◊ Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа. ◊ Честь, от человек бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь. ◊ Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи. ◊ Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли. ◊ Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовию совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслию о нем. ◊ Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле. ◊ Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души. ◊ Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других – погубляет и то, что имел. ◊ Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его. ◊ Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя. ◊ Человек облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего. ◊ Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами; ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определит Бог. ◊ «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е». Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, воздержись, и так во всем. ◊ Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому. ◊ Совершенное обнищание Христа ради – великое сокровище для души: но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь какую-либо нужду; а усумнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя – промысл Божий отступит от тебя. Петр, еще в теле сый, мог идти по волнам, доколе не усумнился мыслию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старший сын барона Иоанна-Николая, барон Иосиф- Николай-Казимир, рождение 1741 † 1774, женат был на Марие-Шарлотте Блекен, рождение 1738 † 1800; имел сына барона Иоанна-Николая-Рудольфа, рождение 1765 † 1821, который, от брака с баронессою Анною-Шарлоттою Врангель, имел 8 сыновей и 4 дочерей: 1) баронесса Шарлотта Ивановна, за Рейнгольдом Стакельбергом; 2) баронесса Александра Ивановна , за Александром Траубенбергом; 3) баронесса Анна Ивановна, за полковником бароном Карлом Врангелем; 4) баронесса Елисавета Ивановна за Георгием Лоде; 5) барон Осип Иванович, рождение 10 января 1789 † 1829, от брака с баронессою Шарлоттою Стакельберг оставил двух дочерей: баронессу Анну Осиповну за генерал-майором бароном Павлом Ивановичем Корфом, и баронессу Паулину Осиповну, за гвардии капитаном Юркевичем; 6) барон Иван Иванович, рождение 1790 † 1829, женат не был; 7) барон Николай Иванович , рождение 23 июня 1793, генерал от артиллерии, товарищ генерал-фельдцейхмейстера и член государственного совета и святого Александра Невского кавалер; женат на Марие Красовской; имеет дочь баронессу Луизу Николаевну, и пять сыновей баронов: Ивана Николаевича, рождение 23 июня 1827; Осипа Николаевича, рождение 20 февраля 1829; Константина Николаевича, рождение 25 июля 1832; Александра Николаевича, рождение 9 сентября 1833 и Михаила Николаевича, рождение 9 ноября 1839; 8) барон Александр Иванович , рождение 21 июля 1794 † 1 октября 1855, служил генерал-лейтенантом; женат был на баронессе Марие Врангель; имел дочь, баронессу Марию Александровну, и трёх сыновей, баронов: Оскара Александровича, подполковника † 1855; Константина Александровича, рождение 13 июня 1830 и Павла Александровича, рождение 20 сентября 1834; 9) барон Фёдор Иванович, рождение 1796; от брака с княжною Евгениею Урусовой, имел четырёх сыновей, баронов: Ивана Фёдоровича, Николая Фёдоровича, Дмитрия Фёдоровича и Фёдора Фёдоровича и шесть дочерей, баронесс: Софию Фёдоровну, за полковником Бларамбергом; Екатерину Фёдоровну, за полковником Шаповским; Марию Фёдоровну, Евгению Фёдоровну, Александру Фёдоровну и Анну Фёдоровну, 10) барон Франц Иванович, умер холостым в 1822 году; 11) барон Егор Иванович, статский советник, рождение 16 октября 1800; женат на Софие Якубович; имеет сына барона Егора Егоровича, рождение 28 июня 1838, и дочь баронессу Софию Егоровну; 12) барон Павел Иванович, генерал-майор, командующий 3-ю гвардейскою пехотною дивизиею, рождение 10 февраля 1803, женат на баронессе Анне Осиповне Корф, имеет 3 сыновей, баронов: Осипа Павловича, рождение 13 декабря 1843; Павла Павловича, рождение 22 апреля 1845 † Александра Павловича, рождение 20 ноября 1846, и 3 дочерей, баронесс: Анну Павловну, Шарлотту Павловну и Анастасию Павловну

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В XIX в. архим. Арсений сочинил поэму «Взгляд на Лаврентиев монастырь» (ГА Калужской обл. Ф. 64. Оп. 1. Д. 27). История Л. К. м. наиболее подробно изложена архим. Леонидом (Кавелиным) в «Историческом описании Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви» (Калуга, 1862). Торжества 1915 г. детально описаны в газ. «Калужский церковно-общественный вестник». Территория и постройки Л. К. м. располагался на холме и представлял собой серьезное укрепление. В 30-х гг. XVIII в. он был окружен кирпичной крепостной стеной толщиной ок. 1 м и высотой ок. 3 м, образовывавшей в плане квадрат, а по углам располагались 4 восьмигранные башни. Над св. вратами в 1732 г. устроена каменная одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Ее план представлял собой 4 неполных полукруга по главным осям и 4 меньших с окнами по диагоналям. С XIX в. из-за тесноты богослужения в Успенской ц. не проводились. Под ней было 2 проезда, покрытые коробовыми сводами. В сер. XIX в. в юго-вост. и юго-зап. башнях устроены летние кельи, а внизу - ледники. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. В Л. К. м. находился 2-этажный одноглавый соборный храм (1650): нижний каменный этаж с ц. во имя мч. архидиак. Лаврентия, верхний деревянный этаж с ц. в честь Рождества Христова. В 1790 г. нижний храм был отреставрирован, а в 1855 г. освящен во имя блж. Лаврентия Калужского. В нижней церкви были низкий потолок, подпираемый толстой колонной в центре, небольшие окна. С 1769 г. здесь же находилась ризница. На одной из стен помещалось мраморное барельефное изображение А. Ф. Демидовой († 1805). Входные двери юж. стены были украшены архивольтами и тройными наличниками из колонн с перемычками в инд. стиле. Снаружи стены были облицованы известковым камнем. Верхняя Рождественская ц. изначально была деревянной, «о трех верхах», а в 1739 г. после пожара заменена каменной 2-престольной (левый придел - в честь Рождества Христова, правый - в честь Вознесения Господня), в 1776 г. расширена, в 1780 г. освящена. Отличительной особенностью верхней церкви был иконостас в стиле рококо с широкими карнизами, образа поясов отделялись одни от других колоннами. Верхняя церковь освещалась окнами в 2 света, над ней был надстроен восьмерик, увенчанный куполом, а над ним - еще один небольшой восьмерик с главой. Апсида была 5-гранной.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

В 1922 г. изъято 3 пуда 10 фунтов 53 золотника серебра (55 кг.), а также серебренная рака от мощей весом 10 пудов 7 фунтов 36 золотников ( 166,7 кг). С 1925 г., после закрытия монастыря, приходской, обновленческой ориентации. В 1929 г. из собора изъяты мощи прав. Симеона Верхотурского. Закрыт в 1929 г. В советские годы на территории монастыря располагались тюрьма и исправительно-трудовая колония для подростков. Возвращен церкви в 1990 г. Главный храм освящен 19 августа 1999 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня - действующий. Преображенская церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, трехпрестольная. Заложена 28 августа 1821 г. Храм в честь Преображения Господня, освящен 30 августа 1834 г. Правый придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 25 июля 1837 г. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен тогда же. Церковь закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. Правый придел освящен 20 марта, а левый - 22 марта 1992 г. Главный храм освящен 5 сентября того же года. В 1998 г. восстановлена колокольня. Преображенская церковь - действующая. Симеоно-Аннинская надвратная церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, однопрестольная. Заложена в 1855 г. Освящена во имя прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. Закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. освящена 18 октября 1990 г. Симеоно-Аннинская надвратная церковь - действующая. Николаевский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Верхотурье, Пермской губернии. Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья ( Ярославской губернии), который был ранее священником. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведника Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году (см. 12 сентября). В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, только честные мощи пр. Симеона остались невредимы, При монастыре двухклассная школа и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Памятники истории и культуры Свердловской области, Городской округ Верхотурский. Наименование памятника: Ансамбль Николаевского монастыря. Дата: 1790-1909 гг. Основание: Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 11 января 1980г. Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 18 февраля 1991г. Указ Президента Российской Федерации 20 февраля 1995г. Местонахождение: Военная ул.(Воинская ул.). Примечание: Федерального значения

http://sobory.ru/article/?object=00346

В период богоборческих гонений храм был отнят у верующих, колокольня разобрана. Здание собора горело в 1937 году, но было восстановлено. Долгое время здесь размещался дом культуры. После пожара 1987 года собор снова пытались реконструировать, он обрёл почти прежний облик, но остался бесхозным. В 2005 году очередной пожар уничтожил кровлю и внутреннее убранство храма, оставив лишь стены. После этого собор был заброшен и стал быстро ветшать, на 2013 год стены рушились. Собор не принадлежал Вологодской епархии и не числился памятником архитектуры, районный бюджет оплатить реставрацию также был не в силах, а пожертвований от местных жителей не поступало - на открытый администрацией района благотворительный фонд для восстановления храма средств почти не приходило. В августе 2013 года проводился опрос населения района, которым предложили ответить на вопрос: собор " сносить или реставрировать? " http://drevo-info.ru/articles/25185.html Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния. Из писцовых книг Юрия Стромилова с товарищи 1620 года известно, что существовала приходская деревянная церковь во имя св. Николая. В писцовой книге 1682 г. церковь значится уже двухклировой. Волость, в 1626 г. получившая название Никольской слободки, преобразована в город Никольск в 1780 г.Сретенская и Никольская церкви, располагавшиеся " сверх Югу " в Южской трети Устюжского уезда, упоминались в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Никольская Сретенская соборная церковь, двухэтажная, каменная, строилась тщанием прихожан в 1788-1832 г.г. на месте деревянной, сгоревшей 27 октября 1776 г. Тёплая нижняя освящена в 1790 году и верхняя холодная - в 1835 году. Престолы в честь: Сретения Господня - главный, мчч. Флора и Лавра, свт. Николая Мирликийского. Никольская Покровская кладбищенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, Всех Святых, святителя Митрофана Воронежского. Каменной цекрви предшествовала деревянная, построенная в 1805 г. 26 июля 1870 г. освящён новоустроенный главый престол во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02739

Во время войны Венгрии за независимость от Габсбургов (1703-1711) еп. Мартин Брайкович (1703-1708) потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Австр. имп. Иосиф I (1705-1711) и папа Римский Климент XI , чтобы сохранить лояльность Хорватии в условиях войны, согласились, но из-за кончины еп. Мартина статус Загребского еп-ства остался без изменения. Религ. реформы австр. имп. Иосифа II (1765-1790) изменили конфессиональное положение в стране. Так, напр., Патент о веротерпимости 1781 г. предоставил свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам и православным и ослабил позиции униатов по отношению к сербам, запрет в 1782 г. деятельности почти всех католич. монашеских орденов привел к закрытию мн. мон-рей в Загребском диоцезе. После объявления немецкого официальным языком империи (1784) епископы З. стали активно выступать за национальное возрождение хорватов, символом к-рого стало глаголическое письмо. Еп. Максимилиан Врховац (1787-1827) приобрел типографию и подарил 1 тыс. книг Загребской королевской АН. В 1849 г. при еп. Юрае III Хаулике (1837-1869) была учреждена хорват. газ. «Католический лист» (Katoliki list). 23 окт. 1847 г. хорват. Собор разорвал отношения с Венгрией, объявил хорватский официальным языком и потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Но только после участия хорватов в подавлении революции в Венгрии в 1848-1849 гг. австр. имп. Франц Иосиф I 7 апр. 1850 г. узаконил введение национального языка в Хорватии, а 12 авг. того же года З. стал кафедральным городом архиеп-ства. 11 дек. 1852 г. булла папы Римского Пия IX подтвердила этот акт и передала в юрисдикцию Загребского архиеп-ства Босанско-Сремское (Джяковское), Сеньско-Модрушское и греко-католич. Крижевецкое еп-ства. В 1855 г. архиеп. Юрай Хаулик способствовал заключению конкордата между Австрийской империей и Папским престолом, по к-рому попечительство над начальными школами в империи было передано католическим епископам (в 1868 отменено). В 1857 г. в З. было основано религ. молодежное об-во по изучению хорватской истории. В 1900 г. состоялся 1-й католич. хорват. съезд, к-рый возложил миссию спасения Хорватии как национального гос-ва на хорват. епископат. После издания энциклики папы Римского Пия XI «Ubi arcano Dei» (1922), посвященной теме сплочения католиков, в Хорватии появилось неск. католич. молодежных об-в, в т. ч. спортивных. При архиеп. Антуне Бауэре (1914-1937) стала выходить газ. «Католическая акция» (Katolika akcija). В 30-х гг. ХХ в. архиепископы З. активно выступали за заключение конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия, но он не вступил в силу из-за протестов со стороны Сербской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/182461.html

Во время Смуты Брусенский монастырь сильно пострадал и пришёл в упадок. Но после монастырь восстанавливается, уже как девичий. В 1698 году по территории монастыря пронёсся внезапный опустошительный пожар. Только Успенский храм остался нетронутым, а кельи и четыре деревянных церкви погибли в пламени. Но опись 1701 года рисует достаточно благополучное устройство монастыря. В 1725 году встаёт вопрос об упразднении обители как самостоятельной единицы. С середины XVIII века деревянные постройки постепенно вытесняются каменными. Так, была поставлена часть каменной ограды с воротами с белокаменным ступенчатым аттиком, увенчанным фрагментом белокаменной каннелированной колонны. В 1790-х годах сооружается надвратная колокольня. В 1818 году игуменьей Брусенского монастыря были куплены Ивановские ворота Коломенского кремля " во многих местах разседшиеся " на слом с целью использования их кирпича на " ограду монастыря, которые кроме передней стены были деревянные " . Но сломаны они были только в 20-х годах XIX века. Большие работы, знаменовавшие расцвет древней обители, развернулись в середине XIX века при игуменье Олимпиаде, в миру звавшейся Ольгой и происходившей из казачьей дворянской семьи. Поставлена настоятельницей Брусенского монастыря она была в 1848 году по распоряжению уроженца Коломны митрополита Московского и Коломенского Филарета. По инициативе игуменьи Олимпиады возводятся монументальный Крестовоздвиженский собор, три больших каменных корпуса и хозяйственные постройки. В 1848 году на крепостном валу XIV-XV веков был поставлен западный келейный корпус, отличавшийся от северного более простой отделкой. В 1850-1852 годах в стиле позднего классицизма строится двухэтажный, с мезонином, дом настоятельницы с монастырской трапезной. Парадный верхний этаж этого дома отапливался тёплым воздухом, поступавшим снизу в декоративные печи - обогреватели. Здесь находились личные покои игуменьи, комнаты обслуживающих её келейниц и два больших зала для торжественных приёмов. Крестовоздвиженский собор (храм Воздвижения Креста Господня) с двумя приделами - Казанской Божией Матери и Св. Иоанна Златоуста - был построен в 1852-1855 годах по проекту А.С. Кутепова с переработкой фасадов В.Е. Морганом. Церковь была освящена владыкой Евгением 13 сентября 1858 года.

http://sobory.ru/article/?object=00036

Вторая приходская церковь - Успенская. В 1791 г., по благословению Преосвященного Вениамина, вместо сгоревшей построена новая церковь с двумя престолами: на правой стороне - придельный, во имя свт. Николая, освящен в 1795 г.; на левой стороне - главный, во имя Успения Божией Матери, освящен в 1796 г. Эта церковь находилась в 30-ти саженях на запад от Преображенской церкви на берегу р. Ижмы, была разобрана по ветхости в 1860 г. В 1862 г. по резолюции епископа Александра была построена новая деревянная церковь на новом месте, в ряд с каменной на южной стороне. Престолы: главный - во имя Успения Божией Матери, освящен 11 августа 1874 г.; в трапезе на южной стороне - во имя Николая Чудотворца, освящен 2 января 1863 г.; на северной стороне - во имя свв. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, освящен 2 января 1864 г. Церковь устроена старанием благочинного Алексия Иоанновича Зуева и церковного старосты Автонома Ивановича Канева на средства прихожан. В 1880 г., благодаря стараниям и заботам о. А.А. Иоилева и церковного старосты А.Е. Филиппова и усердию прихожан, оба храма были почти заново отремонтированы и приведены в благолепный вид. Постановлением епархиального начальства от 30 сентября 1898 г. разрешено было открыть в приходе Преображенское братство. Деятельность братства имела просветительские и благотворительные цели. Жертвователи: церковный староста Алексей Егорович Филиппов в 1880 г. украсил стенописью Ильинский храм (1000 руб.) и в 1890 г. устроил новые иконостасы для придельных храмов Успенской церкви (1200 руб.); Прокопий Онисимов Канев в 1890 г. украсил стенописью Успенский храм (400 руб.); Осия М. Канев в 1880 г. пожертвовал 1000 руб. на позолоту иконостаса в том же храме. В 1887 г. крестьянин Ижемского прихода Федор Филиппов получил благословение Св. Синода за пожертвования в пользу церкви. Священники: Трофим; Иоанн Филиппов; Алексий Тарасов; Кирилл Батманов; Артемий Федоров; Андрей Артемиев Ануфриев 1730-1770 г.г.; Фока Артемиев Истомин 1756-1777 г.г.; Иаков Афанасьев Жигалов 1774-1778 г.г.; Василий Алексиев Кокарев 1778-1784 г.г.; Авраамий Андреев Ануфриев 1779-1808 г.г.; Иоанн Петров Истомин 1790-1806 г.г.; Алексий Иванов Кутейников 1807-1813 г.г.; Михаил Александров Леонтиевский 1809-1833 г.г.; Федор Иванов Истомин 1821-1828 г.г.; Авксентий Хахилев 1829-1836 г.г.; Василий Семенов Прокопьев 1836-1837 г.г.; Иоанн Васильев Прялухин 1837-1847 г.г.; Алексий Иванов Зуев 1847-1864 г.г.; Стефан Федоров Баженов 1849-1854 г.г.; Константин Михайлов Афанасьев 1855-1860 г.г.; Иоанн Васильев Дмитриев 1864-1876 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=22334

К началу XX в. в комплекс монастырских зданий входили 3 каменных храма. Соборный двухэтажный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1650 г. Нижний этаж был теплый, престол освящался 3 раза. В первый раз в 1650 г. – в честь священномученика архидиакона Лаврентия; второе освящение состоялось в 1790 г. – в честь святителя Григория Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского; третье – в 1855 г. в честь праведного Лаврентия Калужского. Верхний этаж в начале был деревянным, а в 1739 г. на пожертвования А.А.Гончарова был перестроен каменным. Престолы верхнего этажа были освящены в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. В 1723 г. был построен надвратный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который являлся приходским для монастырских крестьян слободы Подзавалье и д. Турынино. В 1823 г. при архиерейских покоях был устроен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Кроме храмов, в комплекс зданий монастыря входили: каменная колокольня, корпуса и кельи для братии. В XVIII в. он был обнесен каменной оградой с 4 небольшими башнями по углам. Сохранилась аллея парка, заложенного в 1809 г., с посадками липы, березы, дуба, вязов. Вокруг монастырских стен находился фруктовый сад. По сохранившимся сведениям, сад был посажен семинаристами под руководством Преосвященного Евлампия (Введенского). Некоторые плодовые деревья сохранились до настоящего времени. На восточной стороне находился пруд с плотиной. На территории Лаврентьева монастыря располагался некрополь, где были похоронены многие известные калужане, священнослужители и монашествующие, герои Отечественной войны 1812 г. 22 августа 1915 г. в связи с торжествами, посвященными 400-летию со дня кончины праведного Лаврентия, монастырь посетила Великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна. Монастырь был закрыт в 1918 г., и с 15 августа того же года здесь находились Калужские пехотно-командные курсы. В мае 1920 г. на его территории был размещен лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел Калужского губисполкома. Здесь содержались политические заключенные, уголовники и военнопленные. В 1920 г. на 100 лагерных коек приходилось 317 заключенных. В 1921 г. по приказу коменданта лагеря с помощью кузнечных молотов были разбиты скульптурные надгробия Лаврентьевского некрополя. В мае 1921 г. сюда были этапированы 230 тамбовских крестьян, участников восстания «Союза трудового крестьянства», возглавляемого А.Антоновым. В связи с этим в ноябре 1921 г. было решено нижний этаж храма Рождества Христова приспособить под тюремное здание. Тогда здесь была закрашена стенная роспись и установлены нары и печи. Музейные работники успели спасти только часть икон и утвари.

http://sobory.ru/article/?object=02530

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010