Началом обители послужила, по словам того же предания, деревянная часовня, построенная, как полагают, в 1711 году, в которую Граф Борис Петрович тогда же пожертвовал копию с принадлежащей ему знаменоносной иконы Тихвинской Богоматери, в сребропозлащённом окладе; часовня эта по времени была обращена в церковь во имя Тихвинской Божией Матери. Когда именно это случилось, неизвестно; но в Завете, писанном рукою самого Фельдмаршала 1-го       Января, 1714 года, где обитель Тихвинская называется новопостроенной, упоминается о церкви, и повелено «неотменно» в течение 1714 года пристроить к ней небольшую деревянную колокольню, по данному для сего чертежу. Теплая церковь во имя Преображения Господня, вероятно, построена в то же время, или несколько после (не позже 1719 года); об ней упоминается впервые в надписи на напрестольном Евангелии (см. ниже в описании ризницы). Здесь оканчивается предание, и последующие события уже вступают в область Истории. III. Историческое обозрение Борисовской Тихвинской пустыни Историю обители можно разделить на два периода или отдела: первый от основания обители до увеличения в ней штата и назначения монашествующим безбедного содержания, то есть, от 1714 до 1800 года. В течение сего периода Борисовская пустынь представляется нам почти в том самом устройстве, которое она получила от своего основателя, без заметных улучшений и значительных перемен, как во внутреннем, так и во внешнем своём, положении, и даже подвергается опасности быть упраздненною вовсе. Второй период: со времени штатного положения 1800 года до наших времен, от 1800 до 1872 года: период постепенного возрастания и улучшений обители во всех частях внешнего и внутреннего управления. Отдел I (1714–1800) Первое письменное сведение о Борисовской пустыни составляет, так называемый, Завет, писанный собственною рукою Генерал-Фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметева. Этот драгоценный для обители акт есть безмолвный, но красноречивый, памятник Христианской любви и попечения о ней её приснопамятного основателя, и замечателен в биографическом отношении, потому что служить выражением нравственного характера одного из замечательнейших лиц нашей переходной поры (см. Краткую биографию Графа Бориса Петровича в приложениях к сей книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Они были следующие: 28. МИСАИЛ Смирнов, пострижен в монашество в 1785 году, Марта 7, и был разных классов учителем в Перервинской Семинарии до 1790 года, потом, в первых числах Сентября переведён в Московскую Академию Риторики учителем, а в Сентябре 1793 года определён Префектом этой Перервинской семинарии и учителем Истории и Географии. В Августе 1795 года уволен от Префектства и учительства за болезнью. Скончался 24 Мая 1805 года. Бобров, из светских. В Августе 1795 года определён из учителей Риторики; 6 Сентября 1793 года, по прошению его, уволен от должностей по семинарии и через 10 дней скончался. 30. ВАСИЛИЙ Дмитровский, из светских, определён из учителей Лаврской семинарии в том же году и месяце, но в 1799 году, Марта 25, от должности отрешён и отправлен обратно в Лавру. 31. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, Иеромонах, с 1799 года Марта 25, из учителей Поэзии Лаврской Семинарии. В 1800 году Августа 10, переведён в Лаврскую семинарию Префектом и определён учителем Философии. Наконец, был Ректором Александро-Невской Академии. 31. АНТОНИЙ Левшинов-Платонов пострижен в монашество в Перервинском монастыре в 1800 году, Марта 2, проходя разные учительские должности, в том же 1800 году, Августа 10 определён Префектом, Риторики, Истории и Географии учителем. В 1804 году, Апреля 29 переведён в Лаврскую Семинарию Префектом же и определён учителем Философии. 33. ЛАВРЕНТИЙ Вашкевский, в монашество пострижен в 1800 году, Марта 2, проходя разные учительские должности, в 1804 году определён Префектом и учителем Риторики и Поэзии. В 1806 году, Января 6, произведён в Игумена Перервинского монастыря с оставлением при прежних должностях. В 1808 году, Января 25, переведён в Николаевский Угрешский монастырь с оставлением Настоятелем Перервинского, Префектом и учителем. В том же году произведён в Архимандрита в Московский Златоустов, а в 1813 году – в Богоявленский монастырь с поручением по прежнему в управление его Перервинского и с оставлением Префектом при семинарии, но от учительской должности уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ребенок, по принесении домой, крепко заснул, на другой день стало ему легче, а затем стал и совершенно здоров. 73. Жена канцеляриста Казенной Палаты Гладкова Елена около десяти месяцев страдала конвульсиями во внутренностях, не имея ни на минуту покоя. Но отслужив над Угодником панихиду, и помазавшись маслом от Его лампады, совершенно выздоровела. 74. Надворная советница Татиана Прохорова с 21 Ноября 1799 по Май 1800 года, была одержима лихорадкою, которая была так жестока, что больная лежала на постели неподвижно, и ощущала, будто бы нечто живое щипало все ее тело: В этом мучительном положении дала она обет сходить в Вознесенский монстырь, и поклониться нетленному телу Угодника Иннокентия. И лишь только изрекла она обет свой, как почувствовала некоторое облегчение, почему не смотря на слабость сил своих, решилась идти в монастырь. Выходя из дома, она ощутила в себе особенную силу к совершению пути. Поклонившись в монастыре Угоднику Божию, и принесенного из-под гроба Его землею вытерши все свое тело, больная стала здоровою. 75. Цеховый Димитрий Апрелков, с 2 числа Декабря 1800 года заболел вместе с своею матерью Татианою Алексеевой горячкою. Со всем усердием молился он Угоднику Божию об исцелении, и обещался, в случае выздоровления, отслужить по Нем панихиду. Святитель явился ему во сне, и сказали: «что ты, человече, страждеши? – но ты будеши здрав, мать же твоя умрет.» То и другое исполнилось. 76. Иркутский купец Григорий Киселев, с 5 Августа по 16 Декабря 1800 года, был одержим ломотою в ногах и расслаблением всех членов. Он призвал на помощь Святителя Иннокентия, и положили обет: чрез каждые три дня отправлять над гробом Его панихиды. По произнесении сего обета, получил совершенное исцеление. Столько-то свидетелей, людей разного сословия, разделенных временем и местами, и согретых теплотою веры и колебавшихся между верою и недоверием, к исходу 1800 года заявили перед Иркутскими Епархиальным Начальством, по чистой христианской совести, не имея других побужден, кроме сердечной благодарности и внутреннего благоговения, к Чудотворцу, о совершившихся или в виду их или над ними самими Его чудотворениях! А сколько, без сомнения, осталось еще чудес, или от простоты и неведения, или из благочестивой скромности, или по другим причинами, незаявленных! Но замечательно, что ближайшие наблюдатели дивных событ», Епископы Иркутские Софроний, Михаил I, и Вениамин, в десятилетнее управление которого благодатная помощь от Угодника Божия проявлялась в нарочитом обилии, – ничего с своей стороны не предпринимали к оглашению совершавшегося во очию их, даже не извещали о том Святейший Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1815. – Напечатана на русском языке „Победная повесть веры христианской или толкование апокалипсиса“, книга, исполненная хульными о нашей церкви выражениями и возмутительными воззваниями. Сочинитель говорит что „светильник греческой церкви сдвинут с места за крайнее её повреждение, что все христиане из меннонитов, сепаратистов, пиетистов, методистов, квакеров“ и проч. соберутся в один союз, в одно общество, в церковь филадельфийскую, т. е. братолюбскую 211 . Обе сии книги были употреблены, как орудие, к установлению какой-то всеобщей религии, и с нею всеобщего гражданства, согласно с предначертанием Библейского Общества. Сие последнее намерение, как отдаленную цель, имели в виду как все вообще масоны, так и общество карбонариев. 1816. – Английские и другие иностранные миссионеры и корреспонденты беспрепятственно разъезжали по России и, учреждая в разных местах новые библейские отделения и сотоварищества, передавали им дух свой и настоящую цель библейских обществ. Кто может поручиться, что они не служили вместе и к приведению в исполнение видов чужеземных правительств, посредством тайных с ними сношений, к которым существование библейских обществ подает столь благовидный способ? Имея рекомендательные письма от известнейших в России лиц, и нередко от духовных, они свободны были от всякого подозрения 212 . В доказательство того, сколь превратно начинали разуметь некоторые места св. писания, отделяясь в сем деле от церкви, которой одной дано спасительное разумие слова Божия, довольно здесь будет одного примера. Президент Российского Библейского Общества, в речи своей 15 июня 1816 г., не поколебался назвать сие общество апокалипсическим ангелом, имеющим евангелие вечно благовестить живущим на земли и всякому племени, и языку, и колену и людям 213 . 1817. – Учреждено министерство духовных дел и соединено с министерством народного просвещения. Одно лицо вместе с сими важными частями приобрело и главное управление почтами. Все сии звания, соединенные в президенте Российского Библейского Общества, доставили оному обширнейший круг действия, большие к распространению способы и надежнейшее покровительство. В сие же время появился вновь, запрещенный (1816) прежде, Сионский Вестник, имевший косвенное направление к уничтожению святости постановлений и преданий нашей церкви. Автор между прочими нелепостями упоминает, что в колониях Саратовской губернии Дух Божий явился на 86-ти детях, молившихся в поле; что однажды отец застал свою дочь молящуюся в конюшне и сказал ей, что она могла бы в комнате молиться. „О, конечно, отвечала она, но и конюшня не святое ли место? Ведь Спаситель родился в яслях!“ 214 . Нечему впрочем удивляться, что человек, глубоко вдавшийся в масонские таинства, составлял подобные басни ко вреду нашей православной церкви, и при всем том о нем представляемо было на Высочайшее воззрение, как о человеке, заслуживающем монаршее благоволение за распространение благочестивых сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

13 апреля 1816 г. князь Голицын объявил в заседании комитета, что он представлял Государю образцы для напечатания славяно-русского нового завета и что Государь утвердил для сего тот, который в две колонны на странице и с разделением стихов. А в читанном в половине этого года отчете за 1815 год уже объявлено было, что „с.-петербургская духовная академия трудится над сим благословенным делом под надзором ректора оной, архимандрита Филарета; и потом внесется сие в комитет, составленный из духовных членов комитета Российского Библейского Общества, в числе коих суть и члены Святейшего Синода“ 29 . Последних слов не было в синодальном определении 28 февраля. Они поставлены или прибавлены здесь, конечно, не без намерения. Российское Библейское Общество, по-видимому, желало показать, что хотя перевод священного писания на русский язык предпринят не Св. Синодом, однако совершается не без участия, по крайней мере, некоторых членов Св. Синода. Труд первоначального перевода разделен был между священником Г. П. Павским, „которого был первый опыт перевода Евангелия от Матфея“, – ректором с.-петербургской семинарии архимандритом Поликарпом, „который сделал первый опыт перевода Евангелия от Марка“, и бывшим бакалавром здешней академии, до назначения в ректоры киевской семинарии, архимандритом Моисеем , „сделавшим первый опыт перевода Евангелия от Луки“ 30 . Архимандрит Филарет взял на себя перевод Евангелия от Иоанна 31 . По совершении и пересмотре перевода в академии, он вносился по частям для окончательного рассмотрения в комитет, учрежденный при Библейском Обществе. По определению Святейшего Синода 28 февраля 1816 г. предположено было образовать его из находящихся в комитете Российского Библейского Общества духовных особ. А между тем из воспоминаний преосвященного Филарета, записанных двумя лицами, протоиереем А. В. Горским и Н. В. Сушковым, видно, что в комитете рассматривали этот перевод Михаил, Серафим, Филарет, Попов и Лабзин 32 . „Перевод нового завета – сказано в отчете Российского Библейского общества за 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

и принял имя Филарета. В марте 1809 г. вызван в С.-Петербург и определен инспектором петербургской семинарии и профессором философских наук с званием академического баккалавра; в феврале 1810 г. переведен в академию баккалавром богословских наук и церковной истории; в июле 1811 г. произведен во архимандрита; в марте 1812 г. определен ректором академии и настоятелем Юрьева новгородского монастыря: в 1814 г. получил степень доктора богословия; в 1816 г. переименован настоятелем московского Новоспасского монастыря; 5-го августа 1817 года хиротонисан во епископа ревельского и оставлен в должности ректора академии; в марте 1819 г. пожалован архиепископом тверским, в сентябре 1820 года переведен на епархию ярославскую; в 1821 г. на московскую, с 1826 г. митрополит московский. Из сочинений его во время его учительства в Троицкой семинарии напечатаны два слова, произнесенные им в Троицкой лавре, одно 12 января 1806 года, другое в великий пяток того же года. В последующее время из трудов его напечатаны: 1) Ответ на письмо, которым предложено было написать Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (Спб. 1813г.); 2) Опыт изъяснения Псалма 67-го (Спб. 1814 г.); 3) Разговор между испытующими и уверенными о православии восточной греко-россииской церкви (Спб. 1815 г.); 4) Начертание церковно-библейской истории(1-е изд. 1816 г. Спб.); 5) Записки на книгу Бытия (Спб. 1816 г.): 6) Христианский катехизис православный католический восточной греко-российской церкви (Спб. 1823 г.); 7) Начатки христианского учения, или краткая священная история, краткий катехизис (Спб. 1828 г.); 8) Беседы к глаголемому старообрядцу (Спб. 1834–1836 г., М. 1840 г.): 9) Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия (напечатано при словах к московской пастве. Спб. 1822 г.): 10) Некоторые черты жит преп. Сергия После смерти (напечат. в первый разе в Христ. Чт. 1836 г. часть 2); 11) Житие преп. Никона (М. 1844 г.); 12) Слова и речи, три части (М. 1844, 1848 и 1861 г.). Сверх сего несколько статей его напечатаны в прибавлениях к изданию Творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В настоящее время можно лишь обзорно перечислить русские приходы в Европе и мире, но целью нашего исследования является история Православной церкви в Бельгийском королевстве, к которой мы и перейдём, начав с первого Придворного православного храма, первоначально пребывавшего в Гааге. 1.9. Гаага (Амстердам) Практика открытия домовых храмов за пределами России, связанная с заключением монархических браков, сохранялась до самого позднего времени. Дочь императора Павла Петровича, Анна Павловна, выйдя замуж за наследного принца Оранского в Голландию в 1816 году, получила от брата, императора Александра I, целую походную церковь и служащих клириков. История Русского Православия на бельгийской земле начинается именно с этого домового храма, иконостас которого и сейчас можно видеть в русской церкви в Гааге. Примечательно то, что царственный брат даровал своей сестре для её храма изготовленный из золота полный богослужебный евхаристический комплект, включающий Святое Евангелие в массивном золотом переплёте. Сейчас это собственность королевской фамилии. Комплект постоянно находится в хранилище банка, но в дни особых торжеств эти богослужебные предметы выдаётся Королевским Двором Русской Церкви для богослужений. 2. Русское православие в Бельгии 2.1. Начало Русского православия в Бельгии: от основания храма до приобретения собственного здания для него 1816 – 1887 гг. 2.1.1. Русский придворный храм в Брюсселе с 1816 по 1830 год. Самое раннее из известных русских православных погребений в Бельгии находится на кладбище Эвер в Брюсселе. Оно датировано 1804 годом. Это могила младенца из семьи Орловых. Во время пребывания в Малой Голландии граф Орлов потерял свою дочь, которую отпевал русский священник. Известно, что полковые русские священники приезжали в 1813 году в поселения Альсенбéрг и Бéрсель, где был расквартирован во время битвы при Ватерлоо казачий полк. Священники сопровождали также особ императорского двора, которые приезжали в продолжение всей первой половины Х1Х века на курорты Остендэ и Спа.

http://pravoslavie.ru/43366.html

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

79) Атласный белый – во храм святыя живоначальныя Троицы, что в городе Гатчино. Священнодействован тем же Преосвященным 1816 года мая 22-го дня. Подпись таже и там же. 80) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован тем же Преосвященным 1816 г. мая 22-го дня. Подпись таже в там же. Пять антиминсов, священнодействованных преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским 1817 года января в 21-й дсиь – 81) Атласный белый – во храм Тихвинския Божией Матери, в Введенской пустыне. 82) Атласный белый – во храм св. благов. Вел. Князя Александра Невского, что при Правительствующем Сенате. 83) Атласный белый – во храм святителя и чудотворца Николая. 84) Атласный белый – во храм святителя Иоанна милостивого. 85) Атласный белый; храм не означен. Подпись у всех антиминсов таже и там же. 86) Атласный белый – во храм соборном святого Апостола Андрея, что в городе Кронштате. Священнодействован преосвященным Филаретом, Епископом Ревельским и викарием епархии С. Петербургской 1816 года августа 26-го дня. Подпись таже и там же. 87) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован преосвященным Михаилом, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским, 1818 года июля 30-го дня. На обороте написано: «1832 г. марта 1-го. Из города Павловка церкви Марии Магдалины». Подпись под рисунком: «Смиренный Михаил, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». Священнодействованные тем же преосвященным Михаилом, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским» – 1818 года июля 30-го. 88) Атласный белый – во храм Вознесения Господня, что при Морской госпитали. На обороте написано: «1839 апреля 8-го. Из Морской госпитали». 89) Атласный белый – во храм Спаса нерукотворенного образа. 90) Атласный белый – во храм великомученика Пантелеймона. На обороте написано: «1836 года апреля 10-го». 91) Атласный белый; храм не означен. Подпись таже и там же. 1818 года октября 24-го дня. 92) Атласный белый – во храм Пресвятыя Богородицы всех скорбящих радости. На обороте написано: «1839 августа 9-го. Из Скорбященской церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так именным Высочайшим указом Св. Синоду 3 сентября 1827. г. повелено: «присутствующего в Св. Синоде обер–священника армии и флотов Павла Моджугинского, уволив за болезнью от нынешних должностей, на место его избрать достойных кандидатов и представить». Исполняя Высочайшую волю, Св. Синод усмотрел в этом благоприятный случай возвратить управлению армейским духовенством прежнее единство, сообразное с удобством и пользою всего управления. Вот как Св. Синод мотивировал свое предположение во всеподданнейшем докладе: «Приступая к избранию кандидатов и обратясь к тому положению, в котором находилось звание армии и флотов обер–священника до 1816 г., Св. Синод принял в рассуждение, что до сего времени обер–священник армии и флота заведовал духовенством и гвардейского корпуса, а того 1816 г, января 1 дня в именном Высочайшем указе, данном Синоду поведено: «Преображенского всей гвардии собора протоиерею Алексею Торопогрицкому, в уважение отличной его службы и поднятых трудов 1812-го 1813-го п 1814-го годов, быть по учреждению главного штаба обер–священником, с поручением его управлению всех гвардейских полков священнослужителей». По увольнении обер–священника Торопогрицкого вовсе от службы, докладывал Св. Синод, Ваше Величество сего года января 27 дня Высочайше повелел на место его Торопогрицкого быть обер–священником придворному протоиерею и члену Синода, Николаю Музовскому. Синод из именного Высочайшего указа 1-го января 1816 г. усматривая, что звание обер–священника при главном штабе поставлено от обер–священника армии и флотов независимо, в уважение личных заслуг протоиерея Торопогрицкого, и из того заключая, что сие распоряжение можете почитаться временным, находит в настоящее время благоприятный случай возвратить управлению армейского духовенства прежнее единство, сообразное с удобством и пользою его управления, и на сем основании к определению в звание обер–священника армии п флотов первым и преимущественно достойным кандидатом признает синодального члена придворного протоиерея Николая Музовского с тем, чтобы в его же ведении оставались и священнослужители гвардейских полков, состоящие ныне в его управлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010