В 1731-1753 гг. рядом с обителью католический орден иезуитов воздвиг костел с корпусами Коллегиума, действовавшего с 1750 г. до роспуска ордена в 1773 г. После включения Кременца в состав Российской империи (1793) в 1805 г. в бывшем Коллегиуме открылась Волынская гимназия (позже – лицей). В 1807 г. гимназии передали также постройки Богоявленского монастыря. Храм разобрали, а корпус был сохранен. Униатских монахов перевели на окраину города – в сооруженные ок. 1760 г. здания католического монастыря (прежним насельникам этой обители предоставили в 1807 г. другой монастырь). На новом месте иноки-униаты жили до 1839 г. После них здесь действовал православный приход, а с 1865 г. – мужская обитель. С 1873 г. монастырь был резиденцией викария Волынской епархии – епископа Острожского, переведенного из Дерманской обители в Кременец для ближайшей опеки Волынской духовной семинарии (она занимала бывший Коллегиум). В 1902 г. семинарию перевели в Житомир (тогда кафедральный город епархии), а титул епископа Острожского изменили на «Кременецкий». С крахом Российской империи управление епархиями было нарушено, западная часть Волынской епархии оказалась занятой войсками Польши. В этой обстановке Кременецкий епископ Дионисий (Валединский) учредил в 1919 г. при монастыре новую Православную духовную семинарию. В 1922 г. Кременец стал кафедральным городом самостоятельной епархии, владыка Дионисий обрел титул «архиепископ Волынский и Кременецкий». 29 апр. 1923 г. в обители состоялось возведение архиеп. Дионисия в митрополита Варшавского – старшего православного иерарха Польши. В 1927 г. к названию семинарии в Кременце прибавляется титул «Государственная» (кроме нее священнослужителей для Православной Церкви в Польше готовили лишь богословский факультет в Варшаве и семинария в Вильнюсе). С 1934 г. Кременецким архиепископом был владыка Алексий (Громадский), который также проживал в Богоявленской обители. На 1937 г. при ней действовали школа псаломщиков, женская богадельня, епархиальный свечной завод.

http://sobory.ru/article/?object=08071

В 1782 году на месте жалких развалин деревянных келий вырос прочно отделанный двухэтажный каменный братский корпус. В 1792 году была сооружена на старинном кладбище деревянная однокупольная церковь во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , позже переименованная в честь св. Жён-Мироносиц. Несколько позже, на горе, противоположной монастырским зданиям, была построена другая кладбищенская церковь во имя влмч. Варвары. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошла вся восточная Волынь. После уничтожения особого базилианского орденского начальства Тригорский монастырь в 1795 году был отдан в ведение белорусскому униатскому архиепископу Ираклию (Лисовскому). Тригорский монастырь с того времени постепенно принимает вид православной обители. Сокращение униатских епархий активно шло при императоре Николае I. Четыре прежние епархии соединялись в две - Белорусскую и Литовскую. Весной 1839 года униаты Житомирского и Овручского уездов были причислены к Литовской епархии. Её возглавлял в то время митрополит Иосиф (Семашко). В том же году Тригорский монастырь возвращается в лоно Православной Церкви. Настоятелем тогда был Леонтий (Скибовский). В 1848-1852 гг. построена новая каменная тёплая Богоявленская церковь, которая была освящена архиепископом Варшавским Арсением 27 июля 1852 года. В 1854 году на месте ветхой Преображенской церкви архимандрит Леонтий начал строительство новой, просторной каменной церкви (освящена в 1873 году). Этот главный соборный храм дошёл до нашего времени в первостепенном виде. По высочайше утверждённым 1 января 1842 года штатам Тригорский монастырь состоял во 2-м классе. В нём было положено 16 человек братии: настоятель (архимандрит) - 1, иеромонахов - 6, иеродиаконов - 3, монахов - 2, послушников - 4. В 1862 году монастырь получил от казны разного рода земли 242 десятины. Пахотная земля находилась возле самого монастыря, а сенокосная - на расстоянии от 3 до 12 вёрст. Однако, материальные средства монастыря в то время были очень скудные.

http://sobory.ru/article/?object=14502

В 1799 году для звонницы был отлит еще один колокол Возможно, он должен был заменить какой-то неизвестный нам «большой колокол» из упраздненного Кожеозерского монастыря, в 1793 году перевезенный в Олонец. Впоследствии новый колокол «повредился». В 1873 году его перелили с добавлением меди. Вес его составил 216 пудов 5 фунтов В 1646 году, при игумене Савватии, звонница оставалась деревянной, но уже начались подготовительные работы к сооружению каменной: «…да в монастыре изготовлены к каменному делу… на камену колоколницу жженого сто тысяч кирпичу да извести двести бочек…» Сколько времени шло возведение «колоколницы», мы не знаем, но условно ее можно датировать 1646-1648 годами. Сведений о ее первоначальном облике мы не имеем. Наиболее полное описание звонницы относится к 1850 году, когда ее завершение уже существенно перестроили: «…Колокольня каменная четырехугольная с боевыми часами трехъярусная. В нижнем этаже с запада устроено три арки и кладовые, в одну из них производится спуск часовых гирь. …С южной стороны вход в колокольню. …В среднем этаже также устроены кладовые. … В третьем ярусе с восточной стороны три проемных арки, с южной, западной и северной по две арки с деревянными перекладинами, в северо-западном углу установлены боевые часы. … Выше арок установлен каменный свод, покрытый железом, на нем установлен фонарь с четырьмя арками, на котором устроен осьмиугольный шпиль, а нем утверждена главка…» В конце XIX столетия облик звонницы претерпел новые изменения. По всей вероятности, это произошло около 1892 года, когда многие пришедшие в ветхость монастырские здания активно «обновлялись». Вмешательство во внешний вид звонницы вряд ли можно отнести к числу удачных: были заложены арки нижних ярусов, убраны часы На фотографии С.М. Прокудина-Горского 1909 года хорошо видно, что большинство арок для колоколов пустуют. Как выглядела звонница изначально, мы можем только предполагать. «Фонарь», запечатленный на снимках 1909 и 1911 года, конечно, не мог венчать ее в XVII веке. Однако и завершение в виде трех шатров на граненых постаментах обрамленных маленькими фронтончиками, а ниже кокошниками, появившееся в ходе реставрации 1969-1976 годов, ведшейся И.П. Матросовым по проекту архитектора А.Н. Милорадовича и которое мы видим сейчас, можно назвать живописной, нарядной, но все же импровизацией. Никаких аналогов подобного завершения звонницы палатного типа на данный момент мы не знаем. Пожалуй, наиболее близко оно шатрам церкви Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича, более известной как «Дивная» (1628 год).

http://sobory.ru/article/?object=32615

В начале XVI века (1517-1519 гг.) храм почти полностью был перестроен на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского. Для этих целей им и митрополитом Литовским Иосифом (Солтаном) выделяется большая сумма денег на реконструкцию Борисоглебской церкви. Здание храма становится трёхнефным, четырёхстолпным, почти квадратным зданием с широким, сильно выступающим гранёным алтарём. После Брестской унии 1569 года церковь Бориса и Глеба передаётся униатам. При ней не позже 1625 года был основан мужской базилианский монастырь. В 1632 году церковь перестраивается на средства магната Адама Хрептовича. После реконструкции храм приобрёл черты оборонительного сооружения. В те неспокойные годы большинство храмов должны были уметь защитить себя и тех, кто прятался за их стенами. На фасаде появились башни с бойницами. Под храмом Хрептович основал родовую фамильную усыпальницу. Внутри собора находится мраморная плита, поставленная графом Хрептовичем в 1641 году в память об отце и деде, захороненных в крипте этого храма. В 1793 году Новогрудский уезд входит в состав Слонимской губернии Российской империи после 3-го раздела Речи Посполитой. С 1801 года - в составе Гродненской, а с 1843 года - в Минской губернии. В то время большинство католических храмов и монастырей было закрыто, многие переходят в лоно Православия. Восстанавливая историческую справедливость, Борисоглебский храм возвращают Православной Церкви. Его снова перестраивают в популярном в те годы псевдорусском стиле. Вследствие ремонта 1873-1875 годов, внешний вид был изменён, но внутренние интерьеры и подвалы сохранились. В 1923-1924 годах храм был снова реконструирован. В результате реставрации его архитектура утратила украшения, присущие псевдорусскому стилю. Здесь долгое время находилась чудотворная икона Божией Матери " Новогрудская " , перенесённая из Замковой церкви. В 1915 году, во время Первой мировой войны, перед вторжением в город германских войск икону вывезли на Украину. До начала 60-х годов ХХ столетия в храме совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=09620

К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви. К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по «ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост. Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перенести старый из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления в нижнем этаже освятил иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года. Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А 1814 год можно считать временем окончания общего строительства собора - тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня. Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром духовной жизни Приишимья. Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась из села Борового в город Ишим, где 21 мая вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с той же торжественной процессией обратно. Настоятели храма в 1873-1916 годах: Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий, Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Монастырские описи XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминают деревянные гробницы преподобных Сергия и В., находившиеся в нижнем Преображенском храме монастырской ц. в честь Богоявления. В описях 1793 и 1829 гг. сообщается о том, что при гробницах находились изображения «лиц преподобных, писанные на холсте живописные», а также изображения, связанные с прп. Александром. В 1865 г., несмотря на противодействие властей (апеллировавших к тому факту, что «преподобные не прославлены и не признаны Церковию в числе святых»), над могилами родителей прп. Александра были установлены металлические раки. В 30-х гг. ХХ в. Богоявленский храм был снесен. В 2003 г. на месте Богоявленского собора, в правой части Преображенского придела, было обретено место погребения Сергтя и В. Тогда же, в 2003 г., здесь были устроены раки Сергия и В. из карельского гранита; у гробниц служат молебны святым. В 2004 г. над гробницами возведена каменная часовня, внутренняя и внешняя отделка к-рой завершилась в 2006 г. В часовне имеются образ Сергия и В. и настенная роспись с изображением нек-рых эпизодов их жизни (на основе Жития прп. Александра Свирского). В 2007 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) установлен отдельный день памяти Сергия и В.— 15 (28) июня, приуроченный ко дню рождения прп. Александра Свирского. Лит.: Введенский-Островский заштатный мон-рь в Новоладожском уезде. СПб., 1873. С. 272-279; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Описание о российских святых. С. 263-264; Введенско-Оятский жен. мон-рь//Рус. монастыри: Север и Сев.-Запад России. М., 2001. С. 285-286. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/154089.html

Начало Беловежу положил охотничий двор Короля Ягеллы, возникший около 1409 над рекой Лютовней; позже в округе появились угодья Королей Сигизмунда I Старого и Стефана Батория. С «фольварка», впервые упоминаемого в 1649 и населенного русскими крестьянами, мельниками, рыбаками, и начиналась Поляна Беловежская. По преданию, уже в это время здесь существовала православная церковь, на предполагаемом месте которой, у Бровской дороги, стоит теперь памятный крест. На нынешнем месте поселение возникло в 1710 после эпидемии чумы, когда жителям «фольварка» ради своего спасения пришлось сжечь дома и, возможно, храм, после чего Король Август III построил для себя новую охотничью мызу. С 1795 Беловежем, вместе с Пущей, стали владеть российские Императоры. На рубеже XIX века около полусотни русских семей были приписаны к униатскому Сухопольскому приходу, но в связи с отдаленностью храма крестьяне в 1793–1801 построили в Беловеже Никольскую церковь. Место этого деревянного, крытого соломой униатского храма до начала 1970-х обозначала липовая аллея, ведущая к кладбищу. Во время Отечественной войны 1812 года дворец и село Пуща были сожжены наполеоновскими войсками. В 1845 для именитых гостей был построен новый дом. В селе жило тогда около 600 человек. К этому времени приход находился уже в лоне Православной Церкви и имел свою возведенную в 1853 деревянную Никольскую церковь, которую 7 октября 1860 посетил Император Александр II, приехавший в Пущу на охоту. С 1860-х в Беловеже действовала приходская школа, с 1870 — попечительство, которое возглавлял управляющий царским дворцом генерал-майор П. Попов. В 1873 прихожане выстроили на кладбище новую часовню-церковь свв. Кирилла и Мефодия, дошедшую до наших дней. В нее поместили образ Покрова Богородицы XVII века. Этот деревянное здание имеет традиционный трехчастный план и включает низкий притвор, квадратный основной объем, увенчанный главкой, и алтарный прируб. В сентябре 1870 в Никольскую церковь приехал епископ Брестский Донат (Бабинский) и велел ее разобрать, но это не было сделано. «Запущенной и ветхой» нашел в 1885 церковь и вел. кн. Михаил Николаевич (по другому источнику, вел. кн. Николай Николаевич). Вернувшись в столицу, он стал хлопотать о постройке каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=34568

Церковной земли до 1917 года было 37 десятин. К приходу Преображенской церкви относились: село Анохино, деревни Никоново, Малая и Большая Ильинка, Новое и Старое Ерохино, Денисово, Крехтино. В приходе Преображенской церкви находились 4 приходских школы. Первая, двухклассная мужская, - в селе Починки, в которой обучалось 190 мальчиков. Вторая - в Анохино, смешанная земская, в которой обучалось 100 учеников. Третья - в Новом Ерохино, тоже смешанная земская, в ней обучалось 60 учеников. Четвёртая - в Починках, женская, в которой обучалось 130 девочек (по сведениям на 1914 год). При церкви располагалась библиотека. С 1908 года церковным старостой назначен почётный гражданин Егорьевска Александр Тихановский. В 1920 году церковь закрыли и использовали под склад совхоза. Библиотеку сожгли. После закрытия утрачен верхний ярус, кровля была покрыта шифером. В 1998 году была зарегистрирована православная община и началось восстановление Преображенского храма. Из священнослужителей известны: священник Стефан Евдокимов (уволен за штат в 1781 году); священник Иоанн Исидоров (с 1781 года); священник Пётр Иоанов (1784 год); священник Иаков Андреев (1793 год); священник Борис Петров (1799-1819 гг.); священник Василий Митрофанов (1806 год); священник Георгий Матфеев (1819-1822 гг.); священник Афанасий Бажанов (1822-1843 гг.); священник Стефан Беляев (1843-1851 гг.); священник Пётр Бажанов (1851-1873 гг.); священник Василий Некрасов (1861-1890 гг.); священник Димитрий Смирнов (настоятель с 1881 года до закрытия, с 1914 года состоял благочинным); священник Иоанн Миловзоров (с 1890 года и до закрытия); священник Александр Шелехов (1998-2001 гг.); священник Рафаил Бармушкин (2001-2002 гг.). С 2002 года настоятель священник Максим Леонтьев. Богослужения совершаются в храме по воскресеньям и праздничным дням. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " , 11-12/2003 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=09833

Владельцы усадьбы были гостеприимными хозяевами. У них бывали: Анненкова, Веневитинова, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищева, Харасковы. Многолетняя дружба связывала с известным баснописцем И.А. Крыловым, который жил в Виноградово в 1793 г. и 1803–1804 гг. Во время войны 1812 г. Когда враг подходил к Москве, владелица Е.И. Бенкендорф уехала, опечатав свои дома. Все, что осталось в Виноградово и окрестных деревнях, было разграблено французами. К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал. Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе... В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения. Новый хозяин настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды. В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе, владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В. Герман.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Владимирс...

Двум церквям - в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь Рождества Пресвятой Богородицы - предшествоввали одноименные, построенные до разорения монастыря и после. О первых нет сведений. После разруения монастыря, видимо, была построена Предтеченская церковь, которая к середине XVIII в. уже настолько обветшала, что священник Григорий Алексеев просил о ее ремонте, на что было получено разрешительная грамота от 23.10.1751. В 1780 г. преосвященным Вениамином дана грамота, в ответ на просьбу приходского священника Григория Плотникова с причетниками и прихожанами, на строительство новой церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь строилась с 1786 г., строительство затягивалось из-за нехватки средств. Освятили новую церковь в 1801 г. 6 июля 1855 г., при обстреле англо-французскими войсками, была повреждена колокольня. Богородицерождественской церкви, построенной в 1865 г., предшествовала более древняя, оставшаяся от монастыря. По благословению преосвященного Парфения, на средства крестьян в 1818 г. были отремонтированы крыша и потолки. Тогда же была разобрана на " церковные " дрова немалой величины келарная, пристроенная к трапезной для проживания монахов (по указу Архангельской ДК от 6.3.1818). В 1848 г. были произведены ремонтные работы на средства Антона Жидких. Будучи уже ветхим, храм был сожжен 6 июля 1855 г. во время осады с. Кандалакши англо-французскими войсками. В 1865 г. была построена новая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы - на Высочайше пожалованную сумму. В приходских церквях хранились два напрестольных Евангелия XVI в. Часовни: 1) во имя вмч. Георгия, в д. Княжегубской (30 верст от прих. храмов), постоена в 1859 г. на седства крестьян, по благословению преосвященного Александра; 2) во имя прор. Илии в Федосеевском выселке (10 в.), построена на средства крестьян в 1882 г. по благословению преосвященного Нафанаила. Жертвователи: чиновническая вдова Леонтьева пожертвовала капитал в 100 руб.Священники: Григорий Плотников 1763-1793 г.г.; Дмитрий Плотников 1793-1812 г.г.; Иоанн Плотников 1813-1826 г.г.; Андрей Ануфриев 1826-1848 г.г.; Василий Михайлов Попов февр. 1849 г. - июль 1850 г.; Силивестр Иванов Заринский 25.6.1850-11.2.1854; Григорий Федотов Орлов 1854-4.4.1861; Александр Иоаннов Шмаков 1863-1866 г.г.; Феодор Иоаннов Боголепов 1866-1871 г.г.; Евлампий Иаковлев Сампсонов 30.1.1873-24.12.1874; Алексий Иоаннов Синцов 31.7.1876-1880 г.

http://sobory.ru/article/?object=36174

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010