2149 АСС 1792 г., 112, л. 1. – См. также АСС 1792 г., 97. – АСС., 1792 г., 127, л. 4. – АСС., 1811 г., 989, л. 41.Д. Мизко, «Нек. черты», 15. – ТКДА., 1863 г., I, 308. «Екатеринослав. архиереи», Н. М. 2150 Феодосийское викариатство екатеринославской епархии учреждено в 1787 г., 7 марта, вследствие обширности екатеринославской епархии; оно обнимало таврический полуостров, населённый в большинстве греками. Первый епископ Дорофей Возмуйлов был грек. Викариатство упразднено в 1799 году. – ПСЗ., 16.512. – Н. И. Григорович «Обз. учр.», 3 – прим. – П. Строев, «Списки», 490. 2151 АСС., 1792 г., 97, л. 1. Доклад св. синода 29 ноября; высочайшее утверждение 3 декабря 1792 г. 2162 См., напр., любопытное дело преосвященного Иова с кафедральным ризничным, старым игуменом Германом, которого преосвященный, за различные нестройности в ризнице, хотел приучить к 600, 700 и более публичных поклонов. – АСС., 1797 г., 184, лл. 137. – Также АСС., 1797 г., 600. 2163 См. книгу четвёртую, гл. IX. – Слова преосв. Иова в одном из его рапортов св. синоду, что в Минской епархии он «застал более 40 приходов развращенных по причине священников развратного поведения», следует принимать с большим ограничением в том смысле, что в этот счет входят вообще все приходы, в которых замечалось «расстройство», помимо их совращения в унию, а затем во-вторых, что слова эти основаны на непроверенных жалобах и вообще ваята круглая цифра. – АСС., 1797 г., 78, л. 133. 2180 «Военный губернатор Каменца Подольского, управляющий губерниями Минской, Волынской и Подольской», генерал-лейтенант, а потом (с 10 апреля 1797 года) генерал-от-инфантерии Александр Андреевич Беклешов, заступивший место Т. И. Тутолмина, родился 1 марта 1743 г., получил образование в сухопутном кадетском корпусе; после короткой службы при корпусе, участвовал в первой турецкой войне во флоте, с 1783 г. – губернатор рижский; с 1790 – наместник Орловского и Калужского наместничеств, со 2 декабря 1796 г. – Черниговский военный губернатор; в 4 декабря 1796 г. – в вышеприведённом звании. Вступил в эту должность 7 января 1797 г. Был впоследствии дважды генерал-прокурором и скончался в отставке в Риге 3 апреля 1806 г. – КС., 1890 г., 255304. «Александр Андреевич Беклешов, малороссийский генерал-губернатор, Киевский военный губернатор, генерал-прокурор», В. С. Иконникова . – СА., 5 отд., 534. – СА., 5 отд., 300. – АМДК., 1409=1414, лл. 2. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

222 Философские построения Ф. К. Баадера основывались на взглядах Я. Бёме. Подробнее о Баадере см. прим. 79 на с. 58. 225 Дедукцию триединства Бога Шеллинг проводит в 15-й лекции своей «Философии откровения». См.: Шеллинг Ф. В. И. Философия откровения. С. 387–393. 226 Лессинг Готхольд Эфраим (1729–1781) – немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Философское мировоззрение Лессинга представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Во фрагменте под названием «О действительности вещей вне Бога» Лессинг говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Лессинг принял из системы Лейбница принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Лессингу, находится в движении к совершенству. 227 Твестен Август Детлев Христиан (1789–1876) – протестантский богослов, развивавший учение Шлейермахера в духе лютеранского богословия. 230 Интеллигенция (от лат. igentia – понятие, представление, идея) – свойственная человеку духовная, разумная способность. В средневековой философии под интеллигенцией понимали реально существующую духовную сущность, умопостигаемую субстанцию (ангелов, Бога). 232 Гюнтер Антон (1783–1863) – австрийский богослов, философ. Прослушав в Праге курс юридических наук, уже в зрелом возрасте обратился к изучению богословия и, приняв сан священника, сделался иезуитом. В своих трудах доказывал, что католической догматике не следует бояться философской критики, а философия должна научно рассмотреть и выяснить цель Таинств. 233 Сарториус Эрнст Вильгельм Христиан (1797–1859) – протестантский богослов, был профессором в Марбурге и Дерпте. 234 Либнер Карл Теодор Альберт – немецкий протестантский теолог XIX в., автор исследований по Сен-Викторской школе (Liebner A. Hugo von St. Victor und die theologischen Richlungen seiner Zeit. Leipzig, 1832; Liebner A. Richardi a S. Victore de conlemplatione doctrina. Götting, 1837). 235 Роте Рихард (1799–1867) – протестантский богослов, профессор в Бонне и Гейдельберге. Свое богословское направление он сам называл теософическим и супранатуралистическим. По своим взглядам на неизбежность взаимодействия в христианстве исторических причин и идей он примыкал к так называемым богословам-посредникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

57 …знал ли он такую девочку? — биографы полагают, что прототипом малютки Нелл была свояченица Диккенса Мэри Хоггарт, в 1837 г. скоропостижно скончавшаяся семнадцати лет. Смерть Мэри Диккенс оплакивал как утрату одного из самых близких ему людей. 58 «… маленькие маменьки» — «маленькой маменькой» называет слабоумная Мэгги юную Эми Доррит, героиню романа «Крошка Доррит». 59 … «Барнеби Радж» — такой же исторический роман, как заговор Тэппертита — политическое движение — роман посвящен реальному историческому событию, известному в истории под названием «бунта лорда Гордона», происшедшему в Лондоне в 1780 г., когда парламентом был принят билль о равноправии католиков. Рисуя исторические события, Диккенс старался в основном следовать фактам, опираясь на воспоминания современников и прессу того времени. Однако в изображении идеализированной фигуры лорда Гордона он сознательно отступает от действительности. 60 …Джейн Остин и Чемберлен — противопоставляют слова «разумный» и «чувствительный» — имеются в виду английская писательница Джейн Остин (1775—1817), автор романа «Разум и чувствительность», а также — уже иронически — Остин Чемберлен (1863—1937), английский политический деятель, консерватор, в период создания монографии Честертона — министр финансов Великобритании (1903—1905). 61 …«Тяжелые времена», которые Маколей назвал «мрачным социализмом» — английский историк, критик и политический деятель буржуазно–либеральной ориентации Томас Бабингтон Маколей (1800—1859) как ярый противник рабочего движения осудил социально–обличительный пафос романа «Тяжелые времена», упрекал Диккенса в отсутствии чувства меры и пессимизме. 62 «Делай что хочешь» (франц.). 63 …И вот, обратившись, он растерзал их — Честертон перефразирует слова Евангелия: «…не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». 64 …весь здешний пишущий народ живо заинтересован в этом вопросе — выше упомянуты американские писатели Вашингтон Ирвинг (1783—1859), Чарльз Фенно Хоффман (1806—1884), Ричард Генри Дана (1815—1882), поэты Фицгрин Хэллек (1790— 1867), Уильям Каллен Брайент (1794—1878), историк Уильям Хиклинг Прескотт (1796—1859) и художник, поэт и прозаик Вашингтон Оллстон (1779—1843).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

76 По свидетельству А. Иоаннова (ч. 4, стр. 38) был этот поп Василий беглый господский человек: поэтому едва ли имел священный сан. 78 Обширному, почти повсеместному распространению «перемазанства» между поповцами особенно много содействовало то обстоятельство, что учение это было принято на Иргизе, который имел дозволение от правительства пользоваться беглыми попами и вследствие этого приобрел большое значение для всего старообрядчества: здесь в 1782 и 1783 годах также происходили соборы, утвердившие приятие беглых попов под миропомазание («Русск. Вест.» т. 51, стр. 14). Кроме того в официальных актах упоминается о таких же постановлениях, сделанных всеми иргизскими монастырями в 1792 и 1805 годах («Собр. постановлений по части раскола», Лондонское изд. 1863 г., стр. 136). 79 Здесь мы разумеем следующее событие, время которого обозначено у инока Виталия в его сочинении о церкви и раскольниках: в 1781 году, по совету Никодима, отправлен был для поставления в епископы стародубский беглый иеромонах Иосиф к находившемуся в местечке Немирове греческому митрополиту Евсевию, которого в Немирове он уже не застал; другая подобная попытка, сделанная также по совету Никодима, – отправление на Восток для искания архиерейства стародубских иноков Иоасафа и Рафаила, относится к 1779 году, т. е. предпринята была ранее перемазанского собора (см. пр. Мак. «Ист. раск.» стр. 389–390; «Очерки поповщ.», стр. 269–276; ср. Иоаннов «Ист. изв.», ч. 4, стр. 80–81). 80 Возникшая недавно в среде самих единоверцев мысль о самостоятельных единоверческих епископах не может служить опровержением сейчас сказанного нами, так как мысль эта принадлежит небольшой партии, состоящей из людей, очевидно, не имеющих правильного понятия об единоверии, хотя во главе ее и находится, к сожалению, священник одной из петербургских единоверческих церквей. 81 По словам г. Мельникова, раскольнических попов, вышедших с Иргиза в начале 19-го столетия, по разным местам проживало у раскольников более 200 человек. («Р. Вест.» т. 51, стр. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Автономия христ. общин была упразднена, христиан призывали в армию. Вскоре военные расходы подорвали состояние экономики Османской империи, в разных ее регионах начались голод и эпидемии. Осенью 1917 г., когда фронт приблизился к Иерусалиму, турки арестовали патриарха Дамиана и выслали его в Дамаск. В дек. 1917 г. англичане заняли Иерусалим, а осенью 1918 г. нанесли окончательное поражение османским войскам и оккупировали весь Ближ. Восток. В 1920 г. Палестина была передана под брит. мандатное управление. Ист.: Радзивил Н. Х. Путешествие ко Св. Местам и в Египет/Пер. с польск.: П. Богданович. СПб., 1787; Вольней К. Ф. Путешествие в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784, 1785 гг.: Пер. с нем. М., 1793. Т. 2; Мелетий, иером. Путешествие во Иерусалим в 1793 и 1794 гг. М., 1798; Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 г. СПб., 18442. Ч. 1-2; он же. Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878; Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Ч. 1-2; он же. Путешествие к св. местам в 1830 г.//Святые места вблизи и издали: Путевые заметки рус. писателей 1-й пол. XIX в. М., 1995. С. 89-233; Мансуров Б. П. Православные поклонники в Палестине. СПб., 1858; Лукьянов И., свящ. Путешествие в Св. землю//РА. 1863. Вып. 1. С. 21-64; Вып. 2. С. 114-159; Вып. 3. С. 223-264; Вып. 4. С. 305-343; Вып. 5-6. С. 385-415; Порфирий (Успенский), еп. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 157-173; он же. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. Т. 1-8; Серапион, инок. Путник или путешествие во Св. Землю//Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во град Иерусалим/Примеч., предисл.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-128 (отд. отт.: М., 1874); Хитрово В. Н. Православие в Святой земле. СПб., 1881. (ППС; Т. 1. Вып. 1(1)); Григорович-Барский В. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; Позняков В. Хождение по св. местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. (ППС; Т.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В «Исторической грамматике русского языка» обращается постоянное внимание на древнерусский язык и народные говоры. Особенно заметно влияние Як. Гримма при изложении синтаксиса, но в общем немецкая грамматика Як. Гримма и «Историческая грамматика русского языка» принадлежат к разным произведениям, по причинам, о которых будет сказано ниже. Основатель историческая языкознания Яков Гримм (1783–1863 гг.) принадлежит к самым замечательным учёным Германии Он проявил свою деятельность в столь многоразличных, значительных и многочисленных сочинениях, что невольно приходим в изумление, когда знакомимся с его произведениями. Як. Гримм, юрист по образованно, направил свои гениальные способности на изучение немецкого права, мифологии, эпоса, на народную и письменную словесность, и особенное внимание и энергию обратил на исследование родного языка. Его научные труды запечатлены творчеством и поэтическим колоритом. Вообще деятельность этого гениального учёного представляет необыкновенное явление не только немецкой, но и всеобщей научной и поэтической литературы XIX века. Из сочинений по исследованию языка особенно замечательны: немецкая грамматика, словарь немецкого языка и история немецкого языка. Немецкая грамматика (1819–1837 гг.), самое замечательное произведение по языкознанию, выходила в течение 18 лет и служит образцом историческая изучения языка. Все сочинение разделяется на четыре отдела: 1) учение о звуке, 2) изменение по склонениям и спряжениям, 3) словообразование и 4) синтаксис. В «Исторической грамматике русского языка» вся наука разделена на этимологию и синтаксис . Как у Боппа, так и в нашей грамматике учение о звуках изложено кратко и недостаточно, тогда-как Як. Гримм посвятил этому важнейшему отделу грамматики большой том . В учении о звуках немецкой речи он сделал важнейшие открытия, каковы, например, законы перебоя звуков, особенно свойственные немецким наре-чиям. Вторая особенность немецкой грамматики выражается в том, что в ней сделано обозрение всех немецких наречий, путём историческим, через сравнение сначала между собою, а потом с другими индо-европейскими языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В нач. XVII в. в городе, к-рый стали называть Кале (крепость), преобладало караимское население - отсюда и появилось название Чуфут-Кале (Еврейская крепость). Караимы были известны как торговцы, крестьяне и ремесленники, в частности кожевенники. По всей видимости, уже в XIII-XIV вв. местные караимы полностью перешли на этнолект крымскотатар. языка. В 50-х гг. XVIII в., по свидетельству караимского писателя Симхи Исаака Луцкого, караимы жили в 4 общинах: Чуфут-Кале, Гёзлеве, Мангупе и Каффе. В 1783 г. небольшие общины караимов имелись также в Ст. Крыму и Бахчисарае, а из разоренного в ходе русско-тур. войны Мангупа караимы переехали в Чуфут-Кале. К сер. XIX в. Чуфут-Кале и Мангуп окончательно обезлюдели, в Ст. Крыму тоже почти не осталось караимов, их община переместилась в Евпаторию. При имп. Екатерине II караимы объявили себя активными приверженцами России (хотя значительная часть их руководства ушла в Турцию вместе с турками и татарами) и жесткими оппонентами евреев-раввинистов, несмотря на попытки последних добиться догматического и вероисповедного сближения караимов с иудейской религией. С кон. XVIII в. российское правительство начинает отделять караимов от остальных евреев и освобождать их от ряда антиевр. законов (хотя в правительственных документах караимы именуются именно как «крымские евреи», или «евреи-караимы»). Так, в 1795 г. они были освобождены от двойного налогообложения, в 1827 г.- от обязательной службы в армии, а с 1863 г. караимы окончательно были уравнены в правах с остальными подданными Российской империи. В связи с такими привилегиями в караимы записалось неск. тысяч крымчаков. При поддержке властей в Евпатории в 1807 г. построена большая караимская кенаса (караимская синагога), в 1815 г.- малая. Также в 1837 г. появился первый духовный центр южнорусских караимов. Высочайшим указом от 3 марта 1837 г. о таврическом караимском духовенстве было образовано Таврическое караимское духовное правление с центром в Евпатории. Тем же указом устанавливались правила избрания караимского духовенства и вероучителей, а также функционирование кенас.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Грибоедова). В 1831 г. начальник 10–й Русской духовной миссии в Китае архимандрит Петр (Каменский) подарил 48 китайских, маньчжурских, монгольских рукописей и ксилографов, содержащих переводы произведений христианских авторов. Во 2–й половине 19 в. в библиотеку поступила коллекция караимского общественного деятеля Авраама бен Самуэля Фирковича (1786–1874): в 1862–1863 гг. было куплено 1–е собрание (1 500 кодексов, свитков и документов на древнееврейском языке, собранных как в Российской империи, так и на Ближнем Востоке); как часть этого собрания в Петербург из Одессы (где они хранились в местном Обществе истории и древностей – см.: Pinner М. Prospectus der Odessaer Gesellschaft ftir Geschichte und Altherthumer gehorenden altesten hebraischen und rabbinischen Manuscripte. Одесса, 1845; Михневич И. О еврейских рукописях, хранящихся в Музеуме Одесского общества истории и древностей/Зап. Одесск. Об–ва истории и древностей. 1848. С. 47–77) были перевезены результаты археографических поездок по Крыму в 1839 и 1851 гг. и Кавказу в 1840 г., предпринятых Фирковичем по поручению крымской караимской общины; в 1876 г. были приобретены 2–е собрание Фирковича (15 тыс. единиц хранения, включая документы, купленные в Каире у местной караимской общины, – ветхие, фрагментарные, вышедшие из употребления рукописи 10–15 вв. на древнееврейском и арабском языках, которые находились в замурованном хранилище – генизе, включая множество неизвестных ранее сочинений по всем отраслям знания, источники по истории еврейского народа и его соседей и др.) и его личный архив. В 1870 г. было куплено «Самаритянское собрание» Фирковича – более тысячи памятников самарянской книжности, приобретенных им у самарян Наблуса. См.: Старкова К.Б. Рукописи коллекции Фирковича Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова–Щедрина 1277 См. его: Каталог инкунабулов. Л., 1967; Каталог книг кирилловской печати 16–17 вв. Л., 1970; Каталог палеотипов. Л., 1977; а также каталог книг первой половины 16 в. 1278 Начало университетской библиотеки (1783 г.): Собрание П.Ф. Жукова – памятник русской культуры 18 века: Каталог. Л., 1980. См. также: Горфункель А.Х., Николаев Н.И. Неотчуждаемая ценность: Рассказы о книжных редкостях университетской библиотеки. Л., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Шевырев стоял все же ближе к истине, стоял уже на пути, который вел к верному решению вопроса. Труды Буслаева сразу ставят изучаемый материал на совершенно иную почву. Начала и приемы его изысканий – гриммовские начала историко-сравнительного метода в изучении мифологического материала; гриммовский метод изучения, примененный и развитый нашим исследователем, впрочем, вполне самостоятельно и на почве самой широкой эрудиции. Труды Буслаева шли здесь во главе целого движения, хотя и медленно, но все же заметно обнаруживавшегося около этого времени в нашей науке. Научное изучение памятников нашей старой письменности к концу 40-х гг. – к тому времени, когда начинаются здесь исследования Буслаева – приняли уже довольно значительное развитие. В 30-х–40-х гг. интересы к народной старине, и письменной, и народно-поэтической, в нашей науке занимают уже видное место. Уже с 20-х гг. появляются исследования и издания Снегирева (1783– 1868); предпринимаются обширные изучения старины Сахаровым (1807–1863), между прочим выходят его знаменитые Сказания русского народа (т. I, Спб., 1841; т. II, Спб., 1849); одновременно идут специально-исторические и историко-литературные изыскания Погодина (1800–1875), Шевырева (1806–1866), заявляются новые взгляды на предмет К. С. Аксакова (1807–1860), печатаются критические статьи Надеждина (1804–1856). С конца 30-х–начала 40-х гг. наши изучения древней славяно-русской письменности вообще разом делают большой шаг вперед. В 1834 году учреждается Археографическая Комиссия, немедленно же начинающая ряд самых капитальных изданий в области старых письменных памятников – древних русских летописей, исторических и юридических актов, грамот, памятников древнерусского канонического права, писем русских государей и т.д. и т.п: Около 1846 года возникает Русское Географическое Общество, и собиранию этнографического материала, бытового и поэтического, разом придаются необыкновенно широкие размеры. На место случайных, нередко весьма странно освещавшихся собраний, является целая масса свежих данных, собранных в разных концах России, причем народный быт захватывался не только с небывалой дотоле широтой, но – что особенно было важно – со стремлением при собирании этнографического материала к самой строгой фактической точности, которой так недоставало прежним собраниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

О. Миллера, в Журн. мин. нар. проев. 1857 года. – Мохаммед –происхождение ислама. В Очерках из Всеобщей истории, профессора Петрова, изд. 1868 года. – Система мухаммеданской религии. Дм. Кантемира, изд. 1722 года.–Полная картина Оттоманской империи, том первый, замыкающий в себе законоположение могометанства, д’Оссона, изд. 1795 года. – Обозрение ложн. религий языч. и могомет., арх. Израиля, изд. 1849 года. – Жизнь Могомета. Вашингтона Ирвинга, пер. с англ. Киреевского, изд. 1857 года. – Аравия. В Путешествии по Азии, сост. Эйрие, изд. Ширяева, 1840 года, том VI. – Западная Азия. Земля и люди всех пяти частей света. К. Вернадского, изд. 1859 года. – Le Koran, traduction nouvelle faite sur le texle Arabe par M. Kasimirski, edit. G. Pauthier, 1852 annee. – Essai sur l’HisLoire des Arabes avant l’lslamisme etc, par A. P. Caussin de Perceval, edit 1847/48. – Das Leben und die Lelire des Mohammad, nach bisher grosstentheils unbenutzlen Quellen, von A. Sprenger, edit. 1861, 1862, 1865. – Die Ssabier und der Ssabismus, von D. Hwolson, edit. 1856. – Mahomet el les origines de l’Jslamisme – Etudes d’Hist. relig. par E. Renan, edit. 1862; Histoire generale des langues Seinetiques etc, questions d’origines, seconde edition. – Mohammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, aushandschriftlichen quellen, von G. Weil, edit. 1843. – Observations historiques et critiques sur le Mahomelisine, par G. Sale (Livres sacrees de l’Orienl, edit. G. Pauthier, 1852). – Bibliotheque orientale, par d’Herbelol, edit. 1783 an. – Uber die Religion der vorislamischen Araber, von Krebl edit. 1863. – Studien uber die. vorislamische Religion der Araber, von E. Osiander (Zeits- chrift der Dent, morgenland. Gesel., siebenter b., 1853). – Die Jsraelilcn zu Mekka, von Dozy, edit. 1864. – L’Arabie conlempo- raine, par A. d’Avril, edit. 1868. – Mahomet et le Coran, par J. Balhelemy – saint – Hilaire , edit. 1865. – Etudes sur l’Jslamisme, par E. Meynier, edit. 1868, – Histoire de 1’Jslamisme et des sectes qui s’y rattachenl, par T.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010