Песнопения Страстной седмицы. Великий понедельник На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя.» 28 апреля, 2010 На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя.» Ч ертог твой, Спаситель, я вижу, украшен, Но одежд не имею да вниду в него. Ф.И.Тютчев. Страстная неделя Страстная Седмица — это уже, по сути, не Великий пост: он закончился в пятницу шестой недели, но духовная жизнь православного человека наиболее интенсивна в эти дни. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые и глубокие службы всего церковного года. На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя». Чертог Твой. Бортнянский Скачать Чертог Твой вижу Кн. П. А. Вяземский (1792-1878) Чертог Твой вижу, Спасе мой! Он блещет славою Твоею, Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать перед Тобой. О Светодавче, просвети Ты рубище души убогой. Я нищим шел земной дорогой, Любовью и щедротой многой Меня к слугам своим причти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 11 апреля, 2023 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023

http://pravmir.ru/pesnopeniya-strastnoj-...

Кишиневская Основана 13.08 (по др. 21.08) 1813. «...В Бессарабии до учреждения Кишиневской епархии существовала еп. Хотинская...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). Предыстория возникновения теперешней Кишиневской епархии относится к XVIII в. Во время русско-турецкой войны 1735–739 гг. в Яссах был хиротонисан митрополит Молдавский Антоний Черновский, находившийся во временной юрисдикции Св. Синода. Затем, в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., на территории, оккупированной Дунайской армией, для местного Православного населения учреждается Молдовлахийская епархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым) – «Местоблюстителем Молдовлахийской Экзархии» (ПБЭ Т. 4. С. 9; Т. 5. С. 357). Впоследствии на территории Бессарабии, отошедшей к России, учреждается Кишиневская епархия. Архиепископия с 03.07.1821. С 1844 г. обычно замещалась епископами. «...В 1878 г. к Кишиневской епархии присоединена епископия Нижнедунайская (кафедра была в Измаиле) существовавшая с 1856...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). 22 .09(05.10)1992 на основе архиепископии создана автономная Православная Церковь в Молдове. Митрополия. Именовалась: с 21.08.1813 – Кишиневская и Хотинская; Кишиневская и Молдавская; Кишиневская и Молдавская (Православная Церковь в Молдове). Викарные кафедры: Измаильская, Бельцкая, Бендерская, Дубоссарская, Ниспоренская. 1739 22.12.1789 29.12.1791 1 1.02.1792 10.05.1793 27.03.1806 20.09.1812 21.08.1813 30.03.1821 18.06.1821 04.08.1844 12.11.1844 17.03.1858 17.03.1858 13.03.1871 23.06.1871 16.07.1882 21.08.1882 12.01.1891 12.01.1891 21.11.1892 Исаакий Положенский 21.11.1892 26.01.1898 26.01.1898 12.08.1904 Иаков Пятницкий 12.08.1904 16.09.1908 Владимир Сеньковский (Синьковский) 16.09.1908 20.03.1914 29.05.1910 16.11.1911 20.03.1914 05.12.1915 10.12.1915 12.1940 18(31)12.1944 31.12.1946 13.01.1947) Иероним Захаров 05(18)02.1947 21.05(03.06)1948 Венедикт Поляков 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Рыбницы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1792 г. на пожертвования прихожан и крестьянина Кирилла Михайловича Кускова. Ранее на этом месте тщанием генерал-поручика барона Карла Сиверса была построена деревянная церковь, просуществовавшая с 1759 по 1789 гг. Храм расписан в 1878 и 1884 гг. На мысу у впадения реки Рыбницы, давшей название селу, в Волгу, высится величественная Спасская церковь. Церковь построена на месте деревянного храма в 1791 году. Ровесница Троицкой церкви в Диевом Городище, она внешне повторяет тип «корабля». Однако в облике ее гораздо ярче отразились художественные каноны ярославской школы зодчества XVII века, причудливо переплетенные с мотивами барокко и раннего классицизма. Совершенно " по-ярославски " решено пятиглавие: поднятые на высоких барабанах огромные шарообразные главы собраны в тесную группу. Зрительно пятиглавие почти вдвое увеличивает высоту памятника. С местными традициями связано и выполненное из оцинкованного железа чешуйчатое покрытие глав, имитирующее лемех и черепицу. Об устойчивости традиций XVII века говорят и некоторые элементы фасадного декора – широкие плоские лопатки на углах четверика, фриз из мелких кокошников, поставленных на узкий карниз, состоящий из тонкой полоски поребрика. В интерьере храма сохранилась живопись конца XIX – начала XX века. Единое художественное целое с самим храмом составляют высокая колокольня в стиле классицизма и ограда, северные ворота, которые украшены пышной позднеклассической лепниной. Западные ворота ограды переделаны в 1867 году. На кладбище, недалеко от алтарной части церкви можно увидеть небольшую надгробную плиту «Скульптор академик Александр Михайлович Опекушин» - автор известного памятника Пушкину в Москве родился в семье крепостного крестьянина в деревне недалеко от Рыбниц. По книге Борисова Н.С. «Окресности Ярославля. Диево Гордище-Красное-Некрасовское-Карабиха-«Великое Село»-Филиппово». Когда-то земли, где сейчас находится село Рыбницы и окрестные деревни, принадлежали Ксении Ивановне Шестовой (инокине Марфе), матери первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича Романова.

http://sobory.ru/article/?object=03075

Савинское (Шелекса). Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Онежский уезд, Архангельская губерния. Церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, с приделом во имя преп. Антония Сийского, построена по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Иова от 1708 г. на имя Фомы Хомутова, освящена 6.9.1709 г. Церкви и колокольня много раз ремонтировались, главным образом на средства Семена Михайлова, затем его сына Григория Семеновича, служившего несколько лет старостой. Священники: Петр Никифоров; Кодрат Петров; Никита Кодратов 1744-1770 г.г.; входящий из Ямецкого прихода Матвей Иванов до 1778 г.; Димитрий Марков Кораблев до 1797 г.; Иоанн Димитриев Марков до 1830 г.; входящий из Ямецкого прихода Димитрий Вальнев до 1834 г.; Гавриил Иванов до 1840 г.; Климент Попов до 1846 г.; Димитрий Вальнев вторично до 1850 г.; Феодор Новиков до 1877 г.; Феодор Петров Павлов 1878-1885 г.г.; Григорий Иванов Ручьев до 1887 г.; Маркелл Михайлов Томихин до 6.4.1893 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. - Архангельск, 1896. С. 104-107 Приход состоял из 12 деревень, располагавшихся по обоим берегам р. Шелексы и на левом берегу р. Емцы. В летописи 1820 г. было записано предание, согласно которому приход был образован при жизни преп. Антония Сийского, который в 1513 г. поселился на реке Шелексе с двумя иноками Александром и Иоакимом и построил, вместе с собравшимися под его руководство иноками, церковь во имя свт. Николая. Но шелековские жители, опасаясь того, что их земли могут перейти во владение обители, стали недоброжелательно относиться к монашествующим, и преп. Антоний удалился на р. Сию в 1520 г. Построенная им церковь была перенесена на то место, где впоследствии стояли приходские храмы, а на ее месте построили часовню. Церковь сгорела в середине XVIII в. Вместо сгоревшей, по благословению Преосвященного Димитрия Новгородского от 12.2.1754, построена и освящена новая церковь. Она сгорела во время грозы в 1792 г. В том же году началось строительство новой церкви. Престолы: главный – в честь Сретения Господня, придельный – во имя свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=37345

Свято-Никольский храм (Кунгур) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский (Иоанно-Предтеченский) храм — храм Пермской и Кунгурской епархии Русской православной церкви, находится в Кунгуре в Пермском крае. Является объектом культурного наследия регионального значения. Содержание История [ править править код ] Впервые храм упоминается в XVIII веке, когда в 1773 году на месте кладбищенской часовни началось строительство новой каменной церкви — были построены холодный храм в честь Иоанна Предтечи, освящённый 29 мая (9 июня) 1787 года и тёплый придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 2 (13) декабря 1792 года. Построенная церковь была небольшой — 9,5 сажени длины и 3,5 сажени ширины, причём большая часть площади была занята холодным храмом. Колокольня была маленькой и невысокой. Храм был также довольно беден и не располагал приличной утварью. Новый храм приписали к Благовещенскому собору, и поэтому богослужения в нём вплоть до 1835 года проводились соборным причтом. Здесь также вели богослужения священники из других храмов Кунгура. Поскольку в силу тесноты храма для молящихся места не хватало, в 1867 года предполагалось начать перестройку храма с устройством двух приделов, но из-за бедности церкви и немногочисленности прихода было решено церковь отдать Кунгурскому женскому монастырю, а приход приписать к Тихвинской церкви. Из-за этого перестройка храма была приостановлена. Впрочем, в 1872 года приход Предтеченской церкви был всё же оставлен. В 1873 года Пермское строительное отделение разработало проект по перестройке храма. Согласно плану главный Предтеченский придел храма должен был стать тёплым, соединённым аркой с Никольским приделом, кроме того, предполагалось построить ещё один придел с южной стороны, также соединённый аркой с главным приделом. Средства и материалы на эти работы в основном предоставил известный кунгурский меценат Алексей Семёнович Губкин. Работы начались в том же 1873 г. под руководством архитектора Н. А. Вознесенского: вначале на главном храме установили 4 новые главы, в 1874 г. построили новый Никольский придел, в 1876 г. снесли старую низкую колокольню и начали возводить высокую новую, к 1878 г. завершили внутреннюю перестройку Предтеченского храма. 5 (17) ноября 1878 г. Никольский придел и весь храм были освящены.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

«Два племени» князя Вяземского 09.09.2014 06:11:49 Протоиерей Александр Шабанов Ирландский вкус морской, солёной  пены, Подмешанный к деяньям старины… Неизв. автор, X в.   Кельтский дух во многих отношениях сходен со славянским. Дж. Джойс   Призванный в IX веке княжить на Русь загадочный Рюрик мог быть скандинавом, в том смысле, что под низким северным небом, на своём драккаре, холодными водами Балтики ходил от Рюгена и Готланда к Ладожскому озеру, и в истории России появился как, в сущности, странник, «призванный новгородцами», чью легендарную родословную несложно досочинить или приукрасить. Ничто не указывает на его ирландское происхождение, но ничто его и не опровергает бесповоротно. В 800-м году викинги разорили остров-монастырь Айону, в 835-м был разгромлен Линдисфарн. Кровь потомков кельтских королей Дал Риаты после жестоких набегов, основания Дублина, захватов пленных, насильственных браков – вливалась в артерии северных конунгов. На кладбище Айоны, кроме 48 шотландских королей, нашли себе упокоение 4 ирландских и 8 норвежских правителей. Так что Рюрик – скандинав, с большой долей допущения. Князь Пётр Андреевич Вяземский (17921878) считал себя рюриковичем в 25-м колене и на протяжении своей долгой творческой жизни неоднократно вспоминал об этом, никогда, впрочем, не упуская возможности признаться и в своих ирландских корнях, и в своих кельтских симпатиях. По отцу князь был потомком Рюрика, по матери – ирландцем, что в сумме даёт совершенно северо-западного человека, ощущавшего своё славянство, свою русскость в разные годы по-разному, но всегда отчётливо и памятно свидетельствуя об этом в стихах, статьях и письмах. Самое откровенное поэтическое признание Петра Андреевича обнаруживается в стихотворении 1869 года «Введенские горы». Там, в Москве, на этих горах, на единоверческом кладбище была похоронена его мать, княгиня Евгения Ивановна (Дженни Кин О " Рейли); её могилу навещал Вяземский, в последние годы лишь изредка оказываясь в столице; о ней вспоминает он и после тяжёлых приступов болезни в Висбадене:

http://radonezh.ru/analytics/dva-plemeni...

Ирландский вкус морской, солёной пены, Подмешанный к деяньям старины… Неизв. автор, X в. Кельтский дух во многих отношениях сходен со славянским. Дж. Джойс Князь Пётр Андреевич Вяземский Призванный в IX веке княжить на Русь загадочный Рюрик мог быть скандинавом, в том смысле, что под низким северным небом, на своём драккаре, холодными водами Балтики ходил от Рюгена и Готланда к Ладожскому озеру, и в истории России появился как, в сущности, странник, «призванный новгородцами», чью легендарную родословную несложно досочинить или приукрасить. Ничто не указывает на его ирландское происхождение, но ничто его и не опровергает бесповоротно. В 800-м году викинги разорили остров-монастырь Айону, в 835-м был разгромлен Линдисфарн. Кровь потомков кельтских королей Дал Риаты после жестоких набегов, основания Дублина, захватов пленных, насильственных браков – вливалась в артерии северных конунгов. На кладбище Айоны, кроме 48 шотландских королей, нашли себе упокоение 4 ирландских и 8 норвежских правителей. Так что Рюрик – скандинав, с большой долей допущения. Князь Пётр Андреевич Вяземский (17921878) считал себя рюриковичем в 25-м колене и на протяжении своей долгой творческой жизни неоднократно вспоминал об этом, никогда, впрочем, не упуская возможности признаться и в своих ирландских корнях, и в своих кельтских симпатиях. По отцу князь был потомком Рюрика, по матери – ирландцем, что в сумме даёт совершенно северо-западного человека, ощущавшего своё славянство, свою русскость в разные годы по-разному, но всегда отчётливо и памятно свидетельствуя об этом в стихах, статьях и письмах. Самое откровенное поэтическое признание Петра Андреевича обнаруживается в стихотворении 1869 года «Введенские горы». Там, в Москве, на этих горах, на единоверческом кладбище была похоронена его мать, княгиня Евгения Ивановна (Дженни Кин О " Рейли); её могилу навещал Вяземский, в последние годы лишь изредка оказываясь в столице; о ней вспоминает он и после тяжёлых приступов болезни в Висбадене: Мне не чужда Зелёная Эрина

http://pravoslavie.ru/73483.html

Храм Симеона Столпника за Яузой (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преподобного Симеона Столпника за Яузой — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Среди святынь - чтимая икона прп.Симеона Столпника, XIX век, с частицей от столпа, на котором подвизался святой. Содержание История [ править править код ] Храм Преподобного Симеона Столпника расположен на Николоямской улице д. 10. Эта улица являлась частью древней дороги на Владимир (Солянка-Яузская улица-Шоссе Энтузиастов). Своё название улица получила по расположенной на ней Никольской церкви в Рогожской Ямской слободе. 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. Деревянная церковь Симеона Столпника была построена в 1600 году, вероятно, в ознаменование его венчания на царство. Симеоновский храм, 1882 год В 1657 году Симеоновская церковь уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку. Согласно храмовым записям Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А. И. Маленькова по проекту И. М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского . В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Симеона_С...

Верхняя Шарденьга. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шарденгская Георгиевская церковь. Современное местоположение: с. Верхняя Шарденьга, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Шарденгская Георгиевская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь построена вместо ветхой деревянной в 1817 г., верхняя церковь - в 1847 г., колокольня - в 1878 г. Престолы в честь: вмч. Георгия Победоносца - главный, Архангела Михаила (тёплый), Благовещения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм во имя Архистратига Михаила освящён 3 ноября 1874 г. Местоположение: на 1755 год - Шарденская волость, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - погост Шарденский-Георгиевский, в 1-м стане Устюжского уезда, при рч. Большой Шарденьге. В 1788 г. в приходе числилось 662 человека, в 1868 г. - 1707. Приходское попечительство открыто 1 января 1871 г., председателем был избран церковный староста крестьянин Алексей Калининский. Кирпичная двухэтажная церковь в одной связи с массивной трёхярусной колокольней, завершённой высоким шпилем. Построена в 1817 г., верхний храм завершён в 1847 г., колокольня - 1878 г. Была интересна сочетанием традиционной для Устюга композиции - двусветный четверик, завершённый малым восьмериком, трапезной связанный с колокольней, с декором в духе классицизма. К настоящему времени сохранился лишь фрагмент одной из стен нижнего яруса колокольни. Клировая ведомость Шарденгской Георгиевской церкви за 1851 год 1. Показанная Георгиевская церковь начала строиться вместо ветхой деревянной сгоревшей, по благословению Преосвященного Арсения Епископа Вологодского и Устюгского и грамоте данной июля в 24-й день 1792 года. Теплая церковь, нижний этаж достроена в 1817 году. Холодная церковь, верхний этаж достроена в 1848 году тщанием прихожан и церковным иждивением. Когда же сия церковь восприяла свое первоначальное существование в приходе, при церкви никаких документов нет.

http://sobory.ru/article/?object=10492

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010