199 Торг за мертвые тела был трудным, хотя Михаил Федорович благоразумно предложил заплатить «до 10000 и прибавить сколько пригоже, смотря по мере, сказавши, однако: «Этого нигде не слыхано, чтоб мертвых тела продавать». Поляки, разумеется, заявили, что «отдать тело не годится». «А мы вам за то поминки дадим!» – нашлись послы и отсыпали коронному канцлеру и сенаторам соболей на 3674 рубля. Король Владислав сказал, что отец его «ни за что бы не отдал, хотя бы ему палаты золота насыпали», но отпустил гробы с честью. 202 Чины избрания и поставления см.: ДРВ. М., 1787. Ч. 6. С. 223–261. см. также: Дворцовые разряды. Спб., 1851. Т. 2. С. 675–676. 205 Поучение… Иосифа патриарха Московского… М., 1642 или 1644 год. См.: Макарий. История Русской церкви. Спб., 1882. Т. 11. С. 98–104. 209 Послания блаж. Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского, изданные в Православном собеседнике. Казань, 1855. С. 91–95. 214 Источники и литература указаны: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. 216 Схима – высшая степень монашества с наиболее суровыми обетами, свидетельствующими о полном отрешении схимонаха от земного мира, для которого он как бы умирает. Схимник носит особую одежду с символами смерти и воскресения. 217 Вместе с Никоном в ссылку были отправлены все монахи Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, сопровождавшие своего владыку и благодетеля на церковный собор 1666–1667 гг. 218 Признание «согрешений» предшественников на престоле было для российских самодержцев крайне нетипично. Уже в 1666 г. на слова Никона, что митрополита Филиппа «мучи царь Иван неправедно», Алексей Михайлович сурово вопрошал: «Для чего он, Никон, такое безчестие и укоризну блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси написал?!» 219 Речь идет о Соборном уложении – кодексе законов, принятом Земским собором к 29 января 1649 г. и действовавшем два столетия. 220 «Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния без отдыха и покоя, – писал православный монах Павел Алеппский, посетивший примерно в это время Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием. – Что касается нас, то душа у нас расставалась с телом от того, что они затягивают обедни и другие службы: мы выходили (из церкви. – А. Б.) не иначе как разбитые ногами и с болью в спине, словно нас распинали… Что за крепость в их телах и какие у них железные ноги! – удивлялся Павел россиянам. – Они не устают и не утомляются… Какое терпение и какая выносливость! Несомненно, что все эти люди святые: они превзошли подвижников в пустынях. Мы же вышли измученные усталостью, стоянием на ногах и голодом». Сходно оценивали российское богослужение и другие представители восточного православия, а отечественные священнослужители не переставали жаловаться на прихожан, упорно избегавших подобных испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 Древние сего постановления ничего не указывают латинские богословы, но говорят, что оно “основано на древнейшем учении” о безбрачии духовенства. – Kenr. Theol. Dogm. Vol. III, pag. 353. 47 Papae Sir. Epist. Et decr. In cursu Patr. Compl. Tom. XIII, pag. 1138 et sequ. Edit. 1845 ann. 48 Странно, что, делая это снисхождение, папа не различает священнослужителей, находившихся в брачном состоянии, от тех, которые изобличены «в скверном сожитии», хотя сие различие сам положил в начало своего определения. Ужели же посему латиняне скажут, что законный брак и беззаконное сожительство для лиц духовных равно преступны? 49 Место сие изъяснено выше, наряду с прочими изречениями священного Писания, которые приводятся латинянами в защиту закона о безбрачии. 51 Правила 34 и 81-е, в изданной (1843 г.) от святейшего Синода «книга Правил святых Апостол, св. Соборов и св. Отец», читаются на страницах 182 и 200-й. 54 Сие предостережение всегда внужается брачным священнослужителям православной Церкви. См. Требник. л. 268, 269. Изд. 1851 г. Киев. 55 Латиняне нигде не доказывали, чтобы собор трулльский неверно истолковал карфагенские правила; а усиливаясь ослабить важность сего изъяснения, восстают против важности самого собора. Но и это направсно. Современные ему папы римские иначе о нем мыслили: от папы Сергия были там послы; Иоанн vII-й чтил постановления его, как собора вселенского; Адриан 1-й писал к патриарху константинопольскому Тарасию: «святой шестой собор приемлю со всеми его правилами» (Alex. Natai. Hist Eccl. P. X, pag. 477. Edit. 1787 ann.). 56 В письме к епископу Виктрицию папа Иннокентий пишет: «Quod dignum, et judicum, et honestum est, tenere Ecclesia omnimodo debet, ut sacerdotes et levitae cum uxoribus suis non coeant» (Epist. II. N 12. Curs. Patr. T. XX. pag. 476). – Подобно сему говорит Лев великий : “De carnali fiat spirituale conjugium, oportet es (episcopos et presbyteros) nec dimittere uxores, et quasi non habeant, sie habere” (Epist. 112 ad Rustic. Narb. c. 3). Примечательно однакоже, что святой Лев позволяет священнослужителям «не отпускать от себя жен», и только возбуждает их к воздержанию, заимствуя внушение из таких слов апостольских, которые относятся ко всем христианам, в брачном состоянии находящимся ( 1Кор. 7:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

57. с. Каменный-Брод (при р. Тростянице) волости Фасовской, от г. Житомира 35 вёрст. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1787 г., но кем – неизвестно. Деревянная; при ней такая же колокольня, построенная в 1851 г. Земли: усад. 1 дес., пахот. 23 дес. 1,270 саж., неудоб. и под лесом 3 дес. 213 саж.; ими пользуется причт предшествующего прихода с. Топорищ, к которому эта церковь приписана. На церк. земле есть для пономаря дом с конюшней. Дворов – 78, прихожан – 613 д. об п. Церковь эта приписана к предшеств. приходу с. Топорищ. (8 вёрст). 58. с. Турчинка (при р. Ирше) волости Фасовской, от г. Житомира 50 вер., от ближ. почт. ст. Бобрик 2 вер., от ж.-дор. ст. Бердичев 100 вер., от ближ. приход. с. Буков 12 вер. и Лесовщины – 10 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1790 г. помещиком Андреем Комаром. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Благодатная икона – Преображения Господня. Отпуст – 6 августа. Копии метр. книг хранятся с 1786 года. Земли: усадебн. 3 дес. 290 саж., пахот. 28 дес. 792 саж., сенок. 23 дес. 1,717 саж. и неудобной под кустарн. и болот. 41 дес. – всего 96 дес. 399 саж. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Причтовые постройки ветхи, хозпостроек нет. Деревни прихода: Ковали (при р. Розалевке) 4 вер., Небижь 12 вер., Ковалевская-Буда (при р. Розалевке) 4 вер., Красноселка (при р. Леиме), Новый-Бобрик (при р. Ирше), Стариковская-Рудня (при р. Ирше), Розалевка (при р. Розалевке), Фонтанка и Перелясье (при р. Фонтанке), Мойхаровка. Дворов – 119¾, прихожан – 992 д. об. п., р-кат. 180 д. об. п., колон.-немц. около 1,500 д. об. п., евр. около 60 семей. Есть заводы: 1 чугунолитейный, 1 смоляной и 3 стеклянных. Свящ. – Даниил Гавр. Желиховский (с 1884 г.) и псаломщ. – Никанор Ив. Стефанович (с 1861 г.). 59. с. Троковичи 97 (при верховье рч. Свинолужки) волости Черняховской, от Житомира 14 вер., от ближ. поч. ст. Черняхов 9 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичев 64 вер., от ближ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

640. Боголепова, мужская пустынь, ныне погост Успенский или Боголепова пустынь, Московской губ., Клинского у., в 37 вер. к зап.-сев.-зап. от Клина, при р. Яузе, притоке Ламы. О ней известно только, что она обращена в 1764 г. в приходскую церковь . “Ист. Росс. Иер.», III, 379; Ратшин, 285; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., 234. 641. Богородице – Смоленский – Житин или Житенный, мужской, заштатный (с 1764 г.), Тверской губ., Осташковского у., в 1 вер. к сев. от Осташкова, на острове озера Селигера-Житине, соединенном с городом насыпью. Основан в 1716 г. по просьбе жителей города для поставления в церкви его чудотв. иконы Смоленской Одигитрии, которая стояла на воротах деревянной городской стены, сгоревшей в 1711 г. В 1724 г. упразднен и иноки переведены в Селижаров м-рь, однако же вскоре восстановлен, так как в 1737 г. сюда определен настоятелем строит. Тарасий. “Опис. Осташков. муж. Житей. м-ря Твер. епар.», Спб., 1866 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 119; Ратшин, 512; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 134; Проценко, “М-ри в России», 23; Озерецковский, “Плав. по оз. Селигеру», 142; “Памят. кн. Твер. губ. на 1861 г.», Отд. 65, 84; на 1863 г., Отд. III, 125; “Твер. губ. в.», 1848 г., 32 (кратк. опис.); Покровский, “Ист. стат. опис. гор. Осташкова», 23; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 485; Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 122, 536 (покров на св. дары), 126, 559 (орарь). 642. Богородицкая – Дунилова, мужская пустынь, ныне погост Дунилова пустынь, Вологодской губ., Никольского у., в 39 вер. к юго-вост. от Никольска, на левом берегу верхней части р. Юга. Основана в 1679 г. и упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 62. 643. Богородицкая – Рождественская – Воротиловская, мужская пустынь, ныне село Воротилово, Тверской губ., Бежецкого у., в 60 вер. к юго-зап. от Бежецка. До 1764 г. была приписана к Теребинской пустыни, а потом упразднена и церковь ее во имя Покрова обращена в приход. В 1732 г. упоминается строит. Исаия Кувшинов. “Ист. Росс. Иер.», III, 613; “Твер. губ. в.», 1851 г., 7 (о древн. м-рях, в примеч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 485.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

726 Своекоштный – ученик, не состоящий на казенном содержании (коште), живущий на квартире за свой счет. 728 Александр Алексеевич Сергиевский (ок. 1802–1877), служивший учителем греческого языка и инспектором Коломенских духовных училищ, впоследствии принял священнический сан, был протоиереем, настоятелем московской Воскресенской церкви на Семеновском кладбище. 736 Начиная с этого л. 3 (на нем вытеснено: «Из лавки В. А. Зверева») и до конца почерк более мелкий. 741 Далее зачеркнуто: Одни евреи приняли непосредственное руководительство Божие, но предназначаемо оно было всему роду человеческому. Всему роду человеческому, в лице Адама, Бог даровал первое обетование и установил первое богослужение (в учреждении жертвоприношений): и не прежде часть рода человеческого лишилась благоволения Божия, как когда в лице предка своего Каина, и вслед за ним удалилась от лица Божия ( Быт. 4:16 )]. 752 Далее зачеркнуто: вниманием к данному закону, богослужению и обетованиям снискивать веру в Искупителя рода человеческого, а сею верою достигать спасения было равно предоставлено всем народам. 754 Далее идут шестнадцать крайне неразборчивых строк, над которыми вписаны еще шесть строк; все они включают большей частью сокращенные и частично зачеркнутые слова. 755 Цитата (стихи 33–35) из программного стихотворения Фр. Шиллера «Die Künstler» («Художники», 1788). В классическом переводе Д. Е. Мина: «Искусство, человек, имеешь ты один./Лишь светлого прекрасного вратами/В мир чудный знанья вступишь ты…» (Художники: Стихотворение Фридриха Шиллера/Перевел Д. Е. Мин. СПб., 1857. С. 8). 761 Фидий (Φειδας, ок. 490 – ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. 763 Франсуа Пьер Гийом Гизо (Guizot; 1787–1874) – французский историк, критик, политический и государственный деятель; в его исторических трудах заметно влияние творчества В. Скотта. 764 Генрих Эбергард Готтлоб Паулус (Паулюс, Paulus; 1761–1851) – немецкий протестантский теолог рационалистического направления; профессор Иенского, Вюрцбургского, Гейдельбергского университетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1822 году «Добротолюбие» было переиздано попечением митрополита Московского и Коломенского Филарета. Переиздания осуществлялись в 1832,1840,1851,1857, 1880, 1902 и 2000 годах. Точная копия первого издания 1793 г. была напечатана в 1990 г. в Бухаресте под названием «Славянское Добротолюбие Паисия Величковского ». Игумен Назарий также предпринял попытку издать перевод поучений преподобного Исаака Сирина . По всей видимости, это был перевод старца Паисия (Величковского) , законченный им в 1787 году 26 . Рукопись была передана игумену Назарию, которую он и выслал в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию.. Но к сожалению при жизни о. Назария, изданию этой рукописи не суждено было состояться. Вскоре отец Назарий был уволен от настоятельства, а рукопись попала к человеку неблагонадежному, который привез ее на продажу в Валаамский монастырь, и она была приобретена старцем Феодором. В 1821 году эта рукопись досталась старцу Льву Оптинскому , а впоследствии – старцу Макарию Оптинскому и уже им была издана в марте 1854 года. Таковы труды старца Назария на поприще книгоиздания в России. Усилия, предпринятые отцом Назарием при издании этих книг за скупыми строчками архивных дел остались для нас сокрытыми. Но благодаря его неустанным трудам, «Добротолюбие» стало настольной книгой для многих ищущих спасения. По проторенной игуменом Назарием дороге впоследствии, спустя полвека, пошел оптинский старец Макарий. Им были изданы другие переводы старца Паисия, которые не успел окончить отец Назарий. VII. Увольнение c должности настоятеля. Возвращение в Саров В 1801 году, в возрасте 66 лет, игумен Назарий получил увольнение от настоятельства 27 . Любитель пустынного безмолвия, отец Назарий пожелал поселить в свою уединенную келию в версте от обители. Его занятием были непрестанная молитва и рукоделие. После трехлетнего пребывания на покое внешние обстоятельства понудили старца Назария оставить пустынную келию и Валаамский монастырь 28 . Оставляя Валаамский монастырь, о. Назарий пожелал посетить некоторые пустынные обители, а между тем многие его знакомые хвалили места, удобные к житию монашескому, около станицы черноморских казаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1842 г. в Санкт-Петербург из Вильно была переведена Римско-католическая Духовная Академия. Ее ректором был назначен ксендз Игнатий Холовинский, известный своими трудами по истории Католической Церкви и переводами пьес Шекспира на польский язык. В 1848 г. он был возведен во епископа, а в 1851 г. стал архиепископом и митрополитом. Игнатий Холовинский во многом способствовал украшению интерьера собора св. Екатерины. При нем здесь были размещены деревянные позолоченные фигуры апостолов; массивная бронзовая позолоченная люстра, в которой горело 300 свечей, была подвешена под куполом собора. Это был дар герцога Максимилиана Лейхтенбергского (1817–1852), зятя императора Николая I. Огромная библиотека из 60 тысяч томов на 30 языках, изумительная акустика зала, – все это привлекало сюда множество молящихся. В 1850 году в церкви св. Екатерины был возведен в сан епископа немецкий патер Фердинанд Геланус Кан (1787–1864). Епископскую хиротонию совершил Могилевский архиепископ Казимир Дмоховский. Фердинанд Кан был назначен первым епископом Тираспольской епархии по распоряжению папы Пия IX и с согласия императора Николая I. 884 В 1898 г. немецкая фирма «Э. Ф. Валькер» установила в церкви новый большой орган. Он стал вторым по величине в Петербурге (после валькеровского органа церкви св. Петра). Это произошло вскоре после того как место органиста занял выдающийся литовский композитор Чеславас Саснаускас (Сосновский), служивший в церкви с 1895 по 1916 г. Инструмент имел 3 мануала, педаль, 60 регистров. 885 В храме постоянно звучала музыка, давались концерты духовной музыки. В начале XX века Католическая Церковь имела в России 12 епархий; в Санкт-Петербурге действовало 8 католических соборов и не менее 10 приходских и домовых церквей. 886 Церковь Святого Бонифация Число немецких католиков в С.-Петербурге постоянно росло, и в начале ХХ столетия было решено выстроить для них отдельный храм. Немецкой католической общине подданных Германии и Австро-Венгрии был выделен участок земли на Церковной улице (ныне ул. Блохина, 9). Здесь началось строительство церкви святого Бонифация (приходская церковь для католиков германского подданства). Здание храма было построено по проекту гражданского инженера Владимира Дмитриевича Николя и освящено весной 1914 года. Оно размещалось на Петербургской стороне, недалеко от собора св. князя Владимира. Храм славился пышностью богослужений и посещался всеми немцами-католиками, проживавшими в Петербурге. К нему было приписано в июне 1914 г. 1500 прихожан. Настоятелем был Иоганн Себастьян Шумп.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Варлаам (Петров, ум. в 1802 г.) — архиепископ тобольский в 1768–1802 годах. 80 Филарет Дроздов (1783–1867) — митрополит московский с 1821 года и до смерти, один из наиболее реакционных церковных деятелей, автор «Православного катехизиса», который с 1823 и до 1917 года выдержал множество изданий и считался официальным изложением основ русской православной церкви. 81 Иннокентий Борисов — см. стр. 672. 82 К. И. Скворцов (1821–1876) — профессор Киевской духовной академии, автор книги «Жизнь Иисуса Христа по евангелиям», 1876. 83 Мидасовы уши. — Аполлон наградил ослиными ушами фригийского царя Мидаса за то, что он предпочел его игре игру Пана. 84 Герасим Павский (1787–1863) — известный богослов, переводчик на русский язык некоторых книг библии. 85 Я. И. П. — Я. И. Пенкин (см. «Адрес-календарь. Общая роспись всех чиновных особ в государстве», 1851, ч. 2, стр. 56). 86 Ботвиновский. — О нем см. в примечаниях к «Печерским антикам», наст. издание, т. 7. 87 …у казначея Т…— Речь идет о О. С. Тустановском. Лесков называет его в письме к Ф. Г. Лебединцеву от 22 января 1883 года («Исторический вестник», 1908, стр. 167). См. также назв. выше «Адрес-календарь…», 1857, ч. 2, стр. 59 и т. VII наст, издания — «Печерские антики». 88 Врач М-к. — Лесков имеет в виду А. И. Маллека. См. назв. «Адрес-календарь…», 1857, ч. 2, стр. 59. 89 Юнг — Александр (Альфред) Августович фон Юнк (ум. в 1870 г.), издатель первой в Киеве газеты «Киевский телеграф» и ряда других изданий, сотрудник нескольких газет, в том числе столичной «Северной пчелы», автор нескольких беллетристических сочинений, заметок по этнографии и фольклору, а также руководств по вопросам кулинарии. 90 …и не знал превосходного положения Лаврентия Стерна…— Лесков сокращенно и с некоторыми неточностями цитирует 15-й и 17-й афоризмы из книги «Коран, или Опыты, чувства, характеры и каллимашии» знаменитого английского писателя Л. Стерна (1713–1768) (ч. 2, СПб., 1809, стр. 6–7). 91 Любы (древнеслав.) — любовь. 92 Пятикнижие — название первых пяти книг библии: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Рассказ о золотом тельце, которому евреи поклонялись некоторое время, в период странствий по пустыне, находится в книге «Исход». 93

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— И я, перекрестясь, — пишет Никону храбрый самодержец, — взял за руку его, света, и стал целовать. А в уме держу то слово: от земли создан и в землю идет, чего бояться?»... На похоронах Иосифа все, начиная с царя, в особенности фавориты, рыдали в три ручья. И было от чего плакать — на смену смиренному патриарху шел архипастырь грозный, готовясь вить веревки из самодержца и нахлестывать ими освоеволившихся придворных и духовных. Пока Алексей Михайлович испытывал сильнейшие терзания, удерживая себя от «покушения» на замечательно богатое Иосифово Никон триумфально шествовал к Москве, неся, как знамя, отнятые у соловецких монахов мощи митрополита Филиппа: святыню воистину чудотворную, коли она смогла вскоре бросить на колени и заставить повиниться перед Церковью искони преступную российскую светскую власть.   Чины избрания и поставления см.: ДРВ. М., 1787. Ч. 6. С. 223—261. См. также: Дворцовые разряды. Спб., 1851. Т. 2. С. 675—676. Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 319. ААЭ. Спб., 1836. Т. 4. 57. С. 84. Поучение... Иосифа патриарха Московского... М., 1642 или 1644 год. См.: Макарий. История Русской церкви. Спб., 1882. Т. 11. С. 98-104. Православный собеседник. 1861. Т. 2. С. 241-276, 391-418; СГГиД. М., 1822. Т. 3. 117; Соловьев С. М. Сочинения. М., 1990. Кн. 5. С. 217-235. Макарий. Указ. соч. Т. 11. С. 105-114. Акты Археографической экспедиции. Т. 4. 19. С. 321, 324. Послания блаж. Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского, изданные в Православном собеседнике. Казань, 1855. С. 91—95. Макарий. Указ. соч. С. 118-129. Цит. С. 127. Богданов А. П. Судьба профессора духовной академии//Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. С. 493-517. Макарий. Указ. соч. С. 116—118. Богданов А. П. Автограф «Прений с греками о вере» Арсения Суханова//Источниковедение отечественной истории за 1989 г. М., 1989. С. 175-205. Источники и литература указаны: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

http://sedmitza.ru/lib/text/443628/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010