли на каменных фундаментах, имели сырцовую надстройку, водонепроницаемые стены и полы. Для этой фазы характерны цистовые гробницы и погребения детей в сосудах. Камни Гезера на месте ханаанского святилища. Ок. 1500 г. до Р. Х. Камни Гезера на месте ханаанского святилища. Ок. 1500 г. до Р. Х. Зенита процветания Г. достиг во II-III фазах среднебронзового периода (слои XXI-XVIII, ок. 1800-1500 гг. до Р. Х.). Появляются первые укрепления (слои XIX-XVIII). Единственные найденные ворота типичны для среднебронзового века. С запада их фланкирует башня - крупнейшая из единовременно возведенных цитаделей периода средней бронзы в Сиро-Палестинском регионе. Обводная стена сложена из больших груботесаных камней. Керамика датирует стену III фазой средней бронзы (1650-1500 гг. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/161901.html

Портрет кисти Иосифа Крейцингера многим казался холодноватым. А Денис Давыдов его любил! На памятной медали 1791 года в шкуре немейского льва Суворова изобразил художник-медальер К. Леберехт, донесший до нас черты лица полководца. Получив фельдмаршальский жезл, в Варшаве, Суворов, предположительно, встречался с художником К. Бэконом, который в 1795-м году создал несколько миниатюрных портретов полководца. Миниатюры Бэкона и портреты «типа Левицкого» стали основой рисунков английского художника Д. Аткинсона. В свою очередь, портреты Аткинсона были использованы авторами многочисленных гравюр (например, Д. Уокером). В 1799 году, перед отъездом Суворова в европейский поход Ксавье де Местр написал миниатюрный портрет фельдмаршала. Портрет утрачен, но ему мы обязаны изображениями Суворова на гравюрах А.Осипова. В Вене – повторим! – парадный портрет полководца написал известный придворный художник Крейцингер, впоследствии дважды повторивший суворовский портрет с некоторыми вариациями. Современники считали, что Крейцингер «онемечил» Суворова, привёл его облик к европейским стандартам. Но Денис Давыдов высоко ценил крейцингеровский портрет, а строгую настороженность Суворова, облачённого в австрийский мундир, можно объяснить тем, что при дворе полководец и впрямь ощущал скованность. В Италии небольшой портрет Суворова написал неизвестный художник, уловивший одухотворённый суворовский взгляд. Простая белая рубаха, аннинский крест на груди… Идею этого портрета через много лет подхватит художник Николай Авенирович Шабунин (1866-1907), много работавший для музеев Суворова. У Шабунина суворовский взгляд вышел молитвенным. Мне по душе шабунинский портрет Суворова. Но вернёмся к прижизненным портретам полководца. Н.Шабунин. Портрет А. В. Суворова. 1900_г. В Праге, в 1800-м году, усталый Суворов позировал художнику И. Шмидту, чей портрет стал основой многочисленных подражаний и двух популярных гравюр – Н.И. Уткина и А. А. Флорова. Работы Бэкона, Аткинсона, Крейцингера и Шмидта стали каноническими для авторов посмертных парадных портретов Суворова – Фросте, Штейбена и др.

http://pravmir.ru/suvorov-ne-lyubil-zerk...

Членство в П. П. о. было возможно для всех интересовавшихся Св. землей и сочувствовавших задачам и целям об-ва; были учреждены 3 категории: почетные, действительные и члены-сотрудники. Число почетных членов было первоначально ограничено 50 участниками. Ими могли быть люди, известные научными трудами о Св. земле, или те, кто внесли на счет пожертвование не менее 5 тыс. р. Это делало почетное членство доступным только для крупных ученых, светских и церковных, и для людей состоятельных. Состав действительных членов был ограничен до 2 тыс. чел. Одним из главных источников финансирования П. П. о. оставался Вербный сбор. Хитрово привел следующую структуру доходов: «В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп.» (Общее собрание ИППО 8 апр. 1901 г.//СИППО. 1901. Т. 12. 1. С. 11). Структура расходов выглядела так в пересчете на рубль: «На поддержание Православия (т. е. на содержание рус. школ в Сирии и Палестине.- Н. Л.) - 32 коп., на пособия паломникам (на содержание русских подворий в Иерусалиме, Иерихоне и др.- Н. Л.) - 35 коп., на ученые издания и исследования - 8 коп., на сбор пожертвований - 9 коп., на общие расходы - 16 коп.». Основные расходы об-ва сводились «к 1 паломнику и 1 ученику: каждый паломник обошелся в 1899/1900 году в 16 р. 18 коп., за исключением полученных с каждого 3 р. 80 коп.- 12 р. 38 коп. Каждый ученик русских арабских школ - в 23 р. 21 коп.» (Там же. С. 12). Смета П. П. о. на 1901/02 г. в 400 тыс. р. (не считая единовременных расходов на строительство) была Высочайше утверждена (Там же. С. 13). Активизировать сбор пожертвований были призваны епархиальные отделы П. П. о., к-рые начали возникать в 1893 г. Первым из них стал самый отдаленный, Якутский отдел, созданный 21 марта того же года. В нем было 18 членов, в кассе отдела было 3084 р. (из них 1800 р.- единовременных взносов, 375 р.- ежегодных членских взносов и 904 р.- пожертвований). 19 дек. того же года открылся Одесский отдел П. П. о. С янв. 1894 до апр. 1895 г. было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякой: нахождение новых средств финансирования деятельности П. П. о. на Св. земле и развертывание научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению с историей Св. земли и значением рус. присутствия на Востоке.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

8 Hymnus sev rotula – «гимна совьем венок» (лат.). 9 … жезла Ааронова древо сухо процвело… – согласно ветхозаветным преданиям, в период сорокалетнего странствия по пустыне израильтяне возмутились против своего вождя Моисея и священника Аарона. Тогда по совету Бога Моисей сложил жезлы всех двенадцати предводителей племен в походном храме. На другой день только жезл Ааронов «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числа, XVII:1–8). Симеон Полоцкий интерпретирует этот миф, как символическое пророчество о боговоплощении. Лекарство на гжэхы (с. ...) Стихотворение находится среди ранних произведений поэта. Оно записано латиницей, хотя его язык – церковнославянский – почти свободен от белорусизмов. Отсюда можно предположить, что «Лекарство...» было написано где-то в начале 1660-х годов. Тематически данные стихи созвучны популярной в XVII–XVIII вв. лубочной картинке, названной «Аптека духовная» (см.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. II. – Стлб. 340–341). Текст стихотворения (по списку ЦГАДА, ф. 281, 1800, л. 43) печатается впервые. 1 ...ко врачевней хазе… – к госпиталю (дословно: к врачебной палатке). Беседа со планиты (с. ...) Стихотворение написано в оригинальном учено-панегирическом жанре genethliacon, суть которого состояла в предсказании, обычно астрологически «обоснованном», завидной судьбы новорожденного. В данном случае речь идет о младенце царевиче Симеоне Алексеевиче (род. в апреле 1665 г.). «Беседа...» известна в трех списках: ГИМ, Синод, собр., 731; ГИМ, Синод, собр. 877 (в составе «Благоприветствования царю Алексею Михайловичу по случаю рождения сына Симеона» и без греческих названий планет) и ГИМ, Синод, собр., 287 (в составе «Рифмологиона»). Текст (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 76–76 об.) печатается впервые. 1 Луна – полумесяц – традиционный символ мусульманской Турции, победу над которой Симеон Полоцкий упорно предрекал России с 1656 г. 2 Меркурий (греч. Гермес) – крылатый вестник богов, покровитель торговли и красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

414 В 1727 г. Петр II пожаловал бывший дом боярина Алексея Волкова генерал-лейтенанту, члену Государственной коллегии князю Григорию Дмитриевичу Юсупову (1667–1730). 415 Т. е. Борис Григорьевич Юсупов (1696–1759), московский вице-губернатор (1738), затем губернатор (1740), президент Коммерц-коллегии (1741) и, наконец, директор Сухопутного шляхетского корпуса (1750–1759). 416 Сестра князя Григория Александровича Таврического, Марфа Александровна, была замужем за Василием Андреевичем Энгельгардт; у них дети: сын и пять дочерей (см. абзац ниже). По смерти князя Потемкина им досталось все его наследство, и говорят, что будто бы на долю каждой пришлось по восемнадцати миллионов, кроме недвижимых имений и движимости, стоившей многих миллионов. Графиня Браницкая не знала в точности своего капитала, но говаривала: «Мой капитал увеличился, и я думаю, что у меня должно быть миллионов двадцать восемь или немного более». В семье M. А. Энгельгардт было два сына и шесть дочерей. Наследство после смерти Г. А. Потемкина осталось «...громадное: одних драгоценных камней было на сумму более миллиона рублей; движимого и недвижимого имущества было на 7 миллионов (...) Казна купила от наследников дома, заводы, драгоценные вещи на сумму в 2 600 000 руб.». На наследство претендовали племянник князя A. Н. Самойлов и A. В. Браницкая (она представляла и интересы остальных племянниц). Процесс закончился в пользу Браницкой. О характере ее капиталов можно судить по ее предсмертному распоряжению (она умерла в 1838 г.). «На помин души она пожертвовала 200 000 рублей для выкупа должников из тюрем и около 300 000 рублей с тем, чтобы проценты с этого последнего капитала ежегодно употреблялись на поддержание благосостояния крестьян (...) в бывших ее 217 имениях. . .» (см.: Шумигорский E. С. Графиня A. В. Браницкая. – ИВ, 1900, 1, с. 183–202). 417 В числе этих книг, по свидетельству историка города, были «редчайшие эльзевиры и Библия , отпечатанная в 1462 году» (Пыляев, Старая Москва, с. 279). Современные авторы пишут: «Наиболее ранней из сохранившихся описей этой библиотеки является каталог 1800 года (...). Здесь числится более 10 тысяч томов (...). Издания на французском языке составляли более девяноста процентов всей коллекции, а раздел «Российские книги» содержал только 864 экземпляра здесь было несколько уникальных изданий. В их числе «Острожская библия» – один из лучших образцов русского книгопечатания конца XVI века, выпущенная Иваном Федоровым в 1581 году (...). К 1828 году библиотека (...) выросла почти вдвое. Как отмечалось в одном из журналов того времени, она является сейчас самой крупной коллекцией в Москве» – см.: Булавина Л., Рапопорт В., Унанянц Н. Архангельское. M., 1981, с. 74–75. О современном состоянии библиотеки см. здесь же, с. 71–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

При сем благопочтительнейше представляю Вашему Высокопреосвященству: 1) формулярный список о службе Полянского, составленный по требуемой форме, 2) краткий список, 3) кандидатский диплом и 4) проект отношения от имени Вашего Высокопреосвященства в Департамент Герольдии Правительствующего Сената. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайший послушник Ректор Академии архимандрит Антоний 1800 Декабря 10 дня 1892 года. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5477. Л. 2–3. В Департамент Герольдии Правительствующего Сената Ректор Московской Духовной Академии архимандрит Антоний представил мне, что состоящий на службе при Московской Духовной Академии помощник инспектора Петр Полянский просил его ходатайствовать об утверждении его в гражданском чине по ученой степени кандидата богословия, со старшинством по закону. При обсуждении прошения Полянского Ректором Академии принято было во внимание следующее: 1) Высочайше утвержденного... (пр[едствленного] представления) 15 июня 1892 г. Принимая во внимание отлично-усердную и полезную службу помощника инспектора Петра Полянского , Ректор Академии на основании вышеизложенных узаконений и §§ 18 и 19 устава духовных академий, просил меня войти в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената об утверждении Полянского в чине Коллежского Секретаря со старшинством, на основании ст. 371 Уст[ава] о служб[е] [по определению от] Правит[ельства], со дня вступления его в действительную службу, т. е. 15 июня 1892 г. Признавая представление Ректора Академии заслуживающим уважения, честь имею покорнейше просить Департамент Герольдии Правительствующего Сената об утверждении помощника инспектора Петра Полянского в означенном чине с испрашиваемым старшинством. При сем прилагаю: 1) формулярный список Полянского, 2) краткий о службе его список и 3) его кандидатский диплом за 327. Декабря 14 дня 1892 г. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5477. Л. 4–4 об. 57 Можно дополнить сведения о Жировицком периоде деятельности Петра Полянского следующими деталями: «В 1900 году П.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины призваны были епархиальные отделы Палестинского Общества, право на создание которых было предоставлено Обществу еще в 1885 г., но первым из возникших отделов стал самый отдаленный, Якутский, открытый 21 марта 1893 г. В нем было 18 членов, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. – единовременных взносов, 375 руб. – ежегодных членских взносов и 904 руб. – пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открывается Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 г. до апреля 1895 г., было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякая. Во-первых, нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле. Во-вторых, развертывание – для достижения первой цели – научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке. Вертикаль управления обществом Особенностью Палестинского Общества было сочетание широкой демократической инициативы и августейшего возглавления. Председателями Общества в императорский период были последовательно великий князь Сергий Александрович (18821905) и великая княгиня Елизавета Федоровна (1905–1917) 142 . Структура управления включала несколько звеньев: Председатель, Вице-Председатель, Помощник Председателя, Секретарь, Уполномоченный ППО (с 1898 г. Управляющий подворьями) в Палестине. Состав Совета (10–12 человек) и численность служащих Общества всегда были минимальны, динамизм и качество работы на всех уровнях обеспечивались четким исполнением устава, правильной и прозрачной отчетностью и сознанием патриотической и религиозной ответственности каждого из сотрудников, начиная с Председателя. На первом собрании Общества его вице-председателем стал государственный и общественный деятель, сенатор, писатель, богослов Тертий Иванович Филиппов (1825–1899), занимавший этот пост в 1882–1884. В 1884–1895 гг. пост вице-председателя занимал Федор Петрович Корнилов (1809–1895) – бывший московский гражданский губернатор (1859–1861), управляющий делами Комитета министров Российской Империи (1861–1874), член Государственного Совета. Коллеги добродушно посмеивались над его стариковским дреманием на заседаниях Совета, но, когда требовалось его твердое, обоснованное суждение или беспристрастная оценка, Федор Петрович всегда был на высоте. Его сменил Николай Николаевич Селифонтов (1835–1900) – известный государственный и общественный деятель и историк. Его серьезное отношение к делу, добросовестное исполнение принятых на себя обязанностей, опыт государственного служения давало ему в совокупности такую меру мудрости и такта, какими не обладал никто из коллег. Как сказал в поминальном слове В.Н. Хитрово , «до него, до его участия в делах, Общество, можно сказать, переживало свою детскую пору, с Н.П. оно возмужало и стало на ноги» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

(См. также Календарь ). Необходимость исправить календарь диктовалась смещением дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю и увеличившимся расхождением пасхальных и астрономических полнолуний. Задачей реформаторов было вернуть праздник Пасхи на то время года, в к-рое он праздновался во времена I Вселенского (Никейского) Собора (325), и предотвратить его серьезное смещение в обозримом будущем. Исправление календаря обсуждалось в Римской курии при папе Павле III и на Тридентском Соборе в 1563 г., но решение по этому вопросу не было принято. Итал. астроном Алоизий Лилий (Луиджи Лилио) разработал проект реформы, переданный комиссии кардиналов его братом Антонио, тоже астрономом. Этот проект, исправленный и обнародованный в 1577 г. как «Руководство по восстановлению календаря» (Compendium novae rationis restituendi kalendarium), обсуждался астрономами и математиками. Новый календарь был введен буллой папы Римского Григория XIII «Inter gravissimas» от 24 февр. 1582 г. Для того чтобы весеннее равноденствие соответствовало 21 марта, потребовалось единовременно исключить из календаря 10 дней, поэтому после 4 окт. 1582 г. следовало 15 окт. Кроме того, 14-й день луны был приведен в соответствие с астрономическим полнолунием. Это позволило согласовать даты празднования Пасхи с теми, к-рые были установлены Никейским Собором. Количество високосных годов сократилось: вековые годы (1800, 1900 и т. д.) исключили, но те годы, к-рые можно было разделить на 400 (1600, 2000), остались високосными. Было решено составить новые таблицы для определения даты Пасхи с использованием даты весеннего равноденствия 21 марта по новому календарю. Папа Григорий XIII призвал всех католич. правителей ввести в своих странах новый календарь. Это сразу же было сделано в итал. государствах, а также в Испании, Португалии и Речи Посполитой. В заморских владениях Испании и Португалии реформа календаря была проведена в 1584 г. К кон. 1582 г. новый календарь были принят во Франции и в Лотарингии, в 1583-1584 гг.- на католич. землях Свящ. Римской империи и в католических кантонах Швейцарии, позднее - в Венгрии (1587) и Трансильвании (1590). В протестант. гос-вах реформа была проведена в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Б. было негритянское население, в результате большинство амер. Б. составляют т. н. «черные церкви», объединяющие негритянское баптист. население. Во время «Великого пробуждения» мн. рабы приняли крещение. Быстрый рост негритянских баптист. общин в США начался после Гражданской войны и отмены рабства. Возникло множество региональных конвенций, в 1880 г.- Национальная баптистская конвенция (National Baptist Convention). К 1900-м гг. среди негритянского населения было гораздо больше Б., чем представителей др. деноминаций. Баптист. общины часто играли роль социальных и духовных центров для черного населения Америки, общины под рук. М. Л. Кинга занимали заметное место в движении за гражданские права в 60-х гг. ХХ в. Черные баптист. общины не ослабляли своей активности и в 80-х гг., что позволило им выдвинуть своего кандидата пастора Джесси Джексона на президентских выборах в 1984 и 1988 гг. В наст. время в США существуют 4 основные деноминации Б.: Южная баптистская конвенция (15,4 млн), Американские баптистские церкви в США (1,5 млн). Национальная баптистская конвенция США (8,2 млн), Национальная баптистская конвенция Америки (3,5 млн) (2 последние - негритянские). Канада Первую баптист. общину в г. Хортон (пров. Нов. Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Нов. Англии; в общину входили как Б., так и конгрегационалисты. В 1800 г. была создана Ассоциация баптистских церквей Нов. Шотландии и Нью-Брансуика, а в 1889 г. ее сменила Баптистская конвенция Онтарио и Квебека, к-рая объединила все ранее существовавшие ассоциации; с 1881 г. отдельно существует Баптистская конвенция Манитобы и Северо-Западных территорий. В наст. время общая численность Б.- 131500 чел. (1150 общин). Лат. Америка Баптист. миссионеры появились здесь во 2-й пол. XIX в., к 1904 г. количество Б. составляло уже 5500 чел., в наст. время - 1 млн 775 тыс. чел. Однако сами баптист. лидеры признают, что в этом регионе более успешно развиваются пятидесятнические и харизматические орг-ции. В Мексике, где работали миссионеры как юж., так и сев.

http://pravenc.ru/text/77510.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010