Николай (взятие Очакова 6 дек. 1788); на 2-м кресте (1793) - свт. Афанасий Александрийский (Ревельское сражение 2 мая 1790), вмц. Иулиания (сражение при Бьёркёзунде 21 июня 1790), свт. Евсевий Самосатский (Выборгское сражение 22 июня 1790), София Премудрость Божия (продолжение битвы 23 июня 1790), Вознесение Господне (Синопское сражение 1790 г.) (иконы изъяли из храма 19 апр. 1926). В 1830 г. в барабане центральной главы были изображены 4 евангелиста, композиции «Преображение Господне», «Огненное вознесение прор. Илии», «Воскрешение св. Лазаря» и «Исцеление расслабленного». При настоятеле прот. Тимофее Ферапонтовиче Никольском (1831-1846), в 1835 г., в собор была передана икона свт. Николая, к-рую вывезли из России французы в 1812 г. В 1845 г. были заменены обветшавшие царские врата главного придела нижнего храма. При настоятеле прот. Иоанне Димитриевиче Колосове (1846-1860), в 1847 г., имп. Александра Феодоровна подарила собору частицы мощей свт. Николая и сщмч. Александра, которые хранились в отдельном ковчежце. В 1851 г. вел. кн. Константин Николаевич передал в дар большой серебряный подсвечник с хрустальными лампадами в память о рождении первенца. От Гвардейского экипажа в собор поступили икона свт. Николая с надписью: «От артиллерийской команды… 1810-1846» (участвовала в кампаниях 1813-1831 гг.) - и Георгиевское знамя в память сражения при Кульме 1813 г. с андреевской лентой, пожалованной 16 февр. 1860 г. Главной святыней нижнего Никольского храма является икона свт. Николая Чудотворца греч. письма XVII в. с частицей его мощей. При прот. Силе Стефановиче Топильском (настоятель в 1860-1873, автор исторического описания храма), в 1861-1863 гг., в юж. части церковного участка были построены 2 каменных причтовых дома со службами, по стилистике близкие к собору (работы вел почетный гражданин П. И. Лихачёв), в 1877 г. возвели каменные постройки для служб. В 1862 г. по проекту архит. Г. И. Карпова деревянные лестницы, ведущие в верхний храм, заменили каменными, в 1866 г. по плану того же епархиального архитектора в новом доме причта (на углу Никольской пл. и набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала), в угловом помещении 1-го этажа, была устроена часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая часовня, во имя блгв. кн. Александра Невского, устроена с сев. стороны собора, у канала, в 1868-1869 гг. по проекту Карпова и на средства старосты В. Сидорова и прихожан Ф. Васильева и Ф. Власова в память спасения имп. Александра II во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Сере была построена в 1777 году. Инициаторами строительства стали местные дворяне - подпоручик Семён Иванович Пересветов, прапорщик Степан Иванович Доронин. Церковь кирпичная двухпрестольная церковь с пределами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и с Ильинским пределом, храм отапливался. Постройка Никольской церкви продолжалась с 1793 по 1805 год, 12 лет, тщанием прихожан. Храм не отапливался, без колокольни, предел в храме один, во имя Святителя Николая. В 1814 году был куплен большой колокол в 109 пудов. В 1823 году 25 июня страшным ударом молнии на колокольне отшибло шпиль и расшибло шатровый восьмерик. В священнической усадьбе расщепило на мелкие куски огромную вековую березу. В 1835 году приобретён новый колокол 202 пуда. В 1873 году этот колокол был разбит неизвестно кем. В 1893 году выпал сильный град, превосходящий по величине грецкий орех. В храмах с южной стороны были выбиты стекла. После земледелия главным занятием жителей села Сера было сапожничество, в редком доме не было сапожника. Кто не сапожник, тот плотник, но хороших искусных плотников было мало, работа их больше простая, грубая. Немало было и портных для обычной крестьянской одежды. Летом 1964 года, когда село Сера входило в Рыбинский район, произошло разорение храмов. Рыбинские чиновники прибыли на теплоходике «Ласточка». Было солнечно, на крылечке храма уже сидели, ожидая безжалостных гостей, три бабушки в строгих белых платочках, отважные ревнительницы этих церквей. У них и отобрали ключи приезжие чиновники. Начался отбор того, что возьмёт «Вторчермет», что следует предложить Рыбинскому музею... И одновременно начался грабёж… Здешние «активисты» уже сдирали ножами с икон камни и жемчуг, резали дорогие материи, рыскали по всему храму, выбирая чего бы захватить, чем бы поживиться… Ворье набросилось на достояние, собираемое долгие века на крестьянские копейки… И чиновные воры мало отличались от воров простонародных. («Мышгород») Затем в здании Покровской церкви располагались спортзал и ремонтная мастерская. В настоящее время заброшена. Никольская церковь - руинирована.

http://sobory.ru/article/?object=09064

Что касается экзегетических сочинений, митр. Макарий выбирает более современные книги и явно отдает предпочтение католическим авторам : Жан-Батист Дювуазен (1744–1813), Иосиф Франц Аллиоли (1793–1873), Иоганн Леонхард Хуг (1765–1846). Митр. Макарий упоминает и исследования протестантских библеистов, но только те из них, в которых их авторы не придерживаются радикального историко-критического метода: к ним относится работа Германа Ольсхаузена (1796–1839), ученика Неандера и Шлейермахера, и богослова-пиетиста из Галле Августа Толука (1799–1877) . Митрополит Макарий сохраняет свой апологетический тон, при этом он не ссылается на конкретный философский трактат для изложения того или иного догмата, но для него важно указать, что есть философы, которые заимствуют свой образ мышления из христианства. К ним относятся Лейбниц, Вольф и Кант, которых он описывает как «христианских мыслителей», изучение которых полезно для укрепления веры в Бога. С тем же намерением в трактате о том, что человеческий ум получает ясные указания на существование Бога в природе, митр. Макарий обращается не только к отцам Церкви, но и к представителям физикалистского богословия  (Physikotheologie) эпохи Просвещения, которое пыталось примирить естествознание и религию Откровения. Особого внимания в этом контексте заслуживает большое число ссылок на Адама Мёлера (1796–1838), знаменитого католического романтического богослова, повлиявшего на дальнейший ход как русского (его брали за основу славянофилы ), так и западного богословия (считается, что А. Мёлер — родоначальник экуменического богословия) . Во Введении в контексте рассмотрения основ науки сравнительного богословия митр. Макарий в качестве одного из лучших современных «готовых руководств» упоминает «Символику» А. Мёлера . На нее митр. Макарий ссылается при описании иноконфессиональных заблуждений, будь то протестантов  или иных конфессий . При этом на труды самих представителей этих конфессиональных групп митр. Макарий не ссылается. В Догматике есть ссылки и на «Символику» в качестве источника тех или иных ложных вероучений . Таким образом, напрашивается вывод, что полемику с протестантскими направлениями митр. Макарий вел основываясь лишь на аргументации, разработанной католическим богословием.

http://bogoslov.ru/article/6175101

В разделе, посвященном системе богословских наук, а именно церковной истории, митр. Макарий перечисляет западные труды по этой дисциплине, которые, по его мнению, признаны лучшими 35 . Что касается экзегетических сочинений, митр. Макарий выбирает более современные книги и явно отдает предпочтение католическим авторам 36 : Жан-Батист Дювуазен (1744–1813), Иосиф Франц Аллиоли (1793–1873), Иоганн Леонхард Хуг (1765–1846). Митр. Макарий упоминает и исследования протестантских библеистов, но только те из них, в которых их авторы не придерживаются радикального историко-критического метода: к ним относится работа Германа Ольсхаузена (1796–1839), ученика Неандера и Шлейермахера, и богослова-пиетиста из Галле Августа Толука (1799–1877) 37 . Митрополит Макарий сохраняет свой апологетический тон, при этом он не ссылается на конкретный философский трактат для изложения того или иного догмата, но для него важно указать, что есть философы, которые заимствуют свой образ мышления из христианства. К ним относятся Лейбниц, Вольф и Кант, которых он описывает как «христианских мыслителей», изучение которых полезно для укрепления веры в Бога. С тем же намерением в трактате о том, что человеческий ум получает ясные указания на существование Бога в природе, митр. Макарий обращается не только к отцам Церкви, но и к представителям физикалистского богословия 38 (Physikotheologie) эпохи Просвещения, которое пыталось примирить естествознание и религию Откровения. Особого внимания в этом контексте заслуживает большое число ссылок на Адама Мёлера (1796–1838), знаменитого католического романтического богослова, повлиявшего на дальнейший ход как русского (его брали за основу славянофилы 39 ), так и западного богословия (считается, что А. Мёлер – родоначальник экуменического богословия) 40 . Во Введении в контексте рассмотрения основ науки сравнительного богословия митр. Макарий в качестве одного из лучших современных «готовых руководств» упоминает «Символику» А. Мёлера 41 . На нее митр. Макарий ссылается при описании иноконфессиональных заблуждений, будь то протестантов 42 или иных конфессий 43 . При этом на труды самих представителей этих конфессиональных групп митр. Макарий не ссылается. В Догматике есть ссылки и на «Символику» в качестве источника тех или иных ложных вероучений 44 . Таким образом, напрашивается вывод, что полемику с протестантскими направлениями митр. Макарий вел основываясь лишь на аргументации, разработанной католическим богословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Негодование клокотало у него в горле, когда он говорил о девятом термидора или о предательстве Тьера . Он забывался до того, что закуривал папиросу, но, опомнившись, тотчас гасил ее о ближайшую парту. Клячин был знаток французской революции. Существование этого учителя в тогдашней гимназии было загадкой. Иногда его речь подымалась до такого пафоса, будто он говорил не в классе, а с трибуны Конвента. Он был живым анахронизмом и вместе с тем самым передовым человеком из наших учителей. Временами казалось, что это последний старый монтаньяр , чудом проживший сто лет и очутившийся в Киеве. Он избежал гильотины и смерти в болотах Гвианы и не потерял ни капли своего сурового энтузиазма. Изредка Клячин уставал. Тогда он рассказывал нам о Париже времен революции – о его улицах и домах, о том, какие горели тогда на площадях фонари, как одевались женщины, какие песни пел народ, как выглядели газеты. Многим из нас после уроков Клячина хотелось перенестись на столетие назад, чтобы быть свидетелями великих событий, о которых он нам рассказывал. «Кукушки нежный плач в глуши лесной…» — Из стихотворения К. Бальмонта «Зарождающаяся жизнь». Дантон Жорж-Жак (1759—1794) – деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Бабеф Гракх (наст. имя – Франсуа-Ноэль; 1760—1797) – французский коммунист-утопист. Марат Жан-Поль (1743—1793) – в период Великой французской революции один из вождей якобинцев. Бонапарт — Наполеон Бонапарт (1769—1821) – французский император в марте 1804—1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Луи-Филипп (1773—1850) – французский король в 1830—1848 гг. Гамбетта Леон (1838—1882) – премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881—1882 гг. Тьер Адольф (1797—1877) – французский государственный деятель, историк, в 1871—1873 гг. – президент Франции, с исключительной жестокостью подавил Парижскую коммуну. Монтаньяры (Гора) – в период Великой французской революции революционно-демократическое крыло Конвента, представлявшее якобинцев; занимало на заседаниях верхние скамьи (отсюда название). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

II. Второй храм в мон-ре впервые появился по благословению патриарха Адриана, данному 16 февр. 1692 г. Это была теплая церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященная в 1693 г. игуменом Ниловой Столобенской пуст. Пахомием. К 1719 г. церковь обветшала и к 1723 г. стараниями игум. Неониллы была отстроена заново и освящена игуменом Ниловой Столобенской пуст. Паисием. Этот храм был разобран в 1-й пол.- сер. 30-х гг. XVIII в. III. В 1784-1793 гг. над вост. воротами мон-ря была возведена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле классицизма на средства тайного советника В. И. Стрешнева (1707-1782), его жены А. Н. Стрешневой (в 1-м браке Шереметевой, урожд. Миклашевской; 1729-1785) и сестры жены М. Н. Миклашевской. Освящена в 1793 г. архиепископом Тверским Иринеем (Клементьевским). В пожаре 1868 г. практически полностью сгорело ее внутреннее убранство, однако к 1873 г. храм был восстановлен, а 3 июня того же года вновь освящен. Собор в честь Вознесения Господня (слева), церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (справа). Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Вознесения Господня (слева), церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (справа). Фотография. Нач. XX в. IV. Не позднее 1-й пол. XIX в. построен одноэтажный игуменский корпус (в 1858 возведен 2-й деревянный этаж, после пожара 1868 г. 2-й этаж восстановлен в 1882), в 1840 г.- одноэтажный каменный трапезный корпус (в 1855 надстроен 2-й деревянный этаж), в 1843 г.- каменный одноэтажный корпус для амбара и погреба. В 1-й пол. 90-х гг. XIX в. построена каменная просфорня. Сестринские кельи в нач. XX в. были деревянными (45 к 1901 - см.: Там же). V. В 1760 г. на средства С. Я. Яковлева возведена каменная монастырская ограда с 4 башнями по углам и 3 воротами (длина ок. 600 м) ( Успенский. 1890. С. 25). В 1862 г. после расширения территории мон-ря сев. часть ограды была перенесена и построена заново, в ней была устроена 5-я башня. В юго-зап. башне была оборудована часовня. В 90-х гг. XIX в. за стенами О. З. м. построена каменная гостиница для паломников. 1928-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

1370 АСС., 1795 г., 53, л. 135. – АКОП., 1359, л. 1. – А именно бывшим Севским епископом Кириллом и Киевским викарием Димитрием, епископом Переяславским. 1371 «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. ПЕВ., 1873 г., 206. «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. 8-го августа преосвященный был ещё в Москве. Для Брацловской епархии была назначена ризница упразднённойПереславской епархии, хранившаяся в Московском архиерейском доме; для Житомирской – ризница Устюжской, тоже кпразднённой епархии, хранившейся в Вологодском архиерейском доме. – АСС., 1795 г., 35, л. 94 – АКОП 1362, л. 1. – Так как Устюжская ризница была вообще очень бедна и не имела вовсе некоторых необходимых принадлежностей архиерейского богослужения, то недостающие вещи были дополнены из Александроневского монастыря, – приготовленные из отданного для ризниц новоприсоединённого края гардероба императрицы. – АСС., 1795 г., 35, лл. 181. 194197. – ВЕВ., 1873 г., 107. «История учреждения на Волыни православной епископской кафедры, по документам Волынской духовной консистории», С. Блонского (стр. 6368. 106111). – Переславская же ризница, составленная из ризниц подмосковных монастырей, была небедна. Преосвященный Иоанникий вывез с собою из Москвы 4 сундука ризничных вещей и 1 короб с книгами – АСС., 1795 г., 35, лл. 369. 389. 417418. – См. ПЕВ., 1873 г., 205 и след. «Пребывание преосвященного Иоанникия в Москве и выезде оттуда. Прибытие в Шаргород. Учреждение консистории в епархии Брацловской и Подольской в 1795 г.», П. Троицкого (стр. 202215). – По одному полному архиерейскому облачению и по одной мантии оба преосвященные получили в дар от императрицы особо. – АКОП., 1362, л. 3. – Кроме того, по одному сведению, преосвященный Варлаам получил несколько вещей из Киева. – ВЕВ. 1873 г. 107. «Ист. учр.», С. Блонского. 1372 ПЕВ., 1873 г., 206. «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. 8-го августа преосвященный был ещё в Москве. 1375 АСС., 1795 г., 53, л. 545. – Выехал из Киева 6-го сентября, прибыл в Житомир 7 сентября, в Острог 9 октября – АМДК.. 874, л. 53. ВЕВ., 1873 г., 68 «Ист. учр.», С. Блонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На обороте 3 листка: «1812 года ноября 11 дня помер Платон митрополит Московский». «1812 года июня 7-го помер архимандрит Соловецкий Иларион». На 4 листке: «В 1813 году Сретение было на масленицы в понедельник». «Благовещение было на страстной в среду». «Иова многострадального было в отдание пасхи». На минеи общей, в восьмую долю листа, печатанной в Москве 1845 года, сделана следующая собственноручная надпись: «Островскому, введения во храм преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, монастырю, прося святых молитв усердствует Нафанаил, епископ Ревельский, 1847 г. июня 16 дня, Санкт-Петербург». Во многих монастырях древние синодики служат прекрасным пояснением местных монастырских событий, но нельзя сказать этого в пользу синодиков Введенского монастыря, потому что все они современного письма и не могут удовлетворить любопытства читателя, желающего по древним письменам знать деяния своих предков. Летопись настоятелей О настоятелях Введенского монастыря за первое время его существования нет сведений. В ряду их некоторые, как сказано, полагают и 7 учеников преподобного Александра Свирского , покоящихся в том монастыре. В грамотах царей и местных архипастырей упоминаются: Игумен Иоаким в 1472 г. Келарь старец Павел в 1582 г. Старец Игнатий в 1597 и 1598 годах. Старец Варлаам в 1607 г. Иеромонах Исайя в 1618 и 1620 годах. Иеромонах Варлаам в 1625 г. Игумен Иона в 1635 г. Игумен Елисей в 1646 г. Келарь старец Феодорит в 1649, 1653, 1662, 1665, 1674 и 1675 годах. Келарь старец Исайя в 1677 году. Строитель иеромонах Иосиф в том же 1677 году. Строитель иеромонах Герасим в 1698 и 1728 годах. Ряд следующих настоятелей известен из дел монастырского архива. Архимандрит Андроник с 1761 г. по 24 апреля 1763 г. Игумен Иона с 25 июля 1793 г. Строители Иеромонах Иоасаф с 11 ноября 1773 г. по 31 мая 1778 г. Иеромонах Корнилий с 1778 по 1784 г. Иеромонах Филарет с 1785 по 2 мая 1793 г. Иеромонах Мелхиседек с 2 мая 1793 г. по 15 августа 1799 г., а в то время за ослушание отрешен от должности настоятеля и перемещен в число братства Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Нестор Метанием 1877–1880. Флавиан Городецкий 1885. Серафим Жемчужников 1885–1887. Августин Гуляницкий 1887–1889. Иоанн Митропольский 1889–1910. Гермоген Максимов 1910. Екатеринбургская 21 Кафедра в Екатеринбурге Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888. Кирилл Орлов 1888. Поликарп Розанов 1888–1891. Афанасий Пархомович 1891–1894. Симеон Покровский 1894–1896. Владимир Шимкович 1896–1897. Христофор Смирнов 1897–1900. Ирикей Орда 1900–1902. Никанор Каменский 1902–1903. Владимир Соколовский 1903–1910. Митрофан Афонский 1910. Екатеринославская 22 Кафедра в Екатеринославе (с 1804 г.) Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари (грек) 1775–1779. Никифор Феотоки (грек) 1779–1786. Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебреников 1786–1793. Гавриил Бонулеско (Бодони) 1793–1799. Митр. Екатеринославские, Херсонские и Таврические: Афанасий Иванов 1799–1805. Еп. до 1801. Платон Любарский 1805–1811. Иов Потемкин 1812–1823. Феофил Татарский 1828–1827. Еп. До 1826. Онисифор Боровик 1827–1828. Гавриил Розанов 1828–1837. Еп. до 1832. Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838. Иннокентий Александров 1838–1853. Леонид Зарецкий 1853–1864. Платон Троепольский 1864–1868. Алексий Новоселов 1868–1871. Феодосий Макаревский 1871–1885. Серапион Маевский 1885–1891. Августин Гуляницкий 1891–1892. Владимир Шимкович 1892–1896. Симеон Покровский 1896–1911. Епископы Екатеринославские и Мариупольские (с 1 апр. 1911 г.): Симеон Покровский 1911. Агапит Вишневский 1911. Таганрогское викариатство, учр. в 1911 г. Епископы (в г. Таганроге): Феофилакт Клементьев 1911. Енисейская, учр. в 1861 г. Кафедра в Красноярске Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870. Павел Попов 1870–1873. Антоний Николаевский 1873–1881. Исаакий Положенский 1881–1886. Тихон Донебин 1886–1892. Александр Богданов 1892–1894. Акакий Заклинский 1894–1898. Евфимий Счастнев 1898. Забайкальская 23 Кафедра в г. Чите Епископы Забайкальские и Нерчинские:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010