Платон Ширинский-Шихматов Ширинский-Шихматов Платон Александрович, князь (1790–1853) – поэт, младший брат Сергея Ширинского-Шихматова. В 1804 году, вслед за тремя старшими братьями, определен в Морской кадетский корпус. В Отечественную войну 1812 года служил на гребном флоте, участвовал в сражениях. В 1824 году, благодаря поддержке адмирала А.С. Шишкова, началась его деятельность в области народного просвещения. С 1833 года – директор департамента; с 1842 – товарищ министра; с 1850 – министр народного просвещения. Его первая и единственная поэтическая книга вышла в 1825 году под характерным названием «Опыты духовных стихотворений». Известная книга Федора Глинки «Опыты священной поэзии» вышла в начале 1826 года, так что Платон Шихматов в своих о п ы т а х даже опередил его. В биографии Шихматова-младшего, вышедшей в 1855 году, отмечалось: «Следуя примеру старшего брата своего князя Сергея Александровича, и подобно ему, он держался мнений и направления А.С. Шишкова, бывшего тогда президентом Академии наук». Это направление Шихматов-старший достаточно ярко выразил в стихотворной драме о Минине и Пожарском, в эпической поэме о Петре Великом. Шихматов-младший предлагал образцы не эпической, а лирической поэзии. Лишь в одном из своих опытов он обращался к традиционному сюжету из Псалтыри, создав свое переложение псалма, пожалуй, самого известного в те времена как по публикации в 1823 году в «Полярной Звезде» «Плача пленных иудеев» Федора Глинки, заканчивавшегося знаменитыми строками: «Рабы, влачащие оковы,//Высоких песней не поют!», так и по переводам «Еврейских песен» Джона Байрона, основанных на этом же 136 псалме. Здесь Платон Шихматов, вне всякого сомнения, вступает в соперничество с Федором Глинкой и Байроном, предложив свой вариант, пожалуй, наиболее близкий к подлиннику. Как известно, А.С. Шишков вместе с архимандритом Фотием выступали против переводов священных текстов. Это был один из самых принципиальных вопросов, в котором эти два «старовера», как их называли современники, оставались столь же непреклонны, как и протопоп Аввакум во времена раскола, отстаивавший неприкосновенность древних списков.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855) Старец Парфений (Краснопевцев) был духовником Киево-Печерской лавры. Познание падшей оскверненной человеческой природы погружало его в великую скорбь, сокрушало до изнеможения. «Бедные, бедные люди, – говорил он, – если б они знали, какие блага они меняют на смрад греховный», и эту склонность ко греху приписывал врагу спасения. В 1838 году, в возрасте сорока восьми лет, он был облечен в схиму самим митрополитом Киевским Филаретом. И с еще большей всепоглощающей силой предался схимник молитве, которая вросла в сердце и действовала даже во сне. Он видел однажды в таком сне свое сердце, объятое пламенем. Его молитвенное правило состояло из чтения утром, в полдень и вечером по одному евангелисту, совершения ежедневно пения всей Псалтири, молитв утренних и вечерних, акафиста Спасителю, Божией Матери, поклонения страстям Христовым и песни «Богородице Дево, радуйся», которую он произносил триста раз. Его усердие к Матери Божией было необыкновенно. Он имел к Пресвятой Владычице умилительную, нежную и детскую любовь и много раз сподоблялся видения Пречистой Девы. Он провел несколько лет в тесной келье, окно которой загородил иконой Пресвятой Богородицы, озаренной лампадой, и говорил: «На что мне свет чувственный: Пречистая – свет очей и души моей». Молясь однажды, чтоб открыла ему Владычица, что есть схимничество, услышал он голос: «Посвятить себя на молитву за весь мир». Отлученный от всего земного, мирское достояние считал он грехом. Вещи, приносимые ему, связывал в узел и выносил на дорогу. Графиня Анна Орлова однажды, преклонив пред ним колени, сказала: «Отец, чем я тебя могу утешить? Не пожалею и миллионы». «Вот нашла, чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз?» Старца Парфения смущало, что он не испытал гонения и что тем путь его скорбей не полон. Но митрополит Киевский Филарет успокоил его: «На что тебе гонение, – ты сам себя гонишь. Кто пожелает жить твоею жизнью?» Величайшею отрадой подвижника было ежедневное совершение литургии в домовой церкви митрополита. Тут во время Херувимской, молясь пред престолом с воздетыми руками, видел он однажды отверстое небо, Христа, сходящего на престол, Бога Отца, благословляющего Его снисхождение, и парящего над Ним Духа Святого. 13 ноября 1843 года видел он святителя Иоанна Златоуста с архистратигом Михаилом, пришедших к нему на помощь. Однажды, долго повторяя молитву: «Иисусе, живи во мне», – услыхал сладкий и тихий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». Накануне нового года, созерцая духовно младенчество Богочеловека, погрузился он в тонкий сон и увидел двух ангелов, летящих от востока с Младенцем на руках, Которого они положили пред старцем. Невыразима была красота Божественного Младенца, и от любви, светившейся в его взоре, сердце старца разгоралось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дятьково. Церковь Спаса Преображения (старая). Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Василия Великого Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1807 и 1855. Год утраты:приблизительно 1929 Адрес: Брянская область, Дятьковский район, Дятьково, ул. Ленина Координаты: 53.596773, 34.338539 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты До 1810 года деревня Дятьково входила в приход села Спасское (Прудки), ныне не существующего. Однако после строительства Дятьковской хрустальной фабрики (1790), положившего начало бурному росту Дятькова, встаёт вопрос о переносе прихода в Дятьково. По просьбе секунд-майора И.А. Мальцова епархиальным начальством было дано разрешение на строительство нового храма взамен прежнего малопоместительного, которое продолжалось с 1807 по 1810 год. В 1810 году приход села Спасское был переведён в Дятьково; сюда же были переданы реликвии, среди которых упоминаются икона двунадесятых праздников с 30 частицами св. мощей и древний серебряный крест со св. мощами. Храм был каменный с колокольнею, выстроен в греческом стиле. После освящения храма деревня Дятьково была переименована в село, а приход села Спасского был упразднен (к середине XIX века исчезло и само селение; ныне на его месте дер. Латышовка). На протяжении XIX века дятьковский храм несколько раз перестраивался и расширялся. В 1838 году по решению Мальцова Ивана Акимовича и сына его, наследника, генерал-майора в отставке и кавалера Мальцова Сергея Ивановича храм был перестроен, по бокам было симметрично пристроена два придела, для вместительности умножившихся жителей-прихожан. В 1845 году храм и колокольня были перестроены в итальянском стиле. В 1848 году было завершено строительство, длившееся около десяти лет, придельного храма во имя святителя Василия Великого. Данный придельный храм был выстроен из чугунных слитков и располагался над фамильным склепом Мальцовых, возле святого алтаря, с восточной стороны, настоящего Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=41503

Котка. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Старейшая из церквей Котки — это православная церковь св. Николая Чудотворца, возведённая 1799–1801 гг. по проекту адмиралтейского архитектора Якоба Перрини для базировавшихся в Роченсалми русских моряков. Возведена она в стиле провинциального классицизма и, кажется, будто перенесена в Финляндию из глубинной России некой загадочной тайной силой. Предание гласит, что в ходе Крымской войны в 1855 г. англичане хотели разрушить церковь. И тогда грудью на их пути встала пожилая женщина, 100-летняя полковница Мария Пурпур. И враг спасовал. Город Котка, насчитывающий 55 тысяч жителей, расположен в устье реки Кюмийоки, связанной с крупными финскими озерами. Только в 1879 он получил городские права. Благодаря удобной и большой гавани Котка в наши дни крупнейший порт Финляндии по экспорту грузов, особенно лесоматериалов. Церковь свт. Николая Чудотворца – самое старое здание в городе. Это – бывшая воинская церковь крепости Роченсальм, предшественницы города. Крепость и военно-морской порт были основаны после заключения в 1743 Абоского мирного договора со Швецией, по условиям которого государственная граница России прошла по реке Кюмень (Кюмийоки). Укрепления на этом месте стали особенно активно возводиться после морских сражений шведского и русского флотов у Роченсальма в 1789 и 1790 гг. Знаменитый А. В. Суворов, руководивший постройкой крепости по поручению Екатерины II, позаботился также о духовных потребностях жителей: он на свой счет приобрел церковные облачения и выписал из Петербурга регента, чтобы обучать солдат клиросному пению. Сведения о первых церквах Роченсальмской крепости очень скудны и несколько противоречивы. Известно, что в начале XIX века в ее окрестностях существовали две деревянные церкви: Божией Матери «Всех скорбящих радости» (1796–1797) – при морском госпитале и Успенская (1805) – при военно-полевом госпитале на Кюмени. В 1792 в самой крепости была построена временная деревянная Никольская церковь, для которой иконостас и убранство, включая три колокола, были взяты из флотской церкви, заготовленной в 1788 для кораблей Средиземноморской эскадры.

http://sobory.ru/article/?object=15926

Шабельковка. Церковь Николая Чудотворца. Николаевский храм Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1788. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Донецкая обл., г. Краматорск, пос. Шабельковка, ул. Полетаева, 2 Изменить описание объекта Фотографий пока нет С 1753-1775 гг. началось заселение земель, расположенных в черте современного Краматорска, так называемых «Торских дач», или «Кромы Торской». Помещики Шабельские, Тарановы и Ивановы, Адамовы и Радовановы переселяли своих крепостных на купленные ими земли, обосновывались и обживались, не забывая о духовных потребностях своих и душ, им принадлежавших. Осознавая свой христианский долг, не видя в том подвига щедрости, помещики отдавали Богу десятину, то есть десятую часть своих доходов жертвовали на строительство и благоустройство храмов. Церковь строилась в каждом селе, ведь православным был каждый его житель. В конце XVIII века в будущем Краматорске было два храма: Николаевский в селе Шабельковка, построенный в 1788 году, и церковь архидиакона Стефана в селе Белянское, построенная в 1790 году. Прочитать дореволюционную историю храма святителя Николая Чудотворца с большей или меньшей достоверностью можно начиная с 1855 года. Именно с этого года для нас открыты его летописи — метрические книги, двадцать два бесценных документа, последний из которых датируется 1915 годом. История храма ведёт отсчёт с 1788 года. Ей предшествует история села, которую мы знаем благодаря Владимиру Коцаренко. Ему первоисточники открыли следующую последовательность событий. Сначала на месте посёлка Шабельковка появилась заимка — хутор с одним двором — казака Торской сотни Евстафия Киянца. Затем его земля досталась зятю Прокофию Шабельскому и, после его смерти, вдове Матрёне Евстафьевне. Та, в свою очередь, отписала земли сыну Ивану Прокопьевичу, в отличие от знаменитого дядюшки Ивана прозванного Иваном-меньшим. Первая дата, которую предлагает нам В. Коцаренко — 1758 год, дата покупки Иваном-меньшим соседнего хутора. Два хутора, а именно, четыре избы, хозяйские постройки, пашни, луга дали начало будущей Шабельковке, заселять которую Ивану Прокопьевичу довелось с 1775 года. Слобода росла, «хозяину душ» надлежало заботиться об их спасении. К исповеди и причастию крестьяне ездили в Тор или, что более вероятно, в Дмитровку. Во второй половине XVIII века всего насчитывалось четыре Дмитровки. Все они располагались вдоль речки Маячки: Дмитровка-Алисовка, Дмитровка-Кантемировка (Александровка), Дмитровка-Индиковка. Та, о которой идёт речь, находилась дальше, в 8 км от Шабельковки. Здесь на средства поручика Иовлева ещё в 1732 году был построен Покровский храм. Туда, видимо, ездил молиться и основатель Шабельковки Иван-меньшой, которому суждено было в истории остаться основателем первого храма в Краматорском округе, храма святителя Николая, епископа Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=31778

А.А. Половцов Пельчинский, Викентий Станиславович Пельчинский , Викентий Станиславович, камергер, писатель. Воспитывался в Виленском университете, в котором окончил курс со званием магистра философии; в 1822 г. он жил в Вильне и в первой половине этого года был избран в члены-корреспонденты С.-Петербургского Вольного Общества любителей российской словесности; 25-го марта 1827 г. П. поступил на службу, в следующем году получил в награду бриллиантовый перстень, а в 1831 г. – звание камергера и орден св. Анны 3-й степени. В 1834 г. П. в чине надворного советника состоял чиновником для особых поручений при Министерстве Финансов (до 1844 г.) и членом Мануфактурного Совета при Департаменте Мануфактур и Внутренней Торговли; последнее звание он сохранил до 1853 г., будучи 16-го июня 1840 г. произведен в статские советники. Выйдя затем в отставку, П. умер в конце 1855 или в самом начале 1856 года. Большую часть своей службы П. провел, исполняя разные поручения русского правительства за границей, где был тайным агентом; особенными дарованиями он не отличался. Пельчинский издал следующие книги: «Мануфактурная Россия, или состояние российских мануфактур в 1827 г.». СПб., 1827 г.; «О действии причин, имевших неблагоприятствующее влияние на общественные выгоды в России», СПб., 1827 г. (из «Северного Архива» – см. ниже); «О состоянии промышленных сил России до 1832 г.», СПб., 1833 г.; «Виды цен хлеба, банков, фондов, отвоза и привоза, дохода и расхода Англии с 1790 по 1841 г., s. a. et l.; на французском языке: «De l " état des forces industrielles en Russie, jusqúà 1832 г.» Par Mr. V. Pelt schinsky, chambellan de S. Maj. etc. St.Pétersb. 1834 г., 104 p. avec 2 tables; «La Russie en 1844. Système de legislation, d " administration et de politique de la Russie en 1844. Par un homme d " état russe». Leipzig et Paris. 1845 г. 8°, 142 p. (два издания); немецкий перевод этого сочинения вышел под заглавием: «Russland im Jahre 1844. Ein Nachtrag zu dem enthülten Russland, bearbeitet von Adolph Heller. Grimma. 1845 г. 8°; «L " Angleterre et la France en 1851» Paris, 1851 г. (помечено 1852 годом), 8°, 47 p. Кроме того, П. помещал свои статьи в «Journal des débats» 1846 и 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Ширинский-Шихматов, Платон Александрович Ширинский-Шихматов , князь Платон Александрович, министр народного просвещения, академик, род. в 1790 г., умер 5 мая 1855 г. Образование получил в Морском кадетском корпусе, откуда был выпущен в 1807 г. мичманом. В 1813 г. в чине лейтенанта участвовал в военных действиях русского флота под Данцигом. В 1816 г. вышел в отставку, а в 1820 г. вновь поступил на службу в Военное министерство, где был назначен на должность начальника отделения Инженерного департамента. Чрез брата своего князя Сергея Александровича (в монашестве иеромонаха Аникиту) познакомился с адмиралом Шишковым, который, будучи в 1824 г. назначен министром народного просвещения, определил Ш. на должности директора канцелярии министра и вместе с тем члена Главного Управления училищ В 1827 г. Ш. совмещал участие в Комитете для устройства и осмотра университетов, училищ и пансионов и для составления инструкции визитаторам. В 1828 г. он был избран в действительные члены Академии Наук. В 1833 г. Ш. назначен директором департамента мин. Нар. Просвещения, а с 1842 г. товарищем министра, с оставлением управляющим департаментом до 1844 г. С 1834 до 1850 г. занимал также должность председателя Археографической Комиссии. 29 января 1850 г. назначен министром Народного Просвещения и эту должность занимал до смерти. Князь Ш., по отзыву Никитенко, «был добр и по природе и по убеждению христианин, справедлив, прост и добродушен». Он был администратор-практик, но не имел достаточно сил, «чтобы смело повернуть против ветра руль своего корабля, со всех сторон обуреваемого грозной борьбой стихий» в то трудное время, когда «под министерство подкапывались со всех сторон, когда оно сделалось какой то сомнительной отраслью управления, а представитель его, министр, скорее ответное лицо пред допросами, чем государственный чиновник». Под влиянием революционного движения в Зап. Европе деятельность м-ва Нар. Просвещения в управление Ш. носила реакционный характер. Под этим влиянием им был предпринят ряд исключительных мероприятий: установление комплекта студентов в университетах; запрещение поездок за границу с ученой целью; распоряжение доставлять в Публичную Библиотеку литографированные лекции за подписями профессоров; прием в университеты лиц исключительно дворянского сословия; прекращение чтения философии светскими профессорами; упразднение и передача преподавания логики и психологии профессорам богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Юферов, Семен Андреевич Юферов , Семен Андреевич капитан–лейтенант флота, д. с. с., переводчик с английского языка; родился в 1772 г. Образование получил в С.–Петербургском водоходном училище, куда поступил 15 ноября 1786 г. В 1788 г. Ю. окончил курс училища, после чего произведен был в гардемарины и поступил на службу в Балтийский гребной флот. В 1790 г. он участвовал волонтером в Выборгском сражении, за что 9 августа того же года произведен был в подпоручики. 9 июля 1791 г. Ю. переведен был в Черноморский флот, с назначением при этом на должность мичмана на корабль «Св. Троица». 1 мая 1794 г. он утвержден был в чине мичмана Черноморского флота. В течение 1795–1804 годов Ю. крейсировал на разных судах в Черном море. Кроме того, он некоторое время (1801 г.) состоял преподавателем английского языка мореходного училища в Николаеве. 14 марта 1801 г. Ю. был произведен в лейтенанты, а 23 марта 1805 г. уволен со службы во флоте с чином капитан–лейтенанта. Оставив морскую службу, Ю. 6 марта 1806 г. поступил членом в Одесскую учетную банковую контору, причем переименован был в коллежские асессоры. Получив в 1811 г. чин надворного советника, он в следующем году был уволен со службы в учетной банковой конторе и не занимал никакой должности до 17 января 1829 г., когда был назначен начальником экипажного отдела черноморской экспедиции, с переименованием в чин 7–го класса. Когда было образовано черноморское управление, Ю. 1 сентября 1832 г. был назначен начальником второго отделения корабельностроительной экспедиции. 28 мая 1836 г. он был определен управляющим временной экспедицией для разрешения дел бывшего черноморского департамента. За отличие по службе Ю. был произведен 23 сентября 1837 г. в чин 6–го класса, а 3 ноября 1839 г. в чин 5–го класса. В 1844 г. он был награжден орденом св. Станислава 2–й степени, а за 35–летнюю службу в офицерских чинах – орденом св. Владимира 4–й степени. В следующем году он получил орден св. Анны 2–й степени. 6 апреля 1855 г., вследствие упразднения временной экспедиции, начальником которой он состоял, Ю. был назначен членом общего присутствия черноморского интендантства. В течение 1853–56 годов Ю. жил в Николаеве. 11 ноября 1857 г. он был назначен состоять по морскому министерству, а в 1859 г. уволен со службы с производством в действительные статские советники. Время смерти Ю. неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Нижний Чир. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:не ранее 1783. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Суровиковский район, ст. Нижний Чир Координаты: 48.360566, 43.086336 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о существовании деревянной Троицкой церкви в станице относится к 1709 году. В 1783 году была заложена каменная церковь в честь Святой Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая Мирликийского, вместо старой деревянной, в честь Святой Троицы, с приделом святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В станице к середине XIX века было уже три церкви, из которых две были бесприходские, это: Крестовоздвиженская каменная церковь, построенная в 1864 году, и Дмитриевская кладбищенская, деревянная, устроенная в 1855 году. Обе церкви были приписаны к Троицкой. Сверх того, в станице находилась Петропавловская церковь, построенная в 1874 году. Она была деревянная, обложенная кирпичом, покрыта тесом, колокольная была на столбах, однопрестольная. К этой церкви была приписана Дмитриевская кладбищенская церковь той же станицы. В ограде церкви похоронена вдова священника Зеленская Евдокия Андреевна. Источник: сайт " Духовенство области войска Донского " Нижне-Чирская станица, 2 Донской округ, Нижне-Чирское благочиние. Троицкая церковь, с 1913 г. собор. Первое здание. Деревянный храм, построенный до 1790 г., стоял на базарной площади станицы, невдалеке от каменной церкви. Освящен 24 октября 1790 г. После постройки каменной церкви деревянный храм был перенесен за пределы станицы в Бобровую балку, на его месте был установлен деревянный памятник. В 1855 г. из него была устроена кладбищенская церковь. Двухпрестольный: 1. Св. Троицы. 2. Свт. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=56548

Амвросий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Яковлев-Орлин) Родился около 1752 года в г. Малоярославце в семье духовного сословия. Образование получил в Крутицкой духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. По окончании курса духовной академии был учителем в разных семинариях. В 1781 году принял монашество. В 1785 году определен игуменом в Казанский Кизический монастырь с поручением ему главного надзора над школами для новокрещенных татар. В это же время состоял префектом Казанской духовной академии. В 1790 году возведен в сан архимандрита и назначен в Казанский Спасский собор. В 1791 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. Тогда же был определен ректором Александро-Невской семинарии. В 1792 году по возвращении в Казань назначен ректором местной семинарии. С 1794 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1795 году переведен настоятелем Новоспасского монастыря и 20 июля того же года назначен членом Святейшего Синода. 1 июля 1796 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 29 января 1804 года – епископ Рязанский и Зарайский. 11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа. Скончался 26 января 1809 года. Труды: Слова. – СПб., 1792. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 357. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 174. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 239–240. 392–399, 401–403. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 399. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 174.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010