В поздних строениях данной группы памятников (начиная с первых десятилетий XIX в.) перекрытия светового барабана упрощаются, сам барабан нередко приобретает кубическую форму, а четверик - форму равностороннего креста. В 1800-1822 гг. в Орле была построена ц. Рождества Христова, ставшая в 1848 г. собором переведенного на новое место Введенского женского мон-ря. Над крупными прямоугольными рукавами креста с пологими двускатными кровлями в центре возвышался большой восьмерик, увенчанный одной главой. Храм перестроен в 50-х гг. XIX в. в русско-визант. стиле, восьмерик и колокольня получили луковичные завершения купола, а трапезная расширена. Особенное конструктивное решение отличает Введенскую ц. (1772-1800) в Болхове. Над сравнительно небольшими прямоугольными рукавами креста с пологими двускатными кровлями в центре возвышается небольшой кубический четверик, увенчанный главой, завершающийся на востоке квадратной апсидой и вытянутой прямоугольной трапезной. План сооружения имеет вид латинского креста. Отдаленные аналогии встречаются в западноевроп. архитектуре, где центральный неф мог пересекаться с поперечным и венчался световым барабаном. К этой типологической группе памятников относится ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (1774-1777) - небольшой кирпичный храм типа восьмерик на четверике; трапезная со Скорбященским и с Казанским приделами и невысокая квадратная в плане колокольня пристроены в 1827 г. (тогда храм приобрел классический декор). По этому типу была построена Христорождественская ц. (1803) в с. Путимец Орловского у.; зодчие отказались от завершения четверика полукруглым фронтоном, использовали лаконичный классицистический декор, а также характерные квадратные окна в верхнем свете четверика. Мотивы барочного декора мастера еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Рыбного) в Орле. Эта типологическая линия долго существовала в архитектуре орловской провинции. Так, в 1898-1899 гг. при казармах 51-го Черниговского драгунского полка была построена гарнизонная Покровская ц., в которой полковым священником служил исп. Митрофан (впосл. архим. Сергий (Сребрянский)) (разрушена в 50-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Платона — первый систематический курс, долго служивший руководством в духовных школах. С конца XVIII же столетия начали появляться первые труды знаменитого русского историка и археолога Евгения Болховитинова: «Жизнь св. Тихона Воронежского» (1796), «О древнем богослужебном пении и особенно пении Российской церкви», «Описание Воронежской губернии»(1800), исследование о папской власти (1800), «Историческое изображение Грузии» (1802), «О соборах Российской церкви» (1803), «О духоборцах» и «Историческое обозрение духовных училищ», напечатанное в I m. Истории Российской иерархии. Преобразование духовных школ еще более оживило духовную науку и церковное витийство. В первое время по преобразовании главными деятелями на поприще проповедничества оставались еще питомцы старой духовной школы, — викарий Платона Августин, Амвросий Протасов Тульский, потом Казанский и Тверской († 1831), ученый Ириней Фальковский, оставивший до 1300 проповедей, и другие. По русской истории самым капитальным трудом был совместный труд ректора новгородской семинарии Амвросия Орнатского (после епископа Пензенского, † 1827) и Евгения: «История Российской иерархии» в 6 частях (1807-1816 гг.) — необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Одно время в начале своей деятельности он принимался было за составление полной систематической русской церковной истории, но, вероятно увидав, что за такой труд еще рано приниматься, оставил его в рукописи недоконченным. Во всех епархиях, где он служил: в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве — везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так, появились его «Разговоры о древностях Новгорода», материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статья о пермских древностях, «История княжества Псковского», «Летопись Изборска», «Описание Киево-Софийского собора» и Киево-Печерской лавры и другие; много лет он работал над составлением своих знаменитых «Словарей российских писателей» («Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», 1818, 1827 исп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

186 Павел Як. Озерецковский, родственник митрополита Амвросия, перешёл в СПб. из Коломенской епархии и в 1796 г. определён был законоучителем в академию художеств. В 1797 г. назначен полевым обер-священником и членом Св. Синода; в 1799 г., по докладу Св. Синода, награждён митрой и крестом, каковые и возложены на него, в назначенный Государем день, 4 Декабря, в придворной Гатчинской церкви, в Высочайшем присутствии. В 1800 г. переименован обер-священником военного и флотского духовенства, при учреждении этой должности в том году (Полн. Собр. Зак. 4 апр. 1800 г. 19369 и 22 апр. 19.398). Бывший Обер-Прокурор Св. Синода Яковлев говорит в своих записках, что митр. Амвросий, поссорясь с тем обер-священником, уговорил сочленов своих подписать жалобу на него к Государю Императору и дабы его из Синода исключить. Узнав о том заговоре, обер-священник Озерецковский претерпел удар и вскоре от того умер. (Зап. Яковлева, ркп.). Озерецковский скончался 12 Мая 1807 г. 187 По поводу этого назначения Московский митрополит Платон писал к своему викарному, преосвященному Августину, «что новый обер-священник не уступает предшественнику, этому я не удивляюсь. С другим характером человек и не занял бы такого места. Это Бог попускает за наши грехи зато, что мы стараемся больше о своих делах, чем о делах Божиих. Но, по благости своей и по премудрости, Бог обыкновенно обращает иногда и самоё зло в добро, если мы образумимся». (Письма митр. Платона. М. 1870 г. письмо 55, стр. 125). 188 А. Торопогрицкий проходил священнослужительскую службу в армейских и гренадерском полках. С 1806 г. был священником Преображенского Собора; в 1808 г. возведён в протоиереи; в 1812–1814 г. участвовал в походах и, в бытность Государя за границей в 1813 г., был его «полевым» духовником. (Русс. Арх. 1891 г., стр. 131). В 1824 г. уволен от Малой церкви, с оставлением обер-священником Главного Штаба, в 1827 г. 21 Янв. уволен от службы, с сохранением всех окладов. 189 За дом Кочерова заплачено 106.640 р., в том числе 75.000 из сумм Комиссии (процентной церковной суммы) и 31.640 из запасных сумм семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Благочинный иеромонах Дамаскин происходил из дворовых людей князя Куракина; отец его был управляющим имением князя. Поступил он в Валаамский монастырь при о. игумене Назарии; в 1789 г. пострижен здесь в монашество; в том же году посвящен в иеродиакона и в 1793 г. в иеромонаха. В 1800 г. определен строителем в Коневский монастырь и, по желанию, снова возвращен на Валаам. С 1806 г. до самой кончины исправлял должность благочинного над монастырями Валаамским, Коневским и Введенско-Островским и Ондрусовской пустынью; кроме того, проходил должности ризничего и письмоводителя. Одно исчисление должностей, лежавших на о. Дамаскине, показывает его неутомимую деятельность; и в самом деле он не знал праздности, этого корня всех пороков; уже в глубокой старости целый день трудился он то по письменной части, то занимаясь шитьем пелен из маленьких шелковых лоскуточков, не пропуская при том ни одной церковной службы. Он был первым помощником настоятеля по всем частям, и его ревностному усердию много обязана была святая обитель своим внутренним спокойствием. В долговременной тяжкой болезни он не изнемогал духом; сердце его было постоянно исполнено глубокого благодарения за все пред Господом; причастившись св. Христовых Тайн, мирно преставился о. Дамаскин к невозмущаемому покою 23 мая 1825 года, 70 лет от рождения. Духовник иеросхимонах Евфимий Духовник иеросхимонах Евфимий, из дворян, поступил в Валаамский монастырь при о. игумене Назарии и им пострижен в монашество в 1800 году; проходил здесь разные послушания; был келлиархом, книгохранителем; посвящен в иеродиакона в 1802 г. и в иеромонаха в 1805 году; о. Евфимий исполнял обязанности братского духовника и старца; отличался глубоким смирением; земным поклонением приветствовал он мирских людей и каждого, даже новоначального брата. Слезы всегда орошали лицо его. Его самоукорение и самоуничижение не имели границ; руководимый ими, о. Евфимий считал себя недостойным не только совершать Божественные тайны, но даже и приобщаться этой великой святыне в алтаре: с 1814 года до кончины он причащался, как простой монах, обще со всею братией и никого не благословлял по иеромонашески. В этом утвержден он был духовным советом приснопамятных старцев Феодора и Леонида, – и затем никакие угрозы, никакие увещевания не могли побудить его исполнять обязанности священного сана. Он жил на безмолвии в пустыни, принимал только искавших от него наставления. Последнее время он одержим был продолжительной болезнью; в 1827 году принял схиму; неоднократно перед кончиной исповедался и прибщался Св. Христовых Тайн и 1 октября 1829 года, 60 лет от рождения, в мире скончал многотрудный свой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Балашевич Василий; 1745, г. Погар Стародубского полка - 25.04.1827, Киево-Печерская лавра), иеросхим. Из бедной семьи мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в мон-рь, но в 1764 г. по желанию родителей женился. Через неск. лет супруга Балашевича скончалась, оставив на попечение вдовца дочерей татьяну и Феклу. Балашевич переселился с детьми в Киев. После того как Татьяна вышла замуж, а Фекла приняла постриг с именем Паисия в киевском в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра жен. мон-ре , их отец в 1793 г. был принят послушником в Выдубицкий мон-рь , 21 июня 1799 г. пострижен в мантию с именем Вавила. В том же году был назначен экономом киевского митрополичьего дома. Сблизился с настоятелем киевского Софийского собора прот. Иоанном Левандой , по рекомендации к-рого Киевский митр. Гавриил (Банулеско-Бодони) 14 дек. 1799 г. назначил мон. Вавилу казначеем КДА, насельником Ржищевского мон-ря . 4 марта 1800 г. о. Вавила был рукоположен во иеродиакона, 22 июля - во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впосл. архим. Авксентий, наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор А. Л. Ведель . В 1802 г. в Китаевской пуст . игум. Киприаном Вавила был пострижен в великую схиму с именем в честь прп. Вассиана К-польского. В. оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии. К 1802 г. у В. открылось заболевание глаз, в янв. 1807 г., ослепший, он был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Строжайшим постом и молитвой В. стяжал дары прозорливости. В. был духовником наместника лавры буд. архиеп. Антония (Смирницкого) , к-рый ни одного дела не предпринимал без благословения В. «Не будь чрезмерно строг к братии,- советовал старец наместнику.- Растворяй строгость власти своею кротостию... Если же наушники клевещут тебе на кого, верь, но только немного, ибо и в этой лжи есть доля правды. Худо всему верить, но худо ничему не верить».

http://pravenc.ru/text/149875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (5.04.1785, с. Романово Шуйского у. Владимирской губ.- С.-Петербург), граф (1842), гос. и общественный деятель, президент АН, председатель Гос. совета. Отец гр. А. Д. Блудовой , родственник Г. Р. Державина . Рано лишился отца, получил хорошее домашнее образование под руководством профессоров Московского ун-та. В 1800 г. поступил на службу юнкером в Московский архив Коллегии иностранных дел, где сдружился с В. А. Жуковским , К. Н. Батюшковым . Был активным участником лит. жизни 1-й четв. XIX в., одним из учредителей и деятельных членов об-ва «Арзамас». В 1802 г. перешел в Коллегию иностранных дел в С.-Петербурге. В окт. 1806 г. командирован курьером в Голландию для вручения ордена Андрея Первозванного кор. Луи Бонапарту. В 1810 г. назначен начальником Дипломатической канцелярии главнокомандующего Дунайской армией ген. Н. М. Каменского, в 1813-1814 гг. являлся поверенным в делах российской миссии в Стокгольме. Будучи приверженцем дипломатической политики гр. И. Каподистрии, Б. считал Австрию естественным соперником России в ситуации на Балканах, стоял за вмешательство России в борьбу Греции против Турции. В 1817-1820 гг. Б. состоял советником, затем поверенным в делах российского посольства в Англии, знакомил иностранную печать с положением дел в России и через англ. газеты защищал рус. политику от нападок заграничной прессы. По возвращении в Россию выступил инициатором создания архива Мин-ва иностранных дел, перевел и издал «Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами. 1814-1822 гг.», ставшие важным этапом разработки рус. дипломатического языка. Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) После опалы Каподистрии дипломатическая карьера Б. закончилась. 31 июля 1822 г. он был прикомандирован к Мин-ву внутренних дел по делам Бессарабии. После воцарения имп. Николая I по рекомендации Н. М. Карамзина в 1826 г. был назначен производителем дел в Верховную следственную комиссию по делу декабристов. После закрытия комиссии Б. в качестве статс-секретаря и производителя дел поступил в «Комитет 6 декабря 1826 г.», был автором указа о непринятии детей крепостных крестьян в учебные заведения (1827). C 1828 г. являлся начальником Главного управления делами иностранных вероисповеданий, в 1830-1831 гг. управлял Мин-вом юстиции, в 1832-1839 гг. возглавлял Мин-во внутренних дел (управлял мин-вом с 1831), с февр. по дек. 1839 г. являлся министром юстиции.

http://pravenc.ru/text/149403.html

Антоний, архиепископ Подольский и Брацлавский (Соколов Алексей Федорович) Родился около 1767 года, окончил Казанскую духовную семинарию и определен в ней учителем информации. С 1794 года – учитель греческого языка и катехизатор в младших классах. В 1795 году – учитель синтаксимы. В 1797 году определен префектом семинарии и учителем поэзии. В ноябре 1797 года рукоположен во священника. В 1798 году овдовел и был пострижен в монашество. 30 августа 1799 года возведен в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1800 года – ректор Казанской духовной академии. В 1805 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 2 февраля 1808 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 23 сентября 1810 года – епископ Воронежский и Черкасский. С 7 февраля 1816 года – епископ Калужский и Боровский. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа и переведен на Подольскую кафедру. 3 апреля 1823 года уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Скончался 29 марта 1827 года. О преосвященном Антонии сохранилось немного сведений. Его характеризуют благочестивым, кротким, доступным для всех. Он любил светское общество и слыл в нем за большого остряка и умника. Им составлена подборка из творений святителя Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице». Ежедневно после молитв он читал это «Поклонение». При преосвященном Антонии у Тюнина колодца, месте уединения святителя Тихона, построен храм в честь Божией Матери «Живоносный источник», который был освящен архиепископом Антонием 15 августа 1813 года. Характерно, что преосвященный Антоний, по воспоминаниям княжны Т. А. Волконской, допускал для приезжавшего в Задонск дворянства некоторые мирские развлечения (танцы, духовную музыку). Причем все эти развлечения происходили в его присутствии. Однако, желая увлечь общество на более полезное дело, он заставлял всех дам и девушек дворянского сословия, приехавших в Задонск, заниматься посадкой деревьев вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Данило Павлович был стольником при Петре Великом. Тридцать четыре Морковых и Марковых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Никифорович († 5 декабря 1778), от брака с Прасковьею Фёдоровною Кутузовой (рождение 19 октября 1711 † 1774), имел трёх сыновей, из коих средний, Аркадий Иванович (рождение 6 января 1747 † 29 января 1827), один из умнейших людей и из самых знаменитых дипломатов своего времени, был, при Екатерине Великой, посланником в Голландии; временным посланником в Париже, где споспешествовал миру 1783 года между Франциею и Англиею; потом членом коллегии иностранных дел, тайным советником, кавалером святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени и возведён, вместе с братьями своими, Императором Германским Францом II, 2/13 июня 1796 года, в Графское Римской Империи достоинство. Граф Аркадий Иванович имел в то время большое влияние на дела дипломатическая. В последствии, с ноября 1796 года по 1801 год он жил в отставку в деревне. Император Александр I, вскоре по восшествии своём на престол, принял его в службу действительным тайным советником и назначил послом в Париж где, в двух летнее пребывание свое (18011803), граф Морков, один из всех дипломатов, в Париже в то время находившихся, умел держать в почтении пылкого и дерзкого Наполеона I. В это время он получил Андреевскую ленту, а в последние годы жизни своей находился членом государственного совета. Он женат не был, и Высочайшим указом 29 апреля 1801 года 273 Император Александр I дозволил воспитаннице его, Варваре Аркадьевне, наследовать его имя, графский титул и имение: Она вышла за князя Сергия Яковлевича Голицына. Старший брат его, граф Николай Иванович (рождение 2 октября 1743 † 9 мая 1811), служил генерал-майором и от брака с Прасковьею Васильевною Скворцовою (рождение 2 мая 1755 † 14 октября 1800) оставил двух дочерей: графиню Прасковью Николаевну († 14 июля 1832), за генерал-майором князем Андреем Михайловичем Оболенским, и графиню Варвару Николаевну, за Михаилом Петровичем Римским-Корсаковым. Младший брат, граф Ираклий Иванович (рождение 2 ноября 1753 † 26 марта 1829), блистательный сподвижник Суворова, находясь майором преображенского полка и генерал-майором, получил, в 1794 году, Георгиевскую звезду 2-й степени. При Императоре Павле он был генерал-лейтенантом и инспектором кавказской инспекции. В 1812 году, избранный московским дворянством в начальники московского ополчения, граф Ираклий Иванович снова отличился на поле ратном и получил Александровскую ленту. С воинскими способностями, с мужеством беззаветным, он сочетал благороднейшее сердце, характер прямой, бескорыстный и был истым витязем без страха и без упрёка. Он женат был на графине Наталие Антоновне Миних; имел трёх сыновей, из коих двое старших скончались холостыми: 1) граф Ираклий Ираклиевич († 1841); 2) граф Николай Ираклиевич (рождение 1798 † 1818) и 3) граф Аркадий Ираклиевич 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf 149. Николай I Павлович, император сын императора Павла I Петровича от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Царском Селе 25 июня и, по воцарении отца, объявлен генерал-лейтенантом, с зачислением в лейб-гвардии Конный полк 8 ноября 1796 г.; назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка 28 мая 1800 г.; кончив воспитание свое (под руководством последовательно: генерал-лейтенанта графа Ламздорфа, генерал-майора Н. И. Ахвер-дова, полковника П. П. Арсеньева, полковника П. П. Ушакова и наставника статского советника Пюже), отправился путешествовать по Европе, в 1816 г.; сочетался браком 1-го и наименован генерал-инспектором инженерной части 3 июля 1817 г.; сделался отцом сына-первенца Александра (ныне благополучно царствующий Государь) 17 апреля 1818 г.; по смерти императора Александра I, за отречением цесаревича Константина (см. 111), вступил на престол 20 ноября 1825 г.; короновался в Москве 22 августа и объявил войну Персии 16 сентября 1826 г.; утвердил положение и штаты Патриотического института 7 апреля, и Устав первого Российского страхового от огня общества 22 июня 1827 г.; кончил войну с Персией Туркменчайским договором 10 февраля, доставившим России Армянскую область (ныне Эриванская губерния) и объявил войну Турции 14 апреля 1828 г.; учредил почетный Мариинский знак за беспорочную службу лиц женского пола по ведомству заведений императрицы Марии 1 января; передал императорскую Академию художеств из ведомства министра народного Просвещения в ведомство министра императорского двора 9 февраля; кончил турецкую войну Адрианопольским миром, доставившим России пять крепостей (Анапу, Поти, Ахалцых, Ацкур, Ахалкалаки) и всем державам свободное плавание в Босфоре и Дарданеллах, 2 сентября; основал Дом трудолюбия в Москве 25 октября 1829 г.; издал Полное собрание законов в апреле; воспретил браки ранее 18 лет мужскому и 16 женскому полу 19 июля; завел платиновую монету в 12 рублей серебром 12 сентября; учредил императорскую Военную Академию (ныне Николаевская Генерального штаба) 4-го и повелел издавать «Губернские ведомости» 27 октября 1830 г.; разделил Финляндию на восемь губерний 24 марта; открыл первую в России выставку мануфактурных произведений в Москве 17 мая; смирил польский мятеж взятием Варшавы приступом 26 августа; основал в Петербурге Училище торгового мореплавания 1-го и Практический технологический институт 11 октября; присоединил польские ордена Белого Орла и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Старый Крым. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1989 и 1999. Адрес: Крым, Старый Крым, ул. Калинина, 4 Координаты: 45.022139, 35.077664 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Успения Пресвятой Богородицы находится в городе Старый Крым Кировского района Автономной Республики Крым, по улице Калинина (Красное село). Старое название этой части города - Болгарщина. После того, как в огне пожара в 1825 году сгорела старая Успенская церковь, в 1832 году в Старом Крыму был освящен новый храм. Произошло это при священнике Георгии Гаврилове. Причт храма в это время состоял из священника, дьяка и пономаря. В 1866 году к новому Успенскому храму пристроили трапезную и боковые фронтоны. Еще через два года в одном из церковных домов открылось приходское училище, в 1876 году преобразованное в церковно-приходскую школу. В 1870 году, при священнике Иоанне Лисневском, была устроена колокольня на деревянных столбах и открыто приходское попечительство. В 1881 году на средства попечительства и прихожан возвели каменную колокольню. 25 мая 1889 года священник Георгий Юрченко освятил отдельное каменное, крытое черепицей, здание церковно-приходской школы, построенное на средства церкви, попечительства, города и частных жертвователей. Старый храм был разрушен. Историческая хронология: 1625 г. - первое упоминание о православной часовне на греческом кладбище польским путешественником Казимиром Малевским. 1780 г. - покупка 12 десятин свободной земли за 18 тыс. серебряных рублей. Получение разрешения на строительство храма. 1784 г. - начало строительства храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1800 г. - устройство монастыря на данной территории, строительство подсобных помещений. 1808 г. - постройка дома для священника. 1815 г. - постройка подсобных помещений. 1825 г. - храм сгорел по неосторожности служителя. 1827 г. - начало восстановительных работ. 1832 г. - церковь, отстроенная заново, начала функционировать.

http://sobory.ru/article/?object=53623

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010