– Фуйяр (C. Fouard), La Vie de N. S. J.-S., 2 in-8°, 1880; 3 изд. 1884; S. Pierre, in-8°, 1886; S. Paul, 1892. – Кардинал Францелин (Franzelin, 1816–1886), Tractatus de divina Traditione et Scriptura, 2 изд. 1875. – Фридлиб (J. Friedlieb), История жизни Иисуса Христа, 1858; Quatuor sacra Evangelia in harmoniam redacta (текст греческий). – J. Gamet (1805–1890), La Bible sans la Bible, 2 изд. 2 in-8°, 1871. – Герханзер (J. B. Gerhanser, † 1827), Псалмы, 1817; Характер и богословие св. Павла, 1816. – G. Gietmann, In Ecclesiasten et Canticum canticorum, 1890. – Жилле (Gillet), Tobie, Judith et Esther, 1879; Les Machabees, 1880 (в Библии г. Летиелля). – Монсиньор Жилли (Gilly, 1833–1895), епископ нимский, L’Ecciesiaste, in-12°, 1863; Précis d’introduction a l‘Ecriture Saints, 3 in-12°, 1867; Notions elementaires sur l’Ecriture Saints, 1879. – Глер (J. B. Glaire, 1798–1879), Introduction historique et critique aux livres de l‘Ancien et du Nouveau Testament, многие издания; La Saints Bible selon la Vulgate, 4 in-12°, 1883, 1890. – Fr. Golwitzer, Псалмы, 1827. – A. Гратц (Alois Gratz, 1769–1849), О происхождении синоптиков, 1812; Комментарий на св. Матфея, 1821. – Иосиф Гримм (Grimm, 1827–1896), Единство Евангедия св. Луки, 1869; Единство Евангелий, 1868; Жизнь Иисуса, 1876–1882; 2 изд. 1890. – Жюиллемонъ (Л. M. Guillemon), священник св. Сульпиция, Clef des Epitres de S. Paul, 2 in-12°, 1 изд. 1873; 2 изд. 1878. – Гаке (P. Hake), Деяния Апостолов, 1867. – Гандшух (J. Handhuh), Изъяснение Псалмов, 5 in-8°, 1839. – Б. Ганнеберг (В. Haneberg, 1816–1876), История библейского откровения, 3 изд. 1863; французский перевод Goschler’a, 2 in-8°, Париж, 1856; Библейская археология, 1869; Комментарий на св. Иоанна, оконченный Шеггом (Shegg), 1878–1880. – Феликс фан Гимпель (Himpel, 1822–1890), статьи в Богословском Тюбингенском Обозрении: О мессианских пророчествах Пятокнижия, 1859–1860; О мнимых Псалмах времени Маккавеев, 1870, и т. д. – Гуг (L. Hug, 1765–1846), Введение в Новый Завет, переведенное на французский язык патером Гиацинтом Valroger’oм (1814–1876).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Однако к тому времени, когда А. делла Дженга прибыл в Париж, король уже определился с содержанием конституционной хартии (провозглашена 4 июня 1814), а по условиям подписанного 30 мая того же года Парижского мирного договора территории Авиньона и графства Конта-Венессен были признаны принадлежавшими Франции. Переговоры от лица Папского престола проводил прибывший в Париж государственный секретарь кард. Э. Консальви, а архиеп. А. делла Дженга вновь был вынужден удалиться в аббатство Монтичелли. Лев XII, папа Римский. Скульптура в базилике св. Петра в Риме. 1835–1836 гг. Лев XII, папа Римский. Скульптура в базилике св. Петра в Риме. 1835–1836 гг. На тайной консистории 8 марта 1816 г. папа Пий VII возвел архиеп. А. делла Дженгу в достоинство кардинала-пресвитера, 11 марта возложил на него кардинальское галеро, а 29 апр. пожаловал ему титулярную рим. ц. Санта-Мария-ин-Трастевере. Кард. А. делла Дженга вошел в состав неск. конгрегаций Римской курии: по делам епископов и монашествующих, пропаганды веры, индекса и конгрегации епископского экзамена. 8 марта 1816 г. одновременно с возведением в достоинство кардинала он был назначен епископом-архиепископом Сенигаллии в Марке (Папское гос-во), но в связи с ухудшением состояния здоровья 10 сент. 1816 г. подал прошение об освобождении от обязанностей правящего епископа. 9 мая 1820 г. назначен префектом Конгрегации церковного иммунитета, а 12 мая - генеральным викарием Рима и префектом Конгрегации епископской резиденции, также вошел в состав Верховной конгрегации инквизиции. С февр. 1821 г. архипресвитер базилики Санта-Мария-Маджоре. 2 сент. 1823 г. на конклаве, открывшемся после кончины папы Пия VII (20 авг. 1823) в Квиринальском дворце, кард. А. делла Дженга получил поддержку со стороны как партии «ревнителей» (zelanti), так и партии «политиков» (politicani), видевших в нем папу переходного периода, который ввиду слабого здоровья не сможет долго занимать Папский престол. 28 сент. кард. А. делла Дженга был избран папой Римским (34 из 49 голосов) и принял имя Лев XII.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

война с Наполеоном получила религ. осмысление, хотя не вполне ортодоксальное. В послании «Государыне императрице Марии Федоровне» (1813) одержанная победа истолкована как плод любви и молитвы имп. семьи, предузнанный Творцом еще при рождении «защитника Царств», «Спасителя» имп. Александра I (рискованная евангельская аналогия - «Владыка-сын пред Матерью-Царицей» и т. п.- проходит через все стихотворение). В обширном послании «Императору Александру» (1814, опубл. в 1815) и гимне «Певец в Кремле» (1816), аналогичном по форме «Певцу во стане русских воинов», политические события осмыслены с т. зр. христ. эсхатологии. Так, в послании «Императору Александру» отсчет событий ведется с падения охладевшего «к отечеству, ко славе, к вере» трона франц. королей и возвышения Наполеона, когда «питомец ужасов, безвластия и брани… взорами на мир ужасно засверкал». Развязка наступает там же, в Париже, в день торжественного богослужения рус. войск на месте казни кор. Людовика XVI («И се!.. подъемлется спасения сосуд…/И звучно грянуло: воскреснул Искупитель!»), после чего служатся благодарственные молебны в Казанском и Петропавловском соборах С.-Петербурга, где «испытанный народ», «преобразованный, исполнен жизни новой», приносит обет верности благочестивому монарху: «Всё в жертву за Царя!» С 1815 г. Ж. часто приглашают к имп. двору, он принимает на себя обязанности чтеца имп. Марии Феодоровны . В 1815-1816 гг. в 2 томах выходят «Стихотворения Василия Жуковского». В дек. 1816 г. поэту за его «труды и дарования» назначена пожизненная пенсия (4 тыс. р. в год). В те же годы он переживает личную драму: не состоялся брак Ж. с Марией Протасовой, к-рому решительно воспротивилась ее мать Е. А. Протасова (единокровная сестра Ж.). В 1817 г. Мария была выдана за И. Ф. Мойера, профессора медицины в Дерпте. Здесь Ж. продолжал ее навещать до самой ее смерти. Последней встрече посвящено стихотворение «9 марта 1823 г.» («Ты предо мною/Стояла тихо…»). Невозможность соединения с возлюбленной стала биографическим подтекстом мн.

http://pravenc.ru/text/182353.html

53 Язычники несомненно более нравственны, нежели безбожники. «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). 56 «Употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» (Свт. Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т. IV. Кн. I. С. 157). «Стыд есть ощущение действительного или воображаемого, но приметного недостатка возможного совершенства или красоты... Обыкновение стыда есть желания скрываться; но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света... Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести, и что наша одежда есть памятник грехопадения. Стыдливость – род покаяния, а бесстыдство – нераскаянности и закоснения» (Свт. Филарет, митр. (Дроздов). Записи на книгу Бытия. СПб., 1816. С. 78). 57 В начале ради человека «земля получила благословение. Будучи сотворен владыкою твари, он в своем падении увлекает за собою все свое владычество» (Свт. Филарет, митр. (Дроздов). Записи на книгу Бытия. СПб., 1816. С. 108). 59 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т. IV. Кн. I. С. 152. Земле, проклятой в делах Адамова преслушания, человек «должен возвращать благословение делами послушания и смирения» (Свт. Филарет, митр. (Дроздов). Записи на книгу Бытия. СПб., 1816. С. 117). 61 «Следует знать, что все печальные – угрожающие нам случаи по отношению к тем, которые принимают их с благодарность, навлекаются для их спасения и неприменно бывают доставляющими пользу» (Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. СПб., 1894. С. 114). 62 «Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяша, Божиим велением халдеи опаляющая, верные же орашающая, поющыя: благословите вся дела Господня Господа» (Октоих. В неделю утра глас 7, песнь 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

8) Павел Предтечевский, в 1786 г. бывший после в Ростовском Петровском монастыре строителем же, а затем в Переславком–Данилове архимандритом. 9) Димитрий, с 1786 по 1798 г., бывший после в братстве Толгского монастыря и там, быв на покое, скончавшийся. 10) Дорофей, с 1798–1809 г., в этом году тем же званием строителя переведен в Ростовский Белогостицкий монастырь; при нем построены в Барницкой обители каменные настоятельские келлии. 11) Исаакий Кожуков, в 1809 г.; из Ярославского купечества; бывший до сего в Белогостицком монастыре. Дионисий Поройков в 1810 г. из Угличского духовенства, бывший в Ярославском Архиерейском доме крестовым иеромонахом; в том же 1810 г. переведен в Белогостицкий монастырь. 10 б) Дорофей (вторично), в 1810 г. по прошению переведенный из Белогостицкого. Пробыл до 1816 г. и в течение этих 6-ти лет немало потрудился на благо-украшение Варницкой обители; при нем в 1798 г. капитально внутри обновлен был зимний Никольский храм; в 1799–1808 г. построены настоятельские келлии; поправлен был и соборный храм. В октябре 1816 г. переведен в Ростовский Петровский монастырь. 13) Ираклий, крестовый иеромонах Ярославского Архиерейского Дома, в 1816 г., в следующем 1817 – в июле месяце переведен в Белогостицкий монастырь 14) Игнатий, в 1171 г., из казначеев Толгского монастыря; не пробыв и года, в феврале 1818 г. переведен в Пошехонскую Исаакиеву пустынь. 15) Павел, с 1818 по 15 мая 1819 г., из казначеев Борисоглебского монастыря; назначен, затем, казначеем и ризничим в Ярославский Архиерейский Дом, а оттуда в Варницкий монастырь прислан 16) Гавриил, эконом; по своему желанию в 1822 году поступивший в число братии Троице-Сергиевой лавры. 15) Павел (вторично) из Архиерейского Дома; 26 марта 1823 г. назначен присутствующим Ростовского Духовного Правления и Библейского Общества, состоя строителем монастыря. За пожар 1824 г., когда погорела теплая Никольская церковь , был лишен помянутых должностей; но в виду его усердия и особых хлопот по устройству нового теплого храма в 1829 г. был награжден правом ношения в священнослужении настоятельского посоха, а в следующем 1830 г. возведен в сан игумена, состоя в Варницком же монастыре. В 1828 г. Павел назначен был благочинным над Ростовскими монастырями; в 1831 году переведен званием игумена в Петровский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

на дьяческую. Иван Евдокимов, священнический сын, в 1796 г. из певчих ?? занского в С.-Петербурге собора, определен пономарем Лугского уезда в Вшельский погост к церкви Св. Великомученика Георгия; в 1806 г. не ??щен дьячком в слободу Славянку к церкви Преображения Господня о ?? в 1808 г. на Аптекарский остров к церкви Преображения Господня; в ??ской собор переведен в 1814 году; 25 мая 1819 г. произведен во св?? ника в означенный Вшельский погост. Яков Иванов Лекторов, священнический сын, обучался до рит?? в Новгородской семинарии; в 1816 г. определен в Андреевский собор, оттуда 20 февр. 1816 г. в Морской Богоявленский, где и был до 1840 года. Василий Иванов Морев, Новгородской Епархии, Старорусского у ??Демьянского погоста, церкви Богоявления Господня священника Ивана Ва ??ева сын; с 1813 г. был певчим в хоре Новгородского архиерейского ??16 апр. 1819 г. определен в Морской собор сначала пономарем; а н?? дьячком; в 1828 г. произведен во священника. Прокопий Петров Лабецкий, диаконский сын, с 1816 по 1827 г. был певчим в Казанском соборе; 31 октября 1828 г. определен к Морскому Богоявленскому собору пономарем. Александр Алексеев Москвин, в 1815 г. определен дьячком в Сиворицы к церкви Св. Николая чудотворца, мая 12 дня 1823 г. перемещен во 2-й кадетский корпус к церкви Св. Бл. Вел. кн. Александра Невского; оттуда в 1827 г. в церкви Св. Великомученицы Екатерины, что на Васильевском Острове апреля 25 дня 1831 г. переведен в Морской собор; в январе 1848 года уволен за штат. Лев Вишневский, с 1831 по май 1832 года. Петр Васильев, Новгородской губернии, священнический сын из Новгородского уездного училища поступил в Деревяницкий монастырь, а оттуда в 1825 г. в Иверский; в 1828 г. сделан был трапезным в Новгородском Софийском Архиерейском доме; в 1830 г. определен псаломщиком к домовой церкви обер -священника армии и флотов; в 1831 г. перемещен к Троицкой церкви, что в Галерной гавани, а 29 января 1832 г. к морскому Богоявленскому собору, где и был по 1862 год. Василий Иванов Смирнов, с сентября 1837 по 1840 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

После преосвященного Серафима Минская епархия целых полтора года оставалась вдовствующей. Хотя доклад св. синода о переводе в Минск Полтавского епископа Анатолия был подан государю ещё весной 1815 года, но, по всей вероятности, затерялся и остался без ответа 3147 . 7 февраля 1816 года синодальный обер-прокурор представил государю вторичный доклад св. синода о том же 3148 и на этот раз доклад получил высочайшее утверждение в тот же день 3149 . Указом св. синода 12 февраля 1816 года преосвященный Анатолий был извещён как о своём переводе, так и соединённом с ним возведении его в архиепископы 3150 . Преосвященный Анатолий – в мире Андрей Максимович – происходил из малороссийского дворянства, родился в 1766 году. По окончании курса в Петербургской семинарии состоял в ней в продолжение трёх лет, с 1790 года, учителемъ – сначала грамматики, потом риторики и греческого языка. Отсюда перешёл во священники к Спасосенновской церкви, где три года «занимался изъяснением катехизиса». В 1804 году награждён камилавкой. В 1809 году принял монашество и был назначен ректором Петербургской семинарии и профессором богословских наук, присутствующим в консистории, членом цензурного комитета и архимандритом Сергиевой пустыни. С 1810 года состоял благочинным над находящимися в кадетских корпусах законоучителями. 3 марта 1812 года назначен епископом Полтавским 3151 . Одновременно с перемещением в Минск, в 1816 году, преосвященный получил орден св. Анны 1 степени 3152 . Целых шестнадцать лет пробыл преосвященный Анатолий на Минской кафедре, пока не был переведён, 10 февраля 1832 года, в новоучреждённую Симбирскую епархию 3153 . За шестнадцать лет преосвященный успел сжиться с некоторыми лицами Минской епархии и для них, «щедроодаренных высокоотеческими милостями» преосвященного, его перемещение было «чувствительное». «Усердные к особе» преосвященного, они последовали за ним в его новую епархию. Это были: один пинский иеромонах с послушником 3154 и один повытчик консистории 3155 . Ha Симбирской кафедре преосвященный Анатолий оставался до 1842 года, когда, по преклонности лет, был уволен на покой 3156 . Прожив, затем, около двух лет в Сызранском Вознесенском монастыре, Симбирской епархии, которым он управлял, преосвященный Анатолий, в тяжком недуге, лишённый от паралича употребления правой руки и языка, скончался в 2 часа утра 14 февраля 1844 года и был погребён в своём монастыре 3157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Папулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Папулово – село в Большемурашкинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел (тёплый) – в честь мученика Евграфа. Датировка объекта – 1816 год. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/BM.htm Село Папулово (до 1922 г. в составе Княгининского уезда Нижегородской губернии) расположено на берегу реки Сундовик. Ныне существующая здесь каменная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в начале XIX столетия взамен деревянной. В клировой ведомости этого прихода за 1798 год отмечалось: «Оная Покровская церковь деревянная весьма ветхая, штату быть положено священнику, безпридельная, ризницею скудна». Первое упоминание в архивных документах о каменном Покровском храме относится к 1822 г., когда в клировой ведомости сообщалось, что здание церкви построено в 1816 г. В более поздних аналогичных документах говорится о том, что строительство храма осуществлялось «тщанием прихожан и от доброхотных дателей подаянием», то есть на их личные средства без участия каких-либо жертвователей и благотворителей. Однако, согласно сохранившейся описи церковного имущества, составленной в 1848 г. духовенством данной церкви, строительство храма осуществлялось на протяжении нескольких лет «тщанием помещика Евграфа Борисовича Моисеева и тщанием прихожан». К сожалению, автор проекта храма в Папулово не установлен: проектные чертежи и переписка о строительстве среди архивных документов не обнаружены. Первоначально к 1816 г. была выстроена трапезная часть церкви (прямоугольная в плане), где благочинным протоиереем Тимофеем Крутовским из Большемурашкинской Христо-Рождественской церкви, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), был освящен придел во имя мученика Евграфа. Святой мученик Евграф являлся небесным покровителем храмоздателя церкви помещика Е.Б. Моисеева. Отсюда и посвящение данного придела. В самой поздней из сохранившихся до наших дней клировой ведомости за 1916 г. записано о том, что придел в церкви был освящен 10 декабря 1817 г.

http://sobory.ru/article/?object=09574

72. Амвросий II Орнатский, 1812, Марта 27 переведён из Архимандритов Новгородского Юрьева монастыря и тамошней Семинарии Ректоров. В 1816 году, Марта 12, хиротонисан в Епископа Старорусского. При нем в обители сей случились пожар и расхищение от Наполеоновых полчищ и с ними двадесяти язык. 73. Филарет Дроздов, 1816 г. Марта 7 дня переведён из Архимандритов Новгородского первоклассного Юрьева монастыря; в 1817 г. Августа 5 дня хиротонисан в Епископа Ревельского с оставлением при нем управления Новоспасским монастырём; ныне Митрополит Московский 61 . 74. Кирилл II Платонов, 1819 г. Мая 7 дня переведён из Архимандритов Лубенского Мгарского монастыря и Полтавской Семинарии Ректоров; в 1824 г. Октября 26 дня хиротонисан в Епископа Дмитровского. 75. Поликарп Гойтанников, 1824 года, в Ноябре переведён из Архимандритов Лужецкого монастыря; бывший 12 лет Ректором Московской Д. Академии, скончался 1837 года, Января 19 дня. 76. Аполлос Алексеев, 1837 г. 20 Февраля переведён из Архимандритов Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря, где находился 16 лет Настоятелем 62 . 61 Копия с Высочайшего Рескрипта: Отец Архимандрит Филарет, Санкт-Петербургской Духовной Академии Ректор! Рассмотрев отчет Комиссии Духовных училищ о произведенном вами обозрении Санкт-Петербургского и Московского округов, Я приятным поставляю Себе долгом изъявить вам совершенную признательность, как за успешное исполнение данного поручения, так и за ревностное служение по части образования Духовного юношества. В ознаменование же Моего благоволения Всемилостивейше повелеваю жалуемую вам Панагию носить по примеру Московского Донского монастыря Архимандрита; присовокупляю к тому Мои желания, да силою Христа Спасителя преуспеваете утверждать в сердцах учеников ваших любовь к Нему практическим исполнением учения Евангельского, пребываю вам благосклонный, На подлинном подписано ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА собственною рукою тако: АЛЕКСАНДР. Санкт-Петербург. 8 Апреля, 1816 года. 62 О. А. Аполлос из учителей Черниговской Семинарии пострижен в монашество в Александро-невской лавре 1803 года, 21 Марта; из Инспекторов Тихвинского уездного училища 1805 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

ассигн., и 4) двух священнических риз с подризниками, епитрахилями и поручами и двоих диаконских стихарей, с должными к ним принадлежностями, на 200 руб., итого всех вещей на 285 руб. 96 коп. ассигнациями. В 1815 г. местный священник о. Иван Иванов Бутеев и уполномоченный от прихожан села Акиншина крестьянин деревни Зубарихи Семен Савельев обратились к преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой о дозволении им в селе Акиншине, вместо деревянного храма, построить каменную церковь с такой же колокольней, и не об одном престоле, как было до сих пор, а двухпрестольную - со включением, кроме посвящения главного храма в честь Казанской Пресвятой Богородицы, еще придела в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На это прошение их от епископа Ксенофонта последовала храмозданная грамота от 26 июня 1815 года. Немедленно, по получении грамоты, прихожане села Акиншина начали изыскивать средства и заготовлять необходимые материалы для постройки разрешенного им храма, так что с весны 1816 г. уже начались работы по каменной кладке. Денежные средства, потребные для этого великого дела, собраны были от доброхотодателей из числа зажиточных крестьян-прихожан села Акиншина, а доставка и отчасти приготовление строительных материалов произведены миром (обществом, своими трудами). Так, по условию, заключенному священно-церковнослужителями и прихожанами села Акиншина 13 февраля 1816 г. с каменщиком Гороховецкого уезда, села Никулина, деревни Прудков, крестьянином Герасимом Никифоровым относительно кладки церкви видно, что подрядчик, кроме собственно кладки, обязался от себя работать кирпичи и иметь необходимые принадлежности для раствора извести и заготовки цемента, а прихожане изъявили согласие на свой счет выстроить кирпичные сараи, доставить необходимое количество леса и досок на подмостки, навозить камней для бута и, наконец, перевезти сработанный кирпич (кирпичные сараи были в 1 версте от храма около деревни Зубарихи). За всю работу, по условию, подрядчик должен был получить 4500 р. асс. и окончить каменную кладку храма и колокольни в течение двух лет, начиная с 8-го июля 1816 г., который день, должно быть, был днем закладки храма, как день храмового праздника села Акиншина в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=28624

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010