123 Эти инспекции были следующие: 1) с.-петербургская, благочинные которой должны были иметь смотрение и над священнослужителями полков лейб–гвардии, 2) московская, 3) лифляндская, 4) смоленская, 5) литовская, 6) брестская, 7) финляндская, 8) украинская, 9) днестровская, 10) крымская 11) харьковская, 12) кавказская, 13) оренбургская и 14) сибирская. 124 Дело арх. Св. Синод. 1800 г. декабр. 14 555. Дело арх. канцел. глав. свящ. армии и флота 1800 г. 159 и 1819 г. 57. 125 В 1804 г. один из благочинных, намереваясь сделать обзор порученных его наблюдению церквей, обратился к Озерецковскому с просьбою выдать ему прогоны на предстоящую поездку. Озерецковский ответил, что получаемые благочинным 50 р. сверх его жалованья и назначены именно для покрытия расходов по возложенной на него должности. Дело арх. канц. главн. свящ. 1804 г. 40. 126 См. всеподд. доклад Озерецковского 14 декаб. 1800 г. в деле арх. Св. Синод. 1800 г. 14 декаб. 555; также, в деле арх. канцел. главн. свящ. 1800 г. 159. 127 См. отношение обер–свящ. Державина к синодал. Обер–Прокурору в деле, арх. канц. главн. свящ. армии и флотов 1808 г. 134 Дело арх. канц. главн. свящ. армии и флота 1827 г. 211. Дело арх. Св. Синод. 29 Сент. 1828 г. 378. 138 Инструкц. п. 13 п 18. Само собою понятно, что при разбросанности и отдаленному расквартированию полков благочинному не только не удобно, но и нет никакой возможности объехать для обзора подведомственные ему церкви; в таком случай благочинный должен стараться на месте частью чрез письменные сношения, частью чрез свидетельства местных начальств, а частью из особенных открывающихся случаев собирать нужные сведения о благосостоянии церквей и о качествах их священнослужителей. (Дело арх. главн. Свящ. армии и флота 1833 г. 182). Последующими неоднократными указами и распоряжениями предписано благочинному в подобных обстоятельствах во время лагерного времени стараться осмотреть все статьи метрических книг и засвидетельствовать их верность и исправность собственноручного подписью. (Указ 1837 г. декаб. 18 и Орд. полев. Обер–свящ. 1838 г. нояб. 4 1271).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Направляется духовная миссия в Пекин. Начинается просвещение прежде всего сибирских народов. Заканчивается период кончиной митрополита Тобольского Филофея, апостола Сибири. Четвертый период (1727–1800) характеризуется ослаблением веропроповеднической деятельности. Естественное распространение христианства в Поволжье, Сибири и Северных областях встречало значительные препятствия во время длительного царствования Екатерины II. Отчасти это было связано с секуляризацией церковного имущества, закрытием 4/5 монастырей и другими трудностями жизни Церкви, государства и народа в этот синодальный период. Однако были и отрадные явления: в частности – образование Конторы новокрещенских дел в Поволжье, Осетинской духовной миссии на Северном Кавказе и Кадьякской миссии на Аляске. Период заканчивается оживлением религиозной жизни в различных слоях российского общества и одновременно активизацией ислама . В пятый период (1800–1827) оживляется религиозная жизнь как православного народа, так и мусульман и буддистов. Ислам поднимается в Казанском крае, в других областях Поволжья и Сибири. Целые деревни старокрещеных татар переходят из православия в ислам, а за ними – мордва, чуваши, черемисы. В связи с быстрым распространением ислама по всему Поволжью последовали указы и послания Священного Синода об усилении миссионерской деятельности, которая постепенно активизировалась. Шестой период (1827–1870) – время подъема миссионерской деятельности и создания систем миссионерского просвещения, переводческой деятельности, школьной системы и подготовки миссионерских кадров для многих непросвещенных народов. Расцветает Казанская миссионерская школа, Алтайская, Якутская и другие внутренние миссии, создаются и успешно развиваются внешние миссии (Японская, Палестинская и др.). Заканчивается этот период созданием Православного миссионерского общества, которое стало привлекать к делу проповедования веры практически весь народ. Расцвет русского миссионерства приходится на следующий, седьмой период (1870–1905), когда десятки непросвещенных народов получают от миссионеров письменность, школы, храмы, книжную культуру на родном языке. Создаются и быстро развиваются многочисленные как внутренние, так и внешние миссии. При этом значительно меняется стиль работы внутренней миссии, обращенной прежде всего к русскому народу, в среде которого в этот период происходит внедрение и распространение сект, в том числе с социалистической и атеистической направленностью. На защиту Церкви поднимаются братства, религиозно-просветительские общества, церковно-приходские школы (ЦПШ), монастыри. Проходят первые миссионерские съезды, создаются епархиальные миссионерские структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хочу вспомнить и о других стихах русских поэтов на милую сердцу тему. Пишут: «В копии в альбоме Е.П. Ростопчиной заголовок: " Стихи в роде конкурса или пари или стипльчеза, написанные на заданную тему, в собрании молодых поэтов наших в Петербурге " ». Узнаем, что были «написаны " Птичка " Пушкина и " Птичка " Ф.А. Туманского». А также стихи Антона Дельвига «К птичке, выпущенной на волю», опубликованные «в тех же " Лит. листках " (1823, 2) и под тем же названием ( " На выпуск птички " ). " Собрание молодых поэтов " , возможно, было у Пономаревой; автограф " К птичке… " в тетради Дельвига следует сразу же за стих. " К Софии " ; вероятно, она же обозначена здесь именем Делии» Стихи А. Дельвига «К Софии» датированы февралем 1823-го, так что вполне возможно, что нечто и было, вроде дружеского конкурса ранней весною 1823 года, когда написаны и те, и другие. Сравним и мы стихи Пушкина со стихами Дельвига: К ПТИЧКЕ, ВЫПУЩЕННОЙ НА ВОЛЮ Во имя Делии прекрасной , Во имя пламенной любви , Тебе, летунье сладкогласной, Дарю свободу я. – Лети! И я равно счастливой долей От милой наделен моей: Как ей обязана ты волей, Так я неволею своей. 1823 Фёдор Антонович Туманский (1799 или нач.1800-х – 1853), как и его двоюродный брат, Василий Иванович Туманский (1800 – 1860), известный одесский поэт, был дипломатом, государственным и общественным деятелем. И хотя известно лишь «девять (по другим сведениям, восемь) стихотворений» Федора Туманского, но среди них – «ставшая хрестоматийной " Птичка " (впервые опубликована в альманахе " Северные цветы " на 1827 год)». Его « " Птичка " была положена на музыку Цезарем Кюи и другими композиторами. Эти стихи, благодаря которым Туманский остался в литературной летописи, возникли, по свидетельству Л.С. Пушкина, в итоге " поэтического состязания " между Пушкиным, Дельвигом и Туманским. Все трое создали по стихотворению на определённую тему, развитие которой ограничивалось двумя четверостишиями, написанными четырехстопным ямбическим размером. Чьё произведение было написано первым по порядку, сказать затруднительно. Разные издания датируют " Птичку " Фёдора Туманского по-разному: и 1826-м, и 1827-м, и 1822-м годами. В XIX веке её зачастую оценивали выше пушкинской и дельвиговской» Стоит познакомиться! –

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/06/...

183 . Примечания на Граммату великого князя Мстислава Володимировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя Новгородского, пожалованную Новгородскому Юрьеву монастырю. – [СПб.. 1818]. – 56 с., 1 л. факс. – Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб., 1893. – Т. 21. – С. 412.– Отт. из: Вестник Европы. – 1818. – Ч. 100, 15. – С. 201–255. 184 . Рассуждение о надобности греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии. – 2-е изд. – Воронеж: Тип. Губ. правл., 1800. – 17с. – Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр./B.C. Сопиков. – СПб.. 1904. – Ч. 3. – 3657. 185 . Рассуждение о необходимости греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии студентом богословии и учителем греческого языка Иваном Ставровым. – [М.: Унив. тип., 1793]. – 8с. – Авт. установлен по изд: Свод. кат. рус. книги гражд. neчamuXVIII в., 1725–1800. – М., 1962. – Т. 1. – 186 . Речь в похвалу е.и.в. Екатерины II... при случае торжества о бракосочетании... великого князя Константина Павловича с... великою княжною Анною Феодоровною, говоренная февраля 9 дня 1796 года. – [М., 1796]. – 8с. – Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр./B.C. Сопиков. – СПб., 1904. – Ч. 3. – 3666. 187 . Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – СПб.: Тип. Греча, 1818. -Т. 1–2. -Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки В. Плавилыцикова. – СПб., 1820. – 4.2. – То же. – 2-е изд., испр. и умнож. – СПб.: Тип. Глазунова и его иждивением, 1827.-Т. 1–2. 188 . Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – [Репрод. воспр.], 2-е изд., испр. и умнож., СПб., 1827. – Leipzig: Zentralantiquariat der DDR, 1971. – На обл.: Bolchovitinov. Slovar» o russkich pisateljach grekorossijskoj cerkvi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

273 Зубов Платон Александрович (1767–1822) – последний фаворит Екатерины II, брат зятя А. В. Суворова. Светлейший князь, генерал-губернатор Новороссии, главнокомандующий Черноморским флотом. 274 Суворов Александр Васильевич (1729–1800) – полководец, военный теоретик. Прославился в Семилетней войне, в войнах против Турции и Франции. Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), князь Священной Римской империи, генералиссимус (1799). Уволен Павлом I в 1797 г. и отправлен в ссылку. Вновь возвращен по просьбе австрийского императора и направлен в Италию главнокомандующим русско-австрийскими войсками против французских войск. Соч.: «Наука побеждать» (1796). 275 Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859) – писатель, глава славянофилов. В 1827–1832 гг. цензор в Москве. В 1833–1838 гг. инспектор Константиновского межевого института. Главные произведения – «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова внука» (1858). 276 Головкин Гавриил Иванович (1660–1734) – политический деятель, дипломат, граф. Родственник царицы Натальи Кирилловны. С 1709 г. – канцлер. С 1706 г. – глава Посольского приказа, с 1717 г. – президент Коллегии иностранных дел. При Екатерине I – член Верховного Тайного совета. 277 Ушаков Федор Федорович (1744–1817) – флотоводец, адмирал (1799). В 1766 г. окончил Морской кадетский корпус. Отличился победами над турецким флотом в Черном море в войну 1787–1791 гг., с 1790 г. командующий Черноморским флотом. В войне с Францией прославился Средиземноморским походом 1798–1800 гг. В 1800 г. командир Балтийского гребного флота и начальник флотских команд в Петербурге, с 1807 г. в отставке. 278 Густав IV Адольф (1778–1837) – король Швеции в 1792–1809 гг. Потерпел поражение в войнах с Францией (1805–1807) и Россией (1808–1809). Низложен риксдагом в 1809 г. и изгнан из страны. 279 Винский Григорий Степанович (1762–после 1818) – мелкопоместный украинский дворянин, автор «Записок», охватывающих период с середины XVIII века до 1793 г. В 1818 г. представил «Проект о усилении российской с Верхнею Азией торговли через Хиву и Бухарию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Княжна Татияна Леонтьевна, за Андреем Феоктистовичем Толстым Княжна Прасковья Леонтьевна, за Мячковым Князь Егор Иванович КОЛЕНО XXIX: Князь Валентин Михайлович, статский советник, рождение 1800 † 1850; женат 1. на Елисавете Александровне Мухановой, рождение 8 января 1803 † 23 октября 1836; 2. на графине Софие Гавриловне Реймон-Моден (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака сын) Княжна Прасковья Михайловна † 29 января 1835, за полковником Александром Николаевичем Муравьёвым Княжна Мария Михайловна, за Голынским Княжна Екатерина Михайловна † 1848 Княжна Варвара Михайловна † 24 сентября 1836 Княжна Елисавета Михайловна Княжна Марфа Михайловна Княжна Клеопатра Михайловна Княжна Анна Васильевна, за Шиловским Княжна Елисавета Васильевна † Княжна Надежда Васильевна Княжна Мария Васильевна, рождение 28 декабря 1798 † 26 января 1837, за Николаем Васильевичем Васильчиковым Князь Пётр Павлович, рождение 13 ноября 1799 † 16 августа 1838 Князь Михаил Павлович, рождение 16 ноября 1800 † 15 января 1827 Князь Николай Павлович, рождение 23 августа 1802 † 19 марта 1847; женат на княжне Екатерине Сергеевне Оболенской, рождение 29 марта 1812 † 10 ноября 1842 Князь Алексей Павлович, рождение 30 января 1805 † 13 сентября 1841 Княжна Вера Павловна, за подполковником Александром Матвеевичем Жихаревым Княжна Ирина Павловна Княжна София Павловна Княжна Агафоклея Павловна, рождение 31 августа 1798 † 9 января 1846 Княжна Елисавета Павловна, рождение 10 апреля 1807 † 17 сентября 1839 Княжна Надежда Павловна, рождение 1809 † 16 августа 1825 Князь Яков Фёдорович Князь Пётр Фёдорович, действительный статский советник † 9 октября 1841; жен. 1. на княжне Елисавете Борисовне Шаховской, рождение 29 ноября 1773 † 2 октября 1796; 2. на Анне Семёнович Жегулиной † 27 октября 1843 (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 2 сына и 2 дочери) Княжна Наталия Фёдоровна, рождение 25 ноября 1779 † 9 августа 1807, за князем Александром Михайловичем Голицыным Князь Александр Александрович, статский советник, рождение 24-го февраля 1777 † 22 января 1846

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1800–1812 гг. этими имениями управлял архимандрит Афанасий, будущий иерусалимский патриарх в 1827–1844 гг. 1790 Однако ослабление связей между Грузией и сиро-палестинским православным миром вполне очевидно. В литературе встречается объяснение упадка антиохийско-грузинских контактов установлением фанариотского господства в Антиохийской церкви, после чего все внешние связи патриархата замкнулись на Фанар. 1791 Эта версия не представляется убедительной. Антиохийский патриарх Сильвестр поддерживал активнейшие контакты с Дунайскими княжествами. Упомянутый митрополит русский Иона свободно объехал Палестину, Сирию и Египет, дабы вступить в прямой контакт с предстоятелями восточных престолов. Бросается в глаза синхронность свертывания русско-восточных и грузинско-восточных связей после Досифея Нотары. Однако ни один из аргументов, которые предлагаются для объяснения затухания связей России с Православным Востоком, не «срабатывает» в отношении Грузии. Упадок грузинско-левантийских отношений имел свои особые причины, и искать их, видимо, следует во внутригрузинских процессах. Вместо эпилога В годы русско-турецкой и наполеоновских войн начала XIX в. России было не до Православного Востока, а восточные патриархи не пытались напоминать о себе. Однако с 1814–1815 гг. начинается явственное оживление контактов. Могущество Российской империи после Венского конгресса достигло своего пика, и иерусалимские церковные власти, обремененные дорогостоящей борьбой за Св. места, активно добивались покровительства Петербурга. Налаживание связей было облегчено присоединением к империи Бессарабии, где имелось несколько святогробских метохов. В 1814 г. греческий купец основал подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, а четыре года спустя было дано высочайшее разрешение на открытие другого подворья в Москве. 1792 В ответ на настойчивые просьбы иерусалимского патриарха Поликарпа о денежной помощи Св. Синод в 1816 г. исходатайствовал пожалование Св. Гробу в размере 25 тыс. руб. из сумм «палестинских штатов». 1793 Еще большие средства переводил патриарху настоятель иерусалимского подворья в Москве архимандрит Арсений. 1794 Поликарп и его преемник Афанасий (1827–1844 гг.) находились в постоянной переписке с русскими церковными иерархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРБИ Дарби [англ. Darby] Джон Нельсон (18.11.1800, Лондон - 29.04.1882, Борнмут), англо-ирл. богослов, основатель движения т. н. закрытых Плимутских братьев (дарбисты); основоположник совр. диспенсационализма . Род. в семье землевладельцев, получил образование в Тринити-колледже (Дублин); работал в юридической корпорации Chancery Bar (1822-1825). В 1825 г. оставил юриспруденцию и был посвящен во диакона англикан. Церкви Ирландии; год спустя стал приходским священником в Калари (графство Уиклоу). Построил на свои средства храм и школу для бедных. Успешно работал среди местных крестьян-католиков. После того как архиеп. Дублинский У. Маги потребовал, чтобы все ирл. католики, переходящие в англиканство, приносили клятву верности Георгу IV как законному королю Ирландии, Д. оставил свой приход в знак протеста (1827). Зимой 1827/28 г. Д. присоединился в Дублине к группе А. Т. Гроувза, к-рая собиралась для изучения Библии, частных богослужений и хлебопреломления (по воскресеньям). Хотя все члены группы принадлежали к англикан. Церкви, тем не менее они искали новый духовный опыт вне гос. Церкви. Постепенно центр деятельности группы переместился в Плимут, из-за чего она и получила впоследствии название «Плимутские братья». Д. отвергал идею апостольского преемства ; с его т. зр., совр. церкви отошли от новозаветных идеалов, что особенно заметно по поведению и духовному состоянию клира. Отличительными признаками истинной Церкви для Д. были духовное единство и подлинное братство ее членов и их следование Свящ. Писанию под непосредственным водительством Св. Духа. В 1832 г. он официально вышел из англикан. Церкви и посвятил себя проповеди нового учения. Он посетил Францию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Италию, Испанию, США, Канаду, а также Австралию и Нов. Зеландию. В кон. 40-х гг. XIX в. среди Плимутских братьев произошел раскол. Б. Ньютон, С. Трегеллес и др. выступили против премилленаристских взглядов Д. (вера во Второе пришествие Христа до наступления Его тысячелетнего царства) и его стремления сделать деноминацию Плимутских братьев максимально закрытой для богослужебного и евхаристического общения с др. христианами. Д. и его сторонники выделились в группу т. н. закрытых, или эксклюзивных, Плимутских братьев (exclusive). В 1859 г. Д. опубликовал в Веве (Швейцария) и в Сент-Агреве (Франция) свой перевод НЗ (Les Livres Saints connus sous le nom de Nouveau Testament), получивший высокую оценку в научных кругах. Через 3 года после смерти Д. появилось издание, включающее ВЗ и НЗ, представляющее собой филологически дословный перевод, основанный на убеждении в букв. богодухновенности Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/171372.html

Если в русских селениях на каждые 1500 и 2000 душ назначается особый священник, то тем более это требуется в инородческих приходах, где число одних крещенных во многих станах далеко превзошло это число. Ибо эти новокрещенные требуют особливой пастырской заботливости для утверждения их в православной вере, для приучения их к исполнению христианских обрядов и к русской жизни, для уничтожения языческих суеверий, для ограждения их от вредного влияния ламства и шаманства, – и в тоже время миссионер должен оглашать словом истины тех, которые еще не вошли в ограду церкви, которые еще доселе пребывают во тьме шаманских и ламских суеверий. Спрашивается, как велики были успехи Иркутской миссии за время управления Иркутской епархией Высокопреосвященного Вениамина? Из отчетов Иркутской миссии, напечатанных в Трудах православных миссий Иркутской епархии в Иркутских Епархиальных Ведомостях, видно, что число просвещенных св. крещением бурят с 1873 г. по 1885 год было следующее: 1873 г. – 1158 чел., 1874 г. – 1035 чел., 1875 г. – 1827 чел., 1876 г. – 1587 чел., 1877 г. – 2631 чел., 1878 г. – 1800 чел., 1879 г. – 1802 чел., 1880 г. – 1923 чел., 1881 г. – 1827 чел., 1882 г. – 1724 чел., 1883 г. – ? чел., 1884 г. – 1648 чел, 1885 г. – 1444 чел., 1886 г. – 1751 чел. Итак, с 1873 года по 1886 год Иркутской миссией обращено в христианство более 23,000 бурят-язычников 2 . Явление весьма отрадное для всякого истинного христианина. Оно, по-видимому, предвещает в более или менее близком будущем обращение и остальных бурят в христианство. Да, в некоторых ведомствах действительно нивы плавы уже к жатве: это Тункинское, Балаганское, Аларское и Идинское. В этих ведомствах число крещенных значительно превосходит число некрещенных; родовое начальство поголовно почти христианское; здешние буряты-язычники убеждены, что скоро все они должны будут принять христианство, сделаться русскими. Но в других ведомствах – Кудинском, Капсальском, Ленском, Ольхонском и Верхоленском общего обращения бурят в христианство придется ожидать еще не скоро: по большей части, в этих ведомствах крестится в год не более нескольких десятков; сотни крещенных – уже редкое явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Княжна Мария Ивановна, за генерал-майором Николаем Степановичем Андреевским КОЛЕНО XXIX: Князь Григорий Алексеевич статский советник, рождение в сентябре 1819; женат на графине Софие Александровне Паниной Князь Владимир Алексеевич рождение 1825; женат на Марие Афанасьевне Сталыпиной Княжна Екатерина Алексеевна, за генерал-адъютантом кня¬зем Илларионом Илларионовичем Васильчиковым Княжна Ольга Алексеевна, за князем Сергием Фёдоровичем Голицыным † в сентябре 1849 Княжна Зенаида Николаевна Княжна Анастасия Николаевна; 1) за Фёдором Александровичем Ермоловым † 1845; 2) за Александром Петровичем Ермоловым Княжна Мария Николаевна, за полковником князем Алексеем Борисовичем Черкасским † 1853 Княжна Наталия Николаевна, за полковником Егором Августовичем Нордом Князь Осип Сергеевич Княжна Анастасия Сергеевна, 1) за генералом от инфантерии Матвеем Евграфовичем Храповицким † 31 марта 1847; 2) за генерал-адъютантом бароном Павлом Александровичем Вревским Княжна Елисавета Сергеевна, за генерал-лейтенантом Николаем Александровичем Бутурлиным Княжна Антонина Сергеевна, за флигель-адъютантом князем Алексеем Ивановичем Кропоткиным Княжна Анна Сергеевна † 1855, за шведским посланником в С.П.Б., генерал-майором Нординым Княжна Елена Сергеевна, за французским виконтом де-Ренвалем (de Rayneval) Княжна Ольга Сергеевна, за князем Александром Петровичем Хованским Князь Фёдор Александрович, рождение 1802 † 27 декабря 1827 Князь Пётр Александрович, женат на Анне Николаевне Горсткиной Княжна София Александровна, рождение 1800 † 18 июля 1824, за Петром Алексеевичем Обрезковым Княжна Екатерина Александровна, за Дмитрием Николаевичем Свербеевым Княжна Анна Александровна, за Александром Николаевичем Елагины Князь Пётр Александрович рождение 1775 † 24 декабря 1827 Князь Александр Александрович, статский советник, рождение 1776 † в августе 1834; женат 1. на Марие Петровне Булгаковой; 2. на княжне Прасковье Сергеевне Одоевской (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и 4 дочери) Князь Михайло Александрович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010