Николаевский Лебединский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Лебединский Свято-Николаевский монастырь — православный женский монастырь Черкасской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Обитель находится в 5 км к востоку от села, у р. Гептурки (по местному преданию, название дано в память бывшей здесь битвы казаков с турками, во время которого казаки «гепали турка», т.е. били турок). «Основан сей монастырь и отстроен по благословению Киевских митрополитов Гавриила и Самуила на средства доброхотно-дателей и бывшего местного владельца князя Ксаверия Любомирского монахинями молдавского Свято-Успенского Калатурского монастыря Магдалиною, Трофилиею, Дариею и Феврониею в период времени с 1779 по 1784 год», – гласит ведомость 1893 г. Ввиду отсутствия сведений о Калатурском монастыре, историки предполагают, что речь идет об Успенском Каларашевском монастыре (в бывшем Сорокском уезде Бессарабии) или Благовещенском Каратурском ските (бывший Оргеевский уезд). С 1859 г. при обители действовало училище для девочек из семей белого духовенства, преимущественно сирот. В 1929 г. монастырь закрыли и отдали под сельхозкоммуну, с 1934 г. в нем размещался детдом, для которого был построен ряд дополнительных сооружений. В 1941 г. детдом эвакуировали, а монастырь возродился, в 1961 г. его вновь упразднили и отдали туберкулезной больнице, в 1972-1997 гг. его занимал детский дом-интернат. С 1992 г. обитель возрождается. Бремя больших трудов по ее восстановлению доблестно несла с 1993 г. до самой кончины игумения Валентина (Цветкова), погребенная в 2003 г. у южного придела Свято-Николаевского храма. В обители местно почитается память Лебединских игумений прмцц. Смарагды (†1929) и Валентины (†1944), пострадавших от богоборцев. Описание [ править править код ] В 1779-1784 гг. в Лебединском монастыре построили деревянный храм свт. Николая Мирликийского, в 1798-1800 гг. его заменили более просторным, 2-престольным (2-й престол – в честь свв. правв. Захария и Елизаветы), также деревянным, на стыке 50-60-х гг. XIX в. – перестроили (со временем он был обложен кирпичом), в 1883-1884 гг. в нем устроили 3-й престол (Успения Пресвятой Богородицы). В 1780-1784 гг. возвели теплый деревянный храм св. вмц. Варвары, в 1839-1844 гг. его заменили каменным, освящение которого совершил митрополит Киевский свт. Филарет (Амфитеатров); в 1866-1867 гг. храм перестроили, он стал 3-престольным: главный придел – Вознесения Господня, правый – св. вмц. Варвары, левый – свт. Митрофана Воронежского. В 1830-х гг. построена каменная ограда с надвратной 3-ярусной колокольней (колокольня, по разным данным, датируется 1827, 1833, 1832-1838 гг.); высота колокольни составляла 34 м, но на сегодня уцелела лишь нижняя часть. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_Л...

Онега. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В состав прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой. В 1601 г. в приходе было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, построенный в 1597 г. В писцовых книгах 1621 и 1622 г.г. указывалось, что в Устьенской волости (названа по своему местонахождению в устье реки Онеги) было 22 крестьянских дома, 3 церковнослужительских, 6 келий, дом священника на погосте был сожжен и разорен литовцами. В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексия Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю. В 1683 г. был построен новый Никольский храм, в 1695 г. - соборный Успенский храм. Волость оставалась во владении монастыря до 1765 г., когда была причислена в состав Новгородской губернии, в 1776 г. переведена в состав Архангельской губернии, в 1780 г. Усть-Онежское селение переименовано в уездный город Онега. 19 июня 1827 г. оба храма сгорели от удара молнии. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм был двенадцатиглавый и имел 30 углов. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный Иоанно-Предтеченский придел. Сгоревшие храмы были уже ветхими. Строительство каменного двухэтажного Свято-Троицкого храма и каменной колокольни началось на средства в размере 8000 руб. асс., пожалованные по указу Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования. Строился храм очень долго. Сначала в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила, затем главный Свято-Троицкий храм - 17 мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом. 2 июля 1837 г. был освящен придел в честь Николая Чудотворца в трапезной нижнего храма. Онежский собор, называвшийся до пожара Успенским, стал именоваться Свято-Троицким. 28 ноября 1848 г. во время совершения литургии в нижнем Михайло-Архангельском храме, по неизвестной причине, случился пожар в колокольне, вследствие чего все деревянное строение как в колокольне, так и в верхнем Троицком храме сгорело, купол колокольни обвалился, колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма были спасены, в верхнем же храме все сгорело. Восстановление верхнего храма шло очень медленно, так что он вторично был освящен в 1860 г. На городском кладбище находился каменный храм во имя св. Лазаря. Ему предшествовал одноименный деревянный храм, построенный в 1788-1791 г.г., освященный в 1791 г. и сгоревший 24 мая 1884 г. На строительство каменного храма израсходовали 3000 руб. из церковной казны и 8000 руб. пожертвований. Несмотря на пожар 1886 года, когда многие лишились своих домов, горожане принимали деятельное участие в строительстве храма. Храм был освящен 10 декабря 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЕРДЛОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Крестовоздвиженский храм в с. Свердлово, 1 июня 2012. Фото Выгулова Н.В. с сайта sobory.ru Каменная церковь в селе Свердлово была построена в 1800 году на площади в центре села вместо обветшавшей деревянной церкви силами прихожан крестьян, местных помещиков и торгово-промышленных людей. До 1825 года в ней было два престола: в настоящей - во имя Воздвижения, а в правом приделе (холодном) - во имя апостола Иоанна Богослова. В 1827 году освящен и левый придел - великомученика Димитрия. По сведения 1842 года приход состоял из 412 дворов: 1424 мужчины и 1657 женщин. Церкви принадлежали: каменная лавка и две часовни, из которых одна - каменная, в ограде (построенная в 1814 году) - служила для помещения ветхих икон, а другая - деревянная Успенская (в пяти верстах к северо-востоку). В 1883 - 1884 годах церковный участок был обнесен белокаменной с художественной металлической решеткой оградой в псевдорусском стиле, на на юго-западном углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского , на северной и южной сторонах возведены трехпролетные ворота. С южной стороны к храму примыкала базарная площадь, с восточной и северной — присутственные, административные учреждения, а вдоль западной пролегал оживленный тракт Корчево - Завидово - Клин. На рубеже XIX - XX веков в храме произведены крупные реставрационные работы. В первые годы XX века храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский . Отец Иоанн соборно со священниками церкви совершил Божественную литургию и обратился к многочисленным прихожанам с проповедью, в которой сказал, что Крестовоздвиженская церковь " будет стоять и славословить Имя Божие до конца мира " . В 1930-е годы был расстрелян настоятель храма отец Павел, отправлены в ссылку прихожанки, бывшие насельницы закрытых монастырей.

http://drevo-info.ru/articles/23286.html

Иоасаф, архиепископ Могилевский и Витебский (Сретенский) Родился в 1768 году в семье духовного сословия. Образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1795 году пострижен в монашество, затем рукоположен во иеромонаха. С 14 мая 1796 года – игумен Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. В 1798 году возведен в сан архимандрита Нило-Столобенской пустыни. В 1799 году назначен благочинным над монастырями. С 1 марта 1800 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, префект ростовских церковных училищ и благочинный над монастырями. С 1802 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 24 октября 1808 года переведен в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь и назначен ректором Тверской духовной семинарии. 21 ноября 1810 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 6 июля 1813 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 7 июля 1821 года возведен в сан архиепископа Могилевского и Витебского. Скончался 1 марта 1827 года. Архиепископ Иоасаф был хорошим юристом. Он прекрасно разбирался во всех существовавших тогда законах и строго следил за точным их исполнением. С большим вниманием относился он к духовному образованию, лично наблюдая за преподаванием в духовных училищах своей епархии. В 1817 году им преобразована Смоленская духовная семинария. В 1819 году по его инициативе был открыт епархиальный комитет Библейского общества. Архиепископ Иоасаф отличался представительной внешностью. Это был величественный старец с большой лысиной и длинной седой бородой. Эта величественность сочеталась с той торжественностью, с какой архиепископ Иоасаф совершал богослужения. Преосвященный Иоасаф любил и торжественные выезды. Куда бы он ни ехал, его поездка сопровождалась колокольным звоном, а сам он восседал в раззолоченной резной карете. Литература: Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728–1868 гг.)/Составитель Иван Сперанский. – Смоленск, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) - 13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г., по другим данным - в 1673 г.) - перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен " столб-часовня " . Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края. В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия - 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г.), а также две ризы. В 1824 г. А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна». С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. - штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка) принадлежало имение «Красное». Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу. Высота церкви составляет немногим более 24 м, ширина и длина - 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов - одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого - с Крестом в руках, над ними - пирамиды высотой 120 см.

http://sobory.ru/article/?object=00013

Через двадцать четыре года (в 1786 году) его опять поправлял епископ Дамаскин: тогда каменные главы сняты и в дальнейшем они были сделаны из железа, крыша перекрыта, заделаны расщелины в стенах, а внутри были совершены различные переделки. Епископ Павел также поправлял его в 1797 году, к приезду императора Павла I, и наконец архиепископ Вениамин II в 1800 году переделывал главы и крышу. Но, несмотря на все эти поддержки, ветхость собора усиливалась более и более; в своде оказались сильные трещины, вследствие чего в первой четверти XIX в. служение в соборе прекратилось. Преображенский храм был одним из замечательнейших памятников церковного зодчества, господствовавшего в России в первой половине XVII столетия. Лекоент де Лаво видевший его в 1827 году, говорит: " Весьма достойно сожаления, что нельзя посредством исправлений сохранить сие здание, сколько замечательное по своей архитектуре, столько ж славное по своей огромности " . Смета на строительство нового храма была утверждена императором Николаем Павловичем уже при епископе Афанасии в 1829 году. Старый храм был разобран и положен первый камень в основание нового храма на том самом месте, где стоял храм, воздвигнутый Константином Васильевичем. Четвертый Спасо-Преображенский собор был начат в 1830 и кончен в 1834 году. Строительство собора было произведено по проекту архитектора Ефимова на счет казны и стоило более 300 000 рублей. Новый собор находился на месте второго собора и устроен по образцу третьего собора, но превосходил его размерами. Это был четырехугольный в плане, с пятью большими главами, несколько сжатыми к низу. Внутри собор имел восемь четырехугольных столбов под белый мрамор и украшен стеной иконописью живописцами мастерской Железнова (1837г.) Иконостас, со всеми святыми иконами, был перенесен из прежнего собора и поставлен с небольшими изменениями и подновлениями. В собор были перенесены все иконы старинного письма из старого собора. В нижнем ярусе их было восемь: на правой стороне от царских врат - Спасителя, Преображения, Троицы и Вознесения; на левой - Иверской.

http://sobory.ru/article/?object=24304

Самое раннее дело, касающееся раменского прихода датируется 1770 г. и повествует о сгоревшей в феврале месяце деревянной церкви. Вновь храм был выстроен в 1774 г. В 1800 г. в храм выслан взамен старого новый антиминс. Через два года храм обокрали, украдены были церковные деньги. В 1805 г. храм обшили новым тёсом, а в 1827 г. был заменён тёс на кровле церкви.  1835 г. – делаются первые шаги по строительству новой церкви, пожертвованы первые деньги. 1837 г. – к скопленной при церкви сумме добавляется ещё одна тысяча рублей. В том же году причт, видимо решив начать постройку храма, просил консисторию разрешить выстроить небольшую часовню, где бы и проходили службы пока строится новая церковь. Но судьба распорядилась иначе – 16 июня 1837 г. церковь сгорела. В том же 1837 г. было начато строительство новой. По свидетельству священника с. Раменье Алексея Завьялова церковь освятили 12 марта 1839 г. Но и после дважды в 1838 и 1840 годах выдаётся сборная книга. В 1843 г. престол снова освящают. Крестообразная на плане деревянная церковь с восьмигранным куполом с шатровым верхом, церковь будет украшать село Раменье вплоть до 1980-х гг. Дважды за первые послестроительные годы причт просил возобновить церковный иконостас. Это случалось в 1843 и 1846 гг. Видимо иконостас был вынесен из старой церкви. Хотя священство храма в описи древних вещей Никольской церкви сделало запись о том, что храм дважды горел и поэтому ничего древнего в нём не сохранилось. Упомянут лишь из древних вещей «Образ Святителя и Чудотворца Николая длиною и шириною 8 вершков в серебряной ризе с таковым же венцем 84 пробы, весу в нем 1 и 63 фунта». Написана была икона в 1720 г. и на ней была подпись «Писал сей образ Лаврентий Трифонов». 1848 г. – причт просит разрешения перестроить отдельностоящую колокольню. Буквально через год следует прошение о дозволении перелить колокол. 1852 г. в Никольскую церковь выдаётся новый антиминс. 1853 г. – причт принимает решение устроить в храме тёплый придел во имя святого Александра Невского. На эти цели выдаётся сборная книга. В 1856 г. придел был готов к освящению и освящение было проведено.

http://sobory.ru/article/?object=10593

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Никифор Феотокис родился на Керкире в 1732 году либо, согласно другим исследованиям, в 1736 г. Изучал в Италии математику, философию и теологию. В 1762 году был рукоположен иеромонахом с именем Никифор. Руководил Афонской школой, введя в процесс обучения физико-математические науки и опыты. 6 августа 1779 года он по приглашению Евгения Вульгариса приезжает в Россию и становится архиепископом г. Полтавы. Умер Никифор Феотокис в 1800 году, или, согласно другим источникам, в 1805 г. Особенно значимыми являются его работы «Послание для раскольников» и «Речь к Императрице Екатерине». В мае 2006 года на нашем острове прошло важное научное и церковное собрание, посвященное личностям Евгения Вульгариса и Никифора Феотокиса, организованное нашей Митрополией и Международной Церковно-научной исторической Конференцией. Для нас явилось особой радостью, что конференция была организована вместе с Русской Церковью, где эти два просветителя служили Церкви и несли свет, являя прогрессивность православной мысли и сохраняя преемственность Церквей. В 2005-2006 гг. у нас также была возможность принимать у себя русскую делегацию в дни торжественных мероприятий в честь святого Федора Ушакова. В те дни на остров пришел большой десантный корабль для участия в праздничных мероприятиях русско-греческой дружбы, посвященных святому Федору Ушакову, русскому адмиралу, канонизированному Русской Православной Церковью за свои подвиги и благочестивую жизнь. В XVIII веке, будучи командующим Черноморским Флотом, он дважды победил турецкий флот и спас Керкиру от османского разорения, а так же заложил основы Конституции Республики Эптаниса (Семи Островов). Россию и Керкиру объединяет ещё одна личность — Иоаннис Каподистрия. Иоаннис Каподистрия  родился на Керкире и носил титул графа. Он был первым Президентом нового Греческого государства. Связи с Русским Двором у него появились с того момента, как он стал Секретарем иностранных дел и торговли Республики Ионических Островов. В 1807 году он уезжает в Россию. И там, благодаря своим способностям, становится Министром иностранных дел при царе. Когда в Греции началась освободительное восстание в 1821 году, Каподистрия убеждал царя Александра I начать войну с Османской Империей. Его вклад по освобождению родины был столь значителен, что 3 апреля 1827 года на национальном собрании в Трезене он был избран Президентом Греции.

http://patriarchia.ru/db/text/204050.htm...

Набеги происходили регулярно: монастырь воспринимался не столько местом монашеских подвигов, сколько опорным пунктом русского влияния в регионе. Расцвет обители связан с игуменом преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он соорудил трапезную Благовещенскую церковь, расширил Успенский собор, прокопал далее монастырские пещеры. Всего за семь лет – в 1558–1565 годы – были воздвигнуты вокруг монастыря каменные стены, что являлось редкостью в те времена. В 1570 году обитель-крепость посетил царь Иоанн Грозный. Охваченный «манией вездесущей измены», он не принял игуменского приветствия и, согласно преданию, тут же, у врат монастыря, обвинил Корнилия в государственной измене (в частности, в укрывательстве беглого князя Андрея Курбского) и привел смертный приговор в действие. Правда, как это часто бывало, царь в это же мгновение раскаялся и понес тело убиенного игумена в Успенский собор. С того дня путь от надвратного Никольского храма до Успенской церкви именуется «Кровавой дорожкой». Каменные стены весьма пригодились и служили обороне вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году. Обитель выдержала осаду польского короля Стефана Батория (1581), шведского короля Густава II Адольфа (1611–1614, с перерывами) и шведского короля Карла XII (1703). В 1758–1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь, в 1792–1800 годах построена церковь в честь Лазаря Четверодневного , в 1815–1827 годах – Михайловский собор в память избавления Пскова от наполеоновских войск, в 1870 году устроена Сретенская церковь. С 1785 по 1824 годы в обители подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, находившийся «как бы совершенно мертвым» трое суток. В 1822 году с ним беседовал император Александр I. Лихое столетье В 1920 году Печерская обитель по Тартускому мирному договору была отнесена к Эстонии и пребывала ее частью до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Этот факт – в иных случаях весьма скорбный – на самом деле сохранил обитель от антирелигиозных гонений и разрушений большевистской власти.

http://pravoslavie.ru/101290.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010