В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В 2013 году Ярышево могло бы отметить ещё две памятные даты в своей церковной истории - это 220-летие постройки (1793 г.) тёплой Богоявленской церкви и 125-летие сооружения в ней придела в честь Успения Божией Матери (1888 г.). Но увы! В советское время приспособленная под сельский клуб Богоявленская церковь в 1970-е годы была разобрана на кирпич. Информация с сайтов: html//www.yarishevo.blogspot.ru/История храма и html//www.gavposad-kraeved/село Ярышево Схема композиции трехчастная – " четверик " летнего храма, трапезная и колокольня. Элементы декоративного убранства церкви характерны для русского зодчества XVIII века и распределены по поверхности объемов равномерно. Ажурная кайма из лент бегунца, гирек и балясинок вместе с " пучками " угловых колонок эффектно обрамляет поверхности объемов на белоснежной глади которой наличники из колонок с пережабинами и килевидных кокошников приобретает особую выразительность. Используется общиной верующих для совершения религиозных обрядов. Построена в 1777 г. на высоком берегу реки Воймига на средства прихожан села Ярышева и посвящена святому великомученику Георгию. В 1888 г. в трапезной устроен дополнительный алтарь. В 1873 г. в селе была открыта земская народная школа, разместившаяся в наемном доме. Имена автора и строителя неизвестны. Объемно-пространственной композиции храма в целом свойственен динамизм нарастания масс и усложнения объемов. При этом, замеченное движение имеет направление от периферии к центру и кверху: от пониженных объемов одноапсидного алтаря и трапезной к крупному и несколько вытянутому вверх объему четверика, и от последнего к восьмерику светового барабана, завершенному куполом и двухъярусной шеей с луковичной главкой, крестом и подкрестовым яблоком. Стремительно вырастающий из четверикового основания восьмериковый столп колокольни с ажурным ярусом звона и парящим шатром подчеркивает вертикализм объемно-пространственной композиции. Элементы декоративного убранства церкви характерны для русского зодчества конца 18 в. и распределены по поверхности объемов равномерно, подчеркивая в композиции храма уравновешенность и цельность и сохраняя при этом замеченную динамическую устремленность объемов. Внутрихрамовое пространство отличается той же динамичностью своего развития, что и экстерьер. Тесное и темное помещение притвора, перекрытое цилиндрическим сводом с распалубками, ведет в квадратную в плане трапезную с невысоким цилиндрическим оводом (и торцовым лотком в западной части), которая, в свою очередь, раскрывается через широкий арочный проход в высокий, двухсветный храмовый четверик, перекрытый восьмилотковым сводом на парусах; алтарное пространство с полусферическим сводом отделено от интерьера четверика мощной стеной с тремя небольшими арочными проходами.

http://sobory.ru/article/?object=18814

В конце 1781 г. прислано было в Консисторию из Наместнического Правления сообщение за 1832 о даче жалования причту Скопинского собора. Ноября 2 того же года прислано было от Рязанского наместника Михаила Каменского просительное письмо к преосвящ. о приписании к Скопинскому собору приходских дворов, а вслед затем Наместным Правлением сообщено было в Консисторию и о возвращении собору церковной земли, которой соборяне пользовались недолго: пользование землею снова было заменено жалованием в 85 руб., которое в 1820 г. было прекращено. В 1822 г. 16 мая соборный причт просил о возвращении им принадлежавшей некогда собору земли, но получил в том от Правительствующего Сената отказ. Усадебной земли для соборного причта отведено было в 1793 г. «восемь нумеров», но и та впоследствии признана была городскою. Из памятников древности, находившихся в Троицком соборе, достойна особенного внимания древнего письма икона Спасителя, бывшая прежде в скопинском Троицком монастыре, а, по упразднению монастыря, в 1764 г. икона эта взята была из монастыря и поставлена в нарочно устроенной в городе часовне. В 1810 г. часовня сгорела до основания, но икона найдена невредимою и перенесена в соборную церковь, где и ныне находится. Ежегодно из Троицкого собора совершается на Духов день крестный ход с иконою Спасителя в Свято-Духов монастырь в память того, что икона эта некогда принадлежала обители. Кроме того, крестные хода совершаются: 18 июня вокруг всего города и в один из воскресных дней Петровского поста вокруг подгородной слободы, принадлежащей к соборному приходу, в котором в настоящее время при 217 дворах числится муж. пола 567, жен. пола 635 душ. По штату 1873 г. в причте Троицкого собора положены 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Добролюбов Иоанн Васильевич «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных...» Том 2, 1885 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=38873

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Троицкий собор находился в ведении Северодвинского музея. Остальные постройки Г. м. занимали: колония для беспризорников (1925), детдом-изолятор для детей, больных врожденным сифилисом и туберкулезом костей (1926-1929), пересыльный пункт-лагерь для раскулаченных и административно высланных (1930-1934), дом инвалидов (1934), дом престарелых. До 1945 г. дом инвалидов состоял под надзором НКВД. К нач. 2006 г. в Г. м. расположен филиал Великоустюжского музея-заповедника. Сохранилась Псалтирь XVII в. из Г. м. (РГБ ОР. 3659). Арх.: РГАДА. Ф. 237, 280, 1187; РГИА. Ф. 237, 834; ГА Вологодской обл. Великоустюж. Ф. 363, 364, 367, 436, 496, 693, Р-43, 44, 45, 54, 147, 170, 264; Гончаров Э. П. , Калиниченко Ю. П. , Наседкин Э. Э. Памятник архитектуры XVII в. ц. Тихвинская с трапезной Троице-Гледенского мон-ря г. Вел. Устюг Вологодской обл.: Проект реставрации (науч. исслед., науч.-реставрационное обоснование, ист. справка)//ВУИАХМЗ. Науч. архив. 1984. Ркп.; Роднин Н. Н. Ограда, ворота, башня Троице-Гледенского мон-ря: Ист. справка//Там же; Фадеева Г. В. Троицкий собор Троице-Гледенского мон-ря в г. Вел. Устюг Вологодской обл.: Ист. справка//Там же. 1975. Ист.: Путешествие через Московию Корнилия де Бруина (при Петре Великом)//ЧОИДР. 1873. Кн. 1. Отд. 4. С. 261-292; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889. С. 65-66; Акты Холмогорской и Устюжской епархий XV - XVII вв.//РИБ. 1890. Т. 12; 1894. Т. 14; 1908. Т. 25; Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950; ДАИ. Т. 10. 34. Лит.: Августин, архим. Описание Великоустюжского Архангельского мон-ря//Вологодские ГВ. 1847. 9. С. 83-87; Савваитов П. И. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 35-38, 49-50; Вологодский сб. 1887. Т. 5. С. 92; Руководство по ист. и физическому описанию областного г. Вел. Устюга, сочиненное акад. Фризе в 1793 г./Сообщ.: И. Парийский//ВАИ. 1899. Вып. 11. С. 217-252; Дунаев Б. И. Город Вел. Устюг: Северо-рус. гражд. и церк. зодчество. М., 1915; он же.

http://pravenc.ru/text/165111.html

В 1794 г. И. исправил перевод бесед свт. Иоанна Златоуста, выполненный ранее архим. Авраамием (Флоринским) (в 1787 тираж перевода о. Авраамия был конфискован и 11 февр. 1793 сожжен по распоряжению имп. Екатерины II). Переводы святоотеческих толкований, в частности свт. Иоанна Златоуста, И. исправлял по греч. подлиннику. Исследователи отмечают «буквализмы, а также иностранные заимствования» в переводах И. ( Лепехин. 1999. С. 61). В своих толкованиях И. ориентировался в первую очередь на труды Беллармина. Так, при подготовке 1-го изд. «Толковой Псалтири» И. использовал перевод Беллармина (Рим, 1611). Во 2-м изд. (с авторским посвящением имп. Александру I), сокращенном и исправленном на основе евр. текста (Вена, 1757), были учтены комментарии на Псалмы блж. Феодорита , еп. Кирского, и Ж. Кальвина . На основании сличения двух псалмов Московский свт. Филарет (Дроздов) сделал вывод, что это «перевод толкования Калвинова, частью неточный, сокращенный и переиначенный» ( Андреев. 1908. С. 13). По мнению свящ. Н. Вишнякова, в 1-м изд. преимущественно объяснен «иносказательный и таинственный» смысл Псалтири, во 2-м и последующих - буквальный смысл. Его толкования «большей частью правильны и основываются на церковном предании», «отличаются простотой, ясностью, логической последовательностью и, по крайней мере во 2-м издании, не страдают схоластикой предшествовавших ему толкователей». Поэтому толкование И. сразу же получило одобрение Синода и до кон. XIX в. являлось «почти единственным полным и лучшим толкованием Псалтири». Вешняков отмечал и недостатки: И. опустил историю Псалтири, обращался к евр. тексту лишь в затруднительных случаях и преимущественно излагал «для общенародного употребления» священный текст в том виде, в к-ром он повторяется за богослужением ( Вишняков. 1873. С. 14). Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 1-я пол. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674015.html

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Давняя мечта зенкинцев о возрождении храма начала осуществляться в 2004 году. До полного восстановления храма еще далеко, но здесь уже начаты Богослужения. Иконы, возвращенные местными жителями на законное место. Ирина Соловьева, с сокращениями Село Нижние Раковы Рясы, Зенкино тож, по народному преданию населено лет за 200 перед сим выходцами из Тульской губернии. В качестве починка Раковые Рясы упоминаются в конце XVII ст. О времени первоначального построения церкви в селе сведений не имеется, и известий о ней не встречается до конца XVIII ст. В 1791 г., согласно просьбе иерея Максима Алексеева, дана была храмозданная грамота на построение в селе Раковых Рясах новой, вместо обветшавшей, церкви тоже храмонаименования – Христорождественской и на том же погосте, а в 1793 г. тот же иерей Максим Алексеев и однодворец М. Панкратьев доносили, что новопостроенная деревянная церковь к освящению состоит в готовности. В 1882 г. церковь эта была продана в село Комаревку. Существующая каменная Троицкая церковь с приделами Христорождественским и Скорбященским, расположенными в один ряд, начата постройкою 24 июня 1862 г., а окончена в 1871 г., главный престол освящен в честь Св. Троицы 29 мая 1871 г., а приделы – 21 октября 1873 г. Колокольня, состоящая из 3 этажей и имеющая в вышину до 50 арш., начата кладкою в 1872 г., в 1882 г. устроена каменная вокруг церкви ограда. В том же году близ церкви устроен был каменный дом, в котором помещается школа, существующая с 1843 г. Церковной земли во владении причта состоит 42 ½ дес., на которую межевой книги нет, но имеется копия с плана, выданная из Рязанского губернского правления 7 ноября 1880 г. В 1803 г. в приходе к селу Н. Раковым Рясам приписана была деревня Мураевинские выселки, выселенная из села Мураевни по просьбе вотчинника генерал-майора Н. Гр. Текутьева с 54 дворами, в коих числилось 274 души муж. пола. В состав прихода входят село и деревня Крыжи, в них показано муж. пола 1288 душ, жен. пола 1396 душ, в числе которых до 400 чел. значится грамотных. По штату 1873 г. в Троицком причте положены священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=17447

12 апреля 1795 года преосвященный Виктор возведен в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. 13 мая 1796 года преосвященный Виктор переведен в Чернигов. С 1799 года стал именоваться «Малороссийским и Черниговским». Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года. Погребен в алтаре кафедрального Троицкого собора Ильинского монастыря в Чернигове. У историков сложилось два взгляда на преосвященного Виктора. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.О. Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом. В противоположность этому мнению, другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу архиепископу Георгию (Конисскому) . Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С. 48–53. Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. Минск, 1893. – С. 15–44. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – С. 256–266. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 150. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 378. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 501, 511, 537, 544. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 53. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 103, прим. и С. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2) Рункевич «История Минской архиепископии» (1793–1832 годы) Санкт-Петербург 1893 год. 3) Крыжановский «Очерки быта южно-русского сельского духовенства в XVIII веке» Собрание сочинений, т. 1-й, 391 стр. (Киев 1890 г.). 4) П. Знаменский «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». Казань, 1873 г.; Духовные школы в России до реформы 1808 года, Казань, 1881 год. 5) Хойнацкий «Западно-русская церковная уния в её богослужении и обрядах». Киев, 1871 год. 6) Серебренников – «Киевская Академия с половины XVIII века до преобразования её в 1819 году» Киев 1897 год. Другие сочинения и статьи будут указаны в своем месте. Введение Краткая биография Иерофея Малицкого до вступления его на кафедру Киевской митрополии (включительно) Иерофей, в мире Иоанникий 1 Малицкий, родился в Чернигове в 1727 году. Кто были его родители, как протекли детские годы его жизни, – ответить на эти вопросы, за отсутствием данных, мы не имеем возможности. О полученном им образовании существуют два мнения: по одному (митрополит Евгений и Аскоченский), 2 Иоанникий Малицкий учился в Черниговской семинарии; по-другому (митрополит Макарий и архиепископ Филарет), 3 он относится к числу воспитанников Киевской Академии. Но оба эти мнения неверны. В Синодальной ведомости (представленной на Высочайшее рассмотрение) о кандидатах на Киевскую митрополию по смерти Самуила Миславского читаем, между прочим: «Иерофей, обучался в Воронежской семинарии философии и богословии и языкам еврейскому, греческому и латинскому». 4 Из Воронежа Иоанникий Малицкий каким-то, неведомым для нас, образом попадает в Троице-Сергиевскую лавру и состоит здесь (хотя и неизвестно где именно) учителем. 5 Основываясь на последующем, можно, впрочем, с некоторою вероятностью предположить, что он был вызван туда наместником лавры Кириллом Ляшевецким, 6 который в продолжение всей своей дальнейшей жизни оказывал ему особенное, чисто родственное покровительство. Так, когда Ляшевецкий по Высочайшему указу 6 августа 1758 года, был назначен Воронежским епископом, то, при отправлении на епархию, он взял вместе с собою и Малицкого. В том же 1758 году последний принял (на тридцать первом году от рождения) монашество, с наречением имени Иерофея, и определен епископом Кириллом, в члены Воронежской консистории. 7 В 1759 году иеромонах Иерофей назначен (с оставлением в прежней должности) епархиальным проповедником, преподавателем риторики и логики в Воронежской семинарии и вместе с тем её первым «префектом». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010