Над могилами их стоят гробницы, о которых в описи 1778 г. сказано так: «В той же церкви (т. е. Богоявленской) построены две гробницы из досок столярной работы и раскрашены красками, а на верху оных на правой стороне на доске писан краски образ преподобного Сергия, а на левой стороне преподобной Варвары, родителей преподобного Александра Свирского , на которых гробницах два покрова». В конце той же описи прибавлено: «на раках у чудотворцев два покрова гарнитуровые жаркого цвета, кресты осьмиконечные белого гасику, подложены крашениной голубой». По описи 1793 г. видим более подробное описание тех гробниц. Там сказано: «Деревянные гробницы схимонахов Сергия и Варвары вышиной 1 / 4 арш., длиною 2 1 / 2 арш., шириной 14 верш. На верху коих вложены доски с изображением во весь рост схимонаха Сергия и схимонахини Варвары старинного иконного письма; на боковых досках шесть овальных изображений равной величины, с надписями, означающими 1 и 2 рождение и крещение св. сына их Александра преподобного; 3, младенческое воспитание его при родителях своих в сельском быту; 4, моление преподобного пред иконой Пресвятой Богородицы, о ниспослании ему успехов в изучении грамоты, в церкви монастыря, именуемого Остров, что ныне Введенский-Островский монастырь, ибо монастырь этот от местожительства родителей преподобного Александра Свирского , где он родился, отстоит не далее 300 сажен; 99 5) благословение, данное преподобному Александру его родителями, отшествие из дома родителей в Валаамский монастырь, и о принятии его в нем; 6) свидание с отцом своим в этом монастыре». В описи 1802 г. сказано: «На гробницах родителей преподобного Александра Свирского Сергия и Варвары лица изображены на канифасе и обложены окрест золотой бахромой с кистями золотыми, коих числом шесть». По описи 1829 г. добавлено: «И надписанием литерами золотыми. Венцы на их серебреные, позолоченные. Над гробницами сени столярной работы с резьбой, под коей изображены лица преподобных, писанных на холсте живописные 100 , вокруг золотая, с частью мишурной, бахрома, по углам 4 серебряные золоченые кисти. При коих два подсвечника резные деревянные по частям позолочены с медным верхом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Однако тогда видимая неудача его последующей, богатой скорбями жизни, не свидетельствует ли опытно о возможной ошибке в теоретических посылках? Источники 1 . Архимандрит Феодор ( А.М. Бухарев ): Pro et contra. СПб., 1997. 2 . Бухарев А. Об упокоении усопших и о духовном здравии живых. М., 1866. 3 . [Бухарев А.] Письма архимандрита Феодора ( Александра Матвеевича Бухарева ) к казанским друзьям. Сергиев Посад, 1917. 4 . Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. М.; Киев, 2009. Т. 6. 5 . Иннокентий Пензенский , свт. Полное собрание творений: в 10 т. Пенза, 2019. Т. 5. 6 . Иннокентий Херсонский и Таврический, архиеп. Сочинения: в 6 т. СПб., 1908. Т. 6. 7 . [Федор (Бухарев), архим.] О православии в отношении к современности в разных статьях архимандрита Феодора. СПб., 1860. 8 . Феодор (Бухарев), архим. Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1860. 9 . Филарет Московский, свт. Слова и речи: в 5 т. М., 1873–1885. 1 10. Филарет Черниговский , свт. Православное догматическое богословие: в 2 ч. Чернигов, 1865. 11. Falkowski I. Christianae orthodoxae dogmatico-polemicae theologiae compendium: in 2 t. Petropolis, 1827. 12 . Procopovic F. Christianae orthodoxae theologiae in Academie Kiowiensi a Theophane Procopovicz adornatae et propositae: in 3 vols. Leipzig, 1792–1793. Литература 1 . Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород, 2011. 2 . Зеньковский В., прот. Проблемы культуры в русском богословии. А.М. Бухарев //Вестник Русского студенческого христианского движения. 1952. VI. C. 3–10; 1953. I. С. 5–12. Abstract. The theological legacy of Bukharev is still of interest to scholars, both as a source, that had affected the evolution of the Russian theological thought, and as a source of somewhat unique ideas. Nowadays Bukharev is primarily considered to be one of the first Russian Kenotists, and besides, an author, who sharply raised the question of the mutual relationship between Christianity and culture. The latter area of his interests was closely connected with Christology, therefore Bukharev’s conclusions regarding the problem of the relationship between Christianity and culture can be understood as an expansive interpretation of the Kenosis of Christ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. М.: Издательство Никея, 2015. Филарет (Дроздов) , митр. Слово в Великий пяток (1816)//Слова и речи Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В 5-ти т. М.: Типография А. И. Мамонтова и К о , Леонтьевский переулок, 5, 1873–1885. Т. 1. С. 89–99. Филарет (Дроздов) , митр. Слово 19//Там же. Т. 2. С. 35–42. Lampe G. W. H. (ed.) A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1961. P. 744–746. Musick D. Kenosis. Christ “emptied Himself” (Philippians 2:7). URL: http://danmusicktheology.com/kenosis/index.shtml (дата обращения 03.08.2018). 1 Обзор литературы по теме см.: Леонов В., прот. Кеносис//Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 446–452. 2 Греческое слово «κνωσις» образовано от глагола «κενω» с помощью суффикса -σι(ς), семантика которого – «действие» или «его результат». Основные значения и контексты его употребления см.: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х т. М., 1958. Т. 1. С. 933–934. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 744–746. 3 См., например, анализ тенденций современного западного кенотического богословия, проделанный Д. Мюзиком. См.: Musick D. Kenosis. Christ “emptied Himself”. URL: http://danmusicktheology.com/kenosis/index.shtml (дата обращения 03.08.2018). 5 Мартин Дж. Р. Р. Битва королей. URL: http://b-reading.ru/bitva-koroley/3/(дата обращения 01.07.2018). 6 См., например: Афоризмы Будды. URL: http://www.minglano.ru/r/budda/302–1 (дата обращения 01.07.2018). 16 Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение//Православная Мысль. 2. Париж, 1930. С. 100. 25 Основное значение греческого слова «περιχωρω», – обходить кругом, Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 2. С. 1308. 26 Одно из значений слова «χωρω», от которого образовано «περιχωρω» – уходить, отступать, уходить, см.: там же, с. 1793. «Περι-» – приставка, значения которой: около, вокруг; сверх, через, совершенно, весьма, см.: там же, с. 1286.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Уединенность места и неразлучная с уединением тишина живущих в монастыре, а также и посещающих его богомольцев, много располагает к глубокому размышлению о путях земного странствования, о мгновенности счастья, выпадающего на долю их скоротечной жизни на земле, и о покое в вечном царстве, указываемом нам святой церковью в Божественном писании и в ежедневных богослужениях, – отчего человек, о6ремененный усиленными заботами о своем безбедном на земле существовании, чувствует облегчение своей изнуренной плоти и успокоение сетующей души, и в безропотном терпении несет тяжесть житейского креста до пределов гроба, в надежде получить за то возмездие в блаженной вечности! 75 Обжа, старая новгородская единица для измерения земли. В Двинской грамоте Царя Иоанна Васильевича показано в сохе три обжи. (Русс. достоп. ч. 1, стр. 128). 77 Есть устное предание, что в Введенском монастыре после пожара долгое время проживал один монах и охранял уцелевшие монастырские здания. 78 Иконостас устроен в 1782 г. В мае месяце 1793 г. донесено было епархиальному начальству, что на деревянной церкви во имя преподобного Александра Свирского , от давнего построения крыша, потолки и пол пришли в совершенную ветхость и что необходимо отделать все заново, а святой престол с места сдвинуть. Так как монастырь называется Введенским, а во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы нет в нем главного храма, то и испрошено было по отстройке церкви освятить эту во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а из двух неосвященных приделов один освятить во имя преподобного Александра Свирского . 4 октября того же года исправленная церковь освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а во имя преподобного Александра Свирского освящен один из неосвященных приделов, приготовленных в Богоявленской церкви, и именно на место придела во имя Преображения Господня, а сей, как увидим в последствии, перенесен на место упраздненного придела во имя Пресвятой Богородицы живоносного источника. 79 Иконостас был устроен в 1782 г. Иконы в трех верхних ярусах Суздальского произведения, а в нижнем ярусе местные иконы поновлены, но чьим иждивением неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Учебный год не был строго регулирован в своих границах: всё зависело главным образом от личной воли преосвященного. Документ 1786 года говорит, например, что ученики семинарии были отпущены на каникулы по словесной резолюции преосвященного Виктора по 1 сентября 1867 . Учительский персонал состоял из трёх лиц. Учителем риторики, немецкого языка, всеобщей истории 1868 и географии 1869 состоял всё время, назначенный с 1787 года префектом 1870 , Пантелеимон Фёдорович Илликевич-Корбут 1871 , получивший образование в Киевской академии. Учителем поэзии, высшего класса грамматики, а потом и географии 1872 был – тоже почти всё время – коллежский протоколист Фёдор Маркович Дурдуковский, также учившийся в Киевской академии 1873 . Третьим учителем среднего и низшего класса грамматики, геометрии и арифметики – был в первые годы Александр Боровский 1874 , с 178 1/8 учебного года 1875 Яков Иванович Мурашкин 1876 , затем Андрей Захаревский (Закржевский, Захаржевский) 1877 и, наконец, Матфей Иванович Соколов 1878 . В начале апреля 1796 года Дурдуковский, по прошению, вышел из семинарии 1879 , и на его место временно был назначен Соколов, уступив свои классы монаху Дятловичского монастыря Роману 1880 . Штатного содержания на семинарию отпускалось, как было уже сказано, 2,000 рублей – сумма, которую обычно получали в то время епархиальные семинарии 1881 . Но только четверть этой суммы была употребляема при преосвященном Викторе на семинарские расходы. Содержание дома не стоило ничего, так как собственного здания семинария не имела, а для учения семинаристы сбирались в монастырскую «трапезу» 1882 . На учеников тоже не тратилось ни копейки. Ученики жили по всему городу, где кто успевал пристроиться, и собирались в монастырь только к классам 1883 . «Канцелярских расходов» тоже не было никаких. Все расходы по семинарии ограничивались неболышим жалованием трём учителям, от 350 до 410 рублей в год 1884 , да суммой на покупку книг для библиотеки 1885 . Впрочем, может быть, это было и не совсем так. Денежной отчетности по семинарии никто не вёл своевременно и она была составлена уже «задним числом», по памяти, в 1796 году, когда преосвященный Виктор, при перемещении в Чернигов, оказался обязанный представять св. синоду подробный счёт каждой израсходованной им казённой копейки 1886 . Крупные семинарские остатки были употреблены на постройку каменной церкви кафедрального Троицкого монастыря 1887 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– Тревожные мысли, одиночество, тяжкое заключение подломили крепкий организм о. Симоновича; он занемог. В горячешном бредуему было «сонное видение». Явился к нему келейник епископа Виктора [Сисой Пафнутьич(?)] и стал увещевать Симоновича не бояться медного быка. «Меди бы хватило у поляков на мелкую монету; а дрова дороги, у поляков не хватит денег, чтобы купить их достаточное количество на разожжение быка, скорее уж просто завяжут в мешок и утопят». Явившейся в сонном видении келейник шутил, а расстроенное воображение заключённого рисовало уже картину мешка и утопления, как и где будут его завязывать в мешок, где будут топить и повезут ли к реке через Варашаву, всенародно, или тайно, ночью? и т. п… Наступившее в 1792 году освобождение о. Симоновича вернуло его к здоровью и жизни. – АСС., 1793 г. 117. –«Annexa», 288. – ВЕВ., 1873 г., 394403. «Отчётн. зап.», епископа Иерофея. – ВЕВ 1878 г., 137 «Минско – волынский архиепископ Виктор Садковский «, свящ. Стефана Барановского (стр. 134146), – АМДК., 1154. – АСС., 1781 г., 488, т. II, л. 102. – ВЕВ., 1873 г., 182183. «Вос. о пр. Иерофее», арх. Амвросия. 862 Я. И. Булгаков, «один из самых выдающихся представителей наших в Константинополе», «с честью занимал пост русского чрезвычайного посланника и полномочного министра при оттоманской порте с 1781 по 1789 г.», причём 27 месяцев, с 5 августа 17 с Россией, В 1789 г., провёл в Семибашенном замке, во время войны Турции с Россией. В 1789 г. назначен послом в Польшу. Затем был литовским губернатором, при императоре Павле I. Имел чин действительного тайного советника. – «Письма и бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в императорской публичной библиотеке. Изданы А. Ф. Бычковым. Спб. 1873. Стр. 33. 53. 79. Примеч. – ИВ., 1891 г., III, 280282. «Русские представители в Царьграде», В. А. Теплова. – «Gazeta Warszawska», 1790 r., 2. 865 Не все узники были освобождены в одно время. Игумен Киприан, например, получил свободу ещё 8 июня, – ХЧ., 1892 г., 78, 200. АСС., 1789 г., 112, лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

944 АМогДК., связка 1793 г., 1754. Конечно, это были отдельные, частные случаи, как были такие и в восьмидесятых годах, при общем победном росте православия в польских пределах. – См. напр. АУМ., «Дело по жалобе друйского игумена Герасима Сватковского на униатского священника Ипполита Заборовского о совращении православных в унию». – АКДК., 1787 г., ⁄. – КЕВ, 1873 ., 132. «Сост. укр. церквей». – Но если в то время подобные случаи производили впечатление последних вражеских усилий, при общей надежде на скорое избавление, то теперь они имели совсем другую окраску. 953 За конец марта, апрель, май и июнь преосвященный Виктор успел рукоположить до 25 ставленников. – АМДК., 432, 434, 435, 438, 440, 442, 443, 446, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 489, 490, 491, 492, 498. И др. 958 Заметив преосвященному в своём указе, 22 сентября, следующее: «Относительно нынешняго отзыву вашего в неизобретении вами способу наполнить тамошние монастыри монашествующими, предписать вам, чтобы вы взяли на примечание свое обращение тамошних монастырских настоятелей, которые, как не безизвестно, по закоснелому, там обычаю, вместо принадлежащего им кроткого над братиею начальства и согласного с братиею о монастырском имении на общую монастырям и себе пользу распоряжения, поставляя себя как бы вотчинными господами, употребляют оное по одному своему произволу, не сообразно с монашескою жизнью, и тем самым препятствуют заведению порядочной у себя братии». Св. синод рекомендует преосвященному «прилагать попечение о заведении в своих монастырях общежительства, по образу великороссийских монастырей, не попуская настоятелям присваивать себе, монастырские доходы и употреблять оные без согласия братии на собственные надобности, но поступать в оном на точном основании изображенных в регламенте правил; чрез что самое и монастыри братиею из благорасположенных людей, без сомнения, наполнятся». – АМДК., 505, лл. 25. – АСС., 1793 г., 229, лл. 23. – Замечание указа, кажется, вполне соответствовало действительности; но в данном случае преосвященный Виктор жаловался не на то, что у него желающих быть начальниками более, чем подчинённых, а писал, что у него вообще нет монахов, а именно «особливо для начальства монастырского».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

616 «Annexa», 278. – См. ABAKXVI, 379. – КЕВ., 1873 г., 133. «Сост. украинск. церквей». – Ср. АВАК., XVI, 368. 369. 617 «Annexa», 303. – КЕВ., 1873 г., 133134. «Сост. украинск. церквей». – Бельск от Варшавы 24 мили; Заблудов от Бельска – 4 мили, от Слуцка 50 миль. – АМДК., 222, лл. 6. 7. – «Письма», XX. 625 КС., 1890 г., IV, 175, «Путешествие императрицы EkamepuhыII в южную Россию в 1787 году», Г. В. Есипова. 629 КС., 1890 г., IV, 394. 395. 410. «Путеш. имп. Екатерины», Г. В. Есипова. – РС., 1892., II, 10. 11. «Князь де-Линь в России в 1780 и 17871788 гг.» В. А. Бильбасова. 632 Станислав Богуш Сестренцевич, архиепископ Могилёвский и митрополит всех римскокатолических церквей в России, родился 3 сентября 1731 г. в нынешнем Троцком уезде; получил образование в Кальвинской гимназии в Слуцке (родители Сестренцевича были кальвинского исповедания), затем заграницей в Кролевце, Франкфурте, Амстердаме и Лондон. Готовился к духовному поприщу, но поступил в польские гусары и дослужился до капитанского чина. После дуэли, от которой у него осталось воспоминание на всю жизнь в виде раны на руке, Сестренцевич вышел из военной службы и поступил гувернёром в дом князя Радзивила. Влюбившись в одну знатную польку, добивался её руки и с этой целью перешёл в римскокатолическую веру. В 1762 г. учился в римскокатолических училищах. С 1782 г. – архиепископ Могилёвский, с 1789 г. – митрополит. Скончался 1 декабря 1825 г. – «Encyh. powsz». 636 КС., 1889 г., II, 388. «Киевское городское управление в 1786 году (по протоколам заседаний городской думы)», Н. Молчановского. В этой статье приведён, между прочим, церемониал встречи государыни представителями города. 640 19 декабря 1786 г. – КЕВ., 1873 г., 136. «Сост. украин. Церквей». – 11 декабря 1786 г. он был ещё в Слуцке. – « Письма», XVIII. 641 На встречу государыни была составлена речь и митрополитом Самуилом, произнесённая им 31 января. – КЕВ., 1873 г., 679681. «Приветственные речи митрополита Киевского Самуила императрице Екатерине II, произнесённая во время пребывания её величества в Киеве в 1787 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

…в эстонской или лифляндской каюте игра в карты, — это, конечно, понятно — в карты все играют и гадают, так что и «Десятка пик» (так названа одна картина) будет совершенно понятна… — Имеются в виду картины финского художника Янсена «Трефовый туз в аландской каюте» и польского художника Шульца «Девятка пик», изображающая сцену гадания. О картине Шульца подробно и сочувственно рассказал Нил Адмирари в статье «По поводу выставки в Академии художеств» (ГолоС. 1873. 4 марта Полотно Янсена было положительно оценено в венской газете «Presse» от 3 августа 1873 г. См. также: Стасов В. В. Немецкие критики о русском художестве на венской выставке// Стасов В. В. Избр. соч.: В 3 т. M., 1952. T. 1. С. 244. 165 …не думаю, чтобы поняли, например, Перова «Охотников». — Известная картина В. Г. Перова (1832–1882) «Охотники на привале» (1871) находится сейчас в Третьяковской галерее. Восторженный отзыв об этой картине, как и о других полотнах русских «передвижников», содержится в отчете H. К. Михайловского «На Венской всемирной выставке» (Отеч. зап. 1873. Отд. II. С. 130). Достоевский всегда ценил Перова как национального художника Ср., например, отзыв о нем в статье 1861 г. «Выставка в Академии художеств» (см.: XIX, 166–167). В 1872 г. Перов по заказу П. M. Третьякова создал известный портрет Достоевского. 166 …как отнесутся в Вене к «Псаломщикам» Маковского. — Речь идет о картине В. E. Маковского «Придворные псаломщики на клиросе» (1870). В настоящее время она находится в Севастопольской областной картинной галерее. 167 …окажется гораздо полезнее для его же целей, чем, например, все песни о рубашке (не Гуда, а наших писателей)… — В статье «Литературные и журнальные заметки» (январь 1873 г.) H. К. Михайловский писал: «Читали ли они (критики, ратующие за преимущественное развитие литературной техники. — Ред.) лирическое стихотворение, более высокохудожественное, чем „Песня о рубашке“ Томаса Гуда? И знают ли они вместе с тем лирическое стихотворение более тенденциозное?» (Отеч. зап. 1873. Отд. II. С. 158) «Песня о рубашке» (1843) — стихотворение английского поэта T. Гуда (Hood, 1793–1845), изображающее тяжелое положение женщины-швеи и направленное против эксплуатации женского труда. На русский язык оно переведено M. Л. Михайловым (Современник. 1860. С. 63–66). В 1861 г. в «Современнике» была опубликована статья M. Л. Михайлова «Юмор и поэзия в Англии. Томас Гуд», в которой сказано, что Гуд поэт, в чьих произведениях «нашли свой голос бедствия бедных классов» (Современник. 1861. С. 377). 168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010