VII . Состояние христианской миссии среди инородцев к началу XIX в. Христианство между инородцами Поволжья и соседних местностей, у калмыков и киргизов. Восстановление христианства на Кавказе. Успехи христианства у самоедов и сибирских инородцев. Пекинская миссия. Заботы об обращении в христианство евреев западного края. Дело христианской миссии среди инородцев при имп. Александре несколько оживилось. Раньше к концу XVIII в. оно было совершенно заброшено и доходило до окончательного упадка. В 1799 г. уничтожена была самая должность проповедников для обращения инородцев в христианство , как более ненужная, по объяснению сената. В 1800 г. закрыты были даже единственные инородческие школы в Казани. Обучение инородческим языкам в семинариях, предложенное в проекте о преобразовании семинарии 1798 г. Амвросием, бывшим тогда архиепископом казанским, чуть-чуть только начиналось введением с 1800 г. татарского класса в старой казанской академии. Религиозных книг на инородческих языках не было никаких, кроме чувашского катехизиса, напечатанного в 1800 г. всего в 600 экземплярах. Таким упадком миссионерского дела более всего воспользовались мухаммедане татары. Благодаря милостям, оказанным им в царствование Екатерины Великой, они соединились в стройно-организованное религиозное общество, своего рода церковь с законно-устроенной иерархией двоих муфтиев и множества мулл, свободой богослужения и даже с своей собственной религиозной литературой. Они не только свободно строили в Поволжье и в Сибири свои мечети и заводили при них свои школы, пользуясь в них подаренным им при Екатерине печатным Кораном, но еще успели выхлопотать указ о переводе в Казань станков петербургской азиатской типографии, которая с 1802 г. стала снабжать все татарские селения в России целой массой мухаммеданских религиозных книг. Прежде для получения религиозного образования мухаммеданину нужно было ехать в Стамбул или Бухару, оттуда же получались и все нужные татарские и арабские книги; теперь все это явилось под рукой, в Казани, которая сделалась таким образом настоящим центром мухаммеданского образования. Открытие библейского общества и появление на татарском языке христианских книг не только не помешало деятельности татарской типографии, но еще усилило ее энергию. Мухаммеданство оживилось, получило для себя прочную опору и в скором времени развило со своей стороны даже собственную пропаганду между крещеными татарами и др. инородцами Поволжья. Более полные результаты его оживленной деятельности и влияния обнаружились уже в следующее царствование, ровно через столько времени, сколько нужно было для того, чтобы подросло новое поколение татар, воспитавшихся при новых благоприятных для них условиях: в 1827 г. открылось первое массовое отпадение крещеных татар от церкви, в котором приняло участие до 138 деревень. Но в меньших размерах случаи таких отпадений были еще и при Александре I, – в 1802 г. в нижегородской епархии, в 1808 в нижегородской и казанской, в 1811 и 1824 в казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОНИСИФОР (БОРОВИК) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Онисифор (Боровик) ( 1769 - 1828 ), архиепископ Екатеринославский, Таврический и Херсонский . В миру Боровик Онисим, родился в 1769 г. в Могилевской губернии, в семье духовного звания. Окончил Могилевскую духовную семинарию . В 1788 г. рукоположен во священника . В 1789 г. поступил в армейское духовенство. В 1796 г. возведен в сан протоиерея . С 1800 г. - благочинный . С 1808 г. - старший благочинный в армии. В 1792 - 1813 гг. участвовал в походах и действительных сражениях. В 1813 г. - духовник в последних минутах жизни Кутузова . 25 августа 1813 г. пострижен в монашество митр. Филаретом Московским в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры . Представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию. 22 февраля 1814 г. хиротонисан в Казанском соборе во епископа Вологодского и Устюжского . 28 ноября 1827 г. перемещен на Екатеринославскую кафедру . 24 декабря 1827 г. возведен в сан архиепископа . Скончался 20 апреля 1828 г. Погребен в Самарском Николаевском Запорожском монастыре. До своего архиерейства Онисифор вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах, участвуя в польской кампании, в кампании против французов (1805, 1806 гг.); против турок (1807 г.), а затем в кампании 1812 г. " Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно " , - так гласила полковая аттестация о его работе. По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк с тем, чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.

http://drevo-info.ru/articles/11671.html

Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

Согласно этой воле, архитектор Диммерт составил рисунок постоянного иконостаса, а мастер, охтенский поселянин Федор Лукин взялся поставить иконостас к 1 августа за 1300 руб. сер. Иконы для иконостаса написаны были воспитанником 1 гренадерской роты Прокудиным. 16 августа по Синодскому указу последовало соизволение государя на освящение церкви дворянскаго полка, и 24 числа того же месяца она была освящена Петропавловского собора протоиереем Иоакимом Кочетовым. Антиминс священнодействован 16 февраля 1847 г. преосвященным Нафанаилом, епископом ревельским, и подписан митрополитом Антонием. На церковь ежегодно отпускается 214 руб. 82 коп. сер. Кроме хора певчих из воспитанников, есть певчие из музыкантов и кантонистов, на обучение которых дается регенту пособие в 50 руб. сер. К достопримечательностям церкви принадлежат: - две иконы Богородицы - Тихвинская и Знамения, переданные в 1800 г. из Волынской церкви; последняя икона есть точный список с Новгородской, сделанный в 1750 г.; - икона св. царицы Александры, работы академика Тимофея Андреевича Неффа, устроенная воспитанниками Павловского кадетского корпуса, в память великой княгини Александры Николаевны; - икона св. ап. Павла, работы Тютрюмова, преподавателя живописи в корпусе, на память об основателе корпуса императоре Павле I; - икона св. Петра, митрополита московского, дань усердия офицеров на память о бывшем директоре Петре Александровиче Языкове; - знамя, при котором рескрипт императора Николая I: «Всемилостивейше жалуя военно-сиротскому дому препровождаемое при сем знамя повелеваем сообразно с воинским уставом, освятя оное… употребить на службу. Мы надеемся, что сей знак Монаршего нашего благоволения усугубит ревность молодых дворян к приготовлению себя стать на поле чести верными и храбрыми защитниками престола. Дан в лагере под Красным селом июля 21 дня 1827 года»; - черные мраморные доски с именами убитых на войне. Метрические книги ведутся с 1791 г. Штат причта при устройстве заведения состоял из священника, диакона, 2 псаломщиков и пономаря. В 1800 г. на диакона возложено преподавание закона Божия в низших классах; в 1830 г. пономарь исключен из штата, а потом и один из псаломщиков. Ныне причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Причт пользуется казенною квартирою с отоплением и освещением. Церковный доход причта простирается до 400 руб. сер. К числу доходов принадлежат проценты с 2428 руб., положенных Киндеревым и Державиным за поминовение рода их. Приход церкви составляют начальство и служащие в корпусе с их семействами, воспитанники и служители.

http://sobory.ru/article/?object=11213

Платона – первый систематический курс, долго служивший руководством в духовных школах. С конца XVIII же столетия начали появляться первые труды знаменитого русского историка и археолога Евгения Болховитинова : «Жизнь св. Тихона Воронежского» (1796), «О древнем богослужебном пении и особенно пении Российской церкви», «Описание Воронежской губернии» (1800), исследование о папской власти (1800), «Историческое изображение Грузии» (1802), «О соборах Российской церкви» (1803), «О духоборцах» и «Историческое обозрение духовных училищ», напечатанное в I т. Истории Российской иерархии. Преобразование духовных школ еще более оживило духовную науку и церковное витийство. В первое время по преобразовании главными деятелями на поприще проповедничества оставались еще питомцы старой духовной школы, – викарий Платона Августин, Амвросий Протасов Тульский, потом Казанский и Тверской († 1831), ученый Ириней Фальковский, оставивший до 1300 проповедей, и другие. По русской истории самым капитальным трудом был совместный труд ректора новгородской семинарии Амвросия Орнатского (после епископа Пензенского, – † 1827) и Евгения: «История Российской иерархии» в 6 частях (1807–1816 гг.) – необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Одно время в начале своей деятельности он принимался было за составление полной систематической русской церковной истории, но, вероятно увидав, что за такой труд еще рано приниматься, оставил его в рукописи недоконченным. Во всех епархиях, где он служил: в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве – везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так, появились его «Разговоры о древностях Новгорода», материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статья о пермских древностях, «История княжества Псковского», «Летопись Изборска», «Описание Киево-Софийского собора» и Киево-Печерской лавры и другие; много лет он работал над составлением своих знаменитых «Словарей российских писателей» 47 светских и духовного чина. Он вел обширную переписку и сношения почти со всеми русскими учеными и библиографами, и с известным тогдашним меценатом русских ученых графом Н.П. Румянцевым. Его заметками о Кормчей пользовался в своем «Обозрении Кормчей» барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были грамоты кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбского, Хождение Даниила и другие. Ученые общества, университеты, академия наук наперерыв приглашали его в число своих членов. Сперанский считал его в свое время первым русским историком, как Филарета первым русским богословом и проповедником. Филарет Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Орнатский Андрей Антонович; 1778 г., погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.- 26.12.1827, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саратовский. Род. в семье диакона Рождественской ц. Череповецкого у. С нояб. 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском ДУ, затем - в Александро-Невской ДС, переименованной в 1797 г. в академию, к-рую окончил в 1800 г. Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской ДС. 16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 авг. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 9 февр. 1808 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректором Новгородской ДС. В сент. 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев новгородский муж. мон-рь с оставлением в должности ректора. 27 марта 1812 г. назначен настоятелем Новоспасского московского мон-ря . Награжден св. Анны орденом 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских мон-рей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы франц. войсками (см. Отечественная война 1812 г. ). 12 марта 1816 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 9 нояб. 1819 г. переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру. В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу имп. Александру I Павловичу . В янв. 1825 г. А. подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сент. 1825 г. поселился в Кирилловом Белозерском мон-ре , где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии. Скончался после тяжелой болезни. Погребен 31 дек. 1827 г. на паперти Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/114396.html

Козловка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначальное название села - Верхние Острожки (острог, сторожа), оно основано около 1720 года. Полвека спустя стало называться Козловкою, по переселенцам из города Козлова, или Шиповою Козловкою, поскольку лежит у отрогов Шилова леса. Самое раннее упоминание о сельской церкви относится к 1778 году, когда сгорела деревянная Никольская церковь. 12 июня священнику Иоанну Прокопьеву была выдана грамота на построение новой деревянной церкви на прежнем месте. Деревянная церковь в Козловке не раз упоминается в документах конца XVIII - начала XIX веков. Иоанн Прокопьев, первый из известных нам священников Козловки, умер в 1782 году, ему был 81 год. Прихожане чтили память и сберегали могилы своих пастырей Артемия Захарова (1766-1846), служившего с 1792 года, и Ивана Дмитриевича Козловского, умершего в 1846 году в глубокой старости. С 1800 года в Никольской церкви служил протоиерей Исайя Васильевич Лебедянский, выходец из Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Трое его сыновей - Павел, Петр и Стефан - обучались в Воронежской семинарии. В бурсе им изменили фамилию, и братья превратились в Лебедевых. Особую известность приобрел Павел Исаевич Лебедев (1805-1865). В 1827 году он окончил Киевскую духовную академию, полтора десятилетия был учителем гимназии в Харькове, а затем перешел на университетскую кафедру богословия, где читал лекции по логике, психологии, церковному праву и законоведению. Примерно в 1822 году Исайя Лебедянский переехал в соседнюю слободу Бутурлиновку, где и жил до конца своих дней. На его место в Козловку прибыл Порфирий Серебрянский (1780-1828), сын которого, Андрей, стал поэтом и другом Алексея Кольцова. Такое перемещение связывается с началом строительства в центре села каменной Успенской церкви. Руководить этими работами и призвали более энергичного отца Порфирия. Еще в 1821 году из-за ветхости Никольской церкви доверенные лица прихожан Иван Золотилин и Михаил Сустретов испросили у воронежского епископа Епифания разрешение на возведение новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту им выдали 17 февраля 1822 года. Летом того же года начались строительные, работы, продолжавшиеся пятнадцать лет. В 1827 году был освящен придел во имя чудотворца Николая и в нем стали совершать службы, а старую церковь разобрали. На прежнем месте осталась деревянная часовня с покосившимся куполом в окружении надгробных крестов и памятников. Новая просторная церковь строилась в центре села. В плане она имела вид продолговатого креста с объемным куполом. В ней существовали три придельных алтаря: уже упомянутый - во имя чудотворца Николая, во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя целителя Пантелеимона. По главной оси храма за трапезной стояла колокольня, устремленная своим шпилем выше купола.

http://sobory.ru/article/?object=57975

Большой Двор (Мороцкое). Храмовый комплекс Мороцкого прихода. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1726 и 1827. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, д. Большой Двор, кладбище (предположительно) Координаты: 58.711769, 37.720799 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая церковь в с. Мороцком построена в 1786 г. Деревянная, холодная, обшита тёсом, внутри стены потёсаны, большая часть крыши деревянная, меньшая - железная, на церкви 1 большая глава. Престолы в честь Св. Троицы, свт. Николая Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая церковь - Успенская, построена в 1827 (1822?) г. Каменная, тёплая, украшена настенной живописью, на церкви 1 большая глава и 4 малых. Престолы в честь Успения Пресвятой Богородицы, вмч. Георгия Победоносца. Колокольня в 5 ярусов. Ограда вокруг церкви каменная, из булыжника тёсанного, с таковыми же столбами и железными решётками между ними, общая длина 116 саж., сооружена в 1906 г. В собственности церкви имелись: сторожка при церкви (около 1850 г.), 2 амбара, дровяник (1909 г.); сарай бревенчатый (1915 г.). В пожаре 17 июня 1914 г. сгорели: часовня, сторожка, дровяник. В д. Шепелеве, в 3 в., располагались: церковно-школьный дом (1898 г.), церковная сторожка (1914 г., перестроена из бывшего жилого строения). Часовни: 1) при церкви, бревенчатая, построена около 1890 г., обшита тёсом снаружи и изнутри, покрыта тёсом, без окон; 2) в д. Григорьеве (3 в.), построена около 1800 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть - столбы, обшитые тёсом, досчатое крыльцо; 3) в д. Никулине, в 2 в., построена в 1900 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть (тамбур) - столбы, обшитые тёсом; 4) в д. Язике (?), построена около 1786 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта железом, иконостас, паперть бревенчатая, обшита тёсом; колокольня над папертью и крыльцо при ней - столбы, обшитые тёсом. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57321

В деревне Нюхчезерской имеется приписная Николаевская церковь, устроенная в 1856 г. на казенные средства и освящённая 25 февр. 1864 г., и часовня. Для обучения детей имеется школа грамоты. Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 3 десятины земли и получает с 1 янв. 1895 г. жалованья 392 рубля. Доходы же крайне малы. Это последнее обстоятельство, вместе с отдалённостью и глушью прихода, были причиной того, что здесь причт очень часто менялся. Мало того: бывали целые годы, когда приход этот оставался без священника, что, кажется, послужило благоприятным условием для проникновения сюда раскола, которым заражены очень многие из прихожан. Теперь же с увеличением жалованья есть основание надеяться, что описываемый приход не будет подолгу оставаться без священника, и приверженность к расколу постепенно будет ослабевать. Составлено по клировой ведомости 1894 г. Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 31-32. В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню». Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось.

http://sobory.ru/article/?object=60729

Далее записано: «часть мощей св. великомученика Феодора Стратилата пренесена из Софийского собора в 1800 году, при митрополите Гаврииле новгородском, – архимандритом Карпинским; в том же году покуплены сосуды серебреные и евангелие у Гавриила митрополита из Софийского собора. Колокольня построена в 1804 году при митрополите Амвросии, и церковь Знамения Богородицы поправлена и освящена в же году». До 1804 года колокольня была деревянная на двух столбах. К нынешней колокольне в 1836 году пристроены сторожка и кладовая каменные, из коих первая, по случаю устроения новой лестницы в верхнюю церковь , в 1850 году обращена в паперть для нижней церкви, а кладовая в сторожку. До 1827 года главы обиты были деревянною чешуею, а с 1827 года листовым железом. Кровля на церкви до 1837 года была покрыта тесом, а с 1837 года листовым также железом. К Феодоровской церкви была приписана каменная церковь Иоанна Предтечи, принадлежавшая к бывшему Росткину женскому монастырю и находившаяся до 1848 года в Предтеченской улице между Легощею и Забавскою 499 . От ней, кроме утвари, досталось Феодоровской церкви земли 132 десятины 2082 сажени. Церковь Феодора Стратилата двуэтажная, построена в виде квадрата с тремя на восток полукружиями. В верхнем этаже помещается настоящая церковь Феодора Стратилата с приделом Феодора Тирона, устроенным в ее диаконике, а в нижнем этаже придел в честь Знамения пресв. Богородицы. Длиною церковь со вне без паперти и полукружий 6 саж. 2 арш. 2 вершка, а шириною в 7 саж. без ½ арш. Длина паперти, над которою устроена колокольня, в 2 саж. 2½ аршина. С восточной стороны на трех полукружиях по два окна, из коих одно вверху, а другое внизу. Кроме того в диаконике с южной стороны в придельном предалтарии еще одно окно. Украшения полукружий состоят из сухариков под карнизами, а у диаконика вкладен каменный крест с обычными изображениями слов. На южной сторон четыре выступа с тремя полукруглыми впадинами, три окна вверху, – четыре внизу и два так-же внизу под колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010