с 22.09.1783 по 06.05.1786 епископ Суздальский и Юрьевский Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 06.05.1786 по 16.10.1799 временно управлял переименован епископ Владимирский и Суздальский Владимирская и Суздальская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Виктор (Онисимов), епископ Суздальский и Юрьевский с 16.10.1799 по 24.02.1800 на покое «на смирение»; 29.03.1817 Ксенофонт (Троепольский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 24.02.1800 по 03.06.1821 архиепископ Подольский и Брацлавский рукоположен с 21.08.1821 архиепископ с 25.12.1833 по 25.02.1850 архиепископ Воронежский и Задонский, на покое; 17.03.1879 Иустин (Михайлов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 25.02.1850 по 26.07.1863 на покое; 17.03.1879 Феофан (Говоров), епископ, свт. бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 26.07.1863 по 17.06.1866 на покое; 6.01.1894 Антоний (Павлинский), архиепископ бывший архиепископ Волынский и Житомирский с 17.06.1866 29.03.1878 Феогност (Лебедев), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский, с 09.12.1878 архиепископ с 15.05.1883 по 21.11.1892 архиепископ Новгородский и Старорусский; 22.01.1903 бывший епископ Могилёвский и Мстиславский с 21.11.1892 20.11.1904 Викарии Владимирской епархии Муромские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Имена Сведения Андрей (Поспелов), епископ рукоположен с 7.04.1868 30.05.1868 Иаков (Кротков), епископ рукоположен с 18.01.1870 по 28.01.1884 на покое; 01.12.1885 Аркадий (Филонов), епископ рукоположен с 22.12.1885 по 30.09.1887 епископ Аккерманский. викарий Кишиневской епархии; 11.09.1908 Александр (Богданов), епископ рукоположен с 12.02.1889 по 23.03.1892 епископ Енисейский и Красноярский; 12.07.1898 Тихон (Клитин), епископ рукоположен с 26.04.1892 по 30.11.1895 епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии; 05.12.1896 Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

…статьи оптинского старца иеромонаха Макария о жизни молдавского старца Паисия Величковского … – См. примеч. к с. 198. С. 258….«О характере просвещения Европы»… – Речь идет о статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», опубликованной в «Московском сборнике» (1852. Т. 4). В этой работе Киреевский противопоставлял рационализм, присущий западной культуре, «цельному мышлению» Востока. Статья навлекла цензурное запрещение на «Московский сборник». Даниил (Мусатов; 1810–1855) – инспектор Калужской духовной семинарии (1835–1843), экстраординарный профессор (1847–1850) и инспектор (1850–1852) Киевской духовной академии; архимандрит (1850); ректор Екатеринославской духовной семинарии (1852–1855). С. 259. Шевырев Степан Петрович (1806–1864) – историк литературы, литературный критик, поэт; один из издателей журнала «Москвитянин». C. 260. Гавриил (Петров; 1730–1801) – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (1783–1799), Новгородский и Олонецкий (1799–1800). " Христианское чтение» – журнал, издававшийся Санкт-Петербургской духовной академией (СПб., 1821–1917). …издатель петербургского журнала «Маяк»… – Бурачек Степан Онисимович (1800–1876) – генерал-лейтенант, корабельный инженер, преподаватель теории и практики кораблестроения в Морском корпусе, писатель, издатель журнала «Маяк современного просвещения и образованности» (СПб., 1840–1845). Голубинский Феодор Александрович – см. примеч. к с. 184. Соколов Дмитрий Дмитриевич (1871– ?) – преподаватель географии в Калужском духовном училище (1890-е гг.); принимал участие в работе Калужской ученой архивной комиссии; секретарь Калужской духовной консистории (ок. 1900–1912), секретарь Архангельской духовной консистории (с 1914 г.). Феофан(Говоров) – см. примеч. к с. 110. Игнатий (Брянчанинов) – см. примеч. к с. 21; см. также: Наст. изд. Т. 1. Примеч. к с. 16. С. 263. Григорий(Миткевич; t 1881) – епископ Калужский и Боровский (1851 – 1881). Смарагд(Крыжановский; f 1863) – архиепископ Орловский и Севский (18441858), Рязанский и Зарайский (1858–1863).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

13. с. 378–387, 591–595). … с преосвященным Тихоном, епископом Задонским… — Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов; 1724–1783), воронежский и елецкий епископ, с 1769 г. поселился «на спокое» в Богородицком мужском монастыре в г. Задонске Воронежской губ.; в 1861 г. был канонизирован (день его памяти— 13 августа). Сергей Павлович… скончался в 1863 году… — Публицист-славянофил С. П. Колошин умер во Флоренции в 1868 г. …в Павловском, которое так любила императрица Мария Федоровна. — Село Павловское под Петербургом было подарено Екатериной II наследнику Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне в 1777 г. по случаю рождения у них сына Александра (будущего Александра I). Мария Федоровна поселилась здесь, решив воссоздать родной ей парк Этюпа, поместье своих родителей (по рождению она — принцесса Вюртембергская София-Доротея-Августа-Луиза; 1759–1828). Позднее стал здесь жить и Павел, а село получило название города Павловска (с 1796 г.). … известного в свое время статс-секретаря. — Речь идет о Григории Ивановиче Вилламове (1771–1842). Сначала он служил переводчиком в Иностранной коллегии; в 1801 г. получил назначение «быть у исправления дел» при императрице Марии Федоровне; в 1828 г. стал ее статс-секретарем (высшее гражданское почетное звание) по IV отделению собственной ее императорского величества канцелярии, составив в конце концов книгу «Хронология деяний императрицы Марии Федоровны в пользу состоявших под высочайшим ее покровительством заведений» (СПб., 1836). … Михаила Федотовича, пожалованного при императоре Павле в графы и фельдмаршалы)… — Граф М. Ф. Каменский (1738–1809), будучи при Екатерине II в чине генерала, навлек на себя немилость императрицы, коснувшись вопроса о растрате казенных сумм в штабе Г. А. Потемкина, и вышел в отставку; но уже 26 ноября 1796 г. Павел I произвел его в генералы от инфантерии, в 1797 г. наградил его орденом св. Андрея Первозванного, а в день своей коронации (5 апреля 1797 г.) произвел Каменского в генерал-фельдмаршалы и возвел его в графское достоинство.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

1777–1783, разобрана в 1936). Некогда здесь почиталась чудотворная Дубовичская икона Божией Матери . Церковь представляла в плане триконх, увенчанный барабаном с фонариком и миниатюрной главкой, ее декор включал пилястры, круглые окна во 2-м ярусе; проездные ворота на территорию церковного ансамбля имели вид 2-башенного сооружения с колокольнями. Из деревянных храмов XVIII в. наиболее примечательны Успенский (1730) в с. Чуйковка и Покровский (1777) в с. Пироговка. Влияние классицизма отразилось и в архитектуре городов епархии. В нач. XIX в. были созданы регулярные планы Конотопа, Коропа, Кролевца. Барочные и раннеклассические приемы и формы в церковной архитектуре уступают место рациональным элементам, благодаря которым подчеркивается геометрия композиционных форм, таких как ротонда барабана, куб наоса, полуцилиндр алтарного объема в Николаевской ц. в с. Полошки Глуховского р-на (1796). Покровская ц. в с. Яновке (с 1928 Червоное, с 1957 и в наст. время Первомайское Глуховского р-на; 1803–1812) — традиционный для укр. архитектуры храм-триконх почти без декоративных элементов. К стилю ампир принадлежала Благовещенская ц. в Путивле (1840, снесена в 50-х гг. XX в.) с крупным куполом-ротондой и 4 меньшими куполами, с колонными портиками по сторонам наоса и многоярусной колокольней. Близкий, но более скромный облик имеет соборный храм в честь Вознесения Господня в Конотопе (1820–1846): без малых куполов вокруг барабана центральной главы, без колокольни и с пилястровыми портиками; тот же тип использован в архитектуре Георгиевской ц. в с. Ходино Глуховского р-на (1848). В стиле К. А. Тона возведены церкви в неорус. стиле в Путивле: («кораблем» с гранеными формами завершений над наосом и колокольней) в честь Можайской иконы свт. Николая Чудотворца (с 1850, освящена в 1863) на Никольской горке над р. Сейм, а также Покровская (Двухрамская) близ Торговой пл. (1865), Успенская в с. Стариково Глуховского р-на (1868), Покровская в с. Вязовое Конотопского р-на (1859–1875), Успенская в с. Вощинино Путивльского р-на (1866). Строительство монументального в честь Владимира, равноапостольного князя, собора в Киеве и расцвет новых городов в зап. областях Российской империи повлияли на перестройку Трех-Анастасиевской ц. в Глухове (1885–1893), выполненную на средства семьи Терещенко, для к-рых была запроектирована родовая усыпальница в новом здании. Церковь была построена в неовизант. стиле по проекту академика архитектуры А. Л. Гуна. Внутреннее убранство церкви было обустроено по принципам визант. зодчества, с низкой алтарной преградой, открывающей вид на алтарь; интерьер был расписан ведущими художниками кон. XIX в.: братьями А. А. и П. А. Сведомскими, Н. К. Пимоненко, В. В. Верещагиным, Ф. С. Журавлёвым, Н. И. Мурашко.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

1779 Речь идёт о первой из статей П.И. Горского против архимандрита Михаила (Лузина) , с покушением в ней и в последующей статье дать уничтожающую критику всех его трудов. Статьи эти в академических кругах в своё время вызвали много разговоров. См.: П. Горский-Платонов . О трудах Архимандрита Михаила («Православное Обозрение», 1873 г. Т. I, 2, стр. 289–340). Вторая статья – в том же году и томе 4, стр. 560–693). «Ответ» архим. Михаила на первую из статей помещён в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1873 г., 3, стр. 139–166. 1780 Тимофея Васильевича Барсова, проф. церковного права в Петроградской Акад.; он окончил в этой последней в 1863 г. со степенью магистра, † 1904 г. 1781 Никандр (Николай Иван. Покровский), архиепископ Тульский, род. 17 мая 1815 г., † 29 июня 1893 г. В 1871–1874 гг. он присутствовал в Св. Синоде и участвовал в обсуждении вопроса о духовно-судебной реформе, тогда волновавшего церковные круги; примкнул к консервативной партии, после многих споров одержавшей верх над противниками (см. «Рус. Биогр. Слов.» Нааке-Нассау – Николай Николаевич Старший СПб. 1914, стр. 227). 1782 Любовь Васильевна – супруга проф. Егора Васильевича Амфитеатрова, рождённая Зверева. Она была родной сестрой Капитолины Васильевны, бывшей за проф. В.Д. Кудрявцевым, и тёткой Екатерине Ивановне Поспеловой (от сестры её, Елизаветы Васильевны Зверевой), бывшей в первом браке за бакалавром Д.Д. Корольковым, а во втором – за проф. Субботиным. Погребена Любовь Васильевна Амфитеатрова на Вознесенском, что за вокзалом, Сергиево-Посадском кладбище; на памятнике её день смерти её показан, по свидетельству дочери её Ел. Ег. Зверевой, неверно, 11 февраля, как, равным образом, неверно указывается он и в письме. Надо: 9 февраля. 1783 Он пошёл в городские головы от тоски по жене, а потом увлёкся городской деятельностью и стал энергичным городским хозяином. За успешную деятельность город представил его к чину действительного статск. советника (не зная об этом представлении, к тому же чину представила его и Академия), потом поднесли ему от города серебряную цепь городского головы, и наконец, повесили его портрет в городской думе, вопреки его протестам и, кстати сказать, скверно написанный; там он висит и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий гражданской печати. 1708 – январь 1725 г. М. – Л., 1955. Гребенюк В. П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром//Новые черты в русской литературе и искусстве. М., 1976. С. 133–145. 2 . Гребенюк В. П. Эволюция поэтических символов российского абсолютизма (от Симеона Полоцкого до М. В. Ломоносова)//Развитие барокко и зарождение классицизма в России. М., 1989. С. 188–200. 3 . Елеонская А. С. Человек и вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого//Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начале XVIII в. М., 1989. С. 201–220. 4 . Журнал или Поденная записка ... Петра Великого с 1698 г. даже до заключения Нейштатского мира. СПб.: при Имп. Академии Наук. 1783. Т. 1. 5 . Заведеев П. История русского проповедничества от XVII века до настоящего времени. Тула, 1879. 6 . Киселева М. Имперские темы в барочных проповедях Стефана Яворского : «Царство как колесница четыреколесная»//Киселева М. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. М., 2011. С. 342–359. 7 . Мечта о русском единстве: Киевский синопсис (1674). М., 2006. 8 . Никодим (Белокуров), архим. Неизданные проповеди местоблюстителя патриаршего престо­ла, Рязанского митрополита Стефана Яворскаго . М., 1863. 9 . Орел российский. Творение Симеона Полоцкаго . Сообщил Н. А. Смирнов . (ОЛДП. Вып. 133). СПб., 1915. 10 . Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. II: Описание славяно-рус­ских книг и типографий 1698–1725 годов. СПб., 1862. 11 . Письма и бумаги Петра Великого. СПб., 1887.Т. I. 12 . Погосян Е. Петр I – архитектор российской истории. СПб., 2001. 13 . Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. СПб., 1830. Т. 1 (1649–1675). 14 . Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11: Георгий-Гомар. 15 . Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворского , преосвященного митрополита Рязан­ского и Муромского, бывшего местоблюстителя престола Патриаршего, высоким учением знаменитого и ревностию по благочестию преславного. М.: в Синод. Тип., 1804–1805.Ч. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

2) Добро–Николаевский, каменный, построенный в 1807 г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с каменною колокольнею, во втором этаже которой помещается малая теплая церковь во имя св. великомуч. Варвары. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Добрым. 3) Притиско–Николаевский, каменный, построенный в 1631 г. на месте прежнего, существовавшего с XVI в., с двумя приделами – Космо–Дамиановским и Сретенским. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Притиским потому, что икона, по сохранившемуся преданию, „притиснула» одного нечестивца, обокравшего церковь и хотевшего вылезть в церковное окно. 4) Воскресенский, каменный, построенный в конце XVII в. на месте прежней, существовавшей с начала XVI в., с двумя приделами; 5) Никольско–набережный (на берегу р. Днепра), каменный, построенный в 1770–х годах на месте прежней церкви, существовавшей уже в XVI в., с приделом во имя свв. великом. Пантелеймона и Иоанна Воина; кроме того, в 1863–1864 г.г. пристроена теплая каменная Благовещенская церковь . Святыню храма составляет древний чтимый образ святителя Николая; 6) Покровский каменный, построенный в 1772 г. на месте прежней деревянной церкви, сооруженной на фундаменте бывшего армянского храма, с двумя приделами – во имя св. ап. Иакова и св. великомуч. Иоанна Воина; 7) Петропавловский училищный, переделанный в XVIII в. из бывшего доминиканского костела, построенного в XVI в. и обращенного в православный храм в 1691 г., с приделом во имя св. Алексия Божия Человека; 8) Царе–Константиновский, построенный в 1734 г. и расширенный в 1899 г., с двумя приделами – во имя святителя Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского ; 9) Крестовоздвиженский, сооруженный в 1839 г. на месте старинной деревянной церкви, сгоревшей в 1811 г., с двумя приделами – Казанским и Михайловским; 10) Рождество–Предтеченский, обыкновенно именуемый Борисоглебским, построенный в 1691 г., с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и Николаевским, устроенными в 1904 г.; 11) Христо–Рождественский, сооруженный в 1810–1814 г. г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с приделом Сергиевским, устроенным в 1843 г.; 12) Ильинский, построенный в 1692 г., с приделом Предтеченским; 13) Введенский и 14) Николаевско–Иорданский, – оба сооружены в XIX в. 15) Щекавицкая кладбищенская церковь на горе Щекавице, возвышающейся над Подолом, построенная в 1783 г. и расширенная в 1905 г., с главным престолом во имя Всех Святых и боковым во имя Марии Магдалины, устроенным в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

328. Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 329. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) — митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 330. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 331. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) — 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 332. Подробность, которую, можно опустить (прим. Г. П. Федотова). 333. Мёлер Иоган Адам (1796-1838) — немецкий католический богослов и историк церкви. 334. Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова). 335. Поповцы — часть, старообрядцев сохранивших священство и таинства. 336. Беспоповцы — одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 337. Хлысты — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». 338. Селиванов Кондратий Иванович (?-1832) — крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Оград», выдавал себя за чудом спасшегося императора Петра III.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

47 Малый Катехизис был перепечатан несколько раз: в Почаеве в 1782, 1783 и 1785 гг., в Супрасле в 1788 г. и в Пруссии, не известно когда (Родос. Опис. старопеч. кн., стр. 235). 52 Москвитянин 1845 г., 12, стр. 158; сн. Матер. для ист. раск., изд. Брат. св. Петра митр. 1, 155. 54 Дементьев. Критич. разб. так называем. Кн. о вере. стр. 17–13; Матер. для ист. раск. VI, 143. 56 Лучшие издания Стоглава – это Казанское (1862 г.) и Брат. св. Петра митр. (1891 г.); последнее напеч. по списку 16 в.; но старообрядцы в беседах с православ. ссылаются на Кажанчиковское издание (1863 г.). 58 Миниатюрами называются мелкие изображения, иногда раскрашенные, находящиеся в рукописных книгах, а политипажами – изображения, воспроизведенные печатным способом и бывающие только в печатных книгах. 59 Книга Хрисовул, т. е. грамота с золотою печатью, была издана Константин. собором 1593 г., подписана всеми восточными патриархами и прислана в Москву царю Феодору Иоанновичу и патр. Иову. Подлинник её хранится в Московск. Синод. библиотеке под 198, а точный снимок символа, находящегося здесь, приложен к Деянию собора 1654 г., изданному Братством св. Петра митр. (л. 6 об.). 61 Подлинник этого Номоканона хранится в библиотеке Московск. Синод. типографии под 454, а снимок с листа, на котором сделаны поправки, приложен к сочинению иером. Филарета «Чин литургии св. И. Златоустого по изложению староп. служебников». Москва, 1876. 63 В церкви собеседования могут быть открываемы в том лишь случае, когда есть полная надежда, что собравшиеся на беседу старообрядцы не причинят оскорбления святыне храма (Утвер. Св. Син., по опред. от 25 мая 1888 г. за 1116, прав. об устр. мис., прав. 14). 64 Некоторые миссионеры заранее объявляют темы для бесед; но раскольнические совопросники большею частью уклоняются от них. Настаивать на этих темах, конечно, следует, но если и совопросники и присутствующие старообрядцы будут настаивать на своем предмете беседы, который их более интересует, то следует удовлетворить их желание – иначе можно только повредить делу миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

67 Граф Степан Федорович был знаком с преосвященным Тихоном, епископом Задонским ( Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов; 1724–1783), воронежский и елецкий епископ, с 1769 г. поселился «на спокое» в Богородицком мужском монастыре в г. Задонске Воронежской губ.; в 1861 г. был канонизирован (день его памяти – 13 августа)), находился с ним в переписке и имел много его собственноручных писем. Когда он сделался нездоров, то завещал похоронить себя в Задонске возле той церкви, где было погребено тело преосвященного Тихона, что и исполнили. 68 У Колошиных было три сына и две дочери. Сергей Павлович, литератор, родился в 1823 году, скончался в 1863 году во Флоренции (Публицист-славянофил С. П. Колошин умер во Флоренции в 1868 г.). Дмитрий Павлович родился 14 апреля 1827 года, действительный статский советник. Валентин Павлович убит в 1855 году при осаде Севастополя. Александра Павловна родилась в 1824 году, умерла в 1848 году от холеры. Софья Павловна родилась в 1828 году, 22 августа. Александра Григорьевна и Павел Иванович Колошины погребены в Москве, в Новодевичьем монастыре. 69 У Марьи Степановны Толстой дети: Николай Васильевич умер бездетным. Виталий Васильевич от брака с девицей Булыгиной имеет дочь Александру. Василий Васильевич умер бездетным. Варвара Васильевна, в первом браке за Воейковым, во втором не помню за кем. Александра Васильевна, за Сомовым; оба умерли бездетны. Екатерина Васильевна, за Николаем Осиповичем Бове; два сына и дочь. Марья Васильевна, девица, умерла в Калуге. Марья Степановна умерла в 1874 году в Калуге. 70 Марья Михайловна Римская-Корсакова родилась 9 января 1736 года, скончалась 6 августа 1786 года, была замужем за князем Михаилом Петровичем Волконским (оба схоронены в московском Новодевичьем монастыре). 71 Князь Дмитрий Михайлович родился 5 мая 1759 года, скончался 2 декабря 1814 года. Жена его, Марфа Никитична Зыбина, родилась 28 июля 1766 года, скончалась 28 июля 1816 года; оба схоронены в московском Новодевичьем монастыре. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010