Село Мытищи находится от Владимира в 110-ти верстах, а от Суздаля в 71 версте, при колодцах. Село вместе с деревней Старовой в XIX столетии принадлежало помещикам Томазовым. (Историч. Собр. о гр. Сужд, Ан. Федорова). В половине XIII ст. в Мытищах существовала церковь деревянная в честь Святителя и Чудотворца Николая и при ней был самостоятельный приход. Но в 1783 году деревянная церковь была за ветхостью разобрана, а вместо неё на средства прихожан построена каменная в честь того же святого, с одним престолом. Данный в новопостроенную церковь антиминс холщевый, священнодействия преосвящ. Тихона, еп. Суздальского и Юрьевского, хранится до настоящего времени. Колокольня, каменная же, построена одновременно сцерковью. В 1832 году церковь была расширена и в ней устроен теплый придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а в 1852 году построен и освящен другой придел - в честь Архистратига Божия Михаила. Таким образом, в настоящее время в церкви три престола: в холодной — во имя Святителя и Чудотворца Николая, в теплой трапезной: в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Архистратига Божия Михаила. Церковные документы хранятся в церкви: копии с метрических книг с 1802 г., а исповедных росписей с 1827 г. Опись церковного имущества составлена в 1865 году. Церкви принадлежат: каменная сторожка и дровяной сарай, Земли при церкви имеется: усадебной 1,560 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 дес.; план и межевые книги на землю хранятся в церковной ризнице. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: 22 руб. 44 коп. процентов с церковного капитала, от земли 75 руб., от сбора зерновых хлебом 75 руб. и за требоисправления 400 р. сер., а всего до 600 р. сер. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход составляют: село (78 дворов) и деревни: Старово, Ворятино, Слободка и Смольницы. Всехдворов в приходе 252, душ мужского пола 654, а женского пола 758 душ. С 1872 года в селе открыта школа и содержится на средства земства. Здание школы деревянное, двухэтажное, крытое железом, построено в 1889 году, помещение для занятий – тесное. При школе – помещение для проживания учителя. Жалование учителя в 1896 году составляло 300 рублей в год. Учителем былпочетный гражданин 48 лет. Попечителем школы – дворянин. В 1896 году в школе обучалось 68 мальчиков и 7 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=37569

Алексей Иванович Тимофей Иванович Александр Николаевич Александр Ильич, действительный каммергер, рождение 13 августа 1726 † 11 октября 1809; женат на Елисавете Александровне Римской-Корсаковой, рождение 23 апреля 1766 † 21 июля 1841 Анна Ильинишна, рождение 8 сентября 1719 † 17 сентября 1809, за генерал-поручиком Спиридовым Степан Матвеевич, генерал-поручик, рождение 17 декабря 1732 † 17 декабря 1782; женат на баронессе Софие Николаевне Строгоновой, рождение 29 сентября 1737 † 12 октября 1790 Павел Матвеевич, генерал-поручик, рождение 1 января 1734 † 24 ноября 1793; женат: 1) на княжне Прасковье Григорьевне Мещерской; 2) на княжне Елене Николаевне Долгоруковой, рождение 25 сентября 1754 † 30 марта 1831 (оба сына от 1-го брака) Пётр Матвеевич Иван Матвеевич, генерал-поручик, женат на Екатерине Ивановне Повало-Швейковской Владимир Матвеевич, флота капитан Дарья Матвеевна, за полковником князем Александром Никитичем Трубецким NN, за Иваном Сергеевичем Салтыковым Евдокия Матвеевна Татьяна Матвеевна † 9 сентября 1798 Наталья Матвеевна Василий Фёдорович, конной гвардии ротмистр Матвей Петрович, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 4 октября 1803 Иван Дмитриевич КОЛЕНО XXX: Павел Алексеевич, каммергер † 1852 Константин Алексеевич, действительный статский советник, женат на Колокольцевой NN, за каммергером Николаем Петровичем Свистуновым Наталия Александровна † 1815 Федосья Степановна, за тайным советником князем Михайлом Николаевичем Голицыным Прасковья Степановна, 1) за генерал-майором Иваном Сергеевичем Кологривовым; 2) за тайным советником князем Никитою Сергеевичем-Урусовым Мария Степановна, рождение 1774 † 1852, за генерал-майором Алексеем Евграфовичем Татищевым Пётр Павлович, секунд-майор Григорий Павлович, действительный каммергер, женат на графине Марие Михайловне Каменской Константин Владимирович, майор, рождение 15 января 1783 † 21 января 1831 Евграф Николаевич † 29 ноября 1812, женат на Екатерине Александровне NN Захар Николаевич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1705 г. в якобштадтском Свято-Духовском храме ген.-фельдмаршал Б. П. Шереметев отслужил молебен по случаю победы 15 июля 1705 г. над шведами в сражении при Гемауэртгофе (ныне Мурмуйжа, Латвия). Шереметев подарил храму икону-складень Божией Матери «Знамение», а также пожаловал купленный им фольварк Пелит. В 1774 г. на пожертвования бурлаков и плотовщиков рядом со Свято-Духовским храмом была построена небольшая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца в традициях североевроп. протестант. зодчества - зальное сооружение под высокой 2-скатной кровлей. Е. м. входил в состав Полоцкой епархии, с 1836 г.- в состав Рижского вик-ства Псковской епархии. Во время Отечественной войны 1812 г. Е. м. был разорен войсками имп. Наполеона I и пребывал в запустении. Решением Святейшего Синода от 30 апр. 1817 г. Е. м. был упразднен, строитель Серафим переведен в Крыпецкий во имя святого Иоанна Богослова монастырь , а храмы обращены в приходские. Однако и после этого решения до 1853 г. в мон-рь назначались игумены. В 1852 г. при Свято-Духовской ц. проживало 2 инока. 23 февр. 1853 г. решением Рижской духовной консистории обветшавшая Свято-Духовская ц. была закрыта, а ее приход объединен с якобштадтской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) и стал называться Свято-Духово-Покровским. Поскольку Покровская ц. считалась приписной к илукстскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , Свято-Духовская ц. Е. м. оказалась приписана к Илукстской обители. Но вплоть до 20-30-х гг. XX в. считалось, что к Илукстскому монастырю (с 1880 женский) приписан якобштадтский Покровский мон-рь. Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ) Торжества по случаю освящения Свято-Духовского собора (1885-1888). Фотография. 19 июня 1888 г. (ГПИБ) 1 нояб. 1884 г. был освящен новый 5-главый деревянный Свято-Духовский храм, однако 16 янв. 1885 г. он сгорел. В 1885-1888 гг. по проекту архит. А. П. Кизельбаша был построен и 19 июня 1888 г. еп. Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) освящен одноименный каменный собор - крестообразный в плане, 5-главый, с высокими деревянными кровлями и куполами укр. типа и декором в визант. стиле из кирпича и тесаного камня. Одновременно по проекту архит. Р. Ю. Пфлуга возведена колокольня. Купол и паруса храма украсили иконы рижского худож. П. А. Зыкова, а карниз под крышей - майоликовый фриз с орнаментом, изготовленный на фабрике М. С. Кузнецова в Твери.

http://pravenc.ru/text/189597.html

В 1845 г. в связи с притеснениями от новой игумении Владычного мон-ря Е. К. переселилась из Серпухова в расположенное на правом берегу р. Оки с. Колюпаново Тульской губ. Местная помещица Н. А. Протопопова построила для нее домик, но блаженная поселила в нем своих собак и кошек, сама же подвизалась в каморке. Всю приносимую ей пищу она отдавала домашним животным, питалась лишь тем, что оставалось от них. Е. К. духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме (освящен 4 февр. 1783) свящ. Павла Просперова (впосл. пострижен в монашество с именем Павлин, 30 окт. 1899 скончался в Троице-Сергиевой лавре). Неск. лет Е. К. принимала приходящих к ней за советами и с просьбами о молитве посетителей. Она часто посещала управляющего Мышегским чугунолитейным заводом А. И. Цемша, который построил для блаженной в своем саду уединенную келью. Жители мест. Мышега обращались к Е. К. за советом, с радостью принимали в своих домах. Е. К. предсказала начало Крымской войны (1853-1856) и оборону Севастополя (1854-1855), гос. переворот 1848 г. во Франции, положивший конец правлению кор. Луи Филиппа, и восстановление (1852) империи Наполеоном III. В 1850 г. в беседе с Протопоповой Е. К. предсказала скорое назначение на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Димитрия (Муретова) . В 1851 г., во время первой же поездки по епархии, епископ посетил с. Колюпаново, Казанский храм, навестил Протопопову. Однажды старица предупредила Протопопову: «К обеду приедут гости... Игумения едет». Действительно, в тот день в Колюпаново приехала послушница Сезёновского мон-ря Тамбовской губ. Евфимия Моргачёва, впосл. игумения (см. Серафима (Моргачёва) ). Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г. Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г. Е. К. любила уединяться в глубоком овраге на берегу Оки, в 1 версте от Колюпанова. Рядом с речкой Прошенкой, протекавшей по дну оврага, подвижница выкопала небольшой колодец и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила: «Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми». Подвизавшийся в Калужской епархии иеросхим. Герасим (Брагин-Мартынов) вспоминал, что в юности вместе с отцом часто ловил рыбу в Оке и возле с. Колюпанова видел молившуюся старицу.

http://pravenc.ru/text/187892.html

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей. Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы. Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа. В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт — Мильково — Ключи — Нижне-Камчатск — Большерецк — Тигиль — Лесной острог — Дранкинский острог — Олюторка — Гижига — Охотск. В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию. В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.

http://patriarchia.ru/db/text/52576.html

Сурове (150 («верст от Тулы») ) церковь каменная с колокольнею, и придел. св. Димитрия Ростовского построена в 1852 году тщанием князя Димитрия Никол. Долгорукого, вместо деревянной, которая перевезена была бывшим помещиком генералом Глебовым из с.Кириллова и построена в 1783 году. До 1783, в Сурове церкви не было. Прич. 4 лица. Земли 36 десятин. Дворов 220. Душ 1322 м. 1362 ж. Пресвятой Богородицы чудотворныя ради иконы Казанския, за Избавление от Литвы в 1612 г. (орфография сохранена). Тульские епархиальные ведомости от 15-го Января 1864 года Согласно данным, статус села был получен в 1784 году, когда был построен первый храм и образовался самостоятельный приход. Этот храм во имя Казанской БожьейМатери был перевезён по воле владельца Суров генерала Глебова А. И. из другого его имения села Кириллова Новосильского уезда. Каменную церковь с приделом во имя святого ДмитрияРостовского начали строить в 1842 году на средства уже другого помещика князя Долгорукова Н. А., а окончательно закончили и освятили в 1870 году при участии наследницы князя Екатерины Григорьевны Гагариной. С 1860 года в селе имелась земскаяшкола. Приход состоял из самого села и деревень: Александровки, Горенки, Корсеевки (Новая Слобода), Кулешей (Большие Кулеши), Малых Кулешей (в просторечии Городничевка [Кочетовка] — исчезнувшее поселение), Долы. По материалам: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. - Тула. 1895. http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/ Комментарии и обсуждение «Из докладной записки Уполномоченного ОГПУ по Верховскому району Козлова от 30 июня 1931 года. В Верховском районе имеется 18 церквей, из коих в настоящее время 6 не функционируют, и священнослужители этих церквей в районе не проживают. В 1931 году закрытия церквей в Верховском районе не было. Все 6 нефункционированные церквей относятся к 1929 и началу 1929 (тут ошибка, должно быть – «1930») года. Нефункционирующие церкви закрыты без юридического оформления. Население деревень, где закрыты церкви, общественных постановлений не выносили, а закрыты они вследствие отсутствия складочных помещений под зерно в прошлые заготовительные кампании. Церкви закрыты в следующих деревнях: Суры того же сельсовета, …»

http://sobory.ru/article/?object=53197

14 Урусов Сергей Николаевич (1816–1883) – выпускник Московского университета, юрист, тайный советник, сенатор, государственный секретарь, министр юстиции, служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Госсовете, Святейшем Синоде и был членом главного управления цензуры духовного ведомства. 15 Оболенский Александр Петрович (1780–1855) – князь, сенатор, московский почетный опекун, действительный тайный советник, судья московского совестного суда, управляющий Военно-сиротским училищем. 16 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860) – обер-прокурор Святейшего Синода, историк, археолог, первый исследователь Куликова поля, основатель Музея Куликовской битвы, сенатор, действительный тайный советник, писатель, поэт, благотворитель. 18 Константин Павлович (1779–1831) – Цесаревич и Великий Князь, второй сын Павла I и Марии Федоровны. На протяжении 16 дней, с 27 ноября по 13 декабря 1825 года, официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его императором и самодержцем Всероссийским Константином I, но он не царствовал и своего вступления на престол не признал; командующий войсками, расположенными в герцогстве Варшавском, главнокомандующий Польской армией, командир Литовского корпуса, депутат польского сейма от пригорода Варшавы-Праги, исполняющий обязанности наместника Польши. 19 Дребуш Александр Феодорович фон (1783–1855) – сенатор, статский советник, минский губернатор, лютеранин по вероисповеданию, участник битвы под Аустерлицем. 20 Полуденский Петр Семенович (1777–1852) – деятель Опекунского Совета, тайный советник, сенатор. 21 Бегичев Дмитрий Никитич (1786–1855) – писатель, попечитель московского дома трудолюбия, сенатор. 22 Протасов Александр Павлович (1790–1856) – сенатор, тайный советник, масон и мистик, член Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства, почетный член Московского Общества испытателей природы. 23 Масонство, франкмасонство (от франц. franc-maèon – вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт Журавский Иаков Львович (1879 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество 3 Заборовский Иоанн Иванович (1882-?),протоиерей Западалов Алексий Иосифович (1870 – расстрелян 1938), протоиерей Зинкевич Стефан Иванович (1885 – расстрелян 1937; в монашестве с 1926 – Сергий), священник, впоследствии – епископ Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 – расстрелян 1936) Зубарев Леонид Васильевич (1881–1952), протоиерей И Иаков, работный человек Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844–1922), митрополит Иван IV Грозный (1530–1584), русский царь Игнатий (Грицько), иеромонах Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич; 1791–1850), епископ (с 1835 – архиепископ) Олонецкий и Петрозаводский в 1828–1842 Иероним (Экземплярский Илья Тихонович; 1836–1906), архиепископ Иерофей (Померанцев Иван Юрьевич; 1880 – не ранее 1938), епископ; уклонился в обновленчество Иларион Гдовский († 1476), преподобный Иларион (Вельский Иван Иванович; 1893 – расстрелян 1937), епископ Иловайский М. С. Ильинский Александр Матвеевич – см.: Артемий (Ильинский) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич; 1862–1913), архиепископ Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич; 1800–1857), архиепископ Иннокентий, св. (Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), митрополит Московский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич; 1889 – расстрелян 1937), архиепископ Иоаким (Левицкий Иван Иоакимович (1853 – убит 1921), архиепископ Иоаким (Савелов Иван Петрович; 1620–1690), Патриарх Московский и всея Руси в 1673–1690 Иоанн Константинович (1886 – расстрелян 1918), князь императорской крови, правнук императора Николая I Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893 – расстрелян 1941), епископ Иоанн (Кратиров Иван Александрович; 1839–1909), епископ Иоанн Кронштадтский , св. – см. Сергиев Иоанн Ильич. Иоанн, св. (Максимович; митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, св. (Поммер Иван Андреевич ; 1876 – убит 1934), архиепископ-священномученик Иоанн (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ Иоанникий (Дьячков Иван Иванович; 1857-?), епископ; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему было обещано ежегодное жалование в 200 тысяч рублей, а потом ханство в Персии. В феврале 1783 года Шагин-Гирей отрекся от престола . По манифесту Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым вошел в состав Российской империи. Присоединение полуострова Крым имело чрезвычайное значение для России. Крымское ханство, фактически принадлежавшее Турции, всегда немиролюбиво относилось к христианским странам. С присоединением Крыма навсегда южные окраины России становились защищенными от разбоя и зверств диких степных народов, что давало возможность заселять эти плодородные земли, развивать промышленность, осваивать берега Азовского и Черного морей. 13 (26 по нов. стилю) февраля 1784 года Порта Оттоманская (Турция) признала вхождение Крыма в Российскую империю. Но уже через три года, заручившись помощью союзников, 13 августа 1787 года объявила войну России, требуя возвращения Крыма. Эта война вошла в историю под именем второй русско-турецкой войны. Она и была таковой в царствование Екатерины Великой. Но для России это была седьмая за сто лет война за выход к Черному морю, и, как оказалось, решающая. Выдающиеся победы русской армии и молодого Черноморского флота поражают воображение. Это война, показавшая возросшую военную мощь России, завершилась подписанием Ясского мирного договора между Россией и Турцией 9 января 1792 года. Договор подтвердил присоединение Крыма и Кубани к России. О том, как относилось российское правительство к мусульманскому населению Крыма, можно судить по письму, написанному святителем Иннокентием (Борисовым), архиепископом Херсонским и Таврическим, почти через 70 лет после присоединения Крыма к России, 20 июня 1852 года. «Вашему Высочеству, между прочим, угодно было обратить особое внимание на замечание мое об отношении у нас магометанства к господствующей религии: почитаю за долг изъясниться пред Вами о сем предмете со всею откровенностью, хотя некоторые из мыслей моих покажутся, может быть, жалобными. Крым куплен, как известно, ценою русской крови, не раз обливавшей его от Перекопа до Керчи, и, следовательно, жители его, как побежденные, не имеют никаких прав на особые преимущества: но несмотря на это, татары крымские пользуются у нас доселе такими отличиями и льготами, каких не имеют в нашем краю ни один поселянин: они не платят подушной подати, не обязаны рекрутской повинностью, не подлежат помещичьему праву в той мере, как наш бедный крестьянин, и прочее.

http://pravoslavie.ru/5716.html

Пензы 140 в. В пользу церкви капитал 300 р. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 64 дес. Жалованье по окладу IV класса. Дом у священника церковный. Прихожан м. п. 990, ж. п. 1029. Приход состоит из села и дер. Липовки (в 3 в. за р. Сюверней) и хуторов Невеженских (в 1 в. за той же рекой) и Шелалейских (в 2 в. за рекой). В селе училище земское. 19) Село Ольшанка. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, холодный, построен в 1884 г., расстоянием от г. Пензы 145 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной и полевой 33 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дома у членов причта общественные. Прихожан м. п. 518, ж. п. 527. Приход состоит из одного села. Церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа. 20) Село Пичевка. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, холодный, построен в 1852 г., перестроен в 1890 г., расстоянием от Пензы 130 в. В пользу церкви имеется капитал 948 р. 30 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной около двух дес., а пахотной 33 дес. Жалованья 168 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1373, ж. п. 1389. Приход состоит из села и дер. Козловки (в ½ вер.) и Киселевки (в 4 в.). В селе училище земское. 21) Село Поляны. Храм в честь Рождества Христова, деревянный, теплый, построен в 1783 г., перестроен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: два священника, диакон и два псаломщика. Земли усадебной 2 дес., пахотной 66 дес. (в фактич. влад. 58 д.). Жалованья 378 р. Дома у священников и диакона церковные. В пользу причта имеется капитал 100 р. Прихожан м. п. 2075, ж. п. 2105. Приход состоит из села и деревень: Шавтель (в 2 в.), Ростовки (в 3 в.), Васильевки (в 15 вер.), Алексеевки (в 10 в.) и Григорьевки (в 15 вер.). Церковно-приходское попечительство, церковно-приходская школа и земское училище. 22) Село Тархово. Храм в честь Рождества Христова с теплым приделом во имя св. великомуч. Димитрия, деревянный, построен в 1777 г., перестроен в 1854 г., расстоянием от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010