Ядро нумизматической коллекции Британского музея в XVIII в. составили собрания Р. Коттона (1571-1631) и Х. Слоуна (1660-1753), в XIX в.- кор. Георга IV (1820-1830) и Английского банка, а также ряда частных собирателей. В 80-х гг. XX в. нумизматическая коллекция достигала 650 тыс. монет, из к-рых более 85 тыс.- греческие, 84 тыс.- римские и византийские, 76 тыс.- европ. средневековые и Нового времени, 71 тыс.- восточные, 62 тыс.- из Великобритании, ее колоний и доминионов. В основу собрания Кабинета медалей Национальной б-ки Франции легла версальская коллекция кор. Людовика XV, в свою очередь включавшая монеты из королевских собраний XVI в. Общее количество монет в нач. XXI в.- более 520 тыс. экз., из них античных - 225 тыс.; монет, отчеканенных в Галлии, совр. Франции вплоть до наст. времени - 60 тыс. экз., ближневосточных - 55 тыс. экз. Берлинский мюнцкабинет (с 2007 размещен в Музее Боде) после получения в 1868 г. статуса гос. музея приобрел ряд выдающихся коллекций каролингских, германских, итальянских средневек. монет. Общее количество монет превышает 500 тыс. экз., в т. ч. 102 тыс. греческих, 50 тыс. римских, 170 тыс. византийских, средневековых и Нового времени, 30 тыс. вост. монет. Коллекции Венского мюнцкабинета постоянно пополнялись на протяжении XVII-XIX вв. Собрание насчитывает более 700 тыс. монет, медалей, банкнот, в т. ч. более 150 тыс. античных монет, 120 тыс. средневековых и Нового времени. В США крупнейшими коллекциями обладают Музей Американского нумизматического об-ва в Нью-Йорке и Национальное нумизматическое собрание при Смитсоновском ин-те в Вашингтоне, к-рое включает более 12 тыс. рус. монет из коллекции вел. кн. Георгия Михайловича. Кроме того, одна из наиболее значительных мировых коллекций визант. монет находится в музее научного центра Дамбартон-Окс в Вашингтоне. Отдел нумизматики ГЭ ведет историю с 1787 г. Сначала он относился к б-ке Старого Эрмитажа, с 1864 г. стал самостоятельным отд-нием монет и медалей. Совр. название утвердилось с 1930 г.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

cit. p. 474, not.4). 43 О первоначальном числе дополнений к Синтагме Властаря можно безошибочно судить по старшему списку ее, пи санному в 1342 году, вероятно, еще при жизни самого автора, и находящемуся теперь в Москов, синод, библиотеке. См. архим. Владимира Описание греческих рукописей названной библиотеки, стр. 476–477. 45 Первое издание Екзомологитария вышло в 1796 г. в Венеции Мы имеем под руками 8-е издание (1868 г.), из которого и приведены в тексте слова, поставленные в скобки (см. в этом издании стр. 78, примеч.). Номоканон Постника составляет вторую часть Никодимова Екзомологитария (там же, стр. 112–147). Пидалион в первый раз издан был в Лейпциге в 1800 г. Мы пользуемся третьим изданием – 1864 г. (в Закинфе). Здесь номоканон Постника – на стр. 699–718. 46 Σντ. V, 432–445. Были еще два старшие издания Властаревой редакции номоканона Постника на древне-греческом языке: иеромонаха Агапия в Συλλογ πντων τν ερνκα θεων καννων (Венеция 1787, стр. 466–485) и в Κανονικν иеромонаха Христофора (К/поль 1800, стр. 312–325). 47 Доказательства тому и другому приводятся в примечаниях к издаваемому нами тексту первой части Номоканона. 48 См. в нашем издании и по нашему делению текста первой части Номоканона, отд. III, § 1. В позднъйших списках чинопоследования исповеди, принадлежащая к нашему Номоканону, епитимии, назначаемые в его правилах, приписывались к самым вопросам духовника, для немедленного объявления исповедавшимся. См. у Алмазова в цитов. сочин., т. III, стр. 46 и след. 49 Приведем слова Номоканона в славянском переводе по издании Берынды: «Камо днесь обрящешп сицева человека, да исполнит сицев канон (т.-е. весь состав епитимии по правилам Постника – с сухоядением и земными поклонами)? Елма же не можем за злу похоть нашу и нерадение, поне (то по крайней мере) от божественого причастия да удрежимся, якоже божествении отца уставиша. Они бо о въздрежании и о трудах или ином чесом от сицевых не реша, разве точью о божественнем причастии (т.-е. об удалении от него на известное число лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

о пред. и прес. прест. по изд. 1876 г. ст. 120). Запрещается печатать и продавать раскольнические богослужебные книги: но дозволяется приобретать и продавать печатаемые в особой типографии, учрежденной в Москве, богослужебные книги, сходные со старопечатными. Раскольнические богослужебные книги, привозимый из-за границы конфисковать (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 53 и 54). По ук. 1787 г. 29 июля и 1799 год. 10 февр. должно было отбирать у раскольников и доставлять в Консисторию «книги и рукописи, наполненные бранью на православие». В циркулярном указе Св. Синода от 30 апр. 1858 г. определяются как поводы к отобранию у раскольников книг, икон и вообще богослужебных принадлежностей, так и дальнейшие распоряжения епархиального начальства относительно отбираемых предметов. По существующему, на основании упомянутого указа, порядку, рассмотрение отобранных у раскольников книг, икон и других богослужебных принадлежностей лежит на обязанности местных епархиальных начальств; в случае отступления епархиальных начальств от исполнения предписанного означенным указом порядка, нарушенные чрез то права частных лиц могут быть восстановлены по жалобам их Святейшему Синоду. При рассмотрении отобранных у раскольников книг, икон и пр., епархиальные начальства, руководствуясь в точности указом от 30 апр. 1858 г., не должны доносить Св. Синоду обо всех своих по этому предмету распоряжениях, исключая случаев, когда епархиальное начальство само признает нужным войти по сему предмету с представлением для разъяснения каких-либо недоразумений (Ук. Св. Син. от 20 авг. 1868 г. за 47). Запрещается употреблять резные и отливные иконы не только в церквях, но и домах, за исключением малых крестов и панагий искусной резьбы. Вообще дозволяется лить из меди и олова и продавать в рядах только кресты, носимые на груди. Запрещается изображать на иконах одни символические (образовательные) знаки, как наприм. агнца вместо Христа Спасителя, символических животных вместо евангелистов. Вообще наблюдать, чтобы ни в продаже и нигде не было икон, неискусно написанных, и тем более писанных в странном и соблазнительном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

с резиденцией митрополита в г. Черновцах. – Под владычеством молдавских князей, в свою очередь подвластных Турции и вообще весьма покровительствовавших православной церкви, Буковина находилась до 1774 г. когда в силу Кучук-Кайнарджского мира России с Турцией она передана была во власть Австрии. Буковина получила тогда военное устройство на подобие Военной Границы. В 1787 г. военное управление заменено гражданским, и Буковина, как округ, была присоединена к королевству Галиции, в связи с которой она находилась до 1848 г. С 1848 г. Буковина образовала особую коронную землю – Воеводство со своим управлением, и считается принадлежащей к цислейтанской половине империи. С 1861 г. Буковина посылает в венский рейхсрат своих депутатов (30), составляющих буковинский сейм. Высшее местное управление воеводства Буковины сосредоточивается в г. Черновцах. Во главе его стоит областной начальник; ему подчинены 8 окружных начальников, соответственно 8 округам, на которые Буковина разделяется с 1868 г.: Черновицкий, Радовицкий, Сочавский, Серетский, Выжницкий, Сторожинецкий, Кимполунгский и Коцманский. Население Буковины составляют разные народы различных вероисповеданий. При последней народной переписи, произведенной во всей Австро-Венгрии к 1 января 1891 г, в Буковине считалось: 268,371 чел. русских, 208,217 румын, 82,717 евреев, 50,848 немцев, 23,604 поляков, 8,139 мадьяр, 536 чехов и словаков, 28 словинцев, 18 итальянцев и наконец 1 серб, разделявшихся следующим образом относительно вероисповедания: 450,773 чел. православного, 82,717 иудейского, 72,389 римско-католического, 19,810 униатского, 16,344 лютеранского, 3,213 старообрядческого, 747 армяно-католического, 3 чел. магометанского и 2 старокатолического вероисповедания. Наконец, 47 чел. заявили себя не имеющими никакого вероисповедания. Черновцы – главный город воеводства Буковины, расположен по берегу Прута на склоне довольно высокой горы Цецины. Жителей насчитывается в нём свыше 50 тысяч. Тут и русские, и румыны, и немцы, и евреи цивилизованные в немецком платье и нецивилизованные с пейсами, в меховых шапках и длинных кафтанах, и мадьяры, и поляки и представители различных других народностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

306 Шишков говорит в своих записках, что книга Госнера «с утверждения Его Императорского Величества сожжена». (Записки Шишкова. Чтен. в Общ. Ист. 1868, III, стр. 97). При сожжении её в Невской Лавре присутствовали губернатор Уваров и чиновники за обер-прокурорским столом в Св. Синоде, А. Павлов . Один экземпляр полуобожжённый, Павлов успел взять себе и сохранить. (Р. Арх. 1868 г., стр. 1368). 307 Суду преданы были переводчики и поправители: директор департамента народного просвещения Попов, (бывший профессор Казанского университета Яковкин, и чиновник Трескинский, цензоры Бируков и фон Поль, и содержатели типографий Н.И. Греч и Край. У последнего печатался немецкий оригинал, у Греча – перевод. 308 Подробности о процессе по делу Госнера в записках А.С. Шишкова (Чтен. 1868, кн. 3) и Н.И. Греча, участвовавшего в этом процессе ответственным лицом (Рус. Арх. 1868 г., стр. 1403). 309 Пожизненная пенсия по 3.600 р. в год, из капиталов Комиссии, сверх жалованья, назначена была Ястребцову за содействие к приведению в порядок бухгалтерии, Высочайшим указом ещё 8 Июля 1820 г. 310 Это была секта духоносцев, измышлённая есаулом Донского войска, Евлампием Котельниковым. Котельников с начала службы своей, с 1787 г., уже несколько раз подвергался крупным взысканиям за свой беспокойный характер и дерзкие поступки. В 1805 г. лишён был чинов; в 1815 г. чины были возвращены ему, но в 1817 г., за публичные, дерзкие порицания в церкви местных священников (Верхней Курмоярской станицы. В Чтен. Общ. ист. и древн. 1863 г., кн. 3 напечатано описание этой станицы, составленное Котельниковым), что они не по правилам отправляют богослужение и за распространение на Дону вредных толков о вере, предан суду и 4 года содержался в Новочеркасске; в 1824 г. фельдъегерем взят был в С.-Петербург, содержался 3 месяца и был отпущен; в конце 1825 г. вместе с дочерью, уряднической женой, Марией Кустовой, вторично взят в С.-Петербург, содержался на испытании у Фотия в Юрьевском монастыре, но через 6 месяцев посажен был в Шлиссельбургскую крепость, куда заключена была также и его дочь, и содержались там каждый в особом каземате, не зная один о другом; но через 6 месяцев заключения в крепости, в Марте 1826 г., Котельников отправлен был в Соловецкий монастырь на покаяние, дочь – в Кашинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

благов. вел. князя Владимира – в память 900-летия крещения Руси (в 65 руб.). В 1879 г. на пожертвования местного священника и прихожан приобретён колокол в 24¼ пуда весом на сумму в 470 руб. При церкви с. Денисовки священнослужителями состояли: 1) свящ. Иоанн Корницкий (1777–1780 гг.); 2) свящ. Андрей Корницкий (1780–1787 гг.); 3) свящ. Иоанн Вакулович (1787–1820 гг.), происходил из крестьян с. Сушовец Остр. уезда из фамилии Шалемай, начал службу с подьячего, потом стал священником, помещиком дер. Даниловки и получил дворянское достоинство; был замечательно большого роста и телесной силы, так что, как говорят, в часы воодушевления он перебрасывал кованное колесо с телеги через дом; передают, что свою прислугу он карал не иначе, как ударом одним указательным пальцем по лицу; он был весьма трудолюбив, а также сострадателен к бедным до того, что бывших своих крепостных крестьян за воровство вообще всего съестного не наказывал, так что эти бедняки, не стесняясь, обкрадывали своего пана-батюшку; 4) протоиерей Павел Иванович Вакулович – сын о. Иоанна Вакуловича (18271–1867 гг.), был благочинным с 1836 г. по 1867 г., при нём сгорела Денисовская церковь в 1865 г. от неосторожности бывшего старосты Ильичука; 5) свящ. Наркисс Ковалевский (1866–1868 гг.), соорудивший нынешнюю церковь в 1838 г.; 6) зять его – свящ. Сергий Демчинский (1868–1876 гг.) и 7) свящ. Николай Михайлович Ковалевский – с 1876 г. ныне служит. Село Денисовка и дер. Даниловка отдаляются одно от другой небольшою греблею и ставом и лежат на границе уездов – Заславского, Староконстантиновского и Кременецкого, на гористой равнине; почва чернозёмна с подзолом, требует тучного удобрения, часть сенокоса – торф; церковь в Денисовке расположена на меловой горе. В Денисовке есть Хутор-Лапники, где существуют старинные валы и рвы. Говорят, что на месте этого хутора было некогда село, которое было сожжено татарами, причём из жителей – одних они убили, а других взяли в плен. Остались в живых только двое – Данило и Денис, скрывшиеся в потаённом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Из истории основания села Елань-Колено, описанного в Воронежских Епархиальных ведомостях от 1867 г. в номерах 12, 13, 14 и 1868 г. в номерах 5 и 6. Существовавшая Казанская церковь в селе Еланском Колене Церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом св. Николая, каменная с колокольнею. В Еланском Колене первоначально построена была деревянная церковь в 1712 г. в честь Казанской Божией Матери; антиминс был освящен Игнатием, епископом Коломенским в 1713 г. В 1732 г. был при сей церкви священник Игнатий, а в 1756 г. Тимофей Павлов. Храм этот в 1787 г. был продан в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор на единоверческую церковь. Новый каменный четырехугольный храм построен в 1787 г. старанием священников Космы Абрамова и Павла Тимофеева. В 1780 г. была построена колокольня и соединена с церковью открытою галереею. В 1850 г. священник Федор Абрамов убедил прихожан устроить к северной и южной сторонам приделы, а открытая галерея – заменена скрытою трапезою. Алтарный выступ значительно удлинен и расширен, и церковь приняла крестообразную форму. Село Еланское Колено расположено на красивом изгибе (колене) реки Елани, впадающей в Савалу; отсюда произошло название села «Колено». Заселение села началось в половине XVI ст., жителей Елани более 7000 душ, выходцы они большей частью из Ефремова и Ельца… Земли усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 30 дес. Два штата, прихожан 2800 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1850 году в с. Елань-Колено была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, с колокольней. Восстановление после годов лихолетия началось в 1994 года за счет общих и отдельных пожертвований мирян. С 1996 года в храме совершаются богослужения. Елань-коленовцы зовут свой храм церковью Воскресения Христова. www.vob-eparhia.ru Казанская и Воскресенская - это разные церкви, которые действовали в с. Елань-Колено. Их называли Белая (из белого камня и Красная (из красного кирпича). Белой церкви сейчас нет, а Красная - Воскресенская - действут.

http://sobory.ru/article/?object=09127

3. Павел, Епископ Тотемский, первый викарий Вологодской епархии, скончавшийся 4 ноября 1874 года; погребен в нижнем этаже соборной церкви, в приделе преподобного Серия Радонежского. 4 . Арсений Борщевский, архимандрит, настоятель Спасоприлуцкого монастыря, скончавшийся на покое в 1764 г.; место погребения его в настоящее время неизвестно. 5 . Марк Аннинский, архимандрит, настоятель Спасоприлуцкого монастыря, скончавшийся 4 октября 1774 года; погребен против крыльца соборной церкви. 6 . Дионисий Аннинский, архимандрит, бывший настоятель Вологодского Спасокаменного Духова монастыря и инспектор Вологодской семинарии, живший с 1863 года на покое в этом монастыре и скончавшийся в 1868 году, 31 марта, в первый день Пасхи, во время утрени, в алтаре соборной церкви; могила его находится против алтаря соборной церкви, неподалеку от могил митрополита Ионы и архиепископа Симона. Из достойных упоминания лиц светского звания погребены:            1. Александр Сергеевич Нарышкин,бывший Вологодский губернатор, скончавшийся в 1797 году; место погребения его теперь неизвестно. 2 . Иван Яковлевич Барш, адмирал и кавалер, скончавшийся в 1806 году; погребен в нижнем этаже соборной церкви. 3 . Константин Николаевич Батюшков, известный русский поэт, родившийся в 1787 году 17 мая в Вологде и скончавшийся в Вологде в 1855 году, 7-го июля; небольшой из белого мрамора памятник над могилой его находится близь северо-восточного угла Екатерининской церкви. Сверх сего погребены многие лица из разных Вологодских дворянских фамилий, как-то: Анненковых, Боборыкиных (Алексей, Александр, Николай и Петр Васильевичи и проч.), Бартеневых (Семен Никитич и др.), Березниковых, Волковых, Грязевых, Дружининых, Ефимьевых, Зубовых, Косаткиных (Михаил Матвеевич), Левашевых, Мезенцовых, Мельгуновых (Алексей Петрович, род. 6 февр. 1787 г. сконч. 19 февр. 1852 г.), Наврозовых, Нееловых, Норман, Олешевых (Марья Васильевна, урожд. Суворова, род. 29 янв. 1746 г., сконч. 4 февр. 1800 г.), Остолоповых, Розвариных (Соликамский воевода Федор Данилович, сконч. 31 июля 1762 г.), Румянцевых, Сапоговых, Скульских, Суворовых, Чуровских, Шипиловых, Ярославовых. 17 V. Монастырские угодья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Пиково. Неизвестная церковь. Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1857 и 1868. Адрес: Липецкая обл., Чаплыгинский р-н, д. Пиково Координаты: 53.298894, 39.844445 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольское, Пиковы Рясы тож, расположенное на левой стороне старой Ряжской дороги. По оклад. Ряжск. кн. 1676 г. в с. Никольском значится уже церковь «великого чудотворца Николая», время построения которой не означено, в приходе к ней состояло в том селе Никольском, да в деревни Шереметевой, да в деревни Покровской тридцать дворов помещиковых пять дворов задворных слуг, пятьдесят четыре двора крестьянских, дворов бобыльских и всего девяносто дворов. Упоминаемая в XVII ст. Никольская церковь, как видно из прошения, поданного епархиальному начальству иер. Феодором Иоасафовым, к концу XVIII ст. пришла в ветхость, почему им в 1785 г. испрошено было разрешение на перестройку и исправление разного рода ветхостей; а в 1787 г. причт и прихожане просили об освящении их возобновленной церкви на старом антиминсе, которая существовала в том селе до 1867 г. Ныне на том месте, где находилась дер. Никольская церковь, доставлена часовня, в которой стоит древний резной образ св. Николая. Существующая ныне каменная Троицкая церковь с приделами Никольским и Покровским начата строением в 1857 г. В 1868 г. была освящена настоящая Троицкая церковь, а в 1870 г. приделы. В длину церковь простирается на 55, а в ширину на 32 аршина. Колокольня, имеющая в вышину 21 саж., окончена в 1863 г. Земли под усадьбами причта состоит 3 дес, пахатной 33 дес, из коих 3 дес. считается неудобной. На означенную землю плана нет, но межевая книга имеется. В состав прихода, кроме села с 213 дв., входят д-ни: Журавинка (в 3 вер.) с 285 дв. и Исакова (в 7 вер.) с 10 дв. В коих в 1885 г. числилось м. п. 1773, ж. п. 1825, в том числе грамотных м. п. 400, ж, п. 150. Школа, существующая с 1846 г., помещается ныне в особо отведенном для нее каменном доме. Кроме земледелия, прихожане занимаются преимущественно торфяными работами; пожар 1871 г., истребивший в с. Никольском до 60 дв. и пожар 1809 г., истребивший в дер. Журавинке до 150 дв., значительно повлияли на благосостояние прихода. В причте, вместо 2 свящ., по штату 1873 г. положены 1 свящ. и 1 псаломщ., в 1881 г. открыта вакансия 2 священника, а в 1882 г. и 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=17448

24 июня 1815 г. бирский священник протоиерей И. Агафонов рапортует в Оренбургскую духовную консисторию о выдаче священнику села Бугульчин Оренбургской губернии Я. Анциферову освященного антиминса. Благочинным протоиереем Стефаном Львовым 15 июля церковь была освящена. После освящения храма в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа село Мансурово окончательно стало именоваться Спасским. Ирина Данилова, начальник отдела научно-методической работы ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» Придел в храме один – в честь Нерукотворного Спаса Христова, престольный праздник 16 (29) августа. В 1816 г. выполнена роспись. Первоначально церковь не отапливалась, и лишь к 1859 г. были устроены три кирпичные печи с дымоходами. Дома для церковнослужителей были построены на территории помещичьей усадьбы, за неимением церковной земли. В 1861 г. вокруг здания была устроена деревянная решетчатая ограда. Рядом с храмом находилось здание для сторожа. Колокольня примыкала к храму с правой стороны, на ней размещался один огромный колокол (благовест), два больших (баса), два средних (альта) и два маленьких (дисканта). В церковно-приходской школе при храме проводились занятия для детей по основам счета, письма и катехизиса. С августа 1815 г. в спасской церкви служил священник Симеон Васильевич Тимашев (1787 г.р.). Он обучался в Оренбургской духовной семинарии, которая тогда находилась в Уфе, прекрасно знал поэзию и риторику, философию, богословие, языки – греческий и немецкий. Преосвященным Августином, епископом Оренбургским и Уфимским, рукоположен 22 февраля 1808 г. в сан священника в Троицкую церковь крепости Магнитной Верхнеуральского округа. В 1815 г., по резолюции Его Преосвященства, переведен в Оренбургский округ в село Мансурово. В семье у него: жена Александра Гаврилова (1794г.р.), дочь священника; дети: Александр, Илья, Павел, Надежда, Николай. В службе ему помогал дьячок Филипп Иванов. Священноцерковнослужителям, по решению А.П. Мансурова, положено было денежного жалования 250 руб. в год. Пахотной и сенокосной земли как руги (церковного источника дохода) не имелось. Да и такой размер жалованья был недолго. Перед крестьянской реформой 1861 г. жалованье от помещика составляло 59 руб. 15 коп., а после реформы окончательно было упразднено. Установлено было жалованье из Оренбургского казначейства на весь причт 258 руб. в год. Всего расходы храма на 1868 год составили 516 руб. 55 коп., что говорит, все-таки, о высоком обеспечении жизни прихода. Дома священнический и дьяконовский на 1868 год были общественные, дьяческий и пономарский – церковные, расположенные на территории помещичьей усадьбы.

http://sobory.ru/article/?object=33455

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010