Из доношения благочинносмотрителя села Ижевска Николаевской церкви священника Василия Иоаннова видно, что имевшаяся в селе Титове Воскресенская с двумя приделам церковь 13 мая 1789 г. вторично сгорела в воскресный день, через час после литургии. Так как пожар в церкви произошел, по мнению Консистории, от небрежения причта, то и положено было взыскать с него на постройку церкви 25 руб. Построение в селе Титове новой деревянной трехпрестольной церкви, за исключением колокольни, окончено было на сей раз только в 1793 г. Определением Консистории от 14 мая 1807 г., согласно прошению села Титова помещицы Е. С. Негуляевой и прочих прихожан, дозволено церковь перекрыть и устроить вновь колокольню. Существующая в селе Титове деревянная Воздвиженская церковь построена в 1880 г., вместо прежней трехпрестольной, сгоревшей в 1879 г. Земли при ней состоит: под церковью и кладбищем 1 ½ дес., под усадьбами 1 ½ дес., пахотной 26 дес., под проселочною дорогою около 1 дес., а всего 30 дес. Плана и межевой книги на землю у причта не имеется. В состав прихода входят: село Титово, деревни: Китова, Урядина, Александровка, Кочемары и Кочемарские выселки, в коих в 1888 г. состояло муж. пола 1755 душ, жен. пола 2032 души, число грамотных неизвестно. В причте по штату 1873 г. положены 1 священник и 2 псаломщика, с 1885 г. состоят 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г . Говоря об истории села Китово, прежде всего нужно сказать, что называлось оно вплоть до начала XX века Титово. Об истории церквей села Титово до конца XIX века можно прочитать в четвертом томе четырехтомника Иоанна Васильевича Добролюбова " Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии " , а также в архивных материалах (ГАРО, фонд 627, опись 240: д.80, св.73, 1915 год: с.1, с.2, с.3, с.4; 1860 год; д.14, св.57, 1870 г.; д.30, св.62, 1885 г.; д.43, св.67, 1898 г.; д.55, св.71, 1910 г.; опись 98: 1838 г.).

http://sobory.ru/article/?object=09202

Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Коялович М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. Коялович М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Коялович М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1904. Кулиш П.А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. I. Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875—1905).(Курсовое сочинение). МДА, 1960. (Машинопись). Николаев К.Н. 1. Положение Православной Церкви после войны. (Доклад).2. Восточный обряд. (Доклад). 3. Гонение на Православие в Польше. (Доклад)//«Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 - 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии». Белград, 1939. Николаев К.Н. Правовое положение Святой Автокефальной Церкви в Польше. Варшава, 1927. Николаев К.Н. Судьбы Православия. Белград, 1939. Попов Александр. Гонение на Православие и русских в Польше в XX веке. Белград, 1937. Правовое положение Св. Автокефальной Православной Церкви в Польше, Доклад 1-му Поместному Собору Православной Церкви в Польше. Варшава, 1931. Рункевич С. История Минской архиепископии (1793 - 1832). СПб., 1893. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей, т. II, M., 1994 Сцепуро Д. Виленское Свято-Духовское братство в XVII и XVIII столетиях. Киев, 1899. Титов Ф. Окончательный переход Киева от Польши к России по договору о вечном мире между ними в 1686 г. Киев, 1904. Титов Ф.И., проф. Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII —XVIII вв. (1654 —1795). Т. I. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII —XVIII вв. Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1905.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Коялович М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. Коялович М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Коялович М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1904. Кулиш П.А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. I. Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875—1905).(Курсовое сочинение). МДА, 1960. (Машинопись). Николаев К.Н. 1. Положение Православной Церкви после войны. (Доклад).2. Восточный обряд. (Доклад). 3. Гонение на Православие в Польше. (Доклад)//«Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 - 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии». Белград, 1939. Николаев К.Н. Правовое положение Святой Автокефальной Церкви в Польше. Варшава, 1927. Николаев К.Н. Судьбы Православия. Белград, 1939. Попов Александр. Гонение на Православие и русских в Польше в XX веке. Белград, 1937. Правовое положение Св. Автокефальной Православной Церкви в Польше, Доклад 1-му Поместному Собору Православной Церкви в Польше. Варшава, 1931. Рункевич С. История Минской архиепископии (1793 - 1832). СПб., 1893. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей, т. II, M., 1994 Сцепуро Д. Виленское Свято-Духовское братство в XVII и XVIII столетиях. Киев, 1899. Титов Ф. Окончательный переход Киева от Польши к России по договору о вечном мире между ними в 1686 г. Киев, 1904. Титов Ф.И., проф. Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII —XVIII вв. (1654 —1795). Т. I. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII —XVIII вв. Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1905. Чистович И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. Ч. I, СПб., 1882; Ч. II, СПб., 1884. 9 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39572.html

" Малые города России " . По материалам: http://www.spasi-hram.ru/forum/ Прудки, до 1779 г. состоявшие во Владимирской епархии, в качестве села упоминается в дозорной и переписной книге 1681 г.: «Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Прудках, поп Степан Кириллов…». В Прудках существовали две церкви: Успенская и Богоявленская, обе деревянные, с одною колокольнею. Успенская с приделом Христорождественским начата постройкою в 1789 г. и окончена в 1793 г. Богоявленская церковь теплая, с приделами Петропавловским и Никольским окончена постройкою в 1842 г. В апреле 1801 г. директор рязанских школ Яков Иванович Босоргин просил епархиальное начальство дозволить ему перекрыть Успенскую церковь и исправить разные в ней ветхости, каковое исправление церкви ему «разрешено было произвесть под присмотром благочинного, который и должен донесть, когда и как церковь исправится». В мае 1813 г. вторично было подано прошение о перекрытии Успенской церкви новым тесом, а также об устройстве на главах новых крестов, сломанных бурей 5 апреля того же года, что было разрешено указом Консистории от 1 июля. В настоящее время обе церкви крыты железом и утверждены на каменных фундаментах. К числу зданий, принадлежащих Успенской церкви, относится деревянный дом, в котором помещается Прудковская земская школа. Церковной земли состоит: усадебной 6, пахотной 35 дес., сенокосной 50 дес., под строевым лесом 4 дес., под дровяным лесом, кустарником и болотами около 60 дес., всего 178 дес., на каковую землю у причта имеется план и межевая книга. В состав прихода, кроме села, входят 14 деревень, в коих числится муж. пола 2191 душа, жен. пола 2305 душ, в том числе грамотных муж. пола 813, жен. пола 234. В причте вместо 3 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 3 пономарей по штату 1873 г. положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.

http://sobory.ru/article/?object=07094

В основе рус. деревянного храма - бревенчатый сруб; комбинации различного количества срубов с разными типами завершений объясняют многообразие типов рус. храмов. С кон. XVII в. фиксируются пирамидальные распорные потолки («небеса»). Криволинейные поверхности (главы, барабаны, нередко бочки) покрывались лемехом, прямоскатные кровли - тесом. Высотные храмы доминировали над низкой деревянной застройкой сел. Для Русского Севера, где погосты служили средоточием жизни обширной округи, были характерны ансамбли - из холодного летнего (как правило, бóльшего), теплого зимнего храмов и колокольни. Выдающимся образцом был Великодворский погост в Юроме Лешуконского р-на Архангельской обл. (далее: АО) с церквами арх. Михаила (1685) и прор. Илии (1729). До наст. времени сохранилось всего 4 ансамбля-«тройника»: в Малошуйке Онежского р-на АО (церкви Никольская (1638) и Сретенская (1873), колокольня (1807)) и в Нёноксе под Северодвинском (церкви Троицкая (1727-1729) и Никольская (1763), колокольня (1834)), а также в Лядинах Каргопольского р-на АО (церкви Покровская (1743) и Богоявленская (1793), колокольня) и на о-ве Кижи в Карелии (церкви Преображенская (1714) и Покровская (1694, 1764), колокольня (1874)). Иногда строились ансамбли из 3 храмов и колокольни, напр. в с. Шуерецком Беломорского р-на Карелии (церкви Параскевы Пятницы (1666), Николы (1753), Климента (1787), колокольня) и в с. Чекуеве Онежского р-на АО (церкви Успения (1675), Сретения (1677), Преображения (1689), колокольня (1740)). Рус. деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Церковь Преображения Господня на о-ве Кижи, Карелия. 1714 г. Создание последовательной картины развития рус. деревянного зодчества затруднено из-за отсутствия памятников старше XV в., сложности датировки, а также из-за того, что до наст. времени сохранились в основном приходские храмы и только единичные из городских или монастырских. До Крещения Руси строительство было деревянным; первые деревянные христ. храмы копировали каменные визант. образцы (в нач. XI в. упом. 13-главый собор Св. Софии в Новгороде), но конкретные их формы неизвестны. Самые ранние сохранившиеся храмы - клетские, существовали также многогранные, возможно деревянный вариант каменных ротонд (напр., Успенские соборы в Вел. Устюге (до 1490 и 1492), «круглые... о 20 стенах» - Шургин. 2006. С. 8), в XV в. распространились постройки с крестообразным планом. С XVII в. формы деревянных церквей усложнились, возникло множество сочетаний основных объемов храмов и их завершений - процесс, протекавший и в каменном зодчестве. Можно говорить и о наличии региональных школ XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Архив Киевской духовной консистории. Г) В ЧЕРНИГОВ: Архив Черниговской духовной консистории. Д) В НА ДНЕПРЕ: Архив Могилёвской духовной консистории. Кроме указанных архивов, автор ознакомился ещё с архивом Минского архиерейского дома; но в этом архиве, когда-то богатом историческими документами (см. «Историкостатистическое описание Минской епархии», архимандрита Николая, Спб., 1864), в настоящее время таковых вовсе не имеется. Ознакомление с архивами Волынской, Каменец-Подольской и Литовской духовных консисторий автор не считал необходимым вследствие того, что все имевшие важность дела, касающиеся этих епархий до времени их полного выделения из Минской епархии, сохранились – частью в подлинниках, частью в копиях – в Минском консисторском архиве. Печатные источники для настоящей работы заключаются в документах, обнародованных в «Полном собрании законов Российской Империи» (первом), в Виленском «Археографическом сборнике», в «Актах» Виленской археографической комиссии, в Волынских, Киевских, Минских и Подольских епархиальных ведомостях, в Черниговских епархиальных известиях, «Киевской старине», «Христианском чтении» и других периодических изданиях, упомянутых на своём месте. Из пособий автор должен упомянуть докторскую диссертацию покойного профессора М. О. Кояловича: «История воссоединения западнорусских униатов старых времён (Спб., 1873)» и сочинение Н. И. Костомарова : «Последние годы речи посполитой (Спб., 1871)». Первое сочинение помогло автору ориентироваться, с самого первого времени занятий, в массе архивного материала; второе дало материал для начала первой книги сочинения. Что касается многочисленных статей, рассеянных по разным периодическим, преимущественно епархиальным, изданиям и имеющих отношение к предмету настоящей работы, то должно заметить, что множество встречающихся в большей части этих статей ошибок, неточностей и неверных догадок, выдаваемых иногда за достоверное, значительно ослабляет ценность представляемого или бесспорного и нового материала и крайне затрудняет пользование ими для научной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дискос серебряный с обычным гравированным изображением, лицевая сторона и наружная часть поддона вызолочены, весу 1 фунт и 36 золотников. Звездица серебряная, снаружи вызолоченная, на верху ее финифтевое изображение Господа Саваофа, осыпанное восточным хрусталем, а на четырех сторонах ее гравированные изображения Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста и Николая Мирликийского, в рост, веса 67 золотн. Два блюдца серебряные, с лицевой стороны вызолоченные; на одном, по середине гравированное изображение Распятия, а по краям слова: «Кресту твоему покланяемся Владыко», а на другом, по средине, гравированное изображение Благовещения и по краям слова: «Благовествуй земле радость велию». Веса в общих 1 фунт и 14 золотников. Лжица серебренная вызолоченная, весом 18 золотников. Ковш серебряный, внутри золоченный, с двумя ручками, веса 51 золотник. Все означенные вещи без пробы, но с оттиском клейма и года 1793. Два копья с черенками слоновой кости. б) Потир серебряный вызолочены, с серебряной ажурной на чаше накладкой, с 8 финифтевыми изображениями, на верхней части: Спасителя, справа Божьей Матери, слева, Иоанна Предтечи, позади распятие Господа, на нижней: моление Господа о чаше, бичевание Господа, несение им креста, и вольного Его плотью погребения; на верху по краям чаши надпись: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Веса в чаше 4 фунта 54 золотника. Дискос серебряный с обычным гравированным изображением, с лицевой стороны вызолоченный; веса 1 фунт 27 золотников. Звездица серебренная, снаружи вызолоченная, наверху имеющая финифтевое изображение Господа Саваофа, а на четырех сторонах гравированные изображения святых: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста и Николая Мирликийского. Вес в звездице 76 золотников. Два блюдца серебряные, с лицевой стороны вызолоченные. На одном блюдце посредине гравированное изображение Распятие Господне, а по краям слова: «Кресту Твоему покланяемся Владыко». На другом блюдце по середине гравированное изображение Благовещения Богородицы, и по краям слова: «Радуйся Благодатная, Господь с тобою». Веса в обоих блюдцах 82 золотника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Еще большее развитие миссионерское дело в Восточной Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове; 1860—1873). Святитель-миссионер значительно улучшил организацию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионерского служения монахов, устроил много новых станов и школ. В 1866 г. заботами архиепископа Парфения было открыто Иркутское отделение Православного Миссионерского общества, в 1870 г. переименованное в Иркутский Комитет Миссионерского общества. Этим комитетом была налажена большая издательская деятельность. С 1867 г. архиепископ Парфений постепенно вводил во всех бурятских храмах богослужение на бурятском языке. К началу XX в. в Иркутской миссии насчитывалось до двадцати станов, а обращенных язычников было около 35 тыс. Миссия оказывала благотворное влияние на быт новообращенных кочевников, приучая их к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая для них школы и благотворительные учреждения. Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христианской проповеди. Правительство не удовлетворяло просьб миссионеров, стремившихся ввести крещеных бурят в управление Степных Дум и этим ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных было намного больше эвенков, якутов и тофаларов (карагасов) , чем бурят. В Забайкальской миссии к 1900 г. насчитывалось 26 станов с 20 школами. При Посольском монастыре были открыты миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня и аптека. В 1893 г. миссионерами Забайкалья было обращено около 10 500 язычников, большинство из которых были грамотны и охотно отдавали в школы своих детей. В память апостольской деятельности архиепископа Парфения один из основанных им станов был назван Парфениевским. В 1793 г. на Аляску была отправлена миссия из иноков Валаамского Спасо-Преображенского и Коневского Рождественского монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). В первый же год (1794) православными миссионерами на о-ве Кадьяк было крещено более 7000 местных жителей. Но первоначальная деятельность миссии была непродолжительной. В 1797 г. архимандрит Иоасаф был вызван в Иркутск и рукоположен там во епископа Кадьякского. В 1799 г., возвращаясь на корабле «Феникс» к месту своего архипастырского и миссионерского служения, Преосвященный Иоасаф вместе со всеми своими спутниками погиб в волнах океана во время бури.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоан (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816),  игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.  После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта. В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные прадники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=08688

Неизвестно, как велико было братство Введенского монастыря в первое время его существования, но судя по скудости его средств, можно полагать, что ограниченное. В прошлом столетии монастырь Введенский был крайне скуден братией. Это подтверждается донесением строителя иеромонаха Корнилия в октябре месяце 1781 года на требование епархиального начальства, где сказано: «Монашествующих при нашем Введенском монастыре ныне на лицо: 1) настоятель, предписанный в должности строителя иеромонах Корнилий; 2) в числе братства вдовый священник и казначей Петр Иванов; 3) житенной монах Аарон, а кроме того, при оном нашем Введенском монастыре на лицо монашествующих и служителей штатных и заштатных никого не имеется». – Поступивший в 1793 году строителем иеромонах Мелхиседек постриг в монашество одного послушника, и потом стал набирать вновь братство. В текущем столетии Введенский монастырь находился в столь затруднительном состоянии, что должен был на свои нужды занимать деньги. В 1825 г. мая 1 дня, было занято у Александро-Невской лавры на монастырское строение 2000 руб., с обязательством уплатить их к 1 января 1826 года. О прежних монастырских зданиях нам известно из описи 1778 года, где подробно обозначены те здания. Упомянем о них согласно описи: «Идучи от реки Ояти по берегу прямо деревянные монастырские ворота на столбах». «От оных врат на левую руку теплая деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского Новгородского чудотворца, 78 об одной малой главе, обитой чешуей, на которой крест деревянный, осмиконечный, крыта тесом, устроена на помосте, мерой в длину со всем строением на семи шести, поперек с алтарем на трех саженях. В оную церковь для входа из бревен крыльцо, сверху покрыто тесом». «Соборная церковь во имя Богоявления Господня 79 деревянная, на помосте с подцерковьем, с двумя, а внизу третьим приделами, о девяти, да на приделах двух главах круглых, обведенных бочками, обитых чешуей, на них кресты деревянные, осмиконечные, мерой на земли в длину с алтарем и крыльцом на десяти с одним аршином, поперек шести саженях. В оную церковь входное крыльцо деревянное, рубленное из бревен на обе стороны со столбиками, крыто тесом, на верху оного крыльца вместо перил точеные балясы с накладками раскрашены черленью красной». 80

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010