Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Очистись от сора мира сего и восстань со одра расслабленности своей, взяв на себя труд веры и любви, войди в дом свой и очисти себя для того, чтобы освободить в доме твоем место для Господа твоего. Воскреси свой ум, подними его от тли внешней, впусти его во внутренняя твоя, чтобы там он упразднился и пришел в состояние подобия Богу прежде всего в простоте – ибо Бог прост и «ничего не значащее избрал, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор. 1, 28 ). И тогда расцветет в тебе вера, какой не было «и во Израиле». Вера, о коей Господь сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17, 20 ; см. также: Лк. 17, 6 ). Вера, живущая любовью, ибо, как говорит апостол, «если... имею... и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13, 2 ). Тогда восстановится и первозданное единство всего существа человека – духа, души и тела – в его способности вернуть себе утраченное бог подобие, войдя в «источник живой воды», соединив себя с ним, слившись с ним, сделав свою сущность человеческую, внутреннее существо свое тем ключом, через который в мир изольются «реки воды живой» – Христовой истины. И тогда воистину сможешь ты, «душа человеческая, исполнить ту службу, которую тебе в дусе предживописа» Господь твой. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив, исправи, глухия же и немыя и ничащия низу исцели словом: да ты сплсешися, оклянная душе. «Господь исцелил кровоточивую прикосновением края риз Своих 1785 .; очистил прокаженных 1786 .; слепых и хромых, просветив, исправил; глухих же и немых 1787 . и на земле лежащих словом исцелил 1788 . – чтобы ты спаслась, душа окаянная». «Вера спасла» кровоточивую, прикоснувшуюся к краю одежды Христовой. Вера и благодарение Господу за милость Его спасли самарянина, страдавшего проказой, когда Господь явил Божество Свое, совершив исцеление, доступное только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

IV. Вторая Турецкая война После заключения Кучук-Кайнарджийского трактата и подавления пугачёвского бунта, наступил период мира, ознаменованный преимущественно внутренними преобразованиями, в течение которого деятельность Совета по делам политическим почти прекращается. Она возобновляется с 1787 года, т.е. со второй турецкой войны. Недовольная Кайнарджийским миром Порта, в течение двенадцати лет, направляла свои усилия к тому, чтобы разрушить выгоды, приобретённые в нашу сторону этим миром. Наконец в августе 1787 г., подстрекаемая Пруссией и Англией, она объявила России войну, посадив посла её в семибашенный замок. Напрасно лорд Кармартен заверял о дружественных намерениях своего правительства в отношении к России. Совет не был разубеждён его доводами и положил ответствовать ему «взаимным в словах расположением, разумея, впрочем, оные одною политическою уловкой, ибо слова ничего не стоят, кода дело уже сделано» (25-го сентября 1787 г.). По поводу таких же заверений со стороны Прусского двора, Совет положил: «на такое собрание слов учтивых ответствовать взаимным вежливым изъявлением» (27-го сентября 1787 года). Все приготовления к этой войне и распоряжения во время её, все военные дела и политические сношения, укомплектование и продовольствие войск, укрепление и оборона крепостей, вооружения и действия флотов – всё это проходило чрез обсуждение Совета. Но особенно важными моментами в ходе этой войны и в относившихся к ней рассуждениях Совета были: вступление России в союз с Римским императором, отклонение предлагаемого Пруссией посредничества к примирению нас с Турками и проект союза с Бурбонскими дворами. Вступление России в союз с Римским императором В ноябре 1787 г. Императрица сообщила Совету, под величайшею тайною, «полагая в сем случае нескромность как сущую измену», союзный трактат с императором Римским и «секретный артикул» оного на случай войны турецкой. В сем деянии Совет видел великую прозорливость Монархини, как таком, которое обеспечивает Россию против её сильных соседей, и выразил уверенность, что Императрица «всеконечно сохранит оный, яко творение Своего духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

11) Хотя нельзя предполагать, чтобы с учреждением показанной типографии и с всемилостивейшим позволением на издание богослужебных книг, сходных с старопечатными, могло открыться какое-либо злоупотребление в издании книг непозволительных, однако, ежели бы, паче чаяния, встретилось сие, то отвечают за оное избранные от прихожан попечители и предаются суду по законам, за чем иметь наблюдение и духовным надзирателям». В феврале 1820 года синодский указ об этом был послан московскому митрополиту Серафиму. [«Барнаульские ответы» или «Тюменьский странник». Рукопись. Сочинение это принадлежит крайней беспоповщине, кажется, бегунам, и составлено не ранее тридцатых годов нынешнего столетия, ибо в нем упоминается о мощах св. Митрофания Воронежского, которые открыты в 1832 году.] [Например, «Шестоднев» 1786 года, «Диоптра» 1787, «Лимонарь» 1787, «Канонник» 1787, «Сын церковный» 1787, кроме «Псалтырей», «Часословов», «Миней» и пр. т. п. Печатали и «Книгу о вере» и «Кириллову книгу» и др. без означения места печати.] [Например, изданные в 1788 году «Служебник», «Скитское покаяние», «Святцы», «Альфа и Омега», «Об отцах и страдальцах Соловецких», «Страсти Христовы» и др.] [«Собрание постановлений по части раскола по ведомству святейшего синода», II, 1 и 2.] [«Собрание постановлений до части раскола по ведомству святейшего синода», II, 1 и 2.] [В указе этом, между прочим, говорится об исключительном праве синодальной и других, в ведомстве синода состоящих, типографий печатать церковные или по священному писанию, вере, либо толкованию закона и святости относящиеся книги («Собрание постановлений по части раскола по ведомству св. синода», II, 11). При слушании этого указа в заседании синода, члены его согласились с мнением ярославского архиепископа Павла, что на этом основании и печатание книг для старообрядцев должно быть подведомственно синоду, так как книги эти также церковные и до веры относятся. Все действия синода, о которых в этой записке говорится, имели более финансовую цель.] [Оно принадлежало этому самому графу Холоневскому.] [«Полное Собрание Законов Российской Империи " , и «Свод Законов», том XVI, «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», ст. 65 и 66. Сравн. «Собрание постановлений по части раскола по ведомству святейшего синода», II, 134–138. Под заграничными изданиями, вероятно, разумеются напечатанные в Яссах, но в то время там раскольничьих книг еще не печаталось.] [Стало быть, и «Краковский Часослов» 1491 года, и «Скорининскую Библию» 1517, и венецианские и тюбингенские издания XVI ст., и т. п.]

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Груз. царь Арчил II представил свою полемику с Теймуразом в соч. «Прения Теймураза и Руставели», в к-ром «сказочности» и надуманности груз. поэзии, попавшей под влияние персид. лит-ры, противопоставил основанную на реализме новую лит. традицию. Лит. и общественные взгляды Арчила являлись прогрессивными для того времени; он первым в истории груз. лит-ры поставил вопрос о социальном неравенстве и выступил в защиту крестьянства. Его современник Иосиф Тбилели создал эпическую поэму «Дидмоуравиани», посвященную Георгию Саакадзе (Великому Моурави). Груз. поэты XVI-XVII вв. использовали классические размеры груз. стиха - 16-сложный шаири и 20-сложный чахрухаули. Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) «Мудрость вымысла» Сулхан-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), сборник басен, притч и коротких новелл, объединенных общей фабулой, отражает представления автора о просвещении, образовании, духовном и физическом воспитании молодого поколения; автор обличает пороки общества и фарисейство. Поэма «Бедствия Грузии» поэта-гуманиста Давида Гурамишвили (1705-1792) выдержана в эпическом плане и проникнута глубоким лиризмом. Его автобиографический сб. «Давитиани» (1787) состоит из 2 поэм и лирических стихов и является энциклопедией общественной жизни груз. народа. Действие его поэмы «Пастух Кацвия» (Веселая весна) развивается на Украине, где поэт провел последние годы жизни. Большая часть лирических стихов Гурамишвили написана в песенном жанре по мотивам народных романсов. Гурамишвили был хорошо знаком с груз. богословской лит-рой, в его произведениях широко представлены библейские и евангельские сюжеты, груз., рус., укр., отчасти польск. фольклор, его лирика изобилует украинизмами. Груз. царю-просветителю Вахтангу VI принадлежат переводы вост. лит. памятников «Калила и Димна» и «Амир-насариани», оригинальные элегии, лирические стихотворения и проникнутые духом высокой христ. морали поэмы.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Летом 1784 г. вступил в симбирскую масонскую ложу Златого венца, тогда же основанную И. П. Тургеневым; значился там «товарищем» (см.: Осмнадцатый век: Ист. сб. М., 1869. Кн. 2. С. 369; ни в одном из др. известных сегодня списков членов масонских лож имени К. нет). С июля 1785 г. жил в Москве в доме университетского Дружеского ученого об-ва, сотрудничал в изданиях Н. И. Новикова . Находился под влиянием возглавляемого последним кружка московских «мартинистов» (масонов-розенкрейцеров) (С. И. Гамалея, А. М. Кутузов , И. В. Лопухин , Тургенев, М. М. Херасков и др.); воспринял от них стремление к совершенствованию в себе «внутреннего человека», осуждение неверия и крайностей просветительского рационализма, возможно, также нек-рые либеральные политические идеи, но остался чужд их оккультным исканиям и ритуалам. К. перевел прозой с немецкого поэму А. фон Галлера «О происхождении зла» (М., 1786), в которой доказывается, что зло коренится не в общественном устройстве, а в поврежденной грехом природе человека. В 1787-1789 гг. вместе с близким другом членом новиковского кружка А. А. Петровым редактировал ж. «Детское чтение для сердца и разума» (в 1799-1804 К. переиздал журнал за 1785-1789; 3-е изд.- Орёл, 1819). Здесь появились первые его оригинальные произведения (стихотворения, повесть «Евгений и Юлия»), переведенные им отрывки поэмы Дж. Томсона «Времена года», главы из книги натуралиста и философа Ш. Бонне «Созерцание природы» (Contemplation de la nature, 1764-1765) и нравоучительные повести С. Ф. Жанлис. Сдержанно относясь к высоко ценимым в новиковском кружке мистико-моралистическим сочинениям, К. разделял представление членов кружка о поэзии как о «наставнице людей» и «святом языке небес», к-рый «нередко унижался», но всегда «для душ чистейшим благом будет», а из поэтов Нового времени, по признанию К., тогда «наиболее трогали и занимали его душу» «несчастных утешитель» Э. Юнг и «священный поэт» Ф. Г. Клопшток , а также Дж. Мильтон , Геснер и Томсон (стихотворение «Поэзия», 1787, 1791; опубл. в 1792). К. близко общался с нем. поэтом «Бури и натиска» Я. М. Ленцем и хорошо ориентировался в литературе англ. и нем. предромантизма. Франц. драматургам К. решительно предпочитал У. Шекспира, перевел прозой его трагедию «Юлий Цезарь» (М., 1787), а также трагедию Г. Э. Лессинга «Эмилия Галотти» (М., 1788).

http://pravenc.ru/text/1680981.html

Закрыть «Ничто не устоит против русского оружия» К годовщине взятия «Измаила» суворовскими войсками 23.12.2013 1524 Время на чтение 7 минут 11 декабря (старый стиль) 1790 года в ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. русские войска под командованием легендарного А.В.Суворова штурмом взяли «неприступную» турецкую крепость Измаил. Очередная война с Османской империей разразилась из-за ее нежелания примириться с результатами кампании 1768–1774 годов, главным из которых следует признать присоединение к России Крыма. Однако война, затеянная турками в июле 1787 года, оказалась для них крайне неудачной. В октябре 1787 года русские войска под командованием А.В.Суворова практически полностью уничтожили 6-тысячный десант турок, намеревавшихся захватить устье Днепра, на Кинбурнской косе , а затем последовали и другие блистательные успехи русского оружия – победы под Очаковым (1788), у Фокшан и на реке Рымник (1789). Но поскольку противник не соглашался принять условия мира, на которых настаивала Россия, и всячески затягивал переговоры, было решено взять штурмом стратегически важную Измаильскую крепость, стоявшую на левом берегу Килийского рукава Дуная. Поставленная русским командованием задача была не из легких – перед войной турки под руководством немецких и французских инженеров превратили Измаил в мощную крепость с высоким валом и широким рвом глубиною от 6 до 10 метров, местами наполненным водой. Стены крепости были 25-метровой высоты, по форме она напоминала треугольник, длинна которого простиралась на 6,5 километров. С 11 бастионов крепости грозно глядели 260 артиллерийских орудий, а за мощными стенами турецкой твердыни находился гарнизон в 35 тысяч человек, готовых драться до последнего, ибо приказ султана гласил, что в случае падения Измаила будет казнен каждый его защитник, где бы он ни был найден. Попытки взять крепость в короткие сроки оказались неудачными. Несмотря на соответствующий приказ, отданный главнокомандующим Русской армией князем Г.А.Потемкиным, действия военачальников были нерешительными и ввиду приближения зимы, 26 ноября на военном совете было решено снять осаду. « Общее настроение русских было невеселое: труды и лишения, понесенные под крепостью, пропали даром. Турки торжествовали неудачу противника радостными криками и выстрелами, русские хранили угрюмое молчание» , - отмечал известный исследователь военных кампаний А.В.Суворова, офицер Генерального Штаба Н.А.Орлов. Однако Потемкин не утвердил решения военного совета, предписав генерал-аншефу Суворову взять командования войсками, осаждавшими Измаил, на себя и штурмовать крепость. Весть эта, по словам Н.А.Орлова, как электрическая искра облетела войска, «все ожило, все до последнего солдата поняли, в чем будет состоять развязка минувшего тяжелого бездействия»: крепость будет взята.

http://ruskline.ru/history/2013/12/24/ni...

Кроме того в издании 1783 года (л. 335 на об. 4-я строка снизу) и в издании 1787 года (л. 384 на об. та же строка) стоить слово: основания, а в издании 1788 (л. 384 на об. та же строка) – описания; в издании 1783 года (л. 339. строк. 7 и 8-я снизу) и в издании 1787 года (л. 388 те же строки) напечатано: «ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребываете и Аз в нем»; но в издании 1788 года (л. 388 те же строки): «ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный и Аз в нем». Наконец количество слов на первой странице в издания 1787 рода меньше, нежели на соответствующей странице в прочих изданиях, так что единообразие сего издания с прочими начинается только с 4-й страницы, т. е. 2-го л. на обороте. 95 Так в каф черта есть нижний конец отвесной линии, которым сия буква отличается от реш; в реш черта есть едва приметное возвышение, которым сия буква отличается от далет. 96 Разумея под малыми заповедями нарушаемые Фарисеями и книжниками заповеди суда, милости и веры, мы, очевидно, не отступаем от толкования св. Златоуста, разумеющего под сими заповедями заповеди Новозаветные. Ибо правота, милосердие и вера, заповеданные а в Ветхом Завете, вполне раскрыты уже Христом и относятся к самому существу Новозаветной правды. 113 Эти объяснение не противоречит словам древнего Славянского переводчика толкования бл. Феофилакта, который говорит, что соперник есть совесть наша; потому что человек оскорбленный может предать нас Божественному суду силою Божественного же закона, или совести нашей, обличающей нас в грехах наших. 115 По ошибке писца после 17 главы поставлено над следующею не 18, но 19, и от сей последней счет глав продолжается без исправления до конца, а посему последняя глава названа 68-ю, тогда как в самом деле она есть 67-я. 117 В этой рукописи после 69-й главы вместо 70, по ошибке писца, поставлено 80, и этот счет глав продолжается отселе без исправления до конца, что соблюдено и в оглавлении Катехизиса. Посему последняя глава, на самом деле 82-я, показана 92-ю. 119 Число 21 поставлено в Гродненском издании над двумя главами; с следующей после них 22-й главы счет их идет в последовательном порядке до конца книги, так что последняя, 80-я, глава есть собственно 81-я.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Ф. Габлер. Гравюра К. В. Бока. 1794 г. Габлер [нем. Gabler] Иоганн Филипп (4.06.1753, Франкфурт-на-Майне - 17.02.1826, Йена), нем. протестант. библеист. В 1772-1778 гг. в ун-те г. Йены изучал философию и богословие; в 1778 г. получил степень магистра богословия за диссертацию о Послании ап. Павла к Евреям. Профессор ун-тов Гёттингена (1780-1783), Дортмунда (1783-1784), Альтдорфа (1785-1804; 21 июня 1787 получил степень д-ра богословия) и Йены (1804-1826). Лекция «О различии библейского и догматического богословия и о правильном определении целей обоих» (De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmanticae regundisque recte utrisque finibus), прочитанная Г. 30 марта 1787 г. в Альтдорфе при вступлении в должность профессора, была событием в истории становления библеистики в ее совр. виде. Г. впервые говорил о библейском богословии как о вспомогательной дисциплине историко-критической науки. Исходя из опыта дискуссии о независимой от церковной догматики интерпретации текстов Библии, он противопоставил библейское богословие, основанное на результатах историко-критического анализа (ибо «догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот» (Eichhorns Urgeschichte. Bd. 1. S. XV)), дидактическому характеру догматического толкования, к-рое, по Г., определено изменяющимися контекстом и дидактическими целями. Библейское богословие выявляет универсальные истины на все времена. Возможность такого противопоставления библейского богословия и догматики Г. видит в дифференцировании содержания религии и теологии, предложенном еще И. З. Землером , к-рый считал, что религия имеет дело с универсальными нравственными истинами, теология же является интеллектуальной рефлексией по поводу религ. истин. Библейское богословие оперирует с историческими реалиями и остается неизменным, систематическое богословие занимается различными доктринами и потому подвержено модификациям. В основе взглядов Г. также лежат положения И. Г. Эйхгорна, согласно к-рым миф является единственным способом выражения древними людьми своего восприятия действительности. Г. считал, что герменевтика мифа позволяет отличить примитивно выраженные истины от универсальных истин библейского богословия. Кроме того, он использовал теорию аккомодации Землера как инструмент, с помощью к-рого пытался отделить суть универсального нравственного учения Иисуса Христа от выражения этого учения в том или ином виде, определенного способностями людей в древности воспринять его.

http://pravenc.ru/text/Габлера.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010