Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Панина Александра Сергеевна (27.03.1800 – 15.02.1873), графиня, урожденная Толстая. Супруга действительного тайного советника графа А. Н. Панина. – 58,59,64,69,178. Парфений (Агеев) (14.11.1806 – 17.05.1878), архимандрит, духовный писатель, миссионер, активный борец со старообрядческим расколом. С 1856 по 1860 настоятель Николаевской Берлюковой пустыни. В 1858 специально для обращения старообрядцев основал Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. В 1857 выпустил книгу «О промысле Божием, как он через Православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами». – 68. Пафнутий (Осмоловский) (1807 – 23.06.1891), архимандрит, в Оптиной Пустыне в сане иеромонаха исполнял послушания скитоначальника и братского духовника. С 1862 игумен, а затем архимандрит Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. – 95, 102, 135, 143, 149, 157, 162, 178, 179, 187, 198. Перель, знакомый К. К. Зедергольма. – 102. Петр (Мичурин) Томский, праведный, ученик прп. Василиска (Сибирского). Под руководством старца достиг духовных высот. Скончался в возрасте 20 лет. В 1884 канонизирован Русской Православной Церковью в Соборе Сибирских святых. – 189, 197. Петр (Могила) (31.12.1596 – 01.01.1647), святитель, богослов, митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский, основатель Киево-Могилянской Академии. – 126, 184. Пий 9 (Джованни Мария) (13.05.1792 – 07.02.1878), римский первосвященник с 16.06.1846 по 07.02.1878. Провозгласил догматы о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и о непогрешимости Римского Папы. – 169, 174. Погодин Михаил Петрович (11.11.1800 – 08.12.1875), русский историк, писатель, журналист, беллетрист, публицист, издатель, профессор всеобщей истории Московского университета, академик Петербургской АН. Один из восприемников К. К. Зедергольма при крещении. – 48, 52, 53. Позняк Яков Аникеевич (09.10.1805 – 04.06.1871), тайный советник. С 1836 по 1858 служил чиновником на разных должностях в Св. Синоде, последняя должность – директор канцелярии Св. Синода. С 17.10.1858 сенатор, присутствовал в Правительствующем Сенате по Межевому департаменту. – 107, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

174 «Письмо, найденное в Иерусалиме», более известное как «Свиток Иерусалимский» – произведение, существующее как в прозаических, так и в стихотворных версиях. Представляет из себя переложение «Эпистолии о неделе», восходящей к разным греческим апокрифам, возникшим не позднее VI в., популярное на Руси уже в XVI в. В «Свитке» слышны отголоски «Голубиной книги». Сложился не ранее XVIII в. 175 Архиепископ Иаков (Иосиф Иванович Вечерков, 1792 †1850), Нижегородский и Арзамасский – образование получил в Белгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (магистр богословия). Постригся в монашество (1819) и назначен инспектором Орловской семинарии и ректором Севского духовного училища. Позже стал ректором Орловской семинарии (1822) и Екатеринославской. Возведен в сан архимандрита (1827) и назначен настоятелем Бирюкова монастыря. Хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского (1842), переведен на Нижегородскую кафедру (1847). Возведен в сан архиепископа (1849) и вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. Известен миссионерской и просветительной деятельностью, выхлопотал разрешение на постройку единоверческих церквей, открыл несколько духовных училищ, где руководил обучением будущих миссионеров. Автор сочинений: «Увещание к молоканам», «О беглопоповской секте в Саратовской епархии», «Состояние Православной Церкви в Кипчакской орде» и др. Скончался в Петербурге, где и погребен. 176 Иеромонах Исидор (Иоанн Андреевич Козин или Грузинский, 1814 или 1833 †4.2.1908) – старец Гефсиманского скита. «Еще нося в лоне своем Иоанна, – писал духовный сын старца о. Павел Флоренский , – мать его ходила в Саров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор». Поступил в Гефсиманский скит (1832). Был келейником у архимандрита Антония (Медведева, 1792 †1877), наместника Троице-Сергиевой Лавры. Пострижен в мантию одновременно с о. Германом Зосимовским (см. прим. 26); от Св. Евангелия их принял скитский старец иеросхимонах Александр (Стрыгин, 1810 †9.2.1878). Перешел в пустынь Св. Духа Параклит. Здесь был рукоположен во иеродиакона (1863) и иеромонаха (1863), схиму впоследствии не принял по смирению. Год прожил на Старом Афоне, но за неимением средств вернулся в Россию и снова поселился в Параклите. Духовный отец старца-утешителя Варнавы Гефсиманского (см. прим. 13), называвшего о. Исидора «вторым Серафимом». Братский духовник Гефсиманского скита (с 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

103 Анфим (в миру Атанас Чалыков, 1816–1888) – выдающийся болгарский церковнополитический деятель. В 1837 г. принял постриг в Хилендарском монастыре на Афоне, в 1848 г. окончил Халкинскую богослов скую школу; в 1852 г. поступил в Одесскую семинарию; в 1856 г. окончил Московскую духовную академию. С 1857 г. состоял смотрителем русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской школе; ректор школы (1865­1868). В 1861 г. рукоположен в митрополита Преславского. На созванном в 1864 г. в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал права болгарских епархий на независимость от Патриархии. В апреле 1868 г. переведен на Видинскую кафедру. Участник первого болгарского церковно-народного собора в 1871 г. В 1872 г. избран экзархом Болгарским. После освобождения Болгарии в 1879 г. был избран председателем Учредительного собрания в Тырнове. См.: Милков Т Антим първи български екзарх. Пловдив, 1899; Орманджиев И. Антим I български екзарх. София, 1929; Кирилл, Патриарх. Екзарх Антим (1816–1888). София, 1956. 104 Г Бурмов рассказывал мне, что при собрании подписей под протест болгар против униатского движения пригласили подписаться и одного, принявшего унию, объяснив ему, что дело идет о независимости. «Да сколько раз я буду подписываться! – отвечал тот. – Мне все равно, я подпишусь, но вы отвечаете». И подписался. (Прим. о. Антонина.) 105 Пий IX (1792–1878) – римский папа в 1846–1878 гг. При нем был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии и созван I Ватиканский собор, утвердивший учение о безошибочности римского первосвященника. 108 «Византис» ( Βυζαντς) – греческая газета Константинополя, основанная в 1857 г. чиновником Порты Димитрием Ксенисом. В июне 1857 г. она была объединена с газетой Τηλγραφος το Βοσπρου, издававшейся с 1843 г. Константином Адосидисом. До 1871 г. издание фигурировало под обоими названиями; с 1871 г. – как Βυζαντς. Направление газеты в русле реформаторской политики Аали-паши (который в значительной степени финансировал ее издателя, Д. Ксениса) поддерживалось русским посольством. В отношении болгарских требований издание демонстрировало мягкость и уступчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Академик Солнцев, Ф. Г. (1801–1892) — археолог и живописец, с 1835 года академик Академии художеств. С 1843 года и до 1853 он работал в Киеве; открыл там фрески XI века в Софийском соборе и принимал участие в их реставрации. См. П. Лебединцев, Возобновление Киево-Софийского собора в 1843–1853 гг. Киев, 1879. 382 Пешехонов, Иван — незначительный живописец 1850-1870-х годов. 383 Лассировка — особый прием живописной техники, при котором поверх основных густых тонов наносятся прозрачные краски. 384 …см. письма, изд. А. Н. Муравьевым…— Лесков имеет в виду следующее издание: «Письма митрополита московского Филарета к А. Н. М. 1832–1867», Киев, 1869. Письма обращены к известному духовному писателю и поэту А. Н. Муравьеву (1806–1874). О нем Лесков писал в статьях: «Синодальные персоны» — «Исторический вестник», 1882, и «Таинственные предвестия» — «Новь», 1885, т. III, стр. 613–628. 385 С. П. Алферьев (1816–1884) — профессор медицинского факультета Киевского университета в 1844–1864 годах, дядя Лескова по матери. «В доме дяди, — писал Лесков впоследствии, — … я встречался почти со всеми профессорами тогдашнего университетского кружка и, несмотря на мою едва начавшуюся юность, пользовался от некоторых из них благорасположением и даже доверием» («Исторический вестник», 1882, стр. 441). Вероятно, с помощью Алферьева Лесков посещал некоторые лекции в университете. 386 Н. Я. Чернобаев (1797–1868) — генерал-штаб-доктор войск 4-го и 5-го пехотного корпуса во время Крымской кампании, видный деятель отечественной медицины. 387 Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792–1870) — генерал-губернатор в Киеве в 1837–1852 годах. 388 Исидор (Никольский, 1799–1892) — митрополит киевский в 1858–1860 годах; см. также стр. 678. 389 Арсений (Москвин, 1795–1876) — митрополит киевский в 1860–1876 годах. 390 Филофей (Успенский, 1808–1882) — митрополит киевский в 1876–1882 годах. 391 Штунда — см. стр. 639. 392 Мельхиседек. — Бывший настоятель Киевского Николаевского монастыря, архимандрит Мельхиседек утонул 26 августа 1878 года во время прогулки по Днепру. Его сопровождало довольно большое общество — до 20 человек, в том числе «дамы с детьми и прислугой», как сообщалось в газетах («Церковно-общественный вестник», 1878, 17 сентября, стр. 4). 393

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В деле возрождения прихода огромную роль сыграл его настоятель – Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии в России (ЕЛЦИР) (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Сергей Робертович родился 30 октября 1956 г. в поселке Чихачёво Псковской области. Его предками были крепостные крестьяне из Эстляндии, перевезённые под Санкт-Петербург в начале 19 века. Уверовав еще в юные годы, Сергей Робертович не имел возможности получить высшее образование и сменил немало рабочих специальностей. Однако это не помешало ему заниматься самообразованием и в дальнейшем сочетать в себе редкие качества одарённого проповедника и мастера на все руки. 648 28 ноября 2003 г. Господь призвал в Свои обители настоятеля собора св. Михаила пастора Сергея Робертовича Преймана. После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. 649 С 2003 г. настоятелем прихода является о. Сергей Татаренко. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. 650 В большинстве своем прихожане собора святого Михаила – русские. В приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». 651 В истории общины св. Михаила были тяжелые времена, но она выдержала испытания временем. И сегодня, как и прежде, высокий готический шпиль кирхи является украшением Васильевского острова. Приложение. Пасторы, служившие в приходе: Tobias Plasching (1732–1747) Hilarius Hartmann Henning (1747–1792) Ludwig Jeremias Hoffmann (1794–1801) Heinrich Conrad Heinemeyer (1801–1803) August Friedrich Hirscfeld (1803–1829) Carl Friedrich Rosental (1823–1827) David Flittner (1830–1859) Adolf Stierin (1859–1860) Karl Masing (1860–1878) Paul von Loesch (1869–1877) Guido Ottomar Pingoud (1878–1914) Karl Beldan (1903–1908)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И опровержение его есть дело толстого журнала. Ежедневная газета на двух столбцах разве может сказать многое?» (Письма к Романову-Рцы. С. 233). 2334 Митрополит Платон (в миру, до 1758 г., Петр Георгиевич Левшин; 1737–1812) – выдающийся богослов и проповедник, возглавлял Московскую и Коломенскую кафедру с 1799 г. до своей кончины. 2335 Пий IX (Pius PP. IX; в миру Джованни Мария, гр. Мастаи-Ферретти; 1792–1878) – римский папа с 1848 г., основоположник современного учения о правах и привилегиях римского первосвященника. Вошел в историю как папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший I Ватиканский собор, утвердивший догматически учение о непогрешимости римского первосвященника. Гиляров упоминает Послание Пия IX к восточным христианам «In suprema Petri apostoli sede», предлагавшее унию и датированное 6 января 1848 г. 2336 Лeb XIII (Leo PP. XIII; в миру Винченцо Джоакино Рафаэль Луиджи Печчи, 1810–1903) – римский папа с 1878 г. Его более поздняя энциклика (от 20 июня 1894 г., «Praeclara Gratulationis»), действительно, содержала призыв к христианам Востока, и в отдельности к славянам, к единению под верховной властью «римского понтифика». 2338 Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445) почитается XVII Вселенским собором в Католической церкви, Православными же церквами его решения отвергаются. 6 июля 1439 г. восточные иерархи подписали резолюцию Собора, предложенную папой, и, таким образом, Восточная церковь воссоединилась с Латинской («Флорентийская уния»). Но вскоре уния была отвергнута большинством Православных церквей. 2340 Сразу ставший знаменитым «Syllabus Errorum» («Список важнейших заблуждений нашего времени») был издан Пием IX 8 декабря 1864 г. как приложение к энциклике «Quanta Cura». Силлабус анафематствовал пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные и библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства и др. 2341 Речь идет о драматическом моменте в жизни Болгарской православной церкви, добивавшейся автокефалии от Константинопольского патриархата, зависимость от которого возникла в конце XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

119 О состоянии просвещения в Византии от конца XI и до половины XV в. и в частности о характере и условиях появления указанных догматико-полемических сочинений см. у проф. А. П. Лебедева в „Очерках истории византийско-восточной церкви“. Москва. 1892. 564–590 стр. В „Сокровище“ Н. Ховиата, между прочим, есть упоминания о любопытных ересях его времени, нам очень мало известных, именно о следующих: гносимахах, тнитопсихитах, христолитах, этнофронах и парерминевтах (в „Очерках“ см. 576–577 стр.). 120 Поименованы в Догм. Богословии митр. Макария. I т. §7; Ср. еп. Сильвестра Опыт Догм. Бог. I. § 19. 121 Напечатан отдельным изданием. Казань, 1855 г. Об этом сочинении: Макария архиеп. Преп. Иосиф в его „Просветителе“ (Хр. Чт. 1871, II). Казанского П. С. Пр. Иосиф В. и его писания (Приб. к тв. св. отц. 1847, V). „Просветитель“ пр. Иосифа (Пр. Соб. 1859, III). Булгакова П. А. Пр. Иосиф В. Спб. 1865. 123 От этого времени дошли до нас в рукописи система Догматики, читанная в Киевской академии с 1642 по 1656 г. и составленная по богословию Фомы Аквината, и система Иоасафа Краковского, преподанная там же с 1693 по 1697 г. Обе системы состоят из отдельных догматико-полемических трактатов. В XVII в. видными богословами были в киевской Руси Епифаний Славинецкий, Кирилл Транквиллион, Захария Копыстенский, Исаия Козловский, Петр Могила , Иоанникий Голятовский и др., а в московской Руси Симеон Полоцкий и ученик его Сильвестр Медведев, не чуждые папистических заблуждений, представители западной образованности, греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды , представители греческого просвещения. Влияние тех и других на направление школьной учености в Москве не было продолжительно. 124 Сам Ф. Прокопович успел составить только первую половину догматической системы; а так как она была принята в Киевской академии во второй половине XVIII в. в руководство, то трудом окончания его системы по его плану заняты были многие ректоры академии, а именно: Давид Нащинский, Никодим Панкратьев, Кассиан Лехницкий и Самуил Миславский, который и напечатал ее со своим дополнением в 1782 г., а еще она была издана в 1792 г. В сокращенном виде издал ее епископ чигиринский Ириней Фальковский под заглавием: „Theologiae christianae compendium“, в двух томах (в 1802,1810,1812 и 1827 г.). Богословие Фальковского служило руководством в начале XIX в. Сн. Беляева А. Д. проф. указ. ст. в Богосл. энцикд. IV т. О богословии Феофана Прокоповича см. исследования: Червяковского П. в Христ. Чт. 1876 г. I-II т. 1877 г. I-II т; 1878 г. I т. Тихомирова Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в лицах. Спб. 1884 г. Ю. Ф. Самарина (V т. его сочинений). Стефан Яворский и Феофан Прокопович . М. Савкевича. Уч. Стефана Яв. и Феофана Пр. о св. Предании (Вера и Раз. 1893, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

164 . Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о русских наречиях, изложенное в частном письме к покойному академику П.И. Кеппену (1 октября 1820 г.)/Сообщ. П.К. Симони. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, – 4с. – Из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1896. -Т. 1, кн. 2. 165 . Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790)/[Публ.] свящ. Ст. Зверев. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. – 8с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1896. – 166 . Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания как древнего, так и нового: также краткий словарь, расположенный по алфавиту, заключающий в себе все первоначальные латинские речения и образ их грамматических перемен, с прибавлением греческих слов, употребительнейших в латинском языке; потом краткие учтивые разговоры и выражения, могущие быть употребляемы в письмах, наконец, подробный и ясный Римский календарь, в пользу российского юношества изданная. – М.: Иждивением Петрова, тип. Пономарева, 1788. – XVI. 64 с. – Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр./B.C. Сопиков. – СПб., 1904. – Ч. 3. – 1792. 167 . Об осаде Пскова в 1581 году. – Псков: Славян, тип., 1881. – 66 с. -Авт. установлен по изд: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати, 1801–1926. – Л., 1978. – Вып. 2. – С. 48. – Перед текстом загл. на отд. листе: О нашествии шведского короля Иоанна с севера, а польского короля Стефана Батория с юга на Псковские области и на Псков и об осаде Пскова. Выписка из Истории Княжества Псковского, печатанной в Киеве 1831 года, из 1-й части, на страницах 191–247. 168 . Описание Благовещенской Никандровой пустыни. – Дерпт, Ценз. 1821. – 32 с. – Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. – СПб., 1828. – Ч.1. – 169 . Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. – М.: Синод, тип., 1837. – 105 с. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1912.-Т. 20.– С. 588.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1873. Ч. 3. С. 419. 359 Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула: «Русский лексикон», 1994. С. 199– 200. 362 Указ Святейшего Правительствующего Синода//Сб., изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782– 1882) Филарета, митрополита Московского. М., 1883. Т. 1. С. 71 – 7 2 (то же: С. 497). То же: ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 42. 363 Участие Филарета в устройстве женских общежитий. Два письма Филарета к вдове майора Анне Гавриловне Головиной, урожд. кнж. Гагариной. М., Ун-т, 1878. 365 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Часть 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви». С. 116–121. 368 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 1151, л. 1. О введении правил общежития в монастырях Московской епархии. 369 Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев) родился 6 октября 1792 года и назван в святом крещении Андреем. Детство и юность он провел в селе Лыскове, Нижегородском имении князя Георгия Александровича Грузинского. Летом 1818 года он поступил в Саровскую пустынь, но через полтора года перешел в Высокогорский монастырь, находившийся в четырех верстах от города Арзамаса. Там 27 июня 1822 года послушник Андрей был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Печерского и вскоре рукоположен в священнический сан. В 1826 году, 9 июля, иеромонах Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни. Когда в 1831 году скончался наместник Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий, митрополит Филарет остановил свой выбор на настоятеле Высокогорской пустыни иеромонахе Антонии. 11 марта того же 1831 года в домовой церкви митрополита Филарета в Москве иеромонах Антоний был приведен к присяге, а 15 марта в церкви преподобного Сергия на Троицком Сухаревском подворье в Москве он был возведен в сан архимандрита Вифанского монастыря и через несколько дней прибыл в Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010