В расстоянии полуверсты от церкви Воскресенской находилась каменная кладбищенская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (не сохранившаяся – ред.) с каменной колокольней и каменной сторожкой, построенная в 1868 г. на средства крестьянина Федора Федорова Левинского и других благотворителей. Вокруг этой, равно как по дороге от нее, к селу сделана земляная насыпь». Из истории также известно, что «В семье настоятеля храма о. Леонтия Ловецкого в 1787 г. родился сын Алексей, будущий академик, зоолог и физиолог, декан физико-математического факультета Московского университета». Стремление не только самому получить образование, но и дать возможность учиться и другому, было распространено в окских дворцовых селах. Количество и качество школ в этих сёлах достойно удивления. В Ловцах крестьянин Винокуров в 1712 г. основал училище где крестьянские дети могли получить азы образования. Купцом I гильдии Цыпулиным Иваном Козьмичом в 1895 году была построена 2-х этажная школа (ныне существующая – ред.) с церковью вмч. Екатерины. 25 апреля 1885 года Цыпулин был избран главой города Калуга. В этой должности избирался 4 раза и прослужил 16 лет. Особо можно отметить в деле развития народного образования в селе протоиерея Михаила Дмитриевича Арбекова (1850-1928), прослужившего священником на приходе 52 года, который «за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах по засвидетельствованию начальства Всемилостивейше награждён орденом Св. Анны 3-й степени 3-го февраля 1903 года». «1 марта 1900 года епископом Рязанским Полиевктом дано благословение за поднесение ему от прихожан наперсного креста с украшением для ношения с преподанием Архипастырского благословения». В том же селе родился в 1779 г. Дементий Иванович Цикулин – крестьянин-путешественник. Освободившись в 1808 г. от крепостной зависимости, он отправился в Астрахань, где подрядился сопровождать товары в Персию. Посетил Турцию, Индию, Иерусалим, Колумбию, Англию. В 1821 г. он вернулся, поселился в Нижнем Новгороде. В журнале «Северный архив» были помещены его воспоминания «Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Д.И. Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808г. по 1821 г., им описанные».

http://sobory.ru/article/?object=15722

6034): б) сборника с Киевского издания (Указ. 27 Мая 1844 г. 5489); в) молитвослова, в котором кроме утренних и вечерних молитв заключаются: последование всех часов и четыре акафиста: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Успению ее и Святителю Николаю и месяцеслов: а также акафистника, заключающего в себе акафист Иисусу Сладчайшему, Богородице, Успению ее, Святителю Николаю, Великомученице Варваре и Покрову Богородицы с канонами и молитвами, равно и месяцеслова сокращенного с акафистом Иисусу Сладчайшему, с тем, чтобы все означенные книги, за исключением акафиста св. Великомученице Варваре, печатаемого в Киеве, печатались по образцам, печатанным в Синодальных типографиях, и чтобы сокращенный молитвослов печатался церковным, а не гражданским шрифтом (Указ. 12 Июня 1854 г. 5480); г)   книги молебных пений на разные случаи, для снабжения данными экземплярами лишь церквей Волынской епархии (Указ. 5 Мая 1859 г. 3566), и д) Евангелия, акафиста и месячной Минеи по образцам Московской Синодальной типографии. (Указ. 5 Ноября 1859 г. 1268.) Печатаемые в Почаевской типографии с синодальных изданий книги не должны быть продаваемы выше цен, назначенных для них последних по каталогу синодальных типографий. (Указ. 15 Июля 1857 г. 5172.) Привоз из заграницы напечатанных там книг Свящ. писания на русском или славянском языках в пределы Империи ни под каким видом не дозволяется, так как по ВЫСОЧАЙШЕМУ именному указу от 27 Июля 1787 г. и последовавшему в исполнение этого указу Правительствующего Сената, от 17 Августа этого же года, печатание книг Свящ. Писания, помимо духовных типографий в других типографиях, как в Империи находящихся, так и в заграничных, положительно воспрещено; а перепечатание издаваемых Святейшим Синодом переводов св. книг составляет, по силе свода законов 1857 г. Т. 14 Уст. Ценз. ст. 297 и 304 38 самовольное издание, нарушающее принадлежащие Синоду права. (Указ. 3 Января 1868 г.) Воспрещается английским и другим миссионерам развозить в России книги Свящ. писания, издаваемые иностранными библейскими обществами, но предоставляется им открывать продажу таковых книг, по рассмотрении их цензурой, в лавках, на основании общих правил, изложенных в уставе торговом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Записи псалтыри: 1 . В конце псалмов: «Написана и окончена сия душеспасительная псалтырь по повелению госпожи Зилиханы, да послужит она ей в удовольствие и долгоденствие, аминь и кириелейсон». 2 . На первом листе: «Да прославит Бог в сей и будущей жизни царствование царя царей Георгия, повелением которого обновлен переплет сей святой книги». 3 . На том же листе: «Душу просвещающая книга сия псалтыр очень обветшала, почему и по приказанию его высокопреподобя и кавалера настоятеля Джручского монастыря архимандрита Кирилла исправил ее я, недостойный и грешный джручский иеромонах Софроний в 1868 г. Из лиц настоящих записей Зилихан нам уже известна – другой Зилихани не знаем: – это дочь дадиани Левана II, который указывает ее, вместе с сыном своим и женой Нестан-Дареджанью, во всех надписях своих в Хопи, Цаиши, Мартвили и пр. Леван умер в 1657 г., но судьба и время смерти Зилихани неизвестны (H. de la G., II, 1 livr., 647). Царь Георгий должен быть имеретинский царь Георгий VI, умерший в 1720 г. (ib, 643). 16 . Евангелие. Напрестольное большого формата с апостолом вместе с славянскими евангелием и апостолом, в богатой оправе. В начале следующая длинная запись церковно-строчными алфавитом: «О ты, св. Георгий Джручский, я из всего рода Адамова убогий, по приказанию царя моего отправившийся в Великую Российскую землю, удостоившийся лицезрения превознесенной великой государыни императрицы Екатерины и ее высокого благорасположения ко мне, и оставшийся в России два с половиною года, по возвращении в свой край, в неослабной любви к тебе пожертвовал храму твоему, усыпальнице нашей изготовленные там по заказу моему: Евангелие сие и апостол, на грузинском и русском языках, вместе переплетенные, богато украшенные эмалью и серебром золоченым, крест, потир, дискос, лжицу, воздух, два серебряных малых потира, два сосуда для вина, парчевую фелонь и орарь, подобных которым не оказывалось в Иверии... Прими их, великомученик Георгий, и взамен даруй мне милость твою, споспешествуй воинству нашему в благоугождение тебе, охрани и воспитай сыновей и дочерей моих... В лета от Р. Х. 1787». Приложена печать Зураба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

479 Все они на сегодняшний день хорошо изучены. См.: Корсунский И.Н. Предки Филарета//РА. 1894. Кн. 2. 5. С. 25–44, а также: Смирнов А. Детство, отрочество, юность митрополита Филарета (1782–808). ВиР. 1892. 13. С. 36–64. 480 В ведомости, представленной в Коломенскую консисторию в 1787 году, у священника Михаила Феодоровича значится «сын, не определенный в причет и в подушный оклад не положенный, Василий, 5-ти лет, Часослов обучает» (Корсунский И.Н. Предки Филарета. С. 39). При императоре Павле, правда, коломенским семинаристам велено было носить косички и треуголки, однако сломить силу быта это, конечно, не могло. 483 Свидетельство Н. Гилярова-Платонова : «Училище вскоре удостоено было архиерейского посещения. Приехал Августин… После обычных церемоний садится на ученическую лавку, заставляет переводить. Ни в зуб никто… – А ну-ка скажи, prelatus как «начало»? (т. е. как первое лицо глагола в настоящем времени) Ученик молчит. – Ну, ты, отец, prelatus как «начало»? Протоиерей Михаил Федорович дал ответ, которого ждал Августин. – Учи их, дураков, – промолвил архиерей, выходя из класса… Протоиерей, оказавшийся знающим слово prelatus, был отец уже начинавшего восходить на высоту Филарета Дроздова » ( Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Ч. 1. С. 69–70). 484 «Сначала меня не хотели принять прямо в философский класс, потому что лаврская семинария не хотела равнять себя с другими. Сделали мне экзамен: спрашивали из логики дефиниции. Я дал ответы. Вечером пришел я вместе с отцом к ректору Августину, который тут же в своих покоях заставил меня написать диссертацию на вопрос: an dantur ideae innatae? На это ничего не мог бы я отвечать по урокам своего прежнего наставника, но, роясь, когда учился в Коломне, в книгах своего отца, читал я учебник по философии Винклера. Там я получил об этом вопросе некоторое понятие. И моим ответом были довольны» (Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита Московского//ПО. 1868. Т. 26. 8. С. 507–508). 486 Из воспоминаний игумении Евгении о Московском митрополите Филарете//Филаретовский альманах. 3. М., 2007. С. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1854, 51); 11) Об авторе рукописи: Русское государство в XVII в. (Моск. Вед. 1859. 83); 12) Посещения Троицкой Сергиевой Лавры Императрицею Елизаветою Петровною (Моск. Ведом. 1861, 99): 13) Один из питомцев Сперанского (Русск. Вест. 1866, 1); 14) Дневник Корба. Перевод, с предисловием (Русск. Вестн. 1866, 4 и 12): 15) Цензурные дела 1786 – 1787 г. (напечат. в 18 веке, издан. П. И. Бартеневым, т, I. Москва, 1868). Многие из исторических трудов С. К. Смирнова, как-то мы, отчасти, уже и могли видеть на вышепоказанном, издаваемы были многократно, особенно же, из трудов церковно-исторического характера. Некоторые из них, как, напр., Указатель к обозрению Гефсиманского скита, Путеводитель от. Москвы до Троицкой Лавры и др., известны, едва ли, не всякому, путешествующему по дороге в Лавру, будучи продаваемы и на вокзалах Ярославской железной дороги, и в вагонах ее, и во всех Лаврских книжных лавках и в часовнях Лавры, скита и Вифании, и т. д., имея, таким образом, весьма широкое распространение и громадную популярность, наряду с популярнейшими произведениями пера нашего времени, хотя в заглавии их иногда и скрывается имя автора или за инициалами, или же и совсем. Некоторые из тех же трудов Сергия Константиновича предварительно выхода своего в свет, еще в рукописи, были просматриваемы таким высоким авторитетом учености, ума и духа строгого православия и любви к отечеству, как великий святитель Московский Филарет. Так, например, это, несомненно известно нам, относительно трудов С. К. Смирнова. Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры 20 ; Спасовифанский монастырь 21 ; Протоиерей Ф. А. Голубинский. Биографический очерк, и др. Так как многое из того, что было предметом исторических, особенно же, церковно-исторических, исследований С. К. Смирнова, так или иначе касалось Московской епархии, в частности Троицкой Лавры и ее многоразличных учреждений, высшим начальником которых был святитель Филарет, зорко за всем следивший и ревниво оберегавший все, относившееся к области его ведения, то нередко сами цензоры, пропускавшие в печать означенные исследования, по рассмотрении последних в рукописи, направляли их, для окончательного разрешения на пропуск в печать, к святителю Филарету, который, в свою очередь, долговременным опытом убежденный в необходимости все проверять своим взглядом, обыкновенно, также не пропускал их без рассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Рязань. Казанский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1550. Ссылки:   Адрес: Рязань, улица Фурманова, 56 Координаты: 54.631777, 39.76309 Проезд:монастырь находится рядом с площадью Свободы города Рязани, можно добраться на общественном транспорте троллейбусом «10» и «3» и автобусом «18» Изменить описание Храмы монастыря: Собор Казанской иконы Божией Матери Церковь Варвары Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рязань.Казанский женский монастырь Казанский Явленский монастырь, 1 класса, в Рязани. Основан в начале XVII века; на теперешнее место перенесен в 1787 года. В соборной церкви Вознесения находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Казанский Явленский девичий монастырь города Рязани был основан в XVI столетий (точная дата не установлена) и находился первоначально в близи Архиерейского дома на территории Рязанского Кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасским монастырем и называлась Явленской. «Явленским» монастырь назывался потому, что в нем хранилась старинная икона Божией Матери «Казанская», чудесно явленная. Точных сведений об истории иконы в архивах не сохранилось. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь на месте или около существовавшей здесь деревянной. По новому архитектурному плану города Рязани, утвержденному в 1779 году, решено было перенести Казанскую обитель в другое место. В 1786 году монастырь был перемещен из Кремля к Вознесенской церкви у Старого базара и занял усадьбу купца Ипатьева вдоль улицы Затинной. Перенесен был также и чудотворный Казанский образ Божией Матери. Эта икона славилась многочисленными чудотворениями, о которых дошли до наших дней лишь немногие документальные свидетельства. Любимый и почитаемый рязанцами образ был богато украшен серебром и драгоценными камнями. При игумении Екатерине в 1861 году в монастыре была учреждена  община, и при ней больница. В 1868 году, при игумении Евгении (второй), при монастыре открылось четырехклассное училище для девочек.

http://sobory.ru/article/?object=11703

Ламаниха. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ламанская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Ламаниха южнее д. Паричино, Несвойское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца на Ламанихе упоминалась в окладной книге 1618 г. Николаевская церковь, 1772 и 1789 г.г.(?). Каменная, одноэтажная, трехпрестольная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прп. Димитрия Прилуцкого (освящён после ремонта 6 октября 1868 г.), вмч. Димитрия Солунского. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран церковый староста, крестьянин д. Блинова Михаил Федорович Кудряков. Вологодская обл., Вологодский район, с. Ламаниха. Храм построен в 1778 году. В 1772 году освящён храм с двумя пределами в честь прп. Димитрия Прилуцкого и вмч. Димитрия Солунского. В 1787 году освящён каменный храм с пределом свт. Николая Мир Ликийского чудотворца. С этого времени храм имеет тот вид, который сохранился до наших дней. В 1947 году закрывался на полгода. http://svnik-lam.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Верхние ярусы колокольни Никольской церкви на Ламанихе являются почти точным повторением колокольни вологодской церкви св. Варлаама Хутынского (http://sobory.ru/photo/129795), построенной в те же 1770-е гг. На глухой русованый куб поставлен ярус звона, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными колоннами. Венчает колокольню сложной формы шатер, также с вогнутыми гранями, увенчанный тонким грушевидным шпилем. Колокольня Варлаамовской церкви поставлена на кровлю единого двухэтажного здания храма, что снижает производимый ею художественный эффект. Храм на Ламанихе состоит из 3-х объемов - четверика собственно церкви, очень низкой трапезной и трехъярусной колокольни. Такая композиция гораздо удачнее: колокольня здесь эффектно возвышается над трапезной. Подражанием верхнему ярусу колокольни вологодской церкви преп. Варлаама Хутынского с венчающим ее шатром и шпилем, но в очень грубых пропорциях, заметно в колокольне  Троицкого собора Череповца . 14 октября 2023. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08612

Сравнительный анализ трудов Лоренцо Скуполи и прп. Никодима Святогорца выполнен в работе [ Παπουλ δης]. Работа по сравнению всех трёх книг была сделана в середине прошлого века окфордским профессором, доктором философских наук, H. A. Hodges в его предисловии [Hodges] к изданному в 1952 г. английскому переводу Невидимой брани. Этот труд целиком выдержан в рамках традиционной для англикан теории «ветвей» и носит, скорее, публицистический, а не научный характер. Работа по сравнению всех трёх книг православными авторами не проводилась, тогда как такая работа могла бы быть интересна из-за внесённых прп. Никодимом Святогорцем и свт. Феофаном Затворником значительных изменений. Используемые источники При выполнении дипломной работы сравнивались следующие тексты: 1 . Combattimento spiritual в переводе на русский Ивана Самойловича Андреевского (1787 г.) [Брань духовная]. Этот перевод был издан в 2009 г. издательством «Азбука-классика». 2 . Ο Α ρατος Π λεµ ος в переводе на новогреческий иеромонаха Венедикта. Использовалась интернет-версия текста, доступная по адресу: 3 . Невидимая брань в переводе свт. Феофана Затворника [Невидимая брань]. В качестве дополнительных уточняющих текстов использовались издания: 1 . Combattimento spiritual в английском переводе с итальянского [Scupoli 1868]. Введение 5 2 . Ο Α ρατος Π λεµ ος в оригинале прп. Никодима Святогорца [ Α ρατος Π λεµ ος]. В тексте работы названия книг приводятся в их оригинале, либо в сокращении по первым буквам названия: • Combattimento spiritual или C. S. – книга Лоренцо Скуполи; • Ο Α ρατος Π λεµ ος или Α. Π. – книга прп. Никодима Святогорца ; • Невидимая брань или Н. Б. – перевод свт. Феофана Завторника. Глава 1. Combattimento spiritual Лоренцо Скуполи 1.1 Биографические сведения о Лоренцо Скуполи О жизни автора Combattimento spiritual известно немного. Наиболее полное его жиз- неописание удалось найти во вступительной статье к недавно переизданному первому русскому изданию C. S. 2 и в статье профессора H. A. Hodges, предваряющей собой изданный в середине XX века английский перевод Невидимой брани 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ныне существующий храм – третий по счету. Первый был деревянный, двухпрестольный – во имя собора пресв. Богородицы и свят. и чудотв. Николая. Упоминание об этом храме встречается под 1665 годом, из чего можно заключать, что во 2-й половине XVII века он уже существовал. В 1735 году этот храм сгорел и вместо него был построен новый храм, то-же деревянный и в честь тех-же двух праздников. В 1787 – 1794 г.г. иждивением прихожан был построен каменный храм, доныне существующий. В этом храме первоначально был отделан южный придел, с перенесением в него из прежней деревянной церкви иконостаса и всей утвари церковной. В 1797 году придел этот был освящен во имя свят. и чудотв. Николая; деревянный же храм по ветхости разобран. В 1814 году освящен главный храм во имя собора Пресв. Богородицы. В 1864 – 1865 г.г. построен придел с северной стороны храма и освящен во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсанофия. Из предметов церковной утвари заслуживают внимания подревности – оловянные потир и дискос со звездицею, весом в 2 фунта во всем приборе. В приходе сей церкви 13 часовен: (в селе 3 час. кам., в Ключе 1 дер. и 1 кам., Ячменевой 1 кам., Ялани 1 кам. и 1 дер., Бабиновой 1 кам., Пердуновой 1 кам., Михалевой 1 дер., Грязнухе 1 дер. и Маньковой 1 кам.), из которых замечательна часовня в честь мученика Неофита, находящаяся в самой слободе и построенная в 1870 году на память потомству о кончине в слободе Невьянской Преосв. Неофита, Архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго, последовавшей в 1868 году в бытность Владыки в сей слободе проездом по обозрению епархии. Ежегодно 5 Июля, в день обретения честных мощей преп. Сергия, Радонежскаго Чудотворца, бывает крестный ход к этой часовне, причем сначала поется молебен преп. Сергию и мучен. Неофиту, а затем лития по преставльшемся архиепископе Неофите. Для помещения причта имеются два церковных дома. В дер. Ялань существует с 1896 г. ц.-приходск. школа, помещается в наемном здании. Источник: сайт историка Оксаны Корневой Невьянское (Невьянская слобода). Церковь Собора Пресвятой Богородицы

http://sobory.ru/article/?object=22364

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010