1787 г. отправившейся в путешествие «в полуденный край России», и сопровождать ее. При учреждении Олонецкого наместничества в мае 1784 г. императрица повелела: «По приличию и надобности, чтобы епископ Олонецкий имел пребывание свое в губернском городе, сделать план дома его с соборною церковию и училищем и оный со сметами нам немедленно представить». Однако строительство перечисленных в указе зданий так и не началось, а Петрозаводск стал епископской резиденцией только в 1828 г. (см. ст. Петрозаводская и Карельская епархия ). После перевода еп. Амвросия в Екатеринослав викарная Олонецкая кафедра замещена не была и состояла «в собственном управлении» Гавриила (Петрова), митр. Новгородского и С.-Петербургского. 15 марта 1787 г. последовал именной указ: «Олонецкую Епархию соединить с Архангельскою, составя оную из Губерний Архангельской и Олонецкой, почему и Епископу ее именоваться Архангельским и Олонецким». На тот момент Архангельскую кафедру занимал еп. Вениамин (Краснопевков), переведенный на нее в 1775 г. из викариев Олонецких (оставался в должности до 1798). Ему предписывалось иметь местопребывание в Архангельске, «покуда Архиерейский дом в Петрозаводске окончан будет, а тогда перевесть его в Петрозаводск». Незадолго до издания указа завершилось строительство в Архангельске архиерейского дома, стоившего казне ок. 25 тыс. р. Согласно данным А. Щекатова (1805), при учреждении в 1764 г. О. и К. в. в нем насчитывалось 9 монастырей и 383 церкви, к упразднению вик-ства в 1787 г. число приходов достигло 457. Очевидно, столь значительный рост количества последних связан не только со строительством новых храмов, но и с открытием самостоятельных приходов при «выставочных» церквах (возникших как приписные к главному храму погоста). Указ от 15 марта 1787 г. находился в русле правительственных мер по приведению епархиальных границ в соответствие с новыми границами губерний (наместничеств). Во исполнение указа Синод определил причислить из бывш. Олонецкой епархии к Новгородской г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Своеволие это вызывало сильные жалобы православных Украины. 1181 Не довольствуясь этим, Смогоржевский, по обычной своей страсти к широкой постановке дела, стал собирать сведения обо всех церквах Украины, когда-либо бывших в унии или заявлявших желание быть в ней. Этот большой труд составляет целую книгу, 1182 и, вероятно, он то приводил Виктора еще в 1786 года к убеждению, что Смогоржевский хочет всю его паству отторгнуть от православия, хотя в это время, труд Смогоржевского далеко еще не был кончен. Труд этот нужен был для времени несколько позднее. В 1787 году, ко времени приезда короля на Украину, русские войска вышли из неё. Дворянство киевского воеводства собралось благодарить за это короля. Смогоржевский принимал в этом деятельное участие. 1183 Он занимал положение руководителя этого дворянства и старался еще больше закрепить его. В начале октября того же 1787 года, когда началась война России с Турцией, он писал Левинскому, что желал бы иметь из Варшавы известия, чтобы посылать к панам в роде газеты и просвещать их, как это он всегда делал в Полоцке. 1184 Уния от этого должна была выиграть существенным образом. При содействии панов и без помехи со стороны русских войск удобно можно было устроить status quo, какого всегда желал Смогоржевский, т. е. обратить в унию всех так называемых им апостатов. К этому делу, нужно думать, много уже было подготовлено в 1787 года, когда само польское правительство пожелало составить смешанную комиссию. 1185 3 сентября (24 августа) холмский епископ Ростоцкий, тогда еще мало знакомый с делами Смогоржевского, писал к ному: «что бы из этой комиссии извлечь пользу, нужно иметь на готове сведения, когда какая церковь основана и когда приступила к унии, а также нужно между членами комиссии иметь друзей.» 1186 В том же 1787 года была даже мысль призвать в Радомысль на суд митрополита всех так называемых апостатов, т. е. православных священников, перешедших из унии. 1187 Но Смогоржевский как будто уж так был создан, чтобы задумывать широкие планы и постоянно испытывать неудачи. Неудачи преследовали его и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

24) Игумен Филарет Финевский, префект коллегиума, подпавший ответственности по доносу гражданских чиновников за увольнение нескольких крестьян монастырских на свободу и уволенный от управления в 1787 г. 25) Венедикт, архимандрит прежде Ахтырский, а с 20 апреля 1787 г. Святогорский, определенный в ожидании посещения Святогорской обители императрицею Екатериною. При нем Святогорский монастырь закрыт. Указ Белоградской консистории с высочайшим повелением и с распоряжением Святейшего Синода по сему предмету был подписан 22 июня 1788 г. Но еще прежде того «29 августа 1787 г. прибывший в оный монастырь Екатеринославскаго наместни чества господин экономии директор, Феодор Михайлович Корбе, все монастырское, экономическое и церковное имущество описав, отобрал и не дав ни кому в приеме онаго росписки, к сохранению онаго определил нарочный караул; монашествующих из монастыря выслал», — так писал архимандрит Венедикт в донесении от 8 сентября 1787 г., прописанном в распоряжении консистории от 7 декабря 1788 г. По указу Святейшего Синода консисториею Белогородскою храм монастырский обращен в приходскую церковь; утварь необходимая оставлена в храме, а прочая куда девалась, неизвестно. Имение монастыря до 2000 душ крестьян и земля с лесом до 27 000 дес. взяты в казну. Так окончилось древнее существование Святогорской обители! В 1842 г. боголюбивые Татьяна Борисовна, урожденная княжна Голицына, и супруг ее, Александр Михайлович, Потемкины, движимые искренним христианским благочестием, положили возвратить Святым горам древнее святое назначение их быть убежищем для ищущих единого на потребу. Местность древнего Святогорского монастыря, с лесами до 18 тыс. дес., с землею пахотною до 9 тыс. дес. и с 4 тыс. крестьян перешла к ним от княгини Юсуповой, получившей все это от г. Энгельгардта — наследника светлейшего князя Потемкина. Благочестивое предположение свое благочестивые Потемкины представили на усмотрение Святейшего Синода. По рассмотрении предположений местным архипастырем Святейший Синод признал необходимым восстановление древнего Святогорского монастыря для духовного утешения и назидания целой страны.

http://sobory.ru/article/?object=02883

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Село Низы 22 находится в 226 вер. от Петербурга и в 60-ти от Гдова, на старой почтовой дороге из Луги в Гдов, на низменности, в полуторых верстах от р. Плюсы. Подле погоста расположены мыза Низы и село Сербино. Жители погоста и Сербина берут воду из пруда, образовавшегося здесь из подземных ключей. Первая, деревянная, построенная помещиками Языковыми церковь , существовала 110 л.; вторая, нынешняя, также деревянная, построенная ими же, холодная, была в двух саженях от прежней. Престол прежней церкви обозначен часовенкой. Настоящая церковь заложена 1784 г., мая 16 дня, и освящена 1787 г., сент. 18 дня, что видно из следующей грамоты: «Божиею милостью, смиренный Гавриил, архиепископ Великого Новограда. По благодати, дару и власти... благословили мы, по прошению и желанию артиллерийского инженерного шляхетного кадетского корпуса сержанта Никифора Секерина, в вотчине его Гдовского уезда, в выставке Низу, вместо ветхой деревянной, святого Николая Чудотворца церкви, вновь в тоже именование построить новую деревянную церковь, которую заложить, под надзиранием благочинного, приходскому священнику, алтарем на восток; по построении же убрать ее святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святые правила церковные и уставы повелевают, и святый престол уготовить в вышину аршин шесть вершков, в длину аршин восемь вершков, а ширину – аршин четыре вершка. Когда же сия церковь строением и украшением в совершенство приведена будет, тогда о освящении ее просить особым доношением. Дана сия грамота, с приложением нашей архиерейской печати, в Святотроицком Александро-Невском монастыре, февраля дня, 1783 года». Кроме грамоты есть над дверями, на толстой бумаге, следующая надпись: «прежней церкви святого Николая Чудотворца, коя создана была прежними помещиками, господами Языковыми, а предками нынешнего зде владельца, господина премьер-майора Ивана Богдановича Секерина, жене его Анне Михайловне деда родного Петра Ивановича и братий его родных, а ее двоюродных дедов Якима второго (?) Языковых, в лето от миробытия 7185, декабря 6 дня, чему от того времени по нынешний 1787 год, то есть по освящении сей новосозданной церкви минуло 110 лет, и для достопамятства сие обозначено. А сия новосозданная церковь основана 1784 года, мая 16 дня, а освящена 1787 года, сентября 18 дня, при владении сим селом помещика г. премиер-майора Ивана Богдановича Секерина».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

67 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, в 1767 году переведён из Антониева монастыря. В 1774 году, Августа 6 дня, хиротонисан в Епископа Вятского. 68 . ТАРАСИЙ Вербицкий, в 1774 году переведён из Антониева монастыря. В 1775 году, Апреля 2 переведён в Иверский монастырь. 69 . АРСЕНИЙ I Бузановский, с 1775 года переведён из Спасо–Ярославского монастыря. В 1782 году переведён в Юрьев Новгородский монастырь. С 1787 года Настоятелями паки стали быть Ж) Епископы Старорусские: 70 . ФЕОФИЛ Раев, в 1782 году, Мая 26 переведён из Антониева монастыря Архимандритом. В 1787 году, Апреля 21, хиротонисан в Епископа Старорусского, Викария Новгородского с предоставлением Настоятельства Хутыня монастыря. Он скончался в 1812 году, Декабря 22, в Тамбове, будучи там с 1788 года, Мая 6, Епархиальным Епископом. 71 . АФАНАСИЙ Вольховский, с 1787 до 1795 года. Потом Епископ Могилёвский. 72 . ДОСИФЕЙ Ильин, с 1795 до 1798 года, потом Епископ Орловский. 73 . АРСЕНИЙ II Москвин, с 1798 года. В 1799 году переведён в Воронеж, и там, в 1810 году, Мая 6 скончался. 74 . АНТОНИЙ III Знаменский, с 1799 по 1802 годы. Ныне Архиепископ Ярославский. 75 . МИХАИЛ Десницкий, с 1802 до 1804 годы. Ныне Архиепископ Черниговский. 76 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, с 1804 по 1808 годы. Ныне Епископ Калужский. 77 . АНТОНИЙ IV Соколов, с 1805 года, Февраля 2. Ныне Епископ Воронежский. 78 . ИОАСАФ II Сретенский. В 1810 году, Ноября 21, хиротонисан из Архимандритов первоклассного Калязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. В 1813 году, Июля 6, переведён в Смоленск. 79 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1813 году, Сентября 21 хиротонисан из Архимандритов Троицы Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Ректоров Александро-Невской Семинарии. 126 В этом приделе в 1809 году, Января 30, погребён супруг её, действительный Статский Советник и Кавалер Иван Карлович Борзов. 128 Трость эта мерой в длину 1½ аршина и ½ вершка, толщиной 1½ вершка, набалдашник шарообразный хрустальный в окружности равен 3 вершкам. 130 Rerum Moscoviticarum commentarii Sygismundi liberi Baronis in Herberstein & caet. Edit. a Ioh. Operino. Basileae. Герберштейн был в России в начале XVI столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В середине лета 1609 года поляки разграбили и сожгли Нерехту, убили многих жителей. 18 век ознаменовался для Нерехты возведением новых каменных храмов: Казанского собора (1709-1725), церкви Богоявления (1710-1725), Воскресенской (1770-1787), Благовещения , Крестовоздвиженской (1787), Преображения (1787-1791), и гражданских строений – полотняная фабрика и два жилых дома сохранились до сих пор, быстрым ростом промышленности (первые промышленные предприятия – серный и квасцовый заводы). Разведение льна со второй половины 18 века дало резкий толчок развитию текстильной промышленности. В Нерехте сохранилось здание полотняной фабрики, построенной в 1761 году, - одно из первых каменных промышленных строений России. В 1778 году Нерехта стала уездным городом с присвоением ей герба, состоящего из двух частей. В верхней - герб Костромы, а внизу, на золотом фоне - раковины двух улиток, символизирующие протекающие здесь две реки - Нерехту и Солоницу - богатые моллюсками. В 1781 году был составлен первый генеральный план города. К этому времени город располагался по обе стороны реки Нерехты и имел густую сеть улочек и переулков. Основными улицами были три, ведущие в Суздаль, в Нижний Новгород, в Ярославль. Центр города располагался на правом берегу реки и был отмечен собором Бориса и Глеба ( Казанский собор был построен на его месте по приказу Петра I в 1709-1725 гг.). Примерно на равном расстоянии от собора в разных концах города возвышались 5 приходских церквей, являвшихся высотными доминантами города. Напротив собора находились магистрат и здание полиции. Здесь же располагались и многочисленные торговые лавки. Во второй половине 18 века город украсился зданиями, сооруженными по проектам талантливого архитектора-самоучки С.А. Воротилова, уроженца села Большие Соли. Много замечательных сооружений оставил он землякам, церковь Варвары , церковь Преображения , Крестовоздвиженский храм , дом купца Хворинова. Так как дома в городе были повсеместно деревянные и большую часть домов покрывали соломой, Нерехта не смогла уберечься от пожаров. В ночь с 14 на 15 июля 1785 года почти полностью сгорела.

http://azbyka.ru/palomnik/Нерехта

Столь многие вдруг новые распоряжения не могли быть скоро исполнены, а некоторые в том же году по неудобству исполнения и отменены, как то, именным указом от 13 июля того же года дозволено уже митрополиту иметь пребывание как в Лавре, так и в доме своем при соборе; а пока сделан будет план Киеву и устроится дом для академии внутри верхнего города, оставаться ей в Братском монастыре, не включая однако же его в штат; ректору и учащим быть в числе положенных по штату при архиерейском доме и Лавре и содержание получать из сумм, на оные и на академию определенных; госпиталь устроить в Межигорском бывшем монастыре (который однако же в 1787 г. весь выгорел и остался в запустении до 1798 г., с коего заведена в нем фаянсовая фабрика), а инвалидный дом учредить в Кирилловском монастыре. В 1787 г., когда императрица, путешествовавшая в южные российские губернии, пребывала целую весну в Киеве, то по представлению Преосвященного Самуила указом 15 марта повелено академию навсегда уже оставить в Братском монастыре, который и содержать из 8400 рублей суммы, на него определенной, заимствуя для священнослужения монахов из Киево-Печерской Лавры; дать для академии загородной дом и выгонную землю против второклассных монастырей; завести для оной в Лавре гражданскую типографию с тем, чтобы печатать книги как на российском, так и на иностранных языках; прибавить к отпускаемой на академию сумм еще по 600 рублей ежегодно; Переяславскую семинарию содержать на сумму академическую, отпуская на оную по 500 руб. и быть ей в зависимости от академии; указом того же числа греческий Екатерининский монастырь повелено перевести в Петропавловский, оставив ему в подворье и Екатерининский, и быть ему на основании Московского Греческого монастыря, то есть без отчетов употребления своих штатных сумм и доходов, коих остатки дозволено обращать на милостынное подаяние православным монастырям, под игом турецким и татарским находящимся; монастыри мужской Золотоношский Красногорский и женский Киево-Иорданский упразднить, а Киевским ружным церквям хлебный и прочий кормовой оклад указом 1787 г. апреля 15 велено заменить денежным, и тогда же упразднена одна ружная Покровская церковь в Старом городе, а вместо нее приходской сделана Трехсвятительская. В 1789 г. по указу 10 декабря Киевобогословский женский монастырь переведен в Золотоношский вышеупомянутый, а церковь Богословского оставлена приходской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С 1787 г. братия во главе с игум. Иаковом проживала в просторном келейном корпусе Петропавловского мон-ря, а храм вмц. Екатерины с прицерковной усадьбой был объявлен «двором» (подворьем), при к-ром насчитывалось 8 келий, а к 1811 г. существовала домовая теплая ц. свт. Спиридона Тримифунтского. 19 дек. 1797 г. имп. указом мон-рю было предоставлено право на 30 дес. городских «сеножатей». В 1787 г. к обители был приписан скит прп. Симеона Столпника в с. Петропавловская Борщаговка Киевского у. (к 1811 Симеоновский храм стал приходским, но во владении К. м. осталось подворье с сельскохозяйственными угодьями, постоялым двором, водяной мельницей и прудом). С 1787 по 1826 г. обитель официально именовалась Греческим Петропавловским мон-рем. В нач. 1811 г. при настоятеле (1804-1816) архим. Мисаиле в К. м. имелось 2 церкви: соборная апостолов Петра и Павла с 2 приделами, Захариево-Елисаветинским и Алексиевским, и небольшая церковь-колокольня с престолом вмц. Екатерины ( Бабару. 2012). 9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, во время к-рого сгорели почти все здания бывш. Петропавловского мон-ря и деревянные постройки Екатерининского подворья, в т. ч. монашеский корпус с 8 кельями и домовой ц. свт. Спиридона, конюшенный двор. Уцелели лишь каменная трапезная и Екатерининская ц. с металлическими дверями и ставнями. По свидетельству очевидцев, монастырский храм не пострадал лишь потому, что настоятель не открыл мощные двери бежавшим с вещами погорельцам. Комиссия, созданная после пожара для восстановления Подольской части города, разделила землю К. м. между частными лицами, причем от обители было отчуждено более 400 кв. саж. земли, за пределами монастырских владений оказались также и 2 монастырских каменных погреба. В 1826 г. территория бывш. Петропавловского мон-ря была отдана Киевским магистратом под строительство зданий Киевской семинарии. Т. о., в 1826-1828 гг. немногочисленная братия К. м. вернулась на монастырский двор при ц. вмц. Екатерины близ Ярмарочной пл. В 1826 г. в Екатерининском храме служили настоятель архим. Неофит, свящ. Василий Капитанский, диак. Стефан Ковровский, послушник Василий Матковский, в 1834 г.- настоятель архим. Кирилл, свящ. Феодор Белячевский (Белошицкий?), диак. Иоанн и неск. служителей.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «В оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни». В 1756 г. разрешено было построить в Богородичной пустыни новый храм па место обветшавшего, и новый храм освящен в 1757 г. По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 десятин земли, и этою землею, по закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусеики. От 15 февраля 1787 г. начальник пустыни иеромонах Иаков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «Сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжаго, Когат-ка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесныя дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до по-следняго прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де наша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему Петру Михайловичу Захаржевскому и исправнику Лопатин-скому. Последствия неизвестны. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский. Когда по указу 1787 г. пустынь сия была закрыта, то в следствие просьбы помещика Стремоухова преосвященным Агге-ем, епископом Белгородским, в 1789 г. разрешено монастырскую церковь Владимирской Иконы Божьей Матери обратить в приходскую с. Кочеток, а приходской Михайловский храм за ветхостью был упразднен. Попечением иеромонаха Викен-тия, бывшего там настоятелем, с помощью благотворителя Стремоухова, в виде молитвенного дома. Все здания монастырские перенесли и построили па месте, где ныне стоит новый каменный храм, в выгоднейшем и более видном месте, расстоянием от прежнего па 1 версту, а сами монахи переселились поближе к церкви, и до упразднения монастыря имели здесь свое жительство. По упразднении же монастыря вышеупомянутый иеромонах Викентий, и стал первым священником. Из белого духовенства поступил туда священником Иаков Рогальский. Бывшие монастырские же кельи занимались священниками и причтом для проживания до 1857 г. По клировым ведомостям 1802 г. мы видим, что новая церковь в Кочетке построена тщанием прихожан в 1802 г., но как сообщает в своем письме священник Григорий Дюков, что это сооружение было не иное что, как обновление, т. е. расширение здания приделами и украшение оногс куполом, а до того времени церковь имела вид, более молитвенного дома, нежели церкви. Молитвенный дом этот перенесен па настоящее место с находившимися при оном кельями, занимаемыми тогда монахами, по случаю пожертвования им усадьбы и леса с сенокосными по ту сторону Северского Донца лугами, помещиком, майором Стремоуховым.

http://sobory.ru/article/?object=03987

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010