Земли монастырь занимал около десятины. По упразднении монастыря кельи его отведены были под местные церковные школы. В 1783 году они сгорели. Сгорели вместе с ними скотный двор и службы. Оставшаяся вокруг пустыря ограда, которой уже нечего было охранять, снесена. Старая деревянная церковь преп. Сергия в 1797 году продана за скромную сумму в 95 рублей в село Ивашково, Бежецкого уезда, где, между прочим, и теперь она печально стоит с разобранною недавно трапезой и, конечно, украшенная и новым иконостасом, и новою живописью. На месте былой святой Нектариевой обители теперь городская площадь, и на ней единственные остатки от монастыря: построенная в 1680 году думным боярином Заборовским каменная колокольня и им же поставленная Введенская церковь. Первая сохранилась в неприкосновенности. Вторая отчасти: в 1863 году расширена ее трапеза, а в 1866 году изменен и главный храм: «Окна расширены и просветлены, иконостас весь изменен, и иконы написаны вновь». В 1903 году покойный, незабвенной памяти, Высокопреосвященнейший Архиепископ Димитрий поручил автору настоящей заметки осмотреть эти уцелевшие памятники — нет ли в них чего-нибудь, относящегося к памяти преподобного Нектария. По произведенном осмотре их, к великой грусти, ничего такого не нашлось. С южной стороны от древней каменной колокольни — самый старый, но и самый молчаливый свидетель былого, знакомый уже нам по челобитной игумена Геннадия Введенский пруд. Такие пруды, судя по тому, что они сохранились на местах и других былых обителей бежецких (Крестовоздвиженской и Спасопреображенской), у здешних монастырей были в обычае. Рылись они самими монашествующими и, вероятно, при самом основании монастыря. Может быть, и над Введенским прудом когда-то трудился сам Преподобный. Таково запустение святой Нектариевой обители. Во святом святых ее — в алтаре главного Введенского храма — незримо почивает сам Угодник Божий, оставивший здесь родному городу великое сокровище — святые мощи свои, — печальник Бежецкой области и великий неустанный молитвенник о нем к Господу Богу. IV. Скудость памятников не мешала из рода в род чтить преп. Нектария как своего небесного заступника и покровителя. И это почитание его было тем глубже, тем горячее, что почивающие под спудом мощи его единственная здесь, особо Богом отмеченная, святыня. Ни иных святых мощей угодников Божиих, ни прославленных чудотворных икон в Бежецке нет. Между тем потребность в таковой близкой, родной святыне — насущная потребность всякой верующей христианской души и особенно души мятущейся, скорбящей и озлобленной, милости и помощи Божией требующей. А чья душа не переживает временами таких смятений и скорбей? И нет такой христианской душе дела ни до каких документов, ни до каких изысканий — она живет и руководится верою и упованием, теми верою и упованием, которые под покровом Святой Церкви воспитываются в человеке родителями, переходят из поколения в поколение и укрепляются знамениями благодатной помощи угодников Божиих.

http://pravicon.com/info-2998

Ист.: [ Νεφυτος Καυσοκαλυβτης]. Εγχειρδιον νωνμου τινς ποδεικτικν περ το τι χρεωστον ο χριστιανο συχντερον ν μεταλαμβνωσι τ Θεα Μυστρια. Νν πρτον τποις κδοθν δαπν... Δημητρου προσκυνητο το κ Δρστας. Βενετα, 1777 [воспроизв. с произвольными изменениями: Νεφυτος Καυσοκαλυβτης. 1992. σ. 117-216]; [ Μακριος Κορνθου κα Νικδημος Αγιορετης]. Βιβλον ψυχωφελστατον περ τς συνεχος τν χρντων το χριστο μυστηρων μεταλψεως. Νν πρτον τυποθν ες κοινν φλειαν τν Ορθοδξων χριστιανν. Βενετα, 1783 [переизд. с указанием авторства прп. Никодима Святогорца]: Αθναι, 1887, 1895, 1991; Βλος, 1961, 1971; рус. пер. основной части кн.: Никодим Святогорец прп., Макарий Коринфский, свт. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин/Пер. с греч. иером. Симеон (Гагатик). М.; Ахтырка, 20042); Αθανσιος Πριος. Επιτομ, ετε Συλλογ τν θεων τς πστεως δογμτων. Λειψα, 1806. σ. 359-374; idem. Βος κα πολιτεα το ν γοις πατρς μν Μακαρου Αρχιεπισκπου το Νοταρ//Ακολουθα το ν γοις πατρς μν Μακαρου ρχιεπ. Κορνθου το Νοταρ. Χος, 1863. σ. 18-51 (см. также: Νον Χιακν Λειμωνριον. Χος, 1992. σ. 234-243); idem. Δλωσις τς ν Αγ Ορει ταραχν ληθεας//Ιστορα κα θεολογα το κολλυβαδικο κινματος βσει νεκδτων χειρογρφων/Εκδ. ερομ. Θεοδωρτου. Αθναι, 1988; idem. Εκθεσις, ετουν μολογα τς ληθος κα ρθοδξου πστεως//Ibid. σ. 115-124 (см. также: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880. Ч. 2. С. 485-495); Νικδημος Αγιορετης. Ομολογα πστεως, τοι Απολογα δικαιοττη, κατ τν σοι μαθς κα κακοβολως τλμησαν παρεξηγεν κα διαβλλειν Παραδσεις τινς τς Αγας Εκκλησας κα λλα τιν τν περ πστεως γι κα ρθδοξα φρονματα το οιδμου Διδασκλου Νικοδμου το Αγιορετο. Βενετα, 1819; Meyer Ph., hrsg. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 229-242; Εθμιος, ερομ. Βος, πολιτεα κα γνες δι δξαν τς μν Εκκλησας τελεσθντες παρ το σιολογιωττου κα μακαρτου κα οιδμου Νικοδμου Μοναχο, συγγραφντες δ παρ το ν Χριστ δελφο του Εθυμου ερομονχου/Εκδ. μον. Νικδημος Μπιλλις. Αθναι, 1983; Νεφυτος Καυσοκαλυβτης. περ τς συνεχος μεταλψεως/Εσαγωγ, κεμενον (νκδοτον), σχλια ερομ. Θεοδωρτου Αγιορετου (Μαρου). Αθναι, idem. Επιτομ Ιερν Καννων/Επιμελε ερομ. Θεοδωρτου Αγιορετου (Μαρου). Αθναι, s. a.; Μανφης Κ. Αθανασου το Παρου νκδοτος Επιστολ ντιρρητικ γενομνη πρς τν παρ τινων περ το Κυριακο σματος κακοσοξαν//Αγιος Αθανσιος Πριος. Πρακτικ Επιστημονικο Συνεδρου (Πριος 29 Σεπτ.- 4 Οκτ. 1998). Προς, 2000. σ. 218-244; Νικδημος (Μπιλλης), μον., κδ. Ο πρωττυπος Βος το γου Νικοδμου το Αγιορετου (1749-1809). Ο πρτοι-πρωττυποι Βοι το Αγου, τοι Ιερομ. Εθυμου «Σταυρουδ» κα μοναχο Ονουφρου Ιβηρτου. Κριτικ κεμενο, εσαγωγ, σχλια, σημεισεις. Αγιον Ορος; Αθνα, 2007.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Крылов А.П. Церковно-археологическое описание города Ярославля. – Ярославль, 1860. Крылов И.З. Историческое описание всех коронаций императоров и императриц всероссийских. – М., 1856. Кузнецов И. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора (Новые летописные данные)//Чтения в Общ. истории и древностей Российских. – 1896. – Кн. 1, Смесь. – С. 19–24; Кн. 2, Смесь. – С. 23–36. Куприн А.И. Мой паспорт: Пасхальное стихотворение в прозе//Собрание сочинений: В 2-х кн. – СПб., 1911. – Т. 1, кн. 2. С. 99–108. Лаврентий (Мордовский), игумен. Историческое описание Киренского Свято-Троицкого монастыря. – М., 1841. Лавров Н.Ф. О взятии Петром I с города Углича меди четвертой части веса колоколов в 1701 г.//Ярославские епархиальные ведомости. – 1873. – 13, 28 марта, ч. неофиц. – С. 107–108. Левицкий И. Город Путивль//Труды XII Археологического съезда в Харькове: В 3-х т. – М., 1905. – Т. 3. – С. 111–164. Левшин А.Г. Историческое описание первопрестольного в России храма Московского большого Успенского собора. – М., 1783. Леонид (Кавелин Л.А.) Историческое описание коренной Рождество- Богородицкой пустыни. – 2-е изд. – СПб., 1876. Леонид (Кавелин Л.А.) Историческое описание Мещевского Георгиев–ского мужского общежительного монастыря. – М., 1870. Леонид (Кавелин Л.А.) Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. – Ч. 1–2. – СПб., 1847. Леонид (Кавелин Л.А.) Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря. – СПб., 1863. Леонид (Кавелин Л.А.) Историко-статистическое описание Белевской Жабы некой пустыни. – Тула, 1865. Леонид (Кавелин Л.А.) Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. – М., 1876. Леонид (Кавелин Л.А.) Таинственный колокольный звон в «Царе-Константинове монастыре»//Русский архив. – 1878. – Кн. 2, 7. – С. 278–279. Лествицын В.И. Краткий путеводитель по церквам города Ярославля. – Ярославль, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако доклад архиепископа Платона только частично поправил дело, в 1865 г. было сделано несколько правительственных распоряжений, открывших возможности для обратного перехода в лютеранство. 19 марта последовало указание «при совершении браков между лицами православного и протестантского вероисповеданий впредь не требовать установленных статьей 67, т. 10 Свода законов гражданских предбрачных подписок о крещении и воспитании детей, от сих браков рожденных, в правилах православного вероисповедания». 13 июля генерал-губернатор П.А. Шувалов получил инструкцию, по которой решение об обратном переходе в лютеранство фактически предоставлялось на его усмотрение, в декабре того же года пасторы получили право крестить подкидышей и незаконнорожденных. Особенно сильное психологическое влияние на население оказало то, что был отменен закон о предбрачных подписках. Пасторы доказывали, что тем самым правительство разрешило переход в лютеранство, и на основании этого они требовали у православного родителя расписки о том, что его дети не будут принадлежать к Православию. Число уклонившихся от Православия в Прибалтийском крае стало увеличиваться, особенно активно этот процесс происходил в 1865–1870 гг., затем стал стихать и к середине 1880-х гг. прекратился. Протоиерей Н. Лейсман, исследовавший этот вопрос, считал, что «можно с правдоподобностью заключить, что уклонилась 1/4 часть всех православных... 3/4 остались верными Православию, и это был элемент несовратимый, у которого религиозные интересы стояли несравненно выше земных видов» 50 . Занятая столичными делами Санкт-Петербургская митрополия не могла уделять много внимания находящейся далеко на окраине немногочисленной пастве в Эстляндской губернии. Санкт-Петербургские митрополиты в крае они бывали только дважды: в 1783 г. высокопреосвященный Гавриил (Петров) и в 1863 г. – высокопреосвященный Исидор (Никольский) , который освятил новый храм в Вейсенштейне и 10 сентября совершил литургию в Преображенском соборе Ревеля. До 1865 г. викарными епископами Ревельскими были преосвященные Филарет, Иустин, последний раз бывший в Ревеле в 1844 г., Христофор, приезжавший в Ревель в 1852 г., и Леонтий (в 1861 г.), но все они были титулярными епископами и, как мы видим, лишь изредка посещали город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оренбургская Чернавский Н. История Оренбургской епархии. Оренбург, 1903. 2 т. (Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Т. 7, 9). Орловская Историко–статистическое описание приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. 2 т. Пьясецкий Г. История Орловской епархии. Орел, 1899. Переславская Малицкий Н. В. История Переяславской епархии (1744–1783). Владимир, 1912. Т. 1. Переяславская Пархоменко В. Очерк истории Переяславско–Бориспольской епархии. Полтава, 1910. Пермская Попов Е. Великопермская и Пермская епархия (1799–1879). Пермь, 1879. Петербургская Архангельский М. С. — Петербургская епархия от основания С. — Петербурга до воцарения Анны Иоанновны с 1703 до 1730 г.//Странник. 1867. 1. Архангельский М. С. — Петербургская епархия с воцарения Анны Иоанновны//Там же. 3; 1868. 2. Архангельский М. История православной Церкви в пределах нынешней Петербургской епархии. СПб., 1871. Историко–статистические сведения о С. — Петербургской епархии. СПб., 1869–1885. 10 т. Подольская Глащинский П. А. Историко–статистическое описание Подольской епархии//Подольские епархиальные ведомости. 1864–1865. Полтавская Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом. Полтава, 1901. Т. 1. Полиевкт, игум. Сведения о Полтавско–Переяславской епархии и ее архипастырях. Полтава, 1868. См. Переяславская . Псковская Смиргатский. Историко–статистический сборник сведений о Псковской епархии. Остров, 1895. Ростовско–Ярославская Иерархия ростовско–ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. Ярославль, 1864. Рязанская Воздвиженский Т. Историческое обозрение рязанской иерархии и церковных дел ее. М., 1820. Добролюбов И. Историко–статистическое описание церквей и приходов Рязанской губернии. Рязань, 1899. Макарий (Миролюбов), архим. Сборник церковно–исторических и статистических сведений о Рязанской епархии//Чтения. 1863. Кн. 2–4. Сарайская см.  Крутицкая Севская Севской десятины жилые данные церкви: Материалы для истории церквей Орловской епархии. 1628–1746. М., 1904. Т. 1. См. также Орловская .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

от Верхотурья, а церкви в том месте не было; и он посоветовав с вами, послал в то место вновь Соловецкого старца Серапиона в строители, да с ними послал Никольского м-ря что на Верхотурье, черн. попа Христофора да с ним старчика служебника Семиона, а велел строителю храм воздвигнути Преображ. Господне да Соловец. чудотв. Зосимы и Саватея». В 1764 г. положен в 3-м классе, а в 1785 г. упразднен и иноки переведены в Абалакский-Знаменский мон. Тобольской губ. “Ист. Росс. Иер.”, V, 140; Ратшин, 438; “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 53; Фишер, “Сибир. ист.”, 304; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 949, 10; “Акты истор.”, III, 103 (Ц. гр. 1621 г. о назнач. земель Верхотур. м-рям и о составл. им описей); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 48 (Акты 1679 г. о монаст. землях; стр. 198, строит. старец Иов); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 110 (Гр. 1678 г. о запрещении упрочивать поместья без Госуд. указа; сказано: «Да на Пышме де реке построены Митрополья Доневьянского м-ря две слободы»); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., III, Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли 1”, примеч. 3 (основ. в 1619 г., перевед. в 1783 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 657 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 469 (прошение 1722 г. строителя иером. Корнилия на Демидовых, в завладении ими сел. Покровским с монаст. угодьями и конюшенн. двором); VI, 1726 г., 77 (дело об иеромон. Евсевие Левонове, который в 1722 г. определен начальником мор-я и который, между прочим, взял скарб быв. игумена Геронтия). 75. Богоявленский на Сокове с Водской дороги , мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ. и уезда, недалеко от Новграда, близ С.-Петербургской дороги, на р. Веряже. В летописи написано: „В лето 6929 (1421). Поставиша, в Великом Новегороде, Исак Анциферович да Лутьян брат его святое Богоявление в монастыре на поле на реки Веряжи“. В 1478 г. был занят Московскими войсками. С 1588 по 1769 г. приписан к Духову Новгород. монастырю, а затем совсем упразднен, так что от него ничего не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ризы Богородицы и камня преп. Антония Римлянина, крест сребропозлащенный, унизанный жемчугом, помещен в киоте, с ликами святых вышеупомянутых. Он пожертвован сюда в 1859 г. дочерью генерал-майора, девицею Екатериною Титовою, а хранился 60 л. в доме ее родителей; 3) священные сосуды, с ручкою и подножием, выточенными из слоновой кости Марией Феодоровной; 4) священные сосуды, весом в 7 ф. пожертвованные сюда в 1863 г. отставным капитаном Шергиным, вступившим в число валаамских братий, с именем Пахомия. На ручке потира, устроенной в виде снопа, начертано: «помяни, Господи, в царствии Твоем, раба божия Павла»; 5) крест напрестольный, вызолоченный с чернью, весом 2½ ф.; 6) большой крест напрестольный, сребропозлащенный, с финифтью и стразами, весом в 3 ф.; 7) иконы ап. Павла и Марии Магдалины, поднесенные Свят. Синодом Павлу Петровичу и Марии Феодоровне, при их бракосочетании 1776 г. сентября 27; 8) паникадило в алтаре пред запрестольной иконой, о 12 рожках, с янтарными украшениями, выточенное Мариею Феодоровною; 9) несколько надгробных памятников, как напр.: а) памятник князю Александру Борисовичу Куракину, сверстнику детских игр и другу Императора Павла, в виде гранитной пирамиды, с бюстом из белого мрамора, и, с надписью: «другу супруга моего». Он находится направо от входа в церковь ; б) памятник воспитателю Павла, графу Панину, в виде мраморной пирамиды, с надписью: «граф Никита Иванович Панин, род. 1718 г. сентября 15 дня, скончался 1783 года марта 31 числа». Он находится налево от входа; в) памятник воспитателю Александра 1, Загряжскому. На нем надпись: «здесь лежит тело двора Его Императорского Величества обер шенка, действительного камергера и орденов св. Александра Невского и св. Анны кавалера, Николая Александровича Загряжского, род. 2 апреля 1746 г., скончавшегося 25 июля 1821 г. Тленный памятник нетленным воспоминаниям кротости и любви, в горести разлуки, в уповании вечного соединения, от сердца благодарного, от души благоговеющей, положила графиня М. Кочубей».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сергию Радонежскому и его Житие (М., 1647). В б-ке было 2 издания «Чинопоследования присоединения к Православию», но их изъяли «в числе других 32 книг» по распоряжению Консистории от 31 июля 1863 г. К разд. «Творения Св. Отцов» было отнесено 32 книги, в т. ч. сочинения святителей Иоанна Златоуста (самое старое печерское издание 1624 г.), Василия Великого, Григория Назианзина, Димитрия Ростовского, преподобных Ефрема Сирина и аввы Дорофея, Макария Египетского, Авраамия Медиоланского, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Кормчая книга и «Духовный регламент» (М., 1818). К группе «прочие книги духовного содержания» (57) принадлежали многочисленные Исповедания веры, катехизисы, толкования, сочинения митр. Стефана (Яворского), архиеп. Лазаря (Барановича) и др. Самым старым изданием этой группы была «Скрижаль» Святейшего патриарха Московского и всея Руси Никона (М., 1656). Среди «исторических и разных» названо всего 14 изданий, почти все XIX в., за исключением сочинений Сульпиция Севера (1783), 3-томника М. В. Ломоносова (СПб., 1794) и Лексикона триязычного (1704). Кроме того, в б-ке имелось 7 планов выдубицких имений 1788-1824 гг. Реестр 1872 г. прибавил 2 книги: Описание знамений от Животворящего Креста (1864) и объяснение обрядов и таинств (1866), а также планы хутора Круглик и Зверинца 1847-1869 гг. (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 830. Л. 109-117 об.; Ед. 869. Л. 146-163; Оп. 1. Ед. 1082. Л. 165-180 об.), однако по сравнению с предыдущим отсутствуют латино- и польскоязычные издания, изъятые по постановлению Консистории, возможно для передачи в КДА. К 1915 г. в б-ке находилось 25 рукописей XVI-XVIII вв., а также старопечатные книги: XVI в.- одна (Острожская Библия), XVII в.- 36, XVIII в.- 105 и недатированных (XVIII в.) - 11. Среди старопечатных выделялись Служебник (1619), Учительное Евангелие патриарха Каллиста (1637), Благовестник (М., 1649) и др. Почти все рукописи, зафиксированные в 1915 г., хранятся во Всенародной б-ке Украины (в Ин-те рукописи НБУВ НАН), самая ранняя из них датируется XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Со второй половины XVII столетия до конца XVIII столетия в селе существовали две деревянные церкви: холодная – в честь Святителя и Чудотворца Николая и теплая – в честь Рождества Пресвятые Богородицы. Из сохранившихся в церкви храмозданных грамот о теплой Богородицерождественской церкви известно следующее: в 1686 году построена была новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятые Богородицы; в 1713 году, по указу из патриаршего приказа, эта церковь была перевезена в деревню Кармушину; вместо же нее в селе построена новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование; в 1768 году эта церковь за ветхостию была упразднена. Вновь построенная деревянная церковь существовала до 1783 года; в означенном же году, во время случившегося в селе пожара, сгорела. Вместо сгоревшей Богородицерождественской церкви и обветшавшей уже холодной Николаевской церкви прихожане, по благословенной грамоте преосвящ. Виктора, епископа Владимирского и Муромского, данной в 1784 году июня .22 дня, приступили к сооружению каменной церкви с двумя престолами: в честь Рождества Пресвятые Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Теплый придельный престол в честь Святителя и Чудотворца Николая строением окончен и освящен в 1788 году; а главный холодный престол в честь Рождества Пресвятые Богородицы освящен в 1797 году. Со времени построения церкви произведены следующие изменения: в 1822–1823 годах вместо бывшей одной главы на церкви поставлены пять глав, а тесовая кровля заменена – железною; в 1840 году внутренние стены церкви расписаны священными картинами. В 1863 году теплая церковь была расширена и в ней устроен другой придел – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в 1867 г. стены этого придела украшены священными картинами. В этом виде церковь существует до настоящего времени. Колокольня при церкви каменная, четырехугольная, соединена с церковию; глава на ней чашеобразная, крыта железом; крест – деревянный, покрыт вызолоченной жестью. Из старинных священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: 1) образной деревянный крест, вставленный в киот; на лицевой стороне этого креста изображен распятый Господь, а на задней – Святитель и Чудотворец Николай, Спаситель, Божия Матерь и херувим; сей крест почитается чудотворным и пользуется особенным благоговейным почитанием не только прихожан, но и жителей соседних уездов, которые во множестве стекаются на поклонение сему кресту в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 Сентября); 2) старопечатное Евангелие, времени патриарха Иосифа, украшенное серебряным средником с изображением распятого Господа и клеймами с изображением четырех евангелистов, и 3) убрус на Казанской иконе Божией Матери, убранный бисером и драгоценными камнями, с надписью: «Убрус Казанския Божия Матери».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010