27 Как и Муравьев (см. примеч. 22), Базили без всяких оснований был уверен в том, что Иерусалимская Патриархия «беспрекословно отдаст» по первому пожеланию России любой из греческих монастырей. История русско-иерусалимских отношений XIX – начала XX вв. не знает ни одного случая передачи русским какого-либо монастыря – даже за предлагавшуюся плату. 28 По российскому законодательству, не признавалось монашеское пострижение, принятое за границей. Иными словами, вопрос консула Базили относится только к русским паломникам, принявшим монашество без благословения священноначалия Русской Церкви. 29 Арсений, архимандрит (ум. после 1844) – создатель и первый настоятель Иерусалимского подворья в Москве. Родом из донских казаков. Совершив паломничество в Святую Землю, остался там и принял монашество. В «Путешествии калужских дворян Вешняковых», посетивших Иерусалим в 1805 г. упоминается «постоянно проживавший в Патриархии русский иеромонах Арсений». После 20-летнего пребывания в Палестине, Арсений в сентябре 1815 г. был направлен Патриархом Иерусалимским Поликарпом в Россию для сбора милостыни. По его инициативе, с Высочайшего разрешения, весной 1818 г. в Москве было учреждено Иерусалимское подворье. В результате нарушений и препирательств, заключен в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь под «строгий надзор» (1824). В 1836 г. по ходатайству Патриарха Иерусалимского Афанасия был выслан русскими властями в Константинополь, затем отправлен греками в Иерусалим, где, в конце концов, заточен в монастыре св. Саввы Освященного. Скончался после 1844 г. Его имя надолго удержалось в монастырской памяти и топонимии: в 1868 г. архимандрит Антонин (Капустин) при одном из посещений Лавры отметил, что для ночлега ему «отведена была келлия Арсениева, непосредственно под колоколами» (Дневник от 4 марта 1868 г.). 30 Бутенев Аполлинарий Петрович (1787–1866) – с 1804 г. в Коллегии иностранных дел, секретарь при товарище министра иностранных дел гр. А.Н. Салтыкове; с 1810 – в министерской канцелярии; в 1812 г. – в дипломатической канцелярии кн. П.И. Багратиона, в которой состоял до Бородинской битвы. С 1820 г. – в Константинопольской дипломатической миссии. И.д. поверенного в делах в Константинополе (1829–1830), посланник в Константинополе (1830–1843), посланник в Риме (1843–1855). После Крымской войны и заключения Парижского трактата, вновь был назначен в Константинополь – с временным дипломатическим статусом «с особым поручением» (1856–1858).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

218 Иеромонах Филарет состоял в числе клириков Московского Иерусалимского подворья; в 1850 г. назначен настоятелем. За труды по содержанию подворья, по предложению митрополита Филарета, Патриарх Иерусалимский Кирилл дал согласие возвести его в сан игумена (1856), а вскоре и в сан архимандрита (1858). В 1868 г. архимандрит Филарет получил от Патриарха Кирилла предписание о возвращении в Палестину для возведения на архиерейскую кафедру, но из-за тяжелой болезни уже не смог покинуть Москву, где и скончался осенью 1868 г. Похоронен на кладбище Данилова монастыря. 219 По церковному преданию, первым епископом Иерусалимским, предшественником Иерусалимских патриархов, был Иаков, Брат Господень – двоюродный брат Иисуса Христа, автор одного из соборных посланий (Иак.), вошедших в канон книг Нового Завета. 220 Так называли в XIX в. период церковной истории, охватывающий время апостолов и мужей апостольских (III вв.). 221 Состояние купола Ротонды в храме Гроба Господня станет с этого времени постоянной темой международных и межконфессиональных переговоров и притязаний. Документы о ремонте и реконструкции купола, осуществленной совместными русско-французскими усилиями в 1860-х гг., выделены нами в специальный раздел (см. ниже). 222 Храм Иоанна Предтечи на Муристане, построенный, по преданию, еще императрицей Евдокией в V в., многократно разрушался и восстанавливался. В 1836 г. был возобновлен Иерусалимской Патриархией после описываемого землетрясения. 223 Напомним, что патриарх Афанасий пишет свое письмо из Константинополя, где имел постоянное местожительство. Поэтому иерусалимское духовенство для него – тамошние. 225 Архиепископ Фаворский Иерофей прибыл в Москву, как отмечалось выше, 27 сентября 1833 г. и получил от Св. Синода право сбора пожертвований на год. Затем срок был продлен ему на три года. В связи с тем, что в 1837 г. срок пребывания Иерофея в России истекал, А.Н. Муравьеву и его покровителям пришлось приложить усилия к новому трехлетнему продлению. 226 Бутенев Аполлинарий Петрович (1787–1866) – с 1804 г. в Коллегии иностранных дел, секретарь при товарище министра иностранных дел гр. А.Н. Салтыкове; с 1810 – в министерской канцелярии; в 1812 г. – в дипломатической канцелярии кн. П.И. Багратиона, в которой состоял до Бородинской битвы. С 1820 г. – в Константинопольской дипломатической миссии. И.д. поверенного в делах в Константинополе (1829–1830), посланник в Константинополе (1830–1843), посланник в Риме (1843–1855). С особым поручением в Константинополе (18561858). Член Государственного совета (1856).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК ЧЕРНИКСКИЙ Св. Каллиник Черникский. Икона (?). 1956 г. (частное собрание) Св. Каллиник Черникский. Икона (?). 1956 г. (частное собрание) (в крещении Константин) [румын. Calinic de la Cernica] (7.10. 1787, Бухарест - 11.04.1868, мон-рь Черника), свт. (пам. румын. 11 апр.; пам. РПЦ 3 дек. вместе с его учителем исп. Георгием), еп. Рымникский и Новосеверинский. Его родители были глубоко верующими людьми, мать в старости приняла постриг с именем Филофея в монастыре Пасэря близ Бухареста. К. Ч. обучался грамоте и греческому языку в школе при одной из бухарестских церквей (предположительно Колця или св. Георгия), часто совершал паломничества в пригородный мон-рь Черника , куда и поступил в 1807 г. Был пострижен в монашество 12 нояб. 1808 г., 3 сент. болг. еп. Врачанский Софроний, находившийся в то время в Валахии, рукоположил его во диакона. В 1812 г. К. Ч. вместе с духовником был послан в Нямецкий монастырь для сбора средств на восстановление разрушенного землетрясением черникского монастырского храма свт. Николая Чудотворца. Жизнь монахов в древней обители повлияла на К. Ч. В 1813 г. в бухарестской ц. Батиште еп. Севастийский Дионисий (Лупу) (впосл. митрополит Унгро-Влахийский) рукоположил К. Ч. во иерея. Два года спустя К. Ч. стал духовником и великим экклисиархом обители. В 1817-1818 гг. совершил паломничество на Св. Гору Афон. Рака с мощами св. Каллиника Черникского в ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Черника Рака с мощами св. Каллиника Черникского в ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Черника 14 дек. 1818 г. К. Ч. избран монастырским собором настоятелем монастыря Черника и руководил им в течение 32 лет. В 1820 г. возведен в сан архимандрита. Число монашествующих постоянно росло: в 1824 г. их было 130, в 1838 г.- 300, в 1850 г.- более 350 чел. К. Ч. был духовным отцом мн. паломников, посещавших мон-рь. Настоятель стал широко известен благодаря делам милосердия. Так, в 1821 г. бежавшие в страхе перед тур. нашествием жители Бухареста и окрестностей в течение неск. месяцев питались в мон-ре Черника. В 1832-1836 гг. К. Ч. построил в мон-ре на острове храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый вскоре был разрушен землетрясением. К 1842 г. храм был отстроен заново; были возведены настоятельские покои, колокольня, монастырская больница, расписана ц. свт. Николая Чудотворца. В 1846 г. в мон-ре Пасэря, находившемся под управлением мон-ря Черника, началось возведение ц. Св. Троицы, затем кладбищенской церкви, в г. Кымпина - ц. Успения Пресв. Богородицы. К. Ч. построил приходские церкви в селах Буешти (совр. жудец Яломица), Сохату (совр. жудец Кэлэраши), оказывал материальную помощь монастырям Гигиу и Пояна-Мэрулуй, скиту Икоана в Бухаресте, церквам в селах Черника, Рэтешти, Геноая и др., основал школу в Кымпине.

http://pravenc.ru/text/1320069.html

Предтеча. Храмовый комплекс. Церкви Иоанна Предтечи и Воскресения Христова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, село Предтеча Координаты: 59.428235, 42.708189 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Современное местоположение: д. Предтеча, Толшменское с/п, Тотемский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Церковь Иоанна Предтечи в Толшемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Толшемская Иоанно-Предтеченская церковь, 1776 года, деревянная. Престол в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Здание представляет собой достаточно причудливую смесь древнерусского стиля с барокко. Нельзя не отметить некоторое сходство форм церкви с формами корабля (пусть и иное, не похожее на традиционное для каменного «тотемского стиля»). Служба в этом храме проводилась лишь в летнее время. Основной объём - восьмерик на высоком четверике с пятигранной апсидой, на подклете, с закрытым гульбищем, охватывающим с трёх сторон трапезную. В советское время закрыта, использовалась как складское помещение. Основной объём храма с апсидой обрушились в 2007 году. Ворая церковь - Толшемская Воскресенская, 1787 года, каменная. Храм зимний, теплый. «Каменный одноэтажный храм, в одной связи с колокольней», – так описывается он в исторических документах. В 1788 году при церкви числилось 556 человек, в 1868-м - 1365. В советское время закрыта, использовалась как складское помещение. Колокольня завершалась шпилем, основной храм - луковичной главкой на небольшом куполе. После пожара в 1990-х гг. обрушились завершения храма и колокольни. В Вологодском историко-архитектурном и художественном музее–заповеднике хранится икона 1707 года «Чудо Георгия о змие», выполненная мастером Иоасафом Клепиковым. В Вологодский музей икона поступила в 1929 году из церкви деревни Предтеча. Можно сделать предположение, что Иоасаф Клепиков – местный мастер. Традиционная иконография в этом произведении соединяется с грубоватой выразительностью жестов и ликов. Георгий представлен с непропорционально большой головой, фигура коня удлинена, иконные горки больше напоминают округлые камни, чем обычные скалистые возвышения с лещадками. На фоне, небрежно закрашенном синей краской, видно направление движения кисти. Своеобразное фольклорное переосмысление получает здесь изображение Солнца, расположенное в правом верхнем углу иконы. Однако именно неискушенность и простодушие иконописца придают удивительную притягательность этому образу», — пишут вологжане в путеводителе по экспозициям музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=50293

Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь. Храмы монастыря: Другие постройки монастыря: План составлен А.В.Богдановым Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в. Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена " тщанием " астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана). Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 - нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней - вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07744

Вахитовский район. Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне (новая). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Представляла собой домовую церковь городской богадельни и выстроена была в 1891. Средства на строительство храма выделила Ю.П.Годяева в память своего родственника - известного казанского купца и благотворителя Ф.Е.Постникова, которой пожертвовал приюту дом. Церковь, устроенная в 1850, прежде располагалась в пристрое к жилому корпусу богадельни, но из-за тесноты помещения было решено построить отдельное здание на красной линии улицы рядом с прежним зданием. Крупное здание - на невысоком цоколе с двухэтажным прямоугольным в плане основанием - имеет базиликальный характер за счет значительно приподнятого срединного объема по продольной и поперечной осям постройки. В южной, собственно храмовой части верхнего продольного объема над треугольными щипцами посажен низкий граненый барабан, несущий сомкнутой свод с главой (утрачен). Все торцы третьего этажа выполнены в виде щипцов. Фасады здания прорезают широкие квадратные проемы ритмично расположенных окон. Между ними и по углам выполнены рустованные лопатки. Часть проемов и ниш в щипцовых стенах верхнего этажа имеют арочные формы с декоративными завершениями шпилевидных очертаний. По верху стен протянуты профилированные карнизы небольшого выноса. Своеобразный памятник культовой архитектуры, эклектичный по своему объемно-пространственному решению и декоративному убранству. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. В 1848 г. Казанское городское общество открыло Дом призрения бедных, престарелых и увечных граждан г. Казани. Купец Василий Михайлович Ложкин пожертвовал для богодельни дом, выстроенный в том же 1848 г по проекту И. П. Бессонова. Поэтому даже в официальных документах это благотворительное заведение называли Ложкинской богадельней. Кроме Ложкина крупные суммы пожертвовали купцы Гавриил Афанасьевич Лихачев (1817-1868), Федор Михайлович Корольков (1787-1857). Богадельня содержалась на проценты с доходов Казанского общественного банка, принадлежащего городу. Первоначально в ней было 80 мест, позже количество призреваемых увеличилось до двухсот.

http://sobory.ru/article/?object=23496

Шихазаны. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1792. Адрес: Чувашская Республика, Канашский район, с. Шихазаны, ул. Михаила Сеспеля, 3 Координаты: 55.560662, 47.39242 Проезд:по автодороге Чебоксары - Канаш, указатель Шихазаны. Церковь расположена рядом с Республиканской психиатрической клиникой. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из архивных данных следует, что первая деревянная церковь в Шихазанах была начато в 1726 году строительство православного храма. А с 1729 года церковь первые открыла свои двери верующим селянам. На начало 1793 года в Шихазанах действовали 2 церкви. Одна из них - во имя Николая Чудотворца была каменной, другая - деревянная, ветхая, во имя Казанской Божией Матери. В 1804 году, после снесения деревянной церкви, оставшаяся каменная трехпрестольная церковь была переименована во имя Казанской Божией Матери с приделами святой великомученицы Варвары и Святого Николая Чудотворца. Первым священником Шихазанской церкви был Степан Григорьев. С 1809 года в Шихазанской церкви начал служить известный педагог- просветитель Яков Данилович Каменский, который основал Шихазанскую школу в 1819 году. В 1787 году в Шихазанах начали закладку нового храма. Церковь была построена небольшая и уже к 1833 году не вмещала всех прихожан из 17 деревень, особенно по праздникам. Министерство государственного имущества удовлетворило просьбу прихожан о расширении Шихазанской церкви и дважды выделяло ссуду. Придел и колокольня были разобраны до основания. К реконструкции приступили в мае 1861 года. были построены 2 придела и новая колокольня (гораздо выше прежней). После восстановительного ремонта 19 декабря 1868 года храм был освящен Чебоксарским епископом. В начале 20 века стало ясно, что храм нуждается в дальнейшем расширении. Принято было решение о мирском сборе средств на строительство (по 50 копеек с каждого жителя прихода). В 1913 году начались работы по расширению храма.

http://sobory.ru/article/?object=20106

Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В кон. XVII в. на территории епархии находилось ок. 218 храмов; в 1764 г.- 261; в 1850-м - 419, из них: 1 кафедральный и 8 городских соборов, 14 монастырских и 222 приходские церкви, 1 ружная церковь, 1 церковь при казенных заведениях, 14 кладбищенских, 166 упраздненных и приписных храмов, 251 часовня и молельный дом; в 1912 г.- 698, из них: 15 соборов, 50 монастырских церквей, 447 приходских и ружных храмов, 8 церквей домашних и при казенных заведениях, 2 единоверческих, 143 приписных и упраздненных, 33 кладбищенские церкви, 430 часовен и молельных домов. В 1850 г. в клире епархии состояли 8 протоиереев, 240 священников, 41 диакон, 368 причетников; в 1912 г.- 21 протоиерей, 355 священников, 53 диакона, 340 псаломщиков. Число монашествующих: в 1850 г.- 44 инока, 21 послушник, 17 инокинь; в 1912 г.- 162 инока, 58 послушников, 149 инокинь, 161 послушница. Органы епархиального управления В кон. XVII - нач. XVIII в. Архангельские архиереи управляли епархией через приказы: Судный (Духовных дел или Разряд), во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками, и Казенный, во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Местное управление осуществлялось старостами поповскими и десятскими священниками, соборные протопопы осуществляли надзор над духовенством десятин епархии. Особенностью управления в А. и Х. е. являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка приказных дьяков для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями. С кон. 20-х гг. XVIII в. функции приказов перешли к архиерейской канцелярии (с 1744 - консистория). С сер. XVIII в. управление на местах осуществлялось духовными правлениями во главе с соборными протопопами (в Вельске - до 1787, в Мезени, Пинеге - до 1847, в Холмогорах, Шенкурске - до кон. 60-х гг. XIX в.). С 1868 г. проводились епархиальные съезды духовенства. На съезде, проходившем 10-24 июня 1917 г. в Архангельске, рассматривались вопросы, связанные с созывом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , обсуждались реформы епархиального управления. Съезд высказался за сохранение консистории при условии введения в ее состав выборных членов от духовенства и мирян, в будущем консисторию должен был заменить выборный епархиальный совет из представителей духовенства и мирян. Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения, за свободу совести, против отделения Церкви от гос-ва. В соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. постановлением Временного правительства Северной обл. от 4 дек. 1918 г. в А. и Х. е. духовная консистория епархии была упразднена, ее функции были переданы новоучрежденному епархиальному совету, первое заседание к-рого состоялось 12 дек. 1918 г. Духовные учебные заведения

http://pravenc.ru/text/76432.html

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Сретенский храм стоял на землях, принадлежащих роду помещиков Хоненевых, и, повидимому, особо почитался ими. Здесь были их родовые могилы 18-19 веков. Сохранились надгробные плиты: Александр Семенович († 1787 г.), бригадир лейб-гвардии Преображенского полка; брат с сестрой Николай († 1845 г.) и Екатерина († 1855 г.) Александровны. А после того как Екатерина Александровна Хоненева (1788-1855 гг.) вышла замуж за князя Ивана Семеновича Храповицкого (1786-1864 гг.), тайного советника, столичного жителя, то и Храповицкие с их приближенными выбирали местом своего упокоения погост при храме Сретения Господня. В холодном храме за правым клиросом покоится И. С. Храповицкий. Над могильной плитой висела икона прп. Иоанна Лествичника с надписью " 17 февраля 1864 года " . Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма. В 19 веке приход состоял из села Ново-Николаевского и сельца Муромцева (4 км), а также деревень: Травинки (2 км), Жукова (3 км), Степанова (1 км), Горок (1 км), Галанина (4 км), Малиновки (4км), Передела (7 км), Большой и Малой Артемовки (13 км), Райков (2 км). По клировым ведомостям во всех этих поселениях числилось 387 дворов, в них было 1386 человек мужского и 1494 женского пола. В середине 19 века в с. Ново-Николаевском было 6 дворов. С 1868 года в селе была земская народная школа, в которой числилось 64 ученика. В церковной библиотеке хранилось Евангелие печатью 1654 года с подписью: " сию книгу приложил из Володимера соборной церкви... Николе Чудотворцу поп Матвей Семенов с детьми своими " . Другое Евангелие 1766 года с надписью " сие Евангелие сделано старанием контрадмиральши вдовы Анны А. Жидовиновой в 1768 г., приложено к церкви погосту Николы Новаго " . Была Минея месячная с надписью: " вклад Марфы Петровны Хоненевой 1761 года " .

http://sobory.ru/article/?object=06164

Во время войны Венгрии за независимость от Габсбургов (1703-1711) еп. Мартин Брайкович (1703-1708) потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Австр. имп. Иосиф I (1705-1711) и папа Римский Климент XI , чтобы сохранить лояльность Хорватии в условиях войны, согласились, но из-за кончины еп. Мартина статус Загребского еп-ства остался без изменения. Религ. реформы австр. имп. Иосифа II (1765-1790) изменили конфессиональное положение в стране. Так, напр., Патент о веротерпимости 1781 г. предоставил свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам и православным и ослабил позиции униатов по отношению к сербам, запрет в 1782 г. деятельности почти всех католич. монашеских орденов привел к закрытию мн. мон-рей в Загребском диоцезе. После объявления немецкого официальным языком империи (1784) епископы З. стали активно выступать за национальное возрождение хорватов, символом к-рого стало глаголическое письмо. Еп. Максимилиан Врховац (1787-1827) приобрел типографию и подарил 1 тыс. книг Загребской королевской АН. В 1849 г. при еп. Юрае III Хаулике (1837-1869) была учреждена хорват. газ. «Католический лист» (Katoliki list). 23 окт. 1847 г. хорват. Собор разорвал отношения с Венгрией, объявил хорватский официальным языком и потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Но только после участия хорватов в подавлении революции в Венгрии в 1848-1849 гг. австр. имп. Франц Иосиф I 7 апр. 1850 г. узаконил введение национального языка в Хорватии, а 12 авг. того же года З. стал кафедральным городом архиеп-ства. 11 дек. 1852 г. булла папы Римского Пия IX подтвердила этот акт и передала в юрисдикцию Загребского архиеп-ства Босанско-Сремское (Джяковское), Сеньско-Модрушское и греко-католич. Крижевецкое еп-ства. В 1855 г. архиеп. Юрай Хаулик способствовал заключению конкордата между Австрийской империей и Папским престолом, по к-рому попечительство над начальными школами в империи было передано католическим епископам (в 1868 отменено). В 1857 г. в З. было основано религ. молодежное об-во по изучению хорватской истории. В 1900 г. состоялся 1-й католич. хорват. съезд, к-рый возложил миссию спасения Хорватии как национального гос-ва на хорват. епископат. После издания энциклики папы Римского Пия XI «Ubi arcano Dei» (1922), посвященной теме сплочения католиков, в Хорватии появилось неск. католич. молодежных об-в, в т. ч. спортивных. При архиеп. Антуне Бауэре (1914-1937) стала выходить газ. «Католическая акция» (Katolika akcija). В 30-х гг. ХХ в. архиепископы З. активно выступали за заключение конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия, но он не вступил в силу из-за протестов со стороны Сербской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/182461.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010