С ошибкой преосвященного Павла пришлось считаться его преемнику епископу Вениамину 40 . Только после неоднократных представлений последнего, Св. Синод, наконец, издал благоприятное старообрядцам постановление. От 8 августа 1800 года, он дозволял незаписанным старообрядцам Нижегородской губернии в исправлении треб обращаться к единоверческим священникам Нижнего Новгорода 41 . Эта ошибка, правда исправленная, хотя ненадолго и подобные ей, в роде насильственной передачи старообрядческих часовен в Стародубье «согласникам», весьма много вредили делу единения старообрядцев с церковью. Но особенно святому делу единения повредило вышеупомянутое обстоятельство: соединенцы из старообрядцев с церковью ждали, что им дадут, кроме священников, еще единоверческих архиереев, но ошиблись в своих ожиданиях 42 . III. Единоверие в 1800 г. Итак, до 1800 года единение старообрядцев с церковью состоялось при даровании им одних священников, с ограничением притом и других пунктов их обособленного положения. В таком виде дело единения остается и в 1800 году. Нового, кроме еще большего ограничения в обособленности его, видится очень немного. Новое, заставившее в 1900 г. праздновать столетие Единоверия, состояло в следующем. В 1800 году были оформлены все прежние пункты единения старообрядцев с церковью, изданы общеобязательные правила, объединявшие согласников в одно целое с определенным наименованием «Единоверия». Короче, в 1800 году, условному единению старообрядцев с Церковью, дана была форма, отлившая его прежнее внутреннее содержание отчетливыми очертаниями. По прежним просьбам старообрядцев, отношения и положение соединенско-старообрядческих церквей не были регламентированы в подробностях. Пасение их было предоставлено благорассужденио каждого епископа. В начале это личное, так сказать, патриархальное управление допускало разнообразие, которое, конечно, практика со временем единообразила бы естественным путем, чрез сличение между собой действий одного епископа православной епархии с действиями другого епархиального архиерея, чрез ознакомление правительств гражданского и церковного со старообрядством в лице соединенцев, и чрез разъяснение самими соединенцами того, что им было желательно и что могла дать им Российская церковь без ущерба своего достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/e...

Щучье. Церковь Димитрия Солунского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Димитрия Солунского в селе Щучьем каменная, построена в 1800 г., вместо прежде бывшей деревянной, неизвестно, когда построенной. При ней в 1758 г. был священник Афанасий. В 1800 г. прежняя церковь была продана в село Зиновку Тамбовской губернии. Причт один, земли 30 дес. Село Щучье названо будто бы потому, что первые поселенцы, выходцы из уездов Усманского, Задонского и др., по приказу одного начальника, прибывшего к ним летом во время ловли рыбы неводом, назвали Щучьим, так как в неводе самая большая рыба оказалась щука и то, должно быть, этой рыбы ловилось более, чем какой-либо другой. Население села Щучьего относится к началу XVIII ст. Есть на базаре церковные деревянные лавки. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г. Щучье - старинное русское село на реке Битюг. До 1928 года входило в состав Бобровского уезда Воронежской губернии. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Щучье названо будто бы потому, что первые поселенцы (выходцы из уездов Усманскаго, Задонскаго и др.), по приказу какого то начальника, прибывшаго с ними летом во время ловли рыбы неводом, назвали Щучьим, так как в неводе самая большая рыба оказалась щука и должно быть этой рыбы ловилось более, чем какой либо другой (что и до ныне бывает). Население села относится в началу 18 столетия. Есть на базаре церковные деревянные лавки». В том же издании можно прочесть следующее: «Церковь в селе Щучьем, Бобровского уезда (от г. Боброва в 80 верстах), каменная, построена в 1800 г., вместо прежде бывшей деревянной, неизвестно когда построенной; при ней в 1758 г. был священник Афанасий, в 1800 году прежняя церковь была продана в село Зиновку Тамбовской губернии. Причт один. Земли 30 десятин». По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Дмитриевской церкви числились: священник (Андрей Дмитриевич Флавианов), диакон (Петр Иосифович Васильев) и псаломщик-диакон (Димитрий Иосифович Дьяков). Церкви принадлежало 36 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 514 дворов, в которых проживало 3903 человека.

http://sobory.ru/article/?object=15694

Архиерейский дом в Калуге. 1780–1809 гг. Фотография. 2007 г. Первый епископ, назначенный на Калужскую кафедру, Серапион (Александровский) , не успел явиться к месту служения: 21 окт. 1799 г. он был переведен в Казань уже в сане архиепископа. Открытием и начальным обустройством епархии занимался еп. Феофилакт (Русанов ; 1799-1809), прибывший в Калугу 8 янв. 1800 г. Калужский архиерейский дом, консистория и семинария размещались в калужском Лаврентиевом мон-ре, к-рым стал управлять эконом архиерейского дома. Еп. Феофилакт поселился в обители. По его ходатайству гражданские власти передали Церкви один из корпусов присутственных мест (1780-1809, архитекторы П. Р. Никитин, И. Д. Ясныгин). В это здание, в основном перестроенное, он перевел в 1800 г. консисторию и духовную семинарию. Позже к зданию семинарии было пристроено 3 новых корпуса. Здесь расположилась зимняя резиденция Калужских архиереев и были оборудованы семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова и Никольский собор. При еп. Феофилакте был значительно повышен уровень учебной подготовки в семинарии, началось преподавание философии, богословия, риторики, поэзии, математики, а также древнегреч., нем. и франц. языков. Стали возрождаться мон-ри епархии. В 1800 г. был возобновлен упраздненный в 1775 г. малоярославецкий Черноостровский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . В 1800-1900 гг. все настоятели обители в свое время были насельниками Оптиной пуст.; впосл. во мн. монастырях епархии (в Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , мещовском во имя великомученика Георгия , Троицком Лютиковом, Покровском Добром) сложилась традиция выбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст. Иером. Серафим (Кузнецов) приводил К. и Б. е. как пример епархии, «где Преосвященные заботились о замещении настоятельских мест монахами по призванию, там монашество поднялось очень быстро не только в нравственном, но и в экономическом отношении» ( Серафим (Кузнецов), иером. Монастырский муж. общежительный устав. М., 1910. Т. 1. С. XIII). По ходатайству еп. Феофилакта в 1801 г. Святейший Синод открыл в Калуге первый единоверческий храм.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

П. Полуб.»), которое начинается так: «Уведомившись, что хотя по делу нашему решение Святейшего Синода исполнением остановлено, но не совсем отказано, сим спешим принести Вашему Высокопреосвященству всеусерднейшую нашу благодарность за принимаемое вами в рассуждении нас архипастырское участие и отеческое попечение, и просим всеусерднейше и всепокорнейше принять труд, употребить сильное свое ходатайство, чтобы нам в рассуждении известной перемены против просьбы нашей, как здесь заподлинно уверяют и как по предуготовлениям на Рогожском кладбище к освящению церкви заключить можно, остаться с честью под высоким покровительством святыя соборныя апостольския греко-российския церкви. Вашему Высокопреосвященству отчасти уже известен образ наших мыслей, но и теперь яснее обнаружить оный за долг наш поставляем»... 53 Церк. Вед. 1900 г. 43, стр. 1735–1742. Ни в протоколах, ни в журналах Св. Синода не сохранилось никаких следов определения от 23 сентября; затем, в синодальном архиве не находится дела от 10 янв. 1800 г. «о дозволении старообрядцам устроять церкви и иметь правильных священников и о названии их единоверцами или соединенцами» (сн. Церк. Вед. 1900 г. 43, стр. 1741 и 1735), а в реестре утраченных именных высочайших указов 1799–1801 гг. обозначено под 1800 г. 29 октября за 23: «о дозволении московским старообрядцам устроить в Москве церковь » и за 24: «об отдаче московским старообрядцам всемилостивейше конфирмованного прошения их, поданного от них московскому митрополиту Платону о дозволении устроить им церковь » (Дело арх. Св. Синода 1801 г. 826). 55 Истина 70 кн., стр. 42–45; Историч. исследования, служащие к оправданию старообрядцев. В. М. К. 1, зид. 1881 г., М., стр. 130–132. 56 Моск. Вед. 1900 г. 311: в одной из статей «О единоверии» (по поводу его столетнего юбилея). 59 Искание старообр. в 18 в. законного архиерейства, стр. 65–69. Сн. Моск. Вед. 1900 г. 303–304. 76 Собр. постн. по ч. раск. 1860 г.. 1. стр. 757 –760. – Дело арх. Св. Синода 25 апреля 1799 г. 590. 77 Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Индокитай в XIX ст. стал французским владением, и число католиков с 320.000 в 1800 году возросло до 700.000 в 1900 г., т. е. возрастание числа католиков не обогнало естественного увеличения населения. В Австралии, по словам автора, в 1800 г. не было ни одного священника и ни одного католика, в 1900 же году католиков насчитывается около миллиона. В Океании и в меланезийских областях автор насчитывает свыше 5½ миллионов католиков, в Китае – миллион. «Но как ни изумительны эти успехи, они ничто по сравнению с тем, что сделано в Африке», – говорит автор. «Африка уже разделена Римом, в качестве страны уже покоренной, на апостолические викариаты», прибавляет он. Но что-же на самом-то деле достигнуто Римом в Африке? На это отвечает нам апостолический викарий сенегальских миссий, монсиньор Булеон, по-видимому, не принадлежащий к собратьям о. Форбса по ордену: «Ислам, недавно писал он, из Африки вздымается, как потоп. И, если не последует непосредственного вмешательства Самого Господа, ислам затопит нас». И вот, перед этими-то блистательными успехами меркнет всё, – тоже блистательное, – достигнутое там Римом! В южной Америке автор насчитывает более 40.000.000 католиков. При этом надо заметить, что «южно-американские Церкви пробудились от долгого сна в 1832 г., когда иезуиты возвратились в Парагвай и в 1842 г., когда они явились в Мексику, Чили, Колумбию, Эквадор и Бразилию. Очевидно, что, по мнению автора, католическая Церковь сама по себе не имеет никакой внутренней живой силы и быстро погибла-бы, если бы её не спасли от такой участи иезуиты. В Сев. Америке в 1800 г. был всего только один епископ, 30 священников и 30.000 католиков. Теперь там 92 епископа, из которых 12 – в сане архиепископов, 9.000 священников и 10.000.000 католиков. Эта «невероятная разница» между началом и концом века так поражает автора, что он не считает нужным объяснит, что увеличение числа католиков в С. Америке было результатом не прозелитизма, а того обстоятельства, что в Америку в течение XIX столетия переселилось свыше 10.000.000 католиков из Европы (ирландцы, итальянцы, южные немцы, португальцы, поляки).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не менее важным, чем вопрос о единоверческом епископе, был вопрос об отмене клятв на старые обряды Собора 1666-1667 гг. Еще стародубские дьяконовцы во главе с иноком Никодимом 1-м пунктом прошения о воссоединении ставили вопрос о разрешении клятв Собора 1666-1667 гг. через сношение «со святейшими четверопрестольными патриархами». При учреждении Е. этот вопрос не был решен окончательно. По словам Московского митр. Филарета, «предшественники-архипастыри, приемля в общение церковное приходящих от раскола единоверцев и разрешая их от проклятия, положенного на раскольников Собором 1667 г., предположили только согласие восточных патриархов, а не испросили сего согласия посредством сношения» ( Филарет (Дроздов). Изъяснение. 1855. С. 26-28). Стремление Московского святителя разрешить вопрос о клятвах Собора 1666-1667 гг. сношением с вост. патриархами было одобрено 27 февр. 1859 г. императором, но в дальнейшем не привело к к.-л. результатам. Единоверческий Всехсвятский девичий мон-рь в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ) Единоверческий Всехсвятский девичий мон-рь в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ) В 1877-1878 гг. в Синод было подано неск. прошений от единоверцев из разных городов о пересмотре ряда правил 1800 г., препятствовавших распространению Е. В ответ Синод в 1881 г. издал определение о дополнении отдельных пунктов правил 1800 г. В определении был подтвержден прежний взгляд на Е. как на переходную ступень к объединению старообрядцев с правосл. Церковью. Внесенные Синодом в правила 1800 г. небольшие поправки не изменили основного содержания, большую часть прошений единоверцев Синод не удовлетворил. Основные пункты дополнений были следующими: Синод предоставил право крестить детей, рожденных от браков православных с единоверцами, по желанию в правосл. или единоверческой церкви. 5-й пункт правил Синод дополнил разрешением присоединяться к Е. тем из незаписных старообрядцев, к-рые не менее 5 лет уклонялись от участия в таинствах правосл. Церкви. Синод подтвердил, что православные могут обращаться к единоверческим священникам «для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения лишь в особо уважительных случаях... с тем чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 238).

http://pravenc.ru/text/Единоверие.html

Здание церкви кирпичное, на белокаменном цоколе, отштукатуренное, белое. К первому строительному периоду (1800 г.) относится, собственно, храм типа " восьмерик на четверике " с полукруглой апсидой и трехярусная колокольня. Судя по значительному расстоянию от храма, колокольня первоначально стояла, по-видимому, отдельно от него. Впоследствии, в середине XIX века, с севера и юга к храму были пристроены симметричные Николо-Железовские приделы (по названию одного из церковных приделов и небольшого ручейка, протекающего по дну оврага-пруда). И по сей день в Воскресенской церкви проходят службы. Юдин В.С. " Край наш Клинский " . Редакция газеты " Серп и молот " , Клин, 1999. Храм был построен в 1800-1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня». Трехчастное здание в стиле зрелого классицизма было частично перестроено и расширено в 1903 году по проекту Н.Н. Благовещенского. При этом его конфигурация приобрела крестообразный характер. С севера и юга к основной части храма были пристроены симметричные приделы с гранеными апсидами, в которые были перенесены боковые престолы – справа и слева от главного. Трапезная была значительно удлинена на запад, и первый ярус трехъярусной колокольни вошел в ее объем. Перестройка храма была связана с быстрым ростом рабочего поселка, возникшего рядом с Высоковской прядильно-ткацкой мануфактурой. Чтобы не строить новый храм, было решено расширить ближайшую церковь в Шипулино. До революции при храме существовала приходская начальная школа, библиотека и богадельня для престарелых и больных.

http://sobory.ru/article/?object=08568

В то же время совершенно неосновательно приписывается происхождение акта 27 окт. 1800 г. преимущественной инициативе московского митрополита Платона. Наконец, рассуждения о привычке к именуемым старым обрядам и послушании церкви в единоверии не выдерживают силы в виду вышеуказанных, вполне обстоятельных разъяснений московского митрополита Филарета, посвященных этим двум основаниям допущенного снисхождения. Помимо дополнений к правилам 27 окт. 1800 г. и разъяснений, изданным, властью по соприкасающимся вопросам в последнее время заметно существенное отклонение от действующих правили единоверия к такой постановке церковного общения с сохранением старообрядства, которая отчасти напоминает время до 27 окт. 1800 года. Так в послании Св. Синода от 25 октября 1900 года, по поводу столетия правил единоверия 182 , не употребляется особое наименование православных старообрядцев, которое намечалось еще продложением Ив. Мелиссино, хотя и в ином виде 183 , и затем установлено было в заключительном мнении митрополита Платона к прошению московских старообрядцев из-за возвышенного, вызванного особыми обстоятельствами, желания «способствовать изменению взгляда вступающих в общение с церковью на обряды и букву книг, приобретенного ими в расколе, и показать, что раскольники ложно обвиняют церковь в ересях» 184 , – но возбуждало неудовольствие многих старообрядцев, напр. г. Николаева 185 , екатеринбургских 186 , иркутских 187 , и уральских 188 , и иногда по снисхождению власти не применялось к вступавшим в церковное общение 189 . Еще в 1887 г. на миссионерском съезде в Москве некоторыми единоверцами заявлено желание, чтобы уничтожено было название «единоверцы», дающее мысль о каком то якобы отделении их или отличии от православных 190 . В упомянутом акте Св. Синода единоверцы называются «чадами православные Греко-Российские католической церкви, содержащими глаголемые старые обряды» 191 . В соответствии с этим выделение православных старообрядцев в обособленные приходы, доходившее по местам до странного перечисления их в чужие епархии, – напр., в 18 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Воскресенский храм (Шипулино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский храм построен в 1800 году, на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В 1903 году здание было частично перестроено и расширено. Содержание История [ править править код ] На Николо-Железовском погосте исстари стояли деревянные храмы. Погост получил название от храма и реки Железовки, у которой он находился. Рядом с храмом возникла деревня Шипулино, названная по имени одного из первых ее владельцев – дьяка Пушкарского приказа Никифора Шипулина, семье которого она принадлежала в XVII веке. Первое известное упоминание о храме относится к 1545 году. В 1794 году было начато строительство кирпичной церкви Воскресения Словущего. Полное название главного престольного праздника – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Событие, которое празднуется в этот день, произошло 13 сентября 335 года по Рождестве Христовом. Тогда Собором восточного духовенства в присутствии святого равноапостольного императора Константина был освящен храм, вместивший в себя и место распятия Спасителя, и Гроб Господень, и место, где святой равноапостольной царицей Еленой был обретен Честной Крест Господень. Слово «словущее» можно перевести как «именуемое». Название праздника указывает, что это не Светлое Христово Воскресение и не воскресный день, а особый праздник, который «слывет» или «именуется» Воскресением, потому что относится к храму Воскресения Христова. По традиции богослужение в престольный праздник в Шипулинском храме совершается Пасхальным чином. Этот праздник называют здесь «Осенней Пасхой». Храм был построен в 1800—1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня».

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Выходит, так обр., что учение Толстовского «Христа» появилось за 100 лет до появления его, следов., за 20 до Р.Хр., и за 300 г. до того как мир в первый раз услышал о нем (I, II). Мы отметили уже много Толстовских странностей, но такой еще не встречали! Учение Толстовского «героя» появилось раньше на 100 лет самого «героя»! Но продолжим свою выписку из Толстого. Прежде (т.е. 1900 лет тому назад) у мира были объяснения церкви, которые, заслоняя от него учение, все-таки казались ему достаточными для его старой жизни; а теперь настало время, что церковь отжила и не может не чувствовать своей беспомощности, а потому и не может теперь не принять учения Христа (Там же). Странно, что не только учение Толстовского «Христа» появилось за 100 лет до самого «Христа», но даже существовала и церковь , которая «заслоняла учение его от мира», «ничего не слыхавшего про него в течение 200 лет после его смерти» (I, 17). Каким образом Толстовская « церковь » могла существовать до его «Христа» и заслонять в то время не существовавшее учение не существовавшего «Христа»? Это чистейший абсурд. В своем сочинении «Царство Божие внутри вас» Толстой, передавая отзывы иностранной критики об этом произведении, формулирует их так: «Учение Нагорной проповеди есть только ряд очень милых непрактических мечтаний du charmant docteur, как говорит Ренан, годных для наивных и полудиких обитателей Галилеи, живших за 1800 лет назад и для русских полудиких мужиков 39 . Дата Нагорной проповеди установлена. Но четырьмя страницами раньше Толстой говорит так: «Странное дело, никому вот уже 15 веков нет места доказать то, что Христос, которого мы исповедуем, говорил совсем не то, что он говорил». Странно и непонятно, почему Толстой жалуется, что в течение 15 веков никому нет дела до исправления и восстановления учения его «Христа». Ведь его «Христос» появился 1800 лет тому назад, и учение его появилось и извращено ап. Павлом 18, а не 15 веков тому назад, учение это остается в своем извращенном виде 1800, а не 1500 лет. Почему же Толстой свою жалобу простирает на 15 веков, а не 18-ть, как бы следовало на основании его же заявлений? Очевидно, для Толстого разница в датах на 300 или 400 лет, если относить появление учения «Христа» за 19 веков, не имеет никакого значения. Для великих людей, как Толстой, разница в 400 лет – ничтожная величина в исторических фактах! Только ничтожные «червяки могут считать и учитывать десятки и единицы хронологических дат». А Толстому низко заниматься и сотнями лет! Такая мелочь – ниже его достоинства в столь серьезном деле!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010