А.А. Половцов Салтыков, Михаил Александрович Салтыков, граф Михаил Александрович, сенатор, род. в 1767 г., ум. 6-го апреля 1851 г., был сыном Александра Михайловича С. и Марии Сергеевны, урожденной Волчковой (во втором замужестве за Петром Богдановичем Пассек). Екатерининская эпоха с ее просветительными идеями и в частности влияние отца, с одной стороны; личные особенности характера: гордость, отсутствие практической способности применяться к обстоятельствам, с другой, – раз навсегда сообщают определенную окраску всей его жизни и могут вполне объяснить изменчивость его служебной карьеры и разноречивость отзывов о нем современников. В 1787 г., по окончании Шляхетского кадетского корпуса, С. начинает свою военную службу армии поручиком. Эта служба, совпавшая с последними годами царствования императрицы Екатерины, представляет ряд блестящих успехов. Уже в следующем 1788 г. мы находим его в штабе светлейшего князя Потемкина, в качестве генерал-штаб-квартирмейстера по флоту Черноморскому. Таким образом С. принимает участие во 2-й турецкой войне. 1789 г., июля 5-го он уже произведен в секунд-майоры в Сумский гусарский полк с нахождением при князе Потемкине. Через полгода, 1-го января 1790 г. – в генерал-аудитор-лейтенанты. Через месяц, 1-го февраля того же года, переводится премьер-майором в С.-Петербургский драгунский полк, а 2-го ноября 1795 г. получает чин полковника в том же полку. С 3-го октября 1793 г. по 29-е ноября 1796 г. он находится для поручений в ведомстве президента Военной коллегии генерал-аншефа графа Николая Ивановича Салтыкова. Блестящая военная карьера, близость к князю Потемкину, родственные связи, утонченные светские манеры, образование, ум и красота создают С., в эти последние годы императрицы Екатерины, успех и видное положение при дворе. 1-го марта 1794 г. Н. Н. Бантыш-Каменский пишет князю А. Б. Куракину: «Platon Zouboff переходит в те комнаты, где жил князь Потемкин. Место его занимается Салтыковым, сыном А. М., внуком М. М., бывшего в вотчинной коллегии».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Клировая ведомость Шарденгской Николаевской церкви за 1851 год 1. Сия церковь построена в 1784 году на церковную сумму, когда же она восприяла первоначальное существование в приходе и по какому случаю при церкви никаких письменных сведений и справедливых преданий нет. 2. Зданием каменная одноэтажная, с таковою же в одной связи колокольнею. Ветхостей и повреждений нет, как вне оной церкви и колокольни, так и во внутренности оных. 3. Престолов в ней два: 1-й в настоящей холодной во имя Святителя николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, освящен в 1806 году июня 29 дня; 2-й, в теплой придельной во имя св.пророка Илии, освящен в 1787 году июня 28 дня. 4. Утварию церковною достаточна: риз лучших 5, среднего сорта 6; стихарей лучших 4, среднего сорта 4. Подризников лучших 2, среднего сорта 2. Епитрахилей лучших 4, среднего сорта 4. Поясов 4. Орарей лучших 4, среднего сорта 2. Поручей лучших 7 пар, среднего сорта 4. Воздухов лучших 6 перемен, среднего сорта 7. Пелен налойных и настольных лучших 3, среднего сорта 5. Напрестольных святых вещей ковчегов 2, для хранения св.даров 1-й медный отбеленный, 2-й оловянный. Дароносица со своими потребностями оловянная, с сосудом и лжицею серебряными, весу в них 8 золотников, серебро 84 пробы. Три евангелия: 1-е в лист печатано на александрии с медною отделкою и клеймами на финифти, 2-е в лист одето бархатом с серебряными клеймами басмяной работы, серебро не пробное, 3-е четвертное покрыто бархатом с серебряными клеймами басмяной работы, серебро не пробное. Крестов четыре: 1-й серебряный весом один фунт с четвертью, серебро 84 пробы, 2-й медный на финифте, 3-й серебряный на дереве басмяной работы, серебро не пробное, 4-й медный отбеленный. Святых сосудов 2: 1-й серебряный с принадлежностями золоченый весом один фунт, серебро 84 пробы, 2-й серебряный же весом полтора фунта, серебро 72 пробы. Сосуды для хранения св.мира и елея серебряные в 24 золотника, серебро 84 пробы. Кадил четыре: 1-е серебряный в 88 золотников, серебро 84 пробы и три медные отбеленные. Сосуд для благословления хлебов, купель для крещения младенцев, венцы для брачующихся, подсвечники, лампады и паникадила медные, из коих иные отбеленные, чаша для освящения воды медная полуженая, укропников два медные и два ковшика для подаяния теплоты оловянные. Равно налои и столы имеются довольно исправные и благолепию храма приличные. Книги, необходимо нужные для церковного круга, имеются все и к употреблению еще годны, кроме общей минеи, коя ветха и нужно переменить.

http://sobory.ru/article/?object=10282

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина). Н.-С. м. до XVI в. Время возникновения обители является предметом дискуссий. Его установление осложняется отсутствием письменных источников о мон-ре до XVI в. В «Кратком топографическом описании Новгород-Северского наместничества», составленном в 1787 г. А. Ф. Шафонским, основание Н.-С. м. было отнесено к 1033 г. (Черниговские ГВ. 1851. Ч. неофиц. 45. С. 382). М. Е. Марков в нач. XIX в., ошибочно интерпретировав текст «Повести временных лет», выдвинул версию о том, что мон-рь был основан в 1036 г. (Мат-лы для ист.-стат. описания г. Новгорода-Северского//Там же. 1853. 1. С. 8). В сер.- 2-й пол. XIX в. появление обители стали относить к 1-й пол. XII в. ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 36-37). В 2012 г. Ю. А. Карманов, исходя из несовпадения планового расположения сохранившихся подземных галерей и наземных сооружений мон-ря, выдвинул гипотезу, согласно к-рой Н.-С. м. мог быть основан в домонг. время и первоначально представлял собой пещерную обитель ( Карманов. 2012. С. 101-102). Археологические исследования на территории Н.-С. м. проводили Н. В. Холостенко (1954-1956), члены экспедиции под рук. А. В. Кузы (1979-1983), Е. Е. Черненко и А. Л. Казаков (2003, 2015), Е. Е. Черненко и О. М. Иоаннисян (2013). В результате изучены находки XI-XIII вв., установлено, что в кон. XI - 1-й пол. XII в. в мон-ре существовал двор, окруженный частоколом, в сев.-вост. углу обители зафиксирована плотная жилая застройка XII-XIII вв. Куза высказал мнение о том, что на территории позднейшего Н.-С. м. находилась княжеская резиденция ( Куза А.

http://pravenc.ru/text/новгород-северски...

Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) / Будущий митрополит Пекинский и Китайский появился на свет в селе Пановском Енисейского округа Енисейской губернии. В миру его звали Иван Аполлонович Фигуровский. До сих пор имя этого выдающегося человека неизвестно красноярцам. В редких публикациях, посвященных истории Православной Церкви в Китае, неточно указывается дата его рождения. А о красноярском периоде его жизни вообще ничего не говорится. Работая в архивах, мне удалось найти интересные сведения, касающиеся этого периода, открылась история целой династии священнослужителей Фигуровских. Как свидетельствуют записи из сохранившейся в Государственном архиве Красноярского края метрической книги, 22 февраля 1863 года в семье священника Кирико-Иулитинской церкви села Пановского Аполлона Фигуровского и законной жены его Матроны Гавриловны родился сын. 24 февраля он был крещен и наречен именем Иоанн, в честь Ионна Крестителя. Крестными у Ивана Фигуровского стали енисейский мещанин Степан Андреевич Кочнев и крестьянка деревни Ковригиной Еловской волости Евдокия Николаевна Зубкова. Старинное сибирское село Пановское было расположено на правом берегу Ангары, в 46 верстах от Кежемского волостного правления. В то время оно было центром прихода, открытого еще в 1787 г. и входившего в благочиние священника Павла Дебрского. В семье священника Кирико-Иулитинской церкви Аполлона (Аполлония) Иосифовича и Матроны Гавриловны Фигуровских было несколько детей. К слову сказать, кроме Ивана заметный след в истории оставили его старший брат Василий и младший брат Павел. Старший брат Ивана, Василий Аполлонович Фигуровский, родился в 1851 г. еще на прежнем месте службы Аполлона Иосифовича, в селе Красноярском Кузнецкого округа Томской губернии. А начинал отец Апполоний свою службу, кстати, на Алтае, на южной границе русских селений, рядом с границей Китайской империи. После окончания Иркутской духовной семинарии старший сын Фигуровских служил священником при многих церквах: при Сисимской Троицкой, Караульно-Острожской Спасской, Торгашинской Николаевской, а с 1885 г. — Арейской Троицкой. С конца XIX в. в течение более двух десятилетий протоиерей Василий Фигуровский являлся благочинным в Красноярском уезде, постоянно работал в различных учебных заведениях и миссионерских обществах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Христова на Песках (утраченная). Карта и ближайшие объекты В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована. Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого проспекта и 6-й Рождественской улицы пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757–1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых. По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы – 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков – образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков – роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов. Главный придел митрополит Гавриил освятил в присутствии Цесаревича Павла и его супруги. В 1826 этот придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Архитектор Я. В. Ветлужский поручил в 1850–1851 В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева, члена прихода, для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров.

http://sobory.ru/article/?object=34868

Ацвеж. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкая церковь. Карта и ближайшие объекты В 1792 году Ацвежскому приходу была выдана храмозданная грамота на возведение каменной церкви в честь 3-х святителей (к сожалению, не указано каких). В 1819 году в одну связку с каменной церковью пристроена каменная колокольня. В 1799 году в Ацвежском приходе были заведены метрические книги, в которые записывались данные о прихожанах: дата рождения, имена родителей, имена восприемников при крещении, венчание, отпевание. Практически всё население фиксировалось в церковных книгах. В 1841 году в с. Ацвеж началось новое строительство. Две каменные церкви и колокольня были перестроены в один комплекс Казанско-Богородицкой церкви , которую спроектировал известный архитектор А.Л. Витберг (1787-1855), сосланный в то время в Вятку. Кстати, он был автором проекта московского храма Христа Спасителя, Александро-Невского собора г. Вятки. Витберг уехал из Вятки в 1851 году, следовательно, он мог в течение 10 лет наблюдать за строительством Ацвежского храма, которое длилось до 1877 года. Казанско-Богородицкая церковь имела форму креста, возносились к небу 5 куполов. Колокольня имела 4 яруса, каменная, все строение крыто железом, окрашено белилами на льняном масле. Вокруг церкви установлена каменная ограда. Церковь имела 5 престолов: 1-й и главный - в честь Казанской иконы Божией Матери; 2-й - в честь Иверской иконы Божией Матери; 3-й - в честь прп. Серафима и вмч. Параскевы; 4-й - в честь свт. Димитрия Ростовского; 5-й - в честь Митрофания Ростовского. При церкви работала библиотека и читальня для прихожан. В библиотеке насчитывалось 700 томов. В церкви хранились раритетные рукописные книги, цены которым нет. В церкви было много икон, богослужебных сосудов, облачений и другой утвари. Богослужения совершались часто, собиралось много прихожан со всех окрестных деревень и починков. В приходе имелись три часовни: на кладбище, в Несветаевых, в Шмелёве. В Ацвеже была одна церковно-приходская и три земских. Число учащихся от общего числа детей было не более 5-6%. Мало было мест в учебных классах, да и желающих учиться было немного.

http://sobory.ru/article/?object=35222

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛУКСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Латвийская Православная Церковь), в г. Илуксте (Латвия). Основан в 1839 г. как мужской третьеклассный на территории существовавшего в Илуксте с 1692 г. униат. базилианского монастыря. С 1839 г. входил в состав Полоцкой епархии, с 1840 г.- Рижского вик-ства Псковской епархии, с 1850 г.- Рижской епархии. Первым настоятелем правосл. мон-ря стал архим. Иосиф, по просьбе к-рого обители выделили 244 дес. земли. Поскольку население на данной территории было инославным, И. м. испытывал материальные трудности, количество насельников не превышало 10 чел. Так, в 1852 г. в И. м. проживали 7 монашествующих и 2 послушника, в 60-70-х гг. XIX в.- не более 4 монашествующих, к 80-м гг. XIX в.- 2 инока. С 1851 г. обитель стала ежегодно получать пособие Синода в размере 1540 р., ее положение несколько улучшилось. По ходатайству еп. Рижского и Митавского Филарета (Филаретова) указом Синода от 1 янв. 1881 г. И. м. был преобразован в женский с учреждением при нем епархиального 3-классного уч-ща и приюта для девочек-сирот. Первой настоятельницей мон-ря и начальницей уч-ща стала игум. Агния, ранее возглавлявшая псковскую Иоанно-Илиинскую общину сестер милосердия. 20 воспитанниц могли обучаться бесплатно, остальные - за плату, причем прием в уч-ще ограничивался только вместительностью помещений. Занятия начались 2 окт. 1881 г.; в 1-й год обучалось 12 чел., в 1887/88 уч. г.- 63 чел. Указом Синода от 8 июля 1889 г. Илукстскому уч-щу было разрешено выдавать выпускницам аттестат учительниц начальных городских уч-щ. В И. м. находился каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1806), который в 1895 г. был капитально отремонтирован и 10 дек. 1895 г. освящен архиеп. Рижским Арсением (Брянцевым) . На церковь поставлен новый купол, к храму пристроена каменная колокольня. Для нужд ЕУ были возведены 2 каменных 2-этажных здания (в 1889 и 1912) с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (до первой мировой войны не успели освятить), а также неск. деревянных домиков для воспитательниц уч-ща. К обители была приписана ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) в г. Якобштадт (ныне Екабпилс). Мон-рь посещало множество паломников, особенно в те дни, когда из Якобштадта приносили чудотворную Якобштадтскую икону Божией Матери. Обычно икона оставалась в обители неск. дней и в один из них из И. м. совершался многолюдный крестный ход со святыней в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к-рая находилась в сел. Альт-Грюнвальд (в 7 км от Илуксте). В 1912 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря был прислан точный список Толгской иконы. Украшенный серебряной ризой, этот список стал чтимой святыней обители.

http://pravenc.ru/text/илукстскому в ...

Прасковея. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 2009 и 2012. Адрес: Ставропольский край, Буденновский район, село Прасковея, ул. Кочубея, 28 Координаты: 44.74466, 44.205899 Проезд:Автодорога Буденовск - Зеленокумск, в 3 км от Буденовска Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село основано в 1781 г. на казенной земле. Народное предание приписывает основание села князю Потемкину-Таврическому. За время своего существования село много раз подвергалось нападениям со стороны горцев. Село расположено частью на низменности, частью по скатам невысоких холмов и сообразно с этим делится на две части: верхнюю и нижнию. В каждой части села до 1917 г. имелось по одной церкви: - Покровская церковь построена в 1787 г., деревянная. В 1856 г. перестроена. Церковные документы имеются с 1781 г. - Вознесенская церковь построена в 1845-1851 гг., каменная. В церкви придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вознесенский храм, вероятнее всего до 1910 г., являлся центром 8-го благочиннического округа Ставропольской губернии. - Александро-Невская церковь построена в 1911 г. - Свято-Троицкая церковь (недостроенная). Предположительно заложена в 1915 г. Все церкви были разрушены в 30-40-е годы XX века. Сейчас на её месте установлена памятная часовня-киворий. Здание современной церкви было приобретено православной общиной в 1944 г. и переоборудовано под молитвенный дом верующими из обычного жилого здания, таким образом к 2009 году в в селе действовал только Вознесенский молитвенный дом. http://www.sv-krest.ru/hramy/#TOP Первый камень в основание нового храма в честь святого благоверного князя Александра был заложен 29 мая 2009 г. Главным его попечителем стал президент холдинга «Союз» Борис Григорьевич Пахунов, которому принадлежит винодельческое предприятие ЗАО «Прасковейское». Тогда, четыре года назад, ещё никто не мог предположить, что Александро-Невский храм станет местом пребывания второй кафедры Правящего архиерея Георгиевской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=28965

Если Господь — ведущий. Как чтут память святого благоверного князя на границе Европы и Азии в Ставрополье 30 ноября 2021 г. 16:15 У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Невский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона . Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями ( 11, 2021 , PDF-bepcuя ). 7.35 Отец Димитрий выезжает из своего дома в Буденновске. Дорога до Александро-Невского храма в центре Прасковеи занимает десять минут, но за это время мы успеваем пересечь проходящую по речке Куме границу между разными частями света. «Живу в Европе, служу в Азии», — улыбается пастырь, а в ответ на мой вопрос, как из Вознесенского прихода в Прасковее выделился Александро-Нев­ский и не сопровождалось ли это болезненными процессами, отвечает: «Община фактически перешла из одного храма в другой. В Прасковее я единственный священник, так что ни трений, ни недопонимания между старым и новым приходами не возникло. В Вознесенской церкви сейчас служу редко — пару-тройку раз в месяц».

http://patriarchia.ru/db/text/5867845.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАДЖИЧ [серб. Вук (6.11.1787, дер. Тршич, близ Лозницы - 7.02.1864, Вена), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, реформатор сербскохорват. лит. языка, деятель серб. национального возрождения. До 1817 г. подписывался Стефанович или Стеванович (по имени отца), с 1824 г.- Караджич, также использовал псевдоним Ненад Новкович. Род. в многодетной обедневшей крестьянской семье. Несмотря на недостаток средств, необходимость помогать отцу и слабое здоровье, К. недолго учился в школах в Лознице, в мон-ре Троноша , в гимназии в Сремски-Карловци (1805-1806), в Великой школе в Белграде (1808), занимался самообразованием. В начале первого сербского восстания (1804-1813) был писарем при одном из лидеров, Джордже Чурчии, в 1807-1813 гг.- писарем в Правительствующем совете. В 1810-1811 гг. учитель в Малой школе в Белграде. В 1812 г. представлял лидера серб. восстания Карагеоргия на переговорах с видинским пашой. После поражения восстания переехал в Вену. Периодически преподавал в различных серб. городах, в 1823-1824 гг. учился на философском фак-те в Лейпциге. Некоторое время был членом суда в Белграде. Член-корреспондент Ученого об-ва Краковского ун-та (1820), член Об-ва любителей русской истории и словесности при Московском ун-те (1828), почетный член Венской АН (1848), Берлинской АН (1850) и С.-Петербургской АН (1851). В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) Словен. филолог В. Копитар высоко оценил знание К. народного серб. языка и оказывал ему всестороннюю помощь в исследовательской и реформаторской деятельности. По его совету К. составил краткую серб. грамматику (Писменица серб. ieзuka. Виенна, 1814), начал собирать и постепенно издавать серб. народные песни (Народне српске njecмe. Лajnцur; Виенна, 1823-1833. 4 и материалы для серб. словаря. В 1-е издание словаря включил ок. 26 тыс. слов, во 2-е - ок. 47 тыс. слов (Српски pjeчhuk, истолкован и латинским pujeчмa. Виенна, 1818, 1852 2). В этом словаре и сопровождающей его переработанной в отличие от издания 1814 г. грамматике К. опубликовал результаты своей реформы серб. лит. языка, согласно к-рой рус. гражданская азбука была приведена в соответствие со звуковым составом серб. языка, орфография выстроена по фонетическому принципу, а русско-церковнослав. и славяно-серб. лексика уступили место серб. народной. Несмотря на острую критику реформы, она стала основой совр. сербскохорватского языка.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010