351. Эйлер Леонард (1707-1783) — швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик и астроном. 352. Бернулли Даниил (1700-1782) — швейцарский физик, механик и математик, иностранный почетный академик Петербургской АН (1730). 353. Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) — российский и украинский мыслитель, признанный в России первым самобытным философом. Педагог, поэт, баснописец. 354. Татищев Василий Никитич (1686-1750) — российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда «История Российская». 355. Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790) — российский историк, публицист. Почётный член Петербургской АН (1776), член Российской академии (1783). 356. Новиков Николай Иванович (1744-1818) — российский мыслитель, просветитель и издатель. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось критике крепостное право и велась пролемика с императрицей Екатериной II. Новиков публиковал собрание документов по русской истории «Древняя Российская вивлиофика» — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. К своим трудам Новиков сумел привлечь выдающихся историков своего времени. 357. respublica doctorum (лат.) — государство ученых. 358. Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) — российский математик, создатель неэвклидовой геометрии, выдающийся деятель на ниве университетского образования и народного просвещения. 359. Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) — российский историк- медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839-1855). Идеолог западничества. 360. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник славянофильства, член- корреспондент Петербургской АН (1856).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

81 Пиццамано, фон, Иосиф (Josef (Giuseppe) von Pizzamano; 1809–1860), граф – австрийский консул в Иерусалиме в 1849–1860 гг. 82 Русский вице-консул в Яффе Н.С. Марабути (см. о нем в документах и примечаниях в т. 1 наст. изд.) выехал с семьей в период Крымской войны в Грецию и жил на острове Сира, в г. Ермополе. 83 Лидерс Александр Николаевич (1790–1874), граф – генерал от инфантерии (1843). Участник Русско-турецкой 1806–1812 и Отечественной 1812 войн, зарубежных походов русской армии 1813–1814, Русско-турецкой войны 1828–1829, польской 1830–1831 и венгерской 1849 кампаний и Крымской войны 1853–1856. С 1837 г. – командир 5-го пехотного корпуса, с 1848 – командующий войскам в Дунайских княжествах, с 1855 – командующий Южной армией, с 1856 – главнокомандующий Крымской армией. 84 Пальмер Вильям (1811–1879) – английский богослов и историк, диакон Англиканской Церкви. Автор работ по археологии Святой Земли и Египта. Возглавлял школу при протестантской (англикано-лютеранской) епископии в Иерусалиме (1847–1853). Близок к представителям «Оксфордского движения», допускавшим соединение англиканства с православием . Дважды приезжал в Россию – с переговорами о переходе в православие без совершения чина отречения от протестантских ересей (чего требовала Русская Церковь ) и тем более без перекрещивания (чего требовала Греческая Церковь ). Не решив проблемы, принял в 1855 г. католичество. В какой мере связаны были искания беспокойного диакона с британской политикой (если не разведкой), – сюжет, требующий дополнительного исследования. Неслучайно в комментируемых конфидансах с Порфирием, накануне отъезда обоих из Иерусалима (май 1854), Пальмер признавал, что его отторжение от православия определялось не догматикой, а политикой («вашей империей», «царской властью»), – притом, что в это же время Крымской войны английский посол на Босфоре пытался «вбрасывать» Вселенскому Патриарху разговоренный диаконом вопрос о различном принятии в Церковь инославных у русских и у греков как повод «к разъединению Греко-Восточной Церкви с Российскою, оказавшеюся будто неверною преданиям православия» (см. ниже в настоящем томе, в приложении, «Записку советника посольства в Афинах В.С. Неклюдова»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

( < < back) < >< back) > Епископ Петр (Екатериновский; †1889) — автор капитального труда «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». Эта книга до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью и сопоставлялась современниками с книгой свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Вторая, наиболее известная работа епископа: «О монашестве» — издана в 1856 г. Кроме этой, из-под его пера вышло еще восемь книг. Владыка принадлежал к так называемому ученому монашеству, состоял членом Московской Синодальной конторы. Сменив несколько кафедр, он пребывал на покое в Оптиной пустыни при старчествовании прп. Амвросия, а за четыре года до кончины был назначен управлять Новоспасским монастырем в Москве. ( < < back) < >< back) > Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович; 1896–1966) — блаженный чудотворец, выдающийся пастырь и аскет, «одно из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья». Потомок свт. Иоанна Тобольского. Причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1994 г. Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. «Паломник», М., 1998. ( < < back) Иеросхимонах Тихон Калягрский (Голенков; 1884–1968) — русский старец на Афоне, уроженец Сибири. С раннего детства имел тягу к иночеству. Монашескую жизнь начал в 24 года на Святой Горе и 60 лет провел в непрестанном подвиге. Пять лет прожив в келье «Белозерка», удалился на Карулю, где 15 лет отшельничал в пещере. После этого подвизался в строгом уединении в пустынной келье на Калягре. ( < < back) < >< back) > Преподобный Парфений Киево-Печерский (Краснопевцев; 1790–1855) — иеросхимонах Киево-Печерской Лавры. Возрастал под руководством архепископа Антония Воронежского (Смирницкого). Строгий нестяжатель. Главным в духовном делании святого была непрестанная Иисусова молитва. В тяжелые моменты жизни о. Парфений сподоблялся явлений святых и Божией Матери. О. Парфений был духовником свт. Филарета (Амфитеатрова) и последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил литургию в его домовой церкви. Он сложил несколько широко известных молитв к Спасителю и Богородице. Особое видение побудило о. Парфения переодически прерывать свое уединение ради приема посетителей. Старец заповедал своим духовным чадам стремиться к достижению непрестанной молитвы и непременно блюсти ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Старец почил (25.03.1855) в день Благовещения, совпавший со Страстной Пятницей. Широкое народное почитание о. Парфения началось сразу после кончины. Причислен к лику святых Украинской Православной Церковью в 1993 г. Прп. старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. «Pycckiй Хронографъ», М., 1993.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

—  Брянский, Яков Григорьевич (1790–1853) — знаменитый петербургский актер, выступавший в комедиях, драмах и трагедиях. — … Драгун — Василий Яковлевич Прокопович. —  Великий князь — Михаил Павлович (1798–1849), главный начальник Пажеского корпуса, и всех сухопутных кадетских корпусов. 159. В. И. ГРИГОРОВИЧУ. Впервые напечатано Н. О. Лернером в „Русской Старине“ 1916, стр. 392–393. —  Григорович, Василий Иванович (1786–1865) — историк и критик искусства. С 1829 г. — конференц-секретарь Академии художеств. С 1823 по 1825 г. издавал „Журнал изящных искусств“. 160. М. П. ПОГОДИНУ. Впервые напечатано в „Москвитянине“ 1855, (октябрь), стр. 6. Беспокойство Гоголя объясняется тем, что он еще не получил ответа на свое письмо к М. П. Погодину от 25 ноября 1832 г.; „другое“ письмо, на которое ссылается Гоголь и на которое Погодин также еще не ответил, — вероятно, было написано около 12 декабря 1832 г.; до нас оно не дошло. О задуманном Гоголем историческом труде, на что он намекает, отмечая „однородность“ своих занятий с занятиями Погодина, — см. более подробно в письме . Упоминаемое письмо Гоголя к М. А. Максимовичу — 161. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 167. —  Три письма Гоголя к матери, на которые он не получил ответа, — это письма от 22 ноября и 3 декабря 1832 г. (при последнем письме шла в Васильевку и „посылка“ — от имени сестер Гоголя); третье письмо нам неизвестно. 162. М. П. ПОГОДИНУ. Впервые напечатано в „Москвитянине“ 1855, (октябрь), стр. 6–8. — … уже готова драма…— имеется в виду драма Погодина „История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове“ (ср. упоминание в письме Погодина к Пушкину от 29 марта 1833 г. о том, что он „Бориса окончил давно“ — „Переписка Пушкина“, III, стр. 18). Отрывок из этой драмы Погодина появился в печати в „Современнике“ только в 1837 г. (т. V, стр. 247–278), под заглавием „Смерть царя Бориса Федоровича Годунова“ — исторические сцены 1605 г. Апреля 13“. Драма вышла отдельным изданием в 1835 г., 2 издание — 1868 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из внешних признаков, указывающих на древнейшее построение нижней церкви, кроме вросшего до половины в землю цоколя, можно указать на входные южные двери, украшение которых состоит из тройных наличников и архивольтов, как во многих наших церквах, построенных до XIII века. Ко внутренним признакам древней постройки принадлежат низкие своды и окна с широкими внутрь отливами. Впрочем окна, как видно по монастырским бумагам, не сохранились в прежнем виде, некоторые пробиты были вновь, а прежние разделаны. История нижней церкви заключается в следующей надписи на хартии, наклеенной на полотне, лежавшем под срачицею на престоле. «Освятися алтарь сей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви мученика и Архидиакона Лаврентия, лета ЗРНИ индикта Г. мая в день, на память священномученика Патрикия, при Благоверном Царе Алексии всея Руссии, при Архиепископе Серапионе Суздальском и Тарусском, как выше сего на хартии, в коей святые мощи хранятся, значится». Хартия эта найдена во время обновления престола в 1855 году. Второе освящение последовало, при державе Благочестивой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны и при наследнике Ея Павле Петровиче и супруги Его Марии Федоровны и чадах их князьях и княжнах, благословением Святого Синода члена, Придворного проповедника и их Императорских Высочеств в законе учителя, Высокопреосвященного Платона Митрополита Московского и Калужского и Свято-Троицкой Лавры Священноархимандрита, по сделании нового иконостаса и престола, тщанием сея обители Игумена Феофана и подаянием Калужских жителей, 1790 года ноября 17 дня, на память иже во св. отца нашего Григория Епископа Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского. А в третий раз она освящена, при обновлении поврежденного от огня престола, в 1855 году при Епископе Григории II, при чем и сама церковь переименована во имя святого праведного Лаврентия. Верхняя двухпрестольная церковь , как выше сказано, построена в первой половине XVIII столетия (в 1759 году), из надписей на водруженных под обеими престолами каменных крестах видно, что освящена (вторично по сделании нового иконостаса) в 1780 году, при Настоятеле Архимандрите Никодиме, по благословению Высокопреосвященного Платона Митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

…«праздники ваши ненавидит душа моя»…— цитата из библии (Книга пророка Исайи, гл. 1, ст. 15). 249 Я служил под Семеном… Вот тот самый Ерофеич, что и теперь еще всё акафисты читает. — Подразумевается граф Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1790–1881) — генерал, участник всех войн России с Наполеоном I, русско-персидской войны 1826–1827, русско-турецкой войны 1828–1829 годов, участник подавления польского (1831) и венгерского (1849) восстаний; в Крымскую войну (с ноября 1854) начальник севастопольского гарнизона, отличавшийся бездарностью и чрезвычайной набожностью, нашедшей сатирическое отражение в солдатских песнях, записанных Л. Н. Толстым. 250 …будто Филарет московский говорил графу Протасову: «Если я умру, то боже вас сохрани, не делайте обер-прокурором Муравьева, а митрополитом московским — киевского ректора (Иннокентия Борисова). — Филарет Дроздов (1783–1867) — см. выше, стр. 577. Николай Александрович Протасов (1799–1855), граф — генерал, член государственного совета, с 1833 по 1855 год — обер-прокурор святейшего синода. Иннокентий Борисов (1800–1857) — богослов, талантливый церковный оратор, собиратель старинных рукописей религиозного содержания, с 1830 года — ректор Киевской духовной академии. Андрей Николаевич Муравьев (см. выше) в течение ряда лет добивался назначения на должность обер-прокурора святейшего синода, а Филарет оказывал ему в этом противодействие (см. очерк Лескова «Синодальные персоны» — «Исторический вестник», 1882, ноябрь). 251 Аудитор — должностное лицо в дореволюционных военных судах, исполнявшее прокурорские обязанности. 252 Сирах велел «пещись об имени своем»…— см. библию, (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. XLI, ст. 15.) 253 «Любяй наказует» — цитата из библии (Книга притчей Соломоновых, гл. III, ст. 12). 254 Комиссариатская комиссия — учреждение, занимавшееся интендантским снабжением армии. 255 Цейхвартер — интендантская должность, нечто вроде каптенармуса (от нем. Zeug — материя, ткань, и Wart — хранитель, страж). 256 Этот образ был со мною во Франции, в Персии и на Дунае…— См. выше, о Д. Е. Остен-Сакене. 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Церковь села Алексеевского ни каких недвижимых имуществ не имеет, но денежных капиталов, образовавшихся от остатков церковного дохода, имеет 1600 руб. в облигациях и билетах Государственного банка. Кладбище находится на южной окраине села на левой стороне Куркульской дороги. Оно ограды не имеет, а только скопано канавой, которая плохо защищает кладбище от входа на оное всякой скотины. Кладбище довольно красиво от множества не дорогих памятников, отгороженных решетками. О причте. Из указа Тихона Митрополита Казанского о постройке в селе Алексеевском нового деревянного храма видно, что для этого села предполагались священники и диакон с причетниками, какие, конечно и были определены тотчас же по постройке храма. Не сказано было, сколько священников должно быть, но можно с достоверностью утверждать, что их было два, так как один диакон полагался только при двух священниках, а при трех полагалось два диакона, да притом и в позднейшее время больше 2-х священников здесь никогда не было. До 1780 г. нет никаких документов церкви, а потому остались неизвестными члены причта, бывшего здесь до этого года. Только с упомянутого 1780 г. сохранились в церкви метрические книги, по которым и можно указать лиц здешнего причта, начиная с 1780 до настоящего 1891 года. Первые священники С 1780 до 1798 г. Иоанн Диомидов. С 1793–1806 г. Иван Николаев Билярский, с 1802 г. был благочинным. С 1806–1814 г. Степан Николаев Чернышев, с 1810 г. благочинный. С 1814–1815 г. Вакансия. С 1815–1819 г. Димитрий Иванов Токарев. С 1819–1822 г. вакансия. С 1822–1853 г. Михаил Степанов Полиновский, – благочинный. С 1853–1855 г. вакансия. С 1855–1870 г. Яков Семенов Воронов, умерший 10 янв. сего года. С 1870–1872 г. Димитрий Алексеевич Чудовский. С 1872–1874 г. Александр Измайлов. С 1875–1885 г. Василий Михайлов Заболоцкий. С 1885–1889 г. благочинный Флегонт Александров Петров, умерший 5 авг. 1889 г. С 21 авг. 1884 г. до сего времени благочинный Василий Иванов Нечаев. Вторые священники С 1780-го до 1790-го г. Симеон Тихонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1260 Автор (Столп... С. 170) хочет показать, что в этом тексте (Рим. 3 : 20), как и в послании Иоанна, понятие закона онтологическое, а не юридическое, как и смысл русского слова закон. 1271 Вл. Соловьев, Оправдание добра. Ч. II, гл. 8, VII//Собр. соч. Т. VII. С. 189. На той же странице Соловьев объясняет: «Зло есть нечто служебное, и отрицать его безусловно значило бы относиться к нему не праведно. И ко злу мы должны относиться по-Божьи, то есть не будучи к нему равнодушными, оставаться однако выше безусловного противоречия с ним и допускать его, – когда оно не от нас происходит, – как орудие совершенствования, поскольку можно извлечь из него большое добро». 1272 Отрадная вина (лат. – Прим. Пер). См.: Н. Koch, Pronoia und Paideusis. Berlin; Leipzig, 1932. S. 112–159; Lasophiologie... P. 22. 1276 О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. Эпиграфом к этой замечательной книге Бердяев выбирает слова Н. В. Гоголя: «Грусть от того, что не видишь добра в добре». Вся этика Бердяева смело раскрывает печальную истину о том, что слишком мало добра в добре и потому ад подстерегает нас со всех сторон. (Ср.: Н. Лосский, История русской философии. С. 307). 1305 С. М. Зарин, Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. II. С.-Петербург, 1907. С. 622. 1313 Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского//Повесть временных лет. Жития. С. 44; Преп. Сергий Радонежский, Житие, составленное Епифанием//Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып. LVIII. 1885. С. 85. 1314 A. Piovano, Santita е monachesimo in Russia. Milano, 1990. P. 27 ff.; см. также: G. P. Fedotov, The Russian Religious Mind. Cambridge, 1946. P. 387. 1315 I. Hausherr, Vocation chrétienne et vocation monastique selon les Pe de Spiritualité orientate/OCA 173. Roma, 1969. P. 475. 1317 Рассказывают, что киевский старец Парфений (Красноревцев) (1790–1855) никогда не испытывал искушений плоти; S. Bolshakoff, I mistici russi. Torino, 1962. P. 114. 1320 P. Leskovec, Basilio Rosanov е la sua concezione religiosa//ОСА 151. Roma, 1958. P. 199; H. Лосский, История русской философии. С. 436.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

175 Paulus «Neues Repertorium» Iena 1790. Hurtable «The sacred record of creatien». Rorison «Replies to Essays and Reweiws» 1881. 183 Точно так же решает этот вопрос и I. Corluy в «Dictionnaire apologetique» Iaugey, art. «Ecriture sainte» 941 p. Deuxieme edition. 184 Ио. Злат. «Беседа на кн. Бытия» II, т. IV, ч. I, стр. 9. СПб. 1898. Гр. Нисский «О шестодневе» ч. I. 5, 7 стр. тв. св. отцов. 37 т. Москва 1861. JuniL Ер. African: Moyses profetico quidem dicit spriritu, sed sprecie narrat historica» – De part. div. legis, lib. I c. III y Galandii, Г. XII. Venetiis 1787. Theodor. «Proem. in Psalmi» Mig. ser. grace. 80. 861 p. Serer Gabal: haec historia Moysis... pes prophemicam vero gratiam Moysis revdatam. Non enim haec Moyses ut historiagraphus dixit, sed ut propheta» Mign. 56. 431. 189 Литература: Св. Иоанн Златоуст «Беседы на кн. Бытия» IV т. 1-я книга полного собрания его творений СПб. 1898. Василий Великий «Беседы на Шестоднев», Твор. I ч. Москва. 1891 г. Бл. Феодорит «Толкование на кн. Бытия» его творений часть I-я. Москва. 1855 г. Бл. Августин «О книге Бытия буквально» часть 7-я его творений, Киев, 1893. Ефрем Сирин «Толков. на кн. Бытия» 8 ч. его творений. Москва. 1853. Гр. Нисский «О Шестодневе» ч. I твор. св. отцов. 37 Москва 1861. Ambrosius «In Hexam.» Migne XIV t. Hieronym «Liber Hebr. Quaestion. in Genesim». M. XXIII. Eustaph. Antioch. «Commen. in Hexamaeron» Mig. ser. graec. XVIII, r. Из других толкований на Шестоднев назовем «Догмат. опыты» Филарета, арх. Черниговского I ч. 1864 г. Макария «Догматич. Богословие». т. II. Сильвестра «Опыт правосл. догм. бог.», т. III, Киев, 1865. Иустина I ч.. а также «Записки на Бытия» митр. Филарета I ч. М. 1867 г. Властова «Священ. Летоп.» I, 1876 и «Толкование на паремии из кн. Бытия» преосвящ. Виссариона I т. СПб, 1894. Их числа иностранных общих комментариев на кн. Бытия особого внимания заслуживают труды Cornely a Lapide «Commentaria in Genesim» Anverpiae 1764 г. Calmet «Commentarius litteralis in s. scripturam». Genesis 1755 г. Rosenmller «Scholia in V. Testamentum» P. I. Lipsiae 1788 г. Из новых иностранных трудов этого рода назовем комментар. Dillmann«a, Keil»a, Delitzsch«a, Gerlach»a, Lange, The pulpit Commentary и, в особенности, ученый труд Hummelauer " a «Commentarius in Genesim» Parisiis 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

1944 Из викариев епископов Дмитровских в Можайских это был действительно четырнадцатый, считая и Афанасии (Телятева), поступавшего в викарии Московские за несколько месяцев до вступления святителя Филарета на кафедру Московскую. 1947 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1677, III, стр. 68. «Материалов для история Русской Церкви». 1949 Преосвященный Сергий, магистр XIV курса выпуска 1844 года Московской Духовной Академии, постриженный в монашество пред окончанием курсов Академии, по окончании курса все время до начала 1861 года служил в той же Академии, сначала в звании бакалавра, потом с 1848 года в должности инспектора и наконец с 1857 года в должности ректора Академии. За тем до 1880 года преосвященный Сергий оставался епископом Курским; с 1880 года переведен был в Казань с званием архиепископа, с 1882 года был архиепископом Кишиневским, а с 1891 года состоим архиепископом Херсонским. В настоящем году (1893) наречен митрополитом Московским и Коломенским. Он давно известен, как проповедник. 1951 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 172–181; Письма Филарета к высочайшим особам, II, 101–102. 1952 Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 809–811; Письма Филарета к высочайшим особам II, 174–176. 1953 Срав. мысли митрополита Филарета, высказанные им по поводу сочииения архимандрита Иоанна «О монашестве епископов». Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 414–417. 1957 Конечно, и помимо указанных для примера случаев отношения митрополита Филарета к вопросу о монашестве, можно находить у него иного таких же для подобных случаев. 1960 Отец Адриан, в 1790–1797 годах бывший игуменом в Коневской обители, скончался в схиме (с именем Алексия) в Московском Симоновом монастыре уже в текущем столетии в 1812 году. 1962 Сам Семен Логгинович Лепешкин, кроме большего денежного обеспечения обители, значительно увеличил на свои средства и её недвижимую собственность, способствовал её благоукрашению, увеличению зданий её, в т.д. Он не много не дожил до освящения святителем Филаретом храма обители, скончавшись 10 августа 1855 года. Недавно (29 июня 1892) скончавшийся последний сын его Димитрий Семенович Лепешкин с его семейством, и другие сродники его также принимали и принимают живейшее участие в судьбах обители своими пожертвованиями и благодеяниями ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010