1. Из утвари: а) Напрестольный деревянный осмиконечный крест, обложенный серебром и вызолоченный, с частицами св. мощей следующих угодников Божиих: Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Святителя и Чудотворца Николая, Московских Чудотворцев Митрополитов: Петра, Алексия, Филиппа, Афанасия Великого , мученика Арсения Тверского, преподобного Нифонта, мученика князя Феодора, великомученика Феодора Стратилата, Андрея Стратилата, св. Дмитрия Мироточивого, великомученика Пантелеимона, св. Прокопия, св. Иакова персиянина, св. Ермолая, мученика Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста и великомученицы Варвары. На лицевой стороне креста, украшенной стразами, литое серебряное изображение Распятого Спасителя, на оборотной стороне вычеканены имена угодников Божиих, св. мощи коих находятся в древе креста; внизу подпись: «1790 г. сей честный крест сделан в церковь Пророка Божия Илии тщанием госпожи маиорши Екатерины Андреевой Култашевой» 73 . Крест этот вставлен в углубление доски, на полях которой изображены лики вышеуказанных угодников Божиих. Крест этот пользуется особенным благоговейным почитанием прихожан. б) Напрестольный осмиконечный сребропозлащенный крест, украшенный стразами и финифтью; на оборотной стороне креста надпись: «1855 года приношением служащих в Константиновском Кадетском корпусе». Крест сей пожертвован по ходатайству бывшего ктитора г. Чихачева, получившего образование в Константиновском Кадетском корпусе. в) Потир и Лжица сребропозлащенные, весом 129 золотников, принесенные в дар Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Александрою Феодоровною, по прошению ктитора г. Чихачева. По распоряжению Преосвященного Иустина, коему присланы были эти дары Государынею Императрицею для передачи в Зименковскую церковь , на потире вокруг дна сделан серебряный выволоченный ободок и на нем вырезана надпись: «Высочайший дар Государыни Императрицы Александры Феодоровны церкви Святого Илии в селе Зименках 15 Марта 1856 года»; на лжице же вырезано: «Высочайший дар Государыни Императрицы Александры Феодоровны в церковь села Зименок 15 Марта 1856 года».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

2382 Дмитрий Петрович Бутурлин (1790–1849) – русский военный историк, генерал-майор, сенатор, член Государственного совета. В 1848 г. назначен председателем Комитета для высшего надзора в нравственном и политическом отношении за духом и направлением всех произведений российского книгопечатания («Бутурлинский комитет»; упразднен в 1855 г.), период деятельности которого вошел в историю как «эпоха цензурного террора». 2383 Далее излагается рассказ Л. Толстого «Свечка», увидевший свет в «Книжках Недели» (1886. 1) и в «Посреднике» (М., 1886) во второй редакции с благополучным концом, рекомендованным В. Г. Чертковым и под названием «Свечка, или Как добрый мужик пересилил злого приказчика». Вскоре рассказ появился в XII части Полн. собр. соч. Толстого (М., 1886) в своей первоначальной редакции. 2386 Дмитриев И. . По поводу статей и брошюр для народа Л. Н. Толстого: (Письмо в редакцию)//Там же. С. 2. «Говорящий» псевдоним известного московского духовного писателя о. Иоанна Дмитриевича Петропавловского (1844–1907) раскрыт нами предположительно, но с большой долей уверенности. 2388 И. Дмитриев (И. Д. Петропавловский?) писал: «...свое Евангелие, выдаваемое за учение Христа, понадобилось еще и популяризировать в той форме, в которой так силен граф Толстой, – в форме литературной. Никто из читавших брошюры графа Толстого для народа и Евангелия его не решится сказать, что одно от другого далеко, и странно было бы даже предположить, чтобы не было между ними не только сходства, но и прямо причинной связи. Заключение это не иезуитский прием, как злобно замечает автор первой, в фельетоне помещенной статьи, а прямое следствие, которого не может не вывести здравый и искренний ум». 2389 Предполагаемый автор трактата «О подражании Христу» (написан не позже 1427 г.) – немецкий католический монах и священник Фома Кемпийский (Thomas von Kempen; ок. 1379–1471). Весомость аргумента Гилярова обусловлена тем, что в 1816–1886 гг. книга «О подражании Христу» вышла в России 15-ю изданиями, в том числе дважды в переводе К. П. Победоносцева , возглавлявшего Духовное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2. Кардашинка – на песчаной равнине, в 5 верстах от Голой Пристани. Здесь жили ногайцы, а по выходе их стали селиться хуторами выходцы из разных губерний. Каменная церковь с деревянным куполом построена прихожанами в 1818 г. во имя св. ап. Андрея Первозванного и возобновлена в 1851 г. Первый же храм, деревянный, построен был еще в 1775 г. и существовал до 1811 г., в этом году построен был новый деревянный, существовавший до постройки настоящей церкви. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 144 р. и от прихожан 900 руб. и 120 дес. земли. Священник помещается в собственном доме, а псаломщик нанимает квартиру на свои средства. Приход – одно селение и несколько хуторов. Прихожан 1182+1185=2367. Дух. женского пола 6. 3. Голая Пристань – на берегу Конки, с удобною пристанью, окружена кучугурами и примыкает к Соленому озеру. Первые жители ее с 1790 г. были беглые помещичьи крестьяне – малороссы – из киевской, черниговской и полтавской губерний, а с 1811 г. начали сюда же переселяться и великороссы из курской губернии. Каменная церковь Сошествия св. Духа построена прихожанами в 1875 г., а каменная ограда – в 1855 г.; первый же молитвенный дом был построен здесь в 1807 г. На берегу Конки построена в 1868 г. каменная часовня у самой пристани в память избавления Императора Александра II от двукратной опасности. – Метрич. и испов. книги – с 1809 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 180 р. и от прихожан 900 р. и 120 д. земли. Приход – одно селение: большею частью малороссы. Православных 1532+1549=3081. Дух. 1+9. Кроме того, в приходе раскольников 14+13 и евреев 145 д. обоего пола. Занимаются судоходством, рыболовством, извозом и добыванием камыша для топлива и построек. В селении мореходная школа и 2 земских училища. 4. Збурьевка Старая – на ровной низменности. С востока, запада и отчасти севера – большие песчаные кучугуры, на которых насажены: шелюга, дуб и сосна для защиты селения и пахатной земли от наноса песка, а недалеко от селения – Конка, и за нею – Днепр. – Збурьевка названа старою в отличие от новой, от которой находится в 4 верстах. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

310 Описание служебника см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Ч. III. Казань, 1898. С. 1–3. 314 Нижеследующий фрагмент (д. 135, л. 50–57 об.) основан на материале лекции «Славяно-русский Студийский устав» (д. 196, л. 430–438). 319 В настоящее время известно более 10 списков Студийского устава. Подробнее см.: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. 322 Нижеследующий фрагмент (л. 57 об. – 59 об.) основан на материале лекции «Греческий Студийский богослужебный устав» (д. 152, л. 23, д. 196, л. 428 об. – 430). 326 Цитата приводится А.А. Дмитриевским по изданию: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, беседы на Первое Послание св. апостола Павла к Коринфянам. СПб., 1859. Ч. 1. С. 235–236. 327 Цитируется по неизвестному нам изданию. Цитату можно уточнить по: Путешествие игумена Даниила по Святой Земле/изд. Археографической комиссией под ред. А С. Норова. СПб., 1864. с. 187 (вт. пагинации). 329 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884. с. 256–258. 330 В древнее время, как и теперь, христианские греческие имена более или менее переделывались у нас на свой лад. При этом иные имена переделывались иначе, чем теперь: Алексей – Алекса или Олекса, Андрей – Ядрей, Иоанн – Иван и Ян, Константин – Коснятин, Михаил – Михал, Анна – Янька, Мирон – Мирошка, Прокопий – Прокша, Николай – Микула и др. – А.А.Д. 332 Архив историко-юридических сведений, относящихся до России/изд. Н. Калачов. М., 1855. Кн. 2. Перв. пол. С. 31. 333 Там же. С. 34. Неточное цитирование; должно быть: «Полную писал Чернец Гаврилов сын Паюсова». 335 Грамота архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария во все его епархии уезды, волости и села к игуменам, священникам и диаконам об искоренении скверных мольбищ и о других предписаниях//Древняя российская вивлиофика. М., 1790. Ч. 14. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

32) Андроник – до 1759 г. 33) Пахомий – по 1761 г. По доносу братии на какие-то злоупотребления был выслан в Новгород и оттуда уже не возвращался. 34) Варсонофий – до 1763 г. При нем в Свирском монастыре была учреждена кафедра епископов Олонецких и Каргопольских. 35) Александр II – по 1775 г. При нем были епископы Олонецкие и Каргопольские: Иоанн, Антоний и Вениамин. 36) Иринарх – до 1780 г. При нем учреждена в монастыре Олонецкая семинария. Епископом Олонецким был Иоанникий. 37) Варлаам – до 1790 г. При нем были епископы: Виктор и Амвросий (Серебрянников). В 1786 г. епископская кафедра в Свирске была закрыта, а Олонецкая епархия присоединена к Архангельской. 38) Парфений I – до 1800 г. в последствии епископ Архангельский. 39) Иосиф – до 1816 г. При нем учреждено в монастыре духовное училище. 40) Товия – до 1819 г. 41) Парфений II – до 1820 г. При нем Свирский монастырь посетил Император Александр Благословенный. 42) Макарий – до 1827 г. При нем учреждена в Петрозаводске самостоятельная епископская кафедра. 43) Варсонофий (Морев) до 1853 г. 44) Иезекииль – до 1855 г. 45) Павел (Смирнов) до 1869 г. 46) Антоний – до 1870 г. 47) Даниил – до 1872 г. Епископы: С 1873 г. настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским и учреждено наместничество. Нынешний настоятель монастыря преосвященный Ионафан. Наместник его архимандрит Савватий. 2. В Писцовой книге 1563 года, между прочим, значится следующее: ... " Монастырь Александрова пустыня: пашни под монастырем восемь четей в поле, в дву потомуж; сена нет, а к монастырю архиепископ бывший Макарий дал пожен: на Коневом острову косят тридцать копен, пожня на Великом острову, – сена косят двадцать копен, пожня на Гумбарне наволоке, – сена косят тридцать копен, да у тоеж пожни Александр сам вычистил тоню и ловят в осень лососи и сиги, да у них же поставлен двор на р. на Рудое становой монастырской и в нем живут старцы и слуги, – сена косят на Рудое двадцать копен. Да архиепископ дал Александру пожен, да под монастырем две мельницы водяных безоброчно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

436 Протасов, Н. А. (1790–1855) — обер-прокурор св. синода, назначенный Николаем I на этот пост в 1836 году прямо из гусарских полковников. 437 Чебышев, П. П. — бригадир, был обер-прокурором св. синода при Екатерине II в 1768–1774 годах. 438 Певни (древнерусск.) — петухи. 439 …обложив туком свои лядвии…(церковнослав.) — обрастив жиром бедра свои. 440 …гораздо ранее. — Первоначально было: «он умер и его вчера схоронили. Позабыли его все гораздо ранее, чем он умер, позабыли даже и те, кому никак бы не должно его позабыть. Но тем не менее это так случилось». 441 Глазетового гроба — обитого шелковой парчой, затканной золотом и серебром. 442 Князь Яков был «ровесником века». — В двух первых частях дата рождения старшего сына княгини Протозановой указывается иная. Младший — Дмитрий родился во время Отечественной войны 1812 года. Он был «одним годом моложе дяди Якова» (ч. 2, гл. 7). Отсюда можно заключить, что Яков Львович родился в 1810 или 1811 году. Вероятно, желая в дальнейшем в своей хронике в какой-то мере отразить движение декабристов (см. прим. к стр. 192), Лесков изменил возраст сыновей Протозановой. 443 Гороскоп — расположение небесных светил и планет в день чьего-либо рождения, по которому астрологи предсказывали судьбу этого человека. 444 Коловращение (от древнерусск. коло — круг), — круговращение. 445 В доме княгини он пострадал за политику…— Это место совершенно очевидно показывает, что по первоначальному замыслу Лескова Червев являлся воспитателем сыновей княгини Протозановой, оказал на них большое влияние своими взглядами. Можно думать, что Червев «пострадал за политику» в доме княгини благодаря вмешательству графа Функендорфа, который «сделал немало зла семье Протозановых». 446 …и вел чисто… — этими словами обрывается набросок Очерка, далее идут четыре чистых страницы. В дальнейшем следует другой черновой набросок (лл. 5-11 об.), на отдельной странице которого карандашом отмечено «Черновые Захудалого рода», и перед текстом поставлено «Г 1». 447 Александра Ярославовна — имя жены Якова Львовича; в черновиках Лескова не является устойчивым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

47 Герасим (Строганов) – епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии. С 1922 г. в обновленчестве. В 1925–1926 гг. обновленческий «архиепископ» Владимирский. 48 Владыка был помещен сначала в Московскую предварительную тюрьму (Лубянка, 14), затем переведен в Бутырскую, после чего в апреле 1927 г. во Внутреннюю (см. «Этапы и даты моей жизни» в настоящем сборнике). 49 Ошибка: Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Г. Г. Карпова был образован 08.10.1943 по инициативе И. В. Сталина. Митр. Сергий в мае 1927 г. образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия которого проистекали из полномочий учредителя. Через неделю после организации Синода митр. Сергий и Священный Синод издали указ, предписывающий епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением о регистрации их с состоящими при них епархиальными советами (см. Прот. В. А. Цыпин. История Русской Православной Церкви, 1917–1997. М, 1997. (История Русской Церкви: В 9 т.; Т. 9). С. 302). 50 Парфений (Краснопевцев ; 1790–1855) – иеросхимонах, старец Киево-Печерской Лавры. В 1824 г. принял монашество с именем Пафнутий. Был духовником Лавры. В 1838 г. принял схиму (см. Духовные наставления и изречения иеросхимонаха Парфения. Киев, 1856; Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской лавры. Киев, 1856) (Биограф, указ. русских духовных писателей из монашествующих. Сост. В. Волков: Рукопись). 51 Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – сотрудник ОГПУ. С 1915 г. писарь в управлении Радомского уездного военкома. С 1918 г. заведующий юридическим отделом Иваново-Вознесенской ЧК. В 1919 г. участвовал в подавлении крестьянских восстаний в Башкирии. В 1921 г. руководил кампанией по изъятию церковных ценностей в Уфе. В 1922 г. назначен заместителем начальника VI отделения СО ГПУ-ОГПУ. 05.05.1922–20.10.1929 начальник VI отделения СО ГПУ-ОГПУ. С сентября 1922 г. секретарь Антирелигиозной комиссии. 52 Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич) (1886–1929) – священномученик, архиепископ. В 1919 г. арестован. 25.05.1920 хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1922–1923 гг. в ссылке. В 1923 г. возведен в сан архиепископа. С ноября 1923 г. в заключении. Скончался от брюшного тифа в больнице ленинградской тюрьмы «Кресты». В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. Память 15(28) декабря и 27 апреля (10 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

4 Эйлер Леонард (1707–1783) – швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик и астроном. 5 Бернулли Даниил (1700–1782) – швейцарский физик, механик и математик, иностранный почетный академик Петербургской АН (1730). Бернулли Якоб (1759–1789) – швейцарский ученый, механик, академик Петербургской АН (1787). 6 Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – российский и украинский мыслитель, признанный в России первым самобытным философом. Педагог, поэт, баснописец. 7 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда «История Российская». 8 Щербатов Михаил Михайлович (1733–1790) – российский историк, публицист. Почётный член Петербургской АН (1776), член Российской академии (1783). 9 Новиков Николай Иванович (1744–1818) – российский мыслитель, просветитель и издатель. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось критике крепостное право и велась полемика с императрицей Екатериной II. Новиков публиковал собрание документов по русской истории «Древняя Российская вивлиофика» – издававшиеся ежемесячно памятники русской истории. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. К своим трудам Новиков сумел привлечь выдающихся историков своего времени. В 1779 году по приглашению Хераскова Новиков переехал в Москву. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, он за три года напечатал в ней больше книг, чем за 24 года её существования до его прихода. Наряду с издательской деятельностью, Новиков поднял значение газеты «Московские ведомости», число подписчиков увеличилось всемеро. В 1792 году по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где провел 4 года. Был освобожден после воцарения Павла I. 12 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – российский историк – медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

556 При переписке митрополит Кирилл и многие другие ссыльные помечали номерами свои письма и открытки, чтобы, во-первых, в условиях плохой рабо­ты почты адресат сумел отличить письмо, написанное прежде другого, которое когло значительно опоздать, а во-вторых, чтобы узнать, какое количество корре­спонденции до адресата не доходит. 566 Текст письма приводится по: Возвращение. 1996. 4. С. 24–25 с некото­рыми правками – с учетом текста этого «Отзыва», приведенного митрополитом Кириллом в своем письме о. Евлампию Едемскому-Своеземцеву. 572 Иеросхимонах Парфений (Краснопевцев) , духовник Киево-Печерской ла­вры (род. 24. 08. 1790-ум. 17. 03.1855). Прославлен Украинской Православной Церковью 27. 07. 1993 в лике преподобных Киево-Печерских (память 17 (30) марта). Сам преподобный Парфений говорил о своем келейном правиле: «Благо­волением Безначальнаго Отца, содействием Предвечнаго Сына и наитием Пресвятаго Духа, правило мое келейное сице: Евангелие книжно чту в вечер, заутра и полудне, по единому евангелисту. От полудне начинаю и Псалтирь воспевати с Богом изустно, и в сутки весь оканчиваю. Ко сну отходя чту акафист Богоматери, с поклонением Страстей Господним (святителя Димитрия Ростовского ) и вечер­ними молитвами. От сна восстав чту акафист Спасителю с утренними молитва­ми и яже ко причащению – вся сия изустно. Обрадование с молитвою Богоро­дице (Богородице Дево, радуйся) чту трижды сторицею; триста молитв: за имя Божие во единице трйипостасное три краты; за евангелистов, на них же почил Христос, яко на колеснице умной – трижды четверицею; за язвы Христовы пяточисленныя – трижды пятерицею; за скорбь Богоматери, юже претерпе седмистрельно – трижды седмерицею; за странствие Христово на земли, Иже пожил с человеки тридесять три лета, трижды тридесятерицею; за пятидесятницу в ожи­дании Духа Божественнаго трижды пятиюдесятерицею. Паче меда и сота сия мо­литва мне приятна; она мне охотна, помогательна, спасительна и врагов отгнательна». Особенно почитая Пресвятую Богородицу, преп. Парфений прибавлял между всеми кафизмами и славами архангельское приветствие Богородицей со­ставленное им от полноты души молитвенное воззвание к Пресвятой Деве (см.: Преподобный Парфений Киево-Печерский. М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1996. С. 17–18). Это правило и исполнял митрополит Кирилл, молясь о заключенном епископе Афанасии (Сахарове) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Constantine Porphyrogenitus, Emperor. De Ceremoniis Aulae Byzantinae (ed/. J. Reiske). 2 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1829–1840. Dion Cassius. Historia Romana (ed. U. P. Boissevain). Berlin, 1895– 1901. Ducas. Historia TurcoByzantina (ed. V. Grecu). Bucarest, 1958. Ecloga Leonis et Constantini, in K. E. Zachariae von Lingenthal. Collectio Librorum Juris GraecoRomanorum. Epanagoge Aucta, in K. E. Zachariae von Lingenthal. Jus GraecoRomanum. Vol. IV. Eusebius of Caesarea. Vita Constantini, in PG. Vol. XX. Gennadius, George Scholarius. Contre les Juifs, in CEuvres Completes. 8 vols. Paris, 1928–1936. Gregoras Nicephorus. Historia (ed. L. Schopen and/. Bekker). 2 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1829–1855. Gregory Nazianzene. Orationes, in PG. Vol. XXXV; In Pentecosten; Supremum Vale, in PG. Vol. XXXVI; Poemata, in PG. Vol. XXXVII. Gregory of Nyssa. Vita Moysis, in PG. Vol. XLIV; De Instituto Christiano in PG. Vol. XLVI. Irenaeus. Contra Haereses, in PG. Vol. VII. Isaac of Nineveh. Homilies (Greek version, ed. N. Theotoki). Leipzig, 1790. John Chrysostom. In Matthaeum, in PG. Vol. LVII. John of Damascus. De Fide Orthodoxa ( Πηγ Γνσεως); Orationes, in PG. Vol. XCIV. Justinian I, Emperor. Novellae (ed. К. E. Zachariae von Lingenthal). 2 pts. Leipzig, 1881–1884. Leo Diaconus. Historia (ed. C. В. Hase), in С. S. H. B. Bonn, 1828. Mauropus Johannes. Poemata, in PG. Vol. CXX. Maximus the Confessor. Disputatio contra Pyrrhum, in PG. Vol. XCI. Methode de la Sainte Attention (ed. J. Hausherr). Orientalia Christiana Periodica, Vol. IX, 2. Rome, 1927. Nicephorus the Hesychast. De Sobrietate, in PG. Vol. CXLVII. Nicetas Choniates. Chronicon (ed. I. Bekker), in C. S. H. B. Bonn, 1835. Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveau Theologien (ed. with french trans./. Hausherr and G. Horn), in Orientalia Christiana, XII. Rome, 1928. Pachymer Georgius. De Michaele et Andronico Palaeologis (ed. I. Bekker). 2 vols. C. S. H. B. Bonn, 1835. Palamas Gregorius. Defense des Saints Hesychastes (ed. and trans. Y. Meyendorff). 2 vols. Louvain, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010