Аттенция (от франц. attention) — внимание, уважение. 47 …декорированные «беспорочными пряжками» и Станиславами. — С 1827 года чиновники царской службы за двадцать пять, тридцать, сорок и за каждые следующие десять лет «беспорочной» службы получали особый знак отличия — в просторечии «пряжку». Ордена св. Станислава II и III степени — низшие — давались за выслугу лет. 48 Праця (укр.) — труд, работа. 49 Парх — буквально: шелудивый; употреблялось в качестве бранной клички евреев в царской России. 50 Тримать (укр.) — держать. 51 Лайдак (укр. и польск.) — лодырь, плут. 52 Мишигенер (евр.) — сумасшедший, вздорный. 53 Иордан, Ф. И. (1800–1883) — знаменитый русский гравер. 54 Бибула (укр.) — оберточная бумага. 55 Ворт, Чарльз Фредерик (1825–1895) — знаменитый портной, основатель фирмы. 56 Кравец (укр.) — портной. 57 Стодол — постоялый двор. 58 Мишурис (евр.) — прислужник. 59 Хабар (тюркско-татарск.) — взятка, чаевые, барыш. 60 …автор «Опыта исследования о доходах и имуществах наших монастырей…» — Эта книга публициста Д. И. Ростиславова (1809–1877), вышедшая в 1876 году, вызвала большой шум и недовольство в кругах духовенства. 61 Анна Алексеевна Орлова (1785–1848) — дочь А. Г. Орлова-Чесменского, известная своей религиозно-филантропической деятельностью. 62 …монастырю «старца Ионы». — Речь идет о небольшом Троицком монастыре, основанном о. Ионой в Киеве в 1864 году рядом с Выдубецким. В статье «О сводных браках и других немощах» («Гражданин», 1875, стр. 73–74) Лесков дал высокую оценку деятельности о. Ионы. (Ср. еще статью «Унизительный торг», — «Исторический вестник», 1885, стр. 295.) Через несколько лет, в письме к А. С. Суворину от 26 марта 1888 года, дана совсем иная оценка Ионы, по-видимому гораздо более близкая к действительности: Иона, по словам Лескова, «оказался прохвостом и с помощью «церквина сына Тертия» оттягал у крестьян соседнего села всю землю и лес, купленные им «на слово» и «под записочку» у княгини Екатер. Алекс. Васильчиковой (рожд. Щербатовой), уверовавшей в Иону, как современные дуры веруют в Иоанна Кронштадтского. Она завещала все имение Ионе (т. е. его скиту), а скит на этом основании завел тяжбу с крестьянами, которые купили землю у своей бывш. помещицы «под записочку», и у них эту землю отняли при содействии «церквина сына Тертия». Мужики (хохлы) сначала ревели, а потом озлились и стали монахов ловить и бить, а отпускали, наклав в порты крапивы. Поднялись дела, — усмирения и ссылки… Этих «освященных» особ надо подождать хвалить, «дондеже чудеса сотворят» («Письма русских писателей к А. С. Суворину», Л., 1927, стр. 64). 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Здесь он составил и издал Начертание логики (Спб. 1808 г.) и перевел на русский язык Начальный курс философии, Снелля (Казань, 1813–1814). Лев Далматов, из здешних воспитанников, учитель истории и географии, с 1793 г. В следующем году пострижен в монашество и рекомендован: жизни честной и успехов прекрасных. Дамаскин (Дмитрий) Травинский из воспитанников здешней семинарии определен в 1794 г. учителем истории и географии, потом переведен на класс синтаксимы и грамматики. В 1799 г. определен законоучителем кадетов Инженерного корпуса и произведен в архимандрита Спасокаменского монастыря (Вологодск. губ.). Петр Андр. Словцов, обучался в Тобольской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен в Тобольскую семинарию учителем философии, красноречия и математики; в июне 1795 г. снова вызван в С.-Петербургскую семинарию на класс красноречия: но вскоре перешел на гражданскую службу в Сибирь, где в чине статского советника был директором Иркутской гимназии и визитатором трех Сибирских губерний. Современники, знавшие Словцова, отзываются о нем, как о человеке с необыкновенными способностями 94 . В литературе он известен Историческим обозрением Сибири, двумя Похвальными словами – Царю Иоанну IV Васильевичу (Спб. 1807) и Пожарскому и несколькими стихотворениями, помещенными в периодических изданиях И. И. Мартынова: «К Сибири», «Китайцам в Петербурге», «Материя» и проч. Тимофей Ал. Вещезеров, из воспитанников здешней семинарии, с 1795 г. учитель немецкого языка, потом французского и риторики; с 1800 г. священник; в 1811 г. по поручению Комиссии дух. училищ обозревал уездные и приходские училища по С.-Петербургской и Псковской епархиям; в 1827 г. избран в члены Конференции здешней академии. Скончался протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и ректором Петропавловского духовного училища. Алексей Прок. Парвов, обучался в Новгородской и здешней семинариях и по окончании курса в 1795 г. определен учителем низших классов. Скончался священником Успенской церкви, что на Сенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

25 Иеросхимонах Вассиан (Василий Балашевич) родился в 1745 году в Черниговской губернии. В молодые годы Василий дал обет принять монашеский постриг, однако, исполняя волю родителей, женился. Вскоре овдовел, и с двумя маленькими дочерьми переехал в Киев. Только когда старшая из них вышла замуж, а младшая ушла в Киево-Флоровский девичий монастырь, в 1793 году он стал послушником Киево-Выдубицкого монастыря; 21 июня 1799 года Василий принял монашеский постриг и наречен был Вавилою; 4 марта 1800 года он 6ыл рукоположен в иеродиакона, а 22 июля – в иеромонаха. В 1802 году Вавила принял схиму под именем Вассиана. Пять лет он был духовником в Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры. А в 1807 году полностью ослеп, и тогда его перевели в Никольский Больничный монастырь при Лавре. Редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приложил к нему за советом и утешением. Первого июня 1816 года, будучи в Клеве, имел длинную беседу со схимником будущий император Николай Павлович. Осенью того же года к нему в келью пришел Александр I. И хотя он входил к нему в полночь без предварительного извещения и не желал открывать ему своего высокого сана, он был им узнан. Благословенный Монарх был глубоко тронут беседой мудрого старца, исповедовался старцу и в последствии пожаловал ему наперсный крест украшенный бриллиантами. Вассиан перед своей кончиной передал его в лаврскую ризницу. Знаменитый старец преставился 25 апреля 1827 года и был погребен возле церкви Рождества Богородицы в Лавре. 26 Старец Михаил скончался 22 декабря 1815 года (по ст. ст.) на 93-м году от рождения и погребен при больничной церкви. 27 Даты назначений иеромонаха Антония начальником Ближних пещер и наместником Лавры взяты из «Жития преподобного Антония (Смирнникого) архиепископа Воронежского и Задонского». 29 Авраамий (Шумилин Алексей Федорович) епископ Тульский и Белевский. Родился 16 мая 1761 года. По окончании Крутицкой семинарии в 1782 году он принял сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Целым событием в научной и культурной жизни России стал выход труда Александра Ивановича Галича (1783–1848), профессора С.-Петербургского университета: «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий»/СПб., 1834/. Специальный раздел был отведен религиозному чувству, которое автор оценивает весьма высоко. Немаловажно отметить, что Галичу принадлежит первенство в обращении к этой теме, и во многих последующих психологических учебниках непременно будет встречаться глава о религиозном чувствовании. Эта тема продержалась почти до самой революции: «Религиозные чувствования» протоиерея Вячеслава Корнильевича Магнитского были изданы в Петрограде в 1914 г. В 1831–1835 гг. архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800–1855), ректор Киевской духовной академии, читал в академии ряд курсов по догматическому и нравственному богословию, в которых много внимания уделялось психологии. Психологией же пронизаны основные его антропологические и богословские труды: «О человеке», «Нравственная антропология», «Введение в нравственное богословие» и др. В это же время в Киевской духовной академии преподавал «нравственную философию» протоиерей, проф. Иван Михайлович Скворцов (1795–1863). Его «Записки по нравственной философии» излагают христианский взгляд на многие психологические вопросы. Василий Николаевич Карпов (1798–1867), проф. Петербургской духовной академии, начинал с преподавания психологии в Киевской духовной академии, много сил и внимания уделял ей и в Петербургской духовной академии. Интересна его «Вступительная лекция в психологию», изданная посмертно в 1868 г. Многочисленны психологические работы духовных писателей: «Основания опытной психологии» архимандрита, впоследствии епископа, Гавриила/СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858/; «Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой» протоиерея Стефана Никифоровича Кашменского,/Вятка: Тип. К. Блинова, 1860–1865/; работы Памфила Даниловича Юркевича (1827–1874) «Язык физиологов и психологов», «Из науки о человеческом духе», «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия»; «О религиозном органе в душе человека»/Харьков: Универ.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Биография его содержится в «Русском биографическом словаре» под редакцией А.А. Половцова и вполне исчерпывает фактическую сторону вопроса: «Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский, до пострижения – Андрей Антонович Орнатский. Сын диакона Новгородской губернии Череповецкого уезда погоста Чуди; родился в 1778 году, умер 20 декабря 1827 года. В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское духовное училище, а через четыре года переведен в Александро-Невскую семинарию, называвшуюся в то время Главною и с 1797 года переименованную в академию. По окончании в 1800 году курса учения Андрей Орнатский определен сперва преподавателем разных предметов в Новгородскую семинарию, в 1802 году назначен там инспектором, а в 1804 году – префектом и учителем философии. 16 июля 1805 года Орнатский пострижен в монашество, 20-го – рукоположен во иеродиакона, 23-го – во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Возведенный 9 февраля в сан архимандрита, Амвросий назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии; в сентябре 1811 года переведен настоятелем в Юрьев монастырь с оставлением в ректорском звании, а в марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря. В следующем году архимандриту Амвросию поручено было возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от неприятельского нашествия, причем, по словам всеподданнейшего доклада Святейшего Синода, он “оказал особенное старание и попечение”, за что и сопричислен к ордену святой Анны 2-й степени. 12 марта 1816 года Амвросий хиротонисан в Петербурге в епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, а 9 ноября 1819 года назначен епископом Пензенским и Саратовским. В январе 1825 года он обратился в Святейший Синод со следующим прошением: “Святейшим Синодом, согласно собственному желанию моему, возложена на меня священнейшая обязанность приготовить ко второму изданию " Историю Российской иерархии " по собранным дополнительным сведениям. Сколь ни священна сия обязанность и для меня ни вожделенна, но при управлении епархиею, мне вверенною, не имею я ни времени, ни сил к благовременному и достодолжному исполнению святейшей воли Синода. Посему, дабы коснением и оставлением без действия дела, для Церкви и Отечества полезного и уважительного, не подвергнуть себя строгому и праведному суду и осуждению Божию и Святейшего Синода, признаю я за необходимое испросить у вашего святейшества увольнение себе от управления епархиею, мне вверенною, до приведения к окончанию моего труда в издании вторым полнейшим и совершеннейшим образом " Истории Российской иерархии " , с дозволением иметь мне пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре”.

http://pravoslavie.ru/30861.html

Аграмант — узорочное плетение из цветных шнурков для обшивки женских уборов, одежды, занавесок и пр. Крымская война 1853—1856 — первоначально русско-турецкая за господство на Ближнем Востоке. С февраля 1854 г. Турция выступала в союзе с Францией, Великобританией, Сардинским королевством (1856). С обеих сторон носила несправедливый характер. Она показала военную и экономическую отсталость царской России, что и обусловило ее поражение, подорвало международный и внутренний престиж, ускорило падение крепостного права в России. В мае 1856 года, после прекращения войны и заключения в Париже мирного договора…— Парижский мирный договор 1856 г., завершивший Крымскую войну 1853—1856 гг., был подписан 18(30) марта. Корпуленция — крупное телосложение, дородность, тучность. Патрология — раздел христианского богословия, посвященный изучению биографий и произведений отцов Церкви; занимается также сводами их сочинений. … от нашего неугомонного Погодина .— Погодин Михаил Петрович (1800—1875) — историк, писатель, журналист. Профессор Московского университета, академик с 1841 г. Издавал журналы «Московский вестник» (1827—1830), «Москвитянин» (1841—1856). Сперва ему были характерны нерассуждающая религиозность, монархизм, великодержавный шовинизм — и одновременно возмущение нищетой, бесправием. С нач. 40-х гг. вел преимущественно публицистическую и научную деятельность, выступая как апологет официальной народности. Православие как религия «смиренномудрия», самодержавие как система «отеческого» иным устоям — это, по его мнению, должно было спасти страну от революции, с этих позиций он приветствовал «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя. Деист — последователь деизма — религиозно-философской доктрины, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. Промысел Божий, чудеса и т. д.) и не допускает иных путей познания Бога, кроме разума. ФИЛАРЕТ — митрополит Московский (в миру Василий Михайлович Дроздов). Родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне Московской губернии.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7/

Александрийский Патриархат в XIX-XX вв. XIX в. Летом 1798 г. в Египет вторглась франц. армия во главе с Наполеоном Бонапартом, к-рый 21июля занял Александрию, а через 5 дней, выиграв «сражение у пирамид», вступил в Каир. До сент. 1801 г. в стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации ген. Бонапарта, мусульм. население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. Отмена французами бытовых ограничений, налагавшихся ранее на зиммиев, вызывающая роскошь возвысившихся христиан, засилье «неверных» в гос. аппарате, торговле и даже в полиции, комплектовавшейся из греков и сирийцев, злоупотребления христ. налоговых чиновников - все это резко обострило межконфессиональные отношения в Египте. Во время антифранц. восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христ. кварталы, убивая их жителей. Впрочем, участники второго каирского восстания (1800) натолкнулись на неожиданно стойкое вооруженное сопротивление христиан и смогли овладеть их кварталами лишь через неск. дней боев. После ухода франц. войск из Египта османские власти стремились не допустить массовых погромов христиан; казни и конфискации имущества христ. верхушки, сотрудничавшей с французами, носили ограниченный характер. Впрочем, удержать порядок в стране не удалось: в 1801-1805 гг. Египет был охвачен гражданской смутой. Спасаясь от насилий, Патриарх Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805). Кафедральный собор вмч. Георгия в Каире. 1839 г. Кафедральный собор вмч. Георгия в Каире. 1839 г. Победителем в междоусобной борьбе оказался Мухаммад Али (1805-1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу - мамлюков (1811) и добиться фактической независимости от Высокой Порты. Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате к-рых Египет на нек-рое время превратился в региональную сверхдержаву. Мощная армия егип. паши вела успешные войны в Аравии (1811-1818) и Судане (1820-1839). В ходе Греческого восстания 1821 г. армия и флот под командованием Ибрагима-паши, сына и наследника Мухаммада Али, нанесли немалый урон повстанцам, и лишь поражение от объединенного флота Англии, Франции и России в Наваринском сражении (20 сент. 1827) заставило египтян отступить. Вскоре Мухаммад Али вступил в конфликт с султаном; егип. армия заняла Сирию и Палестину (1832-1833), тур. армия была разбита, а флот сдался Мухаммаду Али (1839). Однако против Египта выступила коалиция великих держав во главе с Англией, не желавшей видеть на Востоке новый центр силы (1840-1841). Мухаммад Али, вынужденный признать верховную власть султана, сохранил под своей наследственной властью Египет и Судан.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Надвратная церковь была выше келий и силуэтом выделялась над стеной ограды, с юга в нее вела узкая каменная лестница с односкатной кровлей. В 1800 г. Покровская ц. сгорела. В 1827 г. нижегородский архит. Леер подготовил проект перестройки и приспособления вост. келейного корпуса под учебные классы Нижегородской ДС. Позже стены корпуса были надстроены 2-м этажом, до высоты карниза Покровской ц. Боевой ход, проходивший вдоль вост. стены монастырской ограды, был превращен в коридор 2-го этажа и возобновлен в 1848-1849 гг. стараниями еп. Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) . В 1857-1860 гг. в здании проживал находившийся на покое еп. Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв) ; Покровская ц. была его домовой церковью. В наст. время Покровской ц. не существует: в верхнем этаже этого здания нет соответствующих ей храмового и алтарного помещений. С кон. XVI в., когда Н. П. м. восстанавливался на новом месте, и до сер. XVII в. братские кельи в нем были деревянными, рублеными. Писцовая книга Н. Новгорода 1621-1622 гг. содержит указание на существование в мон-ре 15 таких келий. Существующий каменный сев. корпус, 2-этажный братский корпус, расположен вдоль кромки волжского обрыва и представляет собой протяженное 2-этажное кирпичное здание длиной более 150 м. Он возводился постепенно: нек-рые его части были выстроены уже в сер. XVII в., другие - в кон. XVII - нач. XVIII в., потом были застроены промежутки между ними. Наиболее древней частью корпуса (нач. 50-х гг. XVII в.) является объем в его зап. крыле под высокой щипцовой кровлей, к-рую, согласно монастырским актам, поновлял в 1672 г. «плотник-иноземец Савка». Зап. ячейка этого объема в 3 световые оси на юж. фасаде ориентирована с севера на юг и выдвинута вперед по отношению к правой (восточной) части почти на 2 м. Этот выступающий ризалит выделен на фасаде угловыми лопатками и увенчан высокой щипцовой крышей, конек к-рой украшен витой кованой решеткой и позолоченным изображением двуглавого орла. Три нижних оконных проема без наличников в наст.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010