Начала священного союза сделались руководящими в направлении деятельности Государя. Распространение света веры Христовой, усиление способов к распространению в народе Священного Писания, воспитание юного поколения в духе веры и благочестия, расширение христианской благотворительности, заботливость об обращении ко Христу израильтян заблудших, но бывших некогда носителями великих откровений и хранителями таин Божиих 207 – были предметами самых искренних желаний и попечений Государя. В этих мыслях, желая соединить образование народа с воспитанием его в духе веры и благочестия, Государь поручил обер-прокурору Святейшего Синода, кн. А.Н. Голицыну исправление должности министра народного просвещения после вышедшего в отставку графа А.К. Разумовского; а князь Голицын, сделавшись министром, пригласил в члены главного правления училищ ректоров – духовной академии, архимандрита Филарета и семинарии, архимандрита Иннокентия. Таким образом, в лице князя А.Н. Голицына соединилось управление духовными делами православного и прочих исповеданий и министерством народного просвещения. Последовавшее вслед за тем учреждение мистического министерства духовных дел и народного просвещения было только юридическою формулою соединения этих учреждений в одном управлении, фактически находившихся уже в управлении одного лица. Состав Комиссии Духовных Училищ в это время оставался прежний, за исключением временного отсутствия архиепископов Серафима (с Мая до Сентября 1816 г.) и Михаила (с Ноября 1816 до Апреля 1817 г.) 208 . В 1816 г. Михаил предпринял печатание полного собрания своих «Бесед в разных местах и в разные времена говорённых»; а княгиня Софья Сергеевна Мещерская, в противодействие распространению вредных книг, выпросила (17 Августа 1816 г.) Высочайшее повеление печатать впредь сочинения Черниговского архиепископа Михаила, коих первый том уже вышел в свет в текущем году, по мере представления их сочинителем на счёт Кабинета, по два завода в пользу его, преосвященного, и в той типографии, где он сам заблагорассудит; а как вышесказанного 1-го тома напечатан при Синоде токмо один завод, то и другой завод оного там напечатать также на счёт Кабинета 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

6) Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из Окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. Спб. 1815. Изд. 2-е. Москва, 1833; изд. 3-е. М. 1841 и изд. 4-е. М. 1843. 7) Записки на книгу Бытия, руководствующие к разумению писмени ее и к испытанию духа ее, при посредстве сличения переводов с подлинником, мнений св. Отец и толкователей, преимущественно же ясных, и собою другие объясняющих, мест самого Священного Писания. Из уроков Санкт-Петербургской Духовной Академии 462 . Спб. 1816. 8°. Стр. XI+734. 8) Начертание Церковно-библейской Истории, в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах. Издано по определению Комиссии духовных училищ. 1-е изд. Спб. 1816; 2-е. Спб. 1819; 3-е. Спб. 1823; 6-е, 1839; 7-е, 1840; 9-е, 1852: 10-е, 1857; 11-е, 1866 463 . 9) Мысли одного читателя книги: «Considerations sur la doctrine et l " esprit de l " Eglise orthodoxe», в простоте предлагаемые писателю, по правилу: даждь премудрому вину, и премудрейший будет. Писано в 1816 году 464 . В извлечении напечатано в Херсон. Епарх. Ведом. за 1868 г. 1, стр. 19–21. 10) Кроме того мы лично убеждены, что редакции Филарета принадлежит состоявшееся еще в начале этого же 1816 года (именно от 16 марта) определение Комиссии духовных училищ о переводе Св. Писания Нового Завета на русский язык, с подробными правилами ведения этого дела 465 . 11) Перевод Евангелия от Иоанна с греческого на русский язык, совершенный в течении 1816–1818 годов и вошедший в состав русского перевода Четвероевангелия, вышедшего из печати в апреле 1819 года 466 в Спб. 12) Возглашение к христолюбивым читателям, послужившее предисловием к изданию русского перевода Четвероевангелия. 1-е изд. Спб. 1819 467 . 13) Второе, исправленное издание Записок на книгу Бытия, вышедшее в конце августа 1819 года 468 под таким новым заглавием: «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на Русское наречие» 469 . Ч. I-III. Издание по определению Комиссии духовных училищ. Стр. Х+219; 324; 313. С этого издания, без перемен, сделаны издания: 3-е. Спб. 1835 и 4-е. Москва, 1867.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Малороссийскге и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1799–1803. Полтавские и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1803–1807. Феофан Шиянов 1807–1812. Анатолий Максимович 1812–1816. Мефодий Пишнячевский 1816–1824. Георгий Ящуржинский 1824–1830. Нафанаил Павловский 1880–1834. Гедеон Вишневский 1834–1849. Архп. с 1844. Иеремия Соловьев 1849–1850. Нафанаил Савченко 1850–1860. Александр Павлович 1860–1862. Иоанн Нетин 1862–1887. Архп. с 1878. Иларион Юшенов 1887–1904. Иоанн Смирнов 1904–1910. Назарий Кириллов 1910. Архп. Прилукское викариатство, учр. в 1884 г. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887. Михаил Грибановский 1894–1893. Тихон Клитин 1895–1896. Менандр Созонтьев 1896–1897. Филипп Бекаревич 1897–1899. Гедеон Покровский 1899–1904. Гавриил Голосов 1904–1905. Феодосий Олтаржевский 1905–1908. Георгий Ярошевский 1908–1910. Сильвестр Ольшевский 1911. Псковская, учр. в 1589 г. Кафедра в Пскове Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592. Геннадий 1595–1609. Иосиф 1610. Сильвестр 1613–1615. Архп. Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские (до 1764 г.): Иоаким 1616–1623. Павел 1623–1626. Иоасаф 1627–1634. Левкий 1634–1649. Макарий 1649–1664. Арсений 1665–1681. Митрополиты: Маркелл 1681–1690. Иларион Смирного 1691–1698. Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717. Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725. Еп. до 1720. Рафаил Заборовский 1725–1731. Еп. Варлаам Леницкий 1731–1738. Еп. до 1732. Стефан Калиновский 1739–1745. Еп. Симон Тодорский 1745–1754. Еп. до 1748. Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761. Гедеон Криновский 1761–1763. Псковские и Рижские (с 1764 до 1799 г.): Иннокентий Нечаев 1763–1798. Архп. с 1770. Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские (с 1799 до 1833 г.): Ириней Клементьевский 1798–1814. Мефодий Смирнов 1814–1815. (С 1815–1816 упр. ед. Архп. Черниговский Михаил Десницкий) . Евгений Болховитинов 1816–1822. Евгений Казанцев 1822–1825. Мефодий Пишнячевский 1825–1834. Псковские и Лифляндские (с 1833 до 1850 г.): Нафанаил Павловский 1834–1849. До 15 июня 1836. г. Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2) Пономари 1) Симеон Сергеев 1814 г. 2) Александр Иванов , 1814–1816 гг. Перемещен в 1814 г. из села Никольского, Горы тож, Дмитровской округи. В 1816 г. выбыл в Московский почтамт для определения в инвалиды. 3) Прохор Сергеевич Руднев, 1816–1820 гг. Уволенный из класса поэзии бывшей Московской академии, 30 июня 1816 г. определен в пономаря к Крестовоздвиженской церкви, а 6 мар. 1820 г. переименован во дьячка. 4) Алексей Петрович Зверинский 1820–1826 гг. Перемещен 6 марта 1820 г. из села Воскресенского, Савино тож, Подольской округи. В 1826 году уволен. 5) Феодор Григорьевич Соколов 1826–1828 гг. По увольнении из риторического класса Московской семинарии, определен к Крестовоздвиженской церкви в пономаря 5 нояб. 1826 г. 6) Евфимий Иванович Стремленов. 1828–1834 гг. По увольнении из риторического класса Спасо-Вифанской семинарии в 1815 г., был причетником при церквах: архидиакона Стефана, за Яузою; Иоанна Богослова, под Вязом; св. Николая, в Хамовниках, и с 24 окт. 1828 г. – при Крестовоздвиженской. 1834 г. марта 17 дня. 7) Симеон Лукич Соловьев, 1834–1868 гг. Определен 13 апр. 1834 г. из звонарей Ивановской колокольни. В училищах не обучался. В 1868 г. уволен за штат. 8) Николай Михайлович Цветков, 186– 1873 гг. Определен из учеников среднего отделения Московской духовн. семинарии 14 окт. 1868 г. В 1873 г. перемещен к Пименовской церкви. † 1896 г. 3) Псаломщики 1) Иван Сергеевич Воздвиженский, 1873–1881 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1872 г., был псаломщиком при церкви Трех Святителей, что на Кулишках; 9 авг. 1873 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. В 1881 году переведен к Николо-Москворецкой церкви, состоял там же диаконом, а в 1895 г. поступил в пресвитеры Московского Успенского собора. 2) Александр Михаилович Гедеонов, 1881–1885 гг. По окончании курса в Московской духов. семинарии в 1879 г., состоял учителем в Коломенском духовном училище. 28 мая 1881 г. определен во псаломщика к Крестовоздвиженской церкви. В 1885 г. перемещен к Воскресенской, на Остоженке, церкви. В настоящее время состоит диаконом при Пятнице-Божедомской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

первое. Всемилостивейше повелеть отпустить Иерусалимскому Патриарху на уплату долгов, при возобновлении храма приключившихся, из показанной оставшейся суммы двадцать пять тысяч рублей. И второе, защитить право первенства, присвоенного издревле в Иерусалиме единоверным нашим. Подлинное определение подписали 1816 года марта 27. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. (Выписка из дел Архива Св. Синода). С 1814 по 1844г.//Библиотека ИППО. БIII. 512. С. 33–35. (Далее: Материалы к истории Иерусалимской Патриархии). 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду С.-Петербург 25 мая 1816 г. Копия Я имел счастие представлять Государю Императору доклад Святейшего Синода от 27 марта сего 1816 года относительно долгов Иерусалимской Церкви, где Гроб Господень, и притеснений, чинимых единоверным нашим в святых местах от армян. Его Императорское Величество Высочайше соизволил на отпуск двадцати пяти тысяч рублей единовременно в пользу Иерусалимской Церкви на счет Палестинской суммы; а по последней статье повелел сообщить г-ну статс-секретарю по иностранной части графу Каподистрию для внесения того, что будет нужно, в инструкцию министра нашего, отправляющегося в Константинополь . Сделав надлежащее по сему отношение к графу Каподистрию, я имею честь предложить Святейшему Синоду для сведения, что я по Высочайшему повелению отнесся к г-ну министру финансов, чтобы он доставил 25 т. рублей, в пользу Церкви Иерусалимской пожалованных, прямо от себя к графу Каподистрию для отсылки к Патриарху. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 37–38. 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына Константинополь май 1816 г. Пер. с греч. Копия Высокий благочестивейший князь и знаменитый обер-прокурор находящегося в Петербурге святого и Богом собранного Священного Синода, господин Александр Николаевич Голицын, возлюбленный во Христе Боге и вожделеннейший сын нашей мерности! Желая Вам душевного и телесного благосостояния, уведомляем Ваше Сиятельство, что чрез находящегося там преподобного святого архимандрита Пресвятого Гроба Господня Арсения посылаем Вам крест златый, украшенный алмазами и нашею печатию запечатанный, в который собственными нашими руками положили мы частицу Неоцененного Древа, которое точно есть часть собственно того Креста, на котором распято Пресвятое Тело Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа за спасение мира, и который обагрен Пречистою Кровию Его; – частицу, хотя малую по количеству, но всемощную и великую по силе и благодати, которую почитая, и с несомненным благоговением ей поклоняясь, и нося оную на персях, как охранительное оружие, будете иметь, чего желаете для душевной и телесной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В миру – Андрей Антипович Орнатский (Чудский), по происхождению сын диакона, родился в 1778 г. в Череповецком уезде Новгородской губернии. Окончил Кирилло-Белозерское училище, в 1800 г. – Александро-Невскую ДС, после чего состоял учителем Новгородской ДС; в 1805 г. – ее инспектор и префект, в 1808 г. – ректор. В 1805 г. пострижен в мантию, в 1808 г. возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря; с 1811 г. – в Юрьеве монастыре. В 1812 г. Амвросий стал настоятелем Московского Новоспасского монастыря и председателем Московского духовно-цензурного комитета. Тогда же принимал деятельное участие в спасении святынь и древностей Москвы от приближавшихся Наполеоновских войск. С 1815 г. – действительный, а с 1816 г. – почетный член Московского Общества Истории и Древностей. В 1816 г. хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. (Между прочим, здесь, в Новгороде 12.07.1816 отпевал тело поэта Г. Р. Державина.) В кон. 1819 г. переведен на Пензенскую кафедру. Преосвященный Амвросий – усидчивый ученый, строжайший аскет, суровый и требовательный к себе и окружающим – как видно, был не лишен находчивости и остроумия. Так, в 1824 г., во время посещения Пензы Александром I, последний при одной из личных встреч с епископом «...обратил внимание Амвросия на слишком большую строгость его к духовенству и сказал, что ему, государю, во время проезда его через Пензенскую губернию подана была духовенством на Амвросия масса жалоб. «Государь, – ответил на это Амвросий, – на тебя еще больше бы подали жалоб, если бы было кому жаловаться». Затем, указав на изображение распятого Спасителя, на своей панагии, прибавил: «Он ли не был свят, а и Его обвинили и распяли!..» С 1825 г. Амвросий Орнатский состоял на покое в Кирилло-Белозерском монастыре, где и скончался 26.12.1827; погребен в его летнем Успенском соборе. Автор 6-томной «Истории российской иерархии», которая была предпринята им «...по мысли и совету и продолжалась при непосредственном участии и наблюдении Преосвящ. Евгения...» (Болховитинова), впоследствии митрополита Киевского, крупнейшего ученого и деятеля в области русской церковной истории (Колосов H. А. «История российской иерархии» Преосвященного Амвросия Орнатского , епископа Пензенского и Саратовского. M., 1894).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Досифей Голенищев-Кутузов (1816–1819), из дворян. Военная служба доставила ему чин секунд-майора. По выходу в отставку, находился с 24 декабря 1792 г. в Екатерининской пустыни. В монашество пострижен 1860 г. ноября 21; посвящен во иеродиакона декабря 6, в иеромонахи 25 числа. В 1807 г. янв. 3, назначен строителем Екатерининской пустыни. От сей должности, согласно прошению, уволен 1809 г., с определением в число братства Троицкой лавры. 1811 г. авг. 20, произведен в Дмитровский Борисоглебский монастырь в архимандрита. Перемещен в Златоустов монастырь 20 июля 1816 г. 178 ; здесь и скончался 1819 г. июня 2-го, на 71 году от роду. Сохранился портрет его, писанный на полотне красками. 4 . Иннокентий (1819–1822) в мире Иван Васил., сын священника, обучался в Троицкой семинарии, и потом был в Перервинской семинарии учителем латинской грамматики и синтаксиса. 1799 г. июня 29, рукоположен во священника к Софийской, на Лубянке, церкви (в Москве). Переведен к Неопалимовской церкви, что близ Девичьего поля, 1800 г. окт. 26. Проходил должность увещателя в 1-м департаменте надворного суда с 1801 по 1807 г., и духовного депутата с 1815 г. января 14. Кроме того, был с 1815 г. духовником Пречистенского сорока, и в том же году (в январе) награжден скуфьею. В монашество пострижен 1816 г. ноября 6, затем вскоре, 8 числа, посвящен (на 47 году своей жизни) в архимандрита Златоустова монастыря. С 15 декабря – ректор Заиконоспасских училищ; с 1820 г. января 21, ректор Андрониковского училища. Через год – член консистории. В 1822 г. января 18, определен ректором Пензенской семинарии и настоятелем Нижнеломовского Богородицкого монастыря. Того же года, марта 27, переведен в Новгородскую семинарию и получил в управление 24 апреля, монастырь препод. Антония Римлянина, сделан и членом Новгородской консистории. С 1823 г. июля 23 настоятель Богоявленского монастыря в Москве, а с 16 сент. член здешней консистории. В следующем году, февр. 13, назначен законоучителем при Московском университете; в конце 1827 г. уволен от этой должности. По указу Св. Синода от 15 мая 1828 г. переведен в Нижегородский первоклассный Печерский монастырь. Скончался в Москве, в Екатерининской больнице и похоронен в Покровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Из материалов газеты " Православная Пермь " Построена в 1789 г. Освящена 23.12.1789 г. Сооружена на средства купца В.Г. Лапина. Первоначально Владимирская. 8.09.1800 г. епископом Иоанном переименована в Рождество-Богородицкую. В 1816 г. построен 2-й этаж (освящён 1.10.1816 г.). Церковь действовала до 1928 г. В дек. 1928 г. была демонтирована колокольня, в 1933 г. купол разобран и заменен скатной кровлей. Здание приспособлено под общежитие для студентов - сначала индустриального, а затем художественного техникумов. В 1935 г. церковь передана вновь организуемому в Перми учебному заведению - стоматологическому ин-ту, который находился там до 1941 г. Позднее здесь разместился гл. корпус фармацевтического ин-та, переименованного в Перм. государственную фармацевтическую академию. Решением правительства Пермского края здание фармакадемии в 2009 г. возвращено Пермской Епархии. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. Красивый основательный храм в стиле классицизма в центральной части Перми. Раньше церковь Рождества Богородицы было видно издалека, однако сейчас ее хорошо видно только на улице Ленина. Храм с непростой судьбой, и одно из первых каменных зданий города, дошедших до наших дней. С учреждением Пермского наместничества население города Перми стремительно растет. Уже в 1781 году численность жителей составила свыше 3000 человек, значительную долю населения составляли православные. Небольшой каменный Петропавловский соборстановится маленьким. По инициативе бывшего соликамского купца Василия Герасимовича Лапина (переехавшего в Пермь) на другом конце города начинается сооружение церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что проект поддержал генерал-губернатор Пермского наместничества Евгений Кашкин, который добился разрешение на строительства храма от Синода. Строительство церкви Рождества Богородицы начинается в 1787 год. Храм построен в господствующем тогда стиле классицизм, с фасадом, выходящим на улицу Покровскую. Главный придел храма был посвящен Владимирской Иконе Божией Матери. Позднее были построены еще 3 придела: придел Василия Великого, придел Григория Богослова, придел Иоанна Златоуста В 1816 году здание церкви получает свой главный придел во имя Рождества Богородицы. В 1838 были сооружены постройки, в которых разместились 4 боковых придела. До революции, храм Рождества Богородицы был одним из самых крупных в Пермском губернии. По своей площади он сопоставим со Спасо-Преображенским собором Перми. В 1896 при храме была открыта церковно-приходская школа, одна из лучших в Перми. Здание школы было построено по проекту архитектора Турчевича.

http://sobory.ru/article/?object=16533

До назначения в Павло-Обнорский монастырь был с 1781 по 1784 год игуменом Глушицкого монастыря; в 1784 году переведён в игумены Корнильева монастыря; но в 1785 году, по желанию своему, опять возвращён в Глушицкий монастырь. В 1794 году назначен настоятелем в Спасокаменный Духов города Вологды монастырь, а по учреждении здесь архимандрии, в 1798 году октября 1 дня, возведён на степень архимандрита. В 1800 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря, которым управлял до 1812 года. 51.Августин, в 1812 году. 52.Гавриил, Болховитинов, с 1812 по 1814 год. По пострижении в монашество в Воронежском архиерейском доме в 1802 году, был с 1802 года по 1812 год строителем общежительного Преображенского Толшевского монастыря Воронежской епархии (см. История российской иерархии, том VI; 1815 год, с.409). В 1812 году, сентября 8 дня, произведён во игумена в Павло-Обнорский монастырь 50 . 53.Ириней, архимандрит, с 1814 по 1816 год. Родом был Тверской епархии, но пострижен в монашество в Воронеже в 1812 году. В 1813 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, произведён в архимандрита в третьеклассный Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, где и находился до 1814 года. В этом году переведён в настоятеля Павло-Обнорского монастыря. 54.Дионисий, с 1816 по 1818 год. Родом Ярославской епархии, пострижен в 1802 году. В 1810 году был строителем Ростовского Троицкого Варницкого монастыря; в том же году переведён в строители Ростовского Белогостицкого монастыря. В 1812 году произведён во игумена Пошехонского третьеклассного Адрианова монастыря. В 1816 году, июля 23 дня, назначен игуменом Павло-Обнорского монастыря. 55.Варфоломей, с 1818 по 1823 год. Из купеческого звания, пострижен в монашество в 1793 году в Валаамском монастыре. С 1798 по 1802 год был строителем Коневского Рождественского монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1802 году принят в Вологодскую епархию и определён казначеем Вологодского архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Об Августине Сахарове см. в списке учителей. 2) Иона (Иван Дмитриевич) Павинский, обучался в Олонецкой и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г., находясь в белом духовенстве, проходил должности при разных Санкт-Петербургских церквах; с 1797 по 1802 г. был священником при Копенгагенской миссии; по возвращении в Россию – протоиереем и членом С.-Петербургской дух. консистории; с 1809 г. находился духовником при Великой Княгине Екатерине Павловне (покойной Королеве Виртембергской); в 1813 г. пострижен в монашество и вскоре затем произведен в архимандрита Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; в 1817 г. рукоположен в епископа Орловского, в 1821 г. переведен в Тверь архиепископом и пожалован членом св. Синода. Скончался в 1828 г. Казанским архиепископом. Из его сочинений напечатаны: 1) Слова, говоренные в разные времена (М. 1816 г.), и Речь при сретении Государя Императора Александра Павловича в Воскресенском монастыре 24 августа 1816 года (Москва), и переводы: Опыт о красноречии проповедников, соч. Блера (Спб. 1800 г.); Правило предписанного в Императорско-Королевских наследных землях преподавания пастырского богословия (Спб. 1803 г.). Ректор Моск. академии, арх. Евлампий, рассматривавший эту книгу, по поручению св. Синода, одобрил ее к изданию, как «отличительную, преполезную и весьма достойную быть напечатанной и читаемой на российском языке.» (Типогр. дела арх. св. Синода, 1799 г. 10). 3) Амвросий (Андрей) Орнатский, сын дьячка Устюжского уезда Новгородской епархии, по окончании курса в Александроневской семинарии проходил учительские и начальственные должности в Новгородской семинарии; отсюда в августе 1808 г. определен был архимандритом ставропигиального Новоспасского монастыря и председательствующим Московской духовной цензуры; в 1816 году рукоположен в епископа Старорусского; в 1819 г. переведен в Пензенскую епархию; скончался Вологодским епископом. Сочинение его «История Российской Иерархии», исправленное, дополненное и изданное м. Евгением – почтенный памятник его образованности и трудолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010