Архив, 1866, с. 513 и 735). Переводы: 35) Письма принца Делинь (вм. с профессором Немировым, в 10 т.). 36) Всеобщая мифология, сравн. с историей, аббата Трессана (М. 1816). 37) Рустрингия, первонач. отечество первого Российского вел. князя Рюрика, соч. Гольмана (М. 1819). 38) Досуги моего уединения, 2 части (M. 1820). По смерти Снегирева Ивановский издал первый том собрания его сочинений под заглавием: «Старина русской земли» (М. 1871). Дальше это издание не продолжалось. В «Русском Архиве» 1902–1903 гг. напечатан «Дневник И. M. Снегирева». Издания Снегирева: 39) Обозрение Кормчей. Барона Розенкампфа (М. 1829). 40) Древнее сказание о победе Дмитрия Донского (М. 1829). 41) Словарь русских писателей. Киевского митроп. Евгения. Т. I. Словарь профессоров Московского университета (М. 1855). – Русский Архив 1866, 1902–1904 (Воспоминания Снегирева). – Буслаев, по поводу смерти Снегирева (Московские университетские известия 1869, 50–62). – Голос 1868, 250, 254, 258; 1869, 63. – С.-Петербургские Ведомости 1868, 308 и 336). – Русский Инвалид, 1868, 275 и 277). – Петербургская Газета 1868, 131 и 178). – Современный Листок 1868, 102). – А. Д. Ивановский, Ив. М. Снегирев, биографич. очерк. СПБ. 1871 (на самом деле биографий нет, а есть пересказ дневника Снегирева о предметах, совершенно не касающихся его жизни, и перепечатка из дневника же разных речей и проповедей, сказанных где-нибудь при торжественной обстановке). – Историч. Вестник 1880, т. 11 (май), с. 205 (письмо Пушкина к Снегиреву). – Пыпин, История русской этнографии, т. I, 312. Письма Н. Д Иванчина-Писарева к И. М. Снегиреву, с предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского, СПб. 1902. Е. Тарасов. Снегирев, Иван Михайлович (1793–1868) – профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын проф. Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Моск. унив. и профессор его по кафедре римской словесности и древностей, С. напечатал по своей специальности только: «Dissertatio de profectlbus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816 г.) и «Латинскую грамматику» (1836 г., 3-е изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

2 Сообщаем краткие сведения о жизни каждого из них. Архим. Григорий Плотников – 3-й магистр I-ro курса С-Пб. академии, с 1816 года инспектор академии, с 1819г. преемник преосв. Филарета Дроздова в должности ректора академии; 7 мая 1822 года – епископ ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии; в 1826г. переведен на епископскую кафедру в Калугу и впоследствии митрополит С.-Петербургский. Архим. Поликарп – в миру Гойтанников, 17-й магистр I-ro курса, ректор С-Пб. дух. семинарии, впоследствии ректор московской духовной академии. Архим. Нафанаил – в миру Василий Павловский – 8-й магистр II-ro курса, с 7 мая 1819 года инспектор академии, с 26 июня 1821г. ректор ярославской семинарии, скончался псковским архиепископом. Протоиерей Герасим Π.Павский – 1-й магистр I-ro курса, а затем доктор богословия, с 1814–1835гг. бакалавр и затем профессор еврейского языка, с 1816 года законоучитель лицея, с 1819г. законоучитель университета, член академической конференции и цензор (1818–1827гг.); в 1826г. законоучитель Его Импер.Высочества Наследника Цесаревича, впоследствии Императора Александра II, и великой княгини Марии Павловны. Иродион Я. Ветринский – 6-й магистр I-ro курса, – с 13 авг.1814 года бакалавр, с 10 сент.1818 года профессор философии; 4 авг.1826г. цензор главного цензурного комитета, с 21 мая 1834г. – директор могилевской гимназии. Гавриил Меглицкий – 2-й магистр III-ro курса – с 1819 года бакалавр, затем профессор греческого языка, а впоследствии протоиерей – настоятель русской посольской церкви в Вене. Иван М.Певницкий —1—й магистр III-ro курса – с 1821г. бакалавр философии; 1823 года настоятель православной церкви в Штутгарте, впоследствии протоиерей Зимнего дворца. Василий Оржевский – 6-й магистр III-ro курса – с 1819 года бакалавр, а затем профессор общей гражданской истории; впоследствии директор Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. 3 Попытки к изданию духовных журналов под влиянием указанном потребности были и раньше. Так, не говоря о чисто мистическом издании Новикова под заглавием «Беседы с Богом или размышления в утренние часы, на каждый день года», издание периодическое, ежемесячное, под редакцией протоиерея московского Покровского собора И.Г.Харламова (1787г.), «Сионского Вестника» Лабзина (1806, 1817 и 1818гг.), можно отметить любопытный факт, что еще в 1816 году начал выходить по два раза в месяц попеременно в Москве и С.-Петербурге духовный журнал под заглавием «Духовный год жизни христианина; журнал нравственно-христианский; издание Общества любителей христианства», под редакцией Я.Уткина. Но этот журнал просуществовал не больше года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/semide...

Ученик Стефан Сундырев, Андрей Дейнека, Иван Спиридонов (1809–1816), Николай Крутогорский и Алексей Маврин (1810–1816) два раза были исключаемы и два раза возвращаемы в академию по милости пр. Павла. В августе 1817 г. эти ученики в третий раз представляемы были к исключению. Пр. Амвросий внимательно рассматривал ведомости об исключаемых учениках, требовал из консистории справки о поведении и успехах таких учеников за прежние годы. Исключение представлялось ему неправильным, если исключенный ученик за прежние годы в ведомостях рекомендован был от академии понятия хорошего и поведения честного. При распределении исключенных к местам в октябре и ноябре 1816 г., он требовал справки об успехах и поведении учеников за предыдущие годы. Исключенный ученик первого русского класса Иван Панормов просил у пр. Амвросия дьячковского места. По справке о нем в консистории пр. Амвросий написал: «просителя оставить в академии и в синтаксическом классе, яко показаннаго учения хорошаго, а почему он неправильно исключен из академии, о том потребовать от академическаго правления ответ и мне представить, а между тем всех тех учеников, кои показаны учения хорошаго или не худаго, оставить в академии и в тех же классах, яко неправильно исключенных, предписав академическому правлению впредь представлять к исключению тех только, кои учения худаго или поведения худаго». Об ученике поэзии Ст. Сундыреве написал: «ученика оставить в академии для продолжения наук, яко понятия препохвальнаго, и потому могущаго учиться; академическому правлению сделать за неправильное исключение строгий выговор, хотя и устал уже я за таковые постыдные для него поступки делать ему выговоры». «Боже мой! Боже мой! ученик учения препохвальнаго и исключен из академии, яко не способный к учению; такой неправды еще в жизни не видывал. Потребовать на сие от академическаго правления мне ответ и представить», написал он о другом ученике поэзии. Об ученике риторики Константине Красавцеве написал: «я не верю после сих спросов самому себе: – ученик рекомендован от академии понятия хорошаго и поведения честнаго, и после исключен из оной, яко неспособный к учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

779 руб., но впоследствии было ещё выделено 47 тыс. 545 руб. на исправление недостатков. В начало строительства внесла свои коррективы Отечественная война 1812 г. Только в 1814 г. по одобренным императором планам было начато воссоздание обители. Для постройки монастыря в 1811 г. саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым из числа выгонной земли было отведено 11 дес. 2300 саж. верстах в трёх к северу от города. Строительство началось 22 июля 1814 г. под руководством губернского архитектора Суранова. В 1816 г. для исправления ошибок из Петербурга был прислан каменных дел мастер Дюзуве-Берри. Но и он не смог поправить положение. В 1819 г. было поручено уже архимандриту (с 1816 г.) Савве взять на свою ответственность окончание постройки монастыря, о чём регулярно отчитываться перед саратовским гражданским начальством. Архимандрит взялся за строительство со всей своей энергией. Меньше чем за 2 года Савва 4 раза ездил в Петербург по делам постройки. В 1821 г. строительство было закончено, но переехать братия ещё не смогла: исправлялись недоделки, готовилась к освящению соборная церковь. Во время строительства были возведены: Соборная церковь длиной - 17, шириной - 16 и высотой - 26 саж. с четырьмя куполами, трёхпрестольная: первый - во имя Преображения Господня, второй - во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и третий - во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского. Два корпуса длиной - 20 саж. и шириной - 5, имеющие в себе настоятельские покои, кельи для братии, кухню и трапезную. Два корпуса по 7 саж., помещающие в себя погреба, конюшню, каретный сарай и т.д. Монастырь обведён каменной оградой. В восточной стороне ограды - часовня и караульня. С западной стороны монастыря учреждено кладбище. В 1818 г. по предписанию Правительствующего Сената присоединено к вышеозначенным 11 дес. 2300 саж. ещё 22 дес. и 2046 саж., в том числе 14 дес. 721 саж. леса, украсившего вид монастыря. В 1816 г. 16 мая именным Высочайшим указом Саратовский монастырь из заштатного возведён в штатный 2-го класса, с переведением на него штата и окладов Полтавского Вознесенского второклассного мужского монастыря, обращённого в архиерейский дом.

http://sobory.ru/article/?object=20234

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперёд. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об учёных степенях действительных и почётных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 года) ректор Санкт-Петербургской академии архимандрит Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается её на основании «светлейших доказательств учёности, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей учёной степени, 27 августа 1814 года, архимандриту Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1.500 рублей в год. 30 августа 1814 года он был назначен членом Комиссии духовных училищ. В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд уездных и приходских училищ, находящихся на пути его следования. В марте 1816 года по указу Святейшего Синода определён настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии. 2 июня 1816 года назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии. 16 июля 1816 года утверждён членом совета Императорского человеколюбивого общества. 3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии. 7 апреля 1817 года назначен членом Главного Правления училищ. В июле 1817 года произвёл ревизию Санкт-Петербургской духовной семинарии. 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) , он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. 5 августа 1817 года в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Ревельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8 . Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – князь, обер-прокурор Святейшего Синода (1803–1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817–1824). Приближенное лицо императора Александра 1. Сопровождал последнего во время встречи с французским императором Наполеоном 1 в Эрфурте. 9 . Российское Библейское общество (до 4.09.1814 – С.-Петербургское Библейское общество) – организация, которая была учреждена 11.01.1813 по повелению императора Александра 1. На первом собрании президентом общества был избран князь Александр Николаевич Голицын. Цель общества состояла в переводе Св. Писания на языки народов Российской империи. Зналось перевести, полностью подготовить к печати и издать книги Св. Писания на 14 языках, на которые Библия до этого не переводилась, напечатать 876 106 экз. Библии и ее частей на 26 языках и наречиях. 12.04.1826 император Николай 1 приостановил деятельность этой организации «впредь до Высочайшего соизволения». Перевод Библии на русский язык, начатый Российским Библейским обществом в 1816, был продолжен трудами бывших его членов митрополита Московского Филарета (Дроздова) , прот. Герасима Павловского и др. В 1876 перевод был завершен и опубликован по благословению Святейшего Синода. 10 . Британское и Иностранное Библейское общество (British and Foreign Bible Society) – первое общество (1804), ставящее своей целью издание и распространение Библии. Затем по его примеру были основаны Ирландское (1806), Финляндское (1812), Российское (1813), Датское (1814), Нидерландское (1814), Шведское (1815), Польское (1816), Американское (1816), а впоследствии Библейские общества стали появляться и в других странах. Эти организации стремились к тому, чтобы каждый человек мог иметь книги Св. Писания на родном языке, по доступной цене и без комментариев. Сегодня членами содружества, созданной в 1946 в Великобритании международной ассоциации под названием Объединенные библейские общества (United Bible Societies), являются 144 организации из более чем 200 стран. 11 . Священный Синод – высший орган управления в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Основные даты жизни 1816 рождение 182527 обучение в духовном училище г.Короча 182731 обучение в окружном училище при Курской духовной семинарии, г. Белгород 183137 обучение в Курской духовной семинарии, г.Белгород 183741 обучение в Киевской духовной академии монах (15 февраля), иеродиакон (25 марта), иеромонах (24 июня), бакалавр русской церковной и гражданской истории бакалавр богословских наук в СПбДА, затем магистр богословия экстраординарный профессор богословских наук архимандрит, инспектор и ординарный профессор СПбДА ректор СПбДА епископ Винницкий, викарий Каменецко-Подольской епархии епископ Тамбовский и Шацкий епископ Харьковский и Ахтырский архиепископ архиепископ Литовский и Виленский, доктор русской истории митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода неожиданная кончина и погребение Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Первые годы жизни (1816–1823) Митрополит Макарий – в миру Михаил Петрович Булгаков – родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне – Новооскольский район Белгородской области). Его отец Пётр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Пётр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей. Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы. Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . В 1850 году на её пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С точки зрения настоящего исследования, заслуживает внимания стремление Голицына провести мирным образом свое влияние на духовно-цензурное дело. Хотя книги, находившиеся под его покровительством, могли довольно свободно проходить и чрез светскую цензуру 302 , но все же это было не легально, обращало на себя внимание и сопровождалось уже некоторым ропотом. Для характеристики того, в каком виде шли прения о вере между православными и сторонниками мистицизма, и как принимались новые книги, интересный материал дает один эпизод из московской жизни 303 . В 1816 году настоятелем московского Симонова монастыря был архимандрит Герасим (Князев) Он происходил из купцов, «словесным наукам не обучался», но благосклонные отношения к нему Юрьевского архимандрита Фотия говорят о некотором сродстве их душ 304 . По-видимому, Герасим был популярен среди купеческого люда, и некоторые, по его словам, «добренькие сыны греко-российской церкви» приходили к нему за советами и за разрешением недоумений. С некоторого времени они начали носить в монастырь «новонапечатанные книжки» и со слезами заставляли читать, приговаривая: «смотрите, батюшка, что ныне печатают». Он иногда отклонял подобные просьбы, а иногда, делая им удовольствие, по несколько прочитывал, убеждая их, что правительство вредного ничего печатать не дозволит. Но вот, осенью 1816 года, почитатели симоновского архимандрита принесли к нему поэму «Мученики» Шатобриана. Во второй ее части вложена в уста проконсула речь, говоренная будто бы соправителями Диоклетиана (в том числе и Константином Великим ). «В речи оной, передавал потом Герасим, по началу безбожной, а в продолжении ругательной, назван Моисей святый обманщиком, Спаситель Иисус Христос сыном плотника и проповедующим»... «но я страшусь и доканчивать в виду дерзкой хулы». Также смущались и архимандрит, и сыны церкви толкованиями, содержащимися в книге «О таинстве креста» (изд. 1814 г.), вроде следующего: «третий зверь, который есть образ первого, но говорит по воле второго, знаменует синод и вселенские соборы духовенства, на которых оно думало, да еще и ныне думает, что представляет церковь , в которой, однако, никто другой и слова сказать не может, кроме него одного, ибо прочие миряне». Много суждений, противных священному писанию, нашли ревнители веры в книжке «О нетлении и сожжении всех вещей» (М. 1816 г.), в «Победной повести», и в «книгах, особливо до каменщиков 305 относящихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Мы имеем основание предполагать, что и самая редакция определения комиссии духовных училищ от 16 марта 1816 года принадлежала Филарету. Согласно первому пункту этого определения, Филарет избрал себе в сотрудники следующих, отчасти уже известных нам лиц: бакалавров академии священника Г. П. Павского 24 , на долю которого достался перевод евангелия от Матфея и архимандрита Моисея Богданова-Платонова, на которого возложено было поручение – перевести евангелие от Луки 25 . К этим сотрудникам от академии присоединен был еще инспектор с.-петербургской духовной семинарии Поликарп Гойтанников 26 , которому предложено было переводить евангелие от Марка. Сам Филарет взял на себя перевод евангелия от Иоанна равно как сам же он потом оставил и «Возглашение к христолюбивым читателям», как предисловие к русскому переводу четвероевангелия и всего Нового Завета. Все эти сотрудники Филарета приступили, под его руководством, к переводу в первой же половине 1816 года, так что от 20 мая Филарет пишет к своему делу по матери: «теперь большую заботу делает предпринятое по Высочайшей воле изъяснительное преложение Нового Завета на российское наречие, частью для простого народа, частью для просвещенных нынешнего века, которые, не разумея славянского наречия, читают Евангелие на Французском. Как то сие намерение покажется вашим старожилам: ко мне из купечества некоторые пишут о сем с желанием и радостью. Помолитесь, чтобы Господь укрепил слабые и недостойные наши руки, чтобы достойно сеять святое семя слова Его!» 27 . Равным образом и от 31 июля того же 1816 года, пища к архиепископу московскому Августину Виноградскову о невозможности своей быть в Москве на празднике Преображения Господня (6 августа), чтобы служить самому в качестве настоятеля в Новоспасском монастыре, Филарет между причинами такой невозможности ставит и «предпринятый перевод Нового Завета» 28 В виду определения Св. Синода относительно перевода, а равно и в виду самопонятной важности и великости предлежавшего переводчикам подвига, сознание чего высказалось и в сейчас приведенном письме главного и ближайшего руководителя дела перевода-Филарета к его деду, как самый перевод, так и издание его совершались с достодолжною тщательностью и внимательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1808 г. Епифаний переведен в Казань на должность ректора академии. С ним приехал в Казань и Анастасий и с сентября 1808 г. по 1815 был учителем в низших классах академии; 9 мая 1809 года он был пострижен в монашество и 29 июля того же года произведен в иеромонаха; 1811 г. назначен строителем Феодоровского монастыря. В 1815 г. ректор Епифаний рукоположен был в епископа воронежскаго. С ним в Воронеж уехал и Анастасий. 22)Михаил Вознесенский (1808–1809). Скончался протоиереем и благочинным в курмышском уезде. 23)Петр Черников (1812–1814). Вышел в светское звание и был учителем симбирской гимназии. 24)Михаил Скворцов (1812–1813). После был директором астраханской гимназии. 25)Петр Кочетков (1813–1814), священник. Умер в 1814 г. 26)Софроний Беляев (1813–1816), священник Петропавловского собора, преподавал в классах нижнем греческом и математической географии; по уничтожении сих классов в августе 1816 года уволен за штат. 27)Николай Милонов (1810–1818). Был библиотекарем библиотеки чтения (1817) и секретарем академического правления (1817–1818). 28)Василий Иванов (1813–1818), с 3 ноября 1818 г. был библиотекарем библиотеки чтения и продажной и секретарем академического правления в 1818. Скончался в 1830 г. священником казанского монастыря. 29)Аполлоний (Александр), иеромонах, строитель Ивановского монастыря (1814–1818), по окончании курса в здешней академии в 1809 г., был сначала священником; в 1815 г. пострижен в монашество и помещен в Спасо-Преображенском монастыре. Должность учителя проходил в низших классах до синтаксимы; с 1817 г. он, будучи сеньором, сделан был первым помощником инспектора. При преобразовании семинарии, с увольнением от управления Ивановским монастырем, определен экономом семинарии. 30)Нафанаил (Николай), иеромонах, учил в русских классах (1814–1816). По окончании курса в здешней академии в 1804 г. до 1813 был священником; после овдовел, в 1814 г. пострижен в монашество и определен учителем во второй русский класс. В 1818 г., но представлению семинарского правления, московским академическим правлением утвержден смотрителем чебоксарских уездного и приходского училищ, а вместе определен и присутствующим духовного правления. Скончался архимандритом чебоксарского монастыря около 1827 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010