Венедиктом 1834 г. октября 21 дня. В храме хранятся древние набойчатые, крашенинные ризы. Копии с указов существуют с 1725 г., план и межевые книги – за 1783 год; метрические с 1801 г. Причт с 1876 г. состоит из священника и псаломщика. Просвирня упразднена по штату 1843 года. Из прежних священников известны: Симеон Алексеев, служивший в конце прошлого столетия; Тарасий Иванов, упоминаемый в 1806 году; он в 1822 году, за старостью лет, уволен; место его заступил, из дьячков здешней церкви, Иван Тарасов, сосланный в 1826 году в Сибирь, за участие в бунте крестьян против помещика; Иоанн Кудрявцев, в 1836 году перемещеный в Петербург в домовую церковь князь Васильчикова; Василий Кемецкий, лишенный в 1852 году места; Александр Тихомиров, умерший в 1857 году. После него поступил Александр Редкинский. С 1874 г. служит Алексей Молчанов. В 1764 году положено причту жалованья 100 р. асс. в год, а в 1765 году определена и плата за требы, именно: за молитву родильнице 2 коп., за крещение 3 коп., за свадьбу и за погребение взрослого 10 коп., за погребение младенца 3 коп. асс. Когда же, с 1799 года, никто не желал поступать сюда в священники, то в 1804 г. прихожане обязались ежегодно платить причту по 50-ти осьмаков (осьмак 2 четверика) ржи и ячменя. Это обязательство имело официальный характер и потому, когда в 1844 году помещик сельца Гавриловского Карл Мейер запретил своим крестьянам давать ругу, то духовное начальство заставило его выдать ругу из своих магазинов. О бедности здешнего места можно судить по заявлениям прежних священников. Когда в 1822 году священник Тарасий Иванов должен был явиться к архиерею, то его беспокоило, что он не мог явиться в приличной рясе. Подрясник у него был набойчатый, полосатый, новый, но китайчатая ряса, сшитая еще в 1805 году, была уже в совершенной ветхости, хотя надевалась только в праздники и висела постоянно в церкви. Священники сами напрашивались на обеды к прихожанам; а если прихожанин не звал на обед, то священник, желая наказать прихожанина, в простоте сердца, сокращал чин Богослужения. Чтобы улучшить свой быт, члены причта работали на крестьян. С 1843 года причт был отнесен к 5-му разряду и получал 310 р. в год. Ныне священник получает 240 руб., псаломщик – 80 р. На отопление от церкви дается 50 р. Из доходов за требы осталась постоянная плата по 30 коп. сер. в год с каждого дома, за молебны в Пасху и в деревенский праздник. Этого дохода собирается до 33-х рублей на весь причт; за поминанья получается до 20 р. в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Горскому“, стр. 29). 30 Софья Карловна Певцова, рожденная Модерах, родилась в 1783 году. В раннем детстве она была увезена своим отцом, назначенным генерал-губернатором Пермским и Вятским, в Пермь; там шестнадцати лет она вышла замуж за генерала Аггея Степановича Певцова. В 1812 году, будучи уже вдовой, Певцова возвратилась в Петербург, где и жила, получая небольшую пенсию, до 1826 года, когда императрица Мария Феодоровна назначила ее начальницей института ордена св. Екатерины в Москве. Говорят, что поводом к знакомству с нею послужили стихи ее в честь императора Александра I. До конца дней своих Певцова оставалась начальницей института, пользуясь, по смерти Марии Феодоровны, неизменною милостью как императрицы Александры Феодоровны, так и императора Николая I, пожаловавшего ей, в день двадцатипятилетия ее службы, орден св. Екатерины. Она скончалась 27-го февраля 1852 года, оплакиваемая многочисленными своими ученицами и оставив по себе память как о женщине весьма образованной, достойно исполнившей свое назначение и преданной отечеству и престолу (см. J. Dumouchel. Recueil de lettres de Sa Majesté I’Impératrice Marie Feodorovna aux tuteurs honoraires et aux supérieures des Instituts de Moscou (1-ère livraison. Lettres de Sa Majesté à М-те de Pewtzoff. Moscou. 1833). О С.К. Певцовой сохранился восторженный отзыв одного из современников ее, Ф.Ф. Вигеля, который познакомился с нею в 1805 году, когда ехал в Китай в составе отправленного туда посольства, вот что пишет он о ней в своих „Записках“: „Как алмаз, вправленный в олово, так сияла посреди сего семейства вторая дочь Модераха, Софья Карловна, выданная за гатчинского генерал-лейтенанта Аггея Степановича Певцова, инспектора пехотной дивизии и шефа Екатеринбургского полка... Она была двадцати трех лет. Столь милого личика и столь пристойного, умного кокетства трудно было найти. От ее взоров и речей все наше отделение вдруг воспламенилось; сам ледяной Сухтелен начал таять, а бедный наш Нелидов! Он не на шутку влюбился, за то более всех и полюбился; впрочем, и каждый из нас мог считать себя предпочтенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

…мне делают указания на сочинения протоиерея Михаила Як. Морошкина и гр. Дм. Андр. Толстого о иезуитах, а также и на то, что писали о Редстоке кн. Мещерский и другие…— М. Я. Морошкин (1820–1870) — духовный писатель; об иезуитах им написано сочинение: «Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени», СПб., 1867–1870. В. П. Мещерский (1839–1914) — реакционный публицист и беллетрист, издатель журнала «Гражданин»; Редстоку посвящено его произведение «Лорд Апостол в петербургском большом свете»; Д. А. Толстой (1823–1889) — реакционный государственный деятель, министр народного просвещения, обер-прокурор синода. 159 …о Редстоке есть книга, написанная мною самим…— В 1876–1877 годах были написаны очерки Н. Лескова: «Великосветский раскол» и «Сентиментальное благочестие»; в этих очерках Редсток и его последователи характеризуются как люди, «несущие ахинею» и «еретический вздор» (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 338). 160 Историограф Миллер. — Д. И. Миллер (1705–1783) — историограф и академик, знаток Сибири, где он прожил с целью изучения архивов и этнографии края десять лет. 161 Приходи, моя милая крошка…— строки из стихотворения А. Фета (1820–1892) «Только станет смеркаться немножко»… 162 Смирнова, С. И. (1852–1921) — писательница, автор многих романов, рассказов и фельетонов; сотрудница «Нового времени». 163 Тургенев изобразил, как говорит с простолюдином интеллигент и раскольничий начетчик. — Имеется в виду письмо Нежданова (роман «Новь»), в котором речь идет о необходимости веры в то, что говоришь, как основном условии воздействия на сознание народа: «Уверяют, что нужно сперва выучиться языку народа, узнать его обычаи и нравы… Вздор! вздор! вздор! Нужно верить в то, что говоришь, а говори, как хочешь!» Дальше Нежданов говорит об успехе проповеди раскольничьего начетчика и неуспехе своего обращения к народу: «А я начну говорить, точно виноватый, все прощения прошу» (И. С. Тургенев, роман «Новь», гл. XXX). 164 Малороссу, чтобы его растрогать, надо, чтобы ему свой брат сказал: «граю и воропаю». — Намек на следующее место из романа Тургенева «Рудин», гл. II: «…Стоит только взять лист бумаги и написать наверху: «Дума»; потом начать так:…грае, грае, воропае, или что-нибудь в этом роде. И дело в шляпе… Малоросс прочтет, подопрет рукою щеку и непременно заплачет… — Что вы это такое говорите?.. Я жил в Малороссии… «грае, грае, воропае» — совершенная бессмыслица». 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Напротив, у всех вообще, даже и у тех, которые едва слышат о писателях, живет уже какое-то убеждение, что писатель есть что-то высшее, что он непременно должен быть благороден, что ему многое неприлично, что он не должен и позволить себе того, что прощается другим. В одной из наших губерний, во время дворянских выборов, один дворянин, который с тем вместе был и литератор, подал было свой голос в пользу человека, совести несколько запятнанной, — все дворяне обратились к нему тут же и его попрекнули, сказавши с укоризной: “А еще и писатель!” Обращено к Василию Андреевичу Жуковскому (17831852). Это второй вариант письма, что явствует из начальных строк статьи (первый был написан в 1845 г.). Посылая П. А. Плетневу 16 октября н. ст. 1846 г. заключительную тетрадь “Выбрадных мест…”, Гоголь писал, имея в виду настоящую главу: “Нужно выбросить все то место, где говорится о значении власти монарха, в каком оно должно явиться в мире. Это не будет понято и примется в другом смысле. К тому же сказано несколько нелепо, о нем после когда-нибудь можно составить умную статью. Теперь выбросить нужно ее непременно, хотя бы статья была и напечатана, и на место ее вставить то, что написано на последней странице тетради”. Плетнев выполнил просьбу Гоголя. Многие современники усмотрели в статье искательство перед царем. В записной книжке Гоголя 1845 — 1846 гг. содержится набросок, помогающий уяснить его представления о назначении монарха: “Соединяя в лице званье верховного хранителя и блюстителя Церкви, из которой исходит свет просвещения и которая неумолкаемо молится о свете просвещения, государь у нас стремится к свету. И если только он вполне христианин, если первый выполнит долг свой в том духе, какой повелевает ему Церковь, и как строгий христианин будет взыскательнее всех к самому себе, ничего не может произвести он худого, ибо Сам Дух Божий двинет его повеленьями”. Цитаты в настоящей статье не всегда точны, так как приводятся Гоголем большей частью по памяти Речь идет, по-видимому, о первоначальной редакции статьи “В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность”.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Николаю Чудотворцу. Положенные в храм антиминсы освящены в день освящения главного алтаря. Храм может вместить до 850 человек; вместе с папертью он имеет форму греческого креста и выстроен в русско-византийском стиле. Глубина фундамента храма 6 аршин; из них 4 аршина составляют глубину склепов. Углы фундамента укреплены контрфорсами. Длина храма 14 сажен; ширина 8 сажень; высота с крестом 13½ сажень. Большой храм с 12-ю окнами и 4 главками; колокольня восьмигранная, с 4-мя открытыми арками и с куполом с 4 главками; высота с крестом 12 сажень. Все драгоценности прежнего храма перенесены в нынешний. В последнее время частные лица пожертвовали в церковь серебряные вызолоченные сосуды, плащаницу малинового бархата, шитую золотом, полное священнослужительское облачение, стоящее 700 р., небольшое евангелие в серебряном окладе и крест, стоящие 450 р. Плащаницу пожертвовал г. Егузинский. При церкви есть библиотека. Метрические записи хранятся с 1769 года. Причт всегда состоял из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: 1) Иван Дмитриев, перешедший сюда в 1758 голу от Троицкой церкви, что в Галерной гавани, по приглашению графа Петра Ивановича Шувалова и по благословению архиепископа Сильвестра; 2) Михаил Афанасьев, подписавшийся под метрическими записями 1769 г.; после него, также по записям, известны; 3) Семен Якимов, священник, благочинный (1783); 4) Андрей Андреев (1796); 5) Иоанн Соболев; 6) Николай Иванович Соболев, избранный прихожанами, из уважения к долгой и хорошей жизни отца его; 7) Николай Павлов Соколов, служивший здесь с 1852 г., и в 1865 г. перешедший в Петербург, к церкви Матфея апостола; 8) протоиерей Матфей Ив. Муретов, переведенный сюда из Исаакиевского собора, а в 1870 году снова перемещенный настоятелем Митрофаниевского кладбища; 9) Василий Васильев Головин, перешедший из Александровского училища в Смольном и здесь скончавшийся; 10) Александр Александрович Налимов, перешедший сюда из Новой Ладоги и здесь скончавшийся; с 1880 года священствует здесь: 11) Василий Петрович Юнаковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Однако доклад архиепископа Платона только частично поправил дело, в 1865 г. было сделано несколько правительственных распоряжений, открывших возможности для обратного перехода в лютеранство. 19 марта последовало указание «при совершении браков между лицами православного и протестантского вероисповеданий впредь не требовать установленных статьей 67, т. 10 Свода законов гражданских предбрачных подписок о крещении и воспитании детей, от сих браков рожденных, в правилах православного вероисповедания». 13 июля генерал-губернатор П.А. Шувалов получил инструкцию, по которой решение об обратном переходе в лютеранство фактически предоставлялось на его усмотрение, в декабре того же года пасторы получили право крестить подкидышей и незаконнорожденных. Особенно сильное психологическое влияние на население оказало то, что был отменен закон о предбрачных подписках. Пасторы доказывали, что тем самым правительство разрешило переход в лютеранство, и на основании этого они требовали у православного родителя расписки о том, что его дети не будут принадлежать к Православию. Число уклонившихся от Православия в Прибалтийском крае стало увеличиваться, особенно активно этот процесс происходил в 1865–1870 гг., затем стал стихать и к середине 1880-х гг. прекратился. Протоиерей Н. Лейсман, исследовавший этот вопрос, считал, что «можно с правдоподобностью заключить, что уклонилась 1/4 часть всех православных... 3/4 остались верными Православию, и это был элемент несовратимый, у которого религиозные интересы стояли несравненно выше земных видов» 50 . Занятая столичными делами Санкт-Петербургская митрополия не могла уделять много внимания находящейся далеко на окраине немногочисленной пастве в Эстляндской губернии. Санкт-Петербургские митрополиты в крае они бывали только дважды: в 1783 г. высокопреосвященный Гавриил (Петров) и в 1863 г. – высокопреосвященный Исидор (Никольский) , который освятил новый храм в Вейсенштейне и 10 сентября совершил литургию в Преображенском соборе Ревеля. До 1865 г. викарными епископами Ревельскими были преосвященные Филарет, Иустин, последний раз бывший в Ревеле в 1844 г., Христофор, приезжавший в Ревель в 1852 г., и Леонтий (в 1861 г.), но все они были титулярными епископами и, как мы видим, лишь изредка посещали город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная Церковь приняла сказания бл. Феодорита о святых подвижниках сирских в число книг, служащих к возбуждению духа благочестия и назначила их для чтения во всеобщее назидание 213 . И так как о многих подвижниках неизвестно ничего более, кроме того, что говорит о них бл. Феодорит, то можно думать, что его сказания были первым свидетельством для Церкви о их богоугодной святости. – На Соборе вселенском седьмом Отцы пользовались сими сказаниями в подтверждение иконопочитания 214 . На славянском языке, с первых веков распространения у нас христианства, известны были толкования бл. Феодорита на Пророков, хотя не вполне, и на псалмы, также сказания о подвижниках восточных. О переводе толкования на Пророков мы знаем по спискам, в которых сохранилось свидетельство, что подлинник их существовал у нас уже в 1047 г. 215 . Текст толкования Феодо- ритова здесь представляется по большей части в сокращении. Перевод толкования на псалмы не менее древен 216 . Сказания о святых подвижниках находятся в древних Четьих-Минеях 217 . В прошедшем и нынешнем столетиях, частью на славянском, частью на русском языке изданы: Псалтирь с кратким толкованием блаженного Феодорита . Спб. 1783. Толкование на Песнь Песней. М. 1808. Церковная История. Спб. 1852. История Боголюбцев. Спб. 1853. 17 Histor. Religios. с. 13. р. 832 Зинон скончался при епископе антиохийском Алсксандре (414–421.). Память его у греков Февр. 10. 22 Ер. 81 «Родители мои прежде зачатия моего обещали меня Богу, – и согласно обету посвятили Ему от пелен, и дали мне такое воспитание. До епископства проведши время в монастыре, я принял хиротонию епископскую против воли» р. 954. 23 В 449 г., гонимый Диоскором, он просил позволения жить в монастыре, который от области кирской отстоит на 120 м., от Антиохии на 75., и от Апамеи в трех милях. Этот монастырь Феодорит прямо называет своим (ημετερον μοναςηρλον),конечно по своему пребыванию в нем до епископства. Ер. 119. р. 992, 993. Еще ранне того, около 434 г., по случаю неприятностей, намереваясь оставить кафедру епископскую, писал он архимандриту своего монастыря, чтобы выстроил для него келию. Arcbimandritae monasterii nici de cella mihi aedificanda inandave – lim. ap. Baluz. Nova collect, concilior. T. 1. Synodicon cap. 66, p. 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Протоиерей был благочинным и первенствующим в правлении; священник, большею частью, учил Закону Божию в приходском училище и служил в церкви св. Николая, приписанной к собору в 1812 году. Доход собора и этой церкви был общий. На содержание церкви полагалось 10 р. в год, а на причт – 100 р. Эти 110 р. получались, по полугодно, из Гдовского казначейства. Кроме того, на причт полагалось по два четверика в год с каждого женатого. Разного хлеба собиралось до 30 четвертей. Остальное составляла плата за требы с прихожан, которых, по ведомостям 1822 года, было 170 дворов, душ м. п. 540, женского – 609. Они жили на расстоянии 10-ти верст от церкви. В 1843 году церковь Никольская сделана самостоятельною и ее причту положено жалованья 220 р. с. в год. Причт же соборный остался при скудном жалованье в 22 р. 42 к., определенном штатами 1764, 1804 и 1834 годов. С 1862 года положено причту соборному жалованье в количестве 1,025 р. в год, без лишения права пользоваться землей, находящейся при Никольской церкви. В 1872 году, указом консистории от 8 августа, за 3117, Никольская церковь , за ветхостью, приписана к собору и причт ее упразднен. С 1811 года при соборе служили: протоиерей Петр Симонов (1811); священник Алексей Ив. Софронов, с 1813 г., окончивший курс в Псковской дух. семинарии; прот. Петр Николаевич Стейшин, из окончивших курс в Спб дух. академии (1783–1793), служивший сперва в сельских церквах; был благочинным, а с 1817 года – протоиереем; Иоанн Петрович Кедров (1826–1831); священник Николай Федоров, из неучившихся в семинарии, бывший сперва дьячком при соборе, письмоводителем в правлении, а с 1812 года учителем приходского училища; с 1813 г. диаконом, с 1817 года священником Пятницкой церкви; в 1824 г. переведен к собору; прот. Константин Петрович Несвицкий (1832–1845); прот. Феодор Алексеевич Быстреевский (1832–1864); священники: Феодор Антипович Орлов (1849–1852); Феодор Бенедиктов (1854–1865) и Михаил Петрович Виноградов, переведенный в 1872 году в село Кярово (Гдов. у.); свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Одесса, 1862. Современное переиздание: М.; Иерусалим, 2007. С. 403–540. 340 Очевидно, автор письма имеет в виду Российскую Академию, созданную в 1783 г. Екатериной II, первоначально с целью создания первого полного лексикографического описания русского языка – «Словаря Академии Российской». Фактически Российская Академия соответствовала по структуре и задачам Французской Академии, сосредоточивая свои труды в области языка и словесности. Членами Российской Академии состояли митрополит Филарет (Дроздов) , поэты и писатели Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин , В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А.Н. Муравьев был избран членом Академии в 1837 г. В 1841 г. Российская Академия вошла в качестве Отделения языка и словесности в Императорскую Академию наук. 341 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский с 1821 г. Скончался 17 января 1843 г. 342 Святославский Александр Петрович (ум. 4.01.1856) – секретарь митрополита Московского Филарета (1821–1856). Сын протоиерея Сорокосвятской церкви в Москве Петра Вениаминова, убитого в 1812 г. французами за отказ отдать им ключи от церкви. Окончил Московскую духовную семинарию. 344 Иоасаф (ум. 1874), архимандрит – игумен Лавры св. Саввы Освященного. Родом с о. Крит. Общий духовник греческой Иерусалимской Патриархии. Как писал начальник РДМ архим. Леонид (Кавелин) , также состоявший в числе духовных детей старца, «отец архимандрит пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни бедуинами» ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 327). См. также: Пономарев С.И. Игумен Лавры преподобного Саввы Освященного, отец Иоасаф: Некролог//Душеполезное Чтение. 1874. 5. С. 64–80. Греч. ‘ризничий’. 345 Вопрос о правах на святые места, являвшийся на протяжении столетий источником межконфессиональных конфликтов и разногласий, предельно обострился в начале 1850-х гг., когда, поощряемое французской дипломатией, «латинское духовенство требовало Голгофы, Камня Помазания, Вертепа Богородицы, Вифлеемского вертепа и проч., всего счетом четырнадцати поклонений» (цит. по: Базили К.М. Письма в Париж. СПб., 1854). Относительно паллиативного решения вопроса, которому радуется Базили в комментируемом письме, митрополит Филарет писал А. Н. Муравьеву 17 февраля 1852 г.: «Дело о святых местах решено на основании трактатов с Франциею 1673 г. Это должно быть худо для Восточных. Православная Церковь вопиет к министерству , в котором Вы служите» (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. М . Киев, 1869. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Такое устройство алтаря и клиросов почти закрывает богослужение от глаз народа, стоящего внизу. Все стены храма покрыты прекрасной живописью «альфреско», сохранившеюся со времени постройки церкви: изображены преимущественно события из евангельской истории, за исключением задней стены, которая представляете картину «Страшного суда». В общем обозрение Спасской церкви производит особое впечатление, какого не испытываешь ни в одной из остальных кремлевских церквей. Димитриевское духовное училище Димитриевское духовное училище помещается в каменном трехэтажном здании, бывшем митрополичьем домом и соединенном со Спасским храмом открытым каменным переходом. Дом этот построен Ионою Сысоевичем и был сначала двухэтажным, но впоследствии архиепископом Самуилом (1776–1783) надстроен и третий этаж. Как уже помянуто выше, духовное училище, основанное святителем Димитрием, помещалось первоначально в «Княжьих теремах». Впоследствии, в 1815 г. оно уже находилось в Толгском монастыре в 6-ти вер. от Ярославля; затем в Борисоглебском (в 18 вер. от Ростова) и, наконец, в 1873 г. в Ярославле. После этого училище снова было переведено в место своего основания – в Ростов и временно помещалось в двухэтажном здании дома, служившего для остановок епархиального архиерея во время приезда его в Ростов. Но так как помещение для училища в этом доме было крайне тесно и при том оно дано было только на 6 лет, то по истечении этого срока ростовское духовенство испросило разрешение Св. Синода воспользоваться митрополичьим домом, предназначенным для училища еще в 1852 г. На средства духовенства и на выданное от города вспомоществование 5.000 руб. митрополичий дом был отстроен в 1880 г. и открыт для помещений в нем духовного училища, наименованного в честь его основателя «Димитриевским». В восточной стороне от духовного училища стоит здание так называемой «Водяной башни», во втором этаже которого помещалась прежде церковь «Всех святых», бывшая домовою ростовских владык. Эта башня имеет неразрывную связь с древними митрополичьими хоромами, где жил в 1605 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010