Житие святого Сергия Радонежского. Краткое историческое описание Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1790 г. Записки о путешествии в Киев, 1804// Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. – М., 1856, приложение. Путевые заметки о путешествии в Ростов, Ярославль, Кострому, Владимир, 1792// Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. – М., 1856, приложение. Краткая Российская церковная история: в 2 ч. – М., 1805. Записки о своей жизни митрополита Платона (с 1808 до 1812 года ведены наместником лавры архимандритом Самуилом Запольским-Платоновым). Ответы на 16 вопросов Вольтера. Проповеди (в количестве 500). Переводы: 31 письмо святого Григория Богослова (из Тацита). С греческого: Три слова Иоанна Златоуста : Слово святого Иоанна Дамаскина на Успение Божией Матери; Три слова святого Григория Богослова . Литература: Дмитриев Д. С. Платон, митрополит Московский и его обитель. – М., 1898. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Беляев А. А. Хозяйственная деятельность митрополита Платона. – М., 1899. Четыркин Ф. В. Платон, митрополит Московский. – 2-е изд. – СПб., 1899. А. Б-в, Жизнь Платона, митрополита Московского. – М., 1891. Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. – 4-е изд. – М., 1891. Снегирев И. М. Подробности жизни митрополита Платона. – Троице-Сергиева лавра, 1900. Надеждин А. Московский митрополит Платон Левшин как проповедник. – Казань, 1883. Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика их нравственного облика). – Сергиев Посад, 1913. Виноградов В. П. Наследие митрополита Платона в истории Московской духовной академии. Речь в собрании Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения 22 октября 1914 г. – Сергиев Посад, 1914. Новаковский В. И. Платон, митрополит Московский. – 3-е изд. – СПб., 1883. Смирнов С. К., протоиерей. Автобиография Платона, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: икона Тихвинской Божией Матери, писанная в 1758 году, и Евангелие печати 1651 года. При Николаевской церкви имеется кладбищенская церковь , внутри ограды, построенная в 1855 году усердием помещика, тайного советника Петра Кирилловича Меркулова; зданием каменная. Престол в церкви один – в честь Св. Великомученицы Варвары. Всеми богослужебными принадлежностями церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1780 (кроме 1790 и 1798 г.г.) года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Земли при церкви: усадебной одна десятина 750 квадр. саж., пахотной 82 десятины 1,140 квадр. саж., сенокосной 4 десятины 150 квадр. саж. и в пустоши «Починки» 6 десятин 85 квадр. саж. План и межевая книга на земли имеются и хранятся в ризнице. Причта при церкви назначено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 77 руб. 60 коп., от сбора хлебом 50 руб., за требоисправления 450 руб., а всего в год до 600 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: сельцо Талицы и деревни: Яковлевская, Новая, Беляницы, Балино, Булатово, Михалево, Посошково, Марьицыно, Мильцево, Кадниково, Госпапово, Анкудиново и Захарово. Деревни от церкви находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 291, душ мужеского пола 777 и женского пола 852 души. В погосте существуют народные школы: земская мужская – с 1868 года и церковно-приходская женская – с 1895 года. Тейково Село Тейково расположено по берегам небольшой речки Вязьмы и находится от уездного города в 50 верстах, а от губернского города в 85 верстах. Из писцовых книг «Суждальского письма и меры Михаила Трусова и дьячка Федора Витовтова 186, 137 и 138 (1628, 1629 и 1630) годов» видно, что в то время Тейково было уже селом, числилось в Суздальском уезде и состояло за двумя помещиками: «за вдовою за княжною Авдотьею княжь Григорьевою, женою Тюфакина» и «за стряпчим хлебенного дворца за Федором Ивановым Босовым, по государевой жалованной грамоте 127 (1619) года». В селе была « церковь Живоначальные Троицы, деревянна в верх, да два придела: Николая Чудотворца и Илии пророка»; домов в селе было, только 38, – а именно: 5 священно-церковно-служительских, 2 помещичьих, 5 людских, 8 крестьянских, 16 бобыльских, мельников и 1 пустой.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Имп. Иосиф II , сын Марии Терезии (с 1765 соправитель; в 1780-1790 правил единовластно), приступил к проведению церковной реформы, провозгласив веротерпимость в наследственных владениях (1781), что серьезно осложнило отношения с Римом. Запрещались преследования на религ. почве, отменялись религ. ограничения при приеме на гос. службу, в т. ч. на преподавательские должности в ун-тах и др. В 1782 г. для решения этих вопросов папа Пий VI совершил поездку в Вену, однако изменить церковную политику императора ему не удалось. В 1782 г. Иосиф II распустил монашеские ордены, к-рые не занимались преподавательской деятельностью и уходом за больными. Имущество орденов было направлено на просветительские и образовательные цели, на поддержку приходских пресвитеров в новых приходах. В 1784 г. епископские семинарии были заменены гос. Ун-ты и лицеи получили исключительное право преподавать богословие. Были санкционированы изменения в католич. богослужении с целью упрощения и удешевления обрядов. Церковь была окончательно подчинена гос-ву, а духовенство приравнено к гос. служащим. Нек-рые мероприятия Иосифа II в сфере церковного переустройства встретили жестокое сопротивление со стороны католич. духовенства и части дворянства. В годы правления австр. имп. Франца I (1804-1835) начался период религ. обновления Австрии. После визита императора к папе Пию VII (1819) было принято решение о пересмотре церковного законодательства Иосифа II. При австр. имп. Фердинанде I в связи с дарованием в 1847 г. австр. подданства основателю старообрядческой белокриницкой иерархии митр. Амвросию (Паппа-Георгополи) возник конфликт с Россией вплоть до угроз разрыва дипломатических отношений. Австр. имп. Франц Иосиф I в 1855 г. заключил с Папским престолом конкордат, к-рый усиливал позиции католич. Церкви в стране. Реформы 70-90-х гг. XIX в. окончательно признали свободу веры и совести для любой конфессии, а также для атеистов, однако католич. Церковь продолжала занимать господствующее положение во владениях австр. Г. В 1903 г. австр. императоры утратили право вето при избрании Римских пап, к-рым ранее неоднократно пользовались.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Кирилл, митрополит Адрианопольский, занимал Адрианопольскую кафедру с 1853 по 1872 г.–89. Кирилл (Наумов) (25.12.1823 – 10.02.1866), епископ. 01.09.1857 назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 13.10.1857 хиротонисан во епископа Мелитопольского. 22.06.1863 уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. – 50, 109, ПО, 111, 113,129, 141, 187, 189. Кирилл 7 (1775–1872), патриарх Константинопольский. С 21.09.1855 по 01.06.1860 архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В годы его патриаршества было хиротонисано несколько епископов болгарского происхождения. – 88, 89,100, 200. Климент, священник, предполагаемый начальник миссионерской академии. – 158. Ковалевский, врач. – 166. Ковалевский Евграф Петрович (10.12.1790 – 18.03.1867), русский государственный деятель. С 26.05.1856 по 1858 председатель Московского цензурного комитета. В 1857 – 1858 вице-председатель Общества истории и древностей российских. С 1858 по 1861 министр народного просвещения. С 1859 действительный тайный советник. – 96, 118, 139,148. Константиновский Матвей Александрович (06.11.1791 – 14.04.1857), протоиерей, с 01.05.1849 протоиерей ржевского Успенского собора. Активный борец с старообрядческим расколом. При нем была закрыта последняя старообрядческая молельня в Ржеве. Духовник гр. А. П. Толстого, Т. И. Филиппова, Н. В. Гоголя. – 108. Кораблев Николай Петрович (1814 – 1877), в переписке упоминается как Кораблевский; совладелец совместно с М. Н. Сиряковым книгоиздательства и книжного магазина на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. – 190. Ласкарис Александр, греческий архидьякон, слушатель Петербургской духовной академии. – 100, 104, 107, 111, 114, 143, 188, 201. Девисон Василий Андреевич (1807–1869), гебраист, участник перевода Библии на русский язык. С 1857 по 1863 состоял членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. – 106, 113. Леонид (Кавелин) (20.02.1822 – 22.10.1891), архимандрит, историк Церкви, духовный писатель. С 1852 по 1857 насельник Иоанно-Предтеченского скита. 14.09.1857 пострижен в монашество с наречением имени Леонид. 20.10.1857 – рукоположен в иеродиакона, 29.10.1857 – в иеромонаха. В 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1859 по состоянию здоровья уволен из миссии в Оптинский монастырь. Впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры. Автор книг «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария», «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» и ряда других. – 50, 64, 95, 178, 187, 189, 191, 197, 199, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Княжна Мария Александровна, рождение 28 ноября 1749 † 29 января 1804; схоронена в Даниловском монастыре, замужем за действительным тайным советником князем Иваном Петровичем Тюфякиным Княжна Евдокия Александровна, за каммергером Александром Николаевичем Зиновьевым Князь Михайло Васильевич, сенатор † 20 августа 1790; схоронен в Александро-Невской Лавре Князь Василий Васильевич генерал-поручик, потом действительный тайный советник; Святого Александра Невского и Святого Георгия 2 степени кавалер; рождение 1752 † 1842; женат на княжне Екатерине Фёдоровне Барятин¬ской, рождение 29 октября 1769 † 30 октября 1849, оба схоронены в селе Полуехтове, в Рузском уезде, в 90 верстах от Москвы Княжна Евдокия Васильевна, рождение 29 февраля 1744 † 10 февраля 1844, за действительным тайным советником Васильем Владимировичем Грушецким (оба схоронены в Донском монастыре) Княжна Федосья Васильевна, рождение 19 апреля 1747 † 17 июля 1825; схоронена в Донском монастыре Княжна Прасковья Васильевна, рождение 6 апреля 1754 † 26 июня 1826, за генерал-фельдмаршалом графом Валентином Платоновичем Мусиным-Пушкиным (оба схоронены в Симонове монастыре) Князь Иван Николаевич бригадир, рождение 1755 † 1790 Князь Николай Николаевич Князь Илья Николаевич Князь Андрей Николаевич, статский советник, рождение 1772 † 31 марта 1843; женат на Елисавете Николаевне Долгоруковой, рождённой Салтыковой † 1855 КОЛЕНО XXVIII: Князь Иван Михайлович, тайный советник, рождение 7 апреля 1764 † 4 декабря 1823; женат 1. на Евгение Сергеевне Смирновой, рождение 24 декабря 1770 † 12 мая 1804, (оба схоронены в Донском монастыре); 2. на Аграфене Александровне Пожарской, рождённой Безобразовой, рождение 1766 † 16 августа 1848 (2-ой брак бесплоден) Княжна Прасковья Михайловна, рождение 1758 † в декабре 1844; схоронена в Донском монастыре Княжна Анна Михайловна, рождение 23 ноября 1765 † 1798; за графом Петром Андреевичем Ефимовским Княжна Елисавета Михайловна, за Васильем Лаврентиевичем Селецким Князь Алексей Иванович, каммергер † 5 августа 1840; женат на Дарье Александровне де-Лицыной, рождение 2 июня 1786 † 23 октября 1840; оба схоронены в Донском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Конгрегация была упразднена в 1790 г. Обширная коллекция, собранная во время восточных экспедиций, предпринятых по поручению папы Климента XI в 1715–1717 гг., побудила Иосифа Симеона Ассемани (1686–1768) составить единый каталог сирийских, арабских, персидских, турецких, еврейских, самарянских, армянских, эфиопских, греческих, коптских, грузинских и малабарских рукописей – «Климентову Ватиканскую восточную библиотеку» (Biblioteca Orientalis Clementino–Vaticana), из 12 томов которой были напечатаны 1–й (De scriptoribus Syris orthodoxis), 2–й (De scriptoribus Syris monophysitis) и две части 3–го (De scriptoribus Syris nestorianis: Catalogus Ebedjesus Sobensis; De Syris nestorianis). Материалы для других томов остались в рукописи и большей частью погибли при пожаре в 1768 г. Ораторианец Андреа Галланди (1709–1779/80) 823 опубликовал в 14–ти томах Bibliotheca graeco–latina veterum Patrum, содержащую труды латинских и греческих авторов, причем последних – по–гречески (380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). Это издание дополнил префект Ватиканской библиотеки А. Маи: он издал Scriptorum veterum nova collectio в 10–ти томах (1825–1838), затем компендиум Classici auctores в 10–ти томах (1828–1838), затем Spicilegium Romanum («Сборник колосьев») в 10–ти томах (1839–1844), после чего занялся исключительно изданием свв. отцов и подготовил 7 томов Nova patrum bibliotheca (1852–1854; после его смерти трудами И. Коцца–Луци увидели свет тома 8–10 в 1871–1905 гг.). Издания многих памятников можно обнаружить только у Маи. Одно из самых исчерпывающих изданий свв. отцов – Patrologiae cursus completus seu Bibliotheca universalis omnium SS. Patrum, Doctorum Scriptorumque ecclesiasticorum – предпринял французский аббат Ж.–П. Минь (1800–1875). Он начал с Иоанна Златоуста и Августина, а затем пришел к мысли об издании полного корпуса святых отцов, в результате чего в течение немногим более 20 лет был опубликован огромный компедиум, известный как «Патрология» Миня. В 1844–1855 гг. Минь издал 221 том латинских авторов (series latina) до Иннокентия III (1216 г.; издание известно как Patrologia Latina, сокращенно PL) 824 , а затем, в 1857–1866 гг., греческих отцов (series graeca) в 161 томе (до взятия Константинополя турками; Patrologia graeca, PG) 825 . В обоих изданиях авторы, как правило, расположены в хронологическом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На состоявшихся торгах малярную работу взяли московский купец Мальков и цеховой Петров за 1149 р., столярные – купец Степанов и московский мещанин Доримедонтов за 2500 р. Живописная работа сперва была отдана художнику Малахову, а, за его смертью , последовавшею в октябре 1853 г., была предоставлена за 1790 р. Подключникову как зарекомендовавшему себя с хорошей стороны реставрацией икон в Успенском соборе. 62 При осмотре работ, производившихся в Рождественской церкви, Подключников счел нужным сделать изменения в проекте архитектора Чичегова, касавшиеся живописи. Это изменение объяснялось тем, что, по очистке для испытания трех икон из разных ярусов иконостаса, оказалось поврежденным первоначальное письмо и по нем было вновь написано несколько лет тому назад, и потому потребовалась очистка масляного лака с икон четырех ярусов. Оказалось также нужным поновить лица, платья и фоны в греческом иконном стиле с пробелом золотом по платью для того, чтобы было согласно письму старых икон иконостаса, которые сохранились в нижнем ярусе и которые надлежало только очистить от прежних поправок и, где оказались повреждения, поправить. В том же ярусе, где помещались иконы праздников, оказалось необходимым исправить все оные и переписать греческим стилем на прежних досках, так как изображения не соответствовали иконному письму стиля иконостаса. В том же стиле надлежало написать северную и южную дверь и вновь написать на выданных от дворцовой конторы досках образ св. царицы Александры и святителя Николая, а стены, и купол церкви вычистить и, если окажутся пятна, заделать колером под тон их и согласно их сюжетам. Все эти работы Подключников согласился произвести и окончить к августу месяцу 1855 г. Архитектор же Чичегов, в виду предполагаемого богатства иконостаса, нашел необходимым для общей связи его с украшениями стен сделать на последних лепные украшения и карнизы, а фоны стен и сводов перекрасить вновь колерами и по своду написать золотые звезды, а затем по сводам же церкви совершенно возобновить живопись, – в трапезе же, где на своде вовсе не имелось живописи, написать вновь с помещением в приточных местах серафимов и украшений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Особенной чертой старчества было свободное и всестороннее общение между старцем и приходящими к нему верующими, которые открывали перед ним всю свою душу и просили его советов и указаний по поводу, как своей духовной, так и повседневной жизни. Старцы являлись духовными врачевателями и мудрыми советниками, как мужчин, так и женщин всех классов и сословий. Эта необычайная сторона их деятельности возбуждала нередко подозрения со стороны тех, кто считал, что монах должен отрезать себя совершенно от мира и не иметь общения с остальными членами Церкви. Поэтому Оптинские старцы подвергались нареканиям, которые не раз переходили в попытки гонений, но святость их жизни и явная благодатность их дарований обезоруживала их врагов, которые принуждены были отказаться от своих обвинений. Кроме Оптиной Пустыни, дар старчества был присущ и другим выдающимся инокам Русской Церкви. Следует особенно упомянуть имена схимника Парфения, Киево-Печерского монастыря (1790–1855), иеросхимника Антония, духовника Киевской Лавры и епископа Феофана (Говорова) «Затворника» (1815–1894). Епископ Феофан прожил безвыходно 28 лет в своей келье, окруженный книгами, отдавая свое время молитве, научной работе 50 и переписке с повсюду рассеянными учениками. Его письма, изданные отдельными книгами (Письма к разным лицам, Москва, 1892. Письма о христианской жизни, М. 1904), заключают в себе советы о духовной жизни большой мудрости и исключительного понимания человеческой природы. Еще более прославился своими духовными дарами протоиерей Иоанн Сергиев, настоятель собора в Кронштадте (1829–1908). По его молитвам происходили многочисленные исцеления. Толпы народа, приходившие на его богослужения, призывались им к покаянию и частому приобщению Св. Таинств. Среди других выдающихся духовных писателей и проповедников XIX века, выделяется Епископ Игнатий Брянчанинов (1807–1867), ушедший в монашество из военной среды, вопреки воле самого Императора Николая I. Он был талантливый писатель. Его книга «Аскетические опыты» написана с большим вдохновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

отцев, каковы: о почитании Пресв. Богородицы в св. иконах (1848 г.); изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года (1855 г.): о догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов священного Писания (1858 г.) и другие. Амвросий (Алексей) Протасов, московской церкви Николы в Голутвине дьячков сын. Поступил в Троицкую семинарию из перервинской в сентябре 1787 года. По окончании курса, в октябре 1790 года определен учителем поэзии в московскую академию, где после был префектом, потом ректором александроневской академии. Скончался в 1831 году в сане архиепископа тверского. Аничков Димитрий Сергиевич, сын лаврского подъячего, состоял в подушном окладе и выключен из оного по ходатайству лавры в 1750 году, когда был учеником граяматического класса в Троицкой семинарии. В 1755 году, когда был учеником риторики, отправлен в университет, где скоро заметили его дарования и отличили его от других студентов, неоднократно во время курса награждая его золотыми медалями. Особенные успехи оказал он по философии, которую слушал у Фроманна и по математике у Роста. В 1762 году, с титулом магистра, он поступил на службу в университет в качестве преподавателя геометрии и тригонометрии. В 1765 году начал читать логику и метафизику. В 1777 году произведен был публичным ординарным профессором философии и математики. Скончался в 1788 году, оставив после себя несколько учебников и диссертаций (перечень их в словаре Шевырева). Владыкин Антон Григорьевич, из калмыков, крещен в Астрахани. Поступил учиться в семина- рию в мае 1775 года, имея 14 лет от рождения. В 1780 году в октябре, будучи студентом философии вместе со своим товарищем по классу Иваном Федотовичем Филоновым (из смоленской епархии, села Хотькова священников сын), он отправлен в миссию в Пекин при архимандрите Иоакиме Шишков- ском. Владыкину и Филонову назначено заняться изучением китайского и манджурского языков. Около 14-ти лет Владыкин жил в Пекине и по возвращению в Россию, в 1794 году определен переводчиком китайского и манджурского языков в Москве при коллегии иностранных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Отчего бы быть у тебя ожесточению? Милость и Истина сретостеся, Правда и Мир облобызастася (Пс. 84. 11) — говорит Писание. Значит: где нет «милости», где «ожесточение», там нет «истины»; где нет «мира», там нет «правды». А состояние души, чуждое Божественных истины и правды, нельзя признать «состоянием от Бога». От такого состояния надо избавить душу свою, а ввести в нее состояние, даруемое Божественною истиной и правдой, состояние мира и милостыни. Успеешь в этом, если скажешь сам себе: «Не без Промысла же Божия случается со мною то, что случается. Буди имя Божие благословенно от ныне и до века». Да не очень заглядывайся на обстоятельства жизни: не стоят они — идут, быстро мчатся, сменяются один другим. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представятся не движущимися, — удобно впадает в уныние. Кто же видит, что все летит и сам он — легко, весело на сердце. Христос с тобою. Молись о мне. Письмо к игуменье к 20–летию ее управления монастырем Христос воскресе! Состояние моего здоровья похоже на Ваше: даже на Святую Пасху не мог выйти в церковь. Надо благодарить Бога за посланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от казней в вечности, составляющих необходимое последствие греховности. Аминь. 20 апреля 1864 г. LLiihckoii Феофан, аатпорник Нмпк–пгкий Аскетические взгляды, которые благодаря деятельности многих старцев в 1–й половине XIX в. стали распространяться в монашестве, проникали и в духовные школы. Под влиянием некоторых епископов студенты зачастую считали монашество выше священства. Очень важными были и отношения, установившиеся между духовной молодежью и некоторыми монастырями, в особенности теми, которые находились ближе к школам и имели старцев и выдающихся монахов. Будущий затворник Вышенский Георгий Говоров (родился в 1815 г.) закончил Киевскую Духовную Академию (1837—1841) и испытал сильное влияние Киево–Печерской лавры с ее пещерами. Они определили его аскетическое становление. В то время там подвизался известный старец Парфений (1790—1855), очень строгий аскет, день и ночь пребывавший в непрерывной молитве. Молодой Говоров часто бывал у него. Старец оказал на него очень сильное влияние, и при окончании Академии Говоров объявил ректору, что хочет стать монахом. После пострига, в котором он получил новое имя — Феофан, старец Парфений сказал ему: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно, умом в сердце Богу, — вот чего добивайтесь». Эти слова запали в душу Феофана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010