Достопримечательных предметов в церкви нет. Из документов хранятся: метрические книги - с 1780 года (не все в целости), исповедные ведомости - с 1826 года (кроме некоторых годов) и др. Церковная библиотека начала составляться с 1882 года и теперь еще очень незначительна. Причт села Голдина в XVIII веке до 1787 года состоял из двух священников, диакона и четырех причетников. С 1787 года остались один священнику дьяков и два причетника. По штату 1873 года положены один священник и один псаломщик, но штатами 1885 года восстановлена в причте еще диаконская вакансия. Средствами содержания причта служат доходы от требоисправлений, сборы (денежные и хлебные) с прихожан, проценты с поминовенных вкладов (с 250 рублей) и доход от церковной земли, которой значится 33 десятины: усадебной - 3, пахотной - 26 и луговой - 4 десятины. В состав прихода входят: село Голдино, деревни Дмитриевка, Сашино, Сергиевка (выселенная в половине нынешнего столетия из села Голдина), Елизаветино (тогда же выселенная из сельца Киндякова), и сельцо Кинцяково, исстари принадлежавшее этому приходу. К 1890 году число прихожан простиралось до 901 душ мужского и 944 душ женского пола в 271 дворах. Все они православные. Некоторые уходят на заработки в города. Большинство же занимается на месте крестьянскими работами и для этого многие арендуют землю. Обычные крестные ходы бывают в селе Голдино в день памяти св. Кирилла и Мефодия (11 мая), в сельце Киндяково и деревне Елизаветино в Духов день, в других же деревнях в различные дни, по выбору прихожан. До 1875 года в селе Голдино некоторое время существовала частная школа на средства В.П. Секерина. С 1887 года в селе Голдино открыта церковно-приходская школа. Она помещается в каменном церковном здании. С 1890 года в сельце Киндяково существует школа грамоты. Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов). История, культура и традиции Рязанского края Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=17060

Линейную тактику на маневренную сменил только Ф.Ф.Ушаков. Его победы контрастно выделяются на фоне боёв на Балтике. Адмирал-шотландец на русской службе С.К.Грейг (1736-1788) стабильно держался линейных порядков. В шестичасовом Гогландском сражении 1788 г. в Финском заливе, окончившимся победой над шведским флотом, отстали центр эскадры, арьергард и сильно пострадал авангард. Многочасовая артиллерийская дуэль адмирала В.Я.Чичагова со шведским адмиралом, герцогом Карлом Сёдерманландским (Зюдерманландским) в сражении у о.Эланд 15 июля 1789 г. окончилась ничейным результатом. В победном Ревельском сражении 2 мая 1790 г. Чичагов приказывал кильватерной колонне стрелять только по рангоуту шведов. Эффектной после пятичасового сражения в Выборгском заливе 21-22 июня 1790 г. была другая виктория Чичагова. Шведы потеряли 7 кораблей, 3 фрегата и 54 других судна, но много судов противника прорвалось сквозь русскую линию. В Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. шведы нанесли крупное поражение флотилии вице-адмирала принца К.Нассау-Зигена. Во вторую Турецко-русскую («Суворовско-Ушаковскую») войну 1787-1791 гг. Османская империя пыталась уничтожить черноморский флот и отвоевать Крым. (Отказа России от Крыма требовала и Швеция). В то время боеспособность Русского флота и команд из бывших крестьян-общинников, оставленных на пожизненную службу, была сравнима с английской. Русские моряки ставили свои суда между кораблями противника, чтобы громить их с обоих Ушаковские морские триумфы при Фидониси 1788, Керчи и Тендре в 1790 и Калиакрии1791 г. слились с фейерверком русских побед на суше у Кинбурна 1787, Очакова 1788, Фокшан и Рымника в 1789, геройским штурмом Измаила в 1790 и с успехами при Мачине и Анапе в 1791 гг. Решительный, прямой и смелый от природы (подростком ходил с рогатиной на медведя), Ф.Ф.Ушаков закалил свои бойцовские качества в Морском шляхетском кадетском корпусе, куда поступил 15 февраля 1761 г. Рождение Черноморского флота России совпало с переводом будущего героя в июне 1783 г. из Петербурга в Херсон. Как и у всех, у капитана второго ранга Ушакова была твёрдая вера в помощь высших сил. «Надеясь на всещедрую помощь Божью, окажем себя полезными Как и у Суворова, мужество Ушакова переливалось в неустрашимость его подчинённых. Ставя цель, он твёрдо, ни на йоту не отклоняясь, преследовал её, и каждый его приказ подлежал неукоснительному исполнению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Поэтому было предложено разрушить все монархии и установить во всем мире власть политиков-временщиков, которые бы реализовывали бы примат политики над экономикой на практике. В 1784 году в городе Веймаре собрались немецкие приверженцы примата политики над экономикой. Среди них был великий немецкий поэт Йоганн Вольфганг фон Гете. В трагедии «Фауст» он описал замысел выпустить необеспеченные деньги и на них собрать у себя все золото: «один билетик ста монетам равняется теперь». Благодаря Йоганну Вольфгангу фон Гете мир уже на протяжении двухсот лет знает о том, что приверженцы примата политики над экономикой выпускают необеспеченные деньги и скупают на них золото. В 1787 году одна из ячеек примата политики над экономикой под руководством видного теоретика этого примата Адама Вайсхаупта была раскрыта и изгнана из Баварии. Власти Баварии издали книгу с документами, свидетельствовавшими о планах ячейки по свержению монархий, и разослали ее всем правительствам Европы. Французский король Людовик XVI не внял этому предупреждению и вскоре попал на гильотину. Адам Вайсхаупт со своей командой перебрался из Баварии в город Гота, где правил герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский (его псевдоним в ячейке А.Вайсхайпта был «Тималеон»). Этот герцог был единственным монархом Европы, который поддержал революцию во Франции в 1789 году. Так в 1787 году город Гота стал европейской столицей примата политики над экономикой. Это важное обстоятельство. Правители Готы помогали тем, кто выступал за установление примата политики над экономикой, а те отвечали им взаимностью, правда, в своих собственных интересах. Умер А.Вайсхаупт в Готе в 1830 году уже при правлении Эрнста I, первого герцога Саксен-Кобург-Готского (1784-1844). Именно этот монарх основал Саксен-Кобург-Готскую династию, которая сегодня правит в Великобритании и ряде других европейских государств. У герцога Эрнста I было 9 братьев и сестер. Приверженцы примата политики над экономикой небескорыстно продвигали всех членов этой семьи на европейские троны.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/kultur...

Роспуск ордена был с радостью встречен большинством европ. монархов и позволил К. добиться от Неаполитанского королевства возвращения Папскому гос-ву в марте 1774 г. Беневенто и Понтекорво, а в апр. того же года кор. Людовик XV вернул под папское управление Авиньон. Структуры ордена иезуитов продолжили свою деятельность в Пруссии (до 1780) и в Российской империи: кор. Фридрих II и имп. Екатерина II были заинтересованы в сохранении коллегий и школ иезуитов для развития в гос-вах просветительской деятельности и запретили обнародовать бреве об упразднении ордена. Сохранившиеся на территории Российской империи орденские структуры сыграли важную роль в восстановлении ордена в 1814 г. по решению папы Римского Пия VII . Бреве от 5 авг. 1769 г. К. изъял евр. общину Рима из ведения Конгрегации инквизиции, которой она была подчинена с 1581 г., и передал в ведение генерального викария Рима. Для борьбы с философскими взглядами эпохи Просвещения К. утвердил декреты Конгрегации инквизиции и Конгрегации Индекса, согласно к-рым были осуждены и помещены в Индекс запрещенных книг сочинения Вольтера, все без исключения (omnia sive coniunctim, sive separatim) сочинения Ж. О. де Ламетри, работа П. Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», сочинение К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», а также труд франц. пресв. Г. Т. Ф. Рейналя «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях». Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова К. продолжил начатую при его предшественнике деятельность по развитию в Ватикане музея античного искусства; в понтификат К. этим музеем руководил археолог И. И. Винкельман . По поручению папы в Ватиканском дворце был обустроен Бельведерский дворик (архит. М. Симонетти). За время понтификата К. не совершил ни одной канонизации, но провел 2 беатификации: Франческо Караччоло, основателя ордена малых регулярных клириков (10 сент.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Из наших тогдашних проповедников особенно широкое место в своих проповедях давали борьбе с современным неверием Феофан Прокопович , Платон митрополит московский, Анастасий Братановский, епископ белорусский († 1806 г.) [его слова на погребение Бецкого и Шувалова], Гедеон Криновский , архиепископ псковский († 1763 г.) [его слово говоренное против неверия по случаю лиссабонского землетрясения] и др. Соответственно характеру тогдашнего русского вольномыслия – характеру поверхностному – тогдашние наши апологии не отличались особенной глубиной. Цельных богословских опытов, написанных в защиту христианства против деистов, натуралистов и атеистов, в XVIII веке у нас явилось очень немного. Из них можно указать только на сочинение Феофана Прокоповича «О безбожии», в котором между прочим, вместе с другими ложными учениями, опровергается учение и Спинозы. К этой же категории сочинений следует отнести приписываемые московскому митрополиту Платону «Ответы на 16 вопросов Вольтера» 120 и сочинение «О божественности христианского учения» Феоктиста (Мочульского), архиепископа белгородского (1732–1818 г.). Скудость оригинальных сочинений по апологетике христианства очень ревностно восполнялась у нас переводами на русский язык иностранных апологетических книг, преимущественно популярного характера и заимствованных главным образом из французской литературы. Нет нужды входить в подробное описание этих книг, потому что для настоящего времени они не имеют живого интереса. «Гроциево рассуждение против атеистов и натуралистов» (Изд. 1765, 1781 и 1801 гг.); «Истина религии вообще и религии христианской против натуралистов» (в 2 ч. Спб. 1787 г.); «Посрамленный безбожник и натуралист» (Спб. 1787 г. перев. иеромон. Феофана); «Вопль истины против соблазнов века» (изд. 1800, 1801 и 1831 гг., перевод протоиер. И. Сидоровского и И. Бедринского); «Лагарпово опровержение злоумышленных толков» (Моск. 1810 г. перев. Бордовского); Фонтенелля «Рассуждение против атеистов и натуралистов» 1765 г. (перев. Бедринского); Боэция «Философское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Преосвященный Виктор знал цену образованию. Еще, будучи в Могилёве кафедральным наместником при преосвященном Георгии, он «тем горячее» ходатайствовал пред преосвященным за оказание получившим образование «архипастырской милости», «чем усерднее хотел всякому дать знать, что учение непрерывным союзом влечет за собою награждение» 1833 . Обстоятельства, сопровождавшие ero архиерейскую деятельность, поставили его в такое положение, когда ему был дорог всякий не только сколько-нибудь образованный, но и просто грамотный человек. Вынужденный первые годы своего архиерейства провести почти в постоянных разъездах, преосвященный Виктор не упускал случая, где только было можно, выказать свои заботы о нарождавшемся рассаднике духовного образования. Во время долгих дней «ожидания» в Киеве, в разъездах по Украине, преосвященный то подбирал учителей для своей семинарии, то побуждал духовенство теплее относиться к этому заведению и не только отсылать туда своих «пришедших в возраст» детей, позаботиться дать им и некоторую домашнюю подготовку. То обстоятельство, что по семинарии не велось за всё время архиерейства преосвященного Виктора в Слуцке никакой отчётности 1834 , не даёт возможности обрисовать в полноте состояние, в каком семинария находилась в 17851789 гг.. Однако, некоторые, хотя и отрывочные, сведения об этом периоде истории семинарии всё же сохранились. Семинарская жизнь, по всему видно, шла давно заведённым порядком, с каждым годом получая улучшение. 5 октября 1785 года в семинарию был назначен учитель риторики, «с обучением притом латинскому и немецкому языках, истории и географии 1835 . В том же 1785 году в семинарию был назначен и учитель «латинскаго языка, российскаго чтения и письма», т. е., очевидно, низших классов 1836 . С начала 1787/8 учебного года в семинарии было уже три учителя – «высших», «средних» и «низших» классов – и появился префект 1837 . Учение, после этого, пошло полным ходом. Учеников было немного. По крайней мере, в сентябре 1787 года их в семинарии было всего 27 1838 . Преосвященный Виктор, вспоминая впоследствии время 178589 гг., говорит, что в семинарии тогда было до 100 учеников 1839 ; но преосвященный, очевидно, разумеет в этом случае или общую цифру учеников семинарии за все четыре года – 1785–1789, или же какой либо благоприятный момент, когда учащихся в епархии «семинаристов» действительно было до ста человек, но не иначе, как считая в этой цифре и воспитанников украинских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Создание русского консульства в Иерусалиме в 1858 г. имело свою предысторию. Первая попытка учреждения дипломатического представительства на Ближнем Востоке восходит еще к эпохе Императрицы Екатерины II. В 1785 г. в ряду консульств и вице-консульств, учрежденных русским правительством в различных портовых городах Греции и других областей Османской Империи, было и вице-консульство в Бейруте (указ Екатерины II от 16 мая 1785 г.). При отправке к месту службы, первый русский вице-консул в Бейруте капитан Реджи Коронелли получил Высочайше утвержденную подробную инструкцию. К сожалению, в результате начавшейся в 1787 г. Русско-турецкой войны он так и не прибыл к месту назначения. Лишь при Александре I, как было сказано выше, в 1820 г., было учреждено российское вице-консульство в Яффе. Этот пост занял Георгий Мострас (1787–1838), грек по происхождению, который служил с июля 1818 г. канцелярским чиновником в Константинополе в чине актуариуса 73 . Впрочем, констатировал Дашков, «происшествия 1821 года помешали успеху сего дела и затруднили русским путь к Св. Гробу» 74 . После Морейского восстания дипломатические и консульские представители России покинули пределы Османской империи. Лишь после заключения Адрианопольского мира Министерство иностранных дел возвращается к вопросу об обустройстве русского паломничества в Святую Землю и реорганизации консульского представительства. Изменение политической ситуации (оккупация Сирии и Палестины войсками египетского хедива) привело, как говорилось выше, к переменам религиозно-дипломатическим. Самое время было разыгрывать карту русского православного паломничества. Между тем им по-настоящему никто не занимался, последний документ, на который будут ссылаться в МИДе в начале 1830-х годов, – доклад все того же Строганова, который достаточно жестко и нелицеприятно изобразил положение российских подданных в Константинополе и Святой Земле, как лишенных материальной, нравственной и консульской поддержки. С появлением в Азиатском департаменте А.Н. Муравьева, только что возвратившегося из поездки по Востоку, министр Нессельроде дает указание провести необходимые совещания и консультации по упорядочению ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

12 Чти «Пращицы» ответ 14; «Обличения неправды раскольнической», л.116–122; «Розыска о раскольничьей брынской вере» часть 1, главы 8 и 9. 13 Чти к сим книжицу «Историческое известие о раскольниках», печатанную в Санкт-Петербурге 1787 года, с.9–11. 16 «Обличение неправды раскольнической», лист 117 на обороте; разных сочинений преосвященного Платона, митрополита Московского, том 6, с.21–24. 22 «Историческое известие о раскольниках», печатанное в Санкт-Петербурге 1787 года, с.15. «Новое полное историческое известие о старообрядцах», печатанное в Санкт-Петербурге 1794 года, с.8. 24 Взято из книги раскольничьей, называемой «История о отцах и страдальцах соловецких». Чти к сим «Полное историческое известие о старообрядцах», печатанное, как выше сказано, 1794 года, с.10–12. 25 «Увет духовный», лист 49 на обороте до 70; «Историческое известие о раскольниках», с.17–20; «Полное историческое известие о старообрядцах», с.13–22. О сих книгах выше помянуто. 26 «Историческое известие о раскольниках», с.21–23; «Полное историческое известие о старообрядцах», с.28–33. 28 Сии истории и другие, как то о белом клобуке, возложенном якобы от Константина императора на Папу Сильвестра, а потом чудными происшествиями якобы в Новгород пересланного от Филофея патриарха к архиепископу Василию, выпечатаны ухищрением раскольников, и надобно думать, что в польском городе Гродне, как и большой их катехизис, в котором на конце припечатано, что типом-де издана сия книга в типографии его королевского величества гродненской в лета от создания мира 7291. И поскольку оные распущены здесь развратниками в простой народ, то и нужно лжу их и нелепость изобличить так, чтоб самих издателей постыдить, а простодушных читателей предостеречь; ученикам же, сей трактат имеющим у себя, внушить, чтоб они теми лжами их же раскольников могли уличать. Поскольку ж на сем месте такового обличения писать не совместно, то отлагаем оное на конец сея книги и приложим, елико возможно будет, с особливым тщанием. 29 Автор использует также другой вариант наименования этого толка «онофриевщина» – примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Ю. Татищева с. Никольского Дмитровского у., он назван каменщиком и работал вместе с Захаром Никифоровым. В 1677 г. была построена Часовая башня. С 1678 г. Трофим Игнатьев, «подрядчик каменных дел», начинает работать самостоятельно. В этом году им построены Воскресенская башня и стена к ней от Часовой башни, т. е. вост. прясло. В это же время впервые встречаются сведения о покупке изразцов «для подзоров» в московской мастерской Степана Полубеса. В 1679 г. построены ворота с церковью над ними и часть юго-восточной стены от них до Воскресенской башни, в 1680 г.- оставшийся участок юго-восточной стены с Петровской башней, в 1681 г.- южная стена со Старицкой башней, в 1682-1684 гг.- часть западной стены с Германовой башней, в 1685-1688 гг.- оставшаяся часть западной стены с Кузнечной башней, замкнувшей кольцо стен. Две последние башни строились сразу с каменными шатрами, на остальных они сделаны в 1785-1787 гг., на Старицкой башне - в 1801 г. В XVIII и XIX вв. были переложены смотровые «чюланы» и шатрики над ними на всех башнях, их вид и размеры были в нек-рых случаях изменены в связи с тем, что они перестали использоваться в качестве защиты от нападения и превратились в декоративные. Общая длина стен (без башен) - 756,3 м, в плане они имеют форму неправильного шестиугольника - прямоугольника со стесанными вост. углами. Стены представляют собой массивную кирпичную кладку, возведенную на свайном основании. Фундаменты сложены из больших валунов на глиняном растворе. Цоколь стены - из тесаного белого камня. На отдельных участках его высота увеличивается за счет кирпичных рядов. По верху стены расположен боевой ход, куда со двора ведут 11 лестниц, устроенных внутри стен возле башен. В стенах имеются бойницы для нижнего (подошвенного), среднего и верхнего боя. Верх стены без зубцов. Первоначально стены имели тесовое покрытие, в 1785-1787 гг. стенка парапета была завершена кирпичными столбами с арками взамен деревянных, была устроена металлическая кровля. Башни различной конфигурации - 8-, 16-, 24-гранные - богато декорированы.

http://pravenc.ru/text/673721.html

XVIII до нач. XX в.), видимо, связано с тем, что оно и в самом скромном декоративном воплощении обнаруживает соответствующую мемориальному сооружению торжественность благодаря тому, что напоминает архитектурное сооружение - храм, даже в случае минимизации, «уплощения» его пространственной конструкции до формы киота. В то же время Н. в виде жертвенника могло быть насыщено символическими изображениями, создающими выразительный визуальный и сложный смысловой ряд. Жертвенник из белого мрамора на невысоком плинте над захоронением действительного тайного советника И. М. Измайлова († 1787, скульптор И. Г. Остеррайх, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) имеет завершение в виде волютообразных фронтонов с акротериями, в центре к-рого на невысокой округлой площадке помещена аллегорическая скульптурная композиция, символизирующая вечность: овитая змеей сфера лежит на крыльях с головой Хроноса, изображенного с 2 сторон. В неглубоких филенках с сев. и юж. сторон основания жертвенника расположены рельефные изображения жен. фигур - Минервы (аллегория мудрости) и девы с крестом на высоком древке и якорем (аллегория веры и надежды). Углы крестообразного в плане основания стали нишами для своеобразных «несущих» элементов - скульптурных львиных масок вверху под акротериями, в нижней части переходящими в крупную скульптурную же львиную лапу (лев - символ силы). Наполнено символами Н.-жертвенник гр. П. К. Разумовского († 1787, неизв. мастер, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) из белого мрамора, где жертвенник служит постаментом для скульптурной фигуры сидящей плакальщицы, опирающейся на урну (урна с прахом - знак бренности, символ траура; в наст. время композиция демонтирована и передана на музейное хранение),- универсальный образ скорби по ушедшему в мир иной, неувядающей любви, смирения и надежды. На лучковых фронтонах: на южном и северном,- опущенные пламенем вниз, т. е. угасающие, 2 факела (то же значение, что у свечи, лампы: горящие символизируют жизнь, погасшие - смерть), скрещенные в кольце змеи, кусающей себя за хвост (греч.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010