В настоящее время Пасха, определяемая по Александрийской пасхалии, не имеет уже (в силу её мнемоничности) никакого отношения не только к весеннему равноденствию, но и к следующему за ним полнолунию. Так, в 2022 г. первое полнолуние, следующее за 21 марта юлианского календаря, имело место в субботу 3 апреля. Но Пасху Церкви, руководствующиеся Александрийской пасхалией, праздновали не 4 апреля юлианского календаря, а на неделю позже – 11 апреля. Григорианский и новоюлианский календари К чести Юлия Цезаря и Созигена (греческого астронома, который по существу и изобрёл юлианский календарь) надо сказать, что неточность этого календаря, связанная с его мнемоничностью, обнаружилась очень нескоро. И только в 1582 г. римский папа Григорий XIII решил юлианский календарь реформировать. Однако так же, как и его предшественники, он не понимал, что неточность календаря укоренена в иррациональности отношений основных космических процессов и может быть преодолена лишь путём отказа от самой идеи мнемоничности и перехода к немнемоническому календарю, основанному на некоей исходной дате и постоянных астрономических наблюдениях. В 1582 г. момент весеннего равноденствия приходился уже не на 21 марта, а на 11 марта юлианского календаря. И папа Григорий XIII передвинул весь календарь на 10 дней вперёд, сказав, что сегодня у нас не 11 марта, а 21-е, т. е. что с 21 марта 325 г. прошло не 1256 лет и 355 дней, как получалось по юлианскому календарю, а 1257 лет ровно. Но вот дальнейшее определение дат – перспективное – он задал не с помощью обращения к той же исходной дате (21 марта 325 г.), а с помощью, опять же, мнемонического правила определения високосных годов, лишь несколько модифицировав его по сравнению с правилом юлианского календаря. В юлианском календаре високосными считаются все годы, номера которых делятся на 4. В григорианском же календаре год не считается високосным, если его номер кончается на два нуля, но не делится на 400. Например, 1900-й год по юлианскому календарю был високосным, а по григорианскому календарю – не високосным. Таким образом, между юлианским и григорианским календарями накапливается разница в три дня за каждые 400 лет. С 1582 г. до настоящего времени накопилось три таких дня: в 1700, 1800 и 1900 годах. А если учесть, что при самом введении своего календаря папа Григорий XIII сдвинул его на 10 дней по сравнению с юлианским, то как раз и получается, что сейчас разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Теперь перейдем к путешествию Авраама в Египет. В Писании говорится, что Авраам пошел в Египет, так как жители земли Ханаанской страдали от голода. Однако античный историк Диодор пишет, что Египет позволял чужеземцам входить в свои пределы лишь начиная с 700 г. до Р. X. Неверующие ухватились за это сообщение Диодора и стали утверждать, что данное место Священного Писания не соответствует исторической правде. Но у них никогда не было на сей счет убедительных доказательств. Археологи утверждают обратное: во времена патриархов Палестина, Сирия и Египет находились в тесном общении. Неопровержимое тому доказательство – множество находок, сделанных в захоронениях Палестины, датируемых 2000–1800 гг. до Р. X. Это период правления великой 12-й династии Египта, которая, по–видимому, обладала определенным влиянием в районе Сирии и Палестины. Ряд ценнейших фресок, обнаруженных в Бени Хасане (440 км к югу от Каира) в гробнице египетского царевича Хнемхотепа, включает и изображение чужеземцев – представителей одного из семитских племен, посетивших Египет около 1900 г. до Р. X., по–видимому, по торговым делам. Тридцать семь человек ведет мужчина, названный на фреске чисто семитским именем Авесса. Иероглифическая надпись, сделанная рукой неизвестного египтянина, гласит: «Обитатели Амму», то есть семиты. Одежда и другие вещи этих людей дают нам представление о том, как выглядели члены семьи патриарха, которая пришла в Египет примерно в это же время, и что у них было с собой. 83 Эта фреска показывает, что чужеземцы (а именно азиатские семиты) могли без труда попасть в Египет. Кроме того, как указывается в следующей главе данной книги, археологические и исторические свидетельства о нашествии народа гиксосов в Египет (около 1900 г. до Р. X.) являются еще одним подтверждением того, что в его пределы могли прийти чужеземцы. Появление кочевого народа гиксосов, который двигался с севера, прошел через Палестину и осел в Египте, произошло почти одновременно с приходом в Египет Авраама, который датируют примерно 1780 г. до Р. X., т.е. днями

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости «Каритас» помогает беженцам из Сирии 01.08.2012 11:11 Версия для печати Рим, 1 августа. Все национальные отделения организации «Каритас» на Ближнем Востоке готовы принять беженцев из Сирии, спасающихся от войны: только за последние два дня их число составило более 200 тысяч. 30 тысяч прибыли в Ливан, после чего ливанское правительство решило сосредоточить войска на границе. Беженцев принимают семьи, школы и другие учреждения. Примерно 1800 семей—более 9 тысяч человек – находятся в четырех населенных пунктах долины Бекаа. Католическая благотворительная организация «Каритас» обеспечивает их всем необходимым: питанием, предметами гигиены, психологической помощью. Здесь действует также передвижная больница с педиатром, гинекологом и медсестрой, сообщает Радио Ватикана . Более 150 тысяч человек направились в Иорданию, хотя официально здесь были зарегистрированы немногим более 35 тысяч. Большинство из них живут у родственников и знакомых. В ожидании нового притока сирийцев в Заатари разбит палаточный лагерь на 100 тысяч человек. В Иордании «Каритас» обслуживает более 5000 семей (это составляет примерно 25 тысяч человек). Уже были распределены сотни наборов продовольственной помощи, оказывается медицинская помощь, проводятся школьные занятия для детей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Учрежденное в 1800 году единоверие было проектом миссионерским, направленным на достижение единства Церкви, которое виделось, в конечном счете, в достижении обрядового единообразия. При этом положение единоверцев в Греко-Российской Церкви обусловливалось представлением, что клятвы Большого Московского Собора (1666-1667) на древние обряды были положены справедливо, а соответственно и старый обряд в Русской Церкви может быть только терпим, причем терпим временно. В результате единоверческие приходы оказывались в дискриминированном положении, и это сохранялось длительное время. Кроме того, единоверие стало своего рода точкой преткновения, имея из-за самого факта своего существования убежденных противников как со стороны радикально настроенных «ревнителей благочестия», так и со стороны неумеренных «борцов с расколом». Именно поэтому еще в 1900 году на юбилейных торжествах по поводу 100-летия единоверия прозвучала следующая оценка его положения: «Столетняя судьба Единоверия страдальческая: его ненавидит и травит, старается стереть с лица земли… раскол, его не любит, не ценит, не поддерживает православный мир, смотрящий на Единоверие или безучастно, или безнадежно, как на нечто мертворожденное, или же свысока, как на нечто низшее, Об этом же сто лет спустя в своем  докладе «Философия единоверия: прошлое — настоящее — будущее» , прочитанном на юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви, говорил и Святейший Патриарх Кирилл, в то время митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Возникшее в недрах нашей Церкви течение единоверия на протяжении столетий претерпевало периоды взлетов и падений и всегда, будучи на передовой линии по уврачеванию церковного раскола, оставалось точкой В течение XX века положение дел менялось. Развитие историко-богословской науки и сам ход российской истории привели к тому, что Положение о Единоверии, принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., не содержало уже в себе признаков дискриминации приверженцев старых церковных обрядов. А на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года было вынесено историческое решение об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. Древний обряд был реабилитирован, и в связи с этим перед старообрядными приходами возникла новая задача: не только способствовать уврачеванию церковного раскола, но и служить делу реабилитации русской церковной старины, способствовать ее изучению и превращению сокровищницы древней церковной традиции в достояние всей Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

Бортнянского «Вскую прискорбна еси, душе моя» – молодой Архангельский обращает на себя внимание Пензенского архиерея, Владыки Варлаама, который, почувствовав его непреодолимое влечение к музыке, устраивает ему бесплатное обучение игре на скрипке. Весь семинарский период жизни Ал. Андр. проходит под знаком жадного, но беспорядочного увлечения музыкой; знакомство с богатой нотной библиотекой Архиерейского хора, скрипка, особенности церковных распевов, первые попытки собственных аранжировок голосовых партий – вот что заполняет досуги ученика семинарии – Александра Архангельского . Результат сказался быстро: когда заболел регент Архиерейского хора, то регентом хора назначается молодой Архангельский; без спевок он проводит первую службу (всенощная под Благовещение), проводит ее так успешно, что обращает на себя внимание не только музыкальных кругов Семинарии, но и любителей и ценителей церковного пения из прихожан. На этой почве завязываются первые знакомства: пензенский губернатор (Панчулидзе), просвещенный меломан, живущий недалеко от Пензы в своем имении, известный музыкальный деятель и церковный композитор Потулов, П. Л. Федотов, один из лучших пензенских регентов – первые музыкальные друзья и наставники молодого Архангельского. Оставаясь временным регентом Архиерейского хора, Ал. Андр. продолжает ревностно заниматься музыкальным самообразованием и, по окончании Семинарии, остается при ней в качестве преподавателя пения. Казалось бы, что молодой Архангельский мог без труда упрочить свое положение в Пензе и по местным масштабам сделать блестящую карьеру. Однако, у Ал. Андр. зарождаются иные планы. Согласно выписке, из юбилейного издания Пензенской Духовной Семинарии за 10 лет (1800–1900 гг.) – «Архангельский, А. А., в учителя пения поступил в январе 1870 г., а в августе того же года оставил службу при Семинарии». Сговорившись с двумя своими товарищами, Ал. Андр. покидает Пензу и едет искать счастья в Петербург. Без денег, не имея друзей и знакомых, Ал. Андр. удается все же поступить вольнослушателем в Медико-Хирургическую Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полезно будет сравнить библейский закон с другими сводами законов, составленными в народах, которые были соседями Израиля во втором и первом тысячелетии до н. э.. Наиболее существенными, в порядке древности, являются: 1 . Кодекс Ур-намму, названный в честь первого царя третьей династии Ура (около 2100–2000 гг. до н. э.). Это первый известный сборник законов в истории (около 2050 г. до н. э.). Он написан на шумерском языке, но сохранились только его фрагменты, а именно пролог и двадцать девять законов, каждый из которых является казуистическим по форме. 2 . Кодекс Ешнунна (не личное имя, а название города). Он расположен возле современного Багдада и процветал в период между падением Ура и правлением Хаммурапи (1800–1600 гг. до н. э.). Это самые древние законы – всего их шестьдесят один – написанные на вавилонском языке, и относятся они примерно к 1980 г. до н. э. 3 . Свод законов Липит-Иштар, правителя первой династии Исин (около 2000–1900 гг. до н. э.), одного из выдающихся городов-государств, появившихся после падения Ура. Свод состоит из трех основных частей: пролога, законов и эпилога. Он также написан на шумерском языке. Сохранилось, частично либо целиком, тридцать восемь законов, и все они являются казуистическими по форме. Они датируются примерно 1930 годом до н. э.. 4 . Законы Хаммурапи, который был шестым царем первой династии Вавилона, правившим в 1792–1750 гг. до н. э.. Они написаны, так же как и кодекс Ешнунна, на вавилонском языке, и это наиболее известный из небиблейских сборников законов. Так же как и Липит-Иштар, он имеет тройственную структуру: пролог – законы – эпилог. В этом сборнике насчитывается 282 казуистических закона. 5 . Хеттейские законы, которые не поддаются точной датировке, хотя специалист по хеттейской культуре Гарри Хоффнер-младший считает «вероятным, что первая рецензия хеттейских законов датируется правлением Телипину (1525–1500 гг. до н. э.) 100 . Законы записаны на двух табличках, по 100 законов на каждой. 6 . Среднеассирийские законы сохранились на глиняных табличках. Таблички датируются временем правления ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115–1077 до н. э.), но законы могут предшествовать написанию табличек на три столетия. На 11 различных табличках сохранилось около 116 законов, и опять же в казуистической форме. До некоторой степени незримые в предыдущих сборниках законов, наказания за нарушения часто включают все формы телесных повреждений, например, отрубание носа либо удаление пальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика (и прачечная военно-учебных заведений) на Петербургской стороне (ул. Большая Спасская) с 1866 г. принадлежала немецкому предпринимателю Фридриху-Вильгельму Керстену (позднее производством управляло АО «В. П. Керстен»). Здесь выпускались чулки, перчатки, налокотники, фуфайки, пиджаки, рубашки, шаровары, кофты, юбки, безрукавки, платья. К началу ХХ в. фабрика стала крупнейшим трикотажным предприятием в России. Около 3/4 продукции в 1900-х гг. производилось по заказам русской армии и флота. Фабрика также поставляла технический трикотаж крупным предприятиям резиновой промышленности. Перед Первой мировой войной фабрика занимала 40% трикотажного рынка России, на ней трудилось более 50% от общего числа работников отрасли. Ситценабивная фабрика купцов В. Я. и Н. Я. Леонтьевых (с 1891 г. — торговый дом «Леонтьевы Н. и В., братья») располагалась по Ждановской улице на Петербургской (Петроградской) стороне. В 1907 г. при фабрике была открыта первая Колтовская фабрично-заводская школа, где обучались дети рабочих и служащих. Фабрика, основанная в 1800 г. Якимом Федоровичем Готтом, в начале ХХ в. принадлежала Товариществу на паях И. Готт. Она располагалась по Петровскому проспекту на Петербургской (Петроградской) стороне и производила канаты, снасти, веревки, лини (корабельные и рыболовные), смоленую паклю (конопать) и проч. На фабрике к 1917 г. работали около 200 человек и еще до 1 тыс. человек трудились на принадлежавших Товариществу прядильнях во Ржеве Тверской губернии. «Общество Санкт-Петербургских железопрокатного и проволочного заводов» (1884 г.). К 1913 г. объединение было переименовано в «Санкт-Петербургские железопрокатный и проволочный заводы Донецко-Юрьевского металлургического общества» (Петербургская/Петроградская сторона; ул. Малая Зеленина, д. 6–7). Бывший гражданин США, купец 1-й гильдии Вильям Хопер Ропс в 1845 г. открыл при Петербургском порте контору по продаже пеньки, керосина, бумаги и тканей, а также завод по производству смазочных масел от торгового дома «В. Ропс и Кº». В 1894 г. дело отца продолжил его младший сын, купец 2-й гильдии (с 1895 г. — 1-й гильдии), гражданин США Эрнест Васильевич Ропс, содержавший на Петровском острове в Петербурге нефтеперегонный завод. В 1896 г. на базе предприятия было учреждено акционерное общество «Ропс В. и К° в Петербурге» с численность рабочих — 250 человек. Завод производил различного назначения хозяйственные масла, керосин, астралин, вазелин и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

38:13. Фамна. Из этого рассказа местоположение города неясно. Судя по перечню распределения земель и сказанию о Самсоне (см.: Нав. 15:10,56 – Фимна; Суд. 14:1,2 – Фимнафа; 2Пар. 28:18 ), это было хорошо известное место на территории Иуды в южной горной местности (возможно, Телль-эль-Баташи, в 3,5 милях к востоку от Экрона).   Основные торговые маршруты на древнем Ближнем Востоке Торговля играла жизненно важную роль в экономике народов древнего Ближнего Востока. Имеются сведения, что уже в 5000 г. до н. э. по всему Ближнему Востоку велась торговля обсидианом из Северной Анатолии. Несмотря на то что сухопутные путешествия занимали много времени (15–20 миль в день) и были сопряжены с опасностями, потребность в экзотических, да и просто полезных товарах была так велика, что купцы охотно шли на риск, чтобы получить высокую прибыль (минимум 100 процентов). В деловых документах из архивов Каниша (2100–1900 гг. до н. э.) и Мари (1800–1700 гг. до н. э.) упоминаются торговые караваны, насчитывающие 200–300 ослов и совершающие переходы из Малой Азии в Северную Сирию. Они шли по маршруту, ведущему от Ашшура на реке Тигр к Таврским горам, в торговый город Каниш, расположенный на западе центральной части Малой Азии. Затем этот маршрут шел через Киликию в Антиохию, Филадельфию, Сарды, Пергам и Трою на Ионическом побережье. В каждом из этих городов предприимчивые купцы находили приют и прекрасный рынок сбыта своих товаров. Прокладываемые маршруты диктовались топографией различных регионов (караваны избегали болот с их вредными испарениями, а также неровной или сильно изрезанной горной местности), политической ситуацией и возможными рынками. Дороги расходились во все стороны от крупных населенных центров. Так, из Египта шла дорога, известная под названием «Приморский путь», начинавшаяся в Мемфисе на Ниле, пересекавшая Синайский полуостров, поворачивавшая на север, в приморскую долину Ханаана, затем на восток, через Изреельскую долину к Мегиддону и далее на север, к Асору. Оттуда дорога вела на северо-восток, к Дамаску, проходила через Эблу и Алеппо в Сирии и приближалась к северо-западному притоку Евфрата, служившему в то время ориентиром для движения в южном направлении к крупным городам Месопотамии. По другой большой дороге, так называемой «Царской», караваны шли из Аравии, пересекали Транс-Иорданию от порта Ецион-Гавер на Красном море до Эдома, Моава и Аммона и доходили до Дамаска, где Царская дорога соединялась с Приморским путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

А. Вергеланном (1808-1845). В 1851 г. был принят закон об отмене запрета на въезд и постоянное местожительство евреев в Н. В 1851 г. в страну прибыл лишь один еврей, через 7 лет - еще один, в 1865 г. прибывших было 25 чел. Первыми евр. мигрантами были выходцы из Дании и Сев. Германии. С нач. 80-х гг. XIX в. началась миграция ашкеназов из Вост. Европы, гл. обр. с территории Российской империи. В 1890 г. в Н. проживали 214 евреев, в 1900 г.- 642. В 1920 г. в стране было зарегистрировано максимальное число членов иудейских религ. общин - 1457 чел. Большинство проживали в столице или близ нее, а также в Тронхейме. В 1891 г. действие «закона о религиозных диссидентах» было распространено на все религ. общины, в т. ч. нехристианские, в 1892 г. была официально зарегистрирована 1-я иудейская община в норвежской столице, в следующем году получившая название «Моисеева религиозная община». В 1905 г. иудейская община с таким же названием зарегистрирована в Тронхейме. В 1920-1921 гг. построены 2 синагоги в столице. В 1925 г. в Тронхейме синагогу оборудовали в бывшем здании железнодорожного вокзала. Еще в 1869 г. в столице открылось 1-е иудейское кладбище, в 1917 г.- второе, в 1902 г.- кладбище в Тронхейме. Накануне нем. оккупации (апр. 1940) в Н. находилось ок. 1800 евреев (по др. данным - ок. 2100), из к-рых ок. 400 чел. были беженцами из Германии и с оккупированных ею территорий. Большинству находившихся в стране евреев удалось бежать в Швецию. В 1942 г. 773 чел. (по др. данным - 767) были отправлены из Н. в концентрационные лагеря, гл. обр. в Освенцим. Из них выжили, по разным данным, от 12 до 38 чел. Перепись 1946 г. показала, что в Н. осталось 559 чел., исповедовавших иудаизм. По окончании войны большинство бежавших в Швецию евреев (ок. 800 чел.) вернулись в Н. 31 авг. 1945 г. была вновь освящена синагога Моисеевой религиозной общины в Осло, которая в период оккупации использовалась как склад для документов. Вторая синагога в Осло в период оккупации была разграблена и после войны уже не возобновлялась.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010